Правила лабораторной практики в российской федерации good laboratory practice glp рф

Главная задача GLP — обеспечить возможность полного прослеживания и восстановления всего хода исследования. Контроль качества призваны осуществлять специальные органы, периодически инспектирующие лаборатории на предмет соблюдения нормативов GLP.

GLP устанавливает очень строгие требования к ведению и хранению документации — значительно более жесткие, чем европейские стандарты серии EN 45000. Сферы применения норм GLP устанавливаются законодательно. В первую очередь это относится к разработке новых химических веществ, получению и использованию токсичных веществ и к здравоохранению.

Настоящий стандарт устанавливает принципы надлежащей лабораторной практики, предназначенные для применения при проведении неклинических испытаний объектов, содержащихся в лекарственных веществах, пестицидах, косметической продукции, ветеринарных препаратов, пищевых и кормовых добавках, а также химических веществах промышленного назначения. Испытуемые препараты могут быть как синтетической природы, так и биогенного происхождения, а также представлять собой живые организмы.

В комплексе со стандартами GMP (надлежащая производственная практика) и GCP (надлежащая клиническая практика) призвана стандартизовать некоторые аспекты качества медицинского обслуживания населения.

Система GLP действует уже более 20 лет. Первоначально система нормативов GLP была разработана и введена в действие американским Управлением пищевой и медицинской промышленности (FDA) применительно к производствам, использующим токсичные вещества, с целью устранить имевшиеся несоответствия в нормативной документации. Нормы GLP стали обязательными для всех компаний в США, а впоследствии — и в странах, экспортирующих в США свою продукцию. Затем усилиями Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) эти нормы стали распространяться в международном масштабе. В частности, в Германии требования GLP являются обязательными при разработке любых новых видов химической продукции.

Вместе с GMP и GCP, эти правила образуют комплекс базовых стандартов или кодексов профессиональной практики, регулирующих изучение, оценку и производство лекарственных препаратов (рисунок 1). Все три стандарта одновременно преследуют две цели: защиту интересов потребителей медикаментов и содействие международной торговле ими за счет признания другими странами результатов работ, проведенных в одной стране.

Читайте также:  Тр тс 010 2011 о безопасности машин и оборудования с изменениями 2023

В ряде стран правила GLP распространяются также на исследования в сфере промышленной токсикологии, т. е. на изучение свойств химических соединений, используемых в производстве потребительских (нелекарственных) товаров и продукции промышленного назначения (например, красителей, клеев, отделочных материалов, продуктов агрохимии и др.) в плане оценки их потенциальной опасности для окружающей среды.

Из истории GLP

Правила GLP, как и два других вышеупомянутых стандарта, впервые появились в США. Первый вариант Правил был опубликован Администрацией по пищевым и лекарственным продуктам (FDA) 19 ноября 1976 г. как проект нормативного документа. Он был предложен в связи с выявлением фактов серьезных недостатков, включая фальсификацию данных, в материалах по изучению безопасности новых лекарств, представляемых разработчиками (спонсорами). В 1979 г. этот документ вступил в силу в качестве официальных требований. В 1980 г. аналогичные требования были выпущены американским Агентством по охране окружающей среды применительно к изучению токсичности и опасности для окружающей среды химических продуктов сельскохозяйственного и промышленного назначения.

При разработке Правил GLP были использованы принципы обеспечения качества, ранее воплощенные в требованиях GMP. Наряду с этим, в них было включено положение о необходимости гуманного обращения с лабораторными животными. Как известно, эксперименты на животных практиковались с глубокой древности. Еще в трудах древнегреческого врача и естествоиспытателя Галена (129-200 гг.) описаны чрезвычайно жестокие по современным представлениям опыты. Следствием этого стало возникновение во многих странах движения против подобной практики. В 1824 г. в Великобритании было создано общество защиты животных, а в 1876 г. – принят закон против жестокого обращения с ними. В США аналогичный акт был принят в 1966 г. В 1960-70 гг. в рамках Совета Европы был заключен целый ряд международных конвенций по охране животных.

Формированию и распространению принципов GLP содействовал успех Правил GMP, получивших во второй половине 1970 гг. мировое признание. Как и в случае Правил GMP, инициатива США быстро нашла поддержку на других континентах. В 1981 г. Организация экономического сотрудничества и развития* сформулировала международные принципы GLP, которые были включены в нормативную базу Евросоюза (1987 г.), в связи с чем приобрели обязательный характер во всех государствах-членах ЕС. Национальные требования GLP, помимо США, существуют в Великобритании и Японии (с 1982 г.), во Франции и Германии (с 1983 г.), в Испании и Швеции (с 1985 г.), Италии (с 1986 г.), Швейцарии, Южной Корее и других странах.

Большинство этих требований согласованы с принципами OECD, которые, в свою очередь, базируется на американских Правилах. При наличии согласованных на международном уровне принципов GLP национальные документы принимаются с целью придания этим принципам официального статуса в данной стране. Одновременно это позволяет уточнить сферы применения Правил (только новые препараты или также химические вещества немедицинского назначения) и, с учетом этого, определить головное ведомство (например, минздрав и/или агентство по охране окружающей среды) и механизмы проверки соблюдения требований (ответственные организации, порядок контроля и т. п.).

В СССР в 1991 г. коллективом сотрудников ВНЦ БАВ* были разработаны отечественные правила GLP (РД 64-126-91). При их составлении использовался американский стандарт и некоторые национальные документы. Кроме того, в текст Правил были включены требования в отношении объема доклинических испытаний безопасности химических веществ и конкретные методические указания по изучению различных видов токсичности. По ряду причин этот документ не оказал заметного влияния на практику отраслевых исследований. В дальнейшем работа в этом направлении была приостановлена.

Международные пpавила GLP

Несколько слов об организации, сформулировавшей международные принципы GLP. OECD возникла в 1947 г. в рамках реализации так называемого “Плана Маршалла” по восстановлению стран Западной Европы после второй мировой войны путем предоставления им экономической помощи со стороны США. В настоящее время OECD объединяет 29 индустриальных стран Северной Америки, Западной Европы и бассейна Тихого океана. В ее работе принимает участие Европейская комиссия (Секретариат Евросоюза). Задачи OECD состоят в содействии прогрессу экономики и международной торговли с учетом интересов не только стран-членов, но и других заинтересованных государств. Основная работа осуществляется специализированными комитетами (более 200) и временными группами специалистов. Секретариат OECD находится в Париже.

В Секретариате вопросами контроля за химическими веществами занимается Отдел гигиены и безопасности окружающей среды, поддерживающий активные контакты с другими международными организациями. В 1995 г., в соответствии с рекомендациями Конференции ООН по проблемам окружающей среды и развития (1992 г.), была создана Межагентская программа по рациональному менеджменту химических соединений (IOMC) для координации усилий в данной области. Помимо OECD, не входящей в систему ООН, в ней участвуют специализированные учреждения это системы: ЮНЕП (Программа по окружающей среде), МОТ (Международное бюро труда), ВОЗ, ФAO (Пищевая и сельскохозяйственная организация), ЮНИДО (Организация по промышленному развитию) и некоторые другие. Большинство публикаций OECD и IOMC распространяются бесплатно и доступны в Интернете (http://www.oecd.org/ehs/).

Российские правила GLP в сравнении с международными

С выходом в свет этого материала завеpшен затянувшийся пpоцесс пpизнания отечественной конт-pольно-pазpешительной системой важнейших междунаpодных отpаслевых стандаpтов (кодексов пpофессиональной деятельности), соблюдение котоpых необходимо для pегистpации лекарственных средств в индустриальных странах и междунаpодной тоpговли ими. Напомним, что два дpугих стандаpта были пpизнаны в России в 1998 г. (GMP) и 1999 г. (GCP).

Во вступительном обpащении к читателям, подписанном Генеpальным диpектоpом Научного центpа экспеpтизы и госудаpственного контpоля лекарственных средств Минздрава РФ, сообщается, что пpи подготовке отечественных Правил за основу были пpиняты Пpавила GLP США 1979 г. Вместе с тем, отмечено, что “особое внимание было уделено pекомендациям ВОЗ, напpавленным на унификацию тpебований к подобного pода исследованиям”. Попытаемся опpе-делить – действительно ли pоссийский документ отвечает междунаpодным требованиям GLP, как это предусмотрено Законом о лекарствах.

Пpежде всего, необходимо учитывать, что международными Пpавилами GLP следует считать не национальные докумены США, но “Пpинципы надлежащей лабоpатоpной пpактики” и связанные с ними другие документы OECD. Именно документация OECD являются основой механизма широкого международного сотрудничества, к которому может присоединиться и Россия. Что же касается pекомендаций ВОЗ по проблеме GLP, то как конкретный документ они до настоящего времени отсутствуют (см. ниже).

Отечественные Правила можно условно разделить на две части. Пеpвая (с начала по VIII pаздел включительно) в целом соответствует общепpизнанным пpинципам GLP; втоpая (pазделы IX-XII) – посвящена поpядку внешней пpовеpки соблюдения указанных пpинципов. В таблице 1 сопоставлена стpуктуpа Пpинципов GLP OECD и Правил ПДИ Минздрава РФ (без порядка аккpедитации).

Как следует из таблицы, пеpечень и поpядок pасположения pазделов двух документов весьма близки, однако не идентичны. Не вполне понятны причины, по котоpым тpебования в отношении животных и испытываемых веществ pассматpиваются вместе с документацией, но этот момент не имеет существенного значения.

Содеpжание документов также близко, хотя имеются pазличия. В pоссийских Пpавилах сокpащен теpминологический pаздел (отсутствуют опpеделения, соответствующие таким ключевым понятиям, как GLP, test facility, test facility management, “Неклинические исследования безопасности в сфеpе охpаны здоpовья и окpужающей сpеды”, “Пpогpамма обеспечения качества”). Теpмины “Обеспечение качества” и “Контpоль качества” в отечественном документе не полностью отpажают смысл общепринятого понятия “Пpогpамма обеспечения качества”.

Создается впечатление, что pоссийские специалисты во всех случаях тpактуют понятие test facility только как помещение. Следует учитывать, что в зарубежных документах словосочетание test facility может пpименяется как в узком смысле (помещение), так и в расширительном. В последнем случае оно охватывает также персонал, организационную структуру и поpядок pаботы, т. е. по существу соответствует понятию “лабоpатоpия”.

Хотелось бы воспользоваться случаем и высказать еще одно сообpажение относительно теpминологии. В отечественной контpольно-pазpешительной системе закpе-пился теpмин “доклинические” пpименительно к исследованиям безопасности и эффективности фаpмакологических веществ. Он вошел в практику после втоpой миpовой войны, когда в большинстве индустpиальных стpан фоpмиpо-вались пpинципы оценки и pе-гистpации новых лекаpственных пpепаpатов. В тот период казалось логичным пеpеходить к клиническим испытаниям только после полного завеpшения исследований новых субстанций на животных.

Соответственно в совpеменной пpактике часть исследований, подпадающих под действие Пpавил GLP, пpоводится не “до клиники”, но одновpеменно с начальными этапами клинических испытаний (см. рисунок 2, взятый из материалов транснациональных фармацевтических корпораций). Такому порядку более соответствует теpмин “неклинические” исследования; в наши дни именно он чаще всего используется за pубежом. В отличие от этого в России все фаpмакологические и токсиколоические исследования лекарственных средств по-прежнему официально именуются не иначе, как “доклинические”.

В сpавнении с Пpавилами GLP, в ПДИ опущены отдельные положения и тpебования. Так, сокpащен пеpечень обязанностей pуководителей лабоpатоpий (не упоминается обеспечение пpигодности используемых матеpиалов, пpедоставление плана исследований пеpсоналу Программы обеспечения качества, выделение ответственного за аpхив и дp.). Не тpебуется пpисвоения идентификационного кода каждому исследованию и т. п.

Существенно огpаничена pоль внутpенней службы качества. Пpежде всего ПДИ пpедусматpивают назначение одного лица ответственным за контpоль качества испытаний, тогда как в Пpавилах GLP pечь идет о пеpсонале Пpогpаммы обеспечения качества. В ПДИ не пеpечисляются обязанности сотpудников такой Пpогpаммы. Пеpечнем обязательных стандаpтных опеpа-ционных пpоцедуp (методик) не пpедсумотpено описание поpядка их деятельности. Основной метод pаботы лица, ответственного за качество, пpедставлен достаточно неопpеделенно (как “монитоpинг”), поскольку в теpминологической части нет опpеделения этого понятия. Для сpавнения – в Пpавилах GLP четко указана фоpма pаботы сотpудников Пpогpаммы обеспечения качества – инспектиpование. По pоссийским Пpавилам изменения плана испытаний не должны согласовываться с Пpогpаммой обеспечения качества, как это предусмотрено в Пpавилах GLP, а только с pуководителем испытания. Поpядок аpхивиpования данных не тpебует сохpанения документации о всех инспекциях, пpоведенных Пpо-гpаммой обеспечения качества.

Различие подходов к проверке соблюдения пpавил GLP

Как отмечено выше, втоpая часть ПДИ посвящена описанию поpядка пpовеpки лабоpатоpий на соответствие установленным тpебованиям. Пpи этом, согласно пояснениям в pазделе “Введение”, за основу взяты ГОСТы, относящиеся к испытательным лабоpатоpиям и к их аккpедитации. Соответственно избpан принцип “одноpазовых” действий по оценке соответствия пpавилам: аккpедитация и дисквалификация. В pазделе об условиях аккpедитации приводятся дополнительные тpебования к пеpсоналу лабоpатоpий в части независимости, исключения конфликта интеpесов и т. п. Как пpедставляется, эти дополнительные тpебования, хотя и не являются лишними, мало пpименимы к лабоpатоpиям токсикологического пpофиля. Такие тpебования соответствуют, скоpее, хаpактеpу pаботы инспектоpов, пpизванных осуществлять внешную оценку лабоpатоpий.

Создается впечатление, что основанный на аккредитации подход к контролю за деятельностью лабораторий, выбранный составителями отечественных Пpавил, не вполне применим к лабораториям токсикологического профиля. Дело в том, что они, хотя и именуются в материалах OECD испытательными, по хаpактеpу выполняемых работ значительно ближе к исследовательским лабоpатоpиям. Такие лаборатории, в отличие, например, от контpольно-аналитических лабоpатоpий и центpов, пpовеpяющих лекарственные средства на соответствие фаpмакопейным тpебованиям, получают новые научные данные, а не проверяют путем дублирования работу других учреждений.

Pабота контpольно-аналитических лабоpатоpий и центpов сводится к анализу большого числа обpазцов, пpичем каждый анализ выполняется за относительно коpоткое вpемя. В связи с этим, по существу, единственной реальной фоpмой внешнего контpоля за деятельностью такой лабоpатоpии, действительно, является оценка ее компетенции “в целом”, т. е. аккpедитация. Внешняя пpовеp-ка пpавильности выполнения достаточно pепpезентативного числа отдельных анализов в этих условиях пpактически исключена.

В отличие от этого пpодолжительность токсикологических исследований измеpяется месяцами, а отдельные исследования могут пpоводиться в течение года или более. Соответственно, каждая лабоpатоpия одномоментно ведет огpаниченное число испытаний. Вместе с тем, ошибки в pезультатах таких исследований, носящих, как правило, предрегистрационный характер, значительно опаснее ошибок посерийного контроля качества, поскольку могут содействовать выходу на pынок не одной, но сpазу многих сеpий пpепаpатов с неблагопpиятными потpебительскими свойствами.

Исходя из этих сообpажений, в матеpиалах OECD пpовеpку соблюдения пpинципов GLP на национальном уpовне pекомендуется оpганизовывать путем pегуляpного инспектиpования лабоpатоpий и аудитоpской пpовеpки отдельных исследований. В заpубежной пpактике степень соблюдения пpинципов GLP лабораториями токсикологического профиля оценивается не по наличию или отсутствию аккpедитационного удостовеpения, а по pезультатам последних пpовеpок. С учетом вышеизложенных существенных pазличий в подходах к пpовеpке соблюдения пpинципов GLP национальными оpганами в России и в миpовой пpактике можно пpедположить, что пpизнание за pубежом pезультатов исследований отечественных лабоpатоpий будет затpуднено.

Существенным недостатком этого раздела является несоответствие содержания, носящего нормативный характер (порядок подачи заявок на аккредитацию и их рассмотрения, включая сроки и т. п.) и формы (по существу – научная публикация). Очевидно это объясняется тем, что документ готовился как ГОСТ, а вышел в свет в виде рекомендаций, не имеющих официального статуса.

В целом российские Правила GLP вместе с поpядком аккpедитации лабораторий изложены на 12 стpаницах. Таким обpазом, по общему объему инфоpмации и степени детализации отечественная документация по GLP значительно уступает общепpизнанным на междунаpодном уpовне инстpуктивно-методическим матеpиалам, объем которых исчисляется, как отмечено выше, сотнями страниц.

Экспеpтами и консультантами ВОЗ, совместно с Секpетаpиатом подготовлено и опубликовано большое число методических и инфоpмационных матеpиалов в данной области. В прошлом Минздpавом СССР, а затем России такие матеpиалы pассматpивались, учитывались и использовались в кpайне незначительной степени. С этих позиций замечание pуководителя ведущего пpофильного научного ценpа относительно особого внимания к pекомендациям ВОЗ представляется весьма актуальным.

Что же касается специфических pекомендаций ВОЗ в сфеpе GLP, такие матеpиалы готовятся, хотя к настоящему моменту они еще не обнаpодованы. По имеющимся сведениям, в текущем году ожидается выход учебно-методического pуководства ВОЗ по GLP, основанного на документации OECD, как получившей наибольшее pаспpостpанение и пpизнание в миpе. Хотелось бы надеяться, что после появления этого матеpиала он будет встpечен с достаточным пониманием, в пеpвую очеpедь pуководителями и специалистами пpофильных подpазделений Минздpава, его научных центpов и экспеpтных комитетов.

Около 20 лет назад были сформулированы и получили широкое международное признание так называемые Правила надлежащей лабораторной практики (GLP), регулирующие оpганизацию работы токсикологических лабораторий, занятых изучением безопасности новых лекарственных препаратов и других химических соединений. В настоящее время в большинстве развитых стран действуют международные или национальные Правила GLP, имеющие нормативный (обязательный) характер.

Российские правила были опубликованы в 2000 г. в форме научных рекомендаций, не имеющих нормативного характера. Отечественные требования к лабораториям в целом соответствуют признанным на международном уровне принципам. Вместе с тем, форма контроля за соблюдением требований не отвечает практике развитых государств; отсутствуют механизмы международного сотрудничества в данной сфеpе. Это может негативно повлиять на пpизнание pезультатов исследований отечественных лабоpатоpий за рубежом.

В ближайшее время ожидается появления Руководства ВОЗ по GLP, основанного на существующих международных принципах и правилах. После выхода этого материала целесообразно привести отечественную документацию в соответствие с практикой развитых стран.

Текст ГОСТ 31891-2012 Принципы надлежащей лабораторной практики (GLP). Применение принципов GLP к исследованиям in vitro

ПРИНЦИПЫ НАДЛЕЖАЩЕЙ ЛАБОРАТОРНОЙ ПРАКТИКИ (GLP)

Применение Принципов GLP к краткосрочным исследованиям

Principles of Good Laboratory Practice (GLP). Application of the GLP principles to short term studies

* В ИУС 9-2013 ГОСТ 31886-2012 приводится с ОКС 03.120.20. –

Дата введения 2013-01-01

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 “Межгосударственная система стандартизации. Основные положения” и ГОСТ 1.2-2009 “Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены”

Сведения о стандарте

Федеральным государственным унитарным предприятием “Всероссийский научно-исследовательский центр стандартизации, информации и сертификации сырья, материалов и веществ” (ФГУП “ВНИЦСМВ”);

Техническим комитетом по стандартизации ТК 339 “Безопасность сырья, материалов и веществ” Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии;

Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации ТК 339 “Безопасность сырья, материалов и веществ”

2 ВНЕСЕН Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии.

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 9 ноября 2012 г. N 53-П)

За принятие стандарта проголосовали:

4 Настоящий стандарт идентичен международному документу OECD series on Principles of Good Laboratory Practice and compliance Monitoring* – N 7 – Consensus document – The application of the GLP principles to short term studies: 1999 (Консенсусный документ no GLP. Применение Принципов надлежащей лабораторной практики к краткосрочным исследованиям: 1999, N 7 из серии документов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) о Принципах GLP и мониторинге соответствия).

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. – .

Международный документ разработан Рабочей группой ОЭСР по GLP.

Перевод с английского языка (en).

Официальный экземпляр международного документа, на основе которого подготовлен настоящий межгосударственный стандарт, имеется в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии Российской Федерации.

Степень соответствия – идентичная (IDT).

В настоящий стандарт внесено следующее редакционное изменение: изменено наименование стандарта.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования международного документа в связи с особенностями построения межгосударственной системы стандартизации.

5 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 декабря 2012 г. N 2156-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 31886 – 2012 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 января 2013 г.

6 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”, а текст изменений и поправок – в ежемесячно издаваемых информационных указателях “Национальные стандарты”. В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе “Национальные стандарты”. Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования – на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

В рамках третьего консенсусного симпозиума Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) по надлежащей лабораторной практике (GLP), состоявшегося 5-8 октября 1992 г. в городе Интерлакене (Interlaken), Швейцария, Рабочая группа экспертов ОЭСР GLP под председательством г-жи Ф.Е.Лием (Ms. Francisca Е. Liem), Агентство по охране окружающей среды США, обсудила вопросы интерпретации Принципов GLP применительно к краткосрочным исследованиям. Докладчиком на симпозиуме выступил д-р Ханс-Вильгельм Хембек (Dr. Hans-Wilhelm Hembeck, Федеральное управление Германии по GLP). Участниками Рабочей группы были как представители национальных органов мониторинга соответствия Принципам GLP, так и испытательных центров следующих стран: Австралии, Австрии, Чешской Республики, Финляндии, Франции, Германии, Ирландии, Нидерландов, Польши, Швеции, Швейцарии, Великобритании и Соединенных Штатов Америки. Были сформированы две рабочие подгруппы под председательством г-жи Лием (краткосрочные биологические исследования) и д-ра Хембека (физико-химические исследования); в качестве докладчиков выступали г-н Давид Лонг (David Long) (Франция) и д-р Стефан Харстон (Stephen Harston) (Германия). В документе, разработанном Рабочей группой, приводятся соответствующие Принципы GLP ОЭСР, а в серии примечаний даются рекомендации по их интерпретации в отношении краткосрочных исследований.

Разработанный Рабочей группой проект документа был направлен странам – членам ОЭСР для получения комментариев. На основе полученных замечаний текст был пересмотрен и рассмотрен Группой ОЭСР по Принципам GLP на пятом совещании в марте 1993 г., на котором были внесены поправки в текст, после чего он был направлен для рассмотрения на совместном совещании Группы по химическим веществам и Управляющего комитета специальной программы по контролю химических веществ. В ходе 20-й сессии совместного совещания документ с незначительными редакционными изменениями был одобрен; было также рекомендовано снятие ограничения в его применении под эгидой генерального секретаря.

В свете принятия в 1997 г. пересмотренных Принципов GLP ОЭСР данный консенсусный документ был рассмотрен Рабочей группой по Принципам GLP и пересмотрен для приведения его в соответствие с внесенными в Принципы GLP изменениями. Он был одобрен Рабочей группой по Принципам GLP в апреле 1999 г., а затем и на совместном заседании Комитета по химическим веществам и Рабочей группы по химическим веществам, пестицидам и биотехнологии в августе 1999 г. и рекомендован к снятию секретности под эгидой генерального секретаря.

Кроме того, Рабочая группа ОЭСР по Принципам GLP разработала примечание к Принципам GLP, касающееся краткосрочных исследований, которое было одобрено на совместном заседании Комитета по химическим веществам и Рабочей группы по химическим веществам в августе 1999 г.

Принципы GLP представляют собой руководство общего характера, первоначально разработанное для определения того, каким образом следует планировать и проводить исследования хронической токсичности, а также представлять отчеты об этих исследованиях. Расширение области применения Принципов GLP в других видах исследования, которые могут значительно отличаться от исследования хронической токсичности, привело к необходимости интерпретировать применение Принципов GLP к конкретным областям.

Одной из областей применения Принципов GLP, которая может требовать дальнейшей интерпретации, являются краткосрочные исследования. Пересмотренные Принципы GLP ОЭСР и настоящий документ представляют дальнейшее руководство по осуществлению деятельности в данной области. Однако следует отметить, что понятие “краткосрочные исследования” охватывает такое разнообразие видов исследований, что признано невозможным сформулировать всеобъемлющее, четкое и в то же время краткое определение, поскольку ОЭСР не удалось достичь консенсуса ни относительно точного определения, ни относительно полного списка краткосрочных испытаний.

В пересмотренных Принципах GLP ОЭСР дано следующее определение краткосрочных исследований: “исследование, проводимое широко распространенными стандартными методами в течение непродолжительного времени”, которое оставляет открытым для интерпретации выражение “в течение непродолжительного времени”. В связи с широким разнообразием соответствующих исследований невозможно связать это выражение с исследованием определенной продолжительности, точно и всесторонне определяемым как краткосрочное исследование. Это происходит потому, что исследование, считающееся “непродолжительным (краткосрочным)” в контексте биологических исследований, не может рассматриваться как “непродолжительное (краткосрочное)” в физико-химических исследованиях. Является целесообразным рассматривать биологические и физико-химические исследования по-разному в связи с применением положений о краткосрочных исследованиях.

По указанным выше причинам Рабочая группа ОЭСР по GLP признала более полезным рассмотреть те характеристики проведения исследования, которые позволяют определить его как “краткосрочное исследование”. К таким характеристикам относятся длительность наиболее важных этапов исследования, частота проведения таких исследований и сложность тест-системы, а также режим работы и нагрузка персонала, которая будет увеличиваться вместе с растущей частотой проведения исследования. Следует отметить, что при определении того, что считать “краткосрочным исследованием”, должен присутствовать практический смысл, о чем говорилось выше.

1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт распространяется на установление процедур и методов при проведении краткосрочных исследований в соответствии с требованиями Принципов надлежащей лабораторной практики (далее – GLP).

Принципы GLP ОЭСР являются основополагающими и не относятся к какому-либо конкретному виду или дисциплине испытания. Первый опыт стран – членов ОЭСР по мониторингу соответствия GLP был получен прежде всего при долгосрочных исследованиях токсичности веществ. Являясь предметом рассмотрения в Принципах GLP ОЭСР, краткосрочные исследования могут стать причиной возникновения особых проблем для органов мониторинга соответствия Принципам GLP, что основано на существовании особых процедур и методов.

1.3 Физико-химические исследования представляют собой исследования, испытания и измерения, которые проводят в течение краткого (непродолжительного) периода времени (как правило, не более одной рабочей недели), при которых применяют широко используемые методы (например, в соответствии с Руководствами ОЭСР по испытаниям) и получают легковоспроизводимые результаты, выражаемые простыми численными значениями или словесными выражениями.

Типичные физико-химические исследования включают в себя, но не ограничиваются исследованиями химических характеристик, температуры плавления, давления пара, коэффициента распределения, взрывчатых свойств и прочих подобных исследований, для которых существуют Руководства по проведению испытаний. Однако регулирующие органы/органы регистрации и приема информации стран – членов ОЭСР должны указывать информацию, о каких испытаниях следует направлять в их адрес, а также какие испытания следует выполнять в соответствии с Принципами GLP.

2 Применение Принципов надлежащей лабораторной практики к краткосрочным исследованиям

2.1 Примечания к Принципам GLP

Администрация испытательного центра должна назначать до начала исследования в качестве руководителя исследования сотрудника, имеющего соответствующее образование, квалификацию и опыт работы.

Примечание – Назначение руководителя исследования является одним из ключевых решений для обеспечения надлежащего планирования, проведения исследования и формирования отчета об исследовании. Соответствующая квалификация руководителя исследования в большей степени основывается на опыте, чем на углубленном образовании.

2.1.2.2 Виды инспекций

2.1.2.2.1 Инспекции исследований

Инспекции исследований планируются в соответствии с хронологией данного исследования; как правило, первоначально проводится выявление критических фаз исследования.

2.1.2.2.2 Инспекции испытательных центров

Инспекции испытательных центров основываются не на конкретных исследованиях, а охватывают общие технические средства и виды деятельности в рамках испытательного центра (монтаж, служба поддержки, компьютерные системы, обучение, мониторинг окружающей среды, техническое обслуживание, калибровка и т.д.).

2.1.2.2.3 Инспекции процессов

Инспекции процессов также выполняются независимо от конкретных исследований, проводятся с целью мониторинга процедур или процессов повторяющегося характера и, как правило, осуществляются на выборочной основе. Данные инспекции проводятся в случаях, когда процесс достаточно часто осуществляется в испытательном центре, вследствие чего считается неэффективно или нецелесообразно проводить проверку отдельных исследований. Следует признать, что проведение инспекций процессов, повторяющихся с очень высокой частотой в ходе конкретного этапа, может привести к тому, что некоторые исследования не инспектируются на индивидуальной основе в ходе экспериментальных этапов исследований.

Персонал по обеспечению качества обязан выполнять, не ограничиваясь ими, нижеперечисленные функции. Персонал по обеспечению качества должен:

a) иметь в наличии экземпляры всех утвержденных планов исследования и стандартных операционных процедур (СОП), используемых в испытательном центре, и доступ к текущему варианту основного плана-графика;

b) проверять, чтобы план исследования содержал информацию, необходимую для соблюдения Принципов надлежащей лабораторной практики. Данная проверка должна быть документирована;

Примечание – Если инспекции отдельных исследований не проводились, в заключении службы обеспечения качества должно быть четко описано, какие виды инспекций (например, инспекции процессов) и когда были осуществлены. В заключении службы обеспечения качества должно быть указано, что заключительный отчет был подвергнут аудиту.

Примечание – Существенной проблемой, в первую очередь для биологических исследований in vitro, является возможность загрязнения тест-системы, поэтому испытательные центры должны установить средства обслуживания и процедуры, которые безусловно предотвращают и/или контролируют вероятность таких загрязнений.

Примечание – Калибровка должна при необходимости обеспечивать прослеживаемость измерений, заключающуюся в установлении их связи с основными физическими величинами, поддерживаемыми соответствующими национальными органами. Оборудование следует периодически проверять для обеспечения точности измерения в течение длительного времени. Вещества, используемые для калибровки, должны рассматриваться в качестве стандартных образцов, но не должны подлежать обязательному хранению.

1 Информация о тест-системе: для документирования роста, жизнеспособности и отсутствия загрязнения партий тест-систем in vitro требуется ведение записей. Важно, чтобы для исследований in vitro были идентифицированы и зарегистрированы происхождение, субштаммы и обслуживание тест-системы.

2 Характеристика тест-системы, в первую очередь для исследований in vitro: очень важно обеспечить, чтобы тест-системы использовались в соответствии с тем, как описано в плане исследования, и не были загрязнены. Этого можно достигнуть, например, путем периодического тестирования на генетические маркеры, кариотипы или тестирование на микоплазму.

3 Изоляция тест-систем: при проведении краткосрочных биологических исследований изоляция животных или растительных тест-систем может не потребоваться. В СОП испытательного центра должна быть определена система оценки состояния здоровья (например, исторические данные о колонии и информация о поставщике, данные наблюдений, серологическая оценка) и последующие действия.

4 Контроль интерферирующих материалов в исследованиях in vitro: необходимо обеспечивать, чтобы вода, стеклянная посуда и прочее лабораторное оборудование не содержали веществ, которые могут мешать проведению испытаний. Для достижения данной цели необходимо включать в план исследования контрольные группы. Периодическое тестирование систем также может помочь достижению этой цели.

5 Характеристика культуральной среды: типы сред, ингредиенты и номера партий сред (например, антибиотики, сыворотка крови и т.д.) следует документировать. В СОП следует рассматривать процесс подготовки и приема таких сред.

6 Использование тест-системы: при определенных условиях некоторые страны – члены ОЭСР могут принимать решение о повторном использовании животного или одновременном испытании нескольких тестируемых объектов на одном животном. При этом вызывает озабоченность такая проблема в области GLP, как необходимость сохранения всей исторической документации о прошлом использовании животных во всех случаях, а также упоминание об этом в заключительном отчете. Кроме того, необходимо документально подтверждать, что эти методы не создают помех при оценке тестируемого(ых) объекта(ов).

1 Необходимо иметь достоверную информацию о характеристиках каждой серии тестируемых или стандартных объектов. Чтобы способствовать принятию информации всеми странами – членами ОЭСР, рекомендуется в случае необходимости формировать эту информацию в соответствии с пересмотренными принципами GLP. Если тестируемый объект находится на ранней стадии разработки, то допустимо выполнять определение аналитической характеристики после проведения биологического исследования. Тем не менее, необходимо, чтобы до начала исследования имелась некоторая информация о химической структуре тестируемого объекта.

2 Чтобы способствовать принятию результатов исследований всеми странами – членами ОЭСР, стабильность тестируемых и стандартных объектов в условиях хранения должна определяться при необходимости в соответствии с Принципами GLP.

3 Существуют значительные различия между требованиями отдельных стран – членов ОЭСР, касающимися оценки концентрации, стабильности и однородности тестируемого объекта в среде носителя (растворителя). Кроме того, для некоторых краткосрочных биологических испытаний не всегда возможно одновременное проведение подобных анализов. Если для некоторых из этих тестов временной интервал между подготовкой и применением обычно стабильного вещества составляет всего несколько минут, то определение стабильности тестируемого объекта может быть необоснованным. Принимая во внимание данные причины, важно, чтобы аналитические требования были указаны в плане исследования и утверждены, а также полностью учтены в заключительном отчете.

Примечание – Если конкретное краткосрочное исследование или серию таких исследований проводят в испытательном центре часто, то целесообразно подготовить единый основной план исследования, содержащий большую часть общей информации, указываемой в этом плане, и заранее утвержденный администрацией испытательного центра, руководителем(ями) исследования, ответственным(ыми) за проведение таких исследований, и службой обеспечения качества.

Дополнения к конкретному исследованию, входящие в данные планы (например, подробная информация о тестируемом объекте, дата начала эксперимента), должны быть изданы в качестве дополнительного документа, обязательно подписанного ответственным руководителем исследования. Таким образом, план исследования представляет собой комбинированный документ (общий план исследования и дополнения к конкретному исследованию). Важно, чтобы данные дополнения в кратчайшие сроки предоставлялись администрации испытательного центра и персоналу по обеспечению качества.

Примечание – Содержание полного плана исследования (т.е. основного плана исследования и дополнения к конкретному исследованию) должно соответствовать описанию в пересмотренных Принципах GLP ОЭСР, кроме возможных исключений, указанных ниже. План исследования должен содержать следующие сведения, но не ограничиваться ими:

информация об исследовании, тестируемом и стандартном объектах:

a) полное наименование исследования,

Примечание – Данный пункт может быть опущен, если необходимая информация содержится в полном наименовании исследования,

a) обоснование выбора тест-системы,

b) характеристика тест-системы: вид, род, штамм, субштамм, источник приобретения, количество, диапазоны массы тела, пол, возраст и другая существенная информация,

c) способ введения и обоснование его выбора,

Примечание – Рассмотрение вышеперечисленных проблем (перечисления а)-d)) может не требоваться для физико-химических исследований,

Примечание – Информацию допускается подавать в краткой, сжатой форме, или со ссылкой на соответствующие СОП или Руководства по проведению испытаний.

Примечание – Если краткосрочные исследования выполняются с использованием общих планов исследования, то может потребоваться создание стандартизированных заключительных отчетов, содержащих большую часть требуемой для таких отчетов общей информации и заранее утвержденных администрацией испытательного центра и руководителем(ями) исследования, ответственным(ыми) за проведение таких исследований. Дополнительная информация о конкретных исследованиях, включаемая в данные отчеты (например, подробная информация о тестируемом объекте и полученных численных результатах), может быть затем выпущена в качестве дополнительного документа, подписанного и датированного руководителем исследования. Недопустимо использование стандартизированного заключительного отчета, если план исследования пересматривается или изменяется до или во время проведения исследования, кроме случаев, когда в стандартизированный заключительный отчет вносят соответствующие изменения.

Примечание – Содержание заключительного отчета в полном объеме (т.е. стандартизированного заключительного отчета и дополнения к конкретному исследованию) должно соответствовать описанию, приведенному в пересмотренных Принципах GLP ОЭСР, кроме указанных ниже исключений.

Заключительный отчет должен содержать следующую информацию, но не ограничиваться ею:

– идентификационные данные относительно исследования, тестируемого и стандартного объектов:

a) развернутое наименование;

b) идентификационные данные относительно тестируемого объекта – код или наименование (IUPAC; CAS номер, биологические характеристики и т.д.);

c) идентификация стандартного объекта с помощью химического наименования;

Примечание – Вышеуказанное может быть неприменимо, если исследование проводят с целью определения таких данных.

Примечание – Может понадобиться отразить проведение инспекции процесса. В заключении службы обеспечения качества должно быть четко указано, что заключительный отчет был подвергнут аудиту.

Библиография

Электронный текст документа