Изменения в правилах предоставления коммунальных услуг
С 2023 года изменились правила предоставления коммунальных услуг, а также формулы для перерасчетов.
Новшества касаются отмены платы за мусор, которую делают при длительном отсутствии — когда жильцы уезжают, например, в отпуск.
Причины отказа в перерасчете
Одна из частых причин — путаница между понятиями временного и постоянного отсутствия. Если у собственника есть две квартиры, в одной из которых он не живет, — это постоянное отсутствие. А если квартира одна, и жильцы уехали на лето, — это отсутствие временное.
Оператор по обращению с ТКО не обязан делать перерасчет для постоянного отсутствия. На это указал Верховный суд, когда рассматривал требование собственника квартиры освободить его от платы за ЖКУ, потому что в квартире никто не прописан и не проживает.
Как получить перерасчет
Для временного отсутствия коммунальщики обязаны сделать перерасчет, если предоставлены документы, подтверждающие временное отсутствие. Прописанные могут перемещаться между населенными пунктами на общественном транспорте с именными проездными билетами для подтверждения временного отсутствия.
Жалобы и обращения
По вопросам отказа в перерасчете можно обратиться в региональное отделение Государственной жилищной инспекции — ГЖИ. ГЖИ имеет полномочия проводить проверки по заявлениям потребителей, а также наказывать коммунальные организации.
Дополнительная информация
Необходимо уточнить правила платы за вывоз контейнеров с твердыми коммунальными отходами (ТКО) и сделать их более справедливыми. Соответствующий проект постановления Правительства опубликован 19 января на портале проектов нормативных правовых актов.
Существуют две формулы расчета платы за вывоз ТКО: по нормативу накопления ТКО и по количеству фактически вывезенных контейнеров. В случае отсутствия жильцов по месту жительства предусмотрен перерасчет только для оплаты по нормативу. Оплата по факту осуществляется ежемесячно, с корректировкой по итогам года на основе фактического объема вывезенного мусора.
Для повышения социальной справедливости предлагается учитывать фактор отсутствия гражданина при расчете оплаты по объему фактически вывезенного мусора. Предлагаемая формула включает ежемесячную оплату нормативного объема потребления, корректировку по итогам года на основе фактического объема мусора и перерасчет по данным временного отсутствия потребителя.
Перерасчет платы за вывоз мусора при временном отсутствии жителей
Подтверждение факта временного отсутствия человека по месту жительства происходит в соответствии со статьями 91-95 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Согласно документу, для перерасчета оплаты услуги по вывозу ТКО гражданину необходимо предоставить подтверждающие факт отсутствия документы не раньше чем за 5 дней до отъезда и не позднее 30 дней после возвращения.
Постановление Правительства РФ
Как писала Парламентская газета, в конце 2022 года Правительство РФ приняло постановление, предоставившее право гражданам при отъезде в отпуск или командировку произвести перерасчет платы за вывоз мусора. Тогда такая возможность была предоставлена только тем, у кого плата за вывоз мусор рассчитывается исходя из числа прописанных граждан или общей жилой площади, а не фактически вывезенных ТКО.
Перерасчет за вывоз мусора в период отсутствия жителей
Минприроды предлагает ввести перерасчет за вывоз мусора во время отсутствия жителей дома для тех, кому оплата начисляется из фактического количества вывезенных отходов. Такая система работает пока только в нескольких регионах.
Варианты оплаты вывоза мусора
Сейчас возможны два варианта оплаты вывоза твердых коммунальных отходов – по числу проживающих в квартире или же по количеству квадратных метров (какого способа придерживаться, выбирает регион). В прошлом году правительство приняло поправки, которые позволяют попросить перерасчет за мусор в тех регионах, где расчет идет по числу проживающих в квартире. Для этого нужно представить в управляющую компанию билеты, турпутевку или другим способом подтвердить, что человека не было дома. При этом для другой системы расчета механизма перерасчета не было.
Механизм перерасчета в Москве
Чтобы дать его и другим регионам, минприроды предлагает распространить механизм, который работает в Москве. В столице с 1 января 2022 года ведут учет исходя из количества и объемов вывезенных контейнеров для накопления твердых бытовых отходов. Как отмечается в пояснительной записке, люди платят как бы авансом 1/12 норматива с января по декабрь, а по итогу идет общий подсчет образовавшихся отходов за год и корректировка: если мусора образовалось больше, то жители доплачивают, а если меньше, то эта сумма вычитается.
Распространение механизма на другие регионы
Механизм, который уже два года работает в Москве, предлагают распространить на другие регионы
Вывод
Важный момент: теперь есть ответственный человек, который подписывает акты о количестве вывезенных отходов, то есть на это потребуются неоправданные дополнительные расходы и трудозатраты.
Россия приступает к внедрению новой системы обращения с отходами
Как рассказала Российской газете исполнительный директор Ассоциации содействия экономике замкнутого цикла Ресурс Валерия Гулимова, есть соответствующее поручение вице-премьера Виктории Абрамченко о необходимости разработать механизм перерасчета вывоза ТКО для тех регионов, которые выбрали расчет по площади.
При этом есть безусловные расходы, на которые отъезд человека не повлияет, машины с такой же регулярностью будут приезжать за мусором, инфраструктура будет поддерживаться, а площадки – обрабатываться. И оплату этой работы нужно оставить, но какую долю она займет – пока неясно, – рассказала она.
Механизм перерасчета вывоза ТКО
Гулимова обратила внимание на то, что сейчас в каждом московском доме или дворе есть свой проверяющий, который смотрит объем мусора и подписывает соответствующие акты, при этом многие люди вообще не знают, кто это и как происходит эта работа.
Москва в декабре по итогам года ведет учет общего количества бытового мусора в городе. Соответственно, если у вас в квартире временно не живет один человек и вы захотите получить вычет, то непонятно, как это прояснить, ведь расчет идет по площади жилья. И на кого переложат ваш вычет по итогам года – тоже непонятно. Но система еще проходит доработку, эти вопросы будут прояснять, – добавила она.
Учет и перерасчет платы
Исполнительный директор ассоциации Чистая страна Руслан Губайдуллин в разговоре с РГ отметил, что данный проект постановления уточнит подход к перерасчету платы за обращение с ТКО. В том числе даются решения для региональных властей, которые позволят учесть особенности предоставления данной услуги.
Федеральный проект Экономика замкнутого цикла
В связи со стартом в 2022 г. федерального проекта Экономика замкнутого цикла, в природоохранное законодательство РФ вносятся планомерные изменения, направленные на создание комплексной системы обращения с отходами, обеспечивающие сортировку отходов, использование вторичных ресурсов и сырья из отходов и уменьшение доли отходов, направляемых на размещение/захоронение на полигонах.
Этапы внедрения новой системы
Процесс перехода к новой системе обращения с отходами начался с принятия Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления. Распоряжением Правительства РФ от 25 июля 2017 г. № 1589-р был утвержден перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается.
Запрет вводился поэтапно. В 2018 г. полигоны прекратили прием 67 видов отходов, среди которых лом и цветные металлы, термометры, ртутные лампы, лом алюминиевых банок, алюминиевая фольга. С 1 января 2019 г. запрещено захоронение 109 видов отходов – бумаги, картона и бумажной упаковки, шин и покрышек, полиэтилена и полиэтиленовой упаковки, стекла и стеклотары.
С 1 января 2021 г. на полигонах нельзя размещать компьютеры и оргтехнику, аккумуляторы, бытовые приборы и электроинструменты.
Федеральный закон № 268-ФЗ: важные изменения в обращении с отходами
1 марта 2023 года вступил в силу Федеральный закон от 14 июля 2022 года № 268-ФЗ, в котором вводятся новые понятия и требования по обращению с отходами. Этот закон изменяет действующее законодательство и вносит значительные изменения в систему управления отходами.
Введение новых понятий
В соответствии с законом № 268-ФЗ, введены понятия сбор отходов, вторичные ресурсы и вторичное сырье. Законодатель также определил, что вторичные ресурсы подлежат утилизации, что исключает их захоронение.
Обязанности физических лиц
Физические лица, у которых возникают вторичные ресурсы в процессе потребления, должны обеспечивать раздельное накопление этих ресурсов или отдавать их на специальные площадки сбора. В таких местах допускается складирование вторичных ресурсов в соответствии с их видами и группами однородных отходов.
Региональные операторы и обращение с ТКО
С 1 января 2019 года услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) стала коммунальной. Региональные операторы заключают договоры с собственниками отходов или их уполномоченными лицами и несут ответственность за весь цикл обращения с ТКО.
Обращение с побочными продуктами для юридических лиц и ИП
Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей также установлены требования по обращению с побочными продуктами производства согласно Закону об охране окружающей среды. Побочные продукты признаются отходами в определенных случаях и при работе с ними не допускается загрязнение окружающей среды.
Все эти изменения в законодательстве направлены на более ответственное и экологически безопасное обращение с отходами и уменьшение негативного влияния производства на окружающую среду.
В случае признания побочных продуктов отходами юрлицо или ИП, в результате деятельности которых образовались такие продукты, обязаны исчислить их и внести плату за негативное воздействие данных отходов на окружающую среду.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 марта 2023 г. № 437 «О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду» в текущем году ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду были проиндексированы. Думаю, эта тенденция будет продолжаться.
В цепочку законодательных преобразований, направленных на уменьшение объемов размещения отходов на полигонах, стоит отнести и Постановление Правительства РФ от 6 октября 2022 г. № 1770 «О внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 марта 2022 г. № 467», согласно которому средства, поступившие в федеральный бюджет от экологического сбора, было решено направлять на создание (реконструкцию) объектов обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов, за исключением создания (реконструкции) объектов, на которых не осуществляется обработка или утилизация, в виде софинансирования расходных обязательств субъектов Федерации.
С 1 марта 2024 г. к полномочиям органов государственной власти РФ будут отнесены:
Таким образом, в природоохранное законодательство вносятся изменения, связанные с дальнейшим реформированием отрасли по обращению с отходами, наращиванию мощностей по переработке и сортировке, целью которых является ликвидация мусорных свалок и опасных объектов накопленного вреда. Однако этот процесс требует времени и дальнейшей работы по раздельному сбору, сортировке и переработке отходов.
Шаг вперед лучше шага назад
Уголовное право и процесс
Надо продвигать идею создания нового для уголовного процесса института следственных судей
12 марта 2024
Директор Центра правовой защиты в сфере инфобизнеса МКА «Межрегион»
«Кривые зеркала» блогосферы
Назрела необходимость установления четких рамок работы в данной области
01 марта 2024
В соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и статьей 7 Федерального закона от 4 августа 2023 г. № 451-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемые:
перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, на 2024 год;
перечень товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации;
нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2024 – 2029 годы;
нормативы утилизации отходов от использования упаковки на 2024 год.
2. Признать утратившими силу:
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3721-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 2, ст. 541);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 г. № 3722-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 2, ст. 542);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2021 г. № 1067-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 18, ст. 3197);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2021 г. № 3324-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2021, № 49, ст. 8335);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2021 г. № 3961-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 1, ст. 420);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июля 2022 г. № 1945-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 30, ст. 5654);
распоряжение Правительства Российской Федерации от 19 августа 2022 г. № 2327-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, № 35, ст. 6134).
3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. и действует до 1 января 2030 г., за исключением абзаца третьего пункта 1 настоящего постановления, который вступает в силу с 1 января 2025 г.
Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М. Мишустин
УТВЕРЖДЕНпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 29 декабря 2023 г. № 2414
Переченьтоваров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, на 2024 год
Наименование товара, упаковки Код товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) Наименование позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)
Раздел III. Перечень упаковки, ввезенной из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и из государств, являющихся членами Евразийского экономического союза, отходы от использования которой подлежат утилизации
Материал упаковки Буквенное обозначение упаковки по техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) Цифровой код упаковки по техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)
Группа № 33 "Упаковка из полиэтилентерефталата бесцветная и голубая"
Полиэтилентерефталат РЕТ или PETE 01 или 1
Группа № 34 "Упаковка из полиэтилентерефталата прочая, включая комбинированную"
Полиэтилентерефталат PET или PETE 01 или 1
Группа № 35 "Упаковка из полиэтилена высокой плотности"
Полиэтилен высокой плотности РЕ-HD или HDPE 02 или 2
Группа № 36 "Упаковка из поливинилхлорида"
Поливинилхлорид РУС или V 03 или 3
Группа № 37 "Упаковка из полиэтилена низкой плотности"
Полиэтилен низкой плотности PE-LD или LDPE 04 или 4
Группа № 38 "Упаковка из полипропилена"
Полипропилен РР 05 или 5
Группа № 39 "Упаковка из полистирола"
Полистирол PS 06 или 6
Группа № 40 "Упаковка из других видов пластмасс"
Другие виды пластмассы О или OTHER 07 или 7
8 – 19
Группа № 41 "Упаковка комбинированная из пластмасс и алюминия"
Пластмасса/алюминий – 90
Группа № 42 "Упаковка комбинированная из пластмасс и белой жести"
Пластмасса/белая жесть – 91
Группа № 43 "Упаковка комбинированная из пластмасс и различных металлов"
Пластмасса/различные металлы – 92
Группа № 44 "Упаковка комбинированная из других видов пластмасс"
Другие виды пластмассы О или OTHER 93-94
Группа № 45 "Упаковка из бумаги"
Бумага PAP 22
Другие виды бумаги картона – 23 – 39
Группа № 46 "Упаковка из картона"
Гофрированный картон PAP 20
Другой картон PAP 21
Группа № 47 "Металлическая упаковка"
Сталь FE 40
Алюминий ALU 41
Другие металлы – 42 – 49
Группа № 48 "Деревянная упаковка"
Дерево FOR 50
Пробка FOR 51
Другие – 52 – 59
Группа № 49 "Текстильная упаковка"
Хлопок ТЕХ 60
Джут ТЕХ 61
Другие – 62 – 69
Группа № 50 "Стеклянная упаковка"
Бесцветное стекло GL 70
Зеленое стекло GL 71
Коричневое стекло GL 72
Группа № 51 "Стеклянная упаковка прочая"
Другие виды стекол – 73 – 79
Стекло/пластмасса – 95
Стекло/алюминий – 96
Стекло/белая жесть – 97
Стекло/различные металлы – 98
Стекло/другие – 99
Группа № 52 "Комбинированная упаковка на основе бумаги"
Бумага и картон/различные материалы – 80
Бумага и картон/пластмасса – 81
Бумага и картон/алюминий – 82
Бумага и картон/белая жесть – 83
Бумага и картон/пластмасса/алюминий – 84
Бумага и картон/пластмасса/алюминий/белая жесть – 85
Наименования товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, приводятся по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Принадлежность товара, упаковки к перечню товаров, упаковки, подлежащих утилизации, определяется его наименованием (физическими и химическими характеристиками) по указанному Общероссийскому классификатору. Коды и наименования позиций единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) приводятся для использования импортерами.
В случаях, когда указан код товарной позиции без примечаний, в настоящий перечень включаются все товары товарных субпозиций и подсубпозиций, входящих в указанную товарную позицию.
За исключением одеял электрических.
Только товары, указанные в графе "Наименование товара, упаковки".
За исключением производственных и профессиональных.
Без покрытия и пропитки.
Только товары товарных субпозиций 8443 31, 8443 32 и 8443 39.
За исключением товаров подсубпозиции 8518 90 000.
Все товары, за исключением частей и принадлежностей.
Раздел III используют импортеры в отношении ввезенной на территорию Российской Федерации упаковки, в которую упакован ввозимый товар, независимо от включения (невключения) такого товара в настоящий перечень.
Буквенное обозначение и цифровой код упаковки по техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) применяются в справочных целях для идентификации упаковки.
Наименование товара, упаковки1 Код товаров (продукции) по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008) Код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)2 Наименование позиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС)
Раздел III. Перечень упаковки, ввезенной из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, и из государств, являющихся членами Евразийского экономического союза, отходы от использования которой подлежат утилизации10
Материал упаковки Буквенное обозначение упаковки по техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)11 Цифровой код упаковки по техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011)11
Бумага РАР 22
Другие виды бумаги картона – 23-39
Гофрированный картон РАР 20
Другой картон РАР 21
Другие металлы – 42-49
Другие – 52-59
Другие – 62-69
Другие виды стекол – 73-79
1 Наименования товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, приводятся по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Принадлежность товара, упаковки к перечню товаров, упаковки, подлежащих утилизации, определяется его наименованием (физическими и химическими характеристиками) по указанному Общероссийскому классификатору. Коды и наименования позиций единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС) приводятся для использования импортерами.
2 В случаях, когда указан код товарной позиции без примечаний, в настоящий перечень включаются все товары товарных субпозиций и подсубпозиций, входящих в указанную товарную позицию.
3 За исключением одеял электрических.
4 Только товары, указанные в графе "Наименование товара, упаковки1".
5 За исключением производственных и профессиональных.
6 Без покрытия и пропитки.
7 Только товары товарных субпозиций 8443 31, 8443 32 и 8443 39.
8 За исключением товаров подсубпозиции 8518 90 000.
9 Все товары, за исключением частей и принадлежностей.
10 Раздел III используют импортеры в отношении ввезенной на территорию Российской Федерации упаковки, в которую упакован ввозимый товар, независимо от включения (невключения) такого товара в настоящий перечень.
11 Буквенное обозначение и цифровой код упаковки по техническому регламенту Таможенного союза "О безопасности упаковки" (ТР ТС 005/2011) применяются в справочных целях для идентификации упаковки.
УТВЕРЖДЕНЫпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот 29 декабря 2023 г. № 2414
НОРМАТИВЫутилизации отходов от использования товаров на 2024 – 2029 годы
Наименование группы товаров в соответствии с перечнем товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, на 2024 год и перечнем товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. № 2414 "Об утверждении перечней товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, и нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки" Норматив (процентов)
2024 год 2025 год 2026 год 2027 год 2028 год 2029 год
Группа № 1 "Одежда и изделия текстильные" 10 20 30 40 50 60
Группа № 2 "Изделия из бумаги и издательская продукция печатная" 20 30 40 50 60 70
Группа № 3 "Изделия из картона" 20 30 40 50 60 70
Группа № 4 "Нефтепродукты" 25 35 40 45 50 55
Группа № 5 "Шины, покрышки, камеры резиновые и изделия из резины прочие" 30 40 50 60 70 80
Группа № 6 "Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины" 10 20 30 40 50 60
Группа № 7 "Изделия пластмассовые прочие" 15 25 35 45 55 65
Группа № 8 "Зеркала стеклянные" 10 20 30 40 50 60
Группа № 9 "Стекло и изделия из стекла" 0 10 20 30 40 50
Группа № 10 "Оборудование и инструменты ручные с механизированным приводом" 15 25 35 45 55 65
Группа № 11 "Элементы первичные и батареи первичных элементов" 20 30 40 50 60 70
Группа № 12 "Аккумуляторы свинцовые" 20 30 40 50 60 70
Группа № 13 "Батареи аккумуляторные" 20 30 40 50 60 70
Группа № 14 "Оборудование электрическое осветительное" 15 25 35 45 55 65
Группа № 15 "Фильтры для двигателей внутреннего сгорания" 15 25 35 45 55 65
Группа № 16 "Изделия пластмассовые строительные" 0 10 20 30 40 50
НОРМАТИВЫутилизации отходов от использования упаковки на 2024 год
Наименование группы упаковки, отходы от использования которой подлежат утилизации, в соответствии с перечнем товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, на 2024 год, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2023 г. № 2414 "Об утверждении перечней товаров, упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации, и нормативов утилизации отходов от использования товаров, упаковки" Норматив (процентов)
Группа № 17 "Тара деревянная" 20
Группа № 18 "Тара и изделия упаковочные бумажные" 20
Группа № 19 "Тара и изделия упаковочные картонные" 45
Группа № 20 "Изделия пластмассовые упаковочные из полиэтилентерефталата бесцветные и голубые" 30
Группа № 21 "Изделия пластмассовые упаковочные из полиэтилентерефталата прочие, включая комбинированные" 30
Группа № 22 "Изделия пластмассовые упаковочные из полиэтилена высокой плотности" 30
Группа № 23 "Изделия пластмассовые упаковочные из поливинилхлорида" 30
Группа № 24 "Изделия пластмассовые упаковочные из полиэтилена низкой плотности" 30
Группа № 25 "Изделия пластмассовые упаковочные из полипропилена" 30
Группа № 26 "Изделия пластмассовые упаковочные из полистирола" 30
Группа № 27 "Изделия пластмассовые упаковочные из прочих материалов" 30
Группа № 28 "Изделия упаковочные из текстиля" 10
Группа № 29 "Тара и изделия упаковочные из стекла" 25
Группа № 30 "Тара и изделия упаковочные на основе стекла прочие" 25
Группа № 31 "Тара и изделия упаковочные из металла" 30
Группа № 32 "Тара и изделия упаковочные из комбинированных материалов на основе бумаги" 20
Группа № 33 "Упаковка из полиэтилентерефталата бесцветная и голубая" 30
Группа № 34 "Упаковка из полиэтилентерефталата прочая, включая комбинированную" 30
Группа № 35 "Упаковка из полиэтилена высокой плотности" 30
Группа № 36 "Упаковка из поливинилхлорида" 30
Группа № 37 "Упаковка из полиэтилена низкой плотности" 30
Группа № 38 "Упаковка из полипропилена" 30
Группа № 39 "Упаковка из полистирола" 30
Группа № 40 "Упаковка из других видов пластмасс" 30
Группа № 41 "Упаковка комбинированная из пластмасс и алюминия" 30
Группа № 42 "Упаковка комбинированная из пластмасс и белой жести" 30
Группа № 43 "Упаковка комбинированная из пластмасс и различных металлов" 30
Группа № 44 "Упаковка комбинированная из других видов пластмасс" 30
Группа № 45 "Упаковка из бумаги" 20
Группа № 46 "Упаковка из картона" 45
Группа № 47 "Металлическая упаковка" 30
Группа № 48 "Деревянная упаковка" 20
Группа № 49 "Текстильная упаковка" 10
Группа № 50 "Стеклянная упаковка" 25
Группа № 51 "Стеклянная упаковка прочая" 25
Группа № 52 "Комбинированная упаковка на основе бумаги" 20
Как добиться перерасчета за вывоз мусора в 2024 году
Получить перерасчет можно, только если отсутствовать в квартире минимум пять дней подряд.
Если плата за мусор взимается по количеству человек, то в целом не важно, прописка временная или постоянная, главное — на скольких человек начисляют плату. Временно проживающие люди тоже имеют право на перерасчет
Вот какие документы потребуются:
Регоператор обязан пересчитать плату за ТКО пропорционально количеству полных календарных дней отсутствия, не включая дни отъезда и возвращения.
Срок для рассмотрения заявления — пять рабочих дней.
Если перерасчет одобрен, то отвечать на заявление письменно оператор не обязан. Результат перерасчета будет в платежке: там уменьшится сумма. Но если регоператор отказывает в перерасчете, он должен прислать объяснение.
С 2023 года этот порядок работает также для варианта оплаты по квадратным метрам, то есть в любом регионе России.
Минприроды предложило изменить расчет платы за вывоз мусора
Это позволит ускорить реализацию мусорной реформы, считают эксперты
Регионы могут получить право устанавливать порядок расчета размера платы за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) в случаях, когда он считается исходя из фактического количества вывезенных ТКО. Соответствующий проект постановления правительства разработан Минприроды.
Изменения вносятся в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Сейчас правила предусматривают два порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО: исходя из нормативов потребления (накопления) ТКО и исходя из объема вывезенных контейнеров для накопления ТКО (фактического количества вывезенных ТКО).
Фактический учет ТКО ведется, например, в Москве. Перейти на расчеты исходя из количества и объема вывезенных контейнеров можно в тех регионах, где введено раздельное накопление мусора. На октябрь 2023 г. таких регионов было 77, следует из мониторинга Российского экологического оператора.
При этом в случае расчета по нормативу перерасчет платежей в связи с отсутствием граждан по месту жительства предусмотрен, а в случае оплаты по факту – нет, «хотя одними и теми же местами накопления ТКО пользуется множество потребителей, а их временное отсутствие в жилых помещениях не учитывается при расчете размера платы за ТКО», говорится в пояснительной записке. Для «обеспечения равных прав граждан» при выполнении корректирующего расчета по итогам года должно учитываться также и временное отсутствие потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО, считают авторы инициативы.
Поэтому Минприроды и предлагает предусмотреть право регионов применять дополнительный порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, на территориях которых осуществляется фактический учет ТКО: новый порядок расчета будет включать ежемесячную оплату 1/12 нормативного объема потребления ТКО с последующим формированием корректирующего расчета, а также перерасчет на основании данных о временном отсутствии потребителя по месту жительства.
Для успешного развития мусорной реформы для региональных операторов давно было надо поменять систему расчета за вывоз ТКО с нормативного на фактический, на этом должна строиться вся система, считает общественный уполномоченный по вопросам экологии в Москве Михаил Замарин. «Если мы придем к системе оплаты за реальный накопленный объем, то ход реформы увеличится», – сказал он «Ведомостям». Это будет мотивировать людей сортировать мусор, что позволит уменьшить минимум на треть объем ТКО, считает Замарин.
Сейчас есть проблема с тем, чтобы с достаточной степенью достоверности определить количество граждан, постоянно или временно проживающих в каком-либо жилом помещении, а также расчетное количество граждан, пользующихся конкретной контейнерной площадкой, сказал «Ведомостям» представитель рязанского оператора по вывозу ТКО. Поэтому в условиях становления системы обращения с отходами, «когда практически исключена возможность установления не только точного объема индивидуального потребления услуги, но и самого факта ее потребления конкретным собственником или пользователем жилого помещения, говорить о каких-либо вывезенных контейнерах или фактическом образовании отходов преждевременно», считает он.
Мусорная реформа была запущена 1 января 2019 г.: тогда в силу вступили поправки в закон «Об отходах производства и потребления», которые дали старт мусорной реформе. Она была инициирована после экологических протестов местных жителей в ряде регионов из-за свалок и их состояния. В 2018 г. в некоторых городах Московской области развернулось протестное движение против свалок. Их жители регулярно выходили на митинги с требованиями закрыть близлежащие свалки и перекрывали дороги к ним.
Обзор документа
Утвержден новый перечень товаров и их упаковки, отходы от использования которых подлежат утилизации. Он заменит перечень 2020 г. Также утвержден отдельный перечень на 2024 г.
Кроме того, установлены нормативы утилизации отходов от использования упаковки на 2024 г. и от использования товаров на 2024-2029 гг.
Постановление вступает в силу с 1 января 2024 г. и действует до 1 января 2030 г. (кроме постоянного перечня, который вводится с 1 января 2025 г.).
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Что изменилось
Возможность перерасчета платы за мусор, если надо уехать на срок больше пяти дней, существовала и раньше. Но только в регионах, где ее берут по количеству жильцов.
Например, в Тюменской области для расчета платы берется именно количество жильцов, тариф — 165 ₽ в месяц с человека для многоквартирных домов и 141 ₽ — для частных. Но во многих регионах считают не по людям, а по квадратным метрам — например, в Москве и Самаре.
Там, где за мусор платили по площадям, порядка перерасчета не было, и его не делали. Хотя в правилах предоставления коммунальных услуг и прописано, что потребитель вправе требовать перерасчет, при этом нет уточнения насчет людей и квадратных метров
С 1 марта 2023 года всех жильцов уравняли в правах, и теперь они смогут получать перерасчет по единым правилам. Формула учитывает площадь жилья, количество жильцов, норматив накопления мусора и число временно отсутствующих жильцов.
Новый порядок не освобождает собственников, которые постоянно не живут в квартире, от платы за вывоз мусора. Для таких случаев не важно, как начисляется плата, по квадратным метрам или количеству людей, платить все равно придется.