Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»

Минтруд РФ утвердил профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности». Он зарегистрирован в Министерстве юстиции и начнет применяться с 1 марта 2023 года.

«Одной из главных задач Стратегии развития библиотечного дела в России на период до 2030 года является обеспечение отрасли квалифицированными кадрами, мотивированными на результат и развитие», – сказала директор Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) Мария Веденяпина.

«Для решения этой задачи в том числе и был принят библиотечный профстандарт, который учитывает многофункциональность современных библиотек, направлен на оптимизацию системы профессионального образования и представляет собой важный инструмент кадровой политики и развития отрасли», – подчеркнула она.

По решению Совета библиотек при Министерстве культуры РФ в августе 2020 года Проектным офисом по разработке профстандарта была определена РГДБ. Документ готовили специалисты федеральных и региональных библиотек, представители сферы профессионального образования, Российской библиотечной ассоциации, Центра развития профессиональных квалификаций «ВНИИ труда» Минтруда России.

Проект профстандарта прошел профессионально-общественное обсуждение и был одобрен Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям.

Профстандарт «Специалист в области библиотечно-информационного обслуживания» направлен на развитие профессиональных компетенций библиотечных кадров в условиях модернизации отрасли и цифровых преобразований всей системы библиотечно-информационного обслуживания, повышение эффективности работы библиотек как многофункциональных информационных и культурно-образовательных комплексов.

Приказ Минтруда РФ и текст профессионального стандарта опубликованы на официальном интернет-портале правовой информации.

Действовать документ будет до 1 марта 2029 года.

Как сообщалось ранее, в 2023 году по результатам конкурсного отбора в субъектах России откроются 218 модельных библиотек.

Впервые в истории Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям одобрен профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности».

Полифункциональность видов деятельности библиотек в цифровую эпоху выдвигает новые требования к библиотечным специалистам. В Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года ставится задача обеспечения отрасли квалифицированными, мотивированными на результат кадрами, а также предусматривается расширение спектра профессий, необходимых для функционирования библиотек в условиях цифровой экономики.

Исходя из этого разработка и утверждение профессионального стандарта циалист по библиотечно-информационной деятельности» является одной из главных задач развития отрасли. Его внедрение обеспечит развитие профессиональных компетенций библиотечных специалистов с учётом современных требований к профессии библиотекаря. Он также станет основой совершенствования всех звеньев профессионального библиотечно-информационного образования, его актуализации и бoльшей сопряжённости с библиотечной практикой. При этом профессиональный стандарт явится главным стимулом создания и развития системы оценки профессиональных квалификаций библиотечных специалистов, обеспечит более рациональную расстановку и использование персонала библиотек.

Ольга Петровна МЕЗЕНЦЕВА, заместитель директора Российской государственной детской библиотеки (РГДБ) по науке и издательской деятельности, руководитель проектного офиса по разработке профессионального стандарта в библиотечно-информационной сфере, кандидат педагогических наукТатьяна Александровна БРУЕВА, заместитель заведующего Учебным центром РГДБ, координатор проектного офиса по разработке профессионального стандарта в библиотечно-информационной сфере, кандидат философских наук

ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТА

Понятие профессионального стандарта закреплено ст. 195.1 Трудового кодекса РФ. Он представляет собой характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности. Разработка и принятие профессиональных стандартов позволят поэтапно заменить Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС).

Важно отметить, что профессиональный стандарт разрабатывается не на профессию или должность, а на вид профессиональной деятельности (ВПД) в общественной системе разделения труда. (Поясним, что ВПД — это совокупность обобщённых трудовых функций (ОТФ), имеющих близкий характер, результаты и условия труда; часть производственного процесса, которая выделена на основе одного или нескольких параметров). В стандарте определён ВПД — библиотечно-информационная деятельность и описаны трудовые функции, её составляющие. Каждую ОТФ раскрывают посредством выделения более детальных трудовых функций, которые, в свою очередь, определяют конкретным набором действий, умений и знаний. В итоге профстандарт содержит описательный образ специалиста, обладающего необходимой компетентностью. В целом эта система определяет портрет специалиста в области библиотечно-информационной деятельности независимо от размера библиотеки, её специализации, ведомственной принадлежности. (Исключение — школьные библиотеки. Для профессии -библиотекарь» разработана ОТФ в профстандарте « в области воспитания

в области воспитания» утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 10 января 2017 г. № 10н.

Следует подчеркнуть, что профессиональный стандарт является многофункциональным документом. Направления его применения самые разные. Молодым людям стандарт позволяет выбрать профессию, спланировать обучение и карьеру. Работодателям он помогает определить трудовые функции работников, разрабатывать штатные расписания, должностные инструкции, проводить аттестации работников, организовывать обучение сотрудников и независимую оценку квалификации. И конечно же, положения профессионального стандарта учитываются в системе образования при формировании Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и профессиональных образовательных программ.

Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»

Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»

Библиотечное сообщество приступило к разработке профессионального стандарта восемь лет назад. В 2013 г. в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 597 рабочая группа, в которую вошли специалисты профильных образовательных учреждений, подготовила проект профстандарта в области библиотечно-информационной деятельности. Ответственным разработчиком выступил Московский государственный институт культуры (МГИК) на основании конкурса, объявленного Министерством культуры РФ.

В подготовленном в тот период проекте профессионального стандарта была сделана попытка охватить все виды функциональной деятельности библиотек. Вместе с тем в нём были недостаточно полно представлены (либо вообще отсутствовали) некоторые важные направления. Например, краеведческая деятельность, библиотечно-информационное обслуживание особых категорий пользователей: детей, молодёжи, лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Проект был одобрен библиотечной общественностью, получил положительное заключение Российской библиотечной ассоциации (РБА), согласован с Минкультуры России и в 2014 г. направлен на утверждение в Министерство труда и социальной защиты РФ. Однако по ряду объективных причин (структурные изменения в министерстве, отсутствие необходимой административной поддержки) документ не был утверждён.

С момента разработки проекта профстандарта произошли значительные изменения в деятельности библиотек. С одной стороны, они остались хранителями накопленных знаний в традиционном бумажном формате, с другой —стремительно развивающиеся процессы цифровизации потребовали от них разработки и внедрения принципиально иных форматов и методов работы, новых компетенций сотрудников, в чём мы особенно смогли убедиться в период , когда библиотеки перевели всю активность в онлайн.

ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ДЕЛ И РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА

Активное развитие библиотечного дела, новый взгляд на социокультурную роль библиотек в цифровую эпоху обострили проблему профессиональной сертификации отрасли и выявили необходимость разработки стандарта по базовым направлениям работы.

По решению Совета библиотек при Министерстве культуры РФ от 26 августа 2020 г. (протокол № П-153) РГДБ стала площадкой разработки проекта профстандарта.

Для реализации поручения учредителя были созданы экспертный совет и рабочая группа, в состав которых вошли руководители и ведущие специалисты из национальных, федеральных, региональных библиотек и ведущих вузов страны. Безусловно, важную роль в этом механизме играют РБА и созданный в её рамках на инициативных началах Совет по профессиональным квалификациям, включающий представителей библиотек различных типов и профильных вузов.

Основными организациями-разработчиками стали РГДБ, Российская государственная библиотека (РГБ), Российская национальная библиотека (РНБ), Российская государственная библиотека для молодёжи, Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ) России, МГИК и Белгородская государственная универсальная научная библиотека.

Благодаря поддержке Министерства культуры РФ разработчики получают консультационно-методическую помощь от Центра развития профессиональных квалификаций ВНИИ труда Министерства труда и социальной защиты РФ.

Подготовка профстандартов крайне сложный и трудоёмкий процесс, требующий высокого уровня профессионализма. Основными направлениями деятельности на подготовительном этапе разработки проекта профстандарта стали: рассмотрение российских и международных профессиональных стандартов и иных квалификационных характеристик по схожим ВПД; анализ состояния и перспектив развития библиотечных специальностей, технологий и содержания библиотечно-информационной деятельности; изучение нормативных документов и иных организационно-распорядительных документов, определяющих требования к квалификации библиотечных специалистов; обсуждение вопросов разработки профстандартов в рамках профессиональных мероприятий.

Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»

Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»

Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»

На базе РГДБ проходили регулярные заседания группы разработчиков, была создана и направлена учредителю дорожная карта разработки профессионального стандарта в области библиотечно-информационной деятельности — конкретный план действий с указанием задач, ответственных и сроков выполнения.

Важные вопросы подготовки проектов профстандартов были освещены на ежегодном совещании руководителей федеральных и центральных региональных библиотек России профессия и подготовка кадров(11–2 ноября 2020 г., Санкт-Петербург, РНБ), на международной конференции онные технологии, компьютерные системы и издательская продукция для библиотек» (LIBCOM, 25 ноября 2020 г., Москва, ГПНТБ России), на ежегодном совещании директоров библиотек Российской Федерации, обслуживающих детей « библиотека 2020: меняем стереотипы и форматы» (1– декабря 2020 г., Москва, РГДБ).

Широкое обсуждение подходов к разработке профессиональных стандартов на упомянутых профессиональных площадках, в рамках деятельности Экспертного совета и рабочей группы, проведённый опрос специалистов отрасли, а также учёт мнения специалистов ВНИИ труда Минтруда России позволили на нынешнем этапе отказаться от идеи подготовки линейки профессиональных стандартов в библиотечно-информационной сфере и прийти к решению о создании единого профессионального стандарта. (Решение заседания рабочей и экспертной группы разработчиков профстандарта в области библиотечно-информационной деятельности, протокол от 8 октября 2020 г. № 1).

Первичный проект профстандарта был представлен на Всероссийском библиотечном конгрессе РБА в г. Петрозаводске в мае 2021 г.

С этого момента начался важный этап в жизни документа —его профессионально-общественное обсуждение с заинтересованными организациями и представителями профессионального сообщества. Документ разместили на сайтах РБА и организаций-разработчиков для общего доступа и широкого представления, информация о проекте профстандарта была представлена в СМИ. Экспертную оценку документу дали члены Совета по профессиональным квалификациям, Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, основных профильных секций РБА. Свою поддержку высказали и другие ассоциации и институции: национальная библиотечная ассоциация , Ассоциация школьных библиотекарей русского мира, Институт психологии Российской академии наук и др. Обсуждение проекта прошло на профессиональных конференциях, круглых столах, семинарах и публичных мероприятиях; за короткое время состоялось более 30 мероприятий.

Замечания и предложения поступили от национальных, федеральных, центральных региональных и муниципальных библиотек. По результатам обсуждений, а также экспертизы во ВНИИ труда Минтруда России документ доработан (были приняты или аргументированно отклонены более 250 предложений).

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПРОЕКТА

В первую очередь отметим, что благодаря предложениям специалистов вузовских и научных библиотек расширена цель ВПД: теперь она охватывает сферу образования, науки, а следовательно, больше соответствует целям всех видов и типов библиотек и формулируется следующим образом: удовлетворение и формирование информационных, профессиональных, образовательных и культурных потребностей пользователей, содействие развитию культуры, науки и образования средствами библиотечно-информационной деятельности.

Доработанный проект профессионального стандарта содержит набор ОТФ, которые отражают многогранную и сложную библиотечно-информационную деятельность, соответствуют её современной функциональной структуре и позволяют обогатить и расширить направления работы библиотек как центров интеллектуального развития. Всего ОТФ семь.

1. Библиотечно-информационное обслуживание пользователей.

2. Формирование, учёт и обработка библиотечного фонда.

3. Организация и сохранение библиотечного фонда.

4. Каталогизация документов, ведение справочно-поискового аппарата библиотеки.

5. Библиографическая и информационно-аналитическая деятельность библиотеки.

6. Библиотечная исследовательская, методическая и проектная деятельность.

7. Организация деятельности структурного подразделения библиотеки.

Немаловажно для библиотечного сообщества, что впервые в документе такого уровня отражены следующие как традиционные, так и инновационные направления работы, без которых немыслима работа современной библиотеки. Приведём примеры названий трудовых функций, описывающих эту деятельность: но-информационное обслуживание детей»; но-информационное обслуживание лиц с ограниченными возможностями здоровья библиотечных сайтов/порталов, сетевых социальных сервисов»; мирование краеведческих библиотечно-информационных ресурсов, создание и продвижение краеведческой библиографической информации

Особо следует отметить инновационный характер проекта профессионального стандарта, выражающийся в определении набора трудовых функций, умений и знаний таких важных участков библиотечно-информационной работы, как обслуживание пользователей в дистанционном режиме, в том числе информационное и справочно-библиографическое, ведение библиотечных сайтов/порталов и сетевых социальных сервисов, комплектование фонда электронными и сетевыми удалёнными документами, организация и ведение электронных каталогов, микрокопирование и оцифровка библиотечного фонда, создание полнотекстовых, мультимедийных библиотечных информационных продуктов и др. Описание этой деятельности в профессиональном стандарте можно смело соотнести с реализацией цифровизации в библиотеках.

Подчеркнём, что документ носит межведомственный характер и будет использоваться библиотеками всех уровней и подчинённости. Именно поэтому он содержит знания и умения, необходимые для предоставления информационных услуг в помощь научной, творческой, образовательной, инновационной деятельности пользователей библиотеки, информационной поддержки и сопровождения научных исследований.

Подробнейшим образом описана работа с библиотечным фондом. С этой целью сформированы две ОТФ. Первая: , учёт и обработка библиотечного фонда —содержит две трудовые функции, а вторая: ганизация и сохранение библиотечного фонда» —три. В связи с активным созданием системы региональных центров по работе с книжными памятниками во главе с федеральным центром (в РГБ) в проекте профессионального стандарта была выделена специальная трудовая функция и технология работы с фондом редких и ценных книг, книжных памятников

Учитывая специфику российской библиотечной сети, где львиную долю составляют небольшие учреждения, профстандарт описывает работу по созданию и ведению не только электронных каталогов, но и традиционных.

Рабочая группа постаралась описать и специфику деятельности библиографов в условиях цифровизации информационного пространства, отразив их работу с национальными и глобальными сетевыми ресурсами, а также важнейшую для всех региональных библиотек деятельность —краеведческую, подготовив при поддержке отдела библиографии и краеведения РНБ отдельную трудовую функцию.

Закреплена в профстандарте через описание трудовых действий, необходимых умений и знаний библиотечная исследовательская и методическая работа, подчёркнута специфика библиотечной проектной деятельности, без которой сегодня немыслима деятельность библиотеки.

Руководство библиотекой отражено только на уровне управления структурными подразделениями, так как профессиональный стандарт руководителя учреждения создаётся вне узкой отраслевой специфики.

Таким образом, в данном документе нашли отражение современные и перспективные направления развития библиотек с учётом глобальных тенденций развития общества (цифровизации, изменения социальных ролей, информационной безопасности и пр.). Учтены новые формы и методы работы библиотекарей, связанные с поддержкой устойчивого развития государства, обеспечением доступа граждан к качественной и разнообразной информации, формированием читательской культуры и универсальной грамотности, включая медийную, информационную и цифровую и пр.

Несомненно, одним из важнейших вопросов, волнующих библиотечное сообщество, являются требования к образованию и практическому опыту библиотечных специалистов.

Профессиональный стандарт содержит трудовые действия шестого и седьмого уровней квалификации и соответственно отражает уровни образования как среднего профессионального, так и высшего, а следовательно, предусматривает несколько траекторий входа в профессию.

Безусловно, предпочтительным является наличие профильного образования. И для этого в нашей отрасли условия есть. В настоящее время образовательные программы среднего профессионального образования по специальности « реализуются в 57 государственных профессиональных образовательных организациях (училищах, техникумах, колледжах), программы бакалавриата 51.03.06 -информационная деятельность» — в 48 вузах, в том числе в 17 институтах культуры (13 из них являются подведомственными Министерству культуры РФ), а по программам магистратуры 51.04.06 -информационная деятельность» обучают 15 организаций (12 из них в ведении Минкультуры России).

В стандарте предусмотрено вхождение в профессию работников без профильного образования. Важно, что в документе, с одной стороны, заложены высокие требования к библиотекарю как специалисту, а с другой —отражены реалии практики, когда в библиотеку приходят специалисты с непрофильным образованием и получают библиотечное образование в процессе работы. Исключение сделано только для второй ОТФ: , учёт и обработка библиотечного фонда» (возможно, среднее профессиональной образование, но профильное) —и седьмой ОТФ: « деятельности структурного подразделения библиотеки» (только профильная магистратура). При этом в отдельных трудовых функциях отмечается необходимость освоения специальных дополнительных образовательных программ, например для специалистов, которые будут работать с редкими книгами, книжными памятниками, микрокопиями, краеведческими документами. Таким образом, принятие профстандарта гарантирует поддержку всех видов образования: среднего, высшего и дополнительного профессионального.

При создании профессионального стандарта учитывались особенности современного общества, характеризующегося быстрыми изменениями. Разработчики заложили в документ основу для быстрого карьерного роста специалистов. Например, для должности библиотекарь» стаж работы в должности библиотекаря должен быть для лиц со средним профессиональным образованием не менее трёх лет, а с высшим профессиональным образованием —не менее года; для должности ный библиотекарь» стаж работы в должности ведущего библиотекаря должен составлять не менее трёх лет.

Требования к практическому опыту были сокращены, но при этом профстандарт ориентирует на постоянное обучение. Темпы развития нашей профессии требуют повышать квалификацию не менее одного раза в три года. Такая рекомендация предложена в новом стандарте.

Современным требованиям развития отрасли соответствуют и предлагаемые проектом документа возможные должности библиотечно-информационных специалистов. Разработчики подготовили системный перечень должностей, который, сохраняя преемственность с ЕКС и перечнем² должностей работников, относимых к основному персоналу федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры РФ, и учитывая практику регионов, работает на перспективу, на молодое поколение, выбирающее профессию.

Приказ Министерства культуры РФ от 21 октября 2020 г. № 1256 утверждении перечней должностей работников, относимых к основному персоналу по видам экономической деятельности, для определения размеров должностных окладов руководителей федеральных учреждений, находящихся в ведении Министерства культуры РФ».

Предложены такие новые профессии/должности: по работе с редкими книгами», -эксперт по цифровым ресурсам», « по библиотечно-информационному краеведению», по проектной деятельности».

В Методических рекомендациях по утверждению перечней должностей и профессий работников государственных учреждений культуры субъектов РФ и муниципальных учреждений культуры разъяснено, что к должностям, включённым в эти перечни, могут добавляться дополнительные должностные наименования, такие как: и т.п. Указание в наименовании должности и т.п. характеризует не функциональную направленность той или иной должности, а уровень служебной нагрузки (например, наличие дополнительных или специфических обязанностей).

Завершающими этапами (после согласования с Минкультуры России) станут подготовка комплекта документов для представления в Министерство труда и социальной защиты РФ, рассмотрение проекта профессионального стандарта на очередном заседании Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, утверждение документа Минтруда России и внесение его в Реестр профессиональных стандартов (

Согласно плану мероприятий по реализации Стратегии развития библиотечного дела в Российской Федерации на период до 2030 года на первом этапе (2021–2024) в целях совершенствования нормативно-правовой базы библиотечной отрасли срок исполнения подготовки и утверждения профессионального стандарта —четвёртый квартал 2022 г. Но возможно, при благоприятном стечении обстоятельств профстандарт будет принят ранее намеченного срока.

В целом профессиональный стандарт —это новая, современная, инновационная квалификационная характеристика. Время этого документа пришло, без него невозможно движение вперёд ни в сфере подготовки кадров, ни в библиотечной практике.

По результатам работы проектного офиса РГДБ следует отметить, что всё библиотечное сообщество проявило социальную ответственность и включилось в процессы подготовки и обсуждения документа, который позволит библиотечной профессии встроиться в национальную систему квалификаций.

В зависимости от должности специалист по библиотечно-информационной деятельности должен иметь:

  • среднее профессиональное образование (СПО) по программе подготовки специалистов среднего звена или высшее образование (ВО)  — бакалавриат;
  • дополнительное профессиональное образование на базе непрофильного ВО (бакалавриат) или СПО.

Подробные требования к должностям описаны в  профстандарте.

Также требования, предъявляемые к квалификации библиотекаря, указаны в ЕКС:

➢   Библиотекарь — СПО (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) или законченные 11 классов.

➢   Библиотекарь II категории — ВО или СПО (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое).

➢   Библиотекарь I категории или ведущий библиотекарь — ВО (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое).

Профессионально обусловленные требования к личности библиотекаря

➢   Функции библиотекаря:

➢   Личностные качества библиотекаря:

Где получить образование библиотекаря

Чтобы стать библиотекарем, можно после 9 или 11 класса пойти в колледж. После выпуска вы начнете работать по профессии и зарабатывать стаж. При желании можно поступить в вуз без сдачи ЕГЭ. С высшим образованием можно занять должность директора или заведующего библиотекой. Также можно стать ведущим библиотекарем, библиотекарем I или II категории.

Получить образование библиотекаря можно в Национальном социально-педагогическом колледже (НСПК) в рамках профпереподготовки, программу которой студенты проходят на последнем курсе.

➢   Преимущества обучения в НСПК:

Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»

Больше о том, как проходит обучение в НСПК, читайте здесь.

Профессиональный стандарт «Специалист по библиотечно-информационной деятельности»

  • Максимально короткие сроки обучения: 2 года 11 месяцев после 11 класса и 3 года 11 месяцев после 9 класса. Это всего на один месяц дольше, чем при очном обучении.
  • Для зачисления необходим только аттестат, отсутствуют проходные баллы и экзамены.
  • Программы обучения по ФГОС и вариативной части.
  • Поддержка преподавателей кураторов на протяжении всего учебного процесса.

По окончании колледжа вы получите среднее профессиональное педагогическое образование по выбранной специальности и профпереподготовку по направлению «Библиотекарь, специалист по информационным ресурсам».

Вся информация об обучающих программах здесь.

Студенты проходят обучение на специальной образовательной платформе в личном кабинете.

Доступ к информационным материалам круглосуточный.

Все учебники и методические пособия предоставляются бесплатно.

➢   Получите качественное образование в НСПК и станьте востребованным специалистом!

Если у вас остались вопросы, свяжитесь со специалистом приёмной комиссии по номеру телефона:

8 (800) 707-30-78 или оставьте заявку тут.

*Форма обучения — заочная. Образовательные программы реализуются с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Требования к образованию для библиотекаря и заведующего клубом?

Требования к образованию для библиотекаря и заведующего клубом?

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 30.03.2011 N 251 н)

Ведущий библиотекарь – высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) I категории не менее 3 лет.

Библиотекарь I категории – высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) II категории не менее 3 лет.

Библиотекарь II категории – высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет.

Библиотекарь – среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) или среднее (полное) общее образование без предъявления требований к стажу работы.

Директор (заведующий) культурно-досуговых организаций клубного типа

Высшее профессиональное образование (экономическое, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в культурно-досуговых организациях не менее 2 лет или среднее профессиональное образование (экономическое, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы на руководящих должностях в культурно-досуговых организациях не менее 3 лет.

Похожие вопросы

Вот уже 14 лет я работаю в школе библиотекарем, в 2012 г. была переведена на должность педагога-библиотекаря, в 2014 г. аттестовалась на первую квалификационную категорию по должности педагог-библиотекарь. Наш новый директор школы предупредил меня о том, что я буду переведена на должность библиотекаря, т.к. у меня нет высшего профессионального или педагогического образования. Он ссылается на требования к образованию по должности педагог-библиотекарь, указанные в едином квалификационном справочнике должностей работников образования. У меня только среднее специальное образования библитекаря-библиографа. Прав ли мой работодатель и я действительно не могу занимать должность педагога-библиотекаря?

—Здравствуйте, директор совершенно прав. вы не можете занимать должность педагога-библиотекаря. Всего хорошего.

Нужна ли переподготовка педагога-библиотекаря еще и по профилю “педагог”?

Я педагог-библиотекарь в средней школе почти 4 года. Имею высшее библиотечное образование. Курсы повышения квалификации для педагога-библиотекаря пройдены. В настоящее время администрация требует пройти переподготовку еще и по профилю “педагог”, т.к. в стандарте требования по образованию прописаны через запятую. Правомерно ли это? Спасибо.

Добрый день. Уточните пожалуйста свой вопрос. Я так понимаю, сейчас вы работаете по должности педагог-библиотекарь. Планируете работать педагогом? Или просят пройти переподготовку не связанную с выполнением работы по другой должности?

Уважаемый Евгений Арнольдович г. Симферополь!

“Педагог-библиотекорь” и просто “педагог” это ДВЕ разные профессии, поэтому требования Администрации средней школы НЕ основаны на Законе.

Но при этом вы можете отказаться от прохождения переподготовки на профессию “педагог”.

Удачи вам Владимир Николаевич

г. Уфа 09.02.2021 г.

Значит ли это, что для библиотекаря в школе необходимо 2 высших образования – педагогическое и библиотечное?

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761 н, для библиотекаря установлены требования к квалификации: Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы. Значит ли это, что для библиотекаря в школе необходимо 2 высших образования – педагогическое и библиотечное? Или запятая между ними подразумевается как или?

не нужно 2 высших образования

Приказ министерства здравоохранения специальности

Закончила культпросвет училище, специальность библиотекарь.

Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.05.2011 №448 н в единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих в раздел «квалификационные характеристики должностей работников образования» введена должность «педагог-библиотекарь». Меня перевели на должность педагог-библиотекарь в 2013 году. Сразу прошла курсы повышения квалификации по проблеме: «Компетентостно-ориентированный подход к развитию педагогического потенциала школьного библиотекаря» в объеме 72 часов; В 2015 году аттестовалась на 1 квалификационную категорию по должности педагог – библиотекарь. Стаж работы в школе 32 года, библиотекарем 16 лет, педагогом библиотекарем 4-й год. Профстандарт педагога-библиотекаря еще не введен. Директор говорит что по должности педагог-библиотекарь Требования к квалификации. Высшее профессиональное (педагогическое, библиотечное) образование без предъявления требований к стажу работы и меня надо уволить. Могу ли я на сегодняшний день работать педагогом – библиотекарем.

Вы же сами ответили себе, что требуется высшее педагогическое образование, а у вас его нет.

Я библиотекарь. Была на время декретного отпуска заведующего библиотекой переведена на эту должность.

Я библиотекарь. Была на время декретного отпуска заведующего библиотекой переведена на эту должность. На моё место библиотекаря был переведён другой сотрудник Надо ли мне писать заявление и в какой форме, чтобы после выхода декретчицы мне предоставили прежнее место работы библиотекаря.

Перед выходом сотрудницы, ушедшей ранее в декретный отпуск, Вы вправе написать заявление о предоставлении Вам прежнего места работы, если работодатель сам не осуществит Ваш перевод обратно.

Приняли на время декретного отпуска, перерыв в библиотечной работе 12 лет.

Не выплачивали надбавки за образование библиотекарю, которого приняли на ставку без предъявления требований к стажу и образованию (работал человек без образования и стажа). Имею высшее профессиональное образование и стаж работы 20 лет. Приняли на время декретного отпуска, перерыв в библиотечной работе 12 лет.

Не предусмотрено никаких надбавок “за образование”

Надо ли мне получать педагогическое образование,

Здравствуйте. Работаю школьным библиотекарем, 20 лет, по образованию техник-электрик. Получила квалификацию педагог-библиотекарь. Надо ли мне получать педагогическое образование, если центр мониторинга Министерства образования области присвоил квалификацию педагог-библиотекарь.

Если у вас диплом профессиональной переподготовки по квалификации педагог-библиотекарь, то вам не требуется получать педагогическое образование.

Может ли ведущий библиотекарь относится к категории руководителей (в штате ещё 2 библиотекаря)

Меня зовут Флера, мне 55 лет. Может ли ведущий библиотекарь относится к категории руководителей (в штате ещё 2 библиотекаря) Кто должен составлять должностную инструкцию для вед. библиотекаря. Возможна ли оплата только по окладу, без доплат?. (Образование высшее. Специальное.)

Теоретически – может, если в его подчинении имеются иные работники.

Должностную инструкцию – составляет работодатель, кому именно из работников поручается это – дело руководства.

Возможна, если такая система оплаты принята в этом учреждении.

Публикации

Администратор печатает сообщение

Регистрируясь на сайте, Вы принимаете

Профессиональные стандарты

(ПС) – характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

– уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.

(Ст. 195.1. ТК РФ)

Основной целью применения ПС является повышение профессионального уровня работников как одного из условий роста производительности труда в Российской Федерации.

Презентация для работников образовательных учреждений по применению ПС

Перечень профессиональных стандартов, применяемых в школе-интернате № 10:

ПС “Педагог дополнительного образования детей и взрослых” (педагог дополнительного образования)

ПС “Специалист в области воспитания” (педагог-библиотекарь, социальный педагог, воспитатель, старший воспитатель)

(психолог в сфере образования)

ПС “Специалист по организационному и документационному обеспечению управления организацией”

ПС Специалист по управлению документацией организации”

г. Санкт-Петербург, 196643,  Колпинский район, п. Понтонный, ул. Южная, д. 29

Телефон/факс  +7 (812) 417-52-50 +7 (812)417-52-52 (вахта 1 этаж)

+7 (812)417-52-51 (зам. дир. по УВР)                  +7 (812) 417-52-49 (зам. дир. по АХР; интернат 3 этаж)

Ответственный за предоставление информации: Малышева М.Н.

«Конструктор сайтов e-Publish»

Читайте также:  Фгис цс штрафы за непредоставление отчетности 2022

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *