Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». ” Полезные подсказки

Проблема выбора профессии

Будущая профессия является основным звеном для осуществления нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому очень важно выбирать профессию именно ту, где можно проявить себя с хорошей стороны, быть нужным для общества. Проблема выбора состоит в том, что на данный момент существует огромное количество профессий, среди которых нужно выбрать лишь одну.

Особенности национальной заботы или о том, почему стыдно крутить гайки

У любого народа есть своя традиционная культура, свой набор шаблонов, свое понятие о том, как «правильно», а как – «из ряда вон». Следуя правилам и традициям, мы подчеркиваем национальную принадлежность. В жизни важен баланс между правилом и внутренним «я», чтобы одно не перевесило другое. Правила для нас, а не наоборот. И если вы чувствуете давление со стороны «правильно, «прилично» и «только так» – делайте выводы. ()

Основные классификации профессий

Можно выделить типы, группы и отделы профессий.

Типы профессий определяются по предмету труда :

  • знаковые системы;
  • природа;
  • техника;
  • художественный образ;
  • человек.

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Распределение профессий по группам осуществляется, исходя из условий труда:

  • бытовой микроклимат;
  • моральная ответственность;
  • необычность;
  • открытый воздух;
  • экстремальность.

В зависимости от средств труда выделяются следующие отделы профессий:

  • автоматические;
  • механические;
  • ручные;
  • теоретические;
  • функциональные.

С чего начинается выбор профессии?

Разговор о профессии начинается с самого детства. Уже у маленьких детей спрашивают: «Кем ты хочешь стать в будущем?» Дети отвечают на этот вопрос по-разному: кто-то говорит, что хочет стать врачом, кто-то – учителем, мальчишкам нравятся летчики, космонавты, а кто-то даже отвечает, что желает стать Президентом. Стоит отметить, что даже игры, в которые играют дети, отражают интересы детей, где они или лечат кого-то, или что-то строят, готовят и так далее.

Читайте также:  Профстандарт системный аналитик

У кого-то и осуществляются детские мечты, а кто-то много раз меняет свое мнение по поводу того или иного вида деятельности. Если же ребенок сильно увлечен чем-то, ему нужно помогать развивать свои способности в этой сфере, подсказывать и направлять в нужном направлении.

В современном мире появляется множество разных профессий. Благодаря компьютеризации увеличился выбор специализаций. Появилась возможность работать не только в офисе, но и удаленно, например, дома за компьютером по Интернету. Чтобы иметь более четкое понятие о разнообразии профессий, можно разделить их на определенные группы.

К
     этой      группе

связанные
              с

обслуживание     и
проектированием любой техники, от космических ракет и компьютеров до
наковальни          и молота       кузнеца. Инженер, конструктор, летчик,
машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник,
горнорабочий, испытатель двигателей — вот только          некоторые из          них.

Врач,          медсестра, учитель,

воспитатель,
официант, юрист,

продавец,
парикмахер, экскурсовод — все эти    профессии относятся к одной группе,
потому что у них один предмет труда — человек. Эти   профессии имеют        особую

значимость. Они требуют от человека терпения и
требовательности,

умения брать ответственность на

себя,
контролировать свои эмоции.

К этой группе относятся все

профессии, связанные с живой и       неживой
природой. Исследование,

изучение
               и

использование
природных

ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот
возможные виды деятельности.

Профессии этой группы: агроном, селекционер, зоотехник,
ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог,

К этой группе относятся все профессии, связанные с
использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Это
профессии экономиста, бухгалтера, лингвиста, математика, программиста, нотариуса.
Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся
информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов,
графиков, диаграмм и чертежей. От достоверности и

К этой группе относятся профессии, связанные с
изобразительной, музыкальной, литературнохудожественной, актерскосценической
деятельностью. Создание произведений искусства — особый процесс. Не всегда
современники способны оценить живущего рядом гениального художника, поэта или
композитора, потому что таланту свойственно обгонять свое время. Поэтому
нередко слава и признание приходят к творцам только после смерти. Но зато
человек, занимающийся творчеством, испытывает ни с чем не сравнимую радость.
Для освоения творческих профессий мало одного

Одной из составляющих успешного выбора профессии является информированность.

Что нужно знать при выборе профессии?

  • что такое профессия, специальность
  • классификации профессий
  • содержание профессиональной деятельности представителей профессий
  • предмет, средства, условия, цели труда представителя той или иной профессии

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

В мире насчитывается около 40 тысяч различных профессий и специальностей.

Для того, чтобы не ошибиться в выборе профессии, необходимо очень хорошо ориентироваться в этом многообразии профессий и изучать их содержание.
ПРОФЕССИЯ – вид трудовой деятельности.
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ – это вид занятия в рамках одной профессии.

Например:
Мы предлагаем Вам ознакомиться с профессиями и их подробным описанием на страницах нашего сайта “Азбука профессий А-Я” .
Особые трудности могут возникнуть с профессиями, которые появились совсем недавно и их название ещё не для всех стало понятным. С некоторыми из таких профессий вы можете познакомиться на странице “Словарь новых профессий” .

Технология выбора профессии

  • свои интересы, склонности, способности, темперамент, характер, здоровье, внимание, память, мышление, воображение
  • требования профессии к личностным особенностям, способностям, здоровью человека

Для того, чтобы выбор был успешным, необходимо соблюдать правила выбора профессии!
Интерес
– активное стремление к познанию определенного предмета или явления, желание изучать его, читать и размышлять о нем.
По мере глубокого и систематического изучения того или иного предмета, проникновения в заинтересовавшую область трудовой деятельности интересы закрепляются, усиливаются и постепенно могут стать устойчивыми. Такие интересы часто перерастают в склонность.
Склонности
– устойчивый интерес и стремление заниматься определенной деятельностью.
Способности
– индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности.
Темперамент
– индивидуальные особенности личности, определяющие активность и эмоциональность поведения человека.
Характер
– совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении.
Каждая профессия предъявляет к человеку ряд требований, поэтому, выбирая профессиональный путь, важно соотнести свои способности, интересы, личностные качества и особенности здоровья с этими требованиями.
Узнать о требованиях, которые предъявляет конкретная профессия к личностным качествам человека, можно из профессиограммы (описания профессии).

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Рынок труда

  • востребованность профессий на рынке труда
  • требования работодателей к выпускникам профессиональных учебных заведений.

Выбрав профессию и получив профессиональное образование, каждый человек оказывается в ситуации поиска работы.
Рынок труда, или рынок рабочей силы – это система социально-экономических отношений между теми, кто ищет работу и теми, кто ее предлагает.
Информацию о востребованности профессии можно узнать из различных источников: Центры занятости, СМИ, Интернет и др.

Однако один выпускник с легкостью находит работу, даже если вакансий немного, а другой испытывает трудности, хотя вакансий по его профессии достаточно. Так происходит потому, что кто-то проявляет больше активности, целеустремленности, более конкурентоспособен
.
Для того, чтобы достигнуть успеха при поиске работы, необходимо соответствовать требованиям работодателя!
Конкурентоспособность
– это соответствие качества предлагаемой рабочей силы требованиям работодателя.

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Рынок образовательных услуг

  • профессиональные учебные заведения в регионе
  • уровни профессионального образования (начальное, среднее, высшее)
  • все учебные заведения, в которых можно получить ту или иную профессию
  • формы обучения (очно, заочно, дистанционно)
  • предметы ЕГЭ, документы, необходимые для поступления
  • варианты построения профессионального маршрута

Выделяют 3 уровня профессионального образования – начальное, среднее и высшее.

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Предлагаем познакомиться с учебными заведениями города Омска (даны ссылки на официальные сайты каждого учреждения):

Вопрос выбора профессии является актуальным на протяжении долгих лет. То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом. Однако перед тем как стать специалистом в определенной отрасли, приходится проделать немалый путь, начиная от самой мысли “кем быть” и заканчивая получением всех необходимых знаний и опыта для работы.

Цель: расширение представлений обучающихся о профессиональном самоопределении.

  • Актуализация знаний обучающихся о профессиях.
  • Ознакомление со сферами профессиональной деятельности человека;
  • Ознакомление с предметами, целями, средствами и условиями труда;
  • Актуализация знаний обучающихся о сильных сторонах личности, физических способностях.

Оформление: На магнитной переносной доске располагается список мероприятий недели. Два плаката для акций “Скрести” и “Первая буква расскажет”. В холле ноутбук подключенный к монитору для проведения акций: “Батл знатоков”, “Первая буква расскажет” и квест «Комната». Около библиотеки оформлена выставка книг, посвященных профориентации. Для акции “Свидание двух профессионалов” столик, два стула, цветок, чашки.

Материалы: костюмы – рабочая одежда, атрибуты профессий для игры “Королевство”; цветной картон, пластилин, интегральные кости, ручка для игры “Лепешка”; распечатанные карточки для акции “Индивидуальный прогноз по дате рождения”.

День 1. День самопознания

Открытие недели проходит на общешкольной линейке, где участники знакомятся с планом недели и приглашаются на мероприятия.

Акция “Батл знатоков”

Цель: актуализировать знания обучающихся о профессиях.

Участникам предлагается разделиться на 2 команды (участника), которые будут обобщать несколько предложенных на картинках профессий. В каждом раунде побеждает команда (участник), чей вариант ответа был ближе к правильному. Проигравшая команда (участник) уступает место новой. Задания см. рисунки 1-20.

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Акция “Мои сильные стороны”

Цель: актуализация знаний о сильных сторонах личности.

Акция “Таких берут в космонавты”

Цель: получить представление о своих физических способностях.

Участникам предлагается выполнить ряд физических упражнений на устойчивость вестибулярного аппарата, выносливость, скорость, ловкость, силу. Например: с закрытыми глазами стоять на одной ноге; 30секунд кружиться на месте, затем стоя прямо держать равновесие и т.д.; Остальные задания в Приложении 2.

День 2. День исследования предмета труда

Акция “Свидание двух профессионалов”

Цель: получить представление о профессиях, предметом труда которых является художественный образ.

Участникам предлагается на импровизированном свидании сыграть заданного профессионала, рассказывая и расспрашивая о себе, об интересных случаях из жизни, не называя саму профессию и однокоренные с ее наименованием слова. Зрители пытаются угадать, представитель какой профессии пришел на свидание.

Пример предлагаемых ролей: актер, режиссер и т.д.

Акция “Первая буква расскажет”

Цель: получить представление о том, предметом труда каких профессий является знак/знаковая система.

Акция “Чужие проблемы”

Цель: получить представление о предмете труда человек.

Участникам предлагается посоревноваться в генерировании экспресс предложений по решению ситуаций (проблем), озвученной зрителем. Участник, чье решение зритель посчитает более конструктивным, продолжает игру, его оппонент сменяется новым участником из числа зрителей. Если оба участника не предлагают конструктивных решений, то оба заменяются на новых и обсуждение ситуации продолжается.

Акция “Индивидуальный прогноз по дате рождения”

Цель: получить представление о построении плана (достижения цели технически).

Игра “Это был я”

Цель: получить представление о предмете труда природа.

Участников 5 человек (участники могут заменяться). Каждый участник пишет на карточке свою ситуацию, о которой не знают другие участники, связанную со своим положительным взаимодействием с природой. Карточки участников перемешиваются. Ведущий берет случайную карточку и озвучивает ситуацию. Задача других участников угадать кто автор выбранной карточки. Задача автора – отвести от себя подозрение. За верно угаданного участника 3балла. Если участника угадали, то у него 2балла высчитывается. Выигрывает тот, кто угадает больше авторов ситуаций по результатам 5 раундов. Далее состав участников обновляется, и игра начинается снова.

День 3. Исследование цели труда

Цель: получить представление о деятельности представителей профессий, целью труда которых является познание.

Участникам предлагается назвать профессии двух своих родственников (папы и мамы, дедушки и бабушки, тети и дяди), скрестить их названия и записать получившееся наименование профессии на плакат.

Цель: получение представления о деятельности представителей профессий, целью труда которых является созидание, генерирование нового.

Участвуют все желающие по одному. Первый участник выходит на импровизированную сцену и с помощью пантомимы показывает какой-то сюжет или действие и замирает в соответствующей позе. Следующий участник должен присоединиться к этюду предыдущего, но сделать это так, чтобы смысл картины полностью изменился. Аналогично следующие участники меняют смысл этюда предыдущих.

Игра “Профессиональная лепешка”

Цель: получить представление о деятельности представителей профессий, целью труда которых является преобразование реальности.

День 4. Исследование средств труда

Акция “Лучшее изобретение”

Цель: получить представление об автоматизированных средствах труда.

Участникам предлагается придумать робота, автоматически исполняющего определенную работу и защитить проект своей идеи, ответив на вопросы зрителей. Примеры вопросов: Почему робот выполнит лучше человека? Что позволит ему справиться? Какие трудности могут возникнуть и как с ними быть? Идею участник может придумать сам или подсмотреть на плакатах акции “Первая буква расскажет” и “Скрести”.

Олимпиада по технологии “Я – профи”

Цель: получить представление о работе с ручными средствами труда или с использованием механических приспособлений.

Участникам предлагается вручную изготовить экспонат для тематической выставки. Во время выставки продемонстрировать технику изготовления изделия, представленного на выставке.

Цель: получить представление о функциональных средствах труда.

День 5. Исследование условий труда

Акция “В рукавицах”

Цель: получить представление об условиях труда на открытом воздухе.

Примерный список заданий:

1. Жара и грязные руки. Открутить крышку бутылки с водой без помощи рук. (Строитель и жажда)

2. Пересчитать деньги в рукавицах. (Дворник и найденный кошелек)

3. Измерить расстояние и записать в маленький блокнот в рукавицах. (Геолог и измерения)

Цель: получить представление о работе в необычных условиях труда.

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Цель: получить представление о работе в условиях бытовой микроклимат.

Игра “Профессиональная мафия”

Цель: получить представление о работе в условиях повышенной моральной ответственности.

Подведение итогов недели профориентации проходит на общешкольной линейке. Активным участникам и победителям игр и конкурсов вручаются символические призы.

Литература и ресурсы

  • Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории – М.: Педагогика, 1975г. – 315с.
  • Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии. – М.: Генезис, 2017г. – 144с.
  • https://xn--c1ajbkobdq1b.xn--p1ai/%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B2%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE/
  • https://allrefrs.ru/2-13936.html
  • https://pkkonakovo.ru/psihologicheskaya-socialnaya-igra-lep-shka-pravila-igry-lepeshka.html
  • https://infourok.ru/scenariy-igri-super-intuiciya-3579509.html
  • https://www.Learnis.ru/742245/
  • https://justmafia.ru/pravila-igri-v-mafiu/

Куда пойти учиться?

После окончания школы учащихся ждет новая ступень. Эта ступень может быть как поступление в колледжи, училища, так и в высшие учебные заведения. В первые заведения можно поступить после 9 классов, соответственно, выйти раньше на работу и зарабатывать деньги. Если есть желание получить высшее образование после колледжа или училища, то можно одновременно работать и учиться заочно. Этот путь обычно выбирают те, кто хочет скорее стать материально независимым от родителей, или те, кто просто нуждается в деньгах.

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Поступление в высшее учебное заведение требует тщательной подготовки, которую следует начинать как минимум за полгода до поступления. Чтобы обучаться на бесплатной форме обучения, необходимо успешно сдать вступительные экзамены. К сожалению, не все получают шанс обучаться бесплатно, обладая при этом очень хорошими знаниями. При поступлении в высшее учебное заведение нужно быть готовым, что вам предложат обучаться за собственный счет. Из этого следует, что получение заветного диплома будет стоить немалых денег.

Подводя итог, нужно сказать, что человек, определяясь по поводу будущей профессии, должен быть на сто процентов уверен, что это именно то, что ему нужно, именно то, что будет доставлять ему положительные эмоции. Спонтанность в этом деле не к месту.

Выбор профессии – это увлекательное путешествие к самому себе. И результат выбора – не совокупность плюсов или минусов новой должности, а ваш собственный голос.

Классификация профессий (по Е. Климову)

Е.А. Климовым предложена четырехъярусная обзорная
классификация профессий по признакам предмета, целей,
средств и условий труда.
по предмету труда – типы
по целям труда – классы
по орудиям труда – отделы
по условиям труда – группы

Классы профессий
Признаком классификации является цель труда.
Цель труда – «Что делает с предметом труда?»
гностический Г
(ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ)
преобразующий
П
изыскательский И

Факторы

Факторы выбора профессии принято выделять внешние и внутренние. Рассмотрим подробнее и те и те.

Внешние факторы подразумевают место профессии на рынке труда, заработную плату, мнение и отношение окружающих к данному виду деятельности. Особую роль играет престиж профессии. Однако это может вызывать определенные сложности при дальнейшем трудоустройстве из-за большого количества специалистов одной и той же отрасли.

Внутренние факторы подразумевают способности самого человека, который стоит перед выбором, кем стать.

«Человек – Человек» (Ч-Ч)

• Предмет труда: люди
Примеры профессий: воспитатель д с, учитель,
менеджер, психолог, врач, медсестра, продавец,
парикмахер, социальный работник, экскурсовод,
консультант, массовик-затейник.
2.«Человек – Природа» (Ч-П)
Предмет труда: живая природа (растения, животные,
микроорганизмы)
Примеры профессий: лесник, садовод, агроном,
овощевод, эколог, ботаник, зоолог, животновод,
ветеринар, рыболов, доярка, зверовод, дрессировщик,
микробиолог, генетик, вирусолог, биохимик, лаборант
химико-биологического анализа.

Профориентационные методики

Не всегда у человека получается самостоятельно, путем самоанализа и изучения мира профессией, определиться с выбором. На помощь придут профориентационные тесты
, которые диагностируют направленность, интересы, склонности и способности личности.

На сегодняшний день их разработано немало. Вот некоторые
из них:

  • Дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова,
  • Опросник Дж. Голланда,
  • Методика «Карта интересов»,
  • Методика «Матрица выбора профессии»,
  • Опросник профессиональной готовности и другие.

В последнее время приобрел популярность метод американского бизнес-консультанта Дж. Коллинза под названием «Концепция ежа»
или «Три пересекающихся круга».

  • Что Вас действительно волнует, нравится, привлекает?
  • В каком виде деятельности Вы можете быть лучшим в мире, что получается лучше всего?
  • На чем основывается Ваша экономическая модель, с помощью чего Вы сможете зарабатывать деньги?

Ответив на эти три вопроса, можно обозначить три сферы: «То, чем хочется заниматься», «То, чем могу заниматься» и «То, чем нужно заниматься».

Формула профессии
Формула профессии -краткое представление профессии по 4 признакам
Профессия – учитель
Тип профессии – Человек-Человек –
Ч
Класс профессии – Преобразующая –
П
Отдел профессии – Функциональные –
Ф
Группа профессии – с моральной ответственностью
М
Формула профессии учитель

ЧПФМ

Внутренние факторы, влияющие на выбор профессии

От характера и личностных качеств зависит то, каким специалистом он станет. Не стоит ставить планку выше своих возможностей. Не стоит окунаться с головой в медицину, если химия и биология являлись сложными и непонятными предметами. Хороший программист не получится из того, кто не дружил с математикой и информатикой. Учитель без творческих способностей, терпеливости и любви к детям обречет себя на душевное расстройство.

Следует заниматься тем, где можно действительно применить все необходимые знания. Работа должна доставлять удовольствие и быть интересной для самого работника не только с ее материальной стороны, но и содержания.

Роль школы при выборе профессии

Проблема выбора профессии должна рассматриваться и в самой школе. Здесь как нигде проявляются способности учеников, оцениваются их знания, прослеживается уровень коммуникабельности в общении со сверстниками и учителями.

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Классный руководитель должен посвящать этой теме не один классный час. Выбор профессии очень сложен для ребенка, ведь пока его шаги контролируются родителями и учителями. Здесь, все же, принять решение стоит самостоятельно, ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь.

Определение будущей профессии требует немало времени. Для этого в школах проводятся специальные занятия для профориентации, предлагается заполнять анкеты, направленные на изучение способностей и предпочтений учеников. Учащиеся пишут эссе на тему «Моя будущая профессия». Все это делается для того, чтобы помочь каждому ученику в этом нелегком выборе, направив его на верные действия.

«Моя будущая профессия» – сочинение, где должны быть описаны желания и взгляды на ту или иную деятельность конкретного ребенка. Это первый шаг, чтобы начать разговор с ребенком о том, кем ему можно стать, реально оценив все его качества, умственные способности и интересы. Перед этим заданием учителю необходимо дать четкие указания, как писать эссе на тему «Моя будущая профессия». Важно донести значимость темы и объяснить, зачем она дается для написания.

«Моя будущая профессия» – сочинение, за которое недостаточно поставить просто отметку.

«Человек – Техника» (Ч-Т)

• Предмет труда: машины, механизмы, материалы, виды
энергий, неживая природа (недра земли, почва, вода,
продукты лесного и с/х)
Примеры профессий: водитель, лётчик, токарь,
автослесарь, швея, столяр, шахтёр, инженер-геолог,
механик буровой установки, техник, ткач,
электросварщик, наладчик, строитель, сборщик
электросхем, инженер по эксплуатации, повар, пекарь,
кондитер, технолог по переработке пищевых продуктов.
4. «Человек – знаковая система» (Ч-З)
• Предмет труда: информация в виде условных знаков,
цифр, чертежей, схем, таблиц, тестов, шифров, кодов,
естественных или искусственных языков, оформление
документов.
Примеры профессий: экономист, инженер, бухгалтер,
чертёжник, топограф, геодезист, программист, оператор
ЭВМ, секретарь, переводчик, нотариус, контролёркассир.

человек-природа
человек-техника
Ч-ХО
Ч-З
человек –
знаковая система
Ч-Т
художественный
образ
Ч-П
человек –
Ч-Ч
человек-человек
Типы профессий
• Признаком классификации является предмет труда.
• Предмет труда – это объекты, на которые воздействует
человек в профессиональной деятельности.

Вещественные орудия труда—это молоток и топор плотника, скальпель
хирурга, скрипка музыканта, компьютер программиста.
Вещественные средства труда бывают ручными (Р) —скальпель, отвертка
резец, кисть; механическими (М) —швейная машина, автомобиль, подъемный
кран; автоматическими (А) —автоматические и полуавтоматические линии,
робототехнические комплексы
Функциональные орудия(Ф) незримы. Это глазомер плотника, тактильные
ощущения хирурга, вдохновение музыканта, знания учителя и программиста

Практическое задание
1. Подберите профессии для каждого типа, класса, отдела и группы
Типы профессий
Обоз
наче
ние
Пример профессии
ч
учитель
Типы профессий
Ч-Ч
Ч-П
Ч-Т
Ч-З
Ч-Х
Классы профессий
гностическая
преобразующая
изыскательская

Какие специальности будут востребованы в будущем

С каждым днем в нашу жизнь внедряется что-то новое. Меняется взгляд на многие специальности, людей замещает техника, работа на многих предприятиях становится все более автоматизированной. Как же понять, будет ли выбранная профессия актуальна через несколько лет и не исчезнет ли она вообще? Нужно внимательно следить за рынком труда, как я говорила выше.

Какие профессии будут востребованными через несколько лет?

  • Преподаватели и учителя. Низкий процент выпускников ВУЗов сегодня идет работать в школы или университеты.
  • Медицинский персонал;
  • инженеры;
  • специалисты IT — сферы;
  • специалисты в сфере робототехники и нанотехнологий;
  • работники сферы услуг;
  • онлайн — специалисты.

Профессии, которые исчезнут

Многие работодатели готовы отдать некоторые рабочие места робототехнике, в связи с тем, что никаких особенных навыков для этого не нужно. Какие же вакансии в ближайшем будущем займут роботы и больше не будут относиться к людям?

  • Библиотекарь;
  • почтальон;
  • вахтеры и лифтеры;
  • секретари;
  • каскадеры;
  • бухгалтеры;
  • юристы;
  • экономисты;
  • менеджеры низшего звена.

При выборе своей будущей работы, берите во внимание не только сегодняшний день, чтобы точно быть уверенным в перспективах.

Правила выбора профессии

Работать легко и приятно только тогда, когда процесс и результаты труд приносят удовлетворение. Занимаясь любимым делом, человек трудится не формально и механически, а с душой и усердием.

Люди, занимающимся любимым делом, менее подвержены хронической усталости, профессиональному выгоранию и негативному влиянию профессиональной деформации.

На самом деле, можно освоить и заниматься любым видом деятельности, разница лишь в том, что занятие, к которому «лежит душа» способно сделать человека счастливым, а нелюбимое – несчастным. Поэтому, прежде всего, нужно разобраться в себе и в своих жизненных ориентирах.

Вопросы, помогающие разобраться в себе
:

  • Каковы мои желания, цели, мечты?
  • Что у меня получается лучше всего?
  • К чему меня «тянет», что привлекает?
  • Каковы мои способности и таланты?
  • Чем мне нравится заниматься?
  • Чем я в действительности хочу заниматься?
  • Какая профессия мне нравится?
  • Если бы у меня была возможность не работать, чем бы я занимался, кроме того, что просто отдыхал?

Ответы нужно записать и проанализировать. Они должны быть искренними и не обусловленными мнениями или требования со стороны. Отвечая на них, нужно отбросить все условности и ограничения.

Нередко случается так, что человек, имея любимое занятие в котором он успешен и талантлив, сознательно исключает его при выборе профессии, руководствуясь его «несерьезностью». Например, возможен такой ход мыслей: «Да, я отлично рисую, но художником не буду, так как они мало зарабатывают».

Несомненно, выбирая профессию, нужно учитывать
такие моменты как:

  • ее востребованность,
  • наличие учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов,
  • возможность трудоустройства.

Все это нужно осознавать, но не ставить во главу угла. Если нет подходящего ВУЗа, можно переехать в другой город, где он есть; если сегодня профессия не востребована, не значит, что завтра она не станет более популярной; если рабочих мест мало, нужно заботиться о трудоустройстве уже во время обучения, чтоб к моменту его окончания иметь работу.

Замечательно, если есть возможность еще до того как пойти учиться испробовать свои силы на практике, то есть поработать
. Бывает так, что человеку интересно учиться, ему кажется, что это подходящая для него стезя, а после, придя на работу, он оказывается шокирован тем, как сильно обманулся в своих ожиданиях, и насколько теория далека от практики.

Наиболее востребованные профессии

Будущая профессия должна соответствовать требованиям современного общества, поэтому при выборе необходимо изучить спрос на тех или иных специалистов. Востребованные профессии будущего, а точнее некоторые из них, представлены ниже.

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Так как с каждым годом производство все более развивается, обществу необходимы будут инженеры, особенно химической, нефтедобывающей промышленности.

Так как без компьютеров практически невозможно представить современного человека, то специалисты ИТ будут всегда пользоваться спросом.

В последнее время должное внимание уделяется экологии окружающей среды, поэтому работники в этой сфере будут нужны всегда.

Профессионалы в области красоты, здоровья и развлечений – люди, без которых нельзя представить мир.

Строительство постоянно развивается. Оно нуждается как в рабочей силе (иными словами в строителях), так и в архитекторах.

Жить, как будто время бесконечно

«Не могу пока поменять работу – надо купить квартиру детям». «Потом подумаю, какая профессия мне подходит, а пока поработаю продавцом. Это ужасно скучно и утомительно, зато на Новый год хорошая выручка». «Терпеть не могу свою контору и склочный коллектив, но кто еще меня возьмет без высшего образования? Надо пять лет где-то учиться по вечерам, а у меня все время занято».

Обычный ход мыслей. Когда мы откладываем нечто очень важное «на потом», нас никто не поставит в угол и не срежет зарплату. Но когда станет ясно, что время ушло – разочарование будет огромным. Но есть и хорошая новость – всегда можно взять ситуацию в свои руки. ()

Признаком классификации является средство труда. Средство труда – это вещи, с помощью которых человек выполняет трудовые

Р
М
А
Ф
ручные
механические
автоматические
функциональные
Отделы профессий
Признаком классификации является средство труда.
Средство труда – это вещи, с помощью которых человек
выполняет трудовые действия.

Ошибки при подборе профессии

Избежать ошибок в таком сложном вопросе непросто. Но я помогу вам не допустить некоторые из них.

  • Принятие выбора, как неизменного. Многие считают то, что они выберут сегодня, будет актуально и через 10, и через 20 лет. Но жизнь идет, и наши желания меняются с каждым днем. Возможно, спустя время, вы почувствуете свое призвание в другой области.
  • Все стремятся к модным специальностям, но мало кто думает о действительно востребованных на рынке труда. На данный момент рынок переполнен юристами, экономистами и испытывает дефицит в инженерах и других технических специальностях.
  • Амбиции. Эта черта, присущая большинству молодого поколения, она же его и губит. Нет, я ничего против амбициозности не имею. Это здорово, ставить цели и добиваться их. Но многие не считают нужным для этого действительно стараться. Молодые люди приходят на работу, ждут высокой должности и соответственно большой зарплаты. Только вот начинать нужно с меньшего, трудиться, и постепенно идти к большему. Ничего не приходит в руки сразу и само.
  • Переоценка себя. Вы выбираете работу с людьми, хотя на деле совершенно не умеете с ними налаживать контакт и для вас это является практически пыткой. Или вы нацелены на работу в ФСБ, но не имеете никакой физической подготовки. Смотрите на свои возможности реально.

Если вы внимательно изучите эти пункты и отнесетесь к ним серьезнее, то сможете выбрать подходящую профессию, и не ошибиться.

Мечтать – вредно или чем «хочу» отличается от «хотелось бы»

Нынче модно читать мотивационные статьи и книги, посещать тематические семинары. Философия их проста, тем и прекрасна: мечтай – и все сбудется; всё, о чем ты мечтаешь – и это есть твои истинные потребности. Здесь есть некая доля правды: мечтая, мы освобождаемся от собственных предубеждений и ограничений – «большой дом только для богатых», «интересная работа – для «своих»», «это не для меня», «ничего не получится». Мечтая, мы приобретаем могущество. Но есть и подвох – увлекаясь мечтой, мы теряем связь с собой и реальностью. ()

Надеемся, что сделали ваш выбор немного проще. Успеха в любых начинаниях!

Доброго времени суток, дорогие читатели! С вами Юлия Кель. Вы еще находитесь в поиске себя? Если ваша работа вас не устраивает, или вы только определяетесь с тем, куда же идти учиться и работать, то я вам помогу. Я расскажу, как выбрать профессию, чтобы она пришлась вам по душе. Чему нужно уделить особое внимание, какие специальности будут востребованы спустя время, и где проверить свою профессиональную ориентацию.

Изучив информацию, вы поймете, как подходить к выбору будущей специальности, и не допустите ошибок.

Один из важных этапов, который относится не только к школьникам, вступившим во взрослую жизнь, но и к работающим людям — это выбор профессии.

В выпускном классе я еще не имела понятия, куда поступать и что выбирать. Но через несколько месяцев определилась. Стоит ли говорить, что этот выбор был не совсем верный? Непосредственно с выпускниками проводили тестирования, лекции, но все это не слишком помогало, так как никому не давало четкого представления о профессии, которая подходит или привлекает.

Я определилась со специальностью (ниже расскажу, как сделала это), даже вникла в список дисциплин, которые будут иметь отношение к моему выбору. Но четкого представления о работе у меня не было. На тот момент я не понимала, что это необходимо. Мне было достаточно общих знаний на этот счет. Получается одна теория, которая несколько расходится с практикой.

Я выбрала специальность — управление персоналом. Мне нравилась специфика работы. Но, разве кто говорит о том, что тебе будет непросто найти работу именно в конкретной области? Или то, что ты без опыта мало кого заинтересуешь?

Немного позже, по воли случая, я расширила рамки своего выбора и перевелась на другое направление — управление организацией. Вакансий, относящихся к нему, было куда больше, и попасть на желаемую работу было несколько проще.

1.Гностические профессии (Г)
Гностические, или познавательные, цели труда Могут быть разнообразными:
сортировать, сравнивать, проверять, оценивать.
Гностические профессии можно встретить среди любого из пяти типов
профессий:
“Природа” —биолог-лаборант, специалист по экстерьеру; “Техника” —контролёр
радиоаппаратуры’, испытатель; “Человек” —судебно-медицинский эксперт,
социолог; врач “Знак” —корректор, аудитор; “Художественный образ” —
искусствовед, театровед. Эти профессии предъявляют определенные
требования к работнику: необходимы познавательная активность,
наблюдательность, устойчивость внимания, памяти, мышления,
ответственность
2. Преобразующие профессии (П)
Преобразующая деятельность человека может быть направлена на предметы,
энергию, информацию, процессы. В одних случаях результаты можно увидеть
сразу —строителе, кузнец, художник, в других —результатов ждут месяцы и
годы (селекционер, воспитатель).
Преобладание практической или умственной деятельности специалиста зависит
от предмета и содержания его труда:
“Природа” —животновод, растениевод, зоотехник; “Техника” —слесарь,
станочник; “Человек” —учитель, тренер; “Знак” —верстальщик, бухгалтер;
“Художественный образ” —художник-оформитель.

3. Внимательно прочитайте признаки профессий и выпишите самые
привлекательные для вас цели, предметы, средства и условия труда (1—2
варианта).
1. Цели труда:
2. Предмет труда:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
1. Человек.
2. Информация.
3. Финансы.
4. Техника.
5. Искусство.
6. Животные и растения.
7. Изделия и продукты.
8. Природные ресурсы.
Оценивать, проверять.
Исследовать что-либо, делать открытия.
Перевозить, перемещать людей, грузы.
Изготавливать какие-нибудь предметы.
Учить, воспитывать, консультировать.
Создавать произведения искусства.
Руководить людьми.
Обслуживать кого-либо или чего-либо.
3. Средства труда:
4. Условия труда:
1. Ручные.
2. Механические.
3. Автоматические.
4. Компьютерные.
5. Мышление.
6. Голос, мимика, пантомимика.
7. Физические возможности организма.
8. Органы чувств.
1. Бытовой микроклимат.
2. Помещения с большим числом людей.
3. Разъезды и командировки.
4. Открытый воздух.
5. Экстремальные условия.
6. Работа на дому.
7. Особые условия.
8. Повышенная ответственность.

Отделы профессий
ручные
механические
автоматические
функциональные
Группы профессий
Бытовой микроклимат
На открытом воздухе
Необычные условия
С повышенной моральной
ответственностью
2. Запишите три профессии и составьте их формулы

Если вы не знаете, что выбрать. Тяги ни к чему стоящему у вас пока нет, тогда воспользуйтесь вариантами, через которые я когда-то прошла сама.

  • Интернет. Он полон информацией о каждой специальности. Вы можете провести опрос, задать вопрос на форуме, просто поискать направления с подходящими вам характеристиками.
  • Опыт. Можно поработать в нескольких сферах, даже на низшей должности, и узнать суть работы изнутри. Возможно, вас что-то заинтересует.
  • Тесты. С помощью тестирования есть шанс подобрать себе что-то подходящее. Тесты, благодаря вашим ответам на вопросы, помогают отнести вас к конкретной области или к профессии.

Я перечислила несколько источников для вас, использование которых, способно натолкнуть на дельные мысли.

Как же верно выбрать профессию? Алгоритм действий, по которому шла я, возможно, поможет и вам.

  • Пройдите профориентационное тестирование. Тестов сейчас полно. Можно пройти 3-4 варианта, чтобы понять, куда больше вас тянет.
  • Следите за рынком труда. Важно быть в курсе событий. Изучайте, какие вакансии пользуются спросом, какая специальность принесет в будущем хорошую зарплату, а какая — хороший карьерный рост.
  • Существует немало курсов, которые дают первоначальную подготовку по будущей профессии. Я бы советовала вам их посетить.
  • Подумаете над тем, к чему у вас есть тяга. К примеру, определенные школьные предметы, хобби. Возможно, ваше призвание быть врачом или дизайнером.

Попробуйте набросать этот алгоритм и пройтись по его пунктам. Скорее всего, это облегчит ваши метания в поисках себя.

1. Б-обычный, бытовой микроклимат (лаборант, бухгалтер, продавец,
ученый).
2. О —открытый воздух (агроном, инспектор ГИБДД, монтажник стальных и
железобетонных конструкций).
3. Н —необычные условия (шахтер, космонавт, промышленный альпинист,
подводник, пожарный).
4. М—повышенная моральная ответственность за здоровье и жизнь людей,
за большие материальные ценности (учитель, врач, судья, охранник).

«Человек – Художественный образ» (Ч-Х)

• Предмет труда: искусство (музыкальное,
изобразительное, литературное, театральное,
декоративно-прикладное).
Примеры профессий: композитор, артист, писатель,
режиссёр, поэт, сценарист, модельер, резчик по дереву,
вышивальшица, дизайнер.

Роль родителей при выборе будущей профессии ребенка

Родители – люди, которые знают своего ребенка с пеленок, которые видели, как он развивался, что ему нравилось с самого детства. На протяжении всего времени они присутствовали рядом и вместе решали какие-то проблемы. Они лучше всех могут охарактеризовать свою дочь или сына и сказать, в какой сфере их ребенок мог бы добиться успеха.

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Конечно, родители должны часто разговаривать с детьми об их будущем. Будущая профессия играет очень важную роль в жизни человека, поэтому бросать ребенка один на один с выбором, кем стать, нельзя. Родителям следует вместе с детьми анализировать ситуацию в мире, определяться заранее. Это необходимо для того, чтобы в школе можно было уделять должное внимание тем предметам, которые в дальнейшем будут необходимы при поступлении. Если позволяет финансовое положение – прибегнуть к помощи репетиторов, приобрести все необходимые книги для изучения.

На сегодняшний день существует огромное количество специализированных курсов, где детям помогают заполнить пробелы в знаниях по определенным школьным предметам. Здесь более досконально изучается то, что может не объясняться в школе. Курсы английского языка – отличный вариант для тех, кому язык необходим в дальнейшем. Все это, конечно, не бесплатно, однако если финансы позволяют – это будет очень разумное вложение.

Причина выбора специальности

Почему я остановилась именно на этом направлении? Причин этому было много, и когда встает выбор, многие люди именно от них и отталкиваются.

  • Прежде всего, важна престижность профессии и востребованность. Я просмотрела весь интернет, изучила вакансии, на которые всегда будет спрос, и выбирала из перечисленных.
  • Хорошая зарплата в перспективе. Безусловно, все мы хотим обеспечить себе безбедное будущее, поэтому этот пункт я ставлю вторым по важности. Только отдавайте себе отчет в том, что вам, как новичку в выбранной отрасли, никто не намерен сразу платить большие деньги. К этому нужно прийти, прикладывая усилия.
  • Собственное желание. Я рассуждала так: «Я хочу работать в кабинете, взаимодействовать с людьми, меня интересуют тестирования для работников», а значит, это подходит мне.
  • Опыт знакомых. Идеально, если у вас есть знакомые, работающие в интересующей вас сфере. Возможно, именно они вдохновят вас выбрать что-то конкретное. В моем кругу, к сожалению, таких людей не было. Но я искала отзывы о профессии в интернете.
  • Мнение родителей. Как правило, родители всегда хотят для своих детей лучшего, благодаря своему опыту, могут дать дельные советы. К ним стоит прислушаться, но не нужно себя принуждать им следовать. В конце-концов, это ваша жизнь и ваш опыт. Мне с этим повезло, родные сразу поддержали мое желание.

Внешние факторы, влияющие на выбор профессии

Востребованность, которая тоже относится к внешним факторам, характеризуется нестабильностью. Профессии, которые пользуются спросом на сегодняшний день, могут быть невостребованными через некоторый промежуток времени.

Хоть и к заработной плате особое отношение, следует учитывать тот факт, что сама профессия не может гарантировать высокого заработка. Тут также нужно рассматривать возможность карьерного роста. Так как, будучи представителями одной профессии, кто-то может находиться на высокой должности и иметь хороший доход, а кто-то, наоборот, занимать низкую должность и получать небольшую зарплату.

Необходимо оценивать реальную возможность в получении профессии. Здесь немаловажную роль имеет финансовое положение, так как при поступлении сложно попасть на бюджетную форму обучения.

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Туда берут только по блату или как проверить свои таланты

Сколько раз вы слышали это в течение жизни? И наверняка сами в это верите. И правильно делаете. Потому что блат – существует. Сказать, что связи ничего не решают – сущая глупость, но утверждать, что связи решают все – абсолютная чушь. Блат существует в нашем сознании как панацея от всех бед. Но это не так. Хотя бы потому, что не все покупается и продается.

Проверяйте свои таланты, ищите хороших педагогов, используйте любую возможность, чтобы быть ближе к заветной цели. Поступайте в Суриковское училище, даже если у вас нет наполеоновских планов – прославить свою фамилию великими картинами. Возможно после диплома вы обнаружите себя в стройных рядах веб-дизайнеров. Это не главное. Жизнь подскажет, где и кем вам выгоднее трудиться. Самое прекрасное, что это будет профессия по призванию. ()

Какую профессию лучше выбрать — поможет тест

Помню, как во втором полугодии выпускного класса, нас принуждали проходить многочисленные тесты на листочках с кучей вопросов. И это делалось так часто, что уже не было желания вникать в них.

Сейчас технологии не стоят на месте, и, если вы желаете пройти тест, достаточно просто зайти на необходимый сайт и ответить на несколько вопросов. В конце не нужно самому считать баллы, и искать ответы. Программа все делает за вас.

  • Тест — «Что вам подходит ?». Вы отвечаете на 20 вопросов, а в конце получаете результат — сферу деятельности, которая вам будет ближе всего.
  • Тест — «Профессиональный тип личности ». Его задача состоит в том, чтобы по ответам на 30 вопросов определить профессию, которая подойдет вам больше.
  • Тест — «Мотивация ». Желание работать имеет высокую значимость. Без него падает продуктивность и отсутствует карьерный рост. Чтобы ваша профессия была вами любима, советую пройти данный тест и принять к сведению его результаты.

Записывайте себе на листочек или в заметки итоги каждого тестирования, а после подытожьте их.

Профессиональная направленность. Выбираем работу «по любви». " Полезные подсказки

Признаком классификации являются условия труда.

О
Н
на открытом
воздухе
необычные
условия
моральная
ответственность
Б
бытовой
микроклимат
Группы профессий
Признаком классификации являются условия
труда.
М

3. Изыскательские профессии (И)
Цель труда профессий этого класса —поиск чего-то нового, неизвестного.
“Природа”— биолог-исследователь; “Техника —инженер-конструктор;
“Человек” —агент по снабжению, организатор производства; “Знак” —
программист, математик; “Художественный образ” —композитор, дизайнер.

Заключение

В заключении хотелось бы сказать, хоть выбор профессии и является очень серьезным шагом в нашей жизни, его всегда можно исправить.

Подходите к этому процессу более ответственно: изучайте информацию, решайте тесты, пробуйте себя в разных сферах и тогда вы поймете, что вам подойдет больше всего.

Принимайте решение самостоятельно, не действуйте по принуждению. Возможно, спустя несколько лет, вы поймете, что ошиблись и это совершенно ни та работа, которая вам нужна. Тогда вперед к переменам! Обучайтесь новому и ищите себя в чем-то другом.

Вопрос “Как выбрать профессию?” намного шире, чем это может показаться на первый взгляд. Выбирая кем работать, индивид отвечает и на вопросы «Кто я?» и «Кем я буду?». Выбор профессии
– составляющая самоопределения и планирования своей дальнейшей судьбы.

По подсчетам ученых, трудясь 8 часов в день 5 дней в неделю, человек тратит на работу чуть более 10 лет
своей жизни. Поэтому, выбирая профессию, люди, фактически выбирают образ и стиль жизни.

Профессия накладывает отпечаток на личность, и в значительной степени определяет психологическое благополучие человека. Трудно быть счастливым, когда работа не в радость, а в тягость. Когда труд не по душе, человек ощущает неудовлетворенность жизнью и собой, что не может не сказаться и на всех остальных сферах жизни.

Не каждый подросток способен точно определиться, в какой сфере деятельности он хочет реализоваться в будущем. А выбор нужно делать именно в этом, юном возрасте (от 14 до 19 лет), когда человек еще недостаточно созрел психологически. Неудивительно, что многие парни и девушки ошибаются, делая выбор.

Первый вид ошибок
– это ошибки, базирующиеся на незнании:

  • спектра профессий (всего в мире их более 50 000),
  • самого себя,
  • правил выбора профессии.

Второй вид ошибок
– ошибки, основанные не на соотнесении характера деятельности с личностными особенностями человека, а только лишь на:

  • советах, рекомендациях, требованиях семьи продолжить «трудовую династию»;
  • «удобстве» профессии – какой ВУЗа ближе к дому, куда поступает друг, куда, скорее всего, точно примут и так далее;
  • доходности профессии, понимании того, что можно будет зарабатывать большие деньги;
  • модности, престижности, популярности, внешней привлекательности профессии или каких-то ее составляющих;
  • романтичности, героичности, интеллигентности профессии.

Ошибка, если ее вовремя осознать, не станет фатальной. Профессию, как и работу можно сменить в любой момент и период жизни.

Чтобы не тратить годы жизни впустую на получение ненужной профессии и нелюбимую работу, к вопросу выбора специальности нужно подойти с особой тщательностью и ответственностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *