Решать задачи машиностроения и основные проблемы машиностроительного комплекса

Параллельный импорт и импортозамещение — основные инструменты для сокращения дефицита

При относительно небольших потерях из-за санкций, мы все равно должны постоянно наращивать проиводство оборудования, особенно пока политическая ситуация дала возможность уменьшить долю импорта в машиностроении.

Например, в нашей группе компаний создано отдельное предприятие, которое производит электродвигатели и трансформаторы, обеспечивающие потребности всего холдинга — это позволило нам отказаться от зарубежного оборудования.

Но в целом российская машиностроительная отрасль зависима от импортных решений. Отечественный автопром, «зеленая» энергетика, например, критически нуждаются в зарубежных комплектующих, особенно, в вопросе электроники.

21 июня 2022 года Госдума РФ легализовала параллельный импорт, таким образом и импортеры, и поставщики товаров на территорию РФ защищены от ответственности за использование данной схемы. Закон упростит торговлю дефицитной номенклатурой из списка параллельного импорта и позволит стабилизировать цены на продукцию.

Для машиностроения это означает возврат возможности приобретать западное высокотехнологичное оборудование, аналогов которого не существует в России.

Однако есть вероятность, что в скором времени государственная политика импортозамещения позволит решить и этот вопрос.

В РФ еще остались разработки со времен советского лидерства в микроэлектронике: например, действует производство микросхем с проектными нормами 90 нанометров, выпускаются заготовки для устройств размером 65 нанометров.

Они не подойдут для производства современных смартфонов и персональных компьютеров, но смогут покрыть потребности компаний-изготовителей бытовой техники, автомобилей, промышленного оборудования, а также минимизировать дефицит в некоторых вопросах оборонной и космической отраслей.

Машиностроение – это отрасль, которая включает в себя: общее машиностроение, специализирующейся на выпуске производственного оборудования; транспортное машиностроение; электротехническая и электронная промышленность; приборостроение; производство военной техники и вооружения и рад других подотраслей и производств (около 300). Мы видим, как много отраслей составляет машиностроительный комплекс, отсюда следует большое количество проблем и задач, которые рассматриваются ниже.

Одной из главных задач машиностроения является коренная реконструкция и опережающий рост таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность, производство вычислительной техники, что позволит России набрать темпы для приближения к мировому уровню экономики.

Отечественному машиностроению присущ целый ряд проблем, которые можно сгруппировать в зависимости от их характера.

1. Проблемы, связанные с развитием машиностроительного комплекса:

– низкие темпы роста ведущих отраслей, а в некоторых случаях и спад производства;

– простои многих предприятий;

– низкие темпы обновления оборудования и выпускаемой продукции (например, 60% металлообрабатывающих станков имеет возраст более 10 лет).

2. Необходимость структурной перестройки:

– основная часть продукции российского машиностроения имела оборонное значение в течение длительного времени, в связи с чем возникла необходимость обновление и уклон на развитие других отраслей;

– необходимость опережающего роста таких отраслей, как станкостроение, приборостроение, электротехническая и электронная промышленность.

3. Проблемы повышения качества производимых машин:

– несоответствие подавляющей части отечественного оборудования и машин мировым стандартам;

– низкое качество и надежность выпускаемой продукции (продукция не соответствует мировым стандартам, низкая надежность производимых машин, т.к. раньше Россия была ориентирована на внутренний рынок.

Основными направлениями развития машиностроительного комплекса Россиив условиях перехода к рыночными отношениям можно должны быть такие действия, как:

1. Остановить спад производства рядом конкретных мер государственного характера:

– поддержание через государственный заказ на должном уровне производства таких видов оборудования, которые обеспечивают воспроизводственный процесс экономики страны;

– прекращение либерализации цен на топливо и энергию, как основное сырье для машиностроительного комплекса;

– изменение амортизационной политики;

– введение налоговых льгот для машиностроительного комплекса, его инвесторов, поставщиков металла, топлива, энергии, комплектующих изделий.

2. Повысить научный уровень обоснования размещения отраслей комплекса по территории страны.

3. Совершенствовать ремонтное производство по следующим направлениям:

– формирование территориальных межотраслевых ремонтных комплексов, разветвленной сети предприятий с подетальной и предметной специализацией;

– расширение фирменного ремонта и обслуживания территориальными сервисными организациями.

4. Увеличить инвестиции в развитие комплекса по всем источникам.

Для технико-экономического обоснования вариантов размещения отраслей машиностроительного комплекса необходимо использовать основные показатели и расчеты, характеризующие:

– балансы: производство и потребление конкретных видов продукции и производственные мощности;

– транспортные связи;

– объем капитальных вложений;

– себестоимость продукции;

– производительность труда;

– потребность в материальных ресурсах и рабочей силе;

– связи с предприятиями по основным видам полуфабрикатов и комплектующих изделий.

Перспективы развития машиностроительного комплекса зависят от реализации целевых комплексных программ, направленных на совершенствование машиностроительного комплекса.

Важнейшими направлениями совершенствования машиностроительного комплекса являются:

– комплексная механизация всех стадий технологический процессов от добычи сырья до транспортировки готовой продукции;

– производство технических средств, соответствующих по своим параметрам специфическим отраслевым и климатическим условиям эксплуатации;

– дальнейший выпуск машин, оборудования, автоматических манипуляторов более высокого класса, позволяющих использовать ресурсосберегающие технологии, переоснащение ими предприятий машиностроительного комплекса;

– развитие микропроцессорной техники;

– оптимизация размещения предприятий машиностроительного комплекса по территории страны;

– использование мирового опыта в теории и практике по вопросам развития и размещения отраслей машиностроительного комплекса.

Решать задачи машиностроения и основные проблемы машиностроительного комплекса

Современному руководителю  машиностроительного предприятия невозможно принимать решения и действовать обдуманно, взвешенно и рационально без необходимых знаний экономических закономерностей хозяйственной деятельности.

Машиностроение – ведущая отрасль экономики страны, производящая орудия труда – активную часть основных производственных фондов – для всех отраслей народного хозяйства, а также продукцию оборонного назначения и предметы личного потребления. Машиностроению принадлежит главная роль в развитии научно-технического прогресса, так как оно производит основные средства труда для всех отраслей промышленности, сельского хозяйства, транспорта, энергетики, для добывающих и перерабатывающих отраслей, а также обеспечивает прогресс в инфраструктуре, т. е. науке, образовании, здравоохранении, культуре и пр. Эти средства труда позволяют сделать производство современным, с высоким уровнем автоматизации и удовлетворяющих экологические требования.

Машиностроительные предприятия отличаются от других характерными особенностями применяемой техники и технологий, используемых предметов труда, подготовки рабочей силы.

Машиностроительные предприятия выпускают чрезвычайно широкий круг изделий – десятки тысяч наименований и сотни тысяч типоразмеров –от простейших (кастрюли, сковороды, метизы) до сложнейших, состоящих из множества деталей и узлов, отличающихся высочайшей точностью изготовления (самолеты, космические корабли, автоматические роторные линии, роботы-манипуляторы, лазерная техника и др.).

Производственный процесс машиностроительного предприятия характеризуется сложностью, многостадийностью, разнообразием используемых материалов , многообразием методов обработки: пластическая деформация, резание, химическая и термическая обработка, сборка узлов и изделий в целом. Производственный процесс является прерывным и расчленяется на несколько самостоятельных стадий: заготовительную, обрабатывающую, сборочную. На каждой стадии создают свой законченный продукт, который может поступать на рынок или по кооперации на другую стадию обработки внутри предприятия. Каждая стадия может быть представлена самостоятельным заводом или специализированным производством в рамках единого предприятия.

На предприятиях машиностроительного комплекса применяется разнообразное обрабатывающее оборудование, инструменты и оснастка, средства механизации и автоматизации производства.

Машиностроение – это материалоемкое производство, в качестве сырья используется широкий спектр материалов, преобладают  металлы.

Свыше 60% затрат на производство продукции составляют материалы, покупные и комплектующие изделия и около 30% составляют затраты на оплату труда. Машиностроение относится также к энергоемким производствам и является крупнейшим потребителем электроэнергии, газа, мазута и других энергоносителей.

Трудовые ресурсы машиностроительных предприятий должны отличаться высоким уровнем профессиональной подготовки от рабочего до управляющего, что обусловлено применением сложной техники, созданием сложнейшей конкурентоспособной продукции и технологических процессов ее изготовления, а также в связи с постоянной необходимостью координации и регулирования хода производства, обусловленных его прерывностью.

Основываясь на опросах руководителей машиностроительных предприятий, можно выделить основные группы проблем, связанных с организацией производства.

  • Наличие надёжных поставщиков, что ведёт к увеличению времени на входной контроль сырья, материалов, компонентов, а иногда приводит к нарушению ритмичности производства ввиду срывов поставок.
  • Недостаточное внимание к планированию производственных процессов, что приводит к неравномерной загрузке машинного парка, нарушению работы сервисных компаний
  • Низкий уровень автоматизации, что приводит  к увеличению трудозатрат и, следовательно,  себестоимости
  • Нерациональная логистика производственных процессов, что увеличивает  время изготовления продукции и также увеличивает себестоимость
  • Дефицит квалифицированных кадров, что не позволяет предприятию развиваться, разрабатывать новую продукцию и, в конечном итоге, приводит к потере конкурентоспособности
  • Недостаток инвестирования, что также снижает конкурентоспособность в долгосрочном периоде.
  • Мотивация персонала. Как известно, мотивированные на хорошую  работу сотрудники – один из важнейших факторов успешного предприятия и источник инновационных идей.

Указанные проблемы практически не встречаются на предприятиях с эффективным собственником. В настоящее время преодолеть означенные проблемы невозможно без  институциональных изменений, направленных на увеличение конкуренции, защиту частной собственности и более глубокой интеграции в мировую экономику.

  • М.А. Гуреева. Основы экономики машиностроения Издательство: Academia. ISBN 978-5-7695-5988-4; 2010 г.- 208с.
  • В.Д. Сыров. Графологический метод организации передачи предметов труда дискретного производства.Издательство: Горячая Линия – Телеком.ISBN 978-5-9912-0450-7; 2014 г.-40с.

ХАХАЛЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА,
преподаватель кафедры экономических
теорий и военной экономики Военного университета

Машиностроение является ведущей базовой отраслью экономики и ее главным системообразующим элементом, определяющим состояние производственного потенциала и обороноспособности государства, устойчивое функционирование всех отраслей промышленности и наполнение потребительского рынка. Продукция предприятий машиностроения поставляет средства производства во все области хозяйства и играет решающую роль в реализации достижений научно-технического прогресса. Создание конкурентоспособной инновационной российской экономики невозможно без модернизации машиностроительного комплекса как основы всей промышленности.

К основным факторам, которые оказывают влияние на текущее состояние машиностроительной отрасли относятся:

1. оказание государственной поддержки военно-промышленного комплекса: в том числе, рост номенклатуры государственного оборонного заказа;

2. рост объема поставки по линии военно-технического сотрудничества РФ,

3. макроэкономические факторы.

За последние пять лет наблюдался ежегодный прирост объемов производства общества за счет увеличения номенклатуры государственного оборонного заказа и поставок продукции на экспорт.

Решать задачи машиностроения и основные проблемы машиностроительного комплекса

Анализируя данные диаграммы, можно заметить, что основная потребность предприятий машиностроения состоит в сотрудниках рабочих специальностей и конструкторах. Руководители высшего и среднего звена, а также непроизводственные специалисты (экономисты, бухгалтеры, юристы) гораздо менее востребованы.

Можно выделить следующие основные направления модернизации машиностроительной отрасли:

1. Активизация процессов импортозамещения. На данный момент существует большая вероятность продления санкций против России со стороны других государств. Но существенно повлиять на техническую составляющую отрасли машиностроения они не смогли, однако экономическая уверенность и стабильность наших предприятий значительно пошатнулась.

2. Привлечение новых источников инвестирования. Несмотря на то, что инвестиции не влияют на прямую на повышение эффективности деятельности предприятий машиностроительной отрасли, они играют большую роль в других областях, таких как замена оборудования, повышение эффективности деятельности рабочего персонала и т.д.

3. Разработка, использование передовых технологий и современного оборудования с целью обеспечения роста производительности труда. Необходимо наращивать прямую взаимосвязь предприятий машиностроения с ведущими техническими и экономическими институтами России.

4. Модернизация технологической базы на предприятиях. Законодательная и нормативная база государства постоянно меняется, но не все предприятия своевременно приводят их к новым требованиям, поэтому необходимо усилить в данной сфере контроль как внутренний (на самом предприятии), так и внешний (со стороны контролирующих органов).

5. Формирование потенциала отрасли для развития на мировых рынках за счет повышения производственной эффективности и энергоэффективности.

7. Создание условий для привлечения квалифицированной рабочей силы. Необходимо пересмотреть трудовые условия для рабочего персонала: создать более привлекательные условия труда, дополнительные дни к отпуску за отличный труд, более гибкую систему оплаты труда.

8. Освоение рынка, как в России, так и за рубежом. Необходимо организовывать взаимодействие российских предприятий с зарубежными, чтобы им было проще выходить на зарубежный рынок.

9. Разработка и реализация совместно с банками государственных программ поддержки предприятий. В связи с неблагоприятной обстановкой на мировом рынке российская отрасль машиностроения нуждается в дополнительном финансировании. Это возможно осуществить совместно с государственными программами поддержки предприятий и банковским сектором: необходимо снизить процентные ставки при кредитовании предприятий с помощью государства.

10. Обеспечение налоговых преференций для создаваемых вновь или подвергаемых коренной реконструкции предприятий. В связи с кризисом мировой экономики многие предприятия, стараясь остаться на плаву, модернизируют своё производство, но эти действия требуют огромных затрат. Вот для того чтобы их снизить, необходимо существенно снизить налоговые ставки для таких предприятий или объявить на момент их реконструкции налоговые каникулы. Тем самым предприятия получат дополнительные средства, которые облегчат мероприятия по их реконструкции.

Реализация описанных направлений модернизации машиностроения позволит улучшит следующие индикаторы (показатели) развития отрасли: индекс промышленного производства; индекс производительности труда; индекс физического объема инвестиций в основной капитал; индекс прироста высокопроизводительных рабочих мест.

Такими образом, несмотря на существенные трудности, машиностроительная отрасль России имеет возможность интенсивно развиваться и даже успешно конкурировать на международном рынке, однако для стимуляции такого развития необходимо провести ряд мер как на уровне отрасли в целом, так и для отдельных значимых предприятий.

  • Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса»// Российская газета. — 2012. — 9 мая.
  • Басовский Л.Е. Экономический анализ: учебное пособие / Л.Е. Басовский, А.М. Лунева, А.Л. Басовский — М.: ИНФРА-М, 2015. — 222 с.
  • Бердникова Л.Ф., Финансовый анализ: понятие и основные методы / С.П. Альдебенева Л.Ф. Бердникова // Молодой ученый. — 2014. — № 1. — С. 330-338.
  • Вагазова, Г.Р. Сущность финансовых результатов деятельности предприятия / Г.Р. Вагазова, Е.С. Лукьянова // Молодой ученый. — 2015. — № 11.3. — С. 13-15.
  • Гаврилов, В.В. Использование методов экономического анализа в диагностике финансовой несостоятельности / В.В. Гаврилов, Н.Ф. Щербакова // Экономический анализ: теория и практика. 2015. — № 13(412). — С. 11-23
  • Гвоздева, Е.А. Анализ общего состояния машиностроительной отрасли России // Экономика и современный менеджмент: теория и практика: сб. ст. по матер. XLVII междунар. науч.-практ. конф. № 3(47). / А.С. Викулина, Е.А. Гвоздева, М.П. Голубицкая — Новосибирск: СибАК, 2015. // http://sibac.info/conf/econom/xlvii/41186
  • Коновалова Г.И. Состояние машиностроительной отрасли РФ и основные направления ее развития // Вестник Брянского государственного технического университета. — 2017. — № 3. — С.118-125.
  • Маккаев М.М. Оценка современного состояния машиностроительной отрасли России // Вестник Ростовского государственного экономического университета. — 2016. — № 3. — С.116-123.
  • Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики // http://www.gks.ru
  • Официальный сайт Российской газеты // https://rg.ru/

Следует еще раз подчеркнуть, что сложившиеся в машиностроении за переходный период проблемы и факторы, препятствующие его развитию, носят не частный, локальный характер, а представляют собой, общую взаимосвязанную и взаимообусловленную систему. На уровне машиностроительных предприятий к числу основных из них следует отнести:

• критический моральный и физический износ оборудования и технологий;

• острый дефицит квалифицированных кадров вследствие относительно низкой заработной платы, падения престижа инженерно-технических и рабочих специальностей, обострения социальных проблем;

• дефицит денежных ресурсов по причине низкой рентабельности производства и низкой кредитной и инвестиционной привлекательности предприятий для реализации программ стратегических преобразований, в том числе: внедрение передовых управленческих и организационно-технических решений, модернизация производственной инфраструктуры, подготовка и привлечение квалифицированных кадров, разработка и освоение новых конкурентоспособных видов продукции и услуг;

• наличие избыточных производственных мощностей, как правило, с морально устаревшей конфигурацией и архитектурой производственных зданий (излишние габариты, высокая энергоемкость, низкая ремонтопригодность и т. п.) и, соответственно, крайне высокие издержки на их содержание (в станкостроении уровень загрузки производственных мощностей составляет около 20%, а на предприятиях сельхозмашиностроения – не более 25%);

• морально устаревшую инфраструктуру производственных мощностей (промышленные коммуникации, внутризаводская транспортная и складская система (внутренняя логистика), экологическая безопасность, санитарные нормы и требования (охрана труда), техника безопасности и т. п.);

• морально устаревшую систему управления предприятием;

• недостаточно развитую систему производственной кооперации (промышленный субконтрактинг), особенно в форме малого и среднего бизнеса;

• слаборазвитую систему менеджмента качества (несоответствие международным стандартам качества, включая систему контроля, техническое регулирование, культуру производства);

• недостаток опыта и ресурсов для формирования эффективной маркетинговой (сбытовой) политики, особенно на рынке наукоемкой продукции;

• недостаточно развитую (вплоть до полного отсутствия) систему сервиса и технической поддержки выпускаемой продукции в течение всего жизненного цикла изделия;

• реальную угрозу несанкционированных действий со стороны третьих лиц: инициация банкротства, рейдерство, дискредитация на рынке и в обществе и т. п.;

• неравные условия» конкуренции на рынке с зарубежными производителями аналогичной продукции машиностроительных предприятий (как следствие изложенных выше проблем).

В российской промышленности в целом и в машиностроительной отрасли в частности следует выделить ряд негативных факторов, частично возникших на базе указанных проблем предприятий, опять же тесно взаимосвязанных и взаимообусловленных, которые вновь и вновь воспроизводят эти проблемы, создавая в машиностроении масштабный системный кризис.

К числу основных системных негативных факторов необходимо отнести:

• деградацию основных фондов машиностроения, достигшую критической отметки (фактический возраст парка российского машиностроения превышает 20 лет);

• технологическое отставание России от передовых стран, в первую очередь в станкостроительной сфере;

• низкое качество продукции, высокие производственные издержки (металлоемкость, энергозатраты, транспортировка), низкую рентабельность производства и, как следствие, недостаток оборотных и инвестиционных средств для развития;

• неэффективную кадровую политику, не способствующую привлечению квалифицированных специалистов в сферу промышленного производства, научно- технической и технологической деятельности;

• несовершенство законодательной базы по государственной промышленной политике, техническому регулированию, ценообразованию на продукцию машиностроения и др., порождающее:

уровень налогообложения, заметно сокращающий оборотные средства предприятий;

опережающий рост цен на продукцию и услуги естественных монополий (годовой индекс цен в электроэнергетике составляет около 128%, в топливных отраслях – более 120%, в то время как в машиностроении ниже 110%);

недостаточную урегулированность вопроса о правах собственности на земли, находящиеся под промышленными объектами;

• малоэффективное взаимодействие финансово-кредитных организаций и реального сектора экономики;

• отсутствие приведенных к международным требованиям стандартов выпускаемой продукции;

• ограниченную емкость внутреннего рынка вследствие недостаточно высоких темпов роста экономики страны;

• недостаточная структурированность ряда отраслей внутри самого машиностроительного комплекса;

• низкую конкурентоспособность российской машиностроительной продукции на внутреннем и внешнем рынке и низкую инвестиционную привлекательность машиностроения (как следствие изложенных выше факторов).

Вместе с тем, следует признать, что главной причиной создавшегося положения является отсутствие обоснованной, базирующейся на достижениях науки и техники, единой государственной стратегии преобразования и опережающего развития отечественного машиностроения.

Стратегии, направленной на определение и формирование экономически обоснованных и динамично развивающихся приоритетных секторов машиностроительного комплекса, отвечающих современным требованиям и ресурсным возможностям страны, а также на повышение эффективности их использования в условиях рынка в целях развития машиностроения в целом и обеспечение экономической, технологической и политической независимости России.

Очевидно, что выход из создавшегося в российском машиностроении системного кризиса возможен только при реализации системных подходов, эффективном использовании интеллектуального потенциала с мобилизацией всех необходимых и возможных ресурсов государства, всего потенциала развития.

Несмотря на все проблемы и трудности, в России имеются все необходимые условия для опережающего развития машиностроения.

Это, прежде всего, собственные энергетическая и сырьевая база, развитая коммуникационная сеть, научный, интеллектуальный, кадровый, производственный и иные потенциалы. Но, главное, имеется ясное понимание ситуации со стороны руководства государством и политическая воля к ее изменению в лучшую сторону.

Для решения задачи такого масштаба и сложности в стране создаются существенные предпосылки. Более пяти лет подряд ежегодный экономический рост составляет, в среднем, 6,8%. Такие высокие устойчивые темпы роста в течение более пяти лет у нас были только с 1965 по 1970 годы. Ежегодный темп прироста ВВП составляет 7,8%.

Возросли объемы инвестиций в основные фонды. Если в 2000 году они составляли чуть более 1 трлн. рублей, то в 2006 году уже – 4,5 трлн. руб., т.е. рост составил более 400%. Ожидается, что объем инвестиций в основные фонды в 2009 году превысит показатели 2006 года в два раза, т.е. темпы роста инвестиций достаточно высокие. Однако, для того чтобы создать промышленную базу, полностью обновляющуюся каждые 7-8 лет, необходимый объем инвестиций к ВВП должен быть не на уровне 20-22%, как в настоящее время прогнозируется на ближайшие три года, а на уровне хотя бы 30% ВВП.

Заметно усилилась роль государства в создании условий для экономического роста, о чем свидетельствует создание новых институтов развития в лице Банка развития, Инвестиционного фонда Российской Федерации, Российской венчурной компании и государственных корпораций.

Проводится последовательная политика по повышению качества человеческого капитала. Реализуются национальные проекты, прежде всего, в сфере таких важных факторов формирования человеческого капитала, как образование и здравоохранение. Важной особенностью этих проектов, в отличие от различного рода социальных программ, является то, что в них реализуется долгосрочный социальный приоритет – инвестиции в человека. Успешное осуществление проектных мероприятий дает возможность принимать решение, в какой именно форме государство должно продолжить развитие институтов и формирование социальной инфраструктуры по заявленным социальным приоритетам. Разработаны и начали осуществляться Федеральные целевые программы «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы» и «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008-2010 годы» и др.

Заметно повысилось внимание руководителей страны к наиболее актуальным проблемам машиностроения, таким, например, как кадровая проблема. Можно ожидать, что при таком подходе отечественное машиностроение получит серьезную государственную поддержку.

Происходит консолидация усилий, направленных на развитие отечественного машиностроения и внутри самой отрасли, о чем свидетельствуют создание и активная деятельность Общероссийской общественной организации «Союз машиностроителей России». Эта организация готова взять на себя ответственность за координацию деятельности по формированию такой необходимой сегодня стратегии модернизации и развития машиностроительного комплекса России и решение других важнейших проблем машиностроения.

Одним из важных резервов развития можно признать несовершенство российского законодательства в промышленной сфере. Потому что достичь кардинального решения ряда финансово-экономических, инновационных, технологических, социальных, кадровых и иных проблем машиностроения можно путем совершенствования федерального законодательства в налоговой, тарифной, таможенной, образовательной и социальной сферах.

В машиностроительном комплексе есть мощный интеллектуальный потенциал. В отрасли довольно успешно работает большое количество научно-исследовательских и проектных организаций. Научные разработки отраслевых институтов НПО ЦКТИ, ГНЦ НАМИ, ВЭИ им. Ленина, НИИ «Теплоприбор», ЦНИИТМаш, ВНИИМетМаш и других отвечают требованию времени и предложены к производству. Благодаря этим разработкам шагнули в новое тысячелетие с обновленной продукцией ГАЗ, ВАЗ, ЗИЛ, Владимирский тракторный, Красноярский и Ростовский комбайновые заводы, Кольчугинский завод «Электрокабель», Подольский завод им. Орджоникидзе, Тверской вагоностроительный, Ивановский и Санкт-Петербургский им. Свердлова станкостроительные заводы и ряд других предприятий.

Машиностроение располагает мощной производственной базой. Однако до тех пор, пока у государства отсутствует возможность поддержки всех отраслей машиностроения, существует необходимость выделения наиболее приоритетных из них.

Российское машиностроение располагает значительным экспортным потенциалом. Несмотря на все экономические трудности и проблемы, оно по экспорту занимает в стране второе место после топливно-энергетического комплекса, что составляет в физическом объеме в год около 10-15 млрд. долларов. Если же за счет приоритетного развития наукоемких и конкурентоспособных производств будет осуществлен масштабный выход на мировые рынки, то экспорт машинотехнической продукции увеличится не менее чем в два раза.

Таким образом, есть основания считать, что Россия располагает необходимыми возможностями для решения задачи модернизации и обеспечения опережающего развития машиностроения. Для использования в этих целях имеющегося потенциала, необходимо формирование эффективной государственной политики в машиностроительной промышленности, которая соответствовала бы современными условиями и могла бы обеспечить системность и многоаспектность процесса преобразований.

Оценивая ситуацию в целом, важно отметить и геополитический аспект: можно констатировать, что Россия возвращается на мировую арену в качестве сильного и влиятельного государства, с которым считаются, которое может постоять за себя, и которое способно осуществить самые масштабные планы.

Перспективы на будущее

За счет господдержки и новых технологий в производстве комплектующих машиностроение сможет пережить и этот кризис.

Например, вопрос с запчастями планируют решить в «РусАТе» при помощи 3D-печати. Первые месяцы тестирования технологии уже показали, что по качеству 3D-детали могут даже превосходить «традиционные». При помощи этого метода можно модернизировать изделия и улучшать их механические характеристики.

Сейчас в России освобождается все больше ниш для импортозамещения.

Комплектующие из железа, производство картона и тетрапака, изделий из кварцевого стекла, создание цифровых продуктов — неполный перечень сфер, стартапы в которых будут иметь стопроцентный успех.

И такие санкционные притеснения легко станут драйвером развития собственных производств в России в течение трех-пяти лет.

Последствия санкций и господдержка для их ликвидации

При всех преимуществах закупок на азиатских и восточных направлених, главной проблемой остается рост сроков поставок товаров и логистических издержек.

У нашего холдинга уже действуют антикризисные стратегии, сформированные еще во время пандемии. Поэтому вероятность срыва производственных планов минимальна.

Однако не только российская промышленность столкнулась с дефицитом оборудования, сырья и компонентов.

Европейские страны испытывают нехватку редкоземельных металлов, которые импортировались из России. Они также опасаются ухудшения ситуации из-за газового эмбарго.

Например, Союз машиностроителей Германии подтверждает негативное влияние санкций в отношении России на работу своих заводов.

Как дефицит чипов влияет на индустрию ПК

9 перспективных бизнес-идей после ухода иностранных компаний

У нас на сегодняшний день нет дефицита комплектующих и сырья благодаря оперативной рокировке пула поставщиков. Ключевую роль здесь сыграли меры господдержки, позволившие использовать параллельный импорт.

Кроме того, промышленные предприятия могут получить экономическую поддержку Правительства:

  • бюджетные субсидии в целях возмещения затрат (или частичного возврата) в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ или оказанием услуг;
  • государственные гарантии РФ по кредитам или облигационным займам, привлекаемым организациями;
  • отсрочка обязательств по субсидиям для промышленников;
  • отмена штрафов по госконтрактам;
  • мораторий на плановые проверки бизнеса.

Чтобы получить поддержку от государства, руководителю промышленного предприятия необходимо направить заявление в отраслевой федеральный орган исполнительной власти (в данном случае — в Минпромторг), в котором нужно указать:

  • причины потребности в субсидии и обоснования для ее одобрения;
  • желаемую форму получения поддержки (госгарантии, субсидии, льготы);
  • дать согласие на передачу всех сведений о компании в Минэкономразвития и Минфин России для проверки;
  • приложить программу мероприятий по снижению (оптимизации) расходов системообразующей организации.

На получение господдержки могут претендовать только отечественные предприятия с участием в уставном капитале иностранных юрлиц не более 50%, а также не имеющие задолженности по различным платежам (налоги, сборы) свыше 10 тыс. рублей.

В международном партнерстве бизнес поддержали:

При этом речь идет о максимально выгодных для нашей страны условиях.

В качестве примера: Россия и Иран договорились о взаимных поставках продукции на бартерной основе. Москва обеспечит Иран сталью, а Тегеран за это поможет России с покупкой газовых турбин, запчастей для автомобилей и другого оборудования.

Эффективность бартерных отношений между странами уже доказана аналогичными проектами — «Нефть в обмен на товары» в 2017 или программа «Нефть в обмен на продовольствие», действовавшая в 1995-2003 годах.

Бартер — оптимальная система взаимодействия между государствами, находящимися под санкциями, и России вдвойне выгоден обмен металлов на оборудование для «зеленой» энергетики.

Например, поставки иранских паровых турбин для электростанций позволят нивелировать издержки от ухода Siemens и других европейских поставщиков с российского рынка.

В базу будут могут включить и зарубежных поставщиков, готовых сотрудничать с Россией.

Государство помогает бизнесу и на законодательном уровне:

  • внесены поправки в закон о контрактной системе, что позволяет предприятиям реагировать на волатильность рынков без штрафов и неустоек;
  • продлились сроки действия лицензий, узаконено их упрощенное получение;
  • действует программа льготного лизинга, при которой дается субсидия в размере 50% на сумму авансовых платежей по договорам аренды промышленного оборудования для предприятий машиностроения;
  • разрешение Правительства ввозить в Россию многокомпонентные товары в рамках нескольких внешнеэкономических сделок в течение шести лет.

Раньше это было возможно только в едином общем разрешении: сейчас же оно упростит импорт станков и оборудования.

Сила зависимости

Из-за ухода международных производителей с рынка РФ многие промышленные компании, в том числе в сегменте машиностроения, лишились части критически важной группы комплектующих и запчастей — около 5% наиболее сложных и технологичных компонентов.

В целом доля импорта в российском машиностроении в 2021 году составляла около 50%. Основными странами-поставщиками являлись Германия, Япония и США.

Есть два инструмента, которые могут уменьшить убытки — импортозамещение, на которое потребуется не менее пяти лет, и поиск новых партнеров из Азии и Ближнего Востока — как временная мера.

При втором варианте необходимо следовать такому алгоритму:

  • участвовать в отраслевых и профильных выставках в России и дружественных странах: там гарантированно можно найти новых поставщиков из Азии и стран Ближнего Востока;
  • искать и проверять потенциальных партнеров на специализированных площадках: например, на Alibaba есть реальные отзывы заказчиков о поставщике товаров, которые помогут определиться с выбором;
  • проверять перспективность компаний на сервисах Whois, «Контур Фокус»: там представлены реквизиты и даты основания организаций, по которым можно понять период присутствия на рынке и опыт работы;

Читайте по теме:

Антикризисные меры Правительства РФ в сфере закупок — как государство поддержит бизнес

Поможет ли бизнесу банкротный мораторий?

  • изучать культуры будущей страны-партнера: она занимает особое место в жизни азиатских и восточных предпринимателей. Поэтому базовые знания правил и традиций региона, в котором работает партнер, необходимы;
  • снизить возможные риски от нового партнерства помогут прописанные в договоре нормы международного права, а также пункт о том, что спорные вопросы должны решаться в третейском суде при международной арбитражной палате делового центра СНГ;

Это позволит минимизировать расходы на перелеты и переводчиков в случае возникновения претензий.

После ситуации с заморозкой отгрузок в Россию холдинг провел переговоры с восточными компаниями о расширении их доли в номенклатуре поставок сырья и комплектующих.

Партнеры пошли нам навстречу: они были готовы обеспечить всем необходимым, что ушло с рынка, и оптимизировать логистические цепочки для сокращение затрат на транспортировку и сроков поставки.

Но даже с новыми партнерами и параллельным импортом бизнес ждет помощи от государства.

Дефицит в отрасли и способы его минимизации

Наибольший дефицит отрасль машиностроения сейчас испытывает в микросхемах, однако причина не только в санкциях, но и в простоях, сокращениях мощностей китайских заводов-производителей из-за очередной вспышки коронавируса и экономическом давлении США.

На поставки повлияли и логистические коллапсы, нестабильность курсов валют.

По итогам 2022 эксперты прогнозируют снижение динамики производства в машиностроении на 10%

Восстановить положительную докризисные показатели получится только с поиском новых поставщиков комплектующих.

Например, в нашем холдинге закупки импортных комплектующих до обострения геополитической обстановки распределялись так:

  • 60% продукции из Китая (электроника, механика, детали для производства станков с системами ЧПУ);
  • 15% — из Венгрии (фурнитура и комплектующие для производства станков металлообработки, сварочные и фрейзерные станки, а также оборудование и комплектующие для производства окон);
  • 15% из Турции (запчасти для ремонта и обслуживания оборудования).

С мая 2022 предприятия перенсело фокус на Китай и Турцию, а , то есть доля европейских поставщиков распределилась между этими двумя государствами. Именно это позволило избежать дефицита материалов.

Читайте также:  Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 19 июля 2022 г. № 420н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист информационных ресурсов» (документ не вступил в силу)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *