Отзывы о мероприятии
В настоящее время ко многим техническим регламентам готовятся проекты изменений, касающиеся установления форм, схем и процедур оценки соответствия на основе новых типовых схем оценки соответствия, утвержденных решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. № 44. Завершить имплементацию новых типовых схем в технические регламенты планируется в 2022–2023 гг. О том, как в связи с этим изменятся правила и процедуры оценки соответствия, установленные в технических регламентах ЕАЭС, в ходе вебинара “Применение новых типовых схем ЕАЭС: готовимся к изменениям в технических регламентах ЕАЭС (44-е решение Совета ЕЭК)” рассказали Юлия Васильцюн, руководитель службы внутреннего комплаенса, и Юлия Александрова, заместитель руководителя органа по сертификации “РОСТЕСТ-Москва”.
Формы, схемы и процедуры оценки соответствия устанавливаются в технических регламентах ЕАЭС на основе типовых схем оценки соответствия, утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. № 621 “О Положении и порядке применения типовых схем оценки (подтверждения)” или Решением Совета ЕЭК от 18 апреля 2018 года № 44 “О типовых схемах оценки соответствия”.
Решение КТС № 621 применяется при оценке соответствия продукции требованиям технических регламентов, принятых до вступления в силу решения Совета ЕЭК № 44, до имплементации в их текст положений решения Совета ЕЭК № 44 (новых типовых схем).
Решение Совета ЕЭК № 44 применяется к техническим регламентам, принятым после его вступления в силу, и к техническим регламентам, в которые были внесены изменения по внедрению в их текст новых типовых схем.
Помимо описания самих схем оценки соответствия, решение Совета ЕЭК № 44 содержит также разделы, посвященные отбору образцов, анализу состояния производства, инспекционному контролю, при составлении которых учитывались положения соответствующих ГОСТов.
Схема оценки соответствия, которая применяется к конкретной продукции, устанавливается в техническом регламенте на эту продукцию исходя из степени рисков, характерных для продукции, и рисков недостижения целей технического регламента.
СОВЕТ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ
РЕШЕНИЕ от 18 апреля 2018 г. N 44
В соответствии с пунктом 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и пунктом 42 приложения N 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Утвердить прилагаемые:
типовые схемы оценки соответствия;
временные меры, применяемые при сертификации серийно выпускаемой продукции в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – временные меры).
2. Установить, что:
а) проекты технических регламентов Евразийского экономического союза, по которым до даты вступления настоящего Решения в силу не были начаты процедуры внутригосударственного согласования в государствах – членах Евразийского экономического союза в соответствии с Порядком разработки, принятия, изменения и отмены технических регламентов Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 июня 2012 г. N 48, разрабатываются на основе типовых схем оценки соответствия, утвержденных настоящим Решением;
б) Положение о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза, утвержденное Решением Комиссии Таможенного союза от 7 апреля 2011 г. N 621, применяется при проведении оценки соответствия объектов технического регулирования требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), принятых до даты вступления настоящего Решения в силу, в части, не противоречащей установленным в указанных технических регламентах Евразийского экономического союза (Таможенного союза) положениям, до внесения в них изменений, касающихся установления форм, схем и процедур оценки соответствия на основе типовых схем оценки соответствия, утвержденных настоящим Решением.
3. Коллегии Евразийской экономической комиссии:
а) в 3-месячный срок с даты вступления настоящего Решения в силу подготовить проект решения Совета Евразийской экономической комиссии о внесении изменений в план разработки технических регламентов Евразийского экономического союза и внесения изменений в технические регламенты Таможенного союза, утвержденный Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 1 октября 2014 г. N 79, в части дополнения его пунктами, предусматривающими внесение в технические регламенты Евразийского экономического союза (Таможенного союза) изменений, касающихся установления форм, схем и процедур оценки соответствия (в том числе способов фиксации процесса и результатов исследований (испытаний) и измерений) на основе типовых схем оценки соответствия, утвержденных настоящим Решением;
б) до 1 июня 2019 г. внести в Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 30 июня 2017 г. N 80 изменения в части установления срока действия свидетельства о государственной регистрации продукции и приведения Правил оформления свидетельства о государственной регистрации продукции, утвержденных указанным Решением, в части, касающейся оформления свидетельства о государственной регистрации продукции, подтверждающего соответствие продукции требованиям технического регламента Евразийского экономического союза, в соответствие с типовыми схемами оценки соответствия, утвержденными настоящим Решением.
