Профессиональный стандарт «Кибернетический врач»

Профессиональный стандарт «Кибернетический врач»

4 августа 2017 года приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации № 610н был утвержден профессиональный стандарт «Врач-кибернетик».

Напоминаем, что в соответствии со статьей 195.1 Трудового кодекса РФ профессиональный стандарт – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции. Согласно части 1 статьи если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями.

Учитывая наличие действующих квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утверждённых приказом Минздрава России от 08.10.2015 № 707н, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Приказу Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 г. № 541н и ряд других нормативно-правовых актов, профессиональные стандарты обязательны в части требований к образованию, обучению, уровню знаний, умениям и навыкам медицинских работников (подробнее об этом можно прочитать в статьях и «Профессиональные стандарты в сфере здравоохранения» и «Особенности применения профессиональных стандартов в сфере здравоохранения» ).

В частности, в России утверждены следующие профессиональные стандарты:

  • Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела»
  • Профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал»
  • Профессиональный стандарт «Врач-стоматолог»
  • Профессиональный стандарт «Провизор»
  • Профессиональный стандарт «Врач-педиатр участковый»
  • Профессиональный стандарт «Врач-лечебник (врач-терапевт участковый)»
  • Профессиональный стандарт «Специалист в области управления фармацевтической деятельностью»
  • Профессиональный стандарт «Провизор-аналитик»
  • Профессиональный стандарт «Врач-офтальмолог»

Дата актуализации

Профессиональный стандарт «Кибернетический врач»

Об утверждении профессионального стандарта “Врач-кибернетик”

В России отсутствует система подготовки врачей-клинических цитологов, что приводит к острому дефициту квалифицированных кадров, в частности для онкологии. Проблему планируется решать принятием профстандарта.

Читайте также:  Государственная экспертиза челябинской области

Минтруд представил на общественное обсуждение проект профессионального стандарта «Врач-клинический цитолог». Документ, ответственным разработчиком которого выступила Ассоциация клинических цитологов, опубликован 3 февраля на портале regulation.gov.ru.

По данным ведомства, в России работает более 3500 клинических цитологов. Цитологический метод диагностики крайне востребован в клинической практике и профилактической медицине – профильные лаборатории созданы в ведущих научно-исследовательских центрах (онкологических, эндокринологических, туберкулезных), диспансерах и больницах.

Из-за отсутствия системы подготовки специалистов наблюдается острый дефицит квалифицированных цитологов. Программы ординатуры по специальности «Клиническая лабораторная диагностика» включают элементы обучения по цитологическим исследованиям продолжительностью в среднем 30—40 акад. часов, и после прохождения такого обучения врачи в соответствии с профстандартом «Специалист в области клинической лабораторной диагностики» без дополнительной подготовки допускаются к выполнению цитологических исследований, в том числе к диагностике онкологических заболеваний.

Принятие профстандарта «Врач-клинический цитолог» призвано повысить качество профессиональной подготовки специалистов, выполняющих цитологическую диагностику заболеваний. Требования документа смогут применяться при профессиональной подготовке клинических цитологов в системе высшего медицинского образования в рамках ординатуры с последующей стажировкой.

Как следует из проекта профстандарта, врач-клинический цитолог должен иметь высшее образование – специалитет по специальности «Лечебное дело» или «Педиатрия», а затем освоить программу ординатуры по специальности «Клиническая цитология»; либо пройти подготовку в интернатуре и (или) ординатуре по одной из специальностей: «Клиническая лабораторная диагностика», «Патологическая анатомия», «Онкология», а также программу профессиональной переподготовки по специальности «Клиническая цитология». Как вариант – можно получить высшее образование – специалитет по специальностям «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика», «Медицинская биохимия», «Медико-профилактическое дело» в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) высшего образования до 1 января 2025 года и дополнительно пройти программу повышения квалификации по вопросам клинической цитологии.

Профессиональный стандарт «Кибернетический врач»

15 февраля началось общественное обсуждение проекта приказа Минздрава, который установит новые квалификационные требования к медикам и фармработникам. Он должен заменить действующий уже седьмой год приказ ведомства от 08.10.2015 №707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки “Здравоохранение и медицинские науки”». Рассмотрим, что предлагает регулятор на этот раз.

Действующий приказ Минздрава №707н включен в перечень актов, не отмененных «регуляторной гильотиной», поэтому вносить в него изменения нельзя. В связи с этим в случае принятия нового акта старый утратит силу.

, как ясно из пояснительной записки, подготовлен в первую очередь из-за необходимости гармонизации квалификационных требований с положениями профессиональных стандартов. И хотя работа по принятию профстандартов идет не так быстро, как хотелось бы, нет профстандартов по целому ряду специальностей, обозначенная цель разработки проекта крайне важна.

Так, по приказу №707н стать врачом-онкологом можно пройдя профпереподготовку на базе интернатуры/ординатуры по одной из трех специальностей: «Акушерство и гинекология», «Терапия», «Хирургия». Что совсем «не бьется» с профстандартом «Врача-онколога», где круг специальностей, после которых возможна переподготовка на онколога первичного звена, гораздо шире. Это 11 следующих специальностей: «Терапия», «Общая врачебная практика (семейная медицина)», «Гематология», «Хирургия», «Урология», «Колопроктология», «Нейрохирургия», «Челюстно-лицевая хирургия», «Офтальмология», «Оториноларингология», «Акушерство и гинекология».

Логично, что в проекте приказа о квалификационных требованиях все эти специальности появились.

Изменения вносятся не только в связи с гармонизацией квалификационных требований с профстандартами, но и, как указывается в той же пояснительной записке, в связи с необходимостью «расширения возможностей прохождения работниками сферы здравоохранения обучения по программам профессиональной переподготовки».

«Расширение возможностей» касается, в частности, специальности «Анестезиология-реаниматология». Эту специальность планируют сделать доступной для врачей скорой помощи – в случае принятия приказа они смогут пройти профпереподготовку на анестезиолога-реаниматолога, притом что в профстандарте «Врач – анестезиолог-реаниматолог» (утв. приказом Минтруда России от 27.08.2018 №554н) данная возможность пока отсутствует.

Также согласно проекту врачи скорой помощи могут пройти профпереподготовку на врача по водолазной медицине, гериатра, токсиколога, патологоанатома.

Определенные возможности предлагается урезать. Если согласно действующим требованиям врачом-бактериологом можно стать, окончив специалитет по одной из шести специальностей («Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Медицинская биохимия», «Медицинская биофизика», «Медицинская кибернетика»), то в проекте оставили только одну специальность – «Медико-профилактическое дело». Аналогичные требования – для врачей-вирусологов.

Кроме того, в проекте прописаны квалификационные требования к медицинским работникам с высшим профессиональным (немедицинским) образованием. Речь идет о должностях «Биолог», «Зоолог», «Инструктор-методист по лечебной физкультуре», «Медицинский психолог», «Медицинский физик», «Судебный эксперт (эксперт-биохимик, эксперт-генетик, эксперт-химик)» «Химик-эксперт медицинской организации», «Эксперт-физик по контролю за источниками ионизирующих и неионизирующих излучений», «Эмбриолог».

В настоящий момент требования к квалификации указанных специалистов установлены приказом Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 №541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения”».

Отдельно обратим внимание на то, как хотят поменять квалификационные требования для детского онколога-гематолога. В статье про порядок по детской онкологии и гематологии мы писали о том, что врач, окончивший ординатуру по специальности «Детская онкология», сможет стать детским онкологом-гематологом только после прохождения подготовки во второй ординатуре по специальности «Детская онкология-гематология». Обойтись профпереподготовкой врач-детский онколог, согласно приказу № 707н, не имеет права.

Проектом же предполагается, что детским онкологом-гематологом можно стать, пройдя:

  • подготовку в ординатуре по специальности «Детская онкология-гематология» (как сейчас);
  • или подготовку в ординатуре по специальностям «Гематология» и «Детская онкология» (добавлено).

Таким образом, из проекта стал очевиден замысел регулятора не предоставлять возможность детскому онкологу перепрофилироваться на детского онколога-гематолога через профпереподготовку, оставив необходимость обучения во второй ординатуре.

Общая характеристика профессионального стандарта и обобщенной трудовой функции

Профессиональный стандарт «Врач-кибернетик» – посвящен одной из наиболее современных медицинских специальностей. Революционное развитие информационных технологий, рост IT-индустрии и переход к цифровым коммуникациям обуславливают потребность современной медицины во врачах-кибернетиках и необходимость выработки четких квалификационных требований к указанной профессии.

В соответствии с принятым стандартом деятельности врачей-кибернетиков определена как «Врачебная практика, информационно-технологическая и научно-исследовательская деятельность в области медицинской кибернетики». Сам профессиональный стандарт, к сожалению, не дает определения, что же такое «медицинская кибернетика». Если же принимать во внимание Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 30.05.03 Медицинская кибернетика (уровень специалитета), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 №1168, то медицинскую кибернетику можно определить, как «медико-кибернетические исследования, направленные на создание условий для охраны здоровья граждан», что ненамного понятнее. Следует отметить, что предыдущая редакция ФГОС содержала куда более детальное определение медицинской кибернетики – а именно «создание и применение методов и средств сбора, хранения, обработки, предъявления и интерпретации информации с целью сохранения и улучшения здоровья населения путем обеспечения высокого уровня научно-исследовательской, научно-методической, лечебно-диагностической, системно-аналитической, информационно-технологической, организационно-управленческой, педагогической и медико-просветительской деятельности». К сожалению, сейчас это определение потеряло юридическую силу вместе со старой редакцией ФГОС и ориентироваться на него при определении медицинской кибернетики нельзя.

В качестве обобщённых трудовых функции стандартом предусмотрено ведение статистического учета в медицинской организации, обеспечение информационно-технологической поддержки в области здравоохранения, организация и проведение научных исследований в области здравоохранения, решение системно-аналитических задач в области здравоохранения.

Различные обобщенные трудовые функции предполагают работу на различных должностях (они будут детально проанализированы ниже). Вместе с тем, все обобщенные трудовые функции имеют одинаковые требования к образованию и обучению (Высшее образование – специалитет по специальности «Медицинская кибернетика», полученное по основной образовательной программе в соответствии с ФГОС высшего образования после 1 января 2016 года). Требования к опыту практической работы для всех обобщенных трудовых функций и должностей отсутствуют (ниже мы аргументированно обоснуем неправильность такого подхода). Среди особых условий допуска к работе (снова общие для всех обобщенных трудовых функций и должностей) выделены наличие свидетельства об аккредитации специалиста по специальности «Медицинская кибернетика», прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований), а также внеочередных медицинских осмотров (обследований) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также отсутствие ограничений на занятие профессиональной деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации.

Кроме того, все обобщенные трудовые функции и должности имеют другие характеристики: дополнительное образование с целью профессионального роста и присвоения квалификационных категорий, формирование профессиональных навыков через наставничество, стажировки, использование современных дистанционных образовательных технологий (образовательный портал и вебинары), тренинги в симуляционных центрах, участие в съездах, конгрессах, конференциях, мастер-классах и других образовательных мероприятиях. Отдельно выделено соблюдение врачебной тайны, Клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами (их законными представителями), коллегами. Также от врачей-кибернетиков, согласно профстандарту, ожидают знания законодательства в сфере охраны здоровья, нормативно-правовых актов и иных документов, определяющих деятельность медицинских организаций и медицинских работников, программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Таким образом, авторы профессионального стандарта решились на достаточно рискованный подход, установив одинаковые требования и характеристики для всех врачей-кибернетиков – независимо от их обобщённой трудовой функции и должности. Для того, чтобы сделать вывод о правильности либо неправильности такого решения необходимо проанализировать каждую обобщённую трудовую функцию в отдельности.

Резюме

Заканчивая анализ профессионального стандарта «врач-кибернетик», мы можем говорить о том, что составители стандарта не так и не определились кем именно должен быть врач-кибернетик – врачом, научным работником или программистом? Профессиональный стандарт не согласован (а в ряде случаев – прямо противоречит) нормативно-правовым актам Министерства образования России и Министерства здравоохранения России, его понятийно-терминологический аппарат не соответствует ключевым программным актам Правительства Российской Федерации. Общее качество подготовки данного профессионального стандарта намного ниже чем у предыдущих профстандартов, которые и сами были далеки от идеала (в нашей статье затронуты не все, а лишь наиболее важные недостатки профстандарта врача-кибернетика). В настоящее время нормы профстандарта слишком неоднозначны и противоречивы для того, чтобы руководствоваться ими на практике. Таким образом, профессиональный стандарт «врач-кибернетик» нуждается в существенной доработке.

Организация и проведение научных исследований в области здравоохранения

Эта трудовая функция предусматривает значительное количество должностей, соответствующих ей – а именно: младший научный сотрудник, научный сотрудник, аналитик, эксперт, специалист в области биоинформатики.

Включение в указанный перечень должностей младшего научного сотрудника и научного сотрудника, на наш взгляд, говорит о том, что авторы профессионального не до конца понимают специфику научной и научно-исследовательской деятельности в медицине.

Так, согласно части 1 статьи 4 Федерального закона от 23.08.1996 №127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» научным работником является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью. При этом, должности научных работников предусматриваются в научных организациях, организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ высшего образования и дополнительных профессиональных программ, а также в иных организациях, осуществляющих научную и (или) научно-техническую деятельность. Таким образом, большинство медицинских организаций не имеют в своем составе должностей научных сотрудников.

Безусловно, врач-кибернетик может работать научным сотрудником или младшим научным сотрудником (например, в НИИ связанном с здравоохранением). Однако в таком случае, он должен заниматься научной, а не медицинской деятельностью (указанное косвенно подтверждается тем, что данная обобщенная трудовая функция не содержит трудовых действий, связанных с взаимодействием с пациентами). Следует обратить внимание на то, что с таким же успехом в НИИ связанном с здравоохранением может работать и любой другой врач – например, терапевт или педиатр, однако их профессиональные стандарты почему-то не включают обобщенных трудовых функций, связанных с научной деятельностью.

С другой стороны, специалист, получивший квалификацию врача-кибернетика, может заниматься педагогической практикой. При этом в профстандарте врача-кибернетика такая функция не предусмотрена (что вполне разумно – поскольку уже существует профстандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»). По нашему мнению, научно-исследовательские функции врача-кибернетика (как и любого другого врача), по аналогии с педагогом, не должны включаться в свой узкоспециализированный профстандарт. Вместо этого они должны охватываться будущим общим профессиональным стандартом «Научный сотрудник». Об этом говорит и то, что в Квалификационных справочниках должности научного сотрудника и младшего научного сотрудника относятся не к должностям медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием, а к должностям руководящих, научных и инженерно-технических работников, общих для научно-исследовательских учреждений, конструкторских, технологических, проектных и изыскательских организаций.

Следует отметить, что в случае с научными сотрудниками особенно ярко проявляется недопустимость подхода, предполагающего унификацию требований и характеристик для всех обобщенных трудовых функций.

Так, например, в профстандарте указывается, что для работы на должностях научного сотрудника и младшего научного сотрудника отсутствуют требования к опыту практической работы. Это прямо противоречит требованиям к квалификации научного сотрудника (младшего научного сотрудника), установленным Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 № 37. Указанным нормативным актом для занятия должности научного сотрудника требуется опыт работы по специальности не менее 5 лет, наличие авторских свидетельств на изобретения или научных трудов, для должности младшего научного сотрудника – опыт работы по специальности не менее 3 лет.

Также совершенно непонятно, зачем устанавливать для данной трудовой функции в качестве особых условий допуска к работе обязательное прохождение предварительных, периодических и внеочередных медицинских осмотров. Безусловно, согласно, статье 213 Трудового кодекса РФ, работники медицинских организаций должны проходить медицинские осмотры. Однако, работа на должностях научного сотрудника, младшего научного сотрудника, эксперта и аналитика возможна и в организациях, не являющихся медицинскими (то есть, не осуществляющих медицинскую деятельность). На наш взгляд, требование об обязательном медосмотре в таком случае представляется излишним.

Наличие в перечне допустимых должностей «специалиста по биоинформатике заставляет заподозрить авторов профессионального стандарта в неправильном понимании термина «биоинформатика». Так, в описании трудовых действий трудовой функции пункт 3.2.2. профессионального стандарта дает следующее определение биоинформатики: «создание и совершенствование баз данных, алгоритмов, вычислительных и статистических методов и теории решения практических и теоретических проблем, возникающих при управлении и анализе биологических данных».

Отметим, что данное определение не соответствует определению биоинформатики, закрепленному в Комплексной программе развития биотехнологий в Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой Правительством РФ 24.04.2012 № 1853п-П8. В указанной Комплексной программе дается следующее определение биоинформатики: «Биоинформатика (син. – «Вычислительная биология») – биологическая дисциплина, занимающаяся исследованием, разработкой и применением вычислительных методов (в т.ч. компьютерных) и подходов для расширения использования биологических, поведенческих или медицинских данных». Также в пункте 2.5. Комплексной программы указывается основная цель биоинформатики, а именно – объединение гетерогенных клинических и экспериментальных данных (геном, транскриптом, протеом, метаболом) для идентификации новых диагностических и терапевтических мишеней, особенно с позиции персонификации лечения; переход к системным, интегративным методам, повышающим точность диагностики и эффективность лечения, является насущной задачей, которая начинает активно решаться в США, странах Европы и Азии. Комплекс мероприятий, согласно Комплексной программе должен будет содействовать развитию конкурентоспособных методов диагностики и лечения, основанных на анализе больших баз данных и обработке национальных банков данных биологических образцов.

Также следует обратить внимание на то, что в Прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденном 20 января 2014 года биоинформатика предполагает обработку данных геномного, транскриптомного и протеомного анализа, а не «совершенствование баз данных и статистических методов», как предполагается в профессиональном стандарте.

Таким образом, биоинформатика в контексте профессионального стандарта ассоциируется лишь с текущими прикладными задачами, но совершенно не учитывает наиболее перспективные направления развития данной науки (к тому же официально закрепленных в нормативно-правовых документах, определяющих развитие науки в РФ).

Кроме того, необходимо обратить внимание на нормативно-правовую базу в сфере образования, затрагивающую обучение бионформатики. Согласно Перечню направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, по которым установлены иные нормативные сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования (программ бакалавриата, программ подготовки специалиста или программ магистратуры) и перечня направлений подготовки (специальностей) высшего профессионального образования, подтверждаемого присвоением лицу квалификации (степени) «специалист», утвержденному Постановление Правительства РФ от 30.12.2009 № 1136 «биоинженерия и биоинформатика» представляет собой отдельное от «медицинской кибернетики» направление подготовки (которое, к тому же относится к естественным наукам, а не к наукам о здравоохранении).

Также необходимо отметить, что с 2015 года существует отдельный Федеральный государственный образовательный стандарта высшего образования по специальности 06.05.01 Биоинженерия и биоинформатика (уровень специалитета), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 03.09.2015 № 961. Согласно пункту 3.3. данного ФГОС срок очного обучения биоинформатике составляет 5 лет.

Проанализировав указанные акты можно сделать вывод, что, во-первых, составители профессионального стандарта «медицинского кибернетика» предложили обучающимися по этой специальности «между делом» освоить отдельную специальность, на обучение которой в нормальных условиях отводится 5 лет. Во-вторых, авторы профессионального стандарта не предусмотрели возможности для работы на должности «специалиста по бионформатике» для получивших высшее образование по специальности «06.05.01 биоинженерия и биоинформатика» – что формирует парадокс: специалистами по биоинформатике не имеют право работать лица, получившие образование по специальности «биоинформатика».

Выбор направлений, предложенных для профессионального роста, также представляет собой стандартный набор, скопированный с других обобщенных трудовых функций без учета специфики организации и проведения научных исследований в области здравоохранения.

Так, например, вызывают вопросы, заявленные «тренинги в симуляционных центрах». Учитывая, что данная обобщенная трудовая функция не предполагает лечения пациентов, остается лишь предположить, что во время тренингов молодые специалисты будут изучать как лучше симулировать проведение научных исследований в области здравоохранения.

Рассматриваемая обобщенная трудовая функция содержит 4 трудовые функции:

  • разработка новых медицинских и биологических моделей и методов и внедрение их в клиническую практику и управление здравоохранением;
  • проведение научных исследований в области медико-биологических дисциплин на основе математических методов и вычислительных средств;
  • планирование медико-биологического исследования, внедрение результатов в практику с использованием методов математической статистики и доказательной медицины;
  • анализ научной, клинической, нормативно-правовой и справочной информации, учебной литературы и других источников для определения перспективных направлений научных исследований и построения информационных моделей.

Уже первая из них («разработка новых медицинских и биологических моделей и методов и внедрение их в клиническую практику и управление здравоохранением») не вполне соответствует остальному содержанию профстандатра как и Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по специальности 30.05.03 Медицинская кибернетика (уровень специалитета), утвержденному Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 №1168.

Уже в названии трудовой функции сказано, что врач-кибернетик должен осуществлять «внедрение новых медицинских и биологических моделей и методов в клиническую практику и управление здравоохранением». Между тем, должности, соответствующие данной трудовой функции, относятся к должностям специалистов, а не руководителей. Учитывая отсутствие руководящих полномочий, совершенно непонятно, каким образом научный сотрудник или эксперт должен внедрять новые биологические модели в управление здравоохранением (ведь сам он к управлению здравоохранением не допущен). Аналогично складывается ситуация с внедрением в клиническую практику – ведь согласно описанию трудовой функции, она не предполагает клинической практики либо руководства другими врачами, занимающимися клинической практикой. Наконец, упомянутое «внедрение» отсутствует в трудовых действиях, характеризующих данную трудовую функцию.

По нашему мнению, первоисточником такой формулировки стала ФГОС по специальности «медицинская кибернетика», который оперирует словосочетаниями «готовность внедрять современные информационные технологии в здравоохранении», «участие в оценке рисков при внедрении новых медико-кибернетических технологий» и т.д. Однако отметим, что готовность к внедрению информационной системы в отдельной медицинской организации и инициативные действия по внедрению новых медицинских моделей в процессе управления здравоохранением – это не одно и то же.

Характеризуя знания, по мнению авторов профстандарта, необходимые для данной трудовой функции нельзя не обратить внимание на отсутствие конкретики в формулировках, стремление составителей профессионального стандарта к терминологии, имеющей эффектное звучание, но не несущей определенного смысла. Так, в качестве необходимых знаний отмечены «Этиология и патогенез основных заболеваний человека; основные симптомы и синдромы; осложнения и исходы; клинические и лабораторно-инструментальные методы исследования органов и систем организма; принципы лечения основных заболеваний». Данное предложение является перефразировкой словосочетания «медицинские знаний» и может быть применено к любой медицинской специальности.

Вторая из трудовых функций – проведение научных исследований в области медико-биологических дисциплин на основе математических методов и вычислительных средств, охарактеризована в профессиональном стандарте достаточно точно. Вместе с тем, непонятно, почему профстандарт ограничивает проведение научных исследований исключительно математическими методами. Безусловно, такие методы являются главенствующими в медицинской кибернетике, однако это не исключает применения и других методов – в частности, общелогических (индукции, дедукции), общефилософских (в том числе диалектического метода), сравнительного метода и т.д.

Третья трудовая функция – планирование медико-биологического исследования, внедрение результатов в практику с использованием методов математической статистики и доказательной медицины также содержит ряд неточностей. Так, в числе трудовых действий предполагается «разработка правовых норм с учетом новых достижений». Учитывая то, что нормотворчество является одним из самых сложных направлений юриспруденции, и занимаются им, как правило, юристы с многолетним практическим опытом, крайне сомнительной является возможность разработки правовых актов лицом, не имеющим юридического образования.

В описании необходимых для данной функции знаний и умений упоминается «трансляционная медицина». Очевидно под этим термином имеется в виду русский эквивалент английского словосочетания «translational medicine». Данное направление медицинской науки не является исключительно зарубежным и достаточно широко представлено в России. Тем не менее, в отличии от США и стран Западной Европы, в отечественных учебных заведениях отсутствует такая специальность (как и специализация). Различные отечественные научные школы по-разному трактуют понятие «трансляционной медицины» и по ряду направлений (бионика, тканевая инженерия и т.д.) существуют споры: являются ли они частью трансляционной медицины? Учитывая то, что ФГОС по специальности «медицинская кибернетика» также не дает определения «трансляционной медицины», профессиональный стандарт требует дальнейшего уточнения – какие именно знания понимаются под «знаниями трансляционной медицины» и требуются от врача-кибернетика.

Четвертая трудовая функция («анализ научной, клинической, нормативно-правовой и справочной информации, учебной литературы и других источников для определения перспективных направлений научных исследований и построения информационных моделей») описана значительно качественнее трех предыдущих. Единственным замечанием Факультета Медицинского Права к ней является все то же упоминание о необходимости знаний специализированных языков программирования, что, по нашему мнению, должно оставаться в компетенции программистов, а не врачей.

Профессиональный стандарт

  • Профессиональный стандарт
  • Разработка и экспертиза ФОС
  • Тестовые задания
  • Перечень практических навыков (умений)
  • РЕПЕТИЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН

Обеспечение информационно-технологической поддержки в области здравоохранения

Данная обобщенная трудовая функция предусматривает сразу 6 возможных должностей на которых может работать врач-кибернетик. Это врач-кибернетик, аналитик, эксперт специалист по внедрению и сопровождению медицинских информационных систем, проектировщик баз данных и информационных систем, менеджер проектов. Ни одна (!) из этих 6 должностей не описана ни в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утверждённом Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н, ни в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 1183н.

Что касается таких названий должностей как врач кибернетик и специалист по внедрению и сопровождению медицинских информационных систем, то упоминания о них вообще отсутствуют в нормативно-правовых актах (отметим, врач-кибернетик упомянут в Приказе Минобрнауки России от 12.09.2013 №1061, однако в качестве наименования квалификации, а не должности – что является совершенно другой правовой категорией).

Должности аналитика и эксперта согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденному Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 №37 относятся к должностям специалистов и не имеют отношения к работникам сферы здравоохранения. Большая часть трудовых обязанностей аналитика и эксперта не имеет ничего общего с трудовыми действиями, описанными в профстандарте. В частности, в обязанности аналитика входит мониторинг публикаций, в том числе в российских и зарубежных средствах массовой информации, их оценка, координация деятельности соисполнителей при совместном выполнении работ с другими структурными подразделениями организации; в служебные обязанности эксперта входит экспертиза и рецензировании аналитических разработок. Ничего подобного в профессиональном стандарте врача-кибернетика вы не найдете.

Должность менеджера проектов хотя и широко употребляется в повседневной речи, российскому законодательству неизвестна. Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих включает в себя должность менеджера, которую он относит к должностям руководителей. Согласно нему, менеджер осуществляет управление предпринимательской или коммерческой деятельностью предприятия, учреждения, организации, осуществляет контроль за разработкой и реализацией бизнес-планов и коммерческих условий заключаемых соглашений, договоров и контрактов и выполняет тому подобные функции, которые явно не имеют отношения ни к медицине ни к кибернетике.

Наконец, проектировщик баз данных – это особая разновидность программиста (но никак не медицинского работника) в чем можно легко убедиться, внимательно изучив профессиональный стандарт «Программист», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 679н.

Данная обобщенная трудовая функция содержит 3 трудовые функции:

  • создание, внедрение, развитие и эксплуатация информационных систем в сфере здравоохранения, связанных с организацией и оказанием медицинской помощи, внедрение и применение информационных технологий в медицине и здравоохранении;
  • разработка моделей и стандартов информационного взаимодействия в здравоохранении;
  • поддержка деятельности медицинских специалистов, принятия клинических и управленческих решений на основе использования информационных технологий.

Детальный анализ данных трудовых функций показал, что умения и знания, необходимые для выполнения данных функций, в большинстве своем, не имеют отношения к умениям и знаниям получаемым выпускникам медицинских университетов по специальности «медицинская кибернетика». Требования, закрепленные в профессиональном стандарте, имеют весьма отдаленное отношение к Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по специальности 30.05.03 Медицинская кибернетика (уровень специалитета), утвержденному Приказом Минобрнауки России от 12.09.2016 №1168.

Так требование от врачей-кибернетиков в профстандарте таких умений как «разрабатывать информационное, лингвистическое, математическое и программное обеспечение при проектировании медицинских информационных систем и баз данных», «применять знания теории программирования и языков программирования при разработке баз данных», «разрабатывать техническую документацию при проектировании, испытании и эксплуатации медицинских информационных систем», «использовать прикладную математику решения задач вычислительной диагностики» и таких знаний как «основы теории программирования, языки программирования», «математические и эвристические методы распознавания образов» свидетельствуют о том, что они рассчитаны скорее на лиц получивших высшее технические либо высшее математическое образование и не имеют непосредственного отношения к медицине. Данные трудовые функции может выполнять профессиональный программист, но не врач (даже знакомый с основами программирования и готовый внедрять современные информационные технологии в здравоохранении).

Ряд терминов и словосочетаний, в описании данных трудовых функций, вообще не несут определенного смысла. Сложно, например, догадаться, что имеется в виду под знаниями «методик сбора, хранения, поиска, преобразования информации в биологических системах». Большая медицинская энциклопедия подразумевает под биологической системой совокупность функционально связанных элементов, образующих целостный биологический объект (т.е. организм). Непонятно, что именно понимается под знанием методик сбора, хранения, поиска, преобразования информации в биологическом объекте (организме).

МЕТОДИЧЕСКИЙ
ЦЕНТР АККРЕДИТАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

  • Первичная аккредитация (специалитет, бакалавриат)
  • Медицинская кибернетика
  • Профессиональный стандарт

Ведение статистического учета в медицинской организации

Данная обобщенная трудовая функция предполагает, что должность врача-кибернетика, осуществляющего ее, будет называться «врач-статистик». Название этой должности уже вызывает недоумение. Во-первых, согласно квалификационным требованиям к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки», утвержденным приказом Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н, такая же должность предусмотрена для двух специальностей, предусматривающих завершение ординатуры: «Организация здравоохранения и общественное здоровье», «Социальная гигиена и организация госсанэпидслужбы». Кроме всех прочих, на должность врача-статистика могут претендовать и кончившие интернатуру по специальности «Управление сестринской деятельностью». Таким образом, одну и ту же должность смогут занимать специалисты с разными уровнями квалификаций (и при этом руководствующиеся другими профессиональными стандартами), что на наш взгляд, абсолютно недопустимо.

Во-вторых, название должности не вполне соответствует предусмотренным трудовым функциям. Для врача-статистика их две: «выполнение статистического учета и составление отчетности медицинской организации», а также «оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме». Первая функция включает трудовые действия, большинство которых соответствует скорее обязанностям деловода, а не статистика (и тем более, кибернетика): оформление медицинской документации, организация хранения медицинской документации, ведение персонифицированных реестров пациентов, составление плана работы и отчета о своей работе, обеспечение выполнения требований по защите и безопасности персональных данных пациентов и сведений, составляющих врачебную тайну и т.д. Вместе с тем такие важнейшие обязанности врача-статистика как составление программы исследования по конкретным задачам здравоохранения, анализ и оценка информации, получаемой при обработке, в том числе на ЭВМ, первичной статистической информации различной периодичности, шифровка диагностических записей в медицинских документах по правилам международной классификации болезней, получение и оценка показателей качества лечебной и профилактической работы, показателей диспансеризации, использование при анализе основные статистических методов: комбинационных таблиц, графических изображений, относительных и средних величин, сравнения в динамике, методы стандартизации, оценки достоверности относительных и средних величин, анализ и оценка медико-демографических показателей конкретной территории, показателей заболеваемости (по обращаемости, госпитализации) с временной утратой трудоспособности, показателей выхода на инвалидность т.д. (данные обязанности закреплены в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утверждённом Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 № 541н).

Необходимые знания и умения в профессиональном стандарте также значительно сокращены по сравнению с Единым квалификационным справочником. Так, там где ЕКС требует знаний «организации статистической службы на различных иерархических уровнях; методики статистического и клинико-статистического исследования (дисперсионный, корреляционный анализ, непараметрические методы и т.д.); теории и методов санитарной статистики; статистики здоровья населения; статистики здравоохранения; вопросов международной статистики; основ медицинской кибернетики; правил автоматизированной обработки статистических материалов; методики проведения сплошных и выборочных исследований по специальным программам, машинной обработкой статистических данных на персональных ЭВМ» профстандарт ограничивается знаниями неких туманных «теории и методов статистики».

Что же касается второй функции – «оказания медицинской помощи пациентам в экстренной форме», то она, наоборот не предусмотрена ЕКС. Более того, непонятно при каких обстоятельствах и каким именно пациентам врачи-статистики будут оказывать помощь в экстренной форме. Если предполагается, что оказание медицинской помощи пациентам в экстренной форме будет проводится врачами статистиками регулярно, то это означает необходимость работы врачей-статистиков в системе скорой медицинской помощи и требует добавления дополнительных функций, трудовых действий, умений и знаний, связанных с систематическим оказанием экстренной медицинской помощи (осуществление дефибрилляции, интубации, коникотомии, знание основ анестезиологии, умение снимать и расшифровывать ЭКГ, знание особенностей применения наркотических и сильнодействующих препаратов и т.д.). Однако мы все же рискнем предположить, что в профессиональном стандарте речь идет не о постоянном оказании экстренной медицинской помощи, а о возможности ее оказания при чрезвычайных обстоятельствах. Однако в таком случае не имеет смысла выделять данные обязанности в отдельную трудовую функцию. В методических рекомендациях по разработке профессионального стандарта утвержденных Приказом Минтруда России от 29.04.2013 №170н дано следующее определение трудовой функции – трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции. Таким образом, нет никакого смысла включать в профессиональный стандарт трудовые действия, которые выполняются лишь в исключительных случаях. Кроме того, медицинский работник обязан оказывать экстренную медицинскую помощь пациенту независимо от наличия подобной обязанности в профессиональном стандарте. Соответствующая обязывающая норма содержится в части 2 статьи 11 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

Решение системно-аналитических задач в области здравоохранения

Рассматриваемая трудовая функция предполагает работу на таких должностях как врач-кибернетик, аналитик, эксперт, менеджер проектов. Основные выводы по поводу возможности работы врача-кибернетика на данных должностях рассмотрены в разделе. посвященном обобщенной трудовой функции «Обеспечение информационно-технологической поддержки в области здравоохранения».

Отметим, что трудовые функции, входящие в данную обобщенную трудовую функцию, не предполагают взаимодействия с пациентами (о пациентах отсутствуют упоминания как в наименованиях, так и в трудовых действиях, знаниях и умениях, необходимых для осуществления трудовой функции). Тем не менее среди требований к обобщенной трудовой функции встречается соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с пациентами и их законными представителями (хотя и не пояснено, при каких именно обстоятельствах решение системно-аналитических задач в области здравоохранения может привести к взаимодействию с пациентами).

Также, на взгляд Факультета Медицинского Права, нуждается в конкретизации прохождение медосмотров в качестве обязательного условия допуска к работе. Если прохождение таких медосмотров для врачей-кибернетиков, аналитиков и экспертов, работающих в медицинских организациях вполне понятно, то необходимость медосмотров для аналитиков и менеджеров проектов в организациях, не осуществляющих медицинскую деятельность (например, во ФГБУ «Центральный НИИ организации и информатизации здравоохранения») ничем не аргументирована.

Данная трудовая функция содержит две трудовых функции:

  • системный анализ объектов исследования в медицине и здравоохранении;
  • разработка систем информационной поддержки управления знаниями в медицине, биологии и здравоохранении.

Что же касается второй трудовой функции – разработка систем информационной поддержки управления знаниями в медицине, биологии и здравоохранении, то, по нашему мнению, она решает не столько задачи, связанные с непосредственно управлением знаниями сколько прикладную задачу разработки информационных систем, направленных на управление знаниями и, поэтому, должна быть отнесена не к системно-аналитическим задачам в области здравоохранения, а к обеспечению информационно-технологической поддержки в области здравоохранения.

Таким образом, выделение отдельной обобщенной функции «решение системно-аналитических задач в области здравоохранения» представляется нам нецелесообразным. Результаты анализа содержания трудовых функций свидетельствуют, что трудовая функция «системный анализ объектов исследования в медицине и здравоохранении» может быть включена в обобщенную трудовую функцию «ведение статистического учета в медицинской организации», а трудовая функция «разработка систем информационной поддержки управления знаниями в медицине, биологии и здравоохранении» – в «обеспечение информационно-технологической поддержки в области здравоохранения».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *