Проект сметы контракта пример по 44 фз

Однако, поскольку законодательного закрепления указанной позиции не было, как и не было единого подхода к составлению сметы, определяющей цену работ на период реализации контракта, Заказчики не стремились следовать рекомендациям Минстроя.

Летом 2019г. Минстрою России удалось осуществить «переворот» в регламентированных закупках строительных работ, Федеральным законом № 151-ФЗ были внесены существенные изменения в Градостроительный Кодекс (далее ГрК РФ) и Закон № 44-ФЗ.

Теперь, такие понятия как «сметная стоимость», «смета контракта» на законодательном уровне разграничены между собой, как самостоятельные понятия.

Итак, сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (далее – сметная стоимость строительства) – это расчетная стоимость строительства, подлежащая определению на этапе архитектурно-строительного проектирования и используемая при определении Н(М)ЦК, цены контрактов, заключаемых с ед.поставщиком в  соответствии с Законом № 44-ФЗ, Законом № 223-ФЗ.

При этом, согласно ч.1 ст. 8.3 ГрК РФ сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, использованные при определении сметной стоимости строительства, не подлежат применению при исполнении указанных контрактов или договоров, если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором.

Данная норма, исходя из смысла ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ распространяется на всех заказчиков в рамках Закона №44 ФЗ и на ряд заказчиков по Закону № 223-ФЗ (например, автономные учреждения, унитарные предприятия, хозяйственные общества, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 %).

Федеральным законом № 151-ФЗ ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ дополнена специальной нормой ч.6.1., которая также прямо запрещает использовать сметные нормативы, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметные цены строительных ресурсов, при оплате выполненных подрядчиком работ, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства (!!! Прошу обратить внимание, что здесь речь идет только о строительстве и реконструкции).

Читайте также:  Генеральная инспекция госкорпорации росатом официальный сайт

Из вышеизложенного можно сделать три вывода:

1. Сметная стоимость строительства используется исключительно для обосновании Н(М)ЦК проектно-сметным методом (предмет – строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия).

2. Сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов нельзя использовать при исполнении (оплате) контрактов/договоров,

– при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия – такой запрет установлен ч.1 ст. 8.3 ГрК РФ, НО здесь есть оговорка «если иное не предусмотрено таким контрактом или таким договором».

– при строительстве, реконструкции – такой запрет дополнительно  установлен еще ч.6.1. ст. 110.2 Закона № 44-ФЗ.

3. при капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия можно использовать  сметные нормативы и сметные цены строительных ресурсов, используемые при определении Н(М)ЦК, если иное не предусмотрено в контракте/договоре.

Возникает вопрос, какую тогда стоимость за выполненные работы должен оплачивать Заказчик Подрядчику?

ч.6.1. ст.110.2 Закона № 44-ФЗ для оплаты выполненных работ по строительству, реконструкцииобъекта капитального строительства составляется специальная смета в пределах цены контракта, предложенной подрядчиком при проведении закупки (далее – смета контракта).

Более полугода с момента введения в Законе № 44-ФЗ нового понятия «смета контракта» заказчики мучились вопросами: как? когда? и кем составляется такая смета?

И вот «15» февраля 2020 г. вступила в силу методика составления сметы контракта, предметом которого являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, утв. Приказом Минстроя России от 23.12.2019 №841/пр (далее методика Минстроя).

Согласно методики Минстроя, алгоритм составления сметы выглядит следующим образом:

1. Анализируется, обобщается и систематизируется проектная документация, которая имеет положительное заключение экспертизы, в том числе сметная документация, рабочая документация (при наличии).

2. Объект капстроительства детализируется (группируется) по основным конструктивным решениям (элементам), комплексам (видам) работ (детализация работ и затрат выполняется таким образом, чтобы в отдельные позиции были сформированы технологически законченные элементы объекта и было возможно однозначно идентифицировать начало, окончание и содержание работ для удобства их приемки и оплаты в соответствии с графиком выполнения подрядных работ).

3. Определяется объем работ и единиц измерения конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (отдельной строкой учитываются количество и стоимость оборудования, мебели, инвентаря, поставляемых в рамках контракта (в случае, если такое решение принято Заказчиком)).

4. Составляется ведомость объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ (далее – Ведомость).

5. Определяется цена каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ (всего и на принятую единицу измерения) в пределах Н(М)ЦК.

6. Составляется проект сметы контракта, который включается в закупочную документацию.

!!! Здесь еще раз акцентирую внимание читателя на том, что проект сметы составляется без использования сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов, но в пределах Н(М)ЦК.

7. Определяется цена каждого конструктивного решения (элемента), комплекса (вида) работ с учетом предложенного участником закупки в ходе закупки снижения Н(М)ЦК – это и есть смета контракта, которая выплачивается Подрядчику за выполненные работы.

Поэтому, рекомендуем составление Ведомости в будущем поручать Проектировщику, выполняющему работы по данному конкретному проекту. Такое право Заказчика предусмотрено методикой Минстроя, НО такую обязанность Проектировщика необходимо заранее предусмотреть еще в задании на проектирование и/или проекте контракта.

Но что же делать сейчас? По уже готовым проектам. Какую стоимость за выполненные работы должен оплачивать Заказчик Подрядчику?

– при строительстве, реконструкции – составляется смета контракта исключительно по методике Минстроя, утв. Приказом №841/пр (алгоритм рассмотрен выше)

– при капитальном ремонте, сносе объектов капитального строительства, выполнению работ по сохранению объектов культурного наследия заказчик вправе использовать смету контракта по методике Минстроя, утв. Приказом №841/пр, или составлять смету «классическим» образом путем переноса в контракт сметы, выступающей обоснованием Н(М)ЦК и содержащей сметные нормативы, сметные цены строительных ресурсов, с применением к ней общего понижающего коэффициента, полученного по результатам проведения процедуры закупки.

Спустя чуть более месяца после вступления в силу Приказа Минстроя появилось первое решение ФАС России по смете контракта (Решение ФАС России от 26.03.2020 по делу № 20/44/105/511), которое очень удивило своим выводом.

А вывод такой: ФАС России считает, что проектом сметы контракта являются размещенные в ЕИС в составе проектной документации сметы. Вот так!

Надеемся, что такое решение будет единичным, и общая практика ФАС не будет складываться по аналогичному пути.

В целом, методика составления сметы контракта на данный момент вызывает массу вопросов по поводу ее применения и большинство специалистов считают, что идея Минстроя в этой части не до конца продумана.

На эти вопросы пока нет ответа, будем следить правоприменительной практикой по данному вопросу.

Подводя итоги, хочется, пожелать заказчикам успешного освоения новой Методики и отсутствие претензий со стороны контролирующих и проверяющих органов!

ООО «Центр подрядных торгов в строительстве»

НМЦК в закупках строительных работ определяется специальным Приказом Минстроя № 841/пр. Цена контракта с единственным поставщиком определяется в том же порядке.

Когда применяется Приказ № 841/пр

Приказ Минстроя № 841/пр от 23.12.2019 утверждает:

В нормативах указано, обязательно ли применять методики расчетов Минстроя, — да, если заказчик планирует закупку в градостроительной сфере. Положения Приказа Минстроя № 841/пр от 23.12.2019 не распространяются на территориальное планирование. Еще одно исключение — контракты по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства осуществляются одновременно (ПП РФ № 563 от 12.05.2017).

Как обосновать НМЦК на строительство

Вот как применять Приказ Минстроя России № 841/пр от 23.12.2019 в 2023 году:

НМЦК договора на работы в сфере градостроительства рассчитывают с применением проектно-сметного метода с учетом:

Согласно приказу Минстроя проверка расходов на строительство по госконтракту при применении индексного метода — это контроль соответствия индексов цен и индексов инфляции, которые применены при расчете, официальным данным федеральной службы госстатистики и органов власти.

Расчет НМЦК проектных, строительных работ и ввода в эксплуатацию, которые будут проводиться одновременно, выполняют после получения заключения технологического и ценового аудита и применяют правила, которые установлены Постановлением № 563 от 12.05.2017.

В соответствии с приказом Минстроя методика расчета НМЦК по 841 содержит единый алгоритм расчета строительных работ, состоящий из нескольких этапов:

Расчет цены договора оформляют в виде протокола и прикладывают к тендерной документации, которую размещают в ЕИС.

Когда тендер проводится на несколько видов работ, в расчете указывают цену каждой.

НМЦК договора на инженерные изыскания и ПСД определяют с учетом формулы:

Проект сметы контракта пример по 44 фз

Расчет НМЦК на проектирование и изыскания включает в себя:

Определение цены услуг технического заказчика проводится на основе сметы. Калькуляция включает в себя (если это предусмотрено контрактом):

Расчет НМЦК на строительные работы, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, сохранение памятников архитектуры готовят на основе сметы по формуле:

Проект сметы контракта пример по 44 фз

В расчет НМЦК на выполнение работ по строительству включают:

Если точный объем заказа не определить, установите начальную цену и предельную стоимость контракта.

Как рассчитать стоимость работ, которые не были выполнены

При расторжении договора, не все условия которого выполнены, Минстрой рекомендует использовать для калькуляции остаточной стоимости формулу:

Проект сметы контракта пример по 44 фз

Сметную стоимость остатков в текущем уровне рассчитываем по формуле:

Проект сметы контракта пример по 44 фз

Для калькуляции сметной стоимости в уровне цен сметы, на которую получено положительное экспертное заключение, используют следующую формулу:

Проект сметы контракта пример по 44 фз

Если контракт расторгнут по решению сторон, в судебном порядке, в связи с односторонним отказом от его исполнения и заказчик заключает новый договор со вторым участником тендера (ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ), то стоимость этого контракта определяют по формуле:

Проект сметы контракта пример по 44 фз

Для калькуляции стоимости остаточных работ в текущем уровне цен на дату формирования НМЦК используют формулу:

Проект сметы контракта пример по 44 фз

Стоимость работ, которые выполнены на дату формирования НМЦК расторгнутого контракта, определяют по формуле:

Проект сметы контракта пример по 44 фз

Как рассчитать увеличение стоимости работ

Еще с августа 2021 года действует особый порядок расчетов сметной стоимости — при увеличении цены строительных работ из-за удорожания строительных ресурсов, материалов и оборудования (Приказ Минстроя № 500/пр от 21.07.2021). Увеличение стоимости работ допускается, но не более чем на 30 %. А с 13.12.2021 для контрактов с ценой до 30 млн рублей после пересчета учитывают непредвиденное при заключении удорожание и материалов, которые еще не закупили, и ресурсов, которые уже приобрели в течение 2021 года (Приказ Минстроя № 728/пр от 07.10.2021). Кроме того, к расчетам применяется коэффициент корректировки, учитывающий рост стоимости работ из-за существенного возрастания стоимости строительных ресурсов, который невозможно предвидеть при заключении контракта (приказ Минстроя № 124/пр от 25.02.2022).

Новая методика, как посчитать удорожание строительства через год для контрактов с ценой не больше 30 млн рублей, такова:

Подробнее: изменили правила пересчета цены строительного контракта при удорожании стройматериалов

Разница при расчете НМЦК со строительством в следующем году определяется по формуле:

Проект сметы контракта пример по 44 фз

Рассчитывайте новую цену контракта с учетом непредвиденных расходов в смете обоснования в 2023 году по такой формуле:

Проект сметы контракта пример по 44 фз

А величина изменения стоимости строительных ресурсов определяется так:

Проект сметы контракта пример по 44 фз

Коэффициент корректировки цены контракта, учитывающий удорожание стройматериалов, рассчитывают по формуле:

Проект сметы контракта пример по 44 фз

Как составить смету

Проект строительной сметы готовят без использования сметных нормативов из федерального реестра и сметных цен строительных ресурсов.

При калькуляции стоимости строительства берут за основу данные из смет и сводных сметных расчетов.

Пошаговая инструкция, как подготовить смету на основании Приказа Минстроя № 841/пр от 23.12.2019:

Шаг 1. Проводим комплексный анализ проектной документации, на которую получено положительное экспертное заключение.

Ша 2. Формируем ведомость объемов конструктивных решений элементов и комплексов видов работ, которая содержит:

Шаг 3. Готовим проект сметы контракта, который включает в себя:

Шаг 4. Указываем в документе итоговую стоимость (с НДС и без НДС).

При поэтапном выполнении работ в расчете указывают стоимость каждого этапа.

Приведем пример расчета по Приказу Минстроя 841 — смета на капитальный ремонт (актуально в 2023 году).

Проект сметы контракта пример по 44 фз

Разъяснения по теме

Закончила Университет при Межпарламентской Ассамблее ЕВРАЗЭС (финансы и кредит), Северо-Западный институт управления Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (юриспруденция)

В 2013 году — СЗИУ РАНХиГС по программе: «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2014 году — НИУ ВШЭ по программе «Управление государственными и муниципальными заказами».
В 2020 году — ОЦ «Гарант» по программе переподготовки: «Управление закупками для государственных и муниципальных нужд (44-ФЗ) и корпоративными закупками (223-ФЗ)».

С 2008 по 2009 год работала экономистом отдела закупок на скорой помощи. С 2009 г. — ведущим экономистом госзаказа в театре им. Н.П. Акимова. В 2011 г. — специалистом Управления торгов Биржи (торги для Газпрома, Транснефти). С 2012 года — заместитель директора по финансово-хозяйственной деятельности в ГБУ. С 2020 года — эксперт проекта «Госзаказ». Сейчас консультирует заказчиков и поставщиков.

Другие публикации автора

По мнению Минстроя России, проектно-сметный метод обоснования по 44-ФЗ является основным и при закупках работ в сфере строительства, инженерных изысканий и (или) подготовке проектной документации. Это способ формирования стартовой цены.

Выявляем основания

НМЦК — это предельное значение цены, которое устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. НМЦК и цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком, определяются по одним правилам. Часть 1 ст. 22 44-ФЗ определяет такие методы определения НМЦК:

В ч. 9 ст. 22 44-ФЗ указано, каким методом рассчитать НМЦК на работы по капитальному ремонту здания, — проектно-сметным. Вы обязаны обосновать НМЦК указанным методом, если планируете закупать работы:

Проектно-сметный метод не применяется в закупках на научно-методическое руководство, технический и авторский надзор за такими работами.

В федеральной контрактной системе закреплено и такое положение: начальная (максимальная) цена контракта на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений может обосновываться проектно-сметным методом (ч. 9.1 ст. 22 44-ФЗ). Кроме того, закон о контрактной системе разрешает использовать одновременно несколько методов обоснования НМЦК. Примеры обоснования начальной максимальной цены контракта по 44-ФЗ при помощи сметы и анализа рынка приведены в закупках, в которых выполняются строительные работы с использованием материалов. Тогда цену на эти материалы разрешено сформировать методом сопоставимых рыночных цен.

Формируем начальную цену

Проектно-сметный — единственно возможный метод обоснования НМЦК для капитального ремонта здания, сооружения, реконструкции объектов капитального строительства. Чтобы обосновать НМЦК данным методом:

Когда рассчитываете сметную стоимость, необходимо учитывать ряд особенностей. Расскажем, как правильно составить обоснование начальной максимальной цены контракта на разработку проектно-сметной документации, руководствуясь нормами действующего законодательства:

Готовим документы для обоснования начальной цены

Для проведения расчета НМЦК при проектно-сметной документации необходимо разработать пакет документов, которые содержат, в том числе, расчет цены, который делают специалисты-сметчики. Собрали эти документы в таблицу.

Приведем пример обоснования НМЦК при проектно-сметном методе на актуальной закупке:

Проект сметы контракта пример по 44 фз

Подготовленные сметы прикрепите к извещению, как указано в примере.

Проект сметы контракта пример по 44 фз

Если вы планируете осуществить строительную закупку в рамках нацпроектов (госпрограмм), то перед разработкой ПСД проектно-сметным методом определения НМЦК по 44-ФЗ направьте задание на проектирование на проверку в органы госэкспертизы (письмо Минстроя России от 09.04.2020 № 13809-ИФ/01). Примерная форма задания на проектирование объекта капстроительства приведена в приложении к методическим рекомендациям, которые содержатся в том же письме.

Еще по теме:

Об авторе этой статьи

Обоснование НМЦК по 44-ФЗ — это процедура определения стоимостного максимума для конкретной закупки. Разбираемся, как обосновать предельную цену, а также какую форму и методы использовать для расчета.

Для чего рассчитывают начальную цену контракта

Любая госзакупка имеет не только количественные, но и стоимостные показатели. Стоимость заказа является определяющим критерием для различных факторов, непосредственно влияющих на сам закупочный процесс. Под начальной ценой понимают стоимость, свыше которой невозможно осуществить конкурентную процедуру. Организация-заказчик указывает НМЦК в извещении и во всех документах о госзакупке. Расчет и обоснование НМЦК с единственным поставщиком и для конкурентных закупок производится по правилам, прописанным в ст. 22 44-ФЗ.

Расчетное значение начальной контрактной стоимости влияет как на ценовые характеристики госзаказа, так и непосредственно на способ определения его исполнителя. Когда расчетная величина не превышает 600 000 рублей, заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком (п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ).

Стоимостный предел, установленный на уровне не выше 3 млн рублей, позволяет заказчику организовать и провести запрос котировок в электронной форме (ч. 10 ст. 24 44-ФЗ).

Есть и другие правила, связанные с обоснованием цены договора: организация-заказчик обязана требовать обеспечения заявки от участника госзаказа, если НМЦК превышает 1 млн рублей (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ). Для закупок стоимостью ниже 1 млн рублей организатор торгов вправе (но не обязан) потребовать обеспечить заявку.

Значения НМЦК определяют и сроки закупочных процедур. Извещение об осуществлении закупки размещается для (ч. 3 ст. 42 44-ФЗ):

Для участников госзаказа важны расчетные показатели предельной стоимости. Изучив виды обоснований начальной максимальной цены ФЗ 44, потенциальный поставщик анализирует текущие цены на рынке и возможности с целью сделать наиболее выигрышное стоимостное предложение.

Как планируют НМЦК

Специалист заказчика рассчитывает НМЦК задолго до проведения самой госзакупки — еще на этапе планирования. При составлении плановой документации определяется предельное значение стоимости каждого конкретного заказа и вносится в позицию плана-графика.

После формирования и утверждения плановые документы требуется разместить в ЕИС в течение 10 рабочих дней после доведения денежных обязательств и утверждения ПФХД (ч. 6 ст. 16 44-ФЗ).

В нормативах Федеральной контрактной системы указано, когда не требуется обоснование НМЦК, — при закупках у единственного поставщика. По некоторым пунктам ч. 1 ст. 93 заказчикам разрешено документально не обосновывать цену. К таким пунктам относятся: 1, 2, 4, 5, 7, 8, 10, 13-17, 19-21, 24-26, 28, 29, 33, 36, 42, 44, 45, 47, 48, 50-56 ч. 1 ст. 93 ФКС.

Все расчеты должны строго соответствовать позициям плановой документации. В случае изменения лимитов бюджетных обязательств или образования экономии от ранее проведенных торгов, следовательно, и изменения планов-графиков, заказчик пересчитывает НМЦК по тем позициям, которых коснулись коррективы.

Ответственный специалист заказчика в обязательном порядке вносит изменения в план-график и публикует его не позднее чем за один день до публикации извещения в ЕИС или заключения контракта с единственным поставщиком (ч. 9 ст. 16 44-ФЗ). Из положений 44-ФЗ понятно, какие условия не обязательны, чтобы цены из реестра контрактов можно было брать для обоснования НМЦК, — заказчик вправе использовать любую доступную информацию для расчета и обоснования начальной цены контракта, в том числе и сведения, опубликованные в реестре контрактов. Но желательно искать исполненные контракты без штрафов и санкций по аналогичному объекту торгов.

Порядок расчета

Методология определения начальной цены регулируется ст. 22 44-ФЗ. При расчете учитываются методические рекомендации, закрепленные в Приказе № 567. Выделяют следующие методы обоснования НМЦК по 44-ФЗ (ч. 1 ст. 22 44-ФЗ):

Наравне с действующими законодательными нормами организация-заказчик вправе использовать иные подзаконные акты и дополнительные методические разработки, утвержденные региональными и местными органами власти: пример — Распоряжение № 242-РП от 16.05.2014.

По ст. 22 44-ФЗ, приоритетным способом обоснования признается метод сопоставимых рыночных цен. Расчет осуществляется на основании общедоступных сведений об актуальной рыночной стоимости приобретаемых товаров, работ или услуг (ч. 2, ч. 5 ст. 22 44-ФЗ). При исчислении НМЦК организация-заказчик вправе применять различные коэффициенты и индексы для приведения стоимостных показателей ТРУ при условии их обоснованности.

В 2022 году в порядок расчета начальной ЦК внесли изменения (104-ФЗ от 16.04.2022). Теперь при определении начальной стоимости заказчикам нельзя использовать сведения о котировках на иностранных биржах. Еще один запрет — нельзя обосновывать ЦК, используя иностранную валюту. Но он не распространяется на российских заказчиков, которые работают в иностранном государстве.

Заказчики заполняют таблицу обоснования цены контракта по 44-ФЗ — используйте шаблон в работе:

обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)

(указывается предмет контракта)

Основные характеристики объекта закупки ____________________

Используемый метод определения НМЦК с обоснованием: _______________________________

Расчет НМЦК __________________________

Дата подготовки обоснования НМЦК: _______________________

Работник контрактной службы/контрактный управляющий:

___________ /________________/ (подпись/ расшифровка подписи)

Из методических рекомендаций понятно, нужна или нет дата обоснования НМЦК, — да, в документальной форме требуется указать дату формирования расчета.

___________ _______________ 20____ г.

__________________________ / ______________________

Ф.И.О. исполнителя/ контактный телефон

Существуют заказы, для которых невозможно применить расчетную методологию предельной стоимости. Если организация-заказчик приобретает товары, работы и услуги, цену которых нельзя обосновать ни одним из методов, закрепленных в рекомендациях и ч. 1 ст. 22 44-ФЗ, разрешается использование других способов при условии составления особого регистра — обоснования невозможности применения способов, приведенных в ч. 1 ст. 22 44-ФЗ. Это положение регламентировано ч. 12 ст. 22 44-ФЗ.

Образец

Приведем пример обоснования начальной цены контракта методом анализа рынка.

Проект сметы контракта пример по 44 фз

Бухгалтер, эксперт проекта

Практикующий бухгалтер.
Работаю с начала учебы в ВУЗе. Есть опыт работы и в коммерции, и в бюджете. С 2006 по 2012 работала бухгалтером-кассиром и кадровиком. С 2012 по настоящее время — главный бухгалтер в бюджетном учреждении. Помимо прямой бухгалтерии занимаюсь закупочной и планово-экономической деятельностью. 4 года пишу тематические статьи для профильные изданий.