Этапы получения лицензии на отходы
Чтобы получить лицензию на отходы нужно:
1. Разработать необходимую документацию, собрать документацию согласно требованиям Положения;
2. Получить санитарно-эпидемиологическое заключение на здания и сооружения в Роспотребнадзоре;
3. Получить заключение государственной экологической экспертизы (ГЭЭ), если планируется использовать объекты по обезвреживанию и/или размещению отходов;
4. Подать документы в Росприроднадзор с заявлением и оплаченной госпошлиной для получения бланка лицензии на отходы.
Как получить лицензию
на отходы
Задайте вопрос на сайте или по телефону.
Сбор исходных данных
Сбор всей необходимой имеющейся документации.
Разработка документации
Разработка экологической документации, требуемой объекту для получения лицензии.
СанЭпид заключение
Получение санитарно-эпидемиологического заключения на здания и сооружения в Роспотребнадзоре.
Прохождение ГЭЭ
Получение заключения государственной экологической экспертизы, если планируется использовать объекты по обезвреживанию и/или размещению отходов.
Подача документов в РПН
Подача документов в Росприроднадзор с заявлением и оплаченной госпошлиной для получения бланка лицензии на отходы.
Выдача лицензии на отходы
Получение лицензии на заявленные виды деятельности по указанному адресу.
Сроки получения и действия лицензии на транспортировку отходов
Сроки получения лицензии колеблются в зависимости от сложности деятельности, списка отходов и документации, которую необходимо разработать дополнительно. В целом, получение лицензии на транспортирование – не более полугода.
Срок действия лицензии законом не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, реквизитов организации, адресов осуществления деятельности. В некоторых случаях, например, при изменении реквизитов предприятия, достаточно формального переоформления лицензии. В других случаях всю процедуру нужно проходить заново.
Лицензирование деятельности по обращению с отходами
Получение лицензии на деятельность по обращению с отходами представляет собой сложную административную процедуру, вызывающую ряд вопросов. Каким требованиям должен соответствовать соискатель лицензии, что нужно указывать в заявлении в зависимости от вида заявленных работ, когда необходимо вносить изменения в лицензию — на эти и другие вопросы отвечаем в подробном гайде.
Ведущий специалист экологического сопровождения и консалтинга EcoStandard group
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве — оперативно в нашем Telegram-канале. О самых важных событиях — в нашей группе ВКонтакте.
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности подлежит лицензированию. Данное требование установлено статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Порядок лицензирования деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности утверждён постановлением Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290.
Лицензирование деятельности по обращению с отходами V класса опасности не требуется.
Лицензирование осуществляет Росприроднадзор через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (обязательно наличие усиленной ЭЦП), либо ведомство рассматривает пакет документов, направленный Почтой России заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Для того, чтобы получить лицензию на осуществление деятельности в области обращения с отходами, а также при ее осуществлении соискатели лицензии и лицензиаты должны соответствовать ряду требований.
Для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
К заявлению о предоставлении лицензии соискателю необходимо приложить ряд документов, предусмотренных положением о лицензировании заявленного вида деятельности.
В лицензию предусмотрено внесение изменений в следующих случаях:
Осуществление деятельности по транспортированию отходов не по адресу осуществления лицензионного вида деятельности, указанному в реестре лицензий, не требует внесения изменений в реестр лицензий.
Реестр выданных лицензий расположен на сайте Росприроднадзора.
За выдачу лицензии и внесение в неё изменений уплачивается госпошлина в размере, установленном законодательством РФ о налогах и сборах.
Росприроднадзор осуществляет проверку полноты и достоверности содержащихся в заявлении и документах сведений, в том числе оценку соответствия соискателя лицензии лицензионным требованиям, в порядке, установленном статьей 19.1 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Если соискатель лицензии направляет заявление об осуществлении 2 и более видов работ, срок устанавливается по максимальному сроку, определенному для одного из видов работ, указанному в заявлении.
Если проведение выездной оценки при принятии решения о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении не требуется, сроки сокращаются до 15 рабочих дней.
Если при принятии решения о внесении изменений в реестр лицензии не требуется выездная оценка, сроки для внесения изменений в реестр лицензий, установленные частью 17 статьи 18 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», сокращаются до 15 рабочих дней.
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Оставить заявку
Договор и оплата
Мы подбираем оптимальное решение по срокам и стоимости.
Собираем исходные данные.
Работа
экологов
Разрабатываем и согласуем документацию.
Вы получаете готовый результат и полную защиту от штрафов.
5 шагов к получению лицензии на транспортировку отходов
Из этой цепочки исключен пункт получения санитарно-эпидемиологического заключения, но смотреть нужно на каждую конкретную ситуацию в каждом регионе. Роспотребнадзор руководствуется своей нормативной базой и может затребовать наличие СЭЗ при проверке лицензиата. На сайте ЭкоПромЦентра есть чек-лист лицензиата с инфографикой.
От 6 месяцев, в зависимости от деятельности объекта, номенклатуры отходов и количества документации, которую необходимо разработать дополнительно.
Полученная лицензия на отходы действует бессрочно.
Как получить лицензию на отходы в Росприроднадзоре?
Переходим к завершающему этапу. Вот перечень всех необходимых сведений и документов для получения лицензии на отходы в Росприроднадзоре:
Внимание! С 2021 года прием заявления и всех документов на получение лицензии в Росприроднадзоре производится дистанционно в электронном формате. На бумажном носителе лицензия уже не выдается, как и ее дубликаты.
Как видите, получить лицензию на отходы – довольно трудоемко, процесс отнимает много времени и сил. Но зато полученная лицензия действует бессрочно и является очень важным документом для организации. Доверьте весь рабочий процесс нам, и как результат – получите готовую лицензию на отходы.
Обратитесь за консультацией по телефону — +7 (812) 425-61-45, либо в один клик!
Заказать лицензию на отходы
Штраф за транспортирование отходов без лицензии
КОАП России, статья 8.2, предусматривает следующие виды наказаний:
При повторном нарушении штрафы увеличиваются. Для юрлиц максимальный штраф 400 000 руб. Недавно введена отдельная статья 6.35 «Несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления». По которой штраф для юрлиц достигает 350 000 руб.
Ответственность за деятельность без лицензии предусмотрена и другими статьями КоАП РФ: ч.2 ст. 14.1, ст. 19.20. Отсутствие лицензии при осуществлении деятельности – это, кроме того, незаконное предпринимательство (ст. 171 УК РФ). А также нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ). Эти статьи предусматривают уголовную ответственность из-за вреда здоровью людей и окружающей среде.
Доверьте получение лицензии на транспортировку отходов для Вашего объекта экспертам ЭкоПромЦентра. Мы защитим Вас от штрафов и возьмем все вопросы по экологии под свой контроль. Обратитесь за консультацией по телефону — +7 (812) 425-61-45, либо в один клик!
Получите бесплатную консультацию
ЭкоПромЦентр не обещает лишнего, но когда мы берем на себя обязательства, мы их держим. Поэтому 90% заказчиков возвращаются к нам.
Мы всегда на связи
Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
В ЭкоПромЦентр согласование получают 100% клиентов!
Оплата государственной пошлины на выдачу лицензии
Для получения бланка лицензии необходимо оплатить государственную пошлину на государственную услугу. На 2021 год размер пошлины составляет:
Лицензия на сбор ТКО, ТБО и других видов отходов с «ЭКОТЭК»
При обращении в «ЭКОТЭК» представитель организации-соискателя или лицензиата может рассчитывать на профессиональную поддержку. Например, если нужно в кратчайшие сроки актуализировать разрешительный документ в условиях неполного соответствия организации лицензионным требованиям, установленным для основного вида работ.
В рамках сотрудничества специалисты составляют оптимальную стратегию, разъясняют правовые тонкости предстоящих процедур, и по возможности предлагают несколько вариантов решения задачи. Сбор, подготовку и подачу документации соискатель может осуществить самостоятельно, под контролем куратора, или же полностью делегировать специалистам.
Своевременно подготовить предприятие к проверкам и получить лицензию на сбор отходов помогают ресурсы «ЭКОТЭК»:
Специфика деятельности
В результате изменений законодательства, вступивших в силу 1 января 2018 года, «сбор» обрел новое определение в правовом контексте – «получение отходов с целью переработки или размещения». Процесс приема мусора исключительно для его перевозки более не входит в состав данного вида лицензионной деятельности.
Нововведение носит исключительно формальный характер, так как в рабочих процессах предприятий ничего не изменилось. Более того, среди лицензиатов и экспертов отрасли распространено мнение о необоснованности существования «сбора», как отдельного вида деятельности. Дело в том, что процессам утилизации, обезвреживания, обработки и размещения отходов всегда предшествует их получение. Исключением могут являться предприятия, взаимодействующие только с мусором, образующимся в результате собственной хозяйственной, административной и промышленной деятельности. Фактически, сбор – это этап основного технологического процесса, общий для всех лицензиатов, что подтверждает отсутствие объективных причин в его выделении в качестве отдельной разновидности обращения с отходами.
Тем не менее, в соответствии с действующими регламентами, перерабатывающие предприятия и объекты размещения обязаны дополнить свои лицензии сбором отходов, а компании-транспортировщики – исключить этот вид деятельности из разрешительного документа.
Готовые компании с лицензией
Перечня конкретных видов отходов 1-4 классов опасности, содержащего их наименования, классы опасности и коды согласно ФККО, а также перечень работ, составляющих деятельность в области обращения с отходами, которые соответствуют наименованиям конкретных видов отходов 1-4 классов опасности;Реквизиты санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, которые планируется использовать для выполнения заявленных работ, составляющих деятельность по обращению с отходами;Для работ по обезвреживанию и размещению отходов 1-4 классов опасности — реквизиты положительного заключения государственной экологической экспертизы документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы, за исключением случаев, оговоренных законом или реквизиты разрешения на строительство или на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию в случаях оговоренных законом.Копии свидетельств (сертификатов) на право работы с отходами ЧУ классов опасности сотрудников, заключивших трудовой договор на осуществление деятельности в области обращения с отходамиКопия документа, подтверждающего наличие в штате должностного лица, ответственного за допуск работников к работе с отходами 1-4 классов опасностиДля работ по обработке, утилизации, обезвреживанию отходов ЧУ классов опасности — копии документов, подтверждающих наличии оборудования (в том числе специального) и установок, необходимых для выполнения заявленных работДля работ по транспортированию отходов НУ классов опасности — копии документов, подтверждающих наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, необходимых для выполнения заявленных работ
Хочется добавить, что существуют регламентные сроки рассмотрения документов для получения лицензии, поэтому советуем не затягивать и вовремя сдать документы.
Специалисты компании SKN Group готовы помочь Вам в подготовке и оформлении недостающих документов и последующем получении лицензии Вашей организацией.
Лицензия на сбор, транспортировку, обработку, обезвреживание, утилизацию и размещение отходов – срок выполнения от 5 дней
Стоимость услуги от 500 000р.
Требования закона
Транспортирование отходов – это перевозка отходов авто, ж/д, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах России, в том числе по автодорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности ИП или ЮЛ, либо предоставленного им на иных правах.
Важно! Перемещение внутри земельного участка не является лицензируемой деятельностью. Лицензия на транспортировку отходов – это самый востребованный и распространенный вид лицензирования, т.к. он обязателен для перевозчиков отходов на территории РФ. Фактически, все кто собирает и вывозит опасные отходы 1-4 класса, нуждаются в лицензировании.
Получить лицензию на транспортирование отходов намного легче, чем на прочие виды, так как государственная экологическая экспертиза в данном случае не проводится, санитарно-эпидемиологическое заключение тоже теперь не требуется и т.д.
Актуальные требования к лицензиату содержатся в Постановлении Правительства РФ от 26.12.2020 № 2290 «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности». Ранее действовавшее Постановление Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062 утратило силу.
Получение лицензии на отходы
Сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов I-IV классов опасности
Что входит в услугу лицензирования:
Обеспечим Вам площадку, спецтехнику, все необходимые свидетельства и проекты под ключ;
Вы сможете законно работать с первого дня договора пока готовится ваша лицензия;
Гарантированное присвоение статуса лицензиата с внесением в список Росприроднадзора;
Бессрочное пользование готовой лицензией на все виды обращения с отходами.
Как получить лицензию на транспортирование отходов
Для получения лицензии на транспортировку отходов 1-4 класса необходимо:
Лица, которые допущены к транспортированию отходов I – IV классов опасности, обязаны иметь документы о квалификации по результатам профессионального обучения или получения дополнительного профессионального образования. Это требование подтверждает статья 15 ФЗ № 89-ФЗ.
В упомянутой ранее статье 16 ФЗ № 89-ФЗ также приведены требования к транспортированию отходов.
Первое из них (и самое очевидное): соблюдение экологических, санитарно-эпидемиологических и иных требований, установленных законодательством о транспортировании. А также соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами.
Второе обязательное требование касается документации. Для транспортирования обязательно наличие паспорта отходов I – IV класса опасности. Кроме того, нужна документация для транспортирования и передачи отходов, оформленная в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.
Третье требование, которое вступает в силу с 1 марта 2022 года, – это наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах специальных отличительных знаков, обозначающих класс опасности отходов. Образцы таких знаков и порядок их нанесения на транспортные средства, контейнеры, цистерны должны устанавливаться Минтрансом РФ. Однако пока такого документа не существует.
Поэтому на данный момент можно руководствоваться документами
Обратите внимание! Со вступлением в силу Постановления № 2290 получение СЭЗ Роспотребнадзора при получении лицензии на транспортирование отходов (а значит, и прохождение платной экспертизы в инспекционном органе для получения экспертного заключения) больше не является обязательным лицензионным требованием!
Однако статьи 40 и 42 Фз от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” все еще содержат требование об обязательном наличии СЭЗ при лицензировании деятельности по обращению (в том числе транспортированию).
Рассчитайте за 2 минуты стоимость вашей лицензии на отходы
Вы получите лицензию на сбор-транспортирование по цене лицензии на транспортирование отходов.
Выберите тип лицензии (шаг 1/6)
Почему нам доверяют получение лицензий предприятия крупного и среднего бизнеса?
Оптимальная цена
Работаем на нижней ценовой границе (прибыль 10-15%). Ниже только демпинг и снижение качества.
Больше услуг за те же деньги
Быстрая поддержка, берем на себя любые справки и госпошлины. Всегда рады угостить вас чаем или кофе в нашем
офисе.
Рассрочка платежа
Возможна оплата 40% стоимости после 2 недель с начала проекта. Докажем свой профессионализм делом.
Гарантия времени разработки
Подача документов в надзорные органы – не более 3-х дней с момента подписания проекта Заказчиком.
Собственная лаборатория
Проводим все виды лабораторных исследований и инженерных изысканий. Собственное оборудование, специалисты с
более чем 20-летним стажем, широкая аккредитация и современные методики.
Ускорение согласования
Знаем, как сделать проект, который устроил бы всех. Ваша задача просто предоставить нам исходные данные, все
остальное – наша работа.
От 150 000 рублей – транспортирование отходов. От 500 000 рублей – утилизация и другие виды обращения с отходами.
На цену влияет:
Реестровая модель госуслуги по лицензированию
Во-первых, реестровая модель изменила подход к результату лицензирования: с 01.01.2021 лицензии не выдаются, а предоставляются. Что за чепуха, подумаете вы, и будете неправы. Так, предоставление лицензии предполагает предоставление права на осуществление лицензируемого вида деятельности, в то время как выдача лицензии — лишь получение документа на бумажном или электронном носителе.
Если раньше процесс лицензирования заканчивался выдачей лицензии, то сегодня юридическую значимость имеет факт предоставления права (разрешения) на осуществление лицензируемого вида деятельности: теперь неважно, есть ли у вас лицензия или нет, значение имеет, есть ли у вас право на осуществление деятельности, которая подлежит лицензированию.
Во-вторых, предоставление права на осуществление лицензируемого вида деятельности будет подтверждаться только записью в реестре лицензий, а не бланком лицензии. Это означает, что для подтверждения наличия права на ту или иную деятельность достаточно самого факта наличия записи в реестре лицензий. Предоставление лицензии на бумажном носителе не подтверждает права на осуществление лицензируемого вида деятельности, поскольку бумажный носитель не может предоставить ту информацию, которая есть в реестре (например, о том, что лицензия приостановлена или аннулирована).
• в форме бумажного документа — за плату;
• в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного должностного лица лицензирующего органа, — бесплатно.
Компаниям, получившим лицензии на бумажных носителях до 01.01.2021, не потребуется предпринимать какие-либо действия по включению данных в реестр: сведения о ранее выданных лицензиях и о лицензиатах автоматически будут включены в реестр лицензий без проведения в отношении лицензиатов проверок их соответствия лицензионным требованиям или иных проверок, подтверждающих достоверность сведений, вносимых в реестр.
В-третьих, поменялся и сам порядок подачи заявления о предоставлении государственной услуги по лицензированию. Так, заявления будут подаваться в лицензирующий орган напрямую или через МФЦ (многофункциональные центры) в электронном виде, т.е. без бумажных носителей.
И тут жизнь сыграла на опережение Федерального закона № 478-ФЗ, поскольку пандемия коронавируса сократила личные контакты лицензирующих органов. Заявители освоили инструменты, используемые при подаче налоговой отчетности, а именно систему идентификации и аутентификации, чтобы лицензирующий орган мог «распознать» заявителя, увидеть данные о нем и соотнести их с теми сведениями, которые заявитель подает для получения государственной услуги. Уведомление о решении, принятом лицензирующим органом, может предоставляться любым выбранным заявителем способом — в электронном виде или на бумажном носителе почтой.
Решение, принятое лицензирующим органом по факту рассмотрения заявления, будет предоставлено в форме выписки из реестра лицензий, если решение лицензирующего органа было положительным, либо отказа в предоставлении лицензии — если решение отрицательное.
Аналогичным образом осуществляется и переоформление лицензий.
Лицензирование в области обращения с отходами
Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности подлежит лицензированию. Необходимость разработки определяется требованиями законодательства (ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», лицензируемые виды деятельности в сфере обращения с отходами имеют следующие определения:
Обращаем внимание, что требования о лицензировании деятельности по обращению с отходами относятся исключительно к отходам I – IV классов опасности, лицензирование деятельности по обращению с отходами V класса опасности не требуется. В частности, не требуется лицензирование деятельности по обработке упаковочного картона или пленки и т.д.
В 2018 году изменилось определение понятие «сбор отходов» (актуальное определение приведено выше). Учитывая данные требования, лицензирование деятельности по сбору отходов с целью передачи сторонней организации не требует лицензирования (например, в случае, если арендодатель собирает отходы у арендаторов и передает транспортировщику отходов; в свою очередь транспортировщик также может не иметь лицензии на сбор, если он не будет самостоятельно заниматься обработкой, утилизацией, обезвреживанием и размещением данных отходов).
Получение лицензии в области обращения с отходами представляет собой сложную административную процедуру, имеющую массу нюансов.
Работа по формированию лицензионного пакета включает в себя: подготовку организационных и методических материалов, документов по обучению персонала, получение необходимых разрешений в санитарных органах, заключение сопроводительных договоров и выполнение других работ.
Оформление лицензии на обращение с отходами налагает особую ответственность на лицензируемую организацию в части соблюдения норм природоохранного законодательства.
Профильное подразделение ГК «ЭКО ЦЕНТР» оказывает профессиональную помощь при получении лицензий на обращение с отходами, помогая избежать типовых ошибок, комплексно сопровождая все этапы процедуры оформления лицензии.
Результатом работы является лицензия на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности.
Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации и адреса осуществления деятельности.
Отсутствие лицензии в области обращения с отходами может грозить для юридических лиц существенными штрафными санкциями вплоть до приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток (ст. 8.2 КоАП РФ).
Лицензия на сбор отходов
Деятельность по сбору отходов играет роль «спутника» для ряда других работ – утилизации, обезвреживания, обработки или размещения. Получить лицензию на сбор отходов можно только при условии, что в ней также будет указан как минимум один из вышеперечисленных видов деятельности. Специалисты «ЭКОТЭК» решают разнообразные задачи по первичному получению и переоформлению лицензий на сбор мусора: консультируют, готовят документацию, представляют интересы соискателя при обращении в органы надзора, а также во время выездных проверок.
Новости
Лицензионное требование на утилизацию опасного мусора
Мы оказываем всестороннюю помощь в разработке, оформлении, подаче и сопровождении необходимого пакета документов на лицензирование деятельности по обращению с отходами.
Наши специалисты обеспечат прохождение регистрации на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию отходов в кратчайшие сроки. Мы работаем по всей территории страны, а потому вы можете оформить лицензию на перевозку отходов в любой регион РФ.
Любое производство, направленное на обращение с отходами I–IV классов опасности, обязано проходить лицензирование в установленном законодательством порядке. Согласно этому положению, официальной сертификации подлежат те юридические лица, деятельность которых непосредственно связана с оборотом промышленного мусора, несущего потенциальную угрозу для экологии.
Регулирует получение лицензии федеральный закон РФ «Об отходах производства и потребления» и правительственным постановлением «О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению веществ I–IV классов опасности».
Утверждается разрешение на утилизацию отходов через уполномоченный исполнительный государственный орган Росприроднадзора.
Порядок проведения регистрации на опасные отходы строго регламентирован и включает:
Срок получения лицензии на транспортировку отходов составляет до 45 дней с момента подачи заявления. Время действия сертификата неограниченно.
Классификации разрешений
В соответствии ФЗ «Об отходах производства и потребления» каждый вид деятельности по обращению с отходами, имеет свое определение и назначение.
Так, разрешение на сбор опасных веществ предполагает:
Лицензия на обращение с отходами 1-4 классов опасности
С 1 января 2016 года лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности.
Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» даны определения понятиям сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и размещения отходов производства и потребления Правительством Российской Федерации 03 октября 2015 года утверждено Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов 1-4 классов опасности (постановление Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, занимающиеся такой деятельностью, обязаны получить лицензию на неё до 1 января 2016 года.
При этом лицензии на деятельность по обезвреживанию и размещению отходов НУ классов опасности, выданные до 1 июля 2015 года, сохраняют своё действие до 1 января 2019 года.
Положение устанавливает порядок лицензирования этого вида деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Положением определены
Срок действия лицензии не ограничен при условии неизменности процесса обращения с отходами, юридических реквизитов организации, адресов осуществления деятельности.
Сроки получения лицензии колеблются в зависимости от сложности деятельности, номенклатуры отходов и количества документации, которую необходимо разработать дополнительно.
В целом, получение лицензии на обезвреживание и (или) захоронение занимает от полугода до года, на транспортирование – значительно меньше.
Реестр лицензий
До вступления в законную силу изменений, предусмотренных Федеральным законом № 478-ФЗ, запись о выданных лицензиях на бланках строгой отчетности также вносилась в реестр лицензий, ведение которого было отнесено к компетенции лицензирующего органа. Казалось бы, что же тогда изменилось и изменилось ли вовсе?
Изменения действительно незаметны и скорее связаны с основным акцентом всей реестровой модели лицензирования — юридической значимостью записи в реестре. Если ранее выданная лицензия на бланке строгой отчетности была главным документом лицензиата, подтверждающим его право на осуществление деятельности, то сейчас, благодаря реестру лицензий, любое заинтересованное лицо может узнать о лицензиате гораздо больше информации в режиме реального времени (а не только те сведения, которые указаны на бланке лицензии и актуальны на дату выдачи). К такой информации можно отнести сведения о приостановлении и возобновлении действия лицензии, об аннулировании лицензии.
Реестры лицензий формируются и ведутся лицензирующими органами в электронном виде путем внесения в них записей. При этом лицензирующий орган вправе вести реестр только в отношении тех видов деятельности, лицензирование которых он осуществляет. Следовательно, реестр лицензий на право обращения с отходами ведется Росприроднадзором и его территориальными органами.
Правила формирования и ведения реестра лицензий (далее — Правила) и типовая форма выписки из реестра лицензий утверждены Постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 № 2343.
В соответствии с Правилами при принятии решения о предоставлении заявителю лицензии в реестр лицензий вносится запись, которой присваивается номер — регистрационный номер лицензии. Указанный номер является уникальным: он не может повторять регистрационный номер лицензии, предоставленной иному лицензиату. Все дальнейшие записи в отношении конкретного хозяйствующего субъекта не могут изменять регистрационный номер лицензии.
В реестре лицензий указываются следующие сведения:
• регистрационный номер лицензии и дата предоставления лицензии;
• наименование лицензирующего органа;
• полное и, если имеется, сокращенное наименование, в т.ч. фирменное наименование, и организационно-правовая форма лицензиата — юридического лица, адрес его места нахождения, адреса мест осуществления отдельного вида деятельности, подлежащего лицензированию, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица, номер телефона и, если имеются, адреса электронной почты юридического лица;
• фамилия, имя и, если имеется, отчество лицензиата — индивидуального предпринимателя, наименование и реквизиты документа, удостоверяющего его личность, адрес его места жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя, номер телефона и, если имеются, адреса электронной почты индивидуального предпринимателя;
• идентификационный номер налогоплательщика;
• лицензируемый вид деятельности с указанием выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
• номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о предоставлении лицензии;
• срок действия лицензии в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами;
• номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о переоформлении лицензии с указанием причины переоформления лицензии;
• информация о продлении срока действия лицензии в случае, если ограничение срока действия лицензии предусмотрено федеральными законами;
• основания, даты вынесения решений лицензирующего органа о приостановлении (включая срок, на который лицензия приостанавливается), возобновлении действия лицензий и реквизиты таких решений;
• номер и дата приказа (распоряжения) лицензирующего органа о прекращении действия лицензии, основание и дата прекращения действия лицензии;
• основание, дата вынесения решения суда об аннулировании лицензии и реквизиты такого решения;
• основания и даты проведения проверок лицензиатов, предусмотренных Федеральным законом № 99-ФЗ;
• реквизиты актов, составленных по результатам проведенных проверок, предусмотренных Федеральным законом № 99-ФЗ;
• сведения о вынесенных в отношении лицензиата предписаниях об устранении нарушений лицензионных требований;
• даты и реквизиты выданных постановлений о назначении административных наказаний в виде административного приостановления деятельности лицензиатов;
• дата вынесения решения суда об отмене вступившего в законную силу решения суда об аннулировании лицензии и реквизиты такого решения;
• информация о должностном лице лицензирующего органа, внесшем сведения в реестр лицензий;
• даты внесения в реестр лицензий сведений о лицензиате;
• иные сведения, установленные нормативными правовыми актами РФ.
Структура регистрационного номера лицензии устанавливается лицензирующим органом. При этом номера и даты регистрации лицензий, предоставленных лицензирующими органами до 01.01.2021, могут вноситься в реестры лицензий в качестве регистрационных номеров лицензий и дат предоставления лицензий.
Технические ошибки в сведениях, внесенных в реестр лицензий, исправляются по решению уполномоченного должностного лица лицензирующего органа в течение не более 5 рабочих дней со дня их обнаружения: в реестр лицензий вносится новая запись со ссылкой на запись, содержащую сведения с технической ошибкой.
С 01.07.2021 сведения о предоставленных лицензиях будут доступны в личном кабинете лицензиата в федеральной государственной информационной системе «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)».
Доступ к общедоступной информации, содержащейся в реестрах лицензий, обеспечивается лицензирующим органом, ведущим соответствующий реестр лицензий, посредством ее размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в т.ч. в форме открытых данных.
Список требуемых документов для лицензии на отходы
Вот примерный список документов, которые вам потребуются для оформления лицензии на отходы (применим для любой сферы деятельности):
1. Свидетельство ЕГРЮЛ/ЕГРИП, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН), копия Устава организации, Выписка из ЕГРЮЛ
2. Правоустанавливающие документы на здания, сооружения, транспортные средства, земельные участки, на которых предполагается осуществлять лицензируемую деятельность
3. Для предприятий, производящих продукцию, – перечень товаров, работ, услуг, в ходе производства которых образуются отходы, с которыми планируется осуществлять лицензируемый вид деятельности
4. Краткое описание производственной деятельности и полная схема деятельности по обращению с отходами от образования до удаления (материалы обоснования деятельности по обращению с отходами)
5. Паспорта, СЭЗ и сертификаты на сырье, продукцию, оборудование
6. Если планируется транспортирование отходов: паспорта транспортных средств, договоры на временное хранение (стоянку), договоры на мойку, техническое обслуживание и ремонт транспорта, свидетельство о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, наличие спецзнаков и соответствие требованиям, предъявляемым к транспорту по перевозке опасных грузов
7. Для водителей – обязательный медицинский осмотр, инструктаж, наличие стажа вождения не менее 3 лет, свидетельство на право сопровождения опасных грузов, сведения о наличии санитарно-бытовых помещений для водителей
8. Список должностей работников, подлежащих медицинским осмотрам, согласованный с Роспотребнадзором, договоры на медицинский осмотр и его последние результаты
9. Копии свидетельств/сертификатов на право работы с опасными отходами лиц, допущенных к обращению с отходами
10. Сведения о выдаче спецодежды, СИЗ
11. Договор на дезинфекцию, дезинсекцию, дератизацию зданий и помещений
12. Договоры на теплоснабжение, энергоснабжение, водоснабжение
13. Сведения о местах накопления отходов – расположение, вместимость, соответствие санитарным и экологическим нормам, ответственные лица
14. Экологическая документация:
– Инструкции по обращению с отходами
– Программа производственного экологического контроля и ее результаты
– Наличие проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и документа об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (при необходимости)
– Паспорта отходов I-IV классов опасности
– Разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, СЭЗ на проект нормативов ПДВ
15. Санитарная документация:
– Наличие проекта СЗЗ, результаты замеров на границе СЗЗ согласно плану-графику контроля, либо расчет рассеивания выбросов загрязняющих веществ – если требуется для данного предприятия согласно СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и Постановления Правительства № 222 от 03.03.18 г.
– Протоколы замеров качества состояния атмосферного воздуха, воды, сточных вод, воздуха рабочей зоны, сточных вод, уровней физического воздействия и т.д.
– Расчеты класса опасности отходов для здоровья человека (паспорта токсичности) согласно требованиям Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 16.06.2003 N 144 «О введении в действие СП 2.1.7.1386-03»
– Договоры на передачу отходов лицензированным организациям либо лицензированным полигонам, внесенным в ГРОРО, акты на прием-передачу отходов.
16. Ситуационный план расположения площадки
17. Карта-схема расположения зданий и сооружений с нанесением всех мест временного накопления отходов (МВН)
18. Информация о арендаторах (количество, виды деятельности)
19. Пояснительная записка (описание структурных подразделений и их деятельности)
Внимание! Нигде в законодательстве не установлены термины «паспорт токсичности отхода» или «расчет классов опасности для здоровья человека», кроме указанных СП. Регламентов разработки и согласования паспортов токсичности так же нет.
Паспорта чаще всего предлагается разработать в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» на платной основе и там же получить экспертное заключение на них (даже не СЭЗ). Так что данное требование является достаточно спорным. Кроме того, управление Роспотребнадзора может выдвигать дополнительные требования по материалам к предоставлению, иногда законом не обоснованные.