Разряд специалиста по закупкам

Специалист по закупкам отнесение к ПКГ

Подборка наиболее важных документов по запросу Специалист по закупкам отнесение к ПКГ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

О профессии специалист по госзакупкам, о ее будущем и перспективах в этой сфере для молодых специалистов мы поговорили с к.э.н., ведущим научным сотрудником Института экономики РАН, экспертом ООН по публичным закупкам, руководителем проекта “Центр стратегических разработок по развитию контрактной системы” О.В. Анчишкиной.

КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, вы один из авторов концепции контрактной системы, а именно, федеральных законов №44-ФЗ и №223-ФЗ. По сути, вы стояли у истоков создания новой профессиональной сферы в нашей стране. Давайте разберемся, что же собой представляет данная профессия на сегодняшний день. На ваш взгляд, какое высшее образование предпочтительно для специалиста по госзакупкам – юридическое, экономическое или бухгалтерское?

Ольга Владленовна Анчишкина: При ответе на вопросы об образовании обратила бы внимание на три самостоятельных аспекта. Поясню по каждому,  чтобы обосновать итоговые рекомендации.

Во-первых, рассмотрим, как обстоят дела с образованием специалистов по публичным закупкам (закупкам для государственных и муниципальных нужд по правилам закона № 44-ФЗ). Для данной группы госслужащих предпочтительно иметь профильное, специальное профессиональное образование – закупщик, снабженец, специалист по логистике, а в международной терминологии – supply chain manager. Или даже более специализированное образование специалиста по публичным закупкам, а в международной терминологии – contracting officer. Известно, что у нас в стране таких специалистов не готовят. В большинстве учебных заведений нет даже магистратур по госзакупкам. Образование идет в рамках подготовки специалистов государственного и муниципального управления или иных более общих (по отношению к закупкам) специальностей. Пока российские учебные организации ограничиваются системой дополнительного образования, в рамках которой ведут профессиональную подготовку и переподготовку специалистов контрактных служб, контрактных управляющих и членов закупочных комиссий. В таком случае давайте посмотрим, где именно учились те, кто сейчас работает на руководящих должностях в госзаказе. Выясним таким образом, какое образование в российских реалиях действительно наилучшим образом формирует базу знаний для специалистов по госзаказу. Так, согласно официальной информации Минфина России, Демидова Т.П., директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы, получила юридическое образование. Окончила Современный гуманитарный институт по специальности юриспруденция, магистратуру Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ. Дегтев Г.В., руководитель департамента города Москвы по конкурентной политике, окончил Московский энергетический институт. Сачков Д.И., председатель комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга, окончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Гончаров Е. Н., временно исполняющий обязанности руководителя управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области, окончил Воронежский государственный университет (квалификация экономист). Это лишь несколько примеров, которые показывают, что в существующих правовых условиях и с учетом реальных кадровых лифтов востребованным является юридическое и экономическое образование. Между тем для продвижения по госслужбе в сфере госзаказа не станет преградой и иная квалификация.

Читайте также:  Порядок внесения санитарно-защитных зон в ЕГРН

Замечу, российская ситуация не является уникальной. Получить профильное образование по публичным закупкам можно далеко не во всех странах даже с развитыми рыночными экономиками. Страны Европейского союза, в лице закупочного сообщества, поставили перед правительствами и наднациональными органами вопрос об институализации профессии публичного закупщика и соответствующей образовательной подготовке. И хотя развитие систем публичных закупок в направлении последовательной профессионализации идет, Европа пока не завершила данный процесс. Однако есть страны, которые этот вопрос уже решили. К примеру, специалистов по госзакупкам готовят в США, причем высшие учебные заведения этой страны готовят как специалистов по гражданским публичным закупкам, так и по военным закупкам. В сфере подготовки и совершенствования кадров в области госзакупок существуют такие профильные учебные заведения, как Federal Acquisition Institute, The National Institute of Governmental Purchasing, Defense Acquisition University. Выходит специализированное издание – “Government Procurement Journal”. Одновременно имеется признание и, соответственно, приравнивание дипломов гражданских и военных специалистов по закупкам. Это дает возможность переходить из одной сферы в другую, дополнительно сдавая лишь отдельные узкопрофильные дисциплины.

Теперь второй аспект, к которому хотела бы привлечь внимание. В тех же США, где подготовке кадров госзакупщиков уделяют первостепенное значение, контрактный офицер проходит госслужбу отдельным, особым порядком, с тем чтобы последовательно наработать опыт и квалификацию. Требование наличия практического опыта контрактации в интересах государства – основополагающее для продвижения по службе. Сначала выпускнику вуза поручают простые поставки стандартных товаров, постепенно объем и сложность заключаемых им контрактов растет. Нельзя назначить на ответственную должность (с большим объемом закупок и сложными контрактами) человека без надлежащего опыта контрактации, даже если человек закончил Гарвард. Как вы понимаете, такого строгого подхода у нас в стране нет.

Читайте также:  Расшифровка регистрационного номера сертификата соответствия

Замечу также, что специалисты по публичным закупкам всюду в дефиците, так обстоят дела практически во всех странах. Объяснений много, и одно из них – переманивание специалистов из госсектора в бизнес на более высокие оклады. И если уж мы коснулись вопросов окладов, то, при всей закрытости подобных вопросов, замечу, что согласно имеющимся данным, оплата труда контрактного офицера доходит до 122 тыс. долларов в год (после налогообложения) при средней оплате труда – более 80 тыс. долларов в год (после налогообложения).

Третий аспект – образование тех, кто работает по 223-ФЗ, то есть в государственном бизнесе. Как во всех вопросах бизнеса, так и в этом главное значение имеют способности и портфолио. Обратимся снова к примерам. Скажу о двух ведущих, можно сказать знаменитых в нашей стране корпоративных закупщиках. Замонас Р.С. – директор департамента по закупкам, МТО и управлению качеством Росатома, окончил Московскую государственную академию нефти и газа им. Губкина и работал в нефтяной отрасли. Хальфин Р.М. – и.о. директора по методологии организации закупочной деятельности и логистики ПАО “Т-Плюс”, окончил энергетический факультет Новочеркасского государственного технического университета и экономический факультет Южно-Российского государственного технического университета. В отношении большинства руководителей закупочных служб госкорпораций открытых данных об образовании нет. В бизнесе, даже государственном, востребована хватка и способность добиваться поставленных результатов.

Таким образом, как показывает российская и международная практика, юридическое и экономическое образование было и остается надежной базой для работы и карьерного роста в закупках, причем как в сегменте публичных закупок, так и в сегменте корпоративных закупок. Главное, чтобы образование давало багаж подлинных знаний, которые помогут быстро наработать закупочный опыт и квалификацию.

КонсультантПлюс: Специалист по закупкам, согласно профстандарту (утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N625), обязан иметь дополнительное профессиональное образование в контрактной сфере. На что стоит обратить внимание при выборе образовательных программ и учебных заведений, предлагающих повышение квалификации по данному профилю? Как вы относитесь к набирающему популярность дистанционному обучению?

Ольга Владленовна Анчишкина: Внимание обучающихся, конечно же, будет сосредоточено на тех характеристиках процесса обучения, которые для них значимы. Что греха таить, есть группа будущих закупщиков и членов закупочных комиссий, для которых главное – получение документа о прохождении дополнительного профессионального образования по выбранной программе. Это может быть либо программа повышения квалификации, либо программа профессиональной переподготовки в сфере закупок. Когда главное – формальный документ, то в расчет будут приниматься цена, возможность заочного обучения, отсутствие тестов и экзаменов. На рынке подобные программы в избытке. Была свидетелем того, как руководитель одного из субъектов Российской Федерации отрапортовал, что он очень быстро обучил всех региональных специалистов контрактных служб по программе учебной организации, отобранной на электронном аукционе по критерию наименьшей цены – по 2 тыс. рублей за одного слушателя. Согласно мнению данного руководителя, теперь во вверенном ему регионе работают высокопрофессиональные кадры контрактных управляющих. Это было бы смешно, если бы не было так грустно. В Методических рекомендациях по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, утвержденных 12 марта 2013 г. совместно Минэкономразвития России (№ 554-ЕЕ/Д28и) и Минобрнауки России (№ АК – 553/06) (далее – Методические рекомендации) не только не исключается заочная форма обучения, но даже рекомендуется (как очно-заочная форма). Может так получиться, что в аудиторию слушатель придет дважды: для подачи документов и оплаты обучения, а потом для получения диплома (сертификата). Кроме того, по мнению авторов Методических рекомендаций, в целях обучения руководителей организаций заказчиков минимальный срок обучения может быть снижен до 40(!) часов. В итоге те, кто несет персональную ответственность за проведение и результаты закупок, могут оказаться плохо подготовленными.

А ведь сейчас введена уголовная ответственность за нарушения в сфере закупок. Внесены изменения в ч. 2 ст. 46 и в ст. 304 Уголовного кодекса, а также Уголовный кодекс дополнен новыми ст. 200.4-200.5. Обращаю внимание на статью 200.4 “Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд”. Эта статья предусматривает уголовную ответственность за нарушение законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, а также иными лицами, поименованными в данной статье, в случае, если данное нарушение совершено из корыстной или иной личной заинтересованности и причинило крупный ущерб. В качестве квалифицирующих признаков преступления устанавливаются: причинение крупного ущерба (ч. 1 ст. 200.4 УК РФ наказание до 3 лет лишения свободы); совершение преступления группой лиц по предварительному сговору либо причинение особо крупного ущерба (ч. 2 ст. 200.4 УК РФ наказание до 7 лет лишения свободы). Размеры крупного и особо крупного ущерба в ст. 200.4 УК РФ соответствуют установленным для статей главы 22 УК РФ в примечании к ст. 170.2 УК РФ и составляют 2 250 000 руб.  и 9 000 000 руб. соответственно. В такой ситуации продвинутое, углубленное обучение закупкам жизненно необходимо. Необходимость продиктована значительным количеством статей Административного кодекса, которыми уже давно предусмотрена административная ответственность за нарушения в сфере закупок как по 44-ФЗ, так и по 223-ФЗ. Перечислю статьи: 7.29; 7.29.3; 7.30; 7.31; 7.31.1; 7.32; 7.32.3; 7.32.5; 9.16; 19.5; 19.7.2; 19.7.2-1 КОАП. В каждой из статей много частей с указанием нарушений и по всем предусмотрены существенные штрафы, подчас сопоставимые с окладами специалистов контрактных служб. Так что в контрактной сфере учиться надо и учиться постоянно.

По каким признакам можно найти правильную программу, так нужную сейчас закупщикам? Тут не все гладко. Вновь вернусь к упомянутым выше Методическим рекомендациям бывшего регулятора, Минэкономразвития России. Методические рекомендации приняты в 2013 г., задолго до последних правовых новаций. После их принятия учебные организации максимально приблизили свои программы к рекомендованной структуре и, как следствие, формализовали, внешне унифицировали. Прежде всего, сделали однотипным представление структуры курсов, после чего труднее стало разобраться на глазок в их реальной содержательности. Поэтому лично я посмотрела бы, сколько конкретно времени уделено вопросам правильного составления технических заданий, определения критериев оценки заявок участников закупок, ценообразованию. Чем меньше времени отведено на общие вопросы, тем лучше. Общее будет понятно из конкретики. А вот наоборот, понять конкретику через общее не удастся, этому учит мой жизненный опыт. Еще момент: важно понимать, обучает ли учебная организация закупкам вообще или раскрывает отраслевую специфику (стройка, лекарства, медицинские изделия, услуги питания), разбирает ли она антимонопольное законодательство и его реальные коллизии, учит ли взаимодействовать с центральным аппаратом и региональными управлениями Федеральной антимонопольной службы. В целом с контролирующими органами. Ведь это вновь вопрос устойчивости перед проверками, штрафами и ответственностью. Кроме того, планирует ли учебная организация разобрать со слушателями конкретные закупочные ситуации. И финальный момент, берет ли организация на себя обязательство по последующему консультированию. Пускай речь идет о праве выпускника разово обратиться за методической помощью, это тоже важно. Если честно, таких преподавателей единицы.

Хотела бы еще раз подчеркнуть, серьезное дополнительное профессиональное образование – страховка от штрафов и уголовного преследования за ошибки. А на хорошей страховке нельзя экономить время и деньги.

КонсультантПлюс: Как вы думаете, какими основными профессиональными качествами, знаниями и навыками должен обладать специалист по госзакупкам, чтобы состояться в профессии? Насколько данная профессия перспективна для молодых выпускников? Или эта должность рассчитана на более опытных и зрелых профессионалов?

Ольга Владленовна Анчишкина: Если исходить из важности практического опыта, то молодые крайне востребованы в профессии. Именно у молодых есть время и задор познать на собственной практике тонкости профессии. Тот, кто работает и одновременно расширяет закупочный кругозор, получает новые знания, состоится в профессии, здесь нет сомнений. Но я хотела бы обратить внимание на одну тенденцию, которая имеет место практически повсеместно, в различных сегментах рынка труда. Эта тенденция – информатизация, цифровизация, лиглтех (как мы называем от английского термина “правовые технологии”), создание умных контрактов и иное. О чем идет речь? Целый ряд трудовых функций благодаря информационным технологиям будет автоматизирован. Давайте обратимся к профстандарту, утвержденному приказом Минтруда России от 10.09.2015 N625н. Вот, к примеру, трудовые функции закупщиков в части предварительного сбора данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги. Перечислим их полностью:

– обработка и анализ информации о ценах на товары, работы, услуги;

– подготовка и направление приглашений к определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) различными способами;

– обработка, формирование и хранение данных, информации, документов, в том числе полученных от поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Идем дальше. Трудовые действия (выборочно) по трудовой функции – подготовка закупочной документации:

– подготовка и публичное размещение извещения об осуществлении закупки, документации о закупках, проектов контрактов;

– осуществление проверки необходимой документации для проведения закупочной процедуры;

– осуществление организационно-технического обеспечения деятельности закупочных комиссий;

– осуществление мониторинга поставщиков (подрядчиков, исполнителей) и заказчиков в сфере закупок.

Ситуация еще хуже, поскольку размещение извещений, проверка, мониторинг уже сейчас автоматизированы у ряда заказчиков. Конечно, скорость изменений не так высока, как мы ожидаем. Сошлемся на Чарльза Бэббиджа, который предсказал автоматизацию и вытеснение человека из производства в первой половине XIX века. Впоследствии эксперты не раз говорили о точках невозврата в автоматизации, после которых ожидалось исчезновение целого ряда профессий. Как известно, Т. Нестеренко, первый заместитель министра финансов Российской Федерации, заявила в ходе Московского финансового форума-2016, что профессия бухгалтера будет уходить с рынка в связи с появлением новых технологий. Но вот уже два года, как специалисты продолжают работать на своих метах и делать проводки, как и прежде. Однако тенденция есть тенденция, и производные явления будут расширяться и усиливаться.

Тогда о каких навыках стоит подумать, чтобы не оказаться вытесненным машинами? Тот же профстандарт содержит примерный ответ на вопрос. Трудовые действия, которые невозможно передать машинам, на мой взгляд, приведены ниже (выборочно):

– оценка степени достижения целей закупок;

– оценка обоснованности закупок;

– формирование предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок;

– проверка на достоверность полученной информации о ходе исполнения обязательств поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;

– взаимодействие с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта;

– осуществление проверки соответствия фактов и данных при предоставлении (предъявлении) результатов, предусмотренных контрактом, условиям контракта.

Обращу внимание, что данные трудовые действия связаны с выполнением закупочных функций руководителями контрактных служб, заместителями руководителей организаций по экономике и финансам, аналитиками. На мой взгляд, сопоставление трудовых функций на предмет их последующей роботизации показывает, что нельзя останавливаться на выполнении рутинных, простых задач, нельзя расслабляться настолько, чтобы носить и перекладывать бумаги. Движение к расширению компетенции, усложнению должностных обязанностей станет лучшим гарантом закупщика для государственных нужд и нужд корпораций, независимо от технологических изменений в обществе.

КонсультантПлюс: Законодательство в сфере закупок – одно из наиболее динамично меняющихся. 1 июля 2018 г. отрасль ждет очередная масштабная реформа – вступят в силу поправки, согласно которым закупочные процедуры у малого и среднего бизнеса переведут в электронный вид. Что вы посоветуете специалистам: чему им стоит уделить особое внимание для расширения своих компетенций и развития навыков в связи с изменениями?

Ольга Владленовна Анчишкина: Ответ на этот вопрос будет кратким. Важно как можно быстрее овладеть технологиями автоматизации. Ключ – опыт и практика, на мой взгляд. Отмечу, что данный вопрос перекликается с предыдущим. Поэтому, овладевая информационными технологиями, важно не забыть о том, что машины выталкивают из профессии людей. Другое дело, что перевод процедур отбора в электронный вид не снимает тех проблем, которые накоплены процедурами в бумажном виде. В их числе и демпинг, и выбор некомпетентных поставщиков, и контрактные риски. Но это вопросы о самой системе, ее нынешних пороках, а не об автоматизации и вызванных ею изменениях в профессии.

КонсультантПлюс: И последний вопрос: как лично вы повышаете свой профессиональный уровень? Какую литературу читаете? Используете ли в своей работе справочные правовые системы, например КонсультантПлюс?

Что касается повышения квалификации, то скажу честно, читаю много, постоянно, участвую в различных профессиональных мероприятиях и все время ощущаю потребность в новых знаниях. В связи с тем, что работала в составе экспертов Фонда “Центр стратегических разработок” (далее – ЦСР) над стратегией развития Российской Федерации 2018-2024 и на период до 2035 г., больше внимания уделяла экономической литературе. Нужно было анализировать макропропорции и генеральные закономерности в контрактной системе. А вот по итогам получения эмпирических результатов, вновь потребовалась юридическая информация и справки для разработки рекомендаций, с тем чтобы предложить стратегию развития контрактной системы. По мнению нашего заказчика, с задачей мы справились. Напомню, что ЦСР работал над стратегией по заданию Президента Российской Федерации (поручение Президента России от 18.05.2016г. № Пр-971). Разработанные в рамках стратегии предложения отражены в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 “О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года”, а еще до этого в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, которое было оглашено 1 марта 2018 года. Теперь мы продолжаем реализацию стратегии, а также начали ряд новых проектов.

КонсультантПлюс: Ольга Владленовна, благодарим вас за подробные и интересные ответы!

Профессия специалист по госзакупкам

Что такое профстандарты

Информация о профстандарте и его применении появилась в ТК РФ с 2012 года. Термин введен для определения квалификационных характеристик, необходимых для применения в конкретной сфере работы. Стандарты созданы, чтобы исполнять ст. 195.1 ТК РФ, и должны помочь реализации принципа профессионализма заказчика.

Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 в действие введены правила для разработки и утверждения профстандарта специалиста по закупкам с 2020 года. Минтруд Приказами от 10.09.2015 № 625н и № 626н утвердил два профстандарта:

  • специалист в сфере закупок;
  • эксперт в сфере закупок.

ТК РФ в ст. 195.3 определяет, что применять профстандарты нужно обязательно, если такие требования установлены для работодателя ТК РФ и другими нормативными актами РФ. В остальных случаях квалификационные требования профстандарта имеют необязательный характер, то есть рекомендуются к применению.

Применение профстандарта становится обязательным, если он установлен нормативным актом РФ, ТК РФ, другими законами. Требования к опыту работы, функциональным обязанностям, навыкам и знаниям по специальности в нем не определены (только к образованию). Поэтому профстандарты обязательному применению не подлежат (Письмо Минтруда России от 04.04.2016 № 14-0/10/В-2253). Но их положения могут использоваться работодателем для разработки должностных инструкций.

На кого распространяются

Перечень юрлиц, обязанных применять в деятельности эти требования, установлен Постановлением Правительства РФ от 27.06.2016 № 584. К ним относятся:

  • государственные внебюджетные фонды РФ;
  • государственные и муниципальные организации;
  • ГУПы и МУПы;

Предприятия, доля государственного участия в которых превышает 50%, вводят применение и внедрение профстандартов постепенно, до 01.01.2019. Остальные учреждения обязаны строго соблюдать требования профстандартов (ст. 195.3 ТК РФ).

На содержание профстандартов повлиял и закон, касающийся контрактной системы. Статья 9 ФЗ № 44-ФЗ определяет профессиональную основу как базовый принцип проведения госзакупок. На работу приглашаются сотрудники, являющиеся профессионалами в сфере заказа. Заказчик обязан обеспечить условия не только для повышения уровня квалификации работников, но и для его поддержания. Эта установка подтверждается ч. 6 ст. 38 ФЗ-44, в соответствии с которой, к примеру, сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий должен иметь высшее и дополнительное профобразование.

Создавая комиссию по проведению закупок, учреждение должно принимать во внимание профстандарты, ведь преимущественное право на включение в ее состав дано работникам (ч. 5 ст. 39 ФЗ-44):

  • имеющим профпереподготовку;
  • прошедшим повышение квалификации;
  • имеющим спецзнания в области заказа.

Нужно ли применять к поставщикам

Профстандарты связаны с проведением работ по закупкам, их контролем и управлением. Цель — обеспечить государственную, муниципальную или корпоративную потребность в товарах, работах, услугах. Соответственно, стандартизирована сфера, связанная с деятельностью заказчика, а не поставщика.

Где указаны требования к работникам госзаказа

Профстандарт для контактных управляющих и работников контрактной службы должен соблюдаться в безусловном порядке, а претендент на должность — подтверждать документами образование в сфере контрактных закупок. Сотрудники, занятые в сфере заказа, имеют строго установленные нормативными актами квалификационные требования:

  • Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 625н;
  • Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 № 626н.

Профстандарт специалиста

Профстандарт «специалист в сфере закупок» охватывает функционал, связанный с:

Приказ содержит требования к уровню образования. Они включают:

  • Среднее, доппрофессиональное.
  • Высшее (бакалавр), доппрофессиональное.
  • Высшее (специалитет, магистратура), доппрофессиональное.

Установлены требования к опыту работы в сфере заказа:

  • Отсутствие требований.
  • От 3 лет.
  • От 4 лет.
  • От 5 лет, включая опыт руководящей работы от 2 лет.

Разряд специалиста по закупкам

Профстандарт эксперта

Проведение экспертной оценки и консультаций, оценка деятельности по закупкам — позиции, включенные в профстандарт эксперта в сфере закупок. Список трудовых функций аналогичен специалисту. Принцип классификации полномочий по их сложности представлен от наименьшего уровня к наивысшему:

  • № 6 включает услуги по консультированию, мониторингу рынка.
  • № 7 включает экспертные работы в части процедур и исполнения условий контрактов.
  • № 8 включает деятельность по проведению консультаций и экспертиз (управление организацией, аттестации и изучение проблемных вопросов).

Минимальный уровень требует наличия высшего, доппрофессионального образования и опыта работы от 3 лет.

Средний уровень предусматривает наличие высшего образования в форме специалитета, магистратуры, доппрофессионального образования и стажа в сфере деятельности от 4 лет.

Высший уровень требует наличия высшего образования в форме специалитета, магистратуры, доппрофессионального образования, опыта работы от 5 лет, включая руководящие должности — от 3 лет.

Разряд специалиста по закупкам

Об авторе статьи

Специалист по кадрам, юрист

В 1996 г. закончила СГПИ по специальности преподаватель английского и русского языков. В 2003 г. закончила Московскую Академию права и управления по специальности юрист. В 2007 г.закончила РАНХиГС по специальности менеджмент в управлении

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *