/
Инструкция по получению выписки из ЕГИСЗ
В данном разделе приведены ответы на часто задаваемые вопросы наших клиентов.
Росаккредитация рекомендует россиянам проверять аккредитацию компаний перед поверкой бытовых счетчиков.
Напомним ,что 24 сентября вступила в силу новая редакция закона “Об обеспечении единства измерений”, устанавливающая новые требования к результатам поверки бытовых счетчиков. Теперь юридическую силу имеет только электронная запись в едином реестре Росстандарта. А бумажные свидетельства будут выдаваться лишь если сам владелец счетчиков попросит. Вносить же данные о поверке бытовых счетчиков могут только аккредитованные в национальной системе аккредитации лица.
Узнать, какие компании аккредитованы на право проведения поверки счетчиков и внесения данных в единый реестр Росстандарта можно в реестре аккредитованных лиц на сайте Росаккредитации. Это поможет не попасть на удочку мошенников.
Для проверки аккредитованного лица потребителю нужно запросить у компании, которая будет делать поверку, точное наименование и (или) ее ИНН. Имея эти данные, любой человек может зайти в открытый реестр на сайте Росаккредитации.
После ввода данных в поля “наименование компании” и (или) “ИНН” при наличии аккредитации у компании появится информация об аккредитованном лице. Далее следует обратить внимание на статус аккредитации (пиктограмма зеленого цвета – действует, желтого – приостановлена, красного – прекращена). После проведения поверки потребитель также может проверить запись о поверке в едином реестре Росстандарта.
БГУ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ “ЮРЬЕВЕЦРАЙ СББЖ”
155450, РОССИЯ, Ивановская обл, Юрьевецкий р-н, г Юрьевец, ул Пушкина, дом 25
625002, РОССИЯ, Тюменская обл, г Тюмень, ул Осипенко, дом 81, часть коридора, помещения 9, 11, 12, 20, 24
344037, РОССИЯ, Ростовская обл, г Ростов-на-Дону, ул 30-я линия, дом 54
ООО “АС ЭТАЛОН”
АЛ в ОЕИ
630108, РОССИЯ, Новосибирская обл, г Новосибирск, ул Станционная, дом 16/1, помещение 18
ООО СМК “ВЕРТИКАЛЬ”
603016, РОССИЯ, Нижегородская обл, г Нижний Новгород, ул Монастырка, дом 21Б, литер А, оф.2
АЛ в ОЕИ
420141, РОССИЯ, Респ Татарстан, г Казань, ул Академика Завойского, дом 23, 1003
ФГБУ “РЭА” МИНЭНЕРГО РОССИИ
140004, РОССИЯ, Московская обл, г Люберцы, улица Электрификации, д. 26, кабинет 51
ФГБУ “ПРИМОРСКОЕ УГМС”
690074, РОССИЯ, Приморский край, г Владивосток, улица Снеговая, дом 121, (кадастровый номер 25:28:040014:6313).
АНО “СОЮЗЭКСПЕРТИЗА” ТПП РФ
125375, РОССИЯ, Г Москва, вн.тер.г. муниципальный округ Тверской, улица Дмитровка М., дом 13/17, строение 1
Валидация: Добыча нефти и нефтяного (попутного) газа;
Верификация: Добыча нефти и нефтяного (попутного) газа, Добыча декоративного и строительного камня, известняка, гипса, мела и сланцев, Производство нефтепродуктов, Производство прочих основных неорганических химических веществ, Производство электроэнергии, Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха, Сбор и обработка сточных вод, Сбор неопасных отходов, Строительство автомобильных дорог и автомагистралей, Деятельность трубопроводного транспорта, Деятельность вспомогательная, связанная с сухопутным транспортом,
115409, РОССИЯ, Г Москва, ш Каширское, дом 49, помещение XIII, 2 этаж, помещения 4, 8, 8.1, 15
Как проверить аккредитацию лаборатории в Реестре Росаккредитации
Если вам необходимо проверить аккредитацию лаборатории, то вы можете воспользоваться реестром аккредитованных лиц Росаккредитации.
Ниже рассмотрим, как с ним работать:
1. Заходим на сайт Росаккредитации ( https://fsa.gov.ru/)
2. Нажимаем на кнопку «Найти» в разделе «Аккредитованные лица» и выбираем «Реестр аккредитованных лиц».
Реестр позволяет найти аккредитованную лабораторию по номеру записи в реестре аккредитованных лиц, ИНН организации или ее наименованию, а также наименованию аккредитованного лица или адресу места осуществления деятельности.
Для поиска по ряду критериев возможно воспользоваться фильтром слева.
В случае, если вы хотите изменить критерии поиска, то необходимо нажать на кнопку «Очистить фильтр» и заполнить заново необходимые поля.
Наличие зеленого значка в столбце статус говорит, что лаборатория действует и может проводить испытания.
Аккредитованная испытательная лаборатория может проводить испытания для цели подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов Таможенного союза только, если она включена в национальную часть Единого реестра. Для проверки данной информации достаточно обратить внимание на столбец «НЦ ЕР» или зайти в карточку аккредитованного лица (нажав на строку интересующей испытательной лаборатории) и обратиться ко вкладке слева «национальная часть Единого реестра».
При необходимости проведения испытаний для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов таможенного союза в форме сертификации или декларирования, вы можете обратиться к нашим экспертам в орган по сертификации продукции ВЕРТЕСТ.
Узнайте о других полезных электронных сервисах ФСА (Росаккредитации)
1. Реестр аккредитованных лиц должен содержать:
1) сведения об аккредитованных лицах:
а) наименование юридического лица, адрес места нахождения, номер телефона, факса и (в случае, если имеется) адрес электронной почты юридического лица;
б) фамилию, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, адрес места жительства, номер телефона и (в случае, если имеется) адрес электронной почты индивидуального предпринимателя;
в) идентификационный номер налогоплательщика, данные документа о постановке на учет в налоговом органе;
2) даты внесения в реестр сведений об аккредитованном лице;
3) номер и дату принятия решения об аккредитации;
4) уникальный номер записи об аккредитации в реестре аккредитованных лиц;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) область аккредитации;
6) утратил силу. – Федеральный закон от 29.07.2018 N 262-ФЗ;
(см. текст в предыдущей редакции)
7) номер и дату принятия решения о прекращении действия аккредитации;
8) основания и даты проведения контрольных (надзорных) мероприятий, реквизиты актов, составленных по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;
(п. 8 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) адреса мест осуществления деятельности в соответствующей области аккредитации;
10) даты выдачи и реквизиты предписаний об устранении выявленных нарушений требований законодательства Российской Федерации к деятельности аккредитованных лиц, протоколов об административных правонарушениях, постановлений о назначении административных наказаний;
11) номера и даты принятия решений о приостановлении и возобновлении действия аккредитации, реквизиты таких решений;
12) номера и даты принятия решений о расширении или сокращении области аккредитации, реквизиты таких решений;
13) сведения о прохождении процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица;
14) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
2. Реестр аккредитованных лиц содержит также сведения о включении аккредитованного лица в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза. Порядок и основания принятия национальным органом по аккредитации, в том числе с участием иных заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и организаций, решений о включении аккредитованных лиц в национальную часть Единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза и об их исключении из него определяются Правительством Российской Федерации с учетом права Евразийского экономического союза.
(часть 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Реестр экспертов по аккредитации должен содержать следующие сведения об экспертах по аккредитации:
1) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер телефона и адрес электронной почты физического лица, идентификационный номер налогоплательщика;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) номер и дата принятия решения об аттестации;
3) область аттестации;
4) номер и дата принятия решения о прекращении действия аттестации;
5) сведения о квалификации, в том числе о прохождении повышения квалификации, профессиональной переподготовки;
6) наименование и адрес места нахождения экспертной организации, в которой работает эксперт по аккредитации или с которой он осуществляет взаимодействие в целях оказания услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом;
7) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
4. Реестр технических экспертов должен содержать следующие сведения:
1) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество физического лица, адрес места жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер телефона, адрес электронной почты физического лица, идентификационный номер налогоплательщика;
(в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) номер и дата принятия решения о включении физического лица в указанный реестр;
3) номер и дата принятия решения об исключении технического эксперта из указанного реестра;
4) сведения о квалификации технического эксперта;
5) область или области специализации технического эксперта;
6) место работы технического эксперта, занимаемая должность;
7) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
5. Реестр экспертных организаций должен содержать следующие сведения об экспертных организациях:
1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование юридического лица, адрес его места нахождения, номер телефона и адрес электронной почты юридического лица;
2) адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;
3) фамилии, имена и (в случае, если имеются) отчества экспертов по аккредитации, для которых экспертная организация является основным местом работы или с которыми она осуществляет взаимодействие в целях оказания услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом;
4) номер и дату принятия решения о внесении сведений об экспертной организации в реестр экспертных организаций;
5) номер и дату принятия решения о внесении сведений об исключении экспертной организации из реестра экспертных организаций;
6) иные сведения, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
6. Порядок формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций, в том числе состав дополнительных сведений, включаемых в указанные реестры, и порядок предоставления сведений из указанных реестров устанавливаются Правительством Российской Федерации.
7. Сведения, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, реестре экспертов по аккредитации, реестре технических экспертов, реестре экспертных организаций, другие сведения по вопросам аккредитации являются открытыми для ознакомления с ними заинтересованных лиц, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую, иную охраняемую законом тайну, других сведений, доступ к которым ограничен федеральными законами.
8. Национальный орган по аккредитации обеспечивает возможность направления и получения в электронной форме сведений и документов, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) аккредитация в национальной системе аккредитации (далее также – аккредитация) – подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации;
1.1) схема аккредитации – совокупность правил и процедур, применяемых при оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в соответствующей сфере деятельности в рамках заявленной или определенной области аккредитации. Схема аккредитации для сферы деятельности заявителя, аккредитованного лица разрабатывается и принимается национальным органом по аккредитации;
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 176-ФЗ)
2) выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) – документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) аттестация эксперта по аккредитации – подтверждение соответствия физического лица, претендующего на получение статуса эксперта по аккредитации, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, требованиям (далее – требования к эксперту по аккредитации) и признание его компетентности проводить экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в определенной области аккредитации;
4) заявитель – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, претендующие на получение аккредитации;
5) аккредитованное лицо – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, получившие аккредитацию в порядке, установленном настоящим Федеральном законом;
6) выездная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее также – выездная оценка) – мероприятия, включающие в себя выездную экспертизу соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, а также выездные мероприятия по оценке соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации, которые осуществляются должностными лицами национального органа по аккредитации по месту или местам осуществления заявителем, аккредитованным лицом деятельности в заявленной или определенной области аккредитации и (или) на территории лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг, или лица, заключившего договор с аккредитованным лицом на выполнение работ и (или) оказание услуг (далее – выездные мероприятия, осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации). В случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, выездная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации может проводиться дистанционно с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе посредством аудио- и видео-конференц-связи (далее – удаленная оценка);
(п. 6 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) документарная оценка соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации – совокупность мероприятий, включающих в себя экспертизу представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений, осуществляемые должностными лицами национального органа по аккредитации мероприятия по проверке предоставленного по результатам такой экспертизы экспертного заключения или акта экспертизы;
7.1) свидетельская оценка – наблюдение за выполнением заявителем, аккредитованным лицом работ и (или) оказанием ими услуг в соответствии с заявленной или определенной областью аккредитации, осуществляемое экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в рамках выездной экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и (или) должностными лицами национального органа по аккредитации в рамках выездных мероприятий, осуществляемых должностными лицами национального органа по аккредитации. Свидетельская оценка может проводиться по месту или местам осуществления заявителем, аккредитованным лицом деятельности в заявленной или определенной области аккредитации и (или) на территории лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг, или лица, заключившего договор с аккредитованным лицом на выполнение работ и (или) оказание услуг (далее – заказчик). В случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, свидетельская оценка может проводиться в виде удаленной оценки;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 11.06.2021 N 176-ФЗ)
8) критерии аккредитации – совокупность требований, которым должен удовлетворять заявитель и аккредитованное лицо при осуществлении деятельности в определенной области аккредитации;
9) область аккредитации – сфера деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, на осуществление которой подано заявление и (или) которая определена при их аккредитации либо расширена, сокращена или актуализирована. Описание области аккредитации осуществляется в соответствии с утверждаемыми национальным органом по аккредитации методическими рекомендациями;
(п. 9 в ред. Федерального закона от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
9.1) актуализация области аккредитации – изменение описания области аккредитации, осуществляемое по инициативе аккредитованного лица в рамках процедуры подтверждения компетентности и (или) в иных случаях, определенных национальным органом по аккредитации, в связи с изменением описания отдельных элементов формы области аккредитации и (или) включенных в область аккредитации документов, в соответствии с которыми аккредитованное лицо выполняет работы и (или) оказывает услуги по оценке соответствия (в том числе в связи с изданием таких документов в новой редакции или изданием документов, заменяющих или дополняющих указанные документы);
(п. 9.1 введен Федеральным законом от 29.07.2018 N 262-ФЗ)
10) область аттестации эксперта по аккредитации – сфера деятельности эксперта по аккредитации, устанавливаемая при аттестации эксперта по аккредитации;
11) область специализации технического эксперта – сфера деятельности, в которой технический эксперт обладает специальными знаниями и которая определяется национальным органом по аккредитации при включении физического лица в реестр технических экспертов;
12) национальный орган по аккредитации – федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять функции по аккредитации в национальной системе аккредитации в соответствии с настоящим Федеральным законом;
13) экспертная организация – юридическое лицо, выполняющее функции по организации оказания заявителю, аккредитованному лицу услуг, необходимых и обязательных для предоставления государственных услуг в соответствии с настоящим Федеральным законом, и включенное в реестр экспертных организаций;
14) эксперт по аккредитации – физическое лицо, аттестованное в установленном порядке национальным органом по аккредитации, привлекаемое указанным органом для организации и проведения экспертизы соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в определенной области аккредитации и включенное в реестр экспертов по аккредитации;
15) экспертиза представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений – совокупность мероприятий по анализу представленных заявителем, аккредитованным лицом документов и сведений на соответствие критериям аккредитации, которые проводятся экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в ходе оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и по результатам проведения которых оформляется экспертное заключение;
16) выездная экспертиза соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее также – выездная экспертиза) – мероприятия по обследованию заявителя, аккредитованного лица по месту или местам осуществления ими деятельности в области аккредитации и (или) на территории лица, имеющего намерение заключить договор с заявителем на выполнение работ и (или) оказание услуг, или заказчика, в том числе свидетельская оценка, которые осуществляются экспертной группой, сформированной национальным органом по аккредитации, в ходе оценки соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации и по результатам осуществления которых составляется акт выездной экспертизы или акт экспертизы. В случаях, определяемых Правительством Российской Федерации, выездная экспертиза соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации может проводиться в виде удаленной оценки;
(п. 16 в ред. Федерального закона от 11.06.2021 N 176-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
17) технический эксперт – физическое лицо, которое обладает специальными знаниями в определенной области аккредитации, соответствует установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области аккредитации, требованиям (далее – требования к техническому эксперту), привлекается национальным органом по аккредитации для участия в экспертизе соответствия заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации в определенной области аккредитации и включено в реестр технических экспертов;
18) знак национальной системы аккредитации – символ, присваиваемый национальным органом по аккредитации и свидетельствующий об аккредитации в национальной системе аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя, его применяющих.
Как получить выписку из ЕГИСЗ об аккредитации?
Электронным документом с помощью портала Госуслуг.
Чтобы получить подтверждение через Госуслуги из ЕГИСЗ, нужно:
Заполнить заявление с указанием следующей информации:
- Ф. И. О. — отчество указывается при наличии;
- даты рождения;
- СНИЛС;
- адреса электронной почты;
- номера телефона для связи;
- сведений о паспорте или другом документе, удостоверяющем личность.
Данные могут заполниться автоматически, если на портале Госуслуг уже хранится информация об основных документах.
Услуга по предоставлению выписки из ЕГИСЗ через Госуслуги бесплатная
Чтобы открыть или распечатать выписку, нужно:
- скачать архив с документом на ваше устройство;
- разархивировать файл — помогут программы WinRAR, PeaZip, 7z и так далее;
- файл с выпиской называется excerpt.pdf, другой файл — цифровая подпись.
Документ excerpt.pdf можно распечатать или скопировать на электронный носитель — «флешку» или другое устройство.
О формировании выписки из реестра аккредитованных лиц (аттестата аккредитации)
Федеральная служба по аккредитации напоминает аккредитованным лицам, что в соответствии с пунктом 2 статьи 4 и пунктом 3.1. статьи 25 Федерального закона от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) формируется аккредитованными лицами во ФГИС Росаккредитации в автоматизированном режиме.
Полученная таким образом выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) удостоверяет аккредитацию в определенной области аккредитации на момент ее формирования и имеет равную юридическую значимость с аттестатами аккредитации, выданными Федеральной службой по аккредитации до вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2018 года № 262-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации».
Одновременно Федеральная служба по аккредитации информирует о модернизации сервиса формирования выписки из реестра аккредитованных лиц (аттестата аккредитации) в личных кабинетах аккредитованных лиц во ФГИС Росаккредитации.
Для формирования запроса на формирование выписки из реестра аккредитованных лиц (аттестата аккредитации) аккредитованному лицу необходимо перейти в запись об аккредитованном лице в реестре и нажать пиктограмму выписки в правом верхнем углу экрана.
Выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) содержит QR-код с прямой ссылкой на размещенную в свободном доступе запись об аккредитованном лице в реестре аккредитованных лиц.
Новые правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации и проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица
26 ноября 2021 г постановлением Правительства РФ № 2050 утверждены правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, правила проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, правила внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные федеральным законом № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28 декабря 2013 г. (п. 7 и 8 ч. 1 ст. 21), правила рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации.
Данное постановление также внесло коррективы в некоторые положения правил формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденных постановлением Правительства РФ № 604 от 1 июля 2014 г.
Вступление в силу
Постановление Правительства РФ № 2050 вступает в силу с 1 марта 2022 г. (за исключением отдельных положений, которые начнут применяться с 1 сентября 2022 г.), и будет действовать до 1 марта 2028 г. Официальный текст постановления можно прочитать здесь.
Правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации
В постановлении описаны проведения аккредитации заявителей на получение аккредитации в национальной системе аккредитации. В том числе:
- правила подачи и рассмотрения заявления об аккредитации и прилагаемых к нему документов и сведений,
- основания для возврата заявления об аккредитации без рассмотрения,
- порядок прекращения осуществления процедур аккредитации заявителя на основании его заявления,
- порядок проведения оценки соответствия заявителя критериям аккредитации,
- порядок применения схем аккредитации,
- порядок формирования и утверждения программы выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, в том числе случаи проведения дистанционной выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации (с помощью аудио- и видео-конференц-связи),
- случаи и порядок проведения свидетельской оценки.
Для начала процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) заявитель должен направить заявление посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в виде электронного документа, который подписан усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя.
Форма заявления об аккредитации установлена законом № 412-ФЗ от 28 декабря 2013 г. (п. 3 ст. 7).
Каждое заявление составляется только на одну область аккредитации (в соответствии законом № 412-ФЗ от 28 декабря 2013 г. (п. 11 ст. 4)).
К заявлению прилагается комплект документов, в соответствии с п. 3 ст. 7 закона № 412-ФЗ от 28 декабря 2013 г.:
- заявляемая область аккредитации;
- анкета самообследования заявителя;
- скан-копии документов, а также сведения, подтверждающие соответствие заявителя критериям аккредитации.
Правила проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица
Для прохождения аккредитации, заявитель представляет в Росаккредитацию заявление и прилагаемые к нему пакет документов, в соответствии с п. 3 ст. 7. закона № 412-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
Эти же документы подаются в электронном виде через ФГИС не позднее чем за 20 дней до наступления срока прохождения процедуры подтверждения компетентности, в соответствии с ч. 1 ст. 24 закона № 412-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
Пакет документов, формируемый вместе с заявлением на подтверждение компетенции, включает:
- утвержденную область аккредитации (для расширения области аккредитации дополнительно прилагается заявляемая к расширению область аккредитации);
- анкету самообследования аккредитованного лица;
- скан-копии документов, а также сведения, подтверждающие соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации.
Правила внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц
Для внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, заявитель, не позднее 10 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений, оформляет в системе ФГИС Росаккредитации электронное заявление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя.
К документам на иностранных языках должны быть приложены переводы на русский язык.
Внесение изменений производится не позднее 20 рабочих дней со дня подачи заявления в Росаккредитацию.
Правила прекращения действия аккредитации
Порядок прекращения аккредитации аккредитованного лица аналогичен порядку внесения изменений. При этом, Бывшее аккредитованное лицо должно уведомить своих заказчиков о прекращении аккредитации.
ЕГИСЗ
Единая государственная информационная система в здравоохранении. Здесь хранится информация, подтверждающая прохождение аккредитации специалистами. Обычно для трудоустройства достаточно проверить сведения в федеральном реестре медицинских работников (ФРМР — подсистема ЕГИСЗ). Однако бывают ситуации, когда у медучреждения нет доступа к ФРМР, поэтому нужно получить выписку из ЕГИСЗ и представить работодателю бумажные сведения о прохождении аккредитации.
Виды выписок
Существует 3 вида выписок, свидетельствующих о статусе прохождения аккредитации:
- специалист прошел аккредитацию — приходит выписка со сведениями;
- действующее свидетельство об аккредитации не найдено — аккредитация еще не пройдена или Минздрав не успел внести информацию;
- информация о специалисте отсутствует в ФРМР — работодатель не внес работника в систему или специалист работает в ведомственной организации.
Если просто нет информации об аккредитации в ЕГИСЗ, стоит подождать несколько дней. При отсутствии данных в ФРМР о специалисте, рекомендуется обратиться к руководителю учреждения или отдел кадров для внесения сведений в реестр. Сотрудникам ведомственных организаций нужно заказать свидетельство в Минздраве или попросить работодателя подать запрос.
Что же не учли организаторы закупок?
Прежде всего, им необходимо было обратить внимание на ст. 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ “Об аккредитации в национальной системе аккредитации“, указывающую на необходимость признания результатов аккредитации (взаимное признание) в соответствии с международными договорами Российской Федерации, заключенными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Указывая в закупочной документации на наличие у претендентов аттестата аккредитации, выданного именно Росаккредитацией, организаторы закупки тем самым ограничивают возможность участия в закупке не только иностранных, но и российских организаций, получивших эквивалентный аттестат аккредитации.
Причем оформить такой аттестат могут не только иностранные контролирующие органы, но и признаваемые саморегулируемые организации и ассоциации, в том числе имеющие свои представительства в России.
Необходимость и обязательность признания таких аттестатов подтверждается также подписанными в 2017 году Федеральной службой по аккредитации Российской Федерации:
- договоренностью о взаимном признании Азиатско-Тихоокеанской организации по аккредитации лабораторий (APLAC MRA);
- договоренностью о взаимном признании Международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC-P5:02/2016).
Каждая организация подписавшая такую договоренность:
- признает, в пределах своих полномочий, свидетельства об аккредитации, выдаваемые другими участниками договоренности, эквивалентными собственным свидетельствам об аккредитации;
- принимает и использует подтвержденные сертификаты и протоколы организаций, аккредитованных другими участниками договоренности, наравне с подтвержденными сертификатами и протоколами аккредитованных ею организаций.
Текст соответствующих соглашений и его перевод на русский язык размещены на официальном сайте Росаккредитации в разделе “Международное сотрудничество”.
К настоящему моменту участниками Договоренности ILAC являются более 100 органов по аккредитации. Некоторые из них представлены и в Российской Федерации.
1 января в результате слияния Азиатско-Тихоокеанской организации по аккредитации лабораторий (APLAC) и Тихоокеанской организации по аккредитации (PAC) было создано Азиатско-Тихоокеанское аккредитационное сотрудничество (APAC). Росаккредитация также автоматически стала членом APAC в рамках правопреемства организаций.
Необходимость признания эквивалентности аттестатов аккредитаций, выданных участниками ILAC уже подтверждается и в решениях российских судов.
В качестве примеров можно назвать:
- постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 6 декабря 2018 г. № 10АП-19930/18, в котором суд признал в качестве допустимых доказательств протокол анализа, проведенный компанией Еврофанс Аналитикс Франс (Франция);
- постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 3 сентября 2018 г. № 09АП-44078/2018 по делу № А40-238100/17 (постановлением Арбитражного суда Московского округа от 24 декабря 2018 г. № Ф05-21936/2018 данное постановление оставлено без изменения), в котором суд признал в качестве допустимых доказательств протоколы химического анализа лаборатории, аккредитованной полноправным членом ILAC и APLAC, а также подписантом Договоренности о взаимном признании ILAC MRA – ААЦ “Аналитика” (Россия).
Аналогичный вывод содержит и решение Арбитражного Суда Краснодарского края от 10 апреля 2018 г. по делу № А32-51044/2017.
В своих решениях суды указали, что раз конкретная организация уже аккредитована в соответствии с требованиями ILAC, то в связи с подписанием Росаккредитацией соглашения о взаимном признании международной организации по аккредитации лабораторий (ILAC MRA) и членством Росаккредитации в ILAC, полученные в результате ее деятельности результаты могут быть признаны в России без прохождения каких-либо дополнительных процедур и условий.
С учетом вышеуказанного, возможно порекомендовать российским организаторам закупочных процедур вместо требования о необходимости наличия у участников закупки аттестата аккредитации Федеральной службы по аккредитации ограничиваться нейтральным указанием на необходимость “наличия у участника закупки или его субподрядчиков действующего аттестата аккредитации на выполнение соответствующих работ или оказание услуг”.
Лично или заказным письмом через ФАЦ
Вы можете отправить заявление в федеральный аккредитационный центр, чтобы получить выписку из ЕГИСЗ. Для этого нужно обратиться в один из центров:
Заявление можно заполнить от руки или на компьютере, в конце ставится подпись. В подаваемом заявление нужно будет указать:
- Ф. И. О. — отчество при наличии;
- дату рождения;
- почтовый адрес;
- СНИЛС;
- сведения о паспорте или другому документе, удостоверяющем личность.
А какие риски возникают при требовании копии аттестата аккредитации?
Что же касается требования об обязательном предоставлении участником закупки заверенной копии аттестата аккредитации, то здесь в невыгодном положении могут оказаться как раз российские организации. В особенности те из них, которые прошли процедуру аккредитации лишь недавно.
Дело в том, что Федеральным законом от 29 июля 2018 г. № 262-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “Об аккредитации в национальной системе аккредитации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации” процедура оформления и выдачи аттестата аккредитации была заменена более простой, в техническом плане, процедурой оформления выписки из реестра аккредитованных лиц.
Соответствующие изменения были внесены, в том числе, в текст п. 2 ст. 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ “Об аккредитации в национальной системе аккредитации“. Согласно действующему изложению указанной нормы теперь выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) – это документ, формируемый в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации на момент его формирования.
В информации, размещенной в августе 2018 года на официальном сайте Росаккредитации (http://fsa.gov.ru/news/index/show_id/2252), прямо указывается, что в связи с изменением законодательства с 30 июля 2018 года Росаккредитация прекратила выдачу аттестатов аккредитации на бумажном носителе (дубликатов аттестата аккредитации).
Как отмечается в размещенном 4 ноября 2018 года на официальном сайте Росаккредитации сообщении, выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) удостоверяет аккредитацию в определенной области аккредитации на момент ее формирования и имеет равную юридическую значимость с аттестатами аккредитации, выданными Федеральной службой по аккредитации до вступления в силу Федерального закона от 29 июля 2018 г. № 262-ФЗ “О внесении изменений в федеральный закон “Об аккредитации в национальной системе аккредитации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка аккредитации“.
Выписка из реестра аккредитованных лиц (аттестат аккредитации) содержит QR-код с прямой ссылкой на размещенную в свободном доступе запись об аккредитованном лице в реестре аккредитованных лиц.
Действующая процедура оформления выписки как-либо не ограничивает частоту запросов на ее оформление. По этой причине, оформление копии выписки представляется нецелесообразным. При подготовке документации об участии в закупке она может быть представлена в оригинале, а представители организатора закупки имеют возможность самостоятельно проверить ее подлинность и достоверность содержащихся в ней сведений.
Как внести информацию в ФРМР?
Сведения в могут внести только работодатели. Специалисты не имеют доступ к регистру.
Если информация отсутствует, попросите руководителя учреждения внести данные в ФРМР для получения сведений об аккредитации через ЕГИСЗ.
Проверка аккредитации
На сайте Государственного центра испытаний, сертификации и стандартизации ГоЦИСС Вы можете легко и быстро проверить и убедиться в наличии или отсутствии аккредитации любого органа по сертификации Российской Федерации.
Проверка аккредитации в Реестре аккредитованных лиц Федеральной службы по аккредитации
Для проверки аккредитации органа по сертификации, испытательного центра или лаборатории в реестре аккредитованных лиц
Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации), необходимо кликнуть на форму поиска и заполнить данные
(достаточно вписать ИНН или наименование аккредитованного лица)
Перейти в Реестр аккредитованных лиц
При формировании поисковых запросов в Реестре аккредитованных лиц необходимо учитывать следующее:
1. Сведения, вносимые в Реестр аккредитованных лиц, публикуются в открытом доступе на следующий день после регистрации (это обусловлено техническим решением для сокращения времени поиска).
2. Во избежание технических ошибок в написании символов или форматах номеров реестровых записей предпочтительно указывать неполные параметры поиска, например, последние 5 символов номера аттестата аккредитации.
3. В поля Реестров следует вводить несклоняемую часть поисковой фразы без кавычек и спецсимволов.
Например, чтобы проверить аккредитацию органа по сертификации Общества с ограниченной ответственностью «Северо-Западный центр сертификации и стандартизации» ООО «СЗЦ» в поле для поиска достаточно вставить ИНН организации
Что делать, если Вы не нашли орган по сертификации в Реестре аккредитованных лиц?
Если Вы не нашли орган по сертификации в Реестре аккредитованных лиц – это означает, что вероятнее всего орган по сертификации не имеет государственной аккредитации подтверждающей право проведения сертификации систем менеджмента (ISO 9001, ISO 14001, OHSAS 18001, ISO 22000 и др.) в национальной системе аккредитации.
В целях исключения технических ошибок при пользовании Реестром аккредитованных организаций Вы можете обратиться в ГоЦИСС по указанным ниже контактам.
Что предпринять организаторам закупок, чтобы избежать новых рисков обжалования закупочных процедур?
Таким образом, в целях приведения закупочной документации современным требованиям нормативных актов и правоприменительной практики, а также снижения рисков последующего оспаривания результатов закупочной процедуры организаторам закупок можно порекомендовать:
- Проверить текст собственного Положения о закупках и типовых форм закупочной документации, включая тексты предлагаемых участникам закупки проектов договоров и приложений к ним на предмет упоминания в них об обязательном наличии у участников закупки соответствующих аттестатов аккредитации, выданных конкретными органами власти Российской Федерации, в том числе Росаккредитацией. В случае выявления таких условий, их целесообразно заменить более нейтральным указанием на необходимость “наличия у участника закупки или его субподрядчиков действующего аттестата аккредитации на выполнение соответствующих работ или оказание услуг”.
- Требование об обязательном предоставлении участником закупки заверенной копии аттестата аккредитации следует дополнить указанием на альтернативную возможность предоставления сформированной в автоматическом режиме средствами федеральной государственной информационной системы в области аккредитации выписки из реестра аккредитованных лиц.
Как не нарушить Закон о защите конкуренции, требуя аттестат аккредитации у участника закупки?
3 июня 2019
Президент отделения Верховенства права и развития, академик International Informatization Academy, к. ю. н.
специально для ГАРАНТ.РУ
Среди требований к участникам закупочных процедур нередко можно встретить упоминание про обязательное наличие у них соответствующих аттестатов аккредитации Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитации). В составе предоставляемой документации от участника закупки требуется предоставить надлежащим образом заверенную копию такого аттестата об аккредитации. Подобные условия можно встретить как в информации о закупках, проводимых по правилам Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“, так и для закупок, проводимых по правилам Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон № 223-ФЗ).
Следует обратить внимание, что подобные формулировки требований к участникам закупочных процедур могут быть признаны нарушением требований ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ “О защите конкуренции“. Причем подобные объявления о закупках и возникшие на их основе договорные отношения могут быть оспорены как на этапе размещения информации о закупке, так и на этапе исполнения договорных обязательств.
В свете же достигнутых не так давно международных межведомственных соглашений и вступивших в силу изменений законодательства риски подобного оспаривания только возрастают.
Способы подтверждения результатов аккредитации
Для медицинской или фармацевтической практики в учреждениях здравоохранения больше не нужно предоставлять работодателю бумажное свидетельство об аккредитации. Работодатели имеют доступ к ФРМР, поэтому могут проверить информацию без бумажного свидетельства.
Однако бывают и ситуации, когда специалисту нужно предъявить выписку из ЕГИСЗ:
- если у работодателя, по техническим причинам, отсутствует доступ к системе;
- в случае трудоустройства в ведомственные учреждения — ФСБ, МВД и так далее;
- при трудоустройстве в российское медучреждение, расположенное за пределами РФ.