Расстояние от берега до нейтральных вод. Международное морское право

Внутренние воды

Территориальные воды – это также и внутренние воды, включающие реки, озёра, неширокие бухты, фьорды и т. Здесь действует абсолютный суверенитет, не подчинённый правилам Морской конвенции.

Акватория между островами архипелагов при определённых условиях является внутренними водами. Ряд стран (Индонезия, Филиппины) имеют обширную внутреннюю зону, что накладывает ограничения на проход зарубежных судов. Чтобы не затруднять мореходство, правительством утверждаются морские коридоры для упрощённого судоходства.

Территориальное море

Официально территориальным считается часть моря (океана) в пределах принятой ООН 12-мильной зоны. Соседствующие по морю страны обычно договариваются в двустороннем формате о разграничениях зон ответственности. Если договариваться не получается, границу определяют по равноудалённым точкам от участков суши.

На практике часть государств трактуют по-своему морское право, включая в исключительную суверенную зону акватории за пределами территориального моря. Причинами споров являются биологические ресурсы, природные ископаемые, стратегическое положение.

Расстояние от берега до нейтральных вод. Международное морское право

Прилежащая зона

Территориальные воды государства имеют продолжение в виде также определённой в 12 миль. Своеобразный буфер создан как контрольно-пропускной пункт. Здесь пограничные силы могут отчасти контролировать мореходство, ловить браконьеров и пиратов, выявлять нарушителей санитарных, миграционных, таможенных законов.

Военные суда чужих стран, как правило, должны получать разрешение для преодоления прилежащей зоны, а подлодки – перемещаться в надводном положении. Впрочем, требования чётко не прописаны и регулируются отчасти региональными договорённостями, или «правом сильного».

Исключительная экономическая зона

Территориальные воды – это не только 24-мильная область особой ответственности. Национальные государства имеют право первостепенного освоения, так называемой, исключительной экономической зоны. Простирается она на 370 км (200 морских миль) от береговой линии (либо внутренних вод), если нет территориальных ограничений в виде морских границ соседних стран.

Государство в ИЭЗ может единолично (либо с партнёрами) добывать минералы, разрабатывать месторождения углеводородов, ловить рыбу и другие дары моря, строить ветровые и проводить геологоразведку и т. Допускается даже возведение искусственных островов и их экономическое использование.

Между тем морское право запрещает препятствовать авиаперевозкам и мирному прохождению судов других стран. Разрешена прокладка средств коммуникаций, трубопроводов. Также сторона обязуется защищать природную среду, устранять последствия экологических бедствий.

Расстояние от берега до нейтральных вод. Международное морское право

Шельфовая зона

Территориальное море также включает часть расширенного континентального шельфа. Полномочия государств в пределах шельфовой зоны во многом сходны с полномочиями ИЭЗ. Эти территории могут частично совпадать, в этом случае правила экономических зон являются приоритетными.

Если шельф простирается дальше исключительной экономической зоны и доказано является подводным продолжением континентальной части страны, государство имеет полномочия добывать природные ископаемые, вести промысел и т. Зона хозяйственной деятельности простирается за пределами ИЭЗ от 200 до 350 морских миль от береговой линии.

Расстояние от берега до нейтральных вод. Международное морское право

Территориальные воды России

Российская Федерация контролирует обширную морскую территорию. Граница протянулась на 38 800 км. К внутренним водам относятся Чёшская губа, Печёрская губа. благодаря Курильской гряде, также является частью территориальных вод с исключительной зоной ответственности. Здесь запрещено рыбачить другим странам без специальных разрешений.

Экономическая зона занимает свыше 4 млн км 2. Она полностью включает моря:

  • Карское;
  • Лаптевых;
  • Восточно-Сибирское;
  • Охотское;
  • Белое.
  • Чёрное;
  • Азовское;
  • Каспийское;
  • Балтийское;
  • Баренцево;
  • Чукотское;
  • Берингово;
  • Японское;
  • Тихий океан;
  • Северный Ледовитый.

Данная территория в будущем станет локомотивом экономики. Биологические ресурсы вод колоссальны. Шельфы обладают богатейшими запасами минерального и рудного сырья, нефти, газа. Планируется строительство подводных роботизированных городов-заводов, где будут добывать, транспортировать, частично перерабатывать дары земли.

Расстояние от берега до нейтральных вод. Международное морское право

Конфликтные ситуации

Территориальные воды – это зона, подчинённая правилам Морской конвенции. Но не все субъекты безусловно следуют её положениям. Нередко разграничение территориального моря между соседями выливается в дипломатические, даже военные конфликты.

Например, США и Ливия дважды (1981, 1989) сталкивались в споре за разграничение залива Сидр. Он глубоко вдаётся в территорию Африки, но достаточно широкий, чтобы подпадать в зону исключительного суверенитета, однако Ливия считала его своим. Последние годы не могут поделить границы территориальных вод Никарагуа и Коста-Рика. Дипломатический конфликт сопровождается угрозой военного столкновения.

Многолетние споры наблюдаются между Турцией и Грецией, Японией и Китаем, Индонезией и Тимором. Раздел может спровоцировать крупномасштабные войны между Китаем, Вьетнамом, Филиппинами, США и другими сторонами.

Расстояние от берега до нейтральных вод. Международное морское право

Битва за Арктику

Давние споры разворачиваются между приполярными странами. Например, территориальные воды России странами-партнёрами и самой Россией разграничиваются по-разному. РФ считает зоной стратегических интересов территорию от внешних границ Мурманской области и Чукотки до Северного полюса. Норвегия, Канада, США и ряд других требуют сократить зону, согласно правилам Конвенции. Между тем, сами США и Канада вольно трактуют эти правила, когда это касается стратегических интересов.

Шельфы богаты ископаемыми, поэтому являются предметами межгосударственных споров. Например, российские гидрологи в 2000-х провели уникальные исследования, доказавшие принадлежность подводных хребтов Менделеева, Ломоносова и Чукотского плато к азиатскому континентальному шельфу. На часть территории претендовала Гренландия (Дания). Экспедиция 2007 года позволила закрепить документально экономические интересы РФ в арктическом регионе.

С 2010 года на расширение претендует Канада за счёт арктических подводных территорий. В частности, здесь считают часть поднятия Менделеева продолжением североамериканского континента. Не отказывается от притязаний и Дания. Данные решения вынудили Россию реанимировать военные базы на северных островах: Новосибирских, Новой земле и других для защиты интересов. Консультации 2015-2016 годов не исключают компромиссных решений по разделу шельфов.

Подобные конфликты наблюдаются у вод Антарктиды, так как ряд государств (Чили, Аргентина, Норвегия и др. ) считают часть материка суверенной территорией. Это противоречит решениям ООН, признавшим ледяной континент нейтральной зоной. В целом три десятка стран имеют претензии к разграничению морских границ.

Что называют границей?

Государственная граница России – это линия, определяющая пределы государственной территории страны.

Какие виды границ вам приходилось пересекать?

Мне приходилось пересекать морские и сухопутные границы России.

Пользуясь рисунком и текстом §а, дайте определения понятий «территориальные воды», «экономическая зона», «внутренние воды».

Территориальные воды – это полоса моря или океана шириной 12 морских миль (22,2 км), прилегающая к побережью государства или его внутренним водам.

Экономическая зона – это полоса моря или океана шириной 200 морских миль (370,4 км) от границы территориальных вод государства. Не входит в государственную территорию страны.

Внутренние воды – это все воды (реки, озера, каналы, проливы и т. ), находящиеся в пределах территории данного государства (кроме его территориальных вод).

Определите виды природных границ России. Какие границы наиболее протяженные?

Природные границы России:

Сухопутные, в т.

Собственно сухопутные, в т.

Наиболее протяженными являются морские границы (38,8 тыс. км)

Вопросы и задания

Пользуясь учебником и атласом, охарактеризуйте участки сухопутной границы России по плану: 1) название участка; 2) с какими странами граничит Россия на данном участке; 3) по каким природным рубежам проходит граница; 4) значение данного участка государственной границы для связей России с другими странами.

Первый участок сухопутной границы России

1) Северо-западная граница от Баренцева до Балтийского моря.

2) Граница с Норвегией, Финляндией.

3) Заболоченная тундра, долина реки Паз. Каменистая, лесистая местность.

4) Транспортный путь с целью активной внешней торговли.

Второй участок сухопутной границы России

1) Западная граница России от Балтийского до Азовского моря.

2) Граница со странами Балтии (Эстонией, Латвией, Литвой), Польшей, Белоруссией, Украиной.

4) Транспортные пути: шоссейные, железные дороги, трубопроводы (нефте- и газопроводы, поставляющие топливо в европейские страны).

Третий участок сухопутной границы России

1) Южная граница России.

2) От Черного до Каспийского моря граница с Украиной, Абхазией, Южной Осетией, Грузией, Азербайджаном. От дельты Волги до Алтайских гор граница с Казахстаном. Граница по реке Амур с Китаем, Монголией, Корейской Народно-Демократической Республикой.

3) Сложный горный рельеф, реки

4) Транспортные пути: шоссейные, железные дороги, трубопроводы.

Список стран-соседей России с их столицами.

1) Норвегия. Столица Осло.

2) Финляндия. Столица Хельсинки.

3) Эстония. Столица Таллин.

4) Латвия. Столица Рига.

5) Литва. Столица Вильнюс.

6) Польша. Столица Варшава.

7) Белоруссия. Столица Минск.

8) Украина. Столица Киев.

9) Абхазия. Столица Сухум (Сухуми).

10) Грузия. Столица Тбилиси.

11) Южная Осетия. Столица Цхинвал (Цхинвали).

12) Азербайджан. Столица Баку.

13) Казахстан. Столица Астана.

14) Китай. Столица Пекин.

15) Монголия. Столица Улан-Батор.

16) Северная Корея (КНДР). Столица Пхеньян.

17) Япония. Столица Токио.

18) Соединённые Штаты Америки (США). Столица Вашингтон.

Расстояние от берега до нейтральных вод. Международное морское право

Запишите в тетради названия всех материков и пяти крупнейших по размерам территории стран мира в порядке убывания их площади.

Материки: Евразия, Африка, Южная Америка, Северная Америка, Австралия, Антарктида.

Крупнейшие территории стран мира: Россия, Канада, Китай, США, Бразилия.

Пользуясь текстом §а, составьте для своих одноклассников три вопроса на тему «Самые интересные факты о границах России».

1) Что и во сколько раз длиннее: границы России или протяженность экватора планеты Земля.

2) Какую часть границ страны составляют сухопутные границы России?

3) На каком месте по протяженности морских границ находится Россия?

Правовой статус территориальных вод (моря)

Территориальные воды
(территориальное морс) – это морской пояс, примыкающий к сухопутной территории (основного сухопутного массива и островов) и внутренним (архипелажный) водам государства. Правовой режим территориальных вод определяется тем, что они находятся под суверенитетом прибрежного государства.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. и Конвенция 1982 г. определяют специфику правового статуса территориального моря. Каждое прибрежное государство устанавливает правовой режим территориального моря но своему национальному праву, поскольку территориальное море входит в состав государственной территории, а его внешняя граница – это государственная граница прибрежного государства на море.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра территориального моря, воздушное пространство над ним. В территориальных водах действуют законы и правила прибрежного государства. Основное отличие режима территориальных вод от внутренних: право мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Впервые ширина территориальных вод была установлена в праве отдельных государств в XVII в. В то время определение ширины связывалось с пределами видимости с берега или с дальностью стрельбы береговых батарей. В 1783 г. в официальной дипломатической переписке впервые была указана конкретная ширина территориальных вод – три морские мили.

В течение почти 200 лет вопрос максимальной ширины территориального моря не мог быть разрешен из-за разногласий между государствами. Конвенция 1982 г. предусматривает, что государства сами определяют ширину своего территориального моря в пределах 12 морских миль (ст. Большинство государств имеет ширину территориальных вод в 12 морских миль (Индия, Россия, США, Франция, Япония). Некоторые государства имеют ширину территориальных вод менее 12 морских миль (ФРГ – три морские мили, Греция – шесть). Приблизительно 20 государств установили ширину территориального моря свыше 12 миль (Ангола – 20, Сирия – 35). В 1980-е гг. (до вступления в силу Конвенции 1982 г. ) Бразилия, Перу, Коста- Рика, Панама, Сальвадор, Сомали приняли национальные законодательные акты, определившие ширину территориальных вод в 200 морских миль.

Исходные линии для отсчета ширины территориальных вод определяются:

  • – от линии наибольшего отлива;
  • – от условной линии внутренних вод;
  • – от прямых исходных (базисных) линий, соединяющих наиболее выступающие в море точки морского побережья. Прямые линии соединяются условными точками; эти линии не должны отклоняться от общего направления берега, внешней границы внутренних вод, от архипелажных исходных линий.

Внешняя и боковые границы территориальных вод противолежащих и соседних государств устанавливаются на основе соглашения между ними. В качестве критерия для разграничения используется принцип срединных линий. Все точки срединной линии находятся на равном расстоянии от ближайших точек исходных линий, от которых измеряется ширина территориальных вод.

Специфика статуса территориального моря обусловлена его значением для международного судоходства. В морском праве разработан институт права мирного прохода через территориальные воды (ст. 14 Женевской конвенции о территориальном море, ст. 17, 19 Конвенции 1982 г. Проход через территориальное море представляет собой плавание с целью пересечь это море, не заходя во внутренние воды (транзитный проход), либо с целью пройти во внутренние воды или выйти из них (мирный проход). Право мирного прохода осуществляется без предварительного разрешения компетентных властей прибрежного государства. Подводные лодки проходят через территориальное море в надводном состоянии.

Проход должен быть непрерывным и быстрым. Он включает в себя остановку и стоянку на якоре, если эти действия связаны с обычным плаванием или необходимы вследствие чрезвычайных обстоятельств (непреодолимая сила, стихийное бедствие, необходимость оказания помощи терпящим бедствие). Мирный проход не должен нарушать мир, общественный порядок и безопасность прибрежного государства.

Конвенция по морскому праву (ст. 19) устанавливает перечень действий, которые рассматриваются как нарушение мира, спокойствия и безопасности прибрежного государства:

  • – угроза применения силы или ее применение против прибрежного государства;
  • – любые маневры или учения с оружием;
  • – сбор информации или пропаганда в ущерб обороноспособности и безопасности прибрежного государства;
  • – подъем в воздух, посадка или принятие на борт судна летательного аппарата или иного военного устройства;
  • – погрузка или выгрузка товаров, валюты, любых лиц в нарушение правил прибрежного государства;
  • – рыболовство, исследовательская, гидрографическая и иная деятельность, не имеющая прямого отношения к мирному проходу;
  • – создание помех системам связи.

Прибрежное государство вправе устанавливать морские коридоры и схемы разделения движения в территориальном море. По соображениям безопасности в отдельных районах территориального моря право мирного прохода может быть приостановлено. Приостановление осуществляется без дискриминации в отношении флагов, только на определенный период и с заблаговременным официальным оповещением об этом.

Иностранные суда при осуществлении мирного прохода обязаны соблюдать правовой режим прибрежного государства. К судам, нарушившим установленные правила, могут применяться меры для пресечения нарушения или привлечения к ответственности. Применение мер зависит от вида судна (военное или невоенное) и характера нарушения. Прибрежное государство вправе предложить судну изменить курс, прервать проход, остановить судно и произвести на нем досмотр.

Прибрежное государство имеет право преследовать и задержать иностранные суда за пределами территориальных вод, если эти суда нарушили правила пребывания в территориальных водах. Преследование может продолжаться до захода судна-нарушителя в территориальные воды своего или третьего государства. Если преследование началось в территориальных водах, то оно может продолжаться и в открытом море, если ведется непрерывно (преследование по горячим следам).

Вопрос о юрисдикции прибрежного государства над иностранными судами в территориальных водах решается в зависимости от того, какое судно осуществляет право мирного прохода – военное или торговое. Международное право устанавливает иммунитет военных и государственных некоммерческих морских судов: юрисдикция прибрежного государства на них не распространяется.

Женевская конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 г. предусматривает возможность делать оговорки по отношению к праву мирного прохода. В Конвенции по морскому праву 1982 г. делать оговорки запрещено, но правила мирного прохода регламентируются в ней подробно и детально.

Если военный корабль не соблюдает правила и законы прибрежного государства, игнорирует обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство вправе потребовать покинуть территориальные воды. За ущерб или убытки, причиненные военным кораблем прибрежному государству, государство флага военного судна несет ответственность.

В 1989 г. были приняты Единые правила толкования норм международного права, регулирующих мирный проход: в соответствии с Конвенцией 1982 г. в территориальных водах, где не установлены маршруты движения, суда пользуются правом мирного прохода.

Уголовная юрисдикция прибрежного государства (ст. 19 Конвенции 1958 г. , ст. 27 Конвенции 1982 г. ) не должна осуществляться на борту иностранного гражданского судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту этого судна. Исключения:

  • – последствия преступления распространяются на территорию прибрежного государства;
  • – преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
  • – капитан судна, дипломатический агент, консул или другое должностное лицо государства флага обратились с просьбой о вмешательстве;
  • – вмешательство необходимо для пресечения незаконной торговли наркотиками.

Прибрежное государство не должно останавливать проход иностранного судна через территориальное море или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции. В отношении таких судов взыскание и арест по любому гражданскому делу могут осуществляться только по обязательствам или в силу ответственности, возникших во время прохода данного судна через территориальные воды прибрежного государства. Гражданская юрисдикция осуществляется в отношении иностранных судов, находящихся на стоянке в территориальном море или проходящих через него после выхода из внутренних вод.

В настоящее время государственные суда в территориальном море не пользуются иммунитетом от гражданской юрисдикции прибрежного государства, если речь идет о частноправовых отношениях государства флага. Такой подход основан на господствующей в современном мире доктрине функционального иммунитета государства.

Проливе между российским островом Ратманова и американским островом Крузенштерна. имеет и океанического соседа –. Эти страны разделяет. Наиболее протяженные морские границы России проходят вдоль побережья морей этого океана: ,. Непосредственно России принадлежат по международным соглашениям в Северном Ледовитом океане (и других морях и океанах):

  • во-первых, внутренние воды ( , Печорская и Чешская губы);
  • во-вторых, территориальные воды – полоса вдоль всех морских берегов шириной в 16 морских миль (22,2 км.);
  • в-третьих, 200-милльная (370 км) экономическая зона площадью 4,1 млн. кв. км за пределами территориальных вод, закрепляющая за государством право на разведку и разработку территориальных ресурсов, добычу рыбы и морепродуктов.

России принадлежат также огромные шельфовые пространства, особенно в Северном Ледовитом океане, где по прогнозам, сосредоточены гигантские ресурсы нефти и газа (около 20% мировых). Важнейшие порты России на Севере – Мурманск и Архангельск, к которым подходят с юга железные дороги. От них начинается Северный Морской путь, вплоть до на. Большинство морей покрыты в течение 8-10 месяцев мощными толщами льда. Поэтому караваны судов проводят мощные, в т. атомные, ледоколы. Но навигация коротка – всего 2-3 месяца. Поэтому в настоящее время началась подготовка к созданию арктической подводной магистрали, использующей для транспортировки грузов выведенные из боевого состава атомные подводные лодки. Они обеспечат быстрое и безопасное подводное плавание на всех участках Северного Морского пути вплоть до Владивостока и иностранных портов в и различных районах. Это принесет России огромный годовой доход и сможет обеспечить северный районы необходимыми грузами, топливом, продовольствием.

Понятие международного морского права

Издавна пространства морей и океанов служат человечеству в качестве поприща разнообразной деятельности (мореплавания, добычи живых и неживых ресурсов моря, научных исследований и др. В процессе этой деятельности государства и международные организации вступают в отношения друг с другом, которые регулируются юридическими нормами, взаимосвязанными и составляющими в целом область международно-правового регулирования, называемую международным морским правом.

Ввиду своеобразия морской деятельности подавляющее большинство норм международного морского права не встречается в других областях международно-правового регулирования. Таковы свобода судоходства в открытом море, право мирного прохода морских судов через территориальные воды иностранных государств, право беспрепятственного транзитного прохода судов и пролета летательных аппаратов через проливы, используемые для международного судоходства, и др. Некоторые из норм международного морского права рассматриваются в качестве его принципов ввиду их большого значения для регулирования морской деятельности. Укажем, в частности, на принцип свободы судоходства для всех судов всех государств в открытом море. Этот принцип оказывает определенное воздействие на содержание правового режима территориальных вод, исключительных экономических зон, международных проливов и некоторых других морских пространств. Целесообразно отметить также установленное Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года принципиальное положение о том, что все морские районы и зоны за пределами территориальных вод резервируются конвенцией для использования в мирных целях.

Международное морское право является органической частью общего международного права: оно руководствуется предписаниями последнего о субъектах, источниках, принципах, праве международных договоров, ответственности и др. , а также взаимосвязано и взаимодействует с другими его отраслями (международное воздушное право, космическое право и т. Разумеется, субъекты международного права при осуществлении своей деятельности в Мировом океане, затрагивающей права и обязанности других субъектов международного права, должны действовать не только в соответствии с нормами и принципами международного морского права, но также с нормами и принципами международного права в целом, включая Устав Организации Объединенных Наций, в интересах поддержания международного мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания.

Международное морское право является одной из наиболее древних частей международного права, уходящей своими корнями в эпоху античного мира. Но его кодификация впервые была осуществлена лишь в 1958 году в Женеве I Конференцией ООН по морскому праву, которая одобрила четыре конвенции: о территориальном море и прилежащей зоне; об открытом море; о континентальном шельфе; о рыболовстве и охране живых ресурсов моря. Эти конвенции и в настоящее время имеют силу для участвующих в них государств. Положения этих конвенций в той степени, в которой они декларируют общепризнанные нормы международного права, в частности международные обычаи, должны уважаться и другими государствами. Но при этом надо иметь в виду, что вскоре после принятия Женевских конвенций по морскому праву 1958 года новые факторы исторического развития, в частности появление в начале 60-х годов большого числа независимых развивающихся государств, потребовавших создания нового морского права, отвечающего интересам этих государств, равно как возникновение в результате научно-технической революции новых возможностей освоения Мирового океана и его ресурсов, привели к глубоким изменениям международного морского права. Эти изменения и нашли отражение в Конвенции ООН по морскому праву 1982 года; которую подписали 157 государств, а также ЕЭС и от имени Намибии Совет ООН по Намибии. Эта конвенция набрала 60 ратификаций, необходимых для ее вступления в силу, и с 16 ноября 1994 г. станет обязательной для ее участников. Многие другие государства соблюдают ее на практике. Помимо указанных выше конвенций международное морское право включает значительное число других международных соглашений и международных обычаев.

Классификация морских пространств

Пространства морей и океанов на нашей планете с международно-правовой точки зрения подразделяются на: 1) пространства, находящиеся под суверенитетом различных государств и составляющие территорию каждого из них; 2) пространства, на которые не распространяется суверенитет ни одного из них.

Принадлежность части Мирового океана к одному из указанных видов морских пространств определяет, таким образом, правовое положение, или правовой статус, этой части моря. Правовой же статус какого-либо морского пространства оказывает большое воздействие на порядок установления и содержания правового режима, регулирующего деятельность в данном пространстве. При этом, естественно, учитываются и иные обстоятельства, в частности значение соответствующего морского пространства для коммуникаций и различных видов сотрудничества между государствами.

В состав территории страны, имеющей морское побережье, входят части моря, расположенные вдоль его берегов и именуемые внутренними морскими водами и территориальным морем (или территориальными водами – оба термина равнозначны). В состав территории государств, состоящих полностью из одного и более архипелагов, входят архипелажные воды, расположенные между островами внутри архипелага.

Внутренние морские воды, территориальное море и архипелажные воды – лишь небольшая часть Мирового океана. Огромные пространства морей и океанов за их пределами не входят в состав территории и не подчинены суверенитету ни одного из государств, то есть имеютиной правовой статус. Однако классификация морских пространств только на основании их правового статуса не носит исчерпывающего характера. Как показывает практика, два, а иногда и более, морских пространства, имеющих одинаковый правовой статус, тем не менее имеют различные правовые режимы, которые регулируют в каждом из них соответствующую деятельность. Правовой режим внутренних морских вод в некоторых важных аспектах отличается от правового режима территориального моря, а правовой режим архипелажных вод не совпадает с правовым режимом ни внутренних вод, ни территориального моря, хотя все эти три части морских вод считаются соответственно водами прибрежного государства, то есть имеют единообразный правовой статус. Еще более пеструю картину можно наблюдать в рамках морских пространств, не подпадающих под суверенитет ни одного из государств и находящихся за пределами территориальных вод. Они состоят из районов, отличающихся друг от друга специфическим правовым режимом (прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф и т.

Указанные обстоятельства учитываются при классификации морских пространств.

Отдельный вид морских пространств составляют проливы, используемые для международного судоходства. В их пределах находятся воды, имеющие не только различные правовые режимы, но и различный правовой статус. Поэтому сами эти проливы делятся на ряд категорий.

Своеобразна ситуация с некоторыми важнейшими морскими каналами. Они, будучи искусственными сооружениями прибрежного государства и его внутренними водами, ввиду большого значения для международного судоходства подчинены специфическому международно-правовому режиму.

Таким образом, правовая классификация морских пространств должна осуществляться с учетом правового статуса и особенностей правового режима конкретного морского пространства. Этот подход соответствует исторически сложившейся традиции и в своей основе опирается также на Конвенцию по морскому праву 1982 года.

Внутренние морские воды

Понятие внутренних морских вод. В состав территории каждого государства, имеющего морское побережье, входят внутренние морские воды. Международные соглашения и национальные законы различных государств относят к ним воды, находящиеся между берегом государства и прямыми исходными линиями, принятыми для отсчета ширины территориального моря.

Внутренними морскими водами прибрежного государства считаются также: 1) акватории портов, ограниченные линией, проходящей через наиболее удаленные в сторону моря точки гидротехнических и других сооружений портов; 2) море, полностью окруженное сушей одного и того же государства, а также море, все побережье которого и оба берега естественного входа в него принадлежат одному и тому же государству (например, Белое море); 3) морские бухты, губы, лиманы и заливы, берега которых принадлежат одному и тому же государству и ширина входа в которые не превышает 24 морских миль.

В том случае, когда ширина входа в залив (бухту, губу, лиман) больше 24 морских миль, для отсчета внутренних морских вод внутри залива (бухты, губы, лимана) проводится от берега к берегу прямая исходная линия в 24 морские мили таким образом, чтобы этой линией было ограничено возможно большее водное пространство.

Указанные выше правила отсчета внутренних вод в заливах (бухтах, губах и лиманах) не применяются к «историческим заливам», которые, независимо от ширины входа в них, считаются внутренними водами прибрежного государства в силу исторической традиции К таким «историческим заливам» относится, в частности, на Дальнем Востоке залив Петра Великого до линии, соединяющей устье реки Тюмень-Ула с мысом Поворотный (ширина входа 102 морские мили). Статус залива Петра Великого как «исторического залива» был определен Россией в 1901 году в правилах морского рыбного промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства, а также в соглашениях России и СССР с Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928 и
1944 годов.

Канада считает своими историческими водами Гудзонов залив (ширина входа около 50 морских миль). Норвегия – Варангер-фьорд (ширина входа 30 морских миль), Тунис – Габесский залив (ширина входа около 50 морских миль).

В нашей доктрине было высказано мнение о том, что сибирские моря типа Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского могут быть отнесены к историческим морским пространствам, поскольку эти ледовые заливы освоены для мореплавания и поддерживаются в судоходном состоянии на протяжении длительного исторического периода усилиями российских моряков и имеют несравнимое значение для экономики, обороны и защиты природной среды российского побережья. Судоходство по Северному морскому пути, который пролегает по указанным выше сибирским морям и обустроен большими усилиями нашей страны и наших мореплавателей, регулируется как судоходство по национальному морскому пути на недискриминационной основе. Постановлением Совета Министров СССР от 1 июля 1990 г. Северный морской путь открыт для судов всех флагов при соблюдении некоторых правил, в частности касающихся обязательной ледокольно-лоцманской проводки судов ввиду сложной навигационной обстановки и в целях обеспечения безопасности мореплавания в некоторых арктических районах, расположенных в пределах трассы Севморпути.

Правовой режим внутренних морских вод устанавливается прибрежным государством по его усмотрению. В частности, судоходство и рыболовство во внутренних морских водах, а также научная и изыскательская деятельность регулируются исключительно законами и правилами прибрежного государства. В этих водах иностранцам обычно запрещено заниматься любыми промыслами и исследовательской деятельностью без специального разрешения. Как правило, любые иностранные суда могут заходить во внутренние воды другого государства с разрешения последнего. Исключением являются случаи вынужденного захода судов ввиду стихийного бедствия, а также воды открытых портов.

Правовой режим морских портов. Акватории морских портов являются частью внутренних морских вод. Поэтому прибрежное государство вправе само определять порядок доступа в свои порты судов других стран, а также порядок их пребывания там. Оно вправе как суверен решать вопрос о том, открывать или нет те или иные свои порты для захода иностранных судов. Этот международный обычай был подтвержден Конвенцией о режиме морских портов, заключенной в Женеве в 1923 году. Ее участниками являются около 40 прибрежных государств.

Тем не менее в интересах развития международных отношений прибрежные государства открывают многие из своих торговых портов для свободного захода иностранных судов без их дискриминации.

Согласно Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, для захода в морские порты иностранных ядерных судов требуется предоставление соответствующему прибрежному государству заблаговременной информации о том, что такой заход не будет угрожать ядерной безопасности. Для захода в морские порты иностранных военных кораблей необходимо приглашение прибрежного государства или получение предварительного разрешения, а в некоторых странах требуется уведомить прибрежное государство.

Все суда во время пребывания в иностранных портах обязаны соблюдать законы и правила, а также распоряжения властей прибрежного государства, в том числе по вопросам пограничного, таможенного, санитарного режимов, взыскания портовых сборов и т. Обычно государства заключают между собой договоры о торговле и мореплавании, которые определяют порядок захода и правовой режим пребывания в портах торговых судов договаривающихся государств. При обслуживании иностранных судов и оказании им услуг в портах применяется один из двух принципов: национального режима (предоставление режима, которым пользуются отечественные суда) либо наибольшего благоприятствования (предоставление условий не худших, чем те, которыми пользуются суда какого-либо наиболее благоприятствуемого третьего государства).

Разрешение уголовных дел, касающихся моряков и других лиц, находящихся на борту иностранных судов при пребывании их в портах, и гражданских дел, связанных с самими указанными судами, их экипажами и пассажирами, относится к компетенции судебных учреждений прибрежного государства. Обычно власти прибрежного государства воздерживаются от осуществления уголовной юрисдикции в отношении моряков иностранных торговых судов в тех случаях, когда это не вызывается интересами прибрежного государства, то есть когда правонарушения, совершенные на борту иностранного торгового судна, не носят тяжкого характера, не затрагивают интересов граждан прибрежного государства, не нарушают общественного спокойствия или общественного порядка в нем или его безопасности, не затрагивают интересов лиц, не принадлежащих к составу экипажа данного судна.

Согласно международному обычаю и практике государств, во внутренних водах на иностранных судах внутренний распорядок (в частности, отношения между капитаном и экипажем судна) регулируется законами и правилами страны, флаг которой несет судно.

В 1965 году была заключена Конвенция по облегчению международного судоходства, которая содержит рекомендованные стандарты и практику для упрощения и уменьшения формальностей и документов, касающихся захода судов в иностранные порты, пребывания в них и выхода из них.

Военные корабли, законно находящиеся в иностранном порту, пользуются иммунитетом от юрисдикции прибрежного государства. Но они обязаны соблюдать законы и правила прибрежного государства, а также соответствующие нормы международного права (запрещение угрозы силой или ее применения, невмешательство и др.

Государственные морские невоенные суда, в том числе и торговые, на основе исторически сложившегося давнего обычая также пользовались иммунитетом от иностранной юрисдикции на море. Однако Женевские конвенции 1958 года о территориальном море и прилежащей зоне, а также об открытом море, равно как и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, в отличие от указанного обычая, признают иммунитет лишь за государственными судами, эксплуатируемыми в некоммерческих целях.

Законодательство ряда государств, в частности США, также включает существенные ограничения иммунитета иностранных государственных торговых судов. В то же время в ряде заключенных СССР двусторонних договоров по вопросам торгового судоходства (с Ганой, Анголой и некоторыми другими странами) имелись положения о признании иммунитета за всеми государственными судами.

Понятие территориального моря. Морской пояс, расположенный вдоль берега, а также за пределами внутренних морских вод (у государства-архипелага – за архипелажными водами), называется территориальным морем, или территориальными водами. На этот морской пояс определенной ширины распространяется суверенитет прибрежного государства. Внешняя граница территориального моря является морской государственной границей прибрежного государства. Основанием для признания за прибрежным государством права на включение территориального моря в состав его государственной территории послужили очевидные интересы этого государства в отношении как защиты своих береговых владений от нападений со стороны моря, так и обеспечения существования и благополучия своего населения за счет эксплуатации морских ресурсов прилегающих районов.

Суверенитет прибрежного государства распространяется на поверхность и недра дна территориального моря, а также на воздушное пространство над ним. Положения о распространении суверенитета прибрежного государства над территориальным морем содержатся в ст. 1 и 2 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и ст. 2 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года. Естественно, что в территориальном море действуют законы и правила, установленные прибрежным государством.

В территориальном море суверенитет прибрежного государства осуществляется, однако, с соблюдением права иностранных морских судов пользоваться мирным проходом через территориальное море других стран.

Признание права мирного прохода иностранных судов через территориальное море отличает последнее от внутренних морских вод.

Ширина территориального моря. Нормальной исходной линией для измерения ширины территориального моря является линия наибольшего отлива вдоль берега. В местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов, для проведения исходной линии может применяться метод прямых исходных линий, соединяющих соответствующие точки.

При проведении исходных линий не допускается сколько-нибудь заметных отклонений от общего направления берега. Кроме того, система прямых исходных линий не может применяться государством таким образом, чтобы территориальное море другого государства оказалось отрезанным от открытого моря или исключительной экономической зоны.

На протяжении XIX и до середины XX столетия сложился международный обычай, согласно которому линия внешней границы территориального моря может находиться в пределах от 3 до 12 морских миль от исходных линий для измерения территориального моря. Комиссия международного права отметила в 1956 году, что «международное право не допускает расширения территориального моря за пределы 12 миль». Однако I Конференции ООН по морскому праву из-за разногласий между государствами не удалось зафиксировать это положение в принятой ею Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне. Лишь Конвенция ООН по морскому праву 1982 года впервые в договорном порядке декларировала в качестве универсальной нормы международного права положение о том, что «каждое государство имеет право устанавливать ширину своего территориального моря до предела, не превышающего 12 морских миль», отмеряемых от установленных ею исходных линий. В настоящее время свыше 110 государств установили ширину территориального моря в пределах до 12 морских миль. Однако около 20 государств имеют ширину, превышающую лимит, установленный международным правом. А более 10 из них (Бразилия, Коста-Рика, Панама, Перу, Сальвадор, Сомали и некоторые другие) односторонними законодательными актами, принятыми до Конвенции ООН по морскому праву, расширили свои территориальные воды до 200 морских миль. По-видимому, решению возникшей таким образом проблемы сможет содействовать вступление в силу Конвенции по морскому праву или ее фактическое осуществление подавляющей частью государств.

Разграничение территориального моря между противоположными или смежными государствами в соответствующих случаях осуществляется по соглашениям между ними, учитывающим особенности каждого случая. При отсутствии такого соглашения прибрежные государства не могут распространять свое территориальное море за срединную линию.

Мирный проход иностранных судов через территориальное море. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года и Конвенция ООН по морскому праву 1982 года предусматривают право мирного прохода через территориальное море для иностранных судов. Под проходом через территориальное море понимается плавание судов с целью: а) пересечь это море без захода во внутренние воды, а также не вставая на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод; б) пройти во внутренние воды или выйти из них либо встать на рейде или в портовом сооружении за пределами внутренних вод. Проход иностранного судна через территориальное море считается мирным, если только им не нарушаются мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства.

Конвенция ООН по морскому праву указывает, в частности, что проход не является мирным, если проходящее судно допускает угрозу силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства либо любым другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН, осуществляет маневры или учения с оружием любого вида, любой акт, имеющий целью затронуть оборону или безопасность прибрежного государства, равно как и любой другой акт, не имеющий прямого отношения к проходу (подъем и посадка летательных аппаратов, выгрузка и погрузка товаров, валют, лиц, загрязнение моря, рыбная ловля и т.

Прибрежное государство вправе принимать в своем территориальном море необходимые меры для недопущения прохода, который не является мирным. Оно может также без дискриминации между иностранными судами временно приостановить в определенных районах своего территориального моря осуществление права мирного прохода иностранных судов, если такое приостановление существенно важно для охраны его безопасности, включая проведение учений с использованием оружия. Такое приостановление вступает в силу только после должного оповещения о нем (дипломатическим путем или через «Извещения мореплавателям», или иным образом). По Конвенции при осуществлении права мирного прохода через территориальное море иностранные суда обязаны соблюдать законы и правила, принимаемые прибрежным государством в соответствии с положениями Конвенции и другими нормами международного права. Эти правила могут касаться: безопасности судоходства и регулирования движения судов; сохранения ресурсов и предотвращения нарушения рыболовных правил прибрежного государства; защиты окружающей среды; морских научных исследований и гидрографических съемок; таможенного, санитарного, фискального и иммиграционного режимов.

Правила прибрежного государства не должны, однако, относиться к проектированию, конструкции, комплектованию экипажа или оборудованию иностранных судов, если они не вводят в действие общепринятые международные нормы и стандарты. Следовательно, прибрежное государство не может по своему усмотрению определять технические характеристики судов, проходящих через его территориальное море, или порядок комплектования их экипажей и на этом основании регламентировать право мирного прохода.

Но иностранные суда при проходе должны соблюдать все законы и правила, а также общепринятые международные правила, касающиеся предотвращения столкновения в море.

Прибрежное государство в случае необходимости и с учетом безопасности судоходства может потребовать от иностранных судов, осуществляющих право мирного прохода через его территориальное море, пользоваться морскими коридорами и схемами разделения движения, которое оно может установить или предписать (с учетом рекомендаций компетентных международных организаций). Требование строго следовать по таким морским коридорам может быть выдвинуто в отношении танкеров или судов с ядерными двигателями или судов, провозящих ядовитые или опасные вещества и материалы.

Иностранные суда не могут облагаться никакими сборами лишь за их проход через территориальное море.

Уголовная и гражданская юрисдикция в отношении торговых судов и государственных судов, эксплуатируемых в некоммерческих целях. Уголовная юрисдикция прибрежного государства не осуществляется на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море, для ареста какого-либо лица или производства расследования в связи с любым преступлением, совершенным на борту судна во время его прохода, за исключением следующих случаев:

  • а) если последствия преступления распространяются на прибрежное государство;
  • б) если совершенное преступление нарушает спокойствие в стране или добрый порядок в территориальном море;
  • в) если капитан судна, дипломатический агент или консульский чиновник государства флага обратится к местным властям с просьбой об оказании помощи;
  • г) если такие меры необходимы для пресечения незаконной торговли наркотическими средствами или психотропными веществами.

Изложенные выше положения не затрагивают права прибрежного государства принимать любые меры, разрешаемые его законами, для ареста или расследования на борту иностранного судна, проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

Прибрежное государство не должно останавливать проходящее через территориальное море иностранное судно или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на его борту. Оно может применять в отношении такого судна взыскания или арест по любому гражданскому делу только по обязательствам или в силу ответственности, принятой или навлеченной на себя этим судном во время или для прохода его через воды прибрежного государства. Прибрежное государство может осуществлять гражданскую юрисдикцию в отношении иностранного судна, находящегося на стоянке в территориальном море или проходящего через территориальное море после выхода из внутренних вод.

Государственные суда, используемые для некоммерческих целей, пользуются иммунитетом от уголовной и гражданской юрисдикции прибрежного государства. Конвенция о территориальном море и прилежащей зоне, а также Конвенция ООН по морскому праву предусматривают право мирного прохода иностранных военных кораблей через территориальное море. Однако первая предоставила ее участникам право делать оговорки, в том числе в отношении мирного прохода военных кораблей, вторая же не допускает такого рода оговорок, но содержит четкую регламентацию мирного прохода, о чем говорилось выше.

Военные корабли в территориальном море, как и в других районах Мирового океана, пользуются иммунитетом от действия властей прибрежного государства. Но, если иностранный военный корабль не соблюдает законов и правил прибрежного государства, касающихся прохода через территориальное море, и игнорирует любое обращенное к нему требование об их соблюдении, прибрежное государство может потребовать от него немедленно покинуть территориальное море. Это конвенционное требование, разумеется, должно быть немедленно выполнено, а любые возникающие в связи с этим вопросы должны быть урегулированы дипломатическим путем. Такие вопросы возникли, в частности, в 1986 и 1988 годах в связи с заходом военных кораблей ВМС США в тогдашние советские территориальные воды в Черном море. В результате стороны в 1989 году договорились о «едином толковании норм международного права», регулирующих мирный проход.

В соответствии с указанным документом они, наряду с другими положениями, согласились считать, что в районах территориального моря, где не предписаны морские коридоры или схемы разделения движения, суда пользуются тем не менее правом мирного прохода. В одновременно состоявшемся обмене письмами США заявили о том, что они без ущерба для их общей позиции по вопросу о мирном проходе «не имеют намерения осуществлять мирный проход американских военных кораблей через территориальное море Советского Союза в Черном море».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.