Районная планировка Иркутской области

Ваш браузер устарел!

Для корректной работы c сайтом
glavkniga. ru
обновите свой браузер:

Районная планировка Иркутской области

Районная планировка Иркутской области

Районная планировка Иркутской области

Районная планировка Иркутской области

Районная планировка Иркутской области

Районная планировка Иркутской области

Mozilla/5. 0 (iPhone; CPU iPhone OS 5_0 like Mac OS X) AppleWebKit/534. 46 (KHTML, like Gecko) Version/5. 1 Mobile/9A334 Safari/7534

Иркутская область — один из самых крупных как по площади, так и по экономическому потенциалу регионов России. Районная планировка области относится к типичным планировкам среднего таксономического уровня — т. планировки отдельного субъекта РФ. Площадь области — 768 тыс. км2 (6-е место в России), население области — 2,6 млн. чел. (20-е место в России).

Большая часть территории области расположена в пределах южной окраины Среднесибирского плоскогорья, ограниченного на юго-западе горными массивами Восточного Саяна, а на юго-востоке горными поднятиями Прибайкальских хребтов, резко обрывающихся у глубокой Байкальской впадины. Северо-восток занят Северо-Байкальским и Патомским нагорьями. Положение области в центре азиатского материка определяет резко континентальный климат.

Расположенная в южной части Восточной Сибири территория области попала под освоение русскими только в середине XVI в. Освоение территории области происходило с северо-восточного угла области в основном по рекам. Русские первопроходцы в середине XVI в. , проникая вверх по рекам (сначала по Ангаре, а затем по Лене) основывали здесь первые населенные пункты, т. остроги – Братск, Иркутск, Нижнеудинск, Усть-Кут и Киренск. Именно эти поселения образовали первый каркас расселения на территории области вдоль крупных рек – Ангары и Лены, в меньшей степени по их основным притокам. Этот каркас сохранялся до конца XVIII в. , когда был проложен Московский тракт, который прошел несколько левее Ангары и заложил новый каркас населенных пунктов, который потом был укреплен строительством в конце XIX в. Транссибирской железной дорогой. Новый этап освоения территории области связан уже с советским временем, когда была построена железная дорога Тайшет-Лена, перешедшая потом в БАМ. В советское время произошло промышленное освоение территории Иркутской области, основу которого составило строительство каскада крупных ГЭС на Ангаре.

В настоящее время можно выделить две основных полосы расселения вдоль основных транспортных магистралей.

Первая, самая главная Восточная (или Предсаянская) полоса протянулась вдоль Транссибирской железной дороги, Московского тракта и нефтетрубопровода от Тайшета до Байкала. Здесь расположена основная масса крупных поселений на территории области – Иркутск, Ангарск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Зима, Тулун, Саянск, Шелехов, Слюдянка, Байкальск, Нижнеудинск, Тайшет.

Вторая Северная полоса расселения протянулась вдоль железной дороги Тайшет-Лена от Тайшета через Братск и Железногорск-Илимский до Усть-Кута, от которого эта северная полоса расселения дальше идет по долине реки Лена и ее притоку Витиму: это такие крупные поселения как Киренск и Бодайбо. Примерно от Киренска тянется очень небольшая полоса небольших поселков по долине Нижней Тунгуски. Фактически вся сеть населенных пунктов области как бы нанизана на прямоугольную сетку основных железнодорожных и речных артерий области. Иркутская область – крайне неоднородное территориальное образование. По ровню плотности населения, экономическому потенциалу и другим показателям различия между отдельными районами области составляют десятки и даже сотни раз.

Можно выделить два абсолютных полюса развития области — южный и северный, точнее юго-западный и северо-восточный секторы области. В юго-западном секторе располагается свыше 80% населения и экономического потенциала области. Для целей районной планировки Иркутская область состоит как бы из двух частей – зоны развития Иркутской агломерации, где районная планировка в первую очередь должна решать вопросы развития и планирования городских поселений внутри агломерации, и вторая часть – вся остальная территория области, где основной целью районной планировки является развитие этих районов как территорий сосредоточения промышленных ресурсов (особенно это относится к центральной и крайней восточной частям области).

В советское время районная планировка области предусматривала создание на территории области трех крупных ТПК в следующей очередности — Иркутско-Черемховский, Среднеангарский и Верхнеленский.

Первый ТПК, Иркутско-Черемховский начал создаваться еще до войны, которая прервала его развитие, но тем не менее после войны этот ТПК в целом был завершен. Его основу составила сначала разработка Тулуно-Черемховского угольного бассейна, а затем строительство Иркутской ГЭС и ряда крупных промышленных предприятий: в первую очередь машиностроительных (в Иркутске, Ангарске, Черемхово и Усолье-Сибирском), химической промышленности на местном сырье (в Усолье-Сибирском, Ангарске, Зиме и чуть позже Саянске), нефтепеработки (комбинат в Ангарске), алюминиевой промышленности (в Шелехове), строительных материалов (цементный завод в Ангарске) и лесопреработки (леспромхозы в Китое, Усолье-Сибирском и др. , Байкальский ЦБК). В целом Иркутско-Черемховский хозяйственный комплекс имеет достаточно целостную и завершенную структуру: собственная топливно-энергетическая база, крупные предприятия строительной индустрии, крупные перерабатывающие предприятия, собственная агропромышленная база. Кроме того на юге разрабатываются месторождения магнезитов, повареной соли и слюды.

Второй ТПК, Среднеангарский, начал создаваться уже в 50-х гг. , этот комплекс изначально имел две главные составляющие – 1) энергетика (за счет строительства сначала Братской ГЭС, а чуть позже и Усть-Илимской), на основе которой создан крупнейший в России алюминиевый завод в Братске; 2) лесопереработка – здесь они из самых мощных в России леспромхозов (Братский, Усть-Илимский, Усть-Кутский и др. ) и Усть-Илимский и Братский ЦБК; несколько позже к этому добавилась добыча железной руды в Железногорске-Илимском. Третий ТПК предполагалось создать в районе рек Лена и Витим, но до этого комплекса очередь не дошла. В настоящее время всю Иркутскую область можно разделить на 7 различных районов, находящихся на совершенно различных уровнях развития

Южный или Иркутско-Черемховский район включает в себя примерно 48% всего населения области и более половины всего экономического потенциала области. Это самая густозаселенная и наиболее освоенная часть области, находящая в верховьях Ангары. Этот район характеризуется наиболее благоприятными условиями для жизни населения, а также для сельского хозяйства.

Южный район вместе с территорией Усть-Ордынского Бурятского округа является единственным районом сплошного освоения на территории области. Основу района составляет Иркутская агломерация, представляющая собой цепочку городов, нанизанных на Транссибирскую железную дорогу и Московский тракт, причем города расположены как бы по порядку – по увеличению численности населения: сначала Черемхово (90 тыс. чел. ), затем Усолье-Сибирское (105 тыс. чел. ), Ангарск (275 тыс. чел. ) и наконец второй по величине город Восточной Сибири – город Иркутск (630 тыс. чел. В южном районе области районная планировка должна решать вопросы развития агломерации, а не дальнейшего хозяйственного освоения территории.

Здесь стоит целый блок задач: проблема разрастания города Иркутска (не по численности населения, а по площади), его пригородов, плюс большой потребности населения в личных приусадебных участках и для целей коттеджного строительства. Необходимы дополнительные выделения земель для частного пользования. Рост Иркутска в настоящее время сдерживает экономический кризис, но после его завершения рост города, скорее всего, продолжится, что, видимо, поставит вопрос о необходимости создания городов-спутников. Один из них уже фактически существует – это город Шелехов, на роль второго может претендовать расположенный между Иркутском и Ангарском поселок Мегет. Кроме того остро стоит проблема развития сети автодорог.

В этом районе очень серьезные экологические проблемы, правда, ситуация несколько облегчилась в связи с кризисом, но в случае роста промышленного производства экологические проблемы могут выйти на первый план. Экологическая ситуация в районе в целом ухудшается розой ветров, а также большим уровнем загрязнения вод Ангары, особенно ртутью. еще один блок задач связан с возможностью развития рекреации на Байкале на основе Прибайкальского национального парка и различных санаториев и баз отдыха на берегу Байкала. 2) К Южному району примыкает аграрный Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, который в принципе всегда являлся аграрной базой для городов Иркутской агломерации. Для этого района наиболее существенны вопросы развития собственных предприятий по переработке сельскохозяйственного сырья – т. дальнейшее развитие АПК.

Третий район, Среднеангарский — это вторая индустриальная база Иркутской области. На этот район приходится примерно 19% населения и треть всего экономического потенциала области. Среднее Приангарье не является цельным районом и состоит как бы из двух основных центров – городов Братск и Усть-Илимск, на которые приходится более половины всего населения района. Кроме того на территории района располагаются еще два относительно крупных индустриальных центра – Железногорск-Илимский, возникший в связи с разработкой Коршуновского железорудного месторождения, и Усть-Кут, являющийся довольно важным перевалочным транспортным узлом: отсюда осуществляется северный завоз по Лене. Кроме Коршуновского месторождения здесь есть еще перспективные Рудногорское и Нерюндинское железорудные месторождения.

На оставшиеся районы области приходится менее трети всего населения и менее одной шестой промышленного потенциала области.

Четвертый район, Западный, сложился вдоль Транссиба и вклюает в свой состав разрозненные населенные пункты – станции на транссибе: это Тайшет (60 тыс. чел. ), Нижнеудинск и Тулун (по 50 тыс. чел. ) с преобладающей лесоперерабатывающей специализацией, а также города Саянск (45 тыс. чел. ) и Зима (37 тыс. чел. ) с крупным химическим производством, в Тулуне ведется также добыча бурого угля. Основная функция этой территории – транзитная, здесь располагается довольно важный транспортный узел — Тайшет, от которого расходятся дороги на Иркутск, Абакан и Лену. Учитывая выгодное транспортное расположение Тайшета здесь предполагалось создание крупного металлургического комбината, от которого в итоге отказались, но сейчас главные перспективы района связаны с предложением создания в Тайшете на площадке для металлургического комбината еще одного алюминиевого завода. В Нижнеудинском районе, у подножия Саян, находится особый национальный район – Тофалария, где проживает малый народ — тофалары, это труднодоступный и крайне отсталый район области, в связи с чем остро стоит проблема выживания коренного населения района. В принципе Тофалария в будущем могла бы использовать для рекреации на основе охотничьего промысла, сплава по рекам и национальных особенностей района. Оставшиеся три района области представляют собой слаборазвитую периферию.

5 и 6. Особенно это относится к Ербогаченскому району, расположенному на крайнем севере области, и к Верхнеленскому району, расположенному в верховьях Лены. Это крайне труднодоступные, слабоизученные и слабозаселенные районы области. Какие-либо перспективы их освоения возможны только после решения проблемы транспортной доступности с этими районами, т. в настоящее время связь осуществляется в основном авиатранспортом. Ербогаченский район наиболее отсталый район области. В Верхнеленском же районе можно выделить два небольших агропромышленных и судоремонтных центра – Качуг и Жигалово.

Последний, седьмой район — Бодайбинский представляет собой крайний северо-восточный старопромышленный депрессивный район, в котором преобладают депрессивные горнодобывающая (добыча золота и слюды) и лесоперерабатывающая отрасли. Основные перспективы этого района связаны с разработкой крупного золоторудно-платиноидного месторождения Сухой Луг, на который претендуют компании Австралии и ЮАР. 8) Но уже фактически в ближайшее время районная структура области может измениться, что связано с возможностью формирования на стыке четырех районов области с центрами в Усть-Куте и Киренске еще одного района, что связано с началом освоения здесь Ковыктинского газоконденсатного месторождения, а также возможностью разработки Марковского нефтяного месторождения.

Читайте также:  Эксперт техник профстандарт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *