Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16 марта 2022 г. N 138 “О мерах по выполнению решений Тридцать первой сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству”

Территориальные воды – это часть прибрежной акватории, подчинённой исключительной юрисдикции определённого государства. Организацией Объединённых Наций чётко определена ширина зоны – 12 морских миль, отсчитываемых от береговой линии в момент максимального отлива.

Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16 марта 2022 г. N 138 "О мерах по выполнению решений Тридцать первой сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству"

Прилежащая зона – это полоса водного пространства в открытом море. В ней свободно могут проходить корабли. Она граничит с территориальными водами какого-либо государства. Эта зона находится под юрисдикцией определенной страны. Это позволяет обеспечить соблюдение всех правил и законов, которые касаются таможни, иммиграции, экологии и так далее.

Портал ГАРАНТ. РУ (Garant. ru) зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 г.

Губернатор Петербурга Александр Беглов обсудил с президентом, председателем правления банка «ВТБ» Андреем Костиным ход строительства Широтной магистрали скоростного движения (ШМСД). Подробности из их рабочей беседы пресс-служба городской администрации опубликовала накануне, 3 августа. На сегодняшний день подрядчик активно реализует первый этап ШМСД — Витебскую развязку. К работам на основном ходу трассы, расположенном на между развязками на одноимённом проспекте и съезде с ЗСД на Благодатную улицу, строители приступили в этом году. В Смольном напомнили, что на новый участок строительства — Витебский проспект, — генеральный подрядчик вышел в мае этого года. В рамках первого этапа специалистам «ПУСК-ЛИМАК-Север» предстоит реконструировать участок магистрали между Заставской улицей и Лиговским проспектом, а также расширить проезжую часть до шести полос движения. Параллельно продолжается строительство на площадке, прилегающей к ЗСД в районе пересечения Благодатной и Кубинской улиц. Как сообщал «ДП» ранее, соглашение о реализации первого этапа строительства Широтной магистрали скоростного движения между правительством Петербурга и группой ВТБ было подписано в ноябре 2020 года. В документе указано, что протяжённость новой дороги составит около 2,5 километров, шесть полос движения будут способны пропускать до 70 тыс. автомобилей в сутки, а предельную скорость разрешат повысить до 110 км/ч.

Минобороны предложило ограничить проход по Севморпути для иностранных судовМинобороны России подготовило поправки в закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», которые предусматривают новый порядок прохода по Северному морскому пути для иностранных военных судов, сообщил РБК со ссылкой на документ. В случае принятия поправок закон будет дополнен пунктом, согласно которому иностранные военные и государственные суда смогут заходить во внутренние морские воды Севморпути (без захода в порты или военно-морские базы) по разрешению, запрашиваемому по дипломатическим каналам минимум за 90 дней. Во внутренние воды Севморпути сможет заходить только одно иностранное военное или государственное судно, для большего количества потребуется специальное решение правительства. Также заходящие суда должны обеспечивать безопасность судоходства, охрану окружающей среды, безопасность подводных кабелей и трубопроводов, сохранять водные биологические ресурсы. Иностранные подводные лодки должны будут следовать по Севморпути только по поверхности и под флагом своего государства. Помимо этого документ позволит властям приостанавливать заход иностранных судов во внутренние воды в акватории Севморпути на определенный срок в целях безопасности. «Сохраняющаяся тенденция к увеличению грузопотока транзитных морских перевозок по СМП в отсутствие эффективного правового механизма регулирования плавания иностранных кораблей и судов в акватории СМП не позволяет в полной мере обеспечить безопасность морского судоходства и военного мореплавания, а также принимать меры, направленные на обеспечение национальных интересов Российской Федерации в Арктическом регионе», – говорится в пояснительной записке к законопроекту. РБК со ссылкой на федерального чиновника сообщает, что проект закона уже одобрен правительственной комиссией по законопроектной деятельности. Согласно действующему законодательству, иностранные суда, военные корабли и другие государственные суда пользуются правом мирного прохода через территориальные воды России. «В интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, а также в целях проведения учений с оружием любого вида федеральный орган исполнительной власти по обороне или федеральный орган исполнительной власти по безопасности могут временно приостановить в определенных районах территориального моря осуществление права мирного прохода через территориальное море для иностранных судов, иностранных военных кораблей и других государственных судов. Такое приостановление вступает в силу после заблаговременного объявления об этом в «Извещениях мореплавателям», – говорится в ст. 12 закона. В рамках проекта по развитию Севморпути на период до 2035 г. предполагается модернизация судостроительных и судоремонтных мощностей на пути пролегания этого логистического коридора. Общий объем финансирования плана может составить порядка 2 трлн руб.

Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16 марта 2022 г. N 138 "О мерах по выполнению решений Тридцать первой сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству"

Россия в 2021 году возглавила Арктический совет. В связи с этим “Деловой Петербург” и Проектный офис развития Арктики реализуют проект еженедельных дайджестов основных событий, которые произошли в арктическом регионе как в России, так и за рубежом.

Минобороны выступило с предложением дополнить нормативную базу, регулирующую движение иностранных судов по Севморпути. Текст законопроекта, вносящего поправки в федеральный закон от 1998 года “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”, уже получил одобрение правительственной комиссии по законопроектной деятельности.

Документ относится к иностранным военным кораблям и государственным судам, которые планируют зайти во внутренние воды России в акватории Севморпути. Согласно законопроекту, допуск упомянутых категорий судов будет возможен только в разрешительном порядке. Разрешения должны запрашиваться как минимум за 90 дней до предполагаемого момента захода, при этом они могут быть в последующем приостановлены российскими властями из соображений безопасности.

По факту, ужесточения режима плавания по СМП эти нормы не предусматривают. На территориальное море и участки акватории СМП с иным правовым режимом, а равно и на гражданские суда нововведения не распространяются — в их отношении продолжают действовать уже существующие положения законодательства.

Что делать с арктическим мусором?

На этот острый для нашего Заполярья вопрос сейчас пытается найти ответ УралНИИ “Экология”, реализующий исследовательский проект в интересах Минприроды.

Дело в том, что отходы, ежедневно и ежечасно образующиеся в ходе жизнедеятельности человеческих поселений, представляют собой серьёзную проблему для Арктики. По данным Минприроды, в Арктической зоне страны ежегодно формируется порядка одного миллиона тонн мусора, и этот мусор необходимо куда-то девать. Вариант “просто выбросить” категорически не подходит — в тамошних климатических условиях отходы могут сохраняться десятилетиями. Значит, необходима утилизация. Но чтобы её провести, нужно преодолеть целый ряд препятствий, характерных для Крайнего Севера — огромные расстояния, неразвитость и дороговизну логистики, климатический экстрим.

Чтобы разобраться в этой непростой проблеме и выбрать оптимальный вариант её решения, УралНИИ “Экология” и выполняет свой проект. По его итогам специалисты института намерены предложить рабочие, универсальные и экономически приемлемые рецепты для обращения с ТКО в высоких широтах. В качестве пилотного региона был выбран Ненецкий автономный округ. Соответствующие научно-исследовательские работы будут завершены до конца текущего года.

“Арктический Гольфстрим”

Российские учёные обнаружили ранее неизвестное течение, доставляющее в Заполярье тёплые воды из Северной Атлантики. Оно движется от архипелага Новая Земля на север вдоль восточного склона жёлоба Святой Анны, находящегося в Карском море. Исследователи убеждены: его воздействие способно ускорять таяние морских льдов летом и замедлять их появление зимой.

Соответствующие данные были собраны в августе и октябре 2021 года в ходе экспедиций на научно-исследовательских судах “Академик Иоффе” и “Академик Мстислав Келдыш”. Результаты проведённой работы были представлены учёными в публикации, вышедшей недавно на страницах журнала Frontiers in Marine Science.

Это открытие не обошлось без участия петербургских специалистов. В полярных экспедициях, позволивших открыть упомянутые течения, приняли участие сотрудники Российского государственного гидрометеорологического университета, расположенного в Северной столице.

“Восток Ойл” вгрызается в Арктику

С Таймыра пришла знаковая новость: на Пайяхском кластере проекта “Восток Ойл” началось эксплуатационное бурение скважин.

В деле — буровые комплексы отечественного производства, изготовленные специально для использования в суровых климатических условиях высоких широт. Установки оборудованы современными мощными системами, позволяющими поддерживать высокий темп бурения, создавая скважины глубиной до 6 тыс. В разработке таймырских недр будет задействовано около сотни таких буровых установок.

“Восток Ойл” обещает стать одним из флагманских углеводородных проектов российского Заполярья. Компания “Роснефть”, являющаяся его оператором и основным бенефициаром, рассчитывает с его помощью существенно упрочить свои позиции на мировом нефтяном рынке. Однако не всё так просто: санкционное давление вынудило иностранных партнёров “Роснефти” пересмотреть свои планы по участию в данном проекте. А это значит, что под вопросом теперь и его капитализация, и получение необходимых технологий и оборудования, и последующая организация сбыта.

Ледокольные бассейны

В Петербурге модернизируют бассейны. Но не простые, а для ледоколов. Арктический и антарктический научно-исследовательский институт начал техническое обновление экспериментального комплекса, применяемого для испытаний моделей судов и конструкций, используемых в высоких широтах. В его состав входят два ледовых бассейна, имитирующих арктические воды с различными заданными параметрами. Благодаря модернизации диапазон возможностей по воссозданию заполярных условий расширится: порог моделируемых температур снизится до -30° C, появятся новые опции по проведению экспериментов, повысится их точность.

Модернизация проводится на грант федерального министерства науки и высшего образования в размере 33,95 млн рублей. Работы будут завершены до конца нынешнего года.

Кстати, первый такой бассейн был создан в ААНИИ в далёком 1955 году. Именно там проводили модельные испытания первого на планете атомного ледокола “Ленин” и последующих судов, предназначенных для навигации в Арктике. Современный комплекс также родом из СССР — он был сдан в 1990 году.

– Юрий Владимирович, если случится глобальное потепление, то как оно повлияет на вечную мерзлоту Арктики?

– Если вечная мерзлота «поплывет», то последствия будут катастрофическими. Международная группа ученых из Финляндии, Норвегии, России и США пришла к выводу, что из-за глобального потепления и таяния вечной мерзлоты может быть разрушено до 70% инфраструктуры в северных полярных регионах в течение следующих 30 лет. Получается, к 2050 году примерно 3,6 млн человек (около трех четвертей населения), живущих в районах с вечной мерзлотой, пострадают из-за повреждений коммуникаций и зданий.

Инфраструктура самих месторождений тоже будет нарушена – автомобильные и железные дороги, трубопроводы, города и поселки, предприятия, портовые терминалы и комплексы. Возникает вопрос: что и каким образом мы будем добывать и транспортировать в Арктической зоне?

– Говоря о глобальном изменении климата и об освоении Северного морского пути, а также о ледокольном сопровождении, одни и те же явления, процессы и прогнозы разные специалисты трактуют очень различно, в первую очередь в защиту и поддержку своих взглядов, своих интересов и проектов.

– Сторонники освобождения акватории Севморпути ото льда утверждают, что в этом случае не понадобится ледокольное сопровождение.

– Понятно, строительство ледоколов, особенно новых проектов, – дело очень дорогое. Если стоимость головного ледокола проекта ЛК-60Я «Арктика» изначально была определена в размере около 37,8 млрд руб. , то затем цена выросла до 47 млрд руб.

Уже в процессе строительства стали возникать различные проблемы. Выяснились, что реальные трудозатраты оказались больше на 15–20%. На три года увеличился срок строительства, и связанные с этим дополнительные расходы. Позднее возникла необходимость замены одного электродвигателя, выяснились недостатки работы системы смазки. Подчеркну: сама цена контракта не изменилась, однако реальная стоимость работ сильно возросла.

Я в публикациях встречал разные цифры, вплоть до 120 млрд руб. Можно предположить, что реальная сумма затрат на строительство первого ледокола типа ЛК-60Я составила около 80–100 млрд руб. Контрактная стоимость строительства четвертого и пятого ледоколов ЛК-60Я определена в размере 100 млрд руб. Стоимость нового ледокола ЛК-120Я («Лидер») в настоящее время оценивается в 130 млрд руб. Можно не сомневаться, что суммарные затраты на создание нового судна к моменту окончания работ превысят 150 млрд руб.

Уже принято решение о создании группировки новых атомных ледоколов для Арктики в составе пяти ледоколов типа «Арктика» (ЛК-60Я) и трех ледоколов «Лидер» (ЛК-120Я), что подтверждается данными «Атомфлота» о потребности Севморпути в атомных ледоколах нового поколения. Понятно, что при названной стоимости ледоколов нового поколения срок окупаемости строительства всей этой ледокольной группировки будет исчисляться десятилетиями!

– То есть если глобальное потепление произойдет и Северный морской путь освободится ото льда, то эта группировка ледоколов станет невостребованной?

– Если это так, то следует признать: руководители крупнейших российских добывающих компаний, а также руководители экономических ведомств не очень верят (мягко говоря) в это скорое глобальное потепление. Или, что еще хуже, принимают необоснованные решения, влекущие огромные финансовые потери.

– Каким образом глобальное потепление может повлиять на правовое регулирование судоходства в Арктике?

– Если лед растает или будет «стоять» менее 6 месяцев в году, то Россия утратит права на особое регулирование плавания в акватории Северного морского пути и возможность предоставлять привилегии или устанавливать какие-либо ограничения любому перевозчику с любым грузом на борту. Режим плавания в Арктике будет примерно таким же, как сейчас в Балтийском море.

– Акватория СМП – это водное пространство, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону РФ, поэтому к ней применимы соответствующие положения Конвенции ООН 1982 года (ст. 2–33, 55–75 и др. В частности, согласно ст. 33 Конвенции 1982 года, в своей прилежащей зоне РФ может осуществлять контроль, необходимый для предотвращения нарушений таможенных, фискальных, миграционных или санитарных законов и правил в пределах своей территории или территориального моря, а также назначать наказания за их нарушение.

С точки зрения правового регулирования плавания судов в акватории СМП особого внимания заслуживает ст. 234 «Покрытые льдом районы» Конвенции 1982 года, согласно которой прибрежные государства имеют право принимать и обеспечивать соблюдение недискриминационных законов и правил по предотвращению, сокращению и сохранению под контролем загрязнения морской среды с судов в покрытых льдами районах в пределах исключительной экономической зоны. Особо суровые климатические условия в этих районах и наличие льдов, покрывающих такие районы в течение большей части года, создают препятствия либо повышенную опасность для судоходства, а загрязнение морской среды может нанести тяжелый вред экологическому равновесию или необратимо нарушить его. В соответствии с данной нормой в России действует особое регулирование плавания по Северному морскому пути.

– Так кто выиграет от глобального потепления?

– Что-то я очень сомневаюсь, что отечественные перевозчики с отечественными грузами на борту смогут выиграть в данном случае в конкурентной борьбе с иностранными компаниями. Какие там отечественные регулярные перевозки и контейнерные линии! Китайцы, корейцы, возможно, японцы будут возить на своих судах свои грузы. Судоходные компании, возможно, будут и европейские, но никак не российские. Что мы получим от такого потепления, кроме убытков?

Именно поэтому по состоянию на сегодняшний день считаю глобальное потепление не благом, а страшным кошмаром для нашего государства.

Беседовала Алена Алешина

Если Вы заметили ошибку, выделите, пожалуйста, необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.

(введена Федеральным законом от 28. 2012 N 132-ФЗ)

Под акваторией Северного морского пути понимается водное пространство, прилегающее к северному побережью Российской Федерации, охватывающее внутренние морские воды, территориальное море, прилежащую зону и исключительную экономическую зону Российской Федерации и ограниченное с востока линией разграничения морских пространств с Соединенными Штатами Америки и параллелью мыса Дежнева в Беринговом проливе, с запада меридианом мыса Желания до архипелага Новая Земля, восточной береговой линией архипелага Новая Земля и западными границами проливов Маточкин Шар, Карские Ворота, Югорский Шар.

Правила плавания в акватории Северного морского пути утверждаются Правительством Российской Федерации, применяются в целях обеспечения безопасности мореплавания, а также предотвращения, сокращения и сохранения под контролем загрязнения морской среды с судов и содержат:

1) порядок организации плавания судов в акватории Северного морского пути, предусматривающий выдачу разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути, приостановление, возобновление, прекращение действия таких разрешений и внесение изменений в такие разрешения Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” или подведомственной ей организацией;

(пп. 1 в ред. Федерального закона от 28. 2022 N 184-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) порядок выдачи федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского транспорта, или подведомственной ему организацией лицам, удовлетворяющим требованиям положения о ледовых лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом”, удостоверений о праве ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;

(пп. 1 введен Федеральным законом от 28. 2022 N 184-ФЗ)

2) положение о навигационно-гидрографическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути;

3) иные касающиеся организации плавания судов в акватории Северного морского пути положения.

2 в ред. Федерального закона от 27. 2018 N 525-ФЗ)

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, по согласованию с Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” утверждаются:

1) правила ледокольной проводки судов в акватории Северного морского пути;

2) правила ледовой лоцманской проводки судов в акватории Северного морского пути;

3) правила проводки судов по маршрутам в акватории Северного морского пути;

4) положение о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов в акватории Северного морского пути.

1 введен Федеральным законом от 27. 2018 N 525-ФЗ)

Организация плавания судов в акватории Северного морского пути осуществляется Государственной корпорацией по атомной энергии “Росатом” в соответствии с правилами плавания в акватории Северного морского пути, предусмотренными пунктом 2 настоящей статьи, нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом” и включает в себя в том числе:

(в ред. Федерального закона от 28. 2022 N 184-ФЗ)

1) организацию разработки маршрутов плавания судов и использованию судов ледокольного флота в акватории Северного морского пути с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки в указанной акватории;

2) организацию предоставления информационных услуг в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов, обеспечения осуществления ледокольной проводки судов;

3) содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций в акватории Северного морского пути;

3 в ред. Федерального закона от 27. 2018 N 525-ФЗ)

4) организацию мониторинга движения судов в акватории Северного морского пути;

(пп. 4 введен Федеральным законом от 28. 2022 N 184-ФЗ)

5) предоставление информации о гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановке в акватории Северного морского пути;

(пп. 5 введен Федеральным законом от 28. 2022 N 184-ФЗ)

6) содействие в организации проведения операций по ликвидации последствий загрязнения с судов опасными и вредными веществами в акватории Северного морского пути, а также в проведении работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в акватории Северного морского пути.

(пп. 6 введен Федеральным законом от 28. 2022 N 184-ФЗ)

Выдача и возобновление действия предусмотренных подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи разрешений на плавание судов в акватории Северного морского пути осуществляется при условии выполнения судном требований, касающихся безопасности мореплавания и защиты морской среды от загрязнения с судов (применительно к акватории Северного морского пути) и установленных международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации, правилами плавания в акватории Северного морского пути, указанными в пункте 2 настоящей статьи, и предоставления документов, удостоверяющих наличие установленного международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации страхования или иного финансового обеспечения гражданской ответственности за ущерб от загрязнения либо другой причиненный судном ущерб.

(в ред. Федеральных законов от 27. 2018 N 525-ФЗ, от 28. 2022 N 184-ФЗ)

Размер платы за ледокольную проводку судна, ледовую лоцманскую проводку судна в акватории Северного морского пути определяется в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях с учетом вместимости судна, ледового класса судна, расстояния, на которое осуществляется проводка этого судна, и периода навигации.

Оплата ледокольной проводки судна, ледовой лоцманской проводки судна в акватории Северного морского пути осуществляется исходя из объема фактически оказанных услуг.

Правила, установленные настоящим пунктом, также распространяются на военные корабли, военно-вспомогательные суда и другие суда, находящиеся в собственности Российской Федерации, собственности субъектов Российской Федерации или эксплуатируемые ими и используемые только для правительственной некоммерческой службы.

(абзац введен Федеральным законом от 07. 2017 N 10-ФЗ)

Заказчик и исполнитель услуги по ледокольной проводке судна, оказываемой судами ледокольного флота в акватории Северного морского пути, и (или) иных услуг, необходимых для целей торгового мореплавания, оказываемых судами ледокольного флота в акватории Северного морского пути (далее – услуга по проводке судна и иные услуги), могут заключать долгосрочные договоры возмездного оказания услуг по проводке судна и иных услуг при их оказании исполнителем на систематической основе.

(в ред. Федерального закона от 28. 2022 N 194-ФЗ)

В долгосрочном договоре возмездного оказания услуги по проводке судна и иных услуг определяются срок договора, перечень оказываемых услуг, порядок оплаты каждой из входящих в указанный перечень услуг, обязанность исполнителя при использовании судов ледокольного флота обеспечивать их готовность к оказанию услуг по проводке судна и иных услуг в течение всего срока действия договора, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, а также определяемые при необходимости по соглашению сторон иные условия оказания таких услуг.

Услуга по проводке судна и иные услуги оказываются судами ледокольного флота, имеющими право плавания под Государственным флагом Российской Федерации, в соответствии со статьей 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.

(абзац введен Федеральным законом от 28. 2022 N 194-ФЗ)

6 введен Федеральным законом от 20. 2021 N 94-ФЗ)

ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ МОРЕ И ПРИЛЕЖАЩАЯ ЗОНА

Территориальное море — это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основному сухопутному массиву и островам) и внутренним водам государств и находящийся под суверенитетом прибрежного государства. В части II Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. отражена специфика территориального моря. В соответствии с требованиями норм международного права каждое прибрежное государство в национальном законодательстве определяет правовой режим своего территориального моря, поскольку оно входит в состав государственной территории, а его внешняя граница является государственной границей прибрежного государства на море.

Согласно ст. 71 Конституции РФ, определение статуса территориального моря Российской Федерации относится к ведению Российской Федерации. Закон о внутренних морских водах РФ подробно регламентирует порядок и условия использования этой части пространства России.

Ширина территориального моря не должна превышать 12 морских миль. В большинстве стран принята 12-мильная норма (Россия, Польша, Франция, Япония, Индия и др. Отсчет ширины территориального моря производится:

  • • от линии наибольшего отлива;
  • • условной линии внутренних вод;
  • • прямых исходных («базисных») линий, соединяющих выступающие в море точки морского побережья (такой метод применяется в местах, где береговая линия глубоко изрезана или вдоль берега имеется цепь островов).

Если берега двух государств расположены один против другого или примыкают друг к другу, то в качестве разграничительной линии их территориального моря используется срединная линия. Принцип срединной линии может быть положен в основу разграничения при заключении специальных соглашений. Государства с учетом различных обстоятельств (исторических, географических, экономических и др. ) вправе избрать и иной способ разграничения.

Правовой режим территориального моря определяется внутригосударственными правовыми актами и нормами международного права, исходя из того, что оно, его дно и недра, воздушное пространство над ним являются составной частью территории прибрежного государства и находятся под его суверенитетом.

Территориальное море имеет большое значение для международного морского судоходства. Этим объясняется основная особенность его правового режима (например, по сравнению с режимом внутренних морских вод), которая заключается в праве мирного прохода. Суда всех государств (невоенные и военные) пользуются правом мирного прохода через территориальное море (ст. 17 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства на такой проход не требуется.

Под проходом понимается плавание через территориальное море с целью: пересечь это море, не заходя во внутренние воды; пройти во внутренние воды или выйти из них. Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает остановку и стоянку на якоре, если они связаны с обычным плаванием или необходимы в силу чрезвычайных обстоятельств. Подводные транспортные средства должны следовать на поверхности. Проход является мирным, если им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

В Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. приводится перечень действий, рассматриваемых как нарушение мира, доброго порядка или безопасности прибрежного государства, а следовательно, как проход, который не является мирным: угроза силой или ее применение против прибрежного государства в нарушение принципов международного права; любые маневры или учения с оружием любого вида; сбор информации или пропаганда в ущерб обороне и безопасности прибрежного государства; подъем в воздух, посадка или принятие на борт любого летательного аппарата или военного устройства; погрузка или выгрузка товара или валюты, посадка или высадка любого лица вопреки правилам прибрежного государства; рыболовная, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу; создание помех системам связи.

Промысловая и иная деятельность иностранными судами осуществляется только с разрешения компетентных властей прибрежного государства или на основе специального соглашения с ним. Прибрежное государство может принимать законы и правила, относящиеся к безопасности судоходства и регулированию движения судов в территориальном море. Оно вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения, а также приостанавливать в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если это необходимо для обеспечения его безопасности. К судам, нарушающим режим территориального моря, могут быть применены меры, необходимые для пресечения нарушения либо для привлечения нарушителя к ответственности.

Согласно ст. 30 Закона о Государственной границе РФ пограничные органы в пределах территориального моря по отношению к невоенным судам имеют право: предложить показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях захода в эти воды; предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания район; остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованиям изменить курс. Суда, допустившие нарушение режима территориального моря Российской Федерации, могут быть остановлены, досмотрены, задержаны и доставлены (конвоированы) в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения и при наличии достаточных оснований привлечены к ответственности в соответствии с законами РФ.

Пограничные органы имеют право преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации судно, нарушившее правила плавания (пребывания) в этих водах, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства. Преследование в открытом море осуществляется, если оно начато в территориальном море России и ведется непрерывно (преследование «по горячим следам»).

Уголовная юрисдикция прибрежного государства не должна осуществляться на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением случаев, если:

  • • последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
  • • преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
  • • капитан судна, дипломатический агент или консул, иное должностное лицо государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;
  • • такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами (ст. 27 Конвенции ООН по морскому праву).

Закон о внутренних морских водах РФ включает в этот перечень также необходимость пресечения других уголовных преступлений международного характера, предусмотренных международными договорами РФ (п. 1 ст. 17).

Гражданская юрисдикция прибрежного государства не осуществляется в отношении лиц, находящихся на борту судна, проходящего через территориальное море. Меры взыскания или арест по любому гражданскому делу возможны только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя судном во время или для такого прохода.

Военные корабли пользуются в территориальном море иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства и игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него покинуть территориальное море. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага несет международную ответственность.

Прилежащая зона — часть морского пространства, прилегающая к территориальному морю, в котором прибрежное государство может осуществлять контроль в определенных установленных законом областях.

Согласно ст. 33 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. прибрежное государство может осуществлять контроль, необходимый для:

  • • предотвращения нарушений таможенных, фискальных, иммиграционных или санитарных законов и правил в пределах его территории или территориального моря;
  • • наказания за нарушение этих правил, совершенное в пределах его территории или территориального моря.

Таким образом, прилежащая зона может быть четырех видов: таможенная, фискальная, иммиграционная и санитарная. Она не может простираться за пределы 24 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется территориальное море.

Национальным законодательством прибрежного государства определяются органы и их полномочия по контролю в прилежащей зоне.

Правовой режим прилежащей зоны Российской Федерации наряду с нормами международного права определяется Законом о внутренних морских водах РФ.

Внутренние воды

Территориальные воды – это также и внутренние воды, включающие реки, озёра, неширокие бухты, фьорды и т. Здесь действует абсолютный суверенитет, не подчинённый правилам Морской конвенции.

Акватория между островами архипелагов при определённых условиях является внутренними водами. Ряд стран (Индонезия, Филиппины) имеют обширную внутреннюю зону, что накладывает ограничения на проход зарубежных судов. Чтобы не затруднять мореходство, правительством утверждаются морские коридоры для упрощённого судоходства.

Официально территориальным считается часть моря (океана) в пределах принятой ООН 12-мильной зоны. Соседствующие по морю страны обычно договариваются в двустороннем формате о разграничениях зон ответственности. Если договариваться не получается, границу определяют по равноудалённым точкам от участков суши.

На практике часть государств трактуют по-своему морское право, включая в исключительную суверенную зону акватории за пределами территориального моря. Причинами споров являются биологические ресурсы, природные ископаемые, стратегическое положение.

Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16 марта 2022 г. N 138 "О мерах по выполнению решений Тридцать первой сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству"

Территориальные воды государства имеют продолжение в виде прилежащей зоны, также определённой в 12 миль. Своеобразный буфер создан как контрольно-пропускной пункт. Здесь пограничные силы могут отчасти контролировать мореходство, ловить браконьеров и пиратов, выявлять нарушителей санитарных, миграционных, таможенных законов.

Военные суда чужих стран, как правило, должны получать разрешение для преодоления прилежащей зоны, а подлодки – перемещаться в надводном положении. Впрочем, требования чётко не прописаны и регулируются отчасти региональными договорённостями, или «правом сильного».

Исключительная экономическая зона

Территориальные воды – это не только 24-мильная область особой ответственности. Национальные государства имеют право первостепенного освоения, так называемой, исключительной экономической зоны. Простирается она на 370 км (200 морских миль) от береговой линии (либо внутренних вод), если нет территориальных ограничений в виде морских границ соседних стран.

Государство в ИЭЗ может единолично (либо с партнёрами) добывать минералы, разрабатывать месторождения углеводородов, ловить рыбу и другие дары моря, строить ветровые и приливные электростанции, проводить геологоразведку и т. Допускается даже возведение искусственных островов и их экономическое использование.

Между тем морское право запрещает препятствовать авиаперевозкам и мирному прохождению судов других стран. Разрешена прокладка средств коммуникаций, трубопроводов. Также сторона обязуется защищать природную среду, устранять последствия экологических бедствий.

Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16 марта 2022 г. N 138 "О мерах по выполнению решений Тридцать первой сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству"

Шельфовая зона

Территориальное море также включает часть расширенного континентального шельфа. Полномочия государств в пределах шельфовой зоны во многом сходны с полномочиями ИЭЗ. Эти территории могут частично совпадать, в этом случае правила экономических зон являются приоритетными.

Если шельф простирается дальше исключительной экономической зоны и доказано является подводным продолжением континентальной части страны, государство имеет полномочия добывать природные ископаемые, вести промысел и т. Зона хозяйственной деятельности простирается за пределами ИЭЗ от 200 до 350 морских миль от береговой линии.

Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16 марта 2022 г. N 138 "О мерах по выполнению решений Тридцать первой сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству"

Территориальные воды России

Российская Федерация контролирует обширную морскую территорию. Граница протянулась на 38 800 км. К внутренним водам относятся Белое море, Чёшская губа, Печёрская губа. Охотское море, благодаря Курильской гряде, также является частью территориальных вод с исключительной зоной ответственности. Здесь запрещено рыбачить другим странам без специальных разрешений.

Экономическая зона занимает свыше 4 млн км2. Она полностью включает моря:

  • Карское;
  • Лаптевых;
  • Восточно-Сибирское;
  • Охотское;
  • Белое.
  • Чёрное;
  • Азовское;
  • Каспийское;
  • Балтийское;
  • Баренцево;
  • Чукотское;
  • Берингово;
  • Японское;
  • Тихий океан;
  • Северный Ледовитый.

Данная территория в будущем станет локомотивом экономики. Биологические ресурсы вод колоссальны. Шельфы обладают богатейшими запасами минерального и рудного сырья, нефти, газа. Планируется строительство подводных роботизированных городов-заводов, где будут добывать, транспортировать, частично перерабатывать дары земли.

Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16 марта 2022 г. N 138 "О мерах по выполнению решений Тридцать первой сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству"

Конфликтные ситуации

Территориальные воды – это зона, подчинённая правилам Морской конвенции. Но не все субъекты безусловно следуют её положениям. Нередко разграничение территориального моря между соседями выливается в дипломатические, даже военные конфликты.

Например, США и Ливия дважды (1981, 1989) сталкивались в споре за разграничение залива Сидр. Он глубоко вдаётся в территорию Африки, но достаточно широкий, чтобы подпадать в зону исключительного суверенитета, однако Ливия считала его своим. Последние годы не могут поделить границы территориальных вод Никарагуа и Коста-Рика. Дипломатический конфликт сопровождается угрозой военного столкновения.

Многолетние споры наблюдаются между Турцией и Грецией, Японией и Китаем, Индонезией и Тимором. Раздел Южно-Китайского моря может спровоцировать крупномасштабные войны между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, США и другими сторонами.

Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16 марта 2022 г. N 138 "О мерах по выполнению решений Тридцать первой сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству"

Битва за Арктику

Давние споры разворачиваются между приполярными странами. Например, территориальные воды России странами-партнёрами и самой Россией разграничиваются по-разному. РФ считает зоной стратегических интересов территорию от внешних границ Мурманской области и Чукотки до Северного полюса. Норвегия, Канада, США и ряд других требуют сократить зону, согласно правилам Конвенции. Между тем, сами США и Канада вольно трактуют эти правила, когда это касается стратегических интересов.

Шельфы богаты ископаемыми, поэтому являются предметами межгосударственных споров. Например, российские гидрологи в 2000-х провели уникальные исследования, доказавшие принадлежность подводных хребтов Менделеева, Ломоносова и Чукотского плато к азиатскому континентальному шельфу. На часть территории претендовала Гренландия (Дания). Экспедиция 2007 года позволила закрепить документально экономические интересы РФ в арктическом регионе.

С 2010 года на расширение континентального шельфа претендует Канада за счёт арктических подводных территорий. В частности, здесь считают часть поднятия Менделеева продолжением североамериканского континента. Не отказывается от притязаний и Дания. Данные решения вынудили Россию реанимировать военные базы на северных островах: Новосибирских, Франца Иосифа, Новой земле и других для защиты интересов. Консультации 2015-2016 годов не исключают компромиссных решений по разделу шельфов.

Подобные конфликты наблюдаются у вод Антарктиды, так как ряд государств (Чили, Аргентина, Норвегия и др. ) считают часть материка суверенной территорией. Это противоречит решениям ООН, признавшим ледяной континент нейтральной зоной. В целом три десятка стран имеют претензии к разграничению морских границ.

Женевская конвенция об этой зоне

В 1958 году принята конвенция, согласно которой эта зона не может распространяться на расстояние, превышающее 12 миль, от исходной линии, ограничивающей территориальное море со стороны берегов. То есть совместно с шириной этого моря прилежащая зона не должна превышать 12 миль. Государство в ней может осуществлять контроль над соблюдением санитарных, таможенных, иммиграционных и фискальных правил. За нарушение их может последовать преследование и наказание.

Если берега двух государств расположены слишком близко друг к другу, ни одно из них не имеет права распространять свою прилежащую зону за линию середины. Эта средняя линия проводится таким образом, чтобы каждый ее участок был на одинаковом расстоянии до исходных линий. От этих же отметок отсчитываются территориальные воды обоих государств.

Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16 марта 2022 г. N 138 "О мерах по выполнению решений Тридцать первой сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству"

Конвенция ООН

В этой конвенции, действующей с 1982 года, подтверждаются правила установленные конвенцией в Женеве. Однако были внесены свои изменения.

Совместная ширина территориального моря и следующей за ним прилежащей зоны в международном праве увеличилась в два раза. Если она была 12 миль, то стала 24. И это максимально допустимая ширина.

В прилежащей полосе действия государства весьма ограничены по сравнению с территориальными водами. Они сводятся к контролю государства над соблюдением законов и к наказанию нарушителей всевозможных установленных правил.

Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16 марта 2022 г. N 138 "О мерах по выполнению решений Тридцать первой сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству"

Режим в прилежащей зоне

Прибрежное государство само определяет органы власти и их полномочия по контролированию этого участка морского пространства. У прибрежного государства есть следующие права в плане контроля:

  • Власти имеют право остановить любое судно.
  • Право на осмотр судна.
  • Государство в случае выявления правонарушения, может принять меры, чтобы произвести расследование для выявления обстоятельств нарушения закона.
  • Государство вправе осуществить наказание в случае правонарушения.
  • Если нарушен режим в прилежащей зоне, государство вправе преследовать нарушителя, даже в открытом море. Но если только преследование ведется «по горячим следам». То есть начинается в прилежащей зоне и происходит непрерывно.
  • Преследовать можно только тех нарушителей, которые нарушили правила в той зоне, где эти правила установлены. Государство не должно при осуществлении собственных прав нарушать при этом права других государств, правомерно пребывающих в этой зоне.

Федеральный закон РФ

В 1998 году в России вышел Федеральный закон, освещающий эту тему, а также территориальных и внутренних вод. Этот закон действует до сих пор. Согласно ему, прилежащая зона РФ представляет собой пояс морского пространства, который примыкает к полосе территориального моря. Тянется он вдоль всего побережья. С внешней стороны граница этой зоны расположена на расстоянии в 24 мили от линии, где начинается отсчет территориальных вод.

Контроль в водах РФ

Действия России в прилежащей зоне следующие:

  • Контроль над тем, как происходит соблюдение санитарных, таможенных, фискальных и иммиграционных правил, которые прописаны в законах, действующих в пределах территорий Российской Федерации, которые включают и морское пространство.
  • Осуществление наказаний за нарушение всех этих правил и законов, совершенное на территории России, включающей пространство морей. Таким образом, можно сделать вывод, что Федеральный закон России не расходится с конвенцией ООН в отношении прилежащей зоны.

Виды

Бывают разные виды прилежащих зон. Это санитарные, фискальные, таможенные и иммиграционные зоны. Они устанавливаются соответствующими законодательными актами и иногда международными договорами. Они известны в международной практике. Так, например, санитарные зоны устанавливаются арабскими государствами. Индией установлена фискальная и иммиграционная зона.

Но, помимо названных видов, существуют еще и другие. Некоторые государства установили зоны уголовной юрисдикции, некоторые – зоны нейтралитета. А также существуют зоны предотвращения загрязнения. Страны Саудовская Аравия, Пакистан, Бирма (Мьянма), Индия, Вьетнам, Судан создали прибрежные зоны безопасности.

Хотя если существование таких видов до конвенции ООН позволялось, то после 1982 года уже нет. Установление прилежащих зон, помимо обозначенных видов – санитарной, фискальной, таможенной и иммиграционной – не допустимо и является неправомерным с позиции международного права.

Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16 марта 2022 г. N 138 "О мерах по выполнению решений Тридцать первой сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству"

Это часть морского пространства, которая располагается между внутренними морскими водами и прилежащей зоной. Это полоса моря, которая тянется вдоль всего побережья, примыкая к суше. Другое ее название – территориальные воды. Эта зона имеет свои особенности. В отличие от прилежащей зоны и внутренних морских вод, территориальное море расположено ближе к берегам, но не заходит в мелкие заливы и порты, и являются частью территории государства.

Отмеряется оно либо от линии максимального отлива, либо от исходных линий, которые служат границей между территориальным морем и внутренними водами. Последние включают в себя акватории небольших заливов, портов, морских бухт, образуемых реками лиманов и губ, ограниченные исходными линиями. Ширина полосы территориального моря у всех государств, имеющих акватории, составляет 12 миль. Граница между прилежащей зоной и территориальным морем является в то же время границей государства.

Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16 марта 2022 г. N 138 "О мерах по выполнению решений Тридцать первой сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству"

Законы и правила в этой зоне

Территориальные воды расположены ближе к берегам и входят в территорию прибрежного государства. Поэтому на этот участок морского пространства распространяется суверенитет страны. Но при этом судна из других стран могут проходить через эту зону, как и по водам прилежащей зоны. Только если эти суда пересекают эту территорию мирно, не угрожая безопасности страны.

За государством остается право устанавливать свои законы, которые будут определять судоходство на этом участке. Законы и правила нужны для того чтобы сделать судоходство в этой зоне безопасным и удобным, обеспечить защиту для навигационного оборудования и средств.

Приказ Федерального агентства по рыболовству от 16 марта 2022 г. N 138 "О мерах по выполнению решений Тридцать первой сессии Российско-Корейской комиссии по рыбному хозяйству"

Кроме того, государство разными мерами пытается предотвратить загрязнение вод, некоторые участки территориального моря вообще могут быть закрыты для прохождения судов. Корабли из других стран обязаны соблюдать установленные правила и законы, в случае нарушений государство вправе осуществить наказание, наложить штраф или возбудить уголовное дело.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.