Проблемы похода на рим

Информация о ценах на строительные материалы и оборудование

В рамках инициативы Минстрой предлагает передать информацию о реальных ценах на строительные материалы, оборудование и услуги в специальный агрегатор ценовой информации. Это предложение было объявлено замдиректором департамента ценообразования и ресурсного обеспечения Минстрой РФ, Александром Гончаровым на форуме World Build/State Contract, посвященном закупкам в области строительства и проектирования.

Подрядчики должны будет предоставлять информацию о реальных ценах на материалы и оборудование, используемые в государственных заказах, в специальный агрегатор. Эта информация будет использоваться для оценки стоимости строительных работ.

Гончаров отметил, что такие меры необходимы для улучшения системы ценообразования в строительстве, так как начальные цены контрактов часто ниже рыночных цен из-за недостаточной актуальной информации в Федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

Создание агрегатора ценовой информации

Минстрой планирует создать агрегатор ценовой информации с различных электронных площадок в рамках ФГИС ЦС. Подрядчикам будет обязательно приобретать материалы и оборудование через эти платформы, чтобы гарантировать актуальность ценовой информации.

Планы Минстрой

Хотя это лишь начальный шаг в решении проблемы ценообразования в строительных государственных закупках и закупках государственных компаний, Минстрой планирует двигаться в этом направлении дальше.

Письмо от Минстрой России

Минстрой России опубликовал письмо №13023-ИФ/09 о рекомендуемой величине индексов изменения сметной стоимости строительства на I квартал 2024 года. Письмо было подготовлено в дополнение к предыдущему письму Минстроя №12389-АЛ/09 от 05.03.2024.

Индексы были разработаны на основе сметно-нормативной базы 2001 года с использованием данных ФАУ Главгосэкспертиза России и органов исполнительной власти субъектов РФ за IV квартал 2023 года. Показатели инфляции также были учтены в расчетах.

Иллюстрация

Рекомендуемые значения ИИСС в I квартале 2024 года

В письме строительное ведомство сообщает о рекомендуемой величине ИИСС в I квартале 2024 года, в том числе о величине индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ (СМР), пусконаладочных работ (ПНР), проектных и изыскательских работ (ПИР).

ИИСС по элементам прямых затрат по объектам строительства

Включены элементы прямых затрат по объектам строительства, определяемых с применением федеральных и территориальных единичных расценок на I квартал 2024 года для различных федеральных округов:

  • Центральный
  • Северо-Западный
  • Южный
  • Северо-Кавказский
  • Приволжский
  • Сибирский
  • Дальневосточный

Итак, приложены:

ИИСС СМР и ПНР по объектам использования атомной энергии:

Определяемые с применением федеральных единичных расценок на I квартал 2024 года для:

  • ЦФО
  • ПФО
  • Уральский федеральный округ (УФО)
  • СФО

ИИСС по элементам прямых затрат по объектам использования атомной энергии

Определяемые с применением федеральных единичных расценок на I квартал 2024 года для Уральского и Сибирского федерального округов.

ИИСС СМР и ПНР

Определяемые с применением отраслевой сметно-нормативной базы на I квартал 2024 года для различных федеральных округов:

  • ЦФО
  • СЗФО
  • ЮФО
  • СКФО
  • ПФО
  • УФО
  • СФО
  • ДФО

Индексы изменения сметных цен услуг

На перевозку грузов для строительства автомобильным транспортом на I квартал 2024 года к ФЕР-2001 для различных федеральных округов:

  • ЦФО
  • СЗФО
  • ЮФО
  • ПФО
  • СФО
  • ДФО

ИИСС ПИР

На I квартал 2024 года к справочникам базовых цен на проектные работы и инженерные изыскания.

Ссылка на оригинал статьи


Оперативные новости и аналитика

Дополнительно, наш телеграм-канал ЕРЗ.РФ НОВОСТИ предлагает оперативные новости рынка строительства МКД и уникальную аналитику.

Присоединяйтесь к нашему каналу!


Другие публикации:

  • Минстрой изменил индексы сметной стоимости строительства в I квартале 2024 года
  • Индексы сметной стоимости строительства вновь меняются
  • Минстрой скорректировал индексы сметной стоимости строительства в IV квартале 2023 года
  • Индексы сметной стоимости строительства в IV квартале вновь изменены
  • Изменения индексов сметной стоимости строительства в IV квартале 2023 года
  • Корректировка индексов сметной стоимости строительства в IV квартале 2023 года
  • Новые индексы сметной стоимости строительства в IV квартале 2023 года
  • Минстрой скорректировал индексы сметной стоимости строительства в III квартале 2023 года
  • Корректировка индексов сметной стоимости строительства в III квартале 2023 года
  • Очередные изменения индексов сметной стоимости строительства в III квартале 2023 года
  • Индексы сметной стоимости строительства в III квартале 2023 года меняются

Все последние новости и изменения индексов сметной стоимости строительства доступны в оригинальной статье.

Перенос срока перехода всех регионов на новую модель ценообразования в бюджетном строительстве

Переход всех регионов на новую модель ценообразования в бюджетном строительстве может вновь отложиться: Минстрой предлагает перенести срок завершения этой работы с третьего квартала этого года на первый квартал 2024-го.

Сложности в переходе к новой модели

В назначенный сейчас срок на рыночные цены готовы перейти лишь чуть больше половины регионов, а информационная система, в которую должны загружаться цены на строительные ресурсы, пока наполнена лишь на 10%.

Объясняется это как сложностью процесса формирования данных о стоимости стройресурсов, так и формальным подходом регионов к вопросам ценообразования, говорят эксперты.

Предложение Минстрой

Минстрой предлагает в очередной раз перенести срок окончательного перехода всеми регионами на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости государственных строек — с третьего квартала этого года на первый квартал 2024 года, следует из подготовленного ведомством проекта постановления правительства.

Цель переноса сроков

Свою инициативу Минстрой объясняет стремлением исключить возможные негативные последствия для строительного комплекса и не допустить срыва сроков реализации проектов. Как ранее отмечали в ведомстве, регионы, которые не успеют выйти на ресурсно-индексный метод, столкнутся с невозможностью прохождения государственной экспертизы новых объектов.

История реформы

Суть реформы — в изменении подхода к определению сметной стоимости для приближения к рыночным реалиям. Она началась в 2015 году после скандалов с кратным удорожанием некоторых крупных государственных строек.

Трудности с реформой

Изначально планировался переход от базисно-индексного метода к ресурсному, построенному на мониторинге рыночных цен. Однако запуск реформы неоднократно откладывался из-за медленного наполнения данными о ценах на строительные ресурсы информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС).

Анализ текущей ситуации

Как отмечают в Минстрое, в настоящее время возможность перехода к применению ресурсно-индексного метода полностью обеспечена на всей территории страны: на нее перешли 20 регионов, оформляют переход (завершены все необходимые процедуры) еще 29, а остальные завершают расчеты и верификацию информации, необходимой для перехода.

Заключение

Президент НОСТРОЙ Антон Глушков отмечает необходимость рассмотрения переноса сроков в комплексе с оценкой деятельности губернаторов регионов, чтобы решить данный вопрос окончательно. По его мнению, статистика перехода регионов на новый метод свидетельствует о том, что многие субъекты Российской Федерации относятся к вопросам ценообразования формально, требуя усилий по сбору данных.

Статистика наполнения ФГИС ЦС

Сейчас, говорит Антон Глушков, не осталось ни одного региона с нулевыми показателями наполнения ФГИС ЦС, но ее средняя наполняемость во втором квартале едва превышала 10%.

Перенос срока и прогнозы

По мнению вице-президента Союза инженеров-сметчиков по региональному развитию Максима Горинского, очередной перенос срока был в целом ожидаемым и прогнозируемым: долгое время не решается проблема с созданием региональных центров мониторинга, о выполнении поручения отчитались много лет назад, но действительно созданы они лишь в трети регионов, что и не позволяет наполнять ФГИС ЦС.

Также, полагает он, к переносу привело и отсутствие стимулов и желания даже регионов-лидеров переходить на новую систему ценообразования, а также нерешенный вопрос об ответственности за неисполнение планов. Ранее обсуждалось введение штрафов за непредставление данных во ФГИС ЦС, заключение госконтрактов лишь с теми, кто представляет данные, но этого сделано не было. Полумеры привели к тому, что мы имеем то, что имеем: цугцванг, — говорит Максим Горинский.

Новый проект приказа

На портале проектов нормативных правовых актов размещен проект приказа Минстроя России Об утверждении форм представления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов.

Illustration

Напомним, что в настоящее время формы предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, утверждены приказом Минстроя России №893/пр от 30.12.2020, который в случае принятия опубликованного проекта будет признан утратившим силу.

Регистрация в ФГИС ЦС

Сметные цены строительных ресурсов являются общедоступной информацией и размещаются во ФГИС ЦС. Мониторинг цен строительных ресурсов осуществляется на основе информации, содержащейся в классификаторе строительных ресурсов.

В настоящее время в системе зарегистрировано:

  • 16,210 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей
  • 11,278 производителей
  • 6,862 импортера
  • 239 оптовых поставщика
  • 64 перевозчика речным транспортом
  • 27 перевозчика автомобильным транспортом
  • 9 перевозчиков воздушным и морским транспортом
  • 9 арендодателей железнодорожных вагонов
  • 1 торговый представитель.

Организации включаются в систему на основании ОКВЭД. Проверить, есть ли у организации обязанность предоставлять информацию, необходимую для формирования сметных цен строительных ресурсов, можно на сайте ФГИС ЦС.

Как ранее сообщал портал ЕРЗ.РФ, Минстрой России разработал законопроект, которым предлагал установить административную ответственность за нарушение сроков представления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов, подлежащих размещению в ФГИС ЦС, для чего КоАП РФ планируется дополнить статьей 9.5.3. Однако данный законопроект получил отрицательное заключение об оценке регулирующего воздействия.

Проблемы похода на рим

Проектом приказа предлагается утвердить 13 форм предоставления информации, необходимой для формирования сметных цен строительных ресурсов. В настоящее время утверждены 5 форм.

В перечень разработанных форм включены следующие формы:

предоставления информации об отпускной цене (цене реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, произведенных на территории РФ, предусмотренной договорами их купли-продажи (поставки), заключенными между покупателями и лицами, осуществившими их производство на территории РФ, средневзвешенной по объемам и цене их реализации за отчетный период;

Проблемы похода на рим

предоставления информации о цене строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, реализуемых на территории РФ; установленной юридическими лицами, осуществляющими на территории РФ деятельность по их производству и самостоятельно осуществляющие их реализацию в субъектах РФ, на территории которых не осуществляют производство таких строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, подтвержденной прейскурантами, подписанными руководителем юридического лица (или уполномоченным им лицом) и (или) индивидуальным предпринимателем (или уполномоченным им лицом), информация о чем размещена в сети «Интернет»;

Проблемы похода на рим

предоставления информации об отпускной цене (цене реализации) строительных материалов, изделий, конструкций, оборудования, машин и механизмов, ввезенных в РФ, предусмотренной договорами их купли-продажи (поставки), заключенными между покупателями и лицами, осуществившими ввоз в РФ в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (импортерами); средневзвешенной по объемам и цене их реализации за отчетный период;

Общественное обсуждение проекта приказа продлится до 30 ноября текущего года.

Индексы сметной стоимости строительства в IV квартале в очередной раз изменились

Первые изменения индексов сметной стоимости в IV квартале

Порядок определения стоимости строительных ресурсов уточнят

Как ужесточат ответственность за непредоставление сведений в ФГИС ЦС

Информацию о порядке изменения цены контракта в связи с ростом стоимости строительных ресурсов можно получить в ФГИС ЦС

Индексы изменения сметной стоимости будут размещать в ФГИС ЦС

Начало работы ФГИС ЦС вновь переносится — теперь на целых три года

О нарушениях при подаче данных в ФГИС ЦС

Проблемы похода на рим

Заместитель начальника ФАУ Главгосэкспертиза по ценообразованию Сергей Лахаев:

«Не буду называть ни субъекты, ни организации, но есть ситуации, когда поставщики декларировали себя как поставщиков строительных ресурсов, формально обеспечивая соответствие критериям ПП 1452, при этом фактически не являясь таковыми, торговали очень узкой номенклатурой стройматериалов, что видно из их сайтов. Но при этом заявляли и декларировали цены на всю номенклатуру, начиная от пролетных строений мостов и заканчивая битумной мастикой. Такие факты устанавливаются, в ФГИС ЦС есть механизмы, которые исключают такие цены. Впредь, мы такие организации будем выявлять, исключать их со всеми последствиями. Все субъекты РФ просим обратить внимание на этот момент, чтобы не допускать дискредитации системы путем где-то таких даже "подложных данных", которые предоставляют ваши поставщики».

Система расчета агрегированных сметных цен, которые публикуются с 25 февраля на ФГИС ЦС – Методология подробно прописана в Приказе Минстроя № 904/пр. от 26.10.2022 «Об утверждении Методики определения сметных цен на материалы, изделия, конструкции и оборудование».

«Прежде, чем какая-то цена была рассчитана и опубликована в конкретном субъекте РФ (для конкретной ценовой зоны), она проходит несколько этапов верификации, агрегируется, учитываются данные как производителей, так и поставщиков. Естественно, она проходит проверку , в т. ч. сопоставление с индексами по однородным группам. Только после этого многофакторного анализа публикуется цена и согласно методик может считаться достоверной. Это один из ответов на вопрос: почему этого не делать ежемесячно. Много причин, почему это некорректно и будет скорее в минус, чем в плюс. Но одна из причин: чтобы добиться достоверности цен (особенно в условиях волатильности рынка) необходима последовательная верификация данных, которая раз в месяц в разрезе всей страны и всех ценовых зон (а у нас их 146!) точно невозможна».

Основные сложности перехода на РИМ по мнению Главгосэкспертизы

Проблемы похода на рим

1. Увеличение количества норм с открытыми группами. Когда в рамках одной и той же технологии, применяя одну и ту же норму, могут быть применены разные строительные ресурсы. Технология не меняется, состав затрат тоже, но тем не менее, ресурсы могут быть использованы разные. Обратите внимание еще раз на ФГИС ЦС, где можно подавать заявки на включение новых ресурсов, которые отсутствуют. Там же размещена база технологических групп. Это новое понятие, которое ввели. Появилось уже и в нормативных документах. Оно четко привязывает любые открытые группы, ресурсы из открытых групп — к конкретным нормам. В любом случае, исходим из того, что не может быть в базе какого-то ресурса, если отсутствует норма, т.е. технология его применения. В следующем году база открытых групп станет обязательной. Призываем пользоваться этим инструментом и давать нам обратную связь по доработке.

Проблемы похода на рим

Индексы к однородным группам — форма в которой эти индексы публикуются. Сделано несколько удобочитаемых форм. Это не так принципиально, потому как эти индексы публикуются и в XML-формате. Естественно, что конкретному сметчику нужно пользоваться программным комплексом, в который эта табличка уже подгружается автоматически. Никакого увеличения трудозатрат в этой части у сметчика нет. Каждому конкретному ресурсу по коду индекс притягивается автоматически, в сметной программе смета формируется сразу в текущем уровне цен с применением таких индексов. Для удобства понимания, для возможности оценки стоимостных факторов, мы публикуем в ФГИС ЦС несколько удобочитаемых форм, где сразу видно наличие прямых сметных цен, наличие индексов по группам ресурсов для того, чтобы это было эргономично для пользователей.

Проблемы похода на рим

3. Различия в математических формулах и округлениях мы должны решать с программными комплексами, с разработчиками ПО. Подготовлен и скоро будет запущен программный комплекс по проверке сметной документации. Это важно для всех субъектов, у которых есть свои экспертизы. Думаю, что на платформе он со временем будет размещен. Это XML-формат, где все формулы унифицированы. Мы проверяем и видим, что все ПО, которые продают ФСНБ-2020, пользуются уже едиными алгоритмами и не видим проблем с Методикой, точностью и трудоемкостью расчетов.

Проблемы похода на рим

4.Действительно база ФСНБ-2022, какую бы критику мы не слышали, другая база. Состав ресурсов принципиально очень сильно изменен, появилось очень много новых ресурсов, много учтено, часть была агрегирована (например, железобетон, который теперь классифицируется и группируется по назначению, по геометрии, по плотности армирования, по марке бетона. А не по конкретным товарным наименованиям, как это было зачастую ранее). Отличия большие. Несмотря на то, что мы постоянно призываем и многократно говорили составлять смету, ориентируясь все-таки на новую базу, так или иначе сметчику иногда проще, имея в голове опыт и багаж сопоставлять ресурсы с тем, что было ранее. С этой целью сделаны ключи перехода к сметным нормам от ФСНБ-2020 к ФСНБ-2022.

О запуске портала вопросов и ответов по переходу на РИМ

Сергей Лахаев: «В апреле запланирован запуск портала, по аналогии с тем, что был разработан для поддержания механизма пересчета контрактов согласно ПП 1315. Аналогичный портал уже в данное время разрабатывается для внедрения РИМ. Там в режиме онлайн можно будет задавать вопросы, будут публиковаться типовые ответы, размещаться последние актуальные методические и справочные документы, презентации, примеры расчетов, переходные ключи привязки ФСНБ-2020 к ФСНБ-2022, привязка норм накладных расходов и сметной прибыли – все необходимые документы и материалы, чтобы облегчить сметчику жизнь и понимание, дать возможности внедрения РИМ».

Проблемы похода на рим

Про отписки на вопросы сметчиков

Представители сметного сообщества по-прежнему сталкиваются с отписками или пространными фразами, изобилующими многочисленными ссылками на всевозможные нормативно-правовые акты и цитаты. По сути все это не отвечает на поставленный вопрос, а в конечном счете "крылатой формулировкой" сводится на нет и сам ответ. Единой базы знаний по тому же ценообразованию как не было, так и нет.

В большинстве из 7 регионов, которые в I кв. 2023 перешли на РИМ, отсутствует информационно-разъяснительная работа со строительными компаниями субъектов. К такому неутешительному выводу мы пришли, проанализировав сайты региональных министерств (департаментов) строительства и госэкспертиз. В единичных случаях (!) о данном факте можно догадаться, увидев перепечатку новости ГГЭ о публикации сметных цен и индексов по группам однородных ресурсов на сайте ФГИС ЦС. Отметим, что ни ответов на вопросы, ни каких-то презентационных/обучающих материалов, ни, тем более(!), обучающих мероприятий и вебинаров местными органами исполнительной власти и государственными экспертными учреждениями субъектов практически не предоставляется и не проводится. Да, на общем унылом фоне Новосибирск и Приморский край хотя бы представлены в публичном пространстве конкретными людьми и их выступлениями. Сознательные и неравнодушные коллеги на местах опять, сказав пару ласковых, идут к разработчикам (дилерам) сметного ПО, да в чаты сметчиков.

Как зарплаты в стройке по сметам наконец-то приблизить к реальным?

НОСТРОЙ и региональные СРО с 2021 года в 2 субъектах ведут работу совместно с региональными органами власти по подготовке расчета ЗП рабочего 1 разряда, занятого в строительстве. В 2023 году такая работа проводится уже в 20 регионах. Практический пример: в Новосибирской области показатель среднемесячного размера оплаты труда рабочего первого разряда, занятого в строительстве, вырос почти на 20% и составил 45 942,29 рублей.

Что было сделано: местными СРО был организован опрос строительных организаций о реальных данных уровня ЗП рабочих, занятых в строительстве. В отсутствие данной информации для расчета заработной платы используются показатели службы статистики, которые в связи с необязательностью их ежегодного предоставления, не отражают реальную картину по оплате труда. На основе полученных данных был выполнен расчет нового показателя ЗП и направлен в ФАУ «Главгосэкспертиза России», где прошел верификацию. После этого новый показатель для расчета заработной платы утвержден Приказом Министерства строительства Новосибирской области № 29-НПА от 13 марта 2023 года.

О росте цен на стройматериалы

Министр строительства и ЖКХ Ирек Файзуллин опять констатируетрост цен на стройматериалы:

Киносериал «Выросло/упало» продолжается не первый год. Интересно, за все это время кто-нибудь проводил простой тест-сравнение переданных тех же данных реестра крупных производителей строительных материалов ФАС и ФГИС ЦС Минстроя России, включая информацию по «металлистам», с которых опять начинается вся эта история? Что с системой контроля над ценами на строительные ресурсы, про которую говорили еще год назад?

Повторим простую вещь: пока не будет единого центра ответственности за ценам на стройматериалы, пока все это будет размываться между ФАС, Минэкономарзвития, Минпромторогом, аппаратами Госдумы (и кто еще у нас там мониторит цены?), Минстроем – история будет повторяться снова и снова, а единственным реагированием на все это будут отсылы в ФАС, да выбивание компенсаций изменившейся стоимости по госконтрактам. Т.е. не предупреждение, а констатация факта и дополнительное финансирование под вполне благовидным предлогом «спасения» стройки — драйвера экономики. Но если у нас застройщики работают по 214 ФЗ, то пусть тогда и сметы считают в госнормативах, а банки их финансируют в системе государственного ценообразования, о плюсах и прозрачности такой очевидной схемы мы тоже писали. Все по сценарию: цены на стройматериалы — вверх, Минстрой и НОСТРОЙ обращаются в ФАС.

Ирек Файзуллин: «Мы соответствующее обращение направили в ФАС, потому что нас не устраивает сегодня тот рост цен на металл, в том числе на арматуру, который наблюдается в последние три недели. В этот раз мы более активно ударим в колокол на предмет того, почему это происходит».

НОСТРОЙ: нет новых санкционных мер в отношении российских производителей стройматериалов, влияния мировых цен на внутренний рынок и т.п. Волатильность цен в марте 2023 года нельзя объяснить обычной корректировкой цен перед началом строительного сезона . А дальше то что? Под шумок опять продлить действие ПП 1315 о пересчете стоимости госконтрактов в стройке? Тратить и компенсировать — сложнее, чем предупреждать и контролировать. Март 2022, Минстрой: «Мы формируем систему контроля за ценами и оперативного реагирования на их изменение». Выходит, вся система реагирования на рост цен стройматериалов – это письма в ФАС?

Из выступлений зам.министра строительства и ЖКХ Никиты Стасишина:

Напомним еще раз, застройщики, которых поддерживает государство, работают по своим принципам коммерческого ценообразования, не связанными с бюджетными, вкл. ФСНБ-2022 и переход страны на РИМ.

Агрегатор торговых площадок

То, о чем говорили целых 2 года, наконец-то начинает воплощаться, как дальнейшее развитие наполнения ФГИС ЦС. Интересно, это будет та самая цифровая платформа спроса и предложения, поручение о создании которой ранее давал Марат Хуснуллин?

Про смету контракта

«К сожалению, по смете контракта ни один заказчик в стране не живет», Карен Оганесян, генеральный директор ППК «Единый заказчик в сфере строительства»

Разместить событие

Оставьте свои контактные данные для связи

Ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства

Проблемы похода на рим

В стране, спустя 6 лет после запуска ФГИС ЦС и неоднократных переносов сроков, наконец-то начался переход на РИМ — ресурсно-индексный метод определения стоимости строительства.

Во II квартале к 7 «счастливчикам» должны присоединиться еще 10 субъектов, а до конца III на новые рельсы должны перейти все остальные регионы, а также отраслевые компании (Росатом, РЖД, Росавтодор, Роскосмос) и органы исполнительной власти. Пока же, абсолютное большинство субъектов выбрали выжидательную тактику, а кто-то даже откровенно саботирует переход и продолжает развивать местную систему ценообразования (со своими индексами и ценами, которые многих подрядчиков по незнанию доводят и до уголовного преследования).

Уже почти месяц, как 7 регионов официально перешли на РИМ, но вопрос с ОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬЮ перехода до сих пор подвешен в воздухе. Пока все ответы на этот счет звучат не убедительно. Этакий пробел: переходный период вроде как и есть (де-факто), но до сих пор на согласовании/утверждении (де-юре). И вполне может забуксовать также, как в свое время создание субъектами региональных центров мониторинга согласно поручения Президента, пересчет индексов расчетным методом (когда часть считала ГГЭ) и представление данных по ЗП.

Где Приложение к Письму Минстроя с индексами, ценами, перевозкой и что применять все это не нужно отраслевикам (у которых свои индексы) за подписью Министра? Где все это выложено в виде pdf? Нам ответят про функционал ФГИС ЦС, и это действительно удобно! Но если мы уже «в цифре», должна же быть какая-то блокчейн-ссылка (реестр)? Где нормативно-правовые акты о публикации данных о ЗП по регионам, которые перешли на ресурсно-индексный метод?

Проблемы похода на рим

За 2 года курирующий реформу вице-премьер Марат Хуснуллин так и не смог внедрить механизм "светофоров ценообразования" и мотивации регионов, наладив четкое стимулирование. А ведь решение – давно на поверхности! После III квартала 2023 года не принимать на экспертизу для бюджетирования проекты, выполненные не в РИМ. Федеральных денег на нацпроекты в «токсичный» регион не давать. Раз на РИМ регион не переходит, ФГИС ЦС в разрезе ФОИВ не наполняется, данные мониторинга не меняются/не достоверны/не актуальны/не подаются, количество поставщиков в ФГИС ЦС не растет, все не прозрачно – зачем тогда выделять туда деньги? Как проходить экспертизу таких проектов там, где данные не объективны? Правильнее направлять их тем, кто умеет работать с ценообразованием и понимает важность определения достоверной цены, а если этому вопросу не уделяют внимания – то руководству региона плевать и на своих подрядчиков в том числе. Уверенности, что откладывая «на потом» (как это делают многие участники процесса), можно решить задачу в поставленные сроки, с каждым днем становится все меньше.

Таким образом, по-прежнему отсутствует не только конкретный утвержденный План перехода, но и типовая «дорожная карты» по внедрению РИМ на местах органами исполнительной власти (включая, конечно же, ликбез и вовлечение пользователей). Т.е. системность, по замыслу авторов реформы, состоит в следующем: каждое действующее лицо выплывает и решает свои вопросы с переходом самостоятельно. Если захочет и сможет, конечно. Очевидно, что одними уговорами и выступлениями на форумах/семинарах вопрос перехода страны на РИМ не решить: к сожалению, разъяснительная работа сверху остается на уровне слайдов презентаций, а снизу – практически отсутствует. Если Минстрой и ГГЭ продолжат устраивать одни показательные выступления, не отвечая толком на предметные вопросы (вал которых нарастает), энтузиазм в переходе на новый метод расчета даже в тех субъектах, кто планировал сюда шагнуть, в лучшем случае сменится выжидательной позицией.

Кстати, ни один из 10 новых желающих быть «осчастливленным» переходом на РИМ во II квартале, если судить опять же по официальным информационным ресурсам местных экспертиз и минстроев, об этом не заявил и не начинал подготовительную работу по информированию коллег. Времени на раскачку остается все меньше.

Зам.министра строительства Сергей Музыченко: «Подготовлен проект Постановления, он находится на согласовании и в высокой степени готовности, чтобы внести его в Правительство. Проекты, которые уже были начаты, на которые были выданы задания на проектирование до перехода субъекта на РИМ. ГГЭ будет публиковать индексы на БИМ, а для субъектов, которые перешли — все новые объекты будут рассчитываться с применением РИМ».

Директор департамента ценообразования Минстроя РФ Александр Вилков:

«В сентябре 2017 г была введена в эксплуатацию ФГИС ЦС. Предполагалось, что производители быстро наполнят ее текущими ценами и ресурсный метод заработает сегодня-завтра. Прошло 5 лет, пока мы не пришли к альтернативному методу безболезненного перехода на РИМ в связи с тем, что мягко выражаясь, наполнение ФГИС ЦС на сегодняшний момент весьма неполное. Эволюционно наполняя систему текущими ценами, вытесняя базисные цены, в конечном итоге все субъекты должны будут перейти в чисто ресурсную модель расчета.

Проблемы похода на рим

Сметные нормативы (за искл. УНЦС), расценки, цены, метод. и др. документы в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности, которые вкл. в ФРСН до 30.09.2017 или утв. органами исп. власти субъектов РФ в порядке, установленном до 03.07.2016, перестают действовать при переходе на РИМ. После перехода на РИМ в регионе действуют лишь те цены, которые размещены в ФГИС ЦС. Не позднее III кв. субъекты должны перейти на РИМ».

Зам. нач. ГГЭ по ценообразованию Сергей Лахаев: «Изменения, которые подготовлены в ПП 145: все объекты до перехода субъекта выполняются в РИМ, также как и корректировки. Укрупненные индексы будут продолжать публиковаться. Потому как методически не получится корректировку считать таким подходом, а объект считать укрупненным индексом. Будет большой перекос в цене, так делать не правильно».

Опять о региональных индексах и ценниках

В истории с переходом регионов на РИМ появляются новые развилки. Самый западный регион страны — Калининградская область предложил свой подход определения сметной стоимости ресурсным методом, утвердив с 20 марта местный каталог текущих цен (за 1 кв. 2023) для использования с новой базой ФСНБ-2022.

Тем самым, коллеги не только показали делом, что полностью в теме ценообразования стройки региона. Не только знают, что реально необходимо местному стройкомплексу, но самое главное – не испугались принять решение. Прямо сейчас, пока кто-то стартанул, кто-то еще задумывается о переходе, а кто-то просто «забил», Калининградом создан интересный прецедент. Как сообщают инициаторы и авторы идеи на местах, теперь у местных сметчиков будет почти 2 квартала, в течении которых они смогут перейти на ФСНБ-2022. Для начала — с местными ценами и региональной помощью (участием), и только потом уже с ценами из ФГИС ЦС. Это в любом случае лучше и легче чем «3-в-1» — и база новая, и цены новые, и метод новый.

Кто-то скажет, что вся эта история – до официального опубликования данных в ФГИС ЦС. Но! Загибаем пальцы: дорожку проторили — раз, ценообразование региона в своих руках оставили — два, до III квартала все красиво затянули — три. А дальше — видно будет. Вопрос: как заставить добровольно регионы перейти на федеральный РИМ, теперь подвешивается в воздухе. Ибо нормативная база ОБЯЗАТЕЛЬНОСТИ перехода явно хромает. А на одних уговорах по-прежнему далеко не уедешь. Кстати, Московская область тоже не спешит переходить на РИМ и новые единые правила, продолжая не только выпускать свои индексы и текущие цены, но и утвердив новые сборники «Территориальных единичных расценок на проектно-изыскательские работы Московской области ТЕРпир МО» в составе Территориальной сметно-нормативной базы Московской области (ТСНБ-2001 МО). Цена вопроса – 51 500 руб.

ФГИС ЦС — статистика:

С сентября 2021 — рост наполняемости +2,1%.

Читайте также:  Меры по управлению помещениями в испытательной лаборатории

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *