Профстандарт переводчика 2023

Как именно проходят занятия — в какие дни и сколько длится каждое?

Занятия теоретического модуля пройдут в январе-феврале 2023 г. по понедельникам и четвергам в 19:00, будут длиться от двух до трех часов.

В дальнейшем теоретический модуль будет доступен в записи — приобрести и пройти его можно будет в любое удобное вам время в собственном темпе. Мы гарантируем доступ ко всем записям модуля в течение 15 месяцев со дня покупки.

К занятиям на практикуме вы приступаете после освоения теормодуля. Здесь есть два варианта:

1. Вы в любое удобное вам время можете выбрать любое задание в любом практическом модуле, выполнить перевод и оплатить проверку. Обратная связь по заданию будет дана в течение 3 рабочих дней. Стоимость проверки одного задания — 3500 руб.

2. Вы можете приобрести модуль полностью и заранее — это дешевле. Такие продукты работают по системе абонементов. Абонементы не бессрочны, если срок действия абонемента истечет, деньги за него не вернутся.

Как работают абонементы?

Абонемент — это предоплаченная проверка ваших практических заданий. Чем больше в абонементе занятий, тем он дешевле. Это выгодно, но есть нюансы:

1. Абонементы не бессрочны: нельзя приобрести модуль со скидкой и приступить к занятиям через полгода, год или три, когда придет вдохновение. Срок действия абонемента закладывается из расчета не более 7 дней на одно задание + 2 недели на форс-мажоры или отпуск. Стандартный срок действия абонемента из 8 занятий — 10 недель с момента активации.

2.1. Абонемент считается активированным после сдачи первого задания, но не позднее 14 дней с даты покупки и получения доступа к модулю.

2.2. При покупке практического модуля (или нескольких) вместе с теоретическим, приступить к выполнению заданий необходимо не позднее чем через 30 дней с даты покупки. На 31-й день абонемент считается активированным.

3. На выполнение каждого задания дается не более 7 дней. Каждая неделя просрочки, начиная с третьей, вычитает из вашего абонемента одно занятие. За 10 недель абонемент сгорит полностью. Вернуть деньги за неиспользованные занятия будет нельзя.

Эти правила обусловлены тем, что наставники резервируют время для проверки заданий — это время не может быть бесконечным и должно оплачиваться.

Почему я не могу отказаться от теории и участвовать только в практикумах?

Перевод типовых документов — это тот редкий (пожалуй, даже единственный) случай в переводе, когда качество напрямую зависит от строгого следования алгоритмам и четкого соблюдения всех этапов процесса. Здесь нет никакой свободы принятия переводческих решений — есть стратегия, определенная самим типом документа.

Если вы знаете все эти алгоритмы и этапы процесса — у вас не может возникать трудностей при переводе, а значит, вам не нужны и практикумы. Если трудности возникают — теоретический модуль вам нужен, чтобы найти пробел в процессах, который эти трудности и вызывает.

Обратная связь от наставников также будет строиться на теоретическом модуле — прочитать лекцию по стилистике в комментариях к каждой стилистической ошибке невозможно. Нужны материалы, к которым вы сможете обратиться в сложных или спорных случаях. Таких материалов в виде учебников и т.д. не существует. Единственный ресурс, где они собраны в одном месте — наш теормодуль.

Как понять, какой практический модуль мне нужен?

Это зависит от того, кем и где вы работаете.

Перевод типовых документов — не специализация в полном понимании этого слова и сказать, что можно ограничиться одним модулем будет не вполне верно.

Если вы начинающий переводчик в штате бюро переводов (или планируете им стать), вам для начала может хватить модуля про перевод документов физических лиц на иностранный язык (а лучше в обоих направлениях) — именно такие переводы всегда поручают начинающим. Разобраться, как они делаются, будет полезно — поможет избежать кучи ошибок и недоработок, быстрее перейдете на следующий карьерный уровень.

В том же модуле, но на фрилансе работы может периодически не хватать, особенно если вы живете в не очень большом городе. Да и как источник дохода документы не очень прибыльны. Любой дополнительный модуль станет дополнительной возможностью — выбирать можно на свой вкус.

Если же вы работаете (или собираетесь искать работу) в штате любой непереводческой компании, важно понимать, что вам придется иметь дело со всеми типами документов — и с юридическими, и с финансовыми, и с техническими. Более того, правило «переводи только на родной язык» здесь не работает — типовые документы всегда нужны срочно, они обычно обеспечивают внутренние процессы компании, поэтому работают с ними собственные «внутренние» переводчики. Если вы переводите только справки и паспорта, а доверенности, бухгалтерские балансы и спецификации — нет, будет сложно объяснить это работодателю.

Если содержимое модулей вам не вполне подходит, вы всегда можете собрать собственный модуль, выбрав при записи на курс только те документы, с которыми вам хотелось бы научиться работать.

Если курс по Профстандарту, значит ли это, что я смогу начать работать сразу после него?

После курса — при условии полного освоения его программы, которое наставники подтвердят по итогам выполнения вами практических заданий, — вы сможете справляться с задачами по переводу типовых документов.

  • Курс не найдет за вас работу — вам все еще нужно будет писать работодателям и клиентам и выполнять тестовые задания.
  • Курс не сделает из вас универсального специалиста — вы научитесь работать с типовыми документами, но если у вашего работодателя или клиента другие задачи, вы можете ему не подойти.
  • Курс не поможет, если вы плохо владеете языком (русским или рабочим иностранным) и пишете с грубыми грамматическими или стилистическими ошибками — вы узнаете об этом из обратной связи от наставников, но проблему нужно будет решать дополнительно.

В описании к модулям написано, что список документов примерный, как мне понять, что на занятии будет разбираться нужный мне конкретный документ?

В описании сказано, что список примерный, потому что системы документации и документооборота в разных языках не совпадают на 100%. Более того, они не совпадают даже в разных странах, говорящих на одном и том же языке.

Хорошая новость в том, что практически у всех документов, обслуживающих международные связи и отношения (а именно такие и требуют перевода), есть более или менее близкие аналоги с более или менее близкими границами применения. Именно такие аналоги могут быть предложены в качестве заданий для того или иного языка или направления перевода. Но они не будут представлены во всех существующих видах и формах по всем странам. Задача на практикуме — понять, как устроен документ и какие алгоритмы нужно использовать при его переводе. С таким пониманием справиться с остальными аналогами будет просто.

Однако, если вам принципиально важно разобраться с конкретным документом, вы можете связаться с наставниками и запросить практикум по своему документу — если это в нашей компетенции, мы обязательно поможем.

Профстандарт переводчика 2023

Инвалидам по слуху общаться со слышащими людьми помогает не очень многочисленная армия переводчиков русского жестового языка, у которой до недавнего времени отсутствовал профессиональный стандарт. А это значит, что не было ни четких требований к образованию и опыту работы этих специалистов, ни единой оценки квалификации, а следовательно, и достойной оплаты труда. Более того, не было даже единого названия этой профессии — переводчиков жестового языка называли то «переводчик-дактилолог», то «сурдопереводчик». Ситуацию призван исправить вступающий в силу с 1 сентября приказ Минтруда и устанавливающий профессиональный стандарт переводчика русского жестового языка. Документ будет действовать до сентября 2028 года.

«Актуальность профессионального стандарта сомнений не вызывает»

В 2012 году Владимир Путин подписал закон о повышении статуса русского жестового языка, согласно которому он признан полноценной лингвистической системой. Во исполнение принятых норм проведена работа по принятию профессионального стандарта «Переводчик русского жестового языка». Организациями-разработчиками документа стали Центральный научно-исследовательский институт (ЦНИИ) русского жестового языка и Всероссийское общество глухих (ВОГ). Об этом «Парламентской газете» рассказал директор ЦНИИ русского жестового языка Алексей Харламенков. Он отметил важность этого события, ведь стандарт — это фундамент для всей системы государственной подготовки переводчиков русского жестового языка в России.

По его словам, работа над документом заняла около трех лет. «Было сложно, сообщество переводчиков России небольшое, общее количество не превышает тысячи человек, но в нем представлены разные академические школы. Сейчас можно выделить три: московскую, питерскую и новосибирскую. В работе над стандартом все они объединились и достигли необходимого компромисса», — вспоминает Харламенков.

Во Всероссийском обществе глухих считают, что актуальность разработки и принятия профстандарта сомнений не вызывает. Президент ВОГ Станислав Иванов разъяснил, что изменится с введением этих норм.

Во-первых, с помощью этого документа начнут работать единые правила оценки квалификации переводчиков, которые будут учитывать те необходимые знания и умения, которыми должен обладать профессионал. К слову, оценивать квалификацию будут эксперты Национального центра оценки квалификации и сертификации, который для этих целей совсем недавно создан Всероссийским обществом глухих.

Профстандарт переводчика 2023

Во-вторых, это поможет самим глухим, а также судьям, нотариусам, правоохранительным органам, любым заинтересованным лицам, удостовериться, что у переводчика жестового языка есть определенная квалификация и он может быть допущен к переводу.

Профстандарт переводчика 2023

Что должен знать и уметь профессионал

По словам Алексея Харламенкова, в документе впервые закреплен профессиональный статус переводчиков жестового языка. «В России всего девять квалификационных уровней. В нашем стандарте зафиксированы три. Это придает нашей профессии весомость и поможет улучшить материальное положение переводчиков, которые порой не получают даже МРОТ», — поделился он с «Парламентской газетой».

Как следует из текста документа, в профстандарте три уровня и четыре квалификации. Это:

– переводчик русского жестового языка III категории (5-й уровень квалификации);

– переводчик русского жестового языка — синхронист II категории (6-й уровень квалификации);

– переводчик русского жестового языка I категории (6-й уровень квалификации);

– переводчик русского жестового языка высшей категории — эксперт (7-й уровень квалификации).

К примеру, переводчик русского жестового языка III категории должен иметь среднее профессиональное образование, обладать навыками сопроводительного, последовательного и синхронного перевода.

В работе ему пригодятся кроме знания жестового языка основы делового общения, конфликтологии, психологии и этические и нравственные нормы поведения, принятые в сообществах глухих.

Переводчик III категории может сопровождать человека в бытовых ситуациях, к примеру, в магазин, в МФЦ, при обращении в различные инстанции. Но помочь своему подопечному сможет не везде. Так, его не допустят к переводу в судебных процессах, при проведении дознавательных и следственных мероприятий, при совершении нотариальных действий.

Профстандарт переводчика 2023

А вот для специалистов I и II категорий (это 6 и 7 уровень квалификации) пути здесь открыты. Правда, и образование у них должно быть обязательно высшим, и больше мастерства. Кроме различных видов перевода (и в разных ситуациях, к примеру, в социально-бытовых, образовательных, массовых, судебных), от этих специалистов ждут умения работать в паре с коллегой, переключаться на разные типы языкового кодирования, переводить с одного языка на другой практически одновременно с произнесением слов.

Переводчики самого высокого уровня должны виртуозно владеть синхронным переводом с листа в телепередачах прямого эфира, уверенно переводить с национального на русский жестовый язык, и на государственный язык, и наоборот.

С введением стандартов все эти умения будут не только подтверждены, но и закреплены документально.

В Московском Политехе в соответствии с профессиональным стандартом «Переводчик русского жестового языка» прошла первая аттестация семи специалистов. Аттестация проводилась Московским Политехом совместно с Центральным научно-исследовательским институтом (ЦНИИ) русского жестового языка.

В первой аттестованной группе были профессионалы. Четверо из семи аттестованных, например, – дикторы федерального телевидения, занимающиеся переводом новостных и других программ.

Сначала на базе Московского политехнического университета они прошли курсы повышения квалификации «Теория русского жестового языка», затем, в зависимости от того, на какую категорию претендовали, предъявляли комиссии свое портфолио, отвечали на вопросы билетов.

Профессиональный уровень переводчиков подтвердила комиссия под председательством директора ЦНИИ русского жестового языка, старшего преподавателя факультета информационных технологий Московского Политеха Алексея Харламенкова. В комиссию также входила Варвара Ромашкина, переводчик жестового языка высшей категории Российской государственной специализированной академии искусств.

Напомним, профессиональный стандарт «Переводчик русского жестового языка» был принят 14 января 2022 и вступил в силу 1 сентября того же года. В нашей стране он введен впервые и нужен для закрепления требований к людям, которые занимаются профессией. Разработка стандарта шла при непосредственном участии Алексея Харламенкова.

«Стандарт — это фундамент для всей системы государственной подготовки переводчиков русского жестового языка в России», — говорит директор ЦНИИ русского жестового языка, старший преподаватель факультета информационных технологий Московского Политеха Алексей Харламенков.

Профстандарт переводчика 2023

Сейчас всем аттестованным выданы свидетельства и удостоверения установленного образца сроком на 3 года и на 5 лет – они представлены в общедоступном публичном реестре свидетельств об аттестации.

О сотрудничестве Московского Политеха и ЦНИИ мы рассказывали ранее.

Вопрос-Ответ по теме Национальной системы квалификаций

Наталья: Как правильно провести аттестацию на соответствие должности работников? Ответ: Аттестация работников проводится на основании локальных актов организации, которые формируются с учетом требований трудового законодательства. Ст. 81 ТК РФ определяет порядок проведения аттестационных мероприятий, на основании которых формируются локальные акты образовательного учреждения. При аттестации работника необходимо учитывать требования профессионального стандарта. Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» с 1 июля 2019 года в качестве мероприятий по аттестации сотрудников и соискателей рекомендуем применять независимую оценку квалификации.

Алина, работник СПО: На требования какого документа актуально ориентироваться при определении функциональных обязанностей мастера производственного обучения? Ответ: При определении трудовых функций мастера производственного обучения, необходимо ориентироваться на проект профессионального стандарта «Педагог профессионального образования», который учитывает все требования к квалификации мастера как специалиста, так и педагога. С проектом профессионального стандарта можно ознакомиться на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ profstandart.rosmintrud.ru

Анастасия, работник СПО: Действует ли профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»? Ответ: Приказом Минтруда России от 26 декабря 2019 г. N 832Н профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» признан утратившим силу с 13 июня 2020 г.

Наталья Т.: Внедрение профстандартов повлечет за собой изменение кадровой политики. За чей счёт должны будут переучиваться специалисты, которые имеют большой стаж и опыт, но не имеют нужной «корочки» диплома? Ответ: Профессиональный стандарт определяет требования к специалисту. Для обеспечения соответствия образования специалиста профессиональному стандарту, работодатель организует и оплачивает его обучение по программам высшего, среднего или дополнительного профессионального образования. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников, определены ст.196 Трудового кодекса РФ.

В каких случаях применение профессиональных стандартов является обязательным? Обязаны ли работодатели применять требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме на работу? Согласно статье 195. 3 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) профессиональные стандарты применяются «в качестве основы для определения требований к квалификации работников». Каким образом должно определяться, что именно из требований должно быть положено в основу? Есть ли необходимый минимум? В каких случаях допустимо повышение, а в каких – снижение требований? В чем заключаются изменения с 1 июля 2016 года, если те требования к квалификации, в части которых будет обязателен профессиональный стандарт, ранее установлены законами и иными нормативными правовыми актами?

ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:

согласно части второй статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;

согласно статье 195.3 ТК РФ требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Если квалификационный справочник и профессиональный стандарт по аналогичным профессиям (должностям) содержат различные требования к квалификации, то какими документами должен пользоваться работодатель?

Работодатель самостоятельно определяет, какой нормативный правовой акт он использует, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Будут ли отменены ЕТКС и ЕКС?

В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.

Минтруд России ведет Реестр профессиональных стандартов (перечень видов профессиональной деятельности), который размещается на сайтах программно-аппаратного комплекса «Профессиональные стандарты» (http://profstandart.rosmintrud.ru) и Научно-методического центра системы профессиональных квалификаций ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования» Минтруда России (http://vet-bc.ru). На этих же ресурсах размещается вся информация о профессиональных стандартах, в том числе о разрабатываемых и планируемых к разработке.

Кроме того, профессиональные стандарты, утвержденные приказами Минтруда России, размещаются в справочных системах правовой информации.

Как часто профессиональные стандарты будут обновляться/добавляться?

Разработка профессиональных стандартов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» (далее — постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23) осуществляется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Необходимость разработки профессиональных стандартов определяется также с учетом информации в Справочнике востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий (в редакции приказа Минтруда России от 10 февраля 2016 г. № 46).

Проекты профессиональных стандартов могут быть инициированы и внесены на рассмотрение в Минтруд России в установленном порядке различными организациями.

Изменения в профессиональные стандарты вносятся, как и в другие нормативные акты, при наличии обоснованных предложений либо соответствующих изменений в законодательстве Российской Федерации. Внесение изменений осуществляется в том же порядке, как разработка и утверждение в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23.

Зачем разрабатываются и принимаются профессиональные стандарты?

Профессиональные стандарты носят комплексный характер и раскрывают необходимые для выполнения работником трудовых функций знания и умения. Поддержание в актуализированном состоянии информации о востребованных и перспективных профессиях, современных требованиях к работникам и учет этих требований в системе подготовки кадров должно обеспечиваться государством. Повышение профессионального уровня работников оказывает существенное влияние на производительность труда, снижение издержек работодателей на адаптацию работников при трудоустройстве, а также на конкурентоспособность работников на рынке труда.

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей, а профессиональный стандарт задает планку современных требований и ориентиров для выстраивания кадровой политики.

Проектирование и строительство объектов коммунальной инфраструктуры в рамках государственных программ Красноярского края и за счет собственных средств; эксплуатация объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.

На Ваш запрос сообщаем Вам, что в соответствии в Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584 применение профессиональных стандартов обязательно для государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий, а также государственных корпораций, государственных компаний и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности.

Однако, в части требований к должностям государственных служащих профессиональные стандарты не применяются. Профессиональные требования к данной категории работников устанавливаются утвержденным Минтруда РФ Справочником квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, ознакомиться с которым можно здесь http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71610924/?prime

Планируется ли утверждение профстандарта воспитатель в социальной сфере?

Минтрудом России утверждены профессиональные стандарты «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» № 544н от 18 октября 2013 г. и «Специалист в области воспитания» № 10н от 10 января 2017 г., где приводится «типовое описание» трудовой деятельности воспитателя.

Если на сотрудника возложены дополнительные обязанности (маленькая организация) такие как охрана труда, закупки, кадры. Нужно ли к этим дополнительным обязанностям применять профстандарты?

При совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оплата труда работника производится с учетом положений ст. 151 ТК РФ.

При наличии профессиональных стандартов рекомендуется руководствоваться положениями профессиональных стандартов и требованиями нормативных правовых, регулирующих рассматриваемый вид профессиональной деятельности.

Добрый день! Скажите надо ли санитаркам дома-престарелых иметь специальную подготовку, если вредности нет?

При применении профессиональных стандартов необходимо руководствоваться положениями профессиональных стандартов, учитывая требования нормативных правовых актов, регулирующих данный вид профессиональной деятельности.

Следует отметить, что ТК РФ предоставляет работодателю право самостоятельно определять штатное расписание, наименования подразделений, должностей (профессий рабочих) и трудовых функций работников в соответствии с уставом организации, устанавливать категории (разряды) с учетом сложности и объема выполняемой работы (трудовых функций).

По вопросам, возникающим на практике в связи с внедрением профессиональных стандартов, следует отметить, что ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей.

Работодатель может проводить аттестацию работников. При применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в данных документах, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, применяемыми с учетом мнения представительного органа работников.

Валдайская школа искусств. Должность электрика нет профстандарта, не нашли в реестре. Как быть?

При отсутствии профессионального стандарта рекомендуется пользоваться квалификационными справочниками. Поиск необходимого утвержденного профессионального стандарта можно осуществлять через информационный ресурс «Портал разработки профессиональных стандартов и квалификаций», раздел «Профессиональные стандарты» «Утвержденные» (http://pst-c.ru/standarty/approved/).

Если в штате бюджетной организации есть юрист, он занимается и закупочной деятельностью тоже, и по этим основаниям его хотят перевести на должность специалиста по закупкам, и подвести под профстандарты, аргументируя это тем, что профстандарты необходимо вводить. Реально ли это сделать без согласия работника? Или же через сокращение должности с уведомлением об этом и предложением новой должности?

Объективной основой изменения обязанностей, связанных с выполнением какой-либо работы (услуги), является изменение организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), но даже в этих случаях согласно ст. 74 ТК РФ изменение трудовой функции работника по инициативе работодателя не допускается. Оно может осуществляться в соответствии со ст. 72, 72.1 ТК РФ на основе соглашения между работником и работодателем об изменении определенных сторонами условий трудового договора.

У нас техники ПК не соответствуют профстандартам по образованию, можем ли мы провести просто аттестацию на рабочем месте по стажу, чтоб соответствовал профстандартам?

Вступление в силу профессиональных стандартов не является основанием для увольнения работников. Допуск работника к выполнению трудовой функции является полномочием работодателя.

Работодатель вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников и профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы (если требования к квалификации, не определены иным, отличным от профессионального стандарта, нормативным правовым актом).

Здравствуйте, подскажите пожалуйста. Какой ПС применить к должности ученый секретарь музея? Спасибо.

Рекомендуем рассмотреть профессиональные стандарты «Специалист по учету музейных ценностей» (приказ Минтруда России от 04 августа 2014 г. № 521н) и «Хранитель музейных ценностей» (приказ Минтруда России от 04 августа 2014 г. № 537н).

При использовании профессионального стандарта необходимо учитывать, что он описывает профессиональную деятельность, но не стандартизирует должностные обязанности. Необходимо отметить, что перечень возможных наименований должностей, профессий в профессиональном стандарте не является закрытым.

Таким образом, в профессиональном стандарте указаны требования к образованию и опыту работы, необходимые для выполнения обобщенной трудовой функции и трудовых функций, а не требования к конкретным должностям.

Требования к конкретной должности определяются в соответствии с тем, выполнение каких функций предполагается по данной должности.

Если данные профессиональные стандарты не могут быть использованы для вашей организации, рекомендуется пользоваться квалификационными справочниками.

У нас есть санитарки окончившие только среднюю школу, а в профстандартах младшего медицинского работника написано среднее профессиональное образование, то как быть с санитаркой (мы должны ее уволить?)

Работодатель вправе проводить аттестацию работников. Так, при применении квалификационных справочников или профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Скажите, пожалуйста, обязательность применения в части требований к квалификации распространяется на обремененные профессии (имеющие льготы, компенсации и пр. ), какого характера эти льготы и компенсации? Это должности, указанные в списках 1, 2 льготных профессий? Или же компенсации в виде доп. отпуска или доплаты за вредные факторы по результатам СОУТ, но не дающие право на льготы, установленные федеральными законами (досрочная пенсия и пр. ) на некоторых должностях тоже обязывают нас применять квалификационные требования, установленные профстандартом?

Требования к квалификации в профессиональных стандартах строго выполняются для должностей (профессий), если данные требования установлены иными (отличными от профессионального стандарта) нормативными правовыми актами (в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ).

Относительно требований ст. 57 ТК РФ работодатель вправе применять квалификационные справочники или профессиональные стандарты. В данном случае при применении квалификационных справочников или профессиональных стандартов лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии (работодатель вправе проводить аттестацию) назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

В отношении вопроса о разъяснении ст. 57 ТК РФ в части предоставления компенсаций и льгот либо наличия ограничений сообщаем.

Под льготами подразумеваются преимущества, дополнительные права, предоставляемые определенным категориям граждан или отдельным организациям, предприятиям, регионам. Например, право на досрочную пенсию или льготы, предусмотренные для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Компенсации – денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом и другими федеральными законами (ст. 164 Трудового кодекса). Например, компенсации, устанавливаемые лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, или компенсации за работу с вредными и/или опасными условиями труда.

Под ограничениями подразумеваются вытекающие из норм трудового законодательства или иных нормативных правовых актов пределы или определенные (отличающиеся от общих) условия осуществления трудовой деятельности. Перечисленные в письме примеры относятся к ограничениям в рамках ст. 57 ТК РФ.

Доброго дня! Проф. стандарты должны быть утверждены на своем уровне или ими просто руководствоваться?

Профессиональные стандарты утверждаются Минтрудом России на основании одобрения (положительного заключения) Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям.

Профессиональные стандарты применяются работодателями для: определения трудовых функций работников; разработки штатных расписаний, должностных инструкций; аттестации работников; организации обучения работников и НОК. На основе положений профессиональных стандартов локальными нормативными актами организации могут быть утверждены должностные инструкции, стандарты и другие документы, устанавливающие требования к квалификации работников с учетом законодательства и специфики организации.

Правильно ли я понимаю, что если применять ПС, то у всех сотрудников должно быть профильное образование в соответствии с занимаемой должности? Т. я не могу принять на работу секретаря без образования делопроизводителя или например, кадровика без профильного образования специалиста по кадрам?

Если требования к квалификации в профессиональном стандарте определены (установлены) иным нормативным правовым актом, данные требования строго выполняются. В других случаях ответственность и полномочия по принятию кадровых решений являются полномочиями работодателей: при применении профстандарта лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии (работодатель вправе проводить аттестацию) назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Следует отметить, что перечень кодов направлений подготовки (специальностей) в подразделе «Дополнительные характеристики» не является исчерпывающим и определяет приоритетные направления подготовки, необходимые для выполнения обобщенной трудовой функции.

Профессиональные стандарты содержат информацию о современных требованиях к квалификации работников и применяются работодателем с учетом особенностей применяемых технологий и организации труда в качестве основы при определении трудовых функций, требований к квалификации работников, в том числе определения направления подготовки (специальности) с учетом законодательства Российской Федерации.

Подскажите если работник не имеет соответствующего профстандарту уровня образования, но есть большой стаж работы и диплом по переподготовке в размере 800 часов, ему надо получать образование соответствующее профстандарту или достаточно того что уже есть?

Если требования к квалификации в профессиональном стандарте определены (установлены) иным нормативным правовым актом, данные требования строго выполняются. В остальных случаях требования профессионального стандарта носят рекомендательный характер и при его применении лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии (работодатель вправе проводить аттестацию) назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Если работник подходит по профстандартам под несколько должностей от нижеоплачиваемой до вышеоплачиваемой, он может претендовать под должность с большей оплатой труда. Он специалист, а по сути по всем характеристикам и главный специалист. Оклад в бюджете поднять просто так нельзя. Что делать?

Применение профессиональных стандартов не предусматривает пересмотра системы оплаты труда.

Работодатель при установлении системы оплаты труда опирается на установленную в организации градацию (ранжирование) всех должностей и профессий работников в зависимости, например, от сложности и напряженности труда, его условий, уровня квалификации работников, их ценности для организации. При этом работодателем может быть использована градация Уровней квалификации (приказ № 148н) или отраженная в конкретном профессиональном стандарте на основе ее соотнесения с градацией (ранжированием), установленной в организации.

Кто обязан применять профессиональные стандарты. Инструкция для работодателя

Когда работодатель обязан применять профстандарт? Где это сказано? Разберем требования закона.

Есть ошибочное мнение, что применять профстандарт обязаны организации, у которых определенная организационно-правовая форма собственности. Например, бюджетники применять профстандарты обязаны, а коммерческие организации или индивидуальные предприниматели — нет. Это не так.

Обязанность применять профстандарты не зависит от организационно-правовой формы. Нет поблажек для ИП или малых предприятий.

Случаи, когда работодатели обязаны применять профстандарты

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты, если в Трудовом кодексе, ином федеральном законе или нормативно-правовом акте указаны требования к квалификации работника. Такой вывод следует из формулировки статьи 195.3 Трудового кодекса «Порядок применения профессиональных стандартов».

В таблице ниже — несколько ярких примеров профессий, для которых есть требования к квалификации работников.

  • «Специалист в сфере закупок», утв. приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 625н;
  • «Эксперт в сфере закупок», утв. приказом Минтруда России от 10.09.2015 № 626н.
Что делать работодателям
  • Быть внимательными и не пропустить требования к квалификации некоторых работников. Эти требования могут быть «разбросаны» где угодно: в ТК РФ, федеральных законах, нормативных правовых актах РФ. Если такие требования есть — работодатель обязан их учесть. Если существующие работники им не соответствуют — работников надо «подтянуть», а новые кадры набирать с учетом требований профстандартов.
  • Проверять наличие принятого профессионального стандарта для соответствующих работ. В федеральных законах, нормативных правовых актах требования к квалификации зачастую даны в общем виде, а в профессиональном стандарте конкретизирован вид образования, направление подготовки и т.п. Например, в Федеральном законе № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» для главного бухгалтера ОАО и иных организаций, указанных в ч.4 ст. 7, установлено требования к наличию высшего образования и определенного опыта работы. В профессиональном стандарте «Бухгалтер» требование к образованию дополнено прохождением главным бухгалтером дополнительных профессиональных программ – повышение квалификации, программы профессиональной переподготовки.

Реестр профессиональных стандартов ведет и обновляет Минтруд России. Тексты профстандартов размещены на сайте Минтруда России, а также в справочно-правовых базах. Вот несколько примеров:

Если работникам положены льготы, компенсации, ограничения

Работодатель должен быть в курсе требований статьи 57 Трудового кодекса. Здесь нас интересует следующая оговорка: если выполнение работ связано с предоставлением льгот и компенсаций или для работников есть ограничения, то и наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать квалификационным справочникам или профессиональным стандартам.

Пример: работник имеет право на льготную пенсию — в этом случае работодатель должен при переименовании должностей опираться на квалификационные справочники или профстандарты, если они уже появились.

Что надо знать о части 2 статьи 57 Трудового кодекса? Советы работодателю

Комментирует Евгения Конюхова, эксперт по трудовому законодательству:

«Норма части 2 статьи 57 Трудового кодекса не является новой и действует с начала существования Трудового кодекса. Напомню, в декабре 2013 года к квалификационным справочникам добавились профессиональные стандарты. Связано это, прежде всего, с тем, что некоторые должности, профессии, специальности в квалификационных справочниках не обновлялись более 25 лет и во многом не соответствуют современным требованиям. На практике работодатели могут столкнуться с тем, что по одной должности, профессии или специальности есть одновременно и квалификационный справочник, и профессиональный стандарт. На что ориентироваться при выборе наименования должности, профессии, специальности и определении квалификационных требований к ним? – работодатель принимает это решение самостоятельно. Норма является альтернативной, т.е. предполагает право выбора (письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253).

Внимание: если с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот, либо есть ограничения, то работодатель обязан привести наименование должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним в соответствии с требованиями квалификационного справочника или профессионального стандарта.

Такое «переименование» необходимо проводить через процедуру перевода. Вносить изменения в штатное расписание:

  • добавлять новые наименования должностей, профессий, специальностей;
  • подписывать дополнительное соглашение к трудовому договору о переводе;
  • со дня, когда работники будут переведены на новые должности, профессии, специальности можно исключать из штатного расписания старые наименования».

Профстандарт на практике

  • если работодатель не нашел требований к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ, и
  • работа по определенным должностям, профессиям, специальностям не предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

В этом случае работодатель сам решает, в каком объеме он будет ориентироваться на профстандарт, от первой до последней строчки или всего на одно предложение. Этот выбор — на ответственности работодателя.

Использовать профстандарты обязательно

  • если работодатель нашел требования к квалификации своих работников в федеральном законе, ТК РФ, ином нормативно-правовом акте РФ;
  • если работа по определенным должностям, профессиям, специальностям предполагает компенсации, льготы либо ограничения.

Но! Работодатель вправе учитывать не все требования профстандарта, а только требования к наименованию должности (в случаях предусмотренных ч.2 ст. 57 ТК РФ) и требования к квалификации (знания, умения, опыт работы). В остальной части — описание трудовой функции, трудовых действий — по желанию.

Например, работодатель определяет самостоятельно, в каком объеме он возьмет из профстандарта описание трудовой функции для составления должностной инструкции.

Далее в статье читайте рекомендации по внедрению профстандартов. Эти советы актуальны для тех работодателей, кто обязан применять профстандарты, а также для тех, кто хочет ввести их добровольно.

Внедрение профстандартов в организации

Для работы понадобится информация о наличии профессиональных стандартов и их применении (размещены на сайте Минтруда России).

Рабочая группа по внедрению профстандартов

Для внедрения профессиональных стандартов работодателю необходимо создать рабочую группу. Задача группы — разработать план по применению профстандартов у работодателя. Рабочая группа создается приказом руководителя. Количество и состав членов рабочей группы определяет исключительно работодатель. Рекомендуется включать в рабочую группу экономистов по труду или тех работников, которые ответственны за разработку штатного расписания, специалистов по управлению персоналом, юристов, возможно руководителей структурных подразделений. В плане по переходу на профессиональные стандарты подробно необходимо прописать действия, сроки и ответственных за каждый этап лиц.

Первое, что предстоит сделать рабочей группе, это соотнести должности, имеющиеся у работодателя, с профессиональными стандартами. Это самая глобальная и трудоемкая работа, т.к. при этом нельзя опираться только на название должности (профессии) в штатном расписании и название самого профессионального стандарта. Необходимо найти те профессиональные стандарты, которые могут потенциально подойти под должности (профессии) указанные в штатном расписании. Для этого нужно соотносить основную цель профессиональной деятельности по стандарту (графа «Основная цель вида профессиональной деятельности» профессионального стандарта) с целью работы по должности (профессии) у работодателя, дополнительно обращая внимание на графу «Группа занятий» в разделе общих сведений.

После того, как будут соотнесены должности, профессии, которые есть у работодателя, и выявлены профессиональные стандарты, которые подлежат применению, рабочая группа составляет отчет. В отчете надо отразить перечень принятых профессиональных стандартов, по которым есть виды деятельности у работодателя. Этот перечень станет основой для дальнейших действий.

Если работник не соответствует профстандарту — проводите аттестацию

На практике не все работники могут подойти под требования, изложенные в профстандартах.

Пример: работник занят на видах работ, названных в ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», например, на подземных работах. Должность работника должна называться так, как указано в профессиональном стандарте или квалификационном справочнике. А его знания, умения, опыт работы должны соответствовать квалификационным требованиям, приведенным в профстандарте. Работодатель выяснил, что есть работник, занимающий определенную должность, и есть требования профстандарта, но работник им не соответствует. Что делать с таким работником?

Увольнять по причине несоответствия профстандарту нельзя. Работодатель может провести аттестацию. Для этого придется разработать целую систему локальных нормативных актов, которая описывает процедуру, порядок проведения аттестации. Надо будет создать комиссию, определить критерии, по которым будем оценивать работника. По итогам аттестации комиссия сделает выводы: соответствует работник занимаемой должности или нет.

Допустим, работник не соответствует квалификационным требованиям. Можно ли уволить по этой причине? – этот вопрос остается сегодня открытым. Но работодатели должны учесть, что проводить аттестацию надо не с целью избавиться от «лишних» сотрудников, а с целью установить, кого из них направить на обучение и повышение квалификации. Цель должна быть благой — довести существующих работников до требуемого уровня.

Важно: работодатели могут принять решение и направить работников на курсы по повышению квалификации или переподготовку в целях достижения соответствия требованиям профстандартов. Но это право, а не обязанность работодателя! Работодатель сам определяет необходимость подготовки (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования работников (ст. 196 ТК РФ, п. 11 Информации Минтруда от 04.04.2016).

Новых работников, которых будем принимать после 1 июля 2016 года, надо четко отбирать по установленным квалификационным требованиям, которые прописаны в профстандартах. Это относится исключительно к работодателям, для работников которых:

Все остальные работодатели применяют профстандарты в качестве основы — для них профессиональные стандарты рекомендательные, а не обязательные.

Читайте также:  Руководитель группы туристической

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *