Если вы решили стать востребованным и хорошо оплачиваемым специалистом и, прочитав наши предыдущие статьи, выбрали для себя профессию аналитика 1С, то уже при выборе вариантов обучения вы столкнетесь с тем, что аналитики 1С бывают разные (и все они хорошо зарабатывают).
Аналитик 1С в целом – это специалист, который разбирается в бизнесе клиентов и понимает, с помощью каких программных продуктов 1С можно те или иные процессы автоматизировать. О востребованности профессии говорит, во-первых, тот факт, что программные продукты фирмы 1С используют почти 2 миллиона организаций в России. И, во-вторых, средняя зарплата аналитика даже по регионам составляет порядка 70-90 тысяч рублей. Если вы уже стали аналитиком 1С с опытом и хорошими отзывами клиентов, можно попытать счастья в столице нашей Родины в какой-то крупной корпорации. И вот именно в этом случае ваше резюме будет смотреться гораздо симпатичнее, если вы напишете о себе, что вы не просто аналитик 1С, резюме которых не так, чтобы и очень много сейчас, но достаточно на каждом портале объявлений, а бизнес-аналитик 1С, что и само по себе звучит гордо и вообще представляет собой очень штучный товар.
Бизнес-аналитик 1С и системный аналитик 1С — это высококвалифицированные специалисты, профессионалы в своем деле, которые досконально разбираются в том, как следует автоматизировать бизнес-процессы компании для их большей эффективности.
Предполагается, что в повседневной деятельности бизнес-аналитика преобладает уклон в сторону анализа бизнес-процессов, в то время как системный аналитик больше анализирует возможности системы в целях оптимизации процессов в бизнесе в каждом конкретном случае.
Но вся узкая специализация (бизнес-аналитик, системный аналитик, аналитик баз данных и прочее) происходит на основе знаний, умений и обязанностей более широкой специализации – аналитика 1С.
Базовыми для всех видов аналитика 1С являются знания всей линейки программных продуктов фирмы 1С и умения анализировать и описывать бизнес-процессы организации.
Понимать специфику бизнеса заказчика, знать нормативную основу ведения бизнеса и особенности рынка, видеть перспективы развития организации заказчика – прерогатива бизнес-аналитика. А углубленные знания в сфере информационных технологий необходимы именно системному аналитику.
Бизнес-аналитик решит, что сделать бизнесу для роста и развития, какие процессы оптимизировать, и поставит задачу системному аналитику, которому нужно будет подобрать правильное техническое решение для оптимизации, составить техзадание программистам по доработке или разработке.
Бизнес-аналитик приезжает на предприятие, проводит переговоры с заказчиком и выделенными экспертами и определяет требования к будущему программному обеспечению предприятия.
Системный аналитик может никуда не выезжать, он определяет подходящие готовые решения на основании выводов и требований бизнес-аналитика, составляет техническую документацию и техзадание для разработчиков.
Российские законодатели довольно быстро смогли разобраться в разных модификациях аналитиков и предложили свое видение, подготовив соответствующие профессиональные стандарты. В соответствии с профстандартом (утвержден приказом Минтруда России от 28.10.2014 N 809н (ред. от 12.12.2016), целью профессиональной деятельности системного аналитика является «Разработка, восстановление и сопровождение требований к программному обеспечению, продукту, средству, программно-аппаратному комплексу, автоматизированной информационной системе или автоматизированной системе управления на протяжении их жизненного цикла».
В соответствии с профстандартом бизнес-аналитика (утвержден приказом Минтруда России от 25.09.2018 N 592н (ред. от 20.01.2019), целью профессиональной деятельности системного аналитика является «Обеспечение возможности проведения изменений в организации, приносящих пользу заинтересованным сторонам, путем выявления потребностей заинтересованных сторон и обоснования решений, описывающих возможные пути реализации изменений».
Профстандарты в работе любой организации – это лишь ориентир на то, что должен знать и уметь сотрудник, следовать им или нет – решает работодатель. В общем и целом, отличия профессий бизнес-аналитика и системного аналитика можно свести к следующей таблице:
В современных реалиях услуги системного аналитика, бизнес-аналитика (и прочих модификаций и специализаций внутри одной специальности аналитика 1С) могут позволить себе владельцы крупного бизнеса. В большинстве случаев востребованы просто аналитики 1С. Поэтому начните свою карьеру с получения специальности именно аналитика 1С и в дальнейшем на основе имеющихся знаний, опыта и личных предпочтений сможете выбрать, каким именно аналитиком хотите быть.
Системный аналитик 1С или бизнес-аналитик 1С: выбираем профессию
В России утвержден профессиональный стандарт программиста. Кто обязан ему соответствовать
На фоне дефицита ИТ-шников Министерство труда России утвердило новый профессиональный стандарт «Программист», в котором порог входа в профессию значительно ниже, чем был в стандарте от 2013 г.. Накануне были опубликованы профстандарты сайтостроителя и руководителя разработки ПО.
Требование номер один
Минтруд России утвердил профессиональный стандарт «Программист», документ появился на официальном портале правовой информации. Профстандарт вступит в силу с 1 марта 2023 г. и будет актуален по 1 марта 2029 г. До сих пор ИТ-компании использовали профстандарт, разработанный в 2013 г.
Над документом трудились Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий, Московский центр развития профессионального образования, РЭУ им. Плеханова, МГТУ «Станкин», НИУ ВШЭ, компании «СТМ» и «1С». В новом профстандарте уточнены формулировки должностей и скорректированы требования к сотрудникам на этапе трудоустройства в компанию.
Порог входа в профессию сейчас значительно ниже, чем был в профстандарте от 2013 года
Среди трудовых функций специалиста в числе первых указана разработка и отладка программного кода – этим может заниматься помощник программиста со средним профессиональным образованием. Перед началом карьеры ему следует окончить одну из учебных программ в ссузе: «техник-программист», «информатика и вычислительная техника», «специалисты-техники по поддержке пользователей ИКТ». Проходить программу повышения квалификации, как того требовал стандарт от 2013 г., больше не требуется.
Во время работы над программным кодом сотрудник может заниматься формализацией и алгоритмизацией задач для его разработки. Также он отвечает за написание кода с использованием языков программирования, определение и манипулирование данными в базах данных. Специалист, помимо прочего, должен оформлять код в соответствии с установленными требованиями, работать с системой управления его версиями, заниматься проверкой и отладкой кода.
Требование номер два
В рамках второй трудовой функции специалисту предлагается проверять работоспособность и рефакторинг программного кода. Заниматься этим может человек на должности «техник-программист», закончивший среднее профессиональное образование по вышеприведенным специальностям.
При приеме на работу работодатель должен проверить, есть ли у него трехмесячный опыт в области разработки компьютерного ПО. Раньше сотрудники HR-отделов были вправе требовать от него не менее полугода работы в этой сфере, а также прохождение программы повышения квалификации.
На этой должности сотруднику необходимо разработать процедуры проверки работоспособности и измерения характеристик программного обеспечения, а помимо них – тестовые наборы данных для проверки ПО. Затем специалист должен регулярно проводить инспекцию, оптимизацию и рефакторинг программного кода и исправлять его дефекты. Однородные программные модули он должен уметь собирать в единый программный проект.
Интеграция программных модулей
Третья трудовая функция, которая в профстандарте предыдущего образца не выделялась, а была включена в предыдущую – интеграция программных модулей и компонентов, проверка работоспособности выпусков программного продукта.
Только при выполнении задач на этом уровне специалиста могут называть программистом, следует из профстандарта. Чтобы получить эту должность, ему требуется не меньше полугода отдать прикладной разработке ПО, а перед этим – закончить ссуз по одному из направлений: «программисты приложений», «техник-программист», «программист», «информатика и вычислительная техника», «информационная безопасность автоматизированных систем».
В профстандарте образца 2013 г. человек мог также закончить направления «разработчик и аналитик информационных систем», «инженер по автоматизированным системам управления производством», «вычислительные машины, комплексы, системы и сети», «автоматизированные системы обработки информации и управления (по отраслям)», «ПО вычислительной техники и автоматизированных систем». Теперь в документе их нет.
На этом этапе от специалиста требуют разрабатывать процедуры интеграции программных модулей и тех компонентов, что помогают проверять работоспособность выпусков программного продукта.
Требование номер четыре
Чтобы разрабатывать требования и проектировать ПО, от программиста потребуют уже высшее образование – не ниже бакалаврской ступени. Он должен окончить одно из направлений: «разработчики ПО», «инженер-программист», «прикладная математика и информатика», «математика и компьютерные науки», «информатика и вычислительная техника».
Антон Менчиц, «Комплаинс Софт»: Мы разработали собственную концепцию и назвали ее «эффективная ИБ»
В предыдущем профстандарте котировались также направления «автоматизация и управление», «разработчики и аналитики информационных систем», «инженер по автоматизированным системам управления производством», «информационные системы». Теперь из документа они исчезли.
Перед тем, как получить должность инженера-программиста, он должен проработать в сфере разработки компьютерного ПО не меньше года, а также пройти программу повышения квалификации. Раньше для того, чтобы занять пост ведущего программиста, человек должен был проработать в этой области не меньше трех лет.
На этой позиции от сотрудника требуют уметь проводить анализ возможностей реализации требований к ПО, разрабатывать технические спецификации на программные компоненты и их взаимодействие и проектировать программное обеспечение.
В каких случаях требуется профстандарт
C 1 июля 2016 г. в силу вступил федеральный закон «О внесении изменений в ТК РФ и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Он определяет порядок применения работодателями профессиональных стандартов, в том числе государственными и муниципальными организациями, а также организациями, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъекту страны или муниципальному образованию.
ИТ-компании могут получить компенсацию до 80% расходов на маркетинг
В Трудовом кодексе нет пункта, который обязывает все компании строго следовать профстандартам, однако они обязательны для организаций, сотрудники которых, например, получают льготы от государства. Для остальных работодателей применение профессиональных стандартов останется рекомендуемым. Также в профстандартах уточняются названия должностей сотрудников, которым затем, к примеру, полагаются какие-либо меры господдержки.
Какие меры поддержки ИТ-шников сейчас есть
Напомним, с марта 2022 г. сотрудникам аккредитованных при Минцифры компаний доступна льготная ипотека. Причем Минцифры в начале августа 2022 г. предложило улучшить ее условия. Регулятор хочет установить ставку в 3% (вместо 5%) и снизить минимальный размер заработной платы для сотрудников с 150 тыс. руб. до 120 тыс. руб. для городов-миллионников (для Москвы, с учетом высокого уровня зарплат, требование останется прежним – 150 тыс. руб.) и с 100 тыс. руб. до 70 тыс. руб. для других населенных пунктов. Ипотеку будут давать людям от 22 до 50 лет.
Также ИТ-шники сейчас получают отсрочку от армии – правда, для части сотрудников она вскоре станет невозможна.
Описание
Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Аналитик данных (Data scientist)» разработана ведущими преподавателями-практиками МГТУ им. Н.Э. Баумана и НОЦ «Технологии искусственного интеллекта» для продвинутого изучения технологий и подходов в области анализа данных и подходит тем, кто планирует совершенствовать свои знания в Data Science.
В программу включены практические кейсы, основанные на реальных бизнес-задачах индустриальных партнеров МГТУ им. Н.Э. Баумана. Данные кейсы используются для отработки навыков и компетенций по изучаемым в рамках учебного плана темам. Слушателям, успешно прошедшим обучение и выполнившим промежуточные и итоговую аттестации (зачет), выдается удостоверение о повышении квалификации по программе «Аналитик данных (Data scientist).
- Обучение в онлайн-формате в режиме 24х7 из любой удобной локации.
- Глубокие фундаментальные знания, актуальная необходимая теория и 55% прикладной практики.
- Интенсивное прохождение программы за 4 месяца для быстрого старта в профессии.
- Занятия с ведущими преподавателями-практиками МГТУ им. Н.Э. Баумана и экспертами НОЦ «Технологии искусственного интеллекта».
- Доступ к пройденным материалам в течение 4 месяцев после окончания курса.
- Помощь в трудоустройстве (рекомендуем резюме лучших выпускников индустриальным партнерам).
- Удостоверение о повышении квалификации установленного образца МГТУ им. Н.Э. Баумана.
Часов в программе
Цель программы – формирование профессиональных знаний, навыков и компетенций, необходимых для реализации проектов и разработки новых решений в области искусственного интеллекта и больших данных с применением инструментов Data Science.
Актуальность
Аналитика больших данных – одно из самых востребованных в бизнес-анализе направлений о том, как цифровые данные преобразуют бизнес и помогают принимать четкие, важные и эффективные решения. Основное отличие Data Science от классических методов бизнес-аналитики — это поиск связей и закономерностей в больших массивах неструктурированной информации (Big Data) с применением методов машинного обучения и искусственного интеллекта для разработки моделей, предсказывающей результат.
Входная диагностика
Для зачисления на курс необходимо пройти предварительное тестирование для определения стартового уровня знаний.
Итоговая аттестация
Итоговая аттестация проводится в форме зачета по результатам тестирования полученных в ходе обучения знаний.
Компетенции
Знает методы, сбора исходной информации и формирует требования к решению задач с использованием методов искусственного интеллекта.
Умеет классифицировать и идентифицировать задачи систем искусственного интеллекта в зависимости от особенностей проблемной и предметной областей.
Выбирает методы и инструментальные средства искусственного интеллекта для решения задач в зависимости от особенностей проблемной области.
Способен разрабатывать и применять методы машинного обучения для решения задач
Знает как определять метрики оценки результатов моделирования и критерии качества построенных моделей.
Умеет проводить анализ требований и определяет необходимые классы задач машинного обучения.
Принимает участие в оценке и выборе используемых методов машинного обучения.
Способен использовать инструментальные средства для решения задач машинного обучения
Знает способы использования инструментальных средства для решения задач машинного обучения.
Умеет осуществлять оценку и выбор инструментальных средств для решения поставленной задачи.
Разрабатывает модели машинного обучения для решения задач.
Способен осуществлять сбор и подготовку данных для систем искусственного интеллекта
Знает методы и способы сбора и подготовки данных для систем искусственного интеллекта.
Умеет осуществлять поиск данных в открытых источниках, специализированных библиотеках и репозиториях.
Выполняет подготовку и разметку структурированных и неструктурированных данных для машинного обучения.
Способен выполнять анализ больших данных
Знает методы и способы выполнения анализа больших данных.
Умеет использовать знания о вариантах использования больших данных, определениях, словарях и эталонной архитектуре больших данных для эффективного извлечения, хранения, подготовки больших данных.
Выполняет обработку, удаленную, распределенную и объединенную аналитику, описание и управление качеством и достоверностью, использует результаты анализа больших данных.
Способен использовать одну или несколько сквозных цифровых субтехнологий искусственного интеллекта
Знает способы решения прикладных задач и участвует в реализации проектов в области сквозной цифровой субтехнологии «Компьютерное зрение».ПК-8.2.п. Решает прикладные задачи и участвует в реализации проектов в области сквозной цифровой субтехнологии «Обработка естественного языка».
Умеет решать прикладные задачи и участвует в реализации проектов в области сквозной цифровой субтехнологии «Рекомендательные системы и системы поддержки принятия решений».
Решает прикладные задачи и участвует в реализации проектов в области сквозной цифровой субтехнологии «Распознавание и синтез речи».ПК-8.5.п. Решает прикладные задачи и участвует в реализации проектов в области перспективных сквозных цифровых субтехнологий искусственного интеллекта.
Требования
К подготовке:
Базовые знания математики, алгоритмов, структур и баз данных, начальные навыки программирования на любом языке.
Задача изучения модуля: ознакомить обучающихся с технологиями обработки и управления данными, методами обработки данных в промышленной аналитике и задачах бизнес-аналитики; дать умения и практические навыки по нейросетевому моделированию.
Задача изучения модуля: ознакомить обучающихся с технологиями разработки компьютерных программ на языке Python, проектирования сложных систем искусственного интеллекта.
Преподаватели
Тынченко
Руководитель департамента технологий искусственного интеллекта, к.т.н.
Соколов
Senior data scientist, старший преподаватель МГТУ им. Н.Э. Баумана
Бухтояров
доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана
Панфилов
Пересунько
Антонова
Авторизуйтесь чтобы записаться
Специалист по большим данным
Специальность
Бизнес-аналитик как специалист по бизнес-аналитике (более точно — Business Intelligence Analyst). Работает с данными, цифрами, проводит количественный анализ, строит прогнозы, тренды, разрабатывает системы метрик, строит дэшборды, отчёты.
У них есть смежный с аналитиками данных свод знаний DAMA DMBOK, сертификация CAP.
Ключевые слова Excel, KPI, BSC, Power BI, Business Objects, Tableau, Qlik, Pentaho. Именно эта сфера называется Бизнес-аналиТИКА (Business AnalYTICS), в отличие от других (business analysis).
Наиболее яркие представители в рунете:
Специалист по бизнес-процессам
Бизнес-аналитик как специалист по бизнес-процессам (более точно — Business Process Engineer).
У них есть свой свод знаний ВPM CBOK, российский профстандарт, идеология реинжиниринга процессов и т.д.
Ключевые слова TQM, BPM, BPMS, process management, kaizen, TOC.
Эксперт в предметной области
Бизнес-аналитик как эксперт предметной области, например, технолог в банке. Обычно он вырастает из специалиста и становится правой рукой руководителя отдела.
Он знает законодательство, особенности деятельности, в том числе конкретно на этом предприятии, знает тенденции, типовые проблемы и сложности.
Он помогает принимать операционные решения и решения по развитию, но обычно у него нет для этого специальных знаний и умений, как у специалистов 2, 3, 4 ниже.
Специалист по управлению персоналом
Настоящий профстандарт действует с 01.09.2022 по 01.09.2028
приказом Министерства труда
и социальной защиты
от 09.03.2022 № 109н
Специалист по организационному развитию
Бизнес-аналитик как специалист по организационному развитию (чаще через автоматизацию).
Отдельный российский профстандарт, свод знаний BABOK (Business AnalYSIS BOK), cертификация CCBA/CBAP.
Этот ближе всего по роду деятельности к системному аналитику.
Ещё есть бизнес-аналитики в управленческом консалтинге, обычно это смесь всех 4-х + аналитик рынка.
Отдельно напишу, как я обожаю, когда представители каждого из классов 2–4 упорно делают вид, что никаких других классов не существует 🙂 Или типа всё это бизнес-анализ-литика, но наша функция — ведущая 🙂