Новые правила обращения с отходами I, II класса опасности
Для минимизации негативного воздействия отходов I, II класс опасности на окружающую среду в 2022 году были окончательно введены новые правила при обращении с данными видами отходов. Давайте рассмотрим, кого касаются данные правила и в чем их суть.
Какие отходы относятся к I, II классу опасности?
Для начала работы в системе ФГИС ОПВК по заключению договора на вывоз отходов I и II класса опасности необходимо пройти регистрацию, после чего система сформирует личный кабинет организации.
Регистрация происходит посредством системы идентификации и аутентификации (ФГИС ЕСИА). Для входа в систему достаточно планшета, смартфона или компьютера с доступом в интернет и учетной записи на портале Госуслуги.
Чтобы система вас после идентификации пропустила, у вас должны быть настроены определенные права доступа.
Что такое ФГИС ОПВК?
ФГИС ОПВК – это Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
По сути, ФГИС ОПВК — это программный продукт, который в теории должен решать определенные задачи. Доступ в систему ФГИС ОПВК осуществляется по ссылке: gisopvk.ru.
Зачем нужно финансово-экономическое обоснование проекта?
Процесс создания нового предприятия или инвестиционного проекта начинается с идеи, но для того чтобы эта идея превратилась в успешный бизнес, необходимо проанализировать ее финансовую жизнеспособность. ФЭО предоставляет ответы на важные вопросы, такие как:
Ключевые этапы финансово-экономического обоснования проекта
ФЭО включает в себя несколько ключевых этапов:
- Сбор информации и анализ
- Прогнозирование потоков доходов и расходов
- Оценка рисков и основных параметров
- Разработка финансовой модели проекта
Финансово-экономическое обоснование (ФЭО) – это комплекс мероприятий, направленных на оценку эффективности инвестиций и их влияния на изменения в социально-экономической сфере. ФЭО используется для обоснования целесообразности инвестиций в проект и может быть требуемым документом при обращении за финансированием.
В России ФЭО может потребовать представить различные органы государственной власти, включая министерства и ведомства, занимающиеся вопросами экономики, инвестиций и развития отраслей. Также ФЭО может быть необходимо при обращении за кредитами в банках или при подаче заявок на гранты и субсидии.
Структура ФЭО
Структура ФЭО может варьироваться в зависимости от требований конкретного органа или организации, однако обычно она включает в себя следующие разделы:
- Общие требования к ФЭО в масштабах страны регламентируются различными нормативными документами, такими как федеральные законы, постановления Правительства РФ, методические рекомендации Минэкономразвития РФ и другие документы.
Почему передача отходов I и II класса только ФЭО?
Данный вопрос часто возникает. Согласно Федеральному закону от 24.06.1998 № 89-ФЗ Об отходах производства и потребления, предприниматели и организации обязаны обращаться с отходами I и II классов опасности при наличии объектов утилизации, обезвреживания и размещения или передавать их федеральному оператору.
Монополия на обращение с отходами I и II классов опасности принадлежит федеральному экологическому оператору (ФЭО). В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019, ФГУП Предприятие по обращению с радиоактивными отходами РосРАО переименовано в ФГУП Федеральный экологический оператор (ФГУП ФЭО).
Посещение промышленной площадки и работы ФЭО
Первый заместитель главы Байкальска Андрей Должиков и председатель Думы Байкальского городского поселения Татьяна Астахова посетили промышленную площадку бывшего БЦБК. Руководитель проектного офиса Байкал ФГУП ФЭО Александр Войцешко провел для них технический тур по объектам ликвидации экологического ущерба.
В настоящее время Федеральный экологический оператор проводит работы по монтажу каркаса здания станции очистки щелокосодержащего стока на территории центральных очистных сооружений. Также ведется строительство трубопроводов для очищенных и загрязненных сточных вод, демонтаж незагрязненных зданий и сооружений, а также вынос канализационной трубы для городских очистных сооружений.
Развитие проекта на полигоне Бабхинский
На полигоне Бабхинский смонтированы все фундаменты, ведутся работы по строительству противопожарного трубопровода, устройству колодцев, подвеске проводов для электроснабжения полигона. С марта приступаем к сборке металлоконструкций для зданий блока переработки концентрата и блока предочистки. Эту информацию поделился Александр Войцешко.
Контроль за ходом работ
Контроль за ходом работ осуществляют представители местных, региональных и федеральных властей на регулярной основе. Они отмечают масштабы и темпы реализации проекта.
Ответственный подход к экологии
Татьяна Астахова отметила, что работа Федерального экологического оператора по ликвидации накопленного экологического вреда БЦБК носит ответственный характер, что радует. Работы на объектах ведутся, техника функционирует, строятся станции очистки.
Важность проекта для Байкальска
Андрей Должиков подчеркнул, что темпы работ на полигоне Бабхинский впечатляют, что свидетельствует о выполнении обязательств Федеральным экологическим оператором. Для Байкальска проект важен не только в экологическом, но и в социально-экономическом аспекте.
Этапы ликвидации вреда
Федеральный экологический оператор начал процесс ликвидации накопленного вреда на территории цеха очистных сооружений (ЦОС) и полигоне Бабхинский в июне 2023 года. Проект включает строительство технологической инфраструктуры, демонтаж зданий и сооружений, и рекультивацию нарушенных территорий. Планируется завершить все работы в течение четырех лет.
Открытый диалог по обращению с отходами
Федеральный экологический оператор провел открытый диалог на тему обращения с отходами I-II классов на телеграм-канале Метод Дельфи. Мероприятие собрало представителей бизнеса, региональных властей и специалистов ФГУП ФЭО.
Наталья Беляева из ООО Дельфи оценила готовность Федерального экологического оператора к конструктивному диалогу и открытость к предложениям по улучшению своей работы и соответствующего законодательства. Важно, что монополист готов к трансформации и учитывает мнения других участников рынка.
Перевод выполнен с помощью DeepL
Пресс-релиз: Обзор прямого эфира федерального оператора по обращению с отходами
На последнем прямом эфире подписчики и гости канала получили актуальную информацию о работе и развитии системы ФГИС ОПВК. Начальник Управления учета, аналитики и моделирования ФГИС ОПВК Федерального экологического оператора Наталья Кривенко ответила на интересующие вопросы.
Развитие системы ФГИС ОПВК
С 1 марта 2022 года, ФГУП ФЭО в роли федерального оператора по обращению с отходами I и II классов, обеспечивает сбор, транспортирование, обработку и утилизацию данных отходов по всей Российской Федерации через единую цифровую платформу ФГИС ОПВК.
Участие и результаты
На данный момент к системе присоединилось более 45 тысяч организаций, зарегистрировавших более 60 тысяч мест накопления отходов. Это составляет более 70% рынка обращения с отходами I и II классов.
Обеспечение учета и контроля
Наталья Кривенко отметила, что одной из основных задач федерального оператора является обеспечение полноценного учета и контроля за обращением с отходами I и II классов. В этом контексте, установление административной ответственности за несоблюдение требований ФГИС ОПВК будет дополнительным стимулом для участников рынка.
Планы на будущее
Отдельное внимание уделяется развитию системы и обновлениям, которые будут доступны для пользователей ФГИС ОПВК уже в сентябре 2023 года. Новая форма типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов позволит сократить сроки заключения договоров и согласования заявок.
Наталья Кривенко поделилась планами по развитию ФГИС ОПВК до уровня передовых систем электронного документооборота. Пользователи смогут получить все юридически значимые документы в автоматическом режиме, что значительно упростит процессы работы.
Заключительный этап разработки и внедрения данной системы позволит формировать и отправлять все необходимые документы в режиме реального времени.
Статистика участия в системе ФГИС ОПВК
Параметр | Значение |
---|---|
Организации | 45 тысяч |
Места накопления отходов | 60 тысяч |
Покрытие рынка | Более 70% |
Рассмотрение законопроекта об административной ответственности
Принятие законопроекта об установлении административной ответственности за невнесение или недостоверное внесение данных во ФГИС ОПВК планируется к 2024 году. Это необходимо для обеспечения соблюдения законодательства и прозрачности процессов обращения с отходами I и II классов.
Планы по обновлению и улучшению системы
ФГИС ОПВК будет значительно усовершенствован, что позволит участникам рынка обращения с отходами работать более эффективно и удобно. Новая форма типового договора и развитие системы электронного документооборота – лишь несколько шагов на пути к современной цифровой платформе.
1 марта 2024 года вступает в силу статья 8.5.3 КоАП РФ, которая предусматривает привлечение к административной ответственности за нарушение порядка представления и размещения информации в федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК). Об этом рассказали на профильном онлайн-семинаре Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федерального экологического оператора (ФГУП «ФЭО», предприятие Госкорпорации «Росатом»).
Для удобства будущих пользователей цифровая платформа ФГИС ОПВК была введена в эксплуатацию в декабре 2021 года, за три месяца до вступления в силу новых требований по работе с отходами I и II классов. Работа с отходами I и II классов на базе цифровой платформы ФГИС ОПВК с участием федерального экологического оператора стала обязательной с 1 марта 2022 года.
На сегодняшний день в системе зарегистрировано порядка 85% рынка обращения с опасными отходами. При этом стоит задача достичь 100% регистрации участников рынка и обеспечить представление во ФГИС ОПВК достоверной информации. В связи с этим с 1 марта 2024 года статьей 8.5.3 КоАП РФ предусмотрено привлечение к административной ответственности за нарушение порядка представления информации во ФГИС ОПВК, либо порядка ее размещения в данной системе. Лица, являющиеся поставщиками информации, и перечень такой информации, установлены в Постановлении Правительства Российской Федерации от 18.10.2019 № 1346.
Статьей 8.53 КоАП РФ устанавливаются следующие пределы административной ответственности: для должностных лиц – в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; для юридических лиц – от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 8.5.3 КоАП РФ, будет Росприроднадзор.
«Федеральным экологическим оператором проводится большая работа по обеспечению надлежащего функционирования ФГИС ОПВК и совершенствованию системы, — отметила руководитель Федеральной службы по надзору в сфере природопользования Светлана Радионова. — Хочу призвать всех участников рынка обращения с отходами I и II классов проявлять высокую степень экологической ответственности при осуществлении деятельности и строго следовать букве природоохранного законодательства. Это позволит не только избежать наложения штрафов, но и сохранить нашу природу».
Для инспекторов Росприроднадзора ФГИС ОПВК стала еще одним источником верификации данных, как об участниках рынка, так и о самих отходах – их образовании и последующем обращении.
«Понимая, что порядок обращения с отходами I и II классов существенно меняется, мы дали возможность всем участникам рынка адаптироваться к новым правилам и разобраться в функционале цифровой платформы ФГИС ОПВК, — прокомментировал генеральный директор ФГУП «ФЭО» Максим Погодин. — 100%-процентная регистрация будет являться индикатором соблюдения всеми участниками рынка обращения с отходами I и II классов обязательных требований закона. Наполнение системы актуальными данными будет способствовать созданию эффективной инфраструктуры обращения с отходами I и II классов, обеспечивающей экологическую безопасность Российской Федерации».
Так, например, во ФГИС ОПВК внесены и проверены лицензии всех зарегистрировавшихся операторов по обращению с опасными отходами, указаны технологии каждого объекта обращения. В ходе этой работы уже выявлены операторы, у которых отсутствует заявленное во ФГИС ОПВК оборудование для переработки опасных отходов. В отношении таких лиц принимаются соответствующие меры.
Кроме того, Федеральным экологическим оператором проводится работа по совершенствованию функционала ФГИС ОПВК с учетом наработанных практик и обратной связи пользователей. В процессе развития системы за прошедшие два года в нее внесено более 30 изменений.
Для пользователей ФГИС ОПВК обеспечена круглосуточная бесплатная техническая поддержка пользователей системы, на стартовой странице ФГИС ОПВК размещены методические материалы, на постоянной основе проводятся обучающие вебинары.
Федеральная государственная информационная система учета и контроля за обращением с отходами I и II классов (ФГИС ОПВК) создана и эксплуатируется предприятием Госкорпорации «Росатом» ФГУП «ФЭО» (Федеральный экологический оператор) в составе федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности» национального проекта «Экология». Основная задача цифровой платформы – отследить весь жизненный путь отходов I и II классов и создать максимально простой порядок взаимодействия всех участников рынка. Система позволяет в режиме онлайн контролировать безопасную транспортировку отходов до места переработки, а также их эффективное обезвреживание или утилизацию, что позволяет обеспечить экологическую безопасность обращения с высокоопасными отходами.
Госкорпорация «Росатом» ведет работу по целому ряду стратегически важных для страны направлений, включая экологию. Отдельный экологический дивизион Росатома решает важнейшие государственные задачи в составе национального проекта «Экология». Сегодня работа ведется предприятиями Госкорпорации «Росатом» – ФГУП «Федеральный экологический оператор» и АО «Русатом Гринвэй» – по четырем федеральным проектам: «Инфраструктура для обращения с отходами I-II классов опасности», «Чистая страна», «Сохранение озера Байкал» и «Чистый воздух».
Правительство РФ и региональные власти в партнерстве с крупными российскими компаниями уделяют большое внимание росту качества жизни населения страны. Эта деятельность включает в себя ускорение реализации национальных проектов, экологических инициатив, развитие инфраструктуры.
Отходы I, II класса опасности
4 71 101 01 52 1 лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства
9 20 110 01 53 2 аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом
Получается что новые правила затрагивают все предприятия, которые все еще используют люминесцентные лампы, а также имеют на балансе автотранспорт.
ФЭО для ФРП
Финансово-экономическое обоснование проектов также запрашивают региональные фонды развития промышленности. С их точки зрения, подготовить такой документ проще, чем бизнес-план.
Например, Фонд развития промышленности Краснодарского края выдает промышленным предприятиям по процентным ставкам от 0,1% годовых на период от 3 до 10 лет в суммах от 5 до 200 миллионов руб.
Фонд предлагает свыше 15 различных программ льготного целевого финансирования для производственников края.
И основным документом для фонда является именно финансово-экономическое обоснование.
Рекомендации по подготовке Финансово-экономического обоснования проект
СТРУКТУРА ФИНАНСОВО – ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБОСНОВАНИЯ ПРОЕКТА
Краткий обзор (резюме) проекта
Виды и объемы деятельности
Информация о руководителях
3. Описание предлагаемого проекта
Описание продукции, планируемой к выпуску в рамках реализации проекта
Экологические вопросы производства
4. Анализ рынков сбыта продукции и закупок сырья
Рынок сырья, материалов и комплектующих
Конкуренция на рынке сбыта
Потенциальная емкость рынка сбыта
5. Организационный план
Правовые вопросы осуществления проекта
6. Оценка рисков
Оценка проектных рисков.
Проектные риски (проектной команды).
Риски, возникающие на этапе осуществления капитальных вложений.
Риски, связанные с эксплуатацией предприятия.
Методы снижения рисков.
Приложение: финансово-экономическая модель проекта (подготавливается в случае если сумма займа Фонда по проекту составляет 30 млн рублей и более).
Определение и значение ФЭО
Финансово-экономическое обоснование — это комплексный анализ проекта, направленный на оценку его целесообразности с финансовой и экономической точек зрения. Основная цель ФЭО — обеспечить потенциальных инвесторов и заинтересованные стороны всесторонней информацией о предполагаемых доходах, расходах, рисках и возможностях проекта.
Тарифы федерального оператора
Услуги ФЭО платные, тарифы определяет Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В настоящий момент тариф установлен до 31 декабря 2026 года. Цена обработки, использования, утилизации и размещения отходов составляет:
Эти тарифы утверждены Приказом ФАС № 220122 от 18.03.2022.
Очень неприятно, что тарифы установлены на класс опасности, а не на позиции отходов. Очень грустно, что за то, чтобы сдать аккумулятор от легковушки ФЭО я должен заплатить в среднем 1250 рублей. При этом неформально тот же аккумулятор уже мне заплатят за него 500-800 рублей.
Примеры применения ФЭО в разных секторах
ФЭО широко используется в различных секторах экономики:
Заключение
Финансово-экономическое обоснование является неотъемлемой частью любого инвестиционного проекта. Оно помогает не только оценить все потенциальные плюсы и минусы проекта, но и дает возможность определить наиболее эффективные стратегии его реализации. В условиях рыночной экономики и повышенной конкуренции, ФЭО становится не просто инструментом анализа, но и необходимым условием для успешной реализации любых проектов, начиная от небольших стартапов и заканчивая крупными промышленными предприятиями.