Линии градостроительных ограничений – «инструменты влияния» на строительство
Возведение новых объектов капитального строительства (ОКС) сопряжено с соблюдением требований градостроительного регламента, установленного для территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок (ЗУ), где будет строиться ОКС.
Градостроительный регламент определяет параметры разрешённого строительства для будущего капитального объекта:
- детализируя размеры земельного участка, на котором он будет возводиться,
- уточняя площадь той части территории ЗУ, которая должна быть отведена под застройку
- устанавливая минимальную величину удаление строения от границ ЗУ
- устанавливая высотность строения
На «градостроительном языке» параметры «звучат» так (статья 38 ГрК РФ):
- предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков
в том числе их площадь - в том числе их площадь
- минимальные отступы от границ ЗУ – в целях определения мест допустимого размещения ОКС (зданий, строений, сооружений):
строительство ОКС за пределами таких мест запрещено - строительство ОКС за пределами таких мест запрещено
- предельное количество этажей или предельную высоту зданий, строений, сооружений
- максимальный процент застройки в границах ЗУ
определяется как отношение суммарной площади ЗУ, которая может быть застроена, ко всей площади ЗУ - определяется как отношение суммарной площади ЗУ, которая может быть застроена, ко всей площади ЗУ
Минимальные отступы от границ земельных участков – один из видов предельных параметров разрешённого строительства/реконструкции объектов капитального строительства на земельном участке:
- устанавливаются в процессе утверждения ПЗЗ и градостроительного зонирования территории поселения:
в проекте межевания территорий поселенияотображаются в чертеже градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) – в виде контуров, обозначающих допустимое место застройки с его отступами от границ участка - в проекте межевания территорий поселения
- отображаются в чертеже градостроительного плана земельного участка (ГПЗУ) – в виде контуров, обозначающих допустимое место застройки с его отступами от границ участка
- регулируют застройку земельного участка:
действуют внутри территории земельного участка, а не его пределамииспользуются в целях определения места на ЗУ, где допустимо размещение зданий и сооруженийустанавливает запрет на возведение зданий и сооружений за пределами отступов от границ ЗУ
при установленном нулевом отступе от границ ЗУ совпадают с границами ЗУ - действуют внутри территории земельного участка, а не его пределами
- используются в целях определения места на ЗУ, где допустимо размещение зданий и сооружений
- устанавливает запрет на возведение зданий и сооружений за пределами отступов от границ ЗУ
при установленном нулевом отступе от границ ЗУ совпадают с границами ЗУ - при установленном нулевом отступе от границ ЗУ совпадают с границами ЗУ
- являются линиями регулирования застройки ЗУ
Полномочия по проверке соблюдения застройщиками предельных параметров разрешённого строительства, реконструкции ОКС, установленных правилами землепользования и застройки, отнесены к компетенции уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъекта РФ или органов местного самоуправления.
Контролем за соблюдением границ, установленных ЛРЗ и КЛ занимаются местные органы власти. В случае нарушения установленных пределов застройщик земельного участка несёт административную ответственность.
Линии регулирования застройки (ЛРЗ) земельного участка
Разъяснение роли ЛРЗ сделано в федеральном законе и нормативном документе:
- Градостроительный кодекс РФ (подпункт 3 пункта 6 статьи 43)
- Свод правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (СП 42.13330.2016 – пункт 3.18)
ЛРЗ – вид градостроительных ограничений в застройке участков, связанный одновременно как с «красными линиями», так и с отступами от них.
Линия регулирования застройки и «красная линия» – не одно и то же. Эти линии совпадают не всегда. Данное обстоятельство – итог, следующий из функционального назначения каждой из линий.
ЛРЗ устанавливаются в проекте межевания территорий поселения.
Минимальные отступы от границ участка – это контур «пятна застройки»
Минимальные отступы от границ участка его «пятна застройки», заключённого в контур линии регулирования, определяются градостроительным регламентом той территориальной зоны, к которой относится ЗУ.
Линии регулирования застройки земельного участка:
- устанавливают запрет на строительство вне своих пределов
выполнение запрета – требование, обязательное для исполнения - выполнение запрета – требование, обязательное для исполнения
- исключают из «пятна застройки» пути прохождения по участку «красной линии» – сегментов границ линейных объектов:
ЛЭПгазопроводаводопроводадорогипроездадругих линейных объектов - ЛЭП
- газопровода
- водопровода
- дороги
- проезда
- других линейных объектов
- не обладают правовым статусом и не ставятся на кадастровый учёт
На чертеже межевания земельного участка:
- ЛРЗ отображает место допустимого размещения зданий, строений, сооружений, удалённого от КЛ на линию отступа
- ЛРЗ обрисовывает контур «пятна застройки»
или с учётом отступов от границ ЗУили с учётом отступов от границ ЗУ и одновременно с исключением границы зоны линейного объекта (объектов)или с учётом отступов от границ ЗУ и одновременно с исключением частей участка, попавших под действие иных линий градостроительного регулирования, устанавливающих запрет на строительство/реконструкцию капитального объекта:
когда, например, часть ЗУ оказалась в защитной зоне выявленного ОКН (объекта культурного наследия)с исключением границы зон линейного объекта/объектовс исключением частей ЗУ, попавших под действие иных линий градостроительного регулирования, устанавливающих запрет на строительство/реконструкцию капитального объекта - или с учётом отступов от границ ЗУ
- или с учётом отступов от границ ЗУ и одновременно с исключением границы зоны линейного объекта (объектов)
- или с учётом отступов от границ ЗУ и одновременно с исключением частей участка, попавших под действие иных линий градостроительного регулирования, устанавливающих запрет на строительство/реконструкцию капитального объекта:
когда, например, часть ЗУ оказалась в защитной зоне выявленного ОКН (объекта культурного наследия)с исключением границы зон линейного объекта/объектовс исключением частей ЗУ, попавших под действие иных линий градостроительного регулирования, устанавливающих запрет на строительство/реконструкцию капитального объекта - когда, например, часть ЗУ оказалась в защитной зоне выявленного ОКН (объекта культурного наследия)
- с исключением границы зон линейного объекта/объектов
- с исключением частей ЗУ, попавших под действие иных линий градостроительного регулирования, устанавливающих запрет на строительство/реконструкцию капитального объекта
- отступы дома от «красной линии»:
от «красной линии» улиц – не менее 5 мот «красной линии» проездов – не менее 3 м - от «красной линии» улиц – не менее 5 м
- от «красной линии» проездов – не менее 3 м
- отступы хозяйственных построек от «красных линий» улиц и проездов:
не менее 5 м - не менее 5 м
- должны также соблюдаться требования по расстоянию между жилым домом и хозяйственными постройками, соответствующие санитарно-бытовым и противопожарным требованиям
«Красные линии»
Функция КЛ – отделение в градостроительных планах поселений публичных зон и территорий, отведённых под линейные объекты, от участков, предназначенных под строительство.
«Красные линии» действуют за пределами ЗУ:
- это граница, отделяющая от участков проезжую часть улицы:
существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользованияграницы территорий, занятых линейными объектами и/или предназначенных для размещения линейных объектов - существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования
- границы территорий, занятых линейными объектами и/или предназначенных для размещения линейных объектов
- если «красная линия» пересекает ЗУ, это значит, что она «создаёт коридор», по которому по участку проходят:
линейные объектыполосы отводов линейных объектовохранные зоны линейных объектов - линейные объекты
- полосы отводов линейных объектов
- охранные зоны линейных объектов
Роль ГПЗУ
Источником информации о требованиях, действующих в пределах земельного участка, и «подсказчиком» о мерах их соблюдения был и остаётся градостроительный план земельного участка (ГПЗУ).
В нём, кроме правовых сведений об участке, координатах поворотных точек, территориальной зоне ЗУ, градостроительном регламенте, параметрах строительства, есть также сведения:
- о линиях регулирования застройки земельного участка
- о «красных линиях»
Линии градостроительных ограничений отображаются в чертеже ГПЗУ – в виде контуров, обозначающих допустимое место застройки с его отступами от границ участка. Эти линии можно образно назвать «инструментами влияния» на строительство.
«Пятно застройки» на плане изображается в виде контура той части участка, что отведена под строительство. Это место для фундамента будущего строения. Невозможно самостоятельно определить расположение и размеры «пятна застройки».
Без ГПЗУ общую площадь строения (дома) собственник может выбрать сам, как и определить отступ границы участка от КЛ. Но справиться с расположением и размерами «пятна застройки» без знаний:
- правил об отступе от границ
- отметок межевания
будет сложно. Эти правила устанавливаются органом власти и фиксируются в соответствующих документах, в том числе в чертеже ГПЗУ.
Уточнение места расположения «пятна застройки», заключённого внутри ЛРЗ, – один из главных вопросов, на который застройщику нужно обратить внимание при подготовке к строительству.
«Пятно» означает не только место, но и площадь участка под фундаментом будущего строения:
- с учётом «красных линий»
- с возможностью определить расстояние отступа
- с гарантией соблюдения строительных норм и правил
Ответственность за пересечение ЛРЗ
Пересечение установленной линии регулирования застройки земельного участка – это выступы построек за пределы ЛРЗ, то есть за границы той территории, что была отведена под «пятно застройки».
Факт пересечения ЛРЗ классифицируется как нарушение «пятна застройки», выделенного на участке в соответствии с градостроительным регламентом.
В регистрации строения, возведённого с нарушением ЛРЗ, будет отказано, ведь для его постановки на кадастровый учёт требуется технический план, который продемонстрирует допущенные нарушения.
Ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности установлена КоАП РФ:
- виновные лица несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ (статья 58 ГрК РФ)
- за нарушение обязательных требований в области строительства виновные лица несут административную ответственность:
предупреждениеналожение административного штрафаадминистративное приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица - предупреждение
- наложение административного штрафа
- административное приостановление деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица
Кроме этого, законами субъектов РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований законодательства РФ при градостроительной деятельности.
Нарушение строительных норм и правил при пересечении ЛРЗ всегда влечёт за собой негативные последствия:
- изменение дома – его перестройка и подгон под установленные границы
- снос – как единственно возможный выход
- штрафы, предусмотренные за нарушение правил застройки
Наказание устанавливается только судом.
Полезно знать
- Возможность перевода (трансформации) с/х угодий из одного вида в другой вид угодий – здесь
- Земельный капитал для многодетных семей – читать здесь
- Как садовый дом перевести в жилую недвижимость – читать здесь
- Дачная амнистия – 2031. Порядок регистрации жилых домов, построенных до 1998 года, и особенности получения земельных участков для этих домов – здесь
- О пользе применения СПОЗУ при подготовке к строительству индивидуального жилого дома можно ознакомится здесь
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАДАСТРОВОЙ ОЦЕНКЕ
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 5 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N 27, ст. 4170), подпунктом 5. 26(7. 25) пункта 5 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2009 г. N 457 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 25, ст. 3052; 2020, N 7, ст. 855), приказываю:
Утвердить прилагаемые Методические указания о государственной кадастровой оценке.
Настоящий приказ вступает в силу с даты признания утратившим силу приказа Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. N 226 “Об утверждении методических указаний о государственной кадастровой оценке” (зарегистрирован Минюстом России 29 мая 2017 г. , регистрационный N 46860) с изменениями, внесенными приказами Минэкономразвития России от 9 августа 2018 г. N 419 (зарегистрирован Минюстом России 8 октября 2018 г. , регистрационный N 52352), от 9 сентября 2019 г. N 548 (зарегистрирован Минюстом России 19 февраля 2020 г. , регистрационный N 57563).
Руководитель О. СКУФИНСКИЙ
УТВЕРЖДЕНЫ приказом Росреестра от 4 августа 2021 г. N П/0336