3.1. Государствам – членам Евразийского экономического союза обеспечить:
а) применение временных мер при проведении оценки соответствия в форме сертификации серийно выпускаемой продукции требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза);
б) сбор информации о сертификатах соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), выданных органами по сертификации, включенными в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, на серийно выпускаемую продукцию с применением временных мер, с ежеквартальным представлением в Евразийскую экономическую комиссию уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза результатов мониторинга указанной деятельности в разрезе органов по сертификации, а также информации о принятых мерах;
в) усиление государственного контроля (надзора) за соответствием продукции, сертифицированной с применением временных мер, требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза);
г) предоставление возможности признания протоколов испытаний, выданных в рамках международных систем аккредитации и сертификации, в качестве основания для выдачи документа об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) при проведении оценки соответствия технически сложной продукции (в том числе серийно выпускаемой продукции), необходимой для реализации приоритетных проектов, организации новых производственных линий, реализации инфраструктурных проектов и не выпускаемой в обращение на территориях других государств – членов Евразийского экономического союза, в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
3.2. Установить, что временные меры действуют в течение 12 месяцев с даты вступления в силу Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 г. N 127 “О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. N 44”.
Периодическая оценка сертифицированной продукции, на которую выданы сертификаты соответствия при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 2 временных мер, должна быть проведена посредством анализа состояния производства либо анализа состояния производства и исследований (испытаний) и измерений образцов (проб) продукции без использования дистанционной оценки в течение 6 месяцев с даты снятия ограничений, принятых в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), как в государстве – члене Евразийского экономического союза, на территории которого осуществляет деятельность орган по сертификации, так и в государстве, на территории которого находится место осуществления деятельности по изготовлению (производству) сертифицированной продукции.
Периодическая оценка сертифицированной продукции, на которую выданы сертификаты соответствия, в случаях, предусмотренных пунктом 4 временных мер, проводится в течение 12 месяцев с даты выдачи сертификата соответствия посредством анализа состояния производства либо анализа состояния производства и исследований (испытаний) и измерений образцов (проб) продукции. При этом применение органом по сертификации дистанционной оценки при проведении периодической оценки сертифицированной продукции зависит от условий эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
4. Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Члены Совета Евразийской экономической комиссии:
Список изменяющих документов
(в ред. решений Совета Евразийской экономической комиссии
от 23.12.2020 N 127, от 21.01.2022 N 8, от 15.07.2022 N 107,
от 25.01.2023 N 11)
временные меры, применяемые при сертификации серийно выпускаемой продукции в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19) (далее – временные меры);
Временный порядок подтверждения соблюдения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) в отношении товаров электронной торговли в рамках проведения в государствах – членах Союза пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами;
(абзац введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 107)
форму заявления о безопасности товара электронной торговли.
(п. 1 в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 127)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) сбор информации о сертификатах соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза), выданных органами по сертификации, включенными в единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза, на серийно выпускаемую продукцию с применением временных мер, с ежеквартальным представлением в Евразийскую экономическую комиссию уполномоченными органами государств – членов Евразийского экономического союза результатов мониторинга указанной деятельности в разрезе органов по сертификации, а также информации о принятых мерах в отношении органов по сертификации, нарушивших процедуры оценки соответствия при применении временных мер;
(в ред. решения Совета Евразийской экономической комиссии от 21.01.2022 N 8)
г) предоставление возможности признания протоколов испытаний, выданных в рамках международных систем аккредитации и сертификации, в качестве основания для выдачи документа об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) при проведении оценки соответствия технически сложной продукции (в том числе серийно выпускаемой продукции), необходимой для реализации приоритетных проектов, организации новых производственных линий, реализации инфраструктурных проектов и не выпускаемой в обращение на территориях других государств – членов Евразийского экономического союза, в условиях неблагоприятной эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19);
д) применение Временного порядка, утвержденного настоящим Решением;
(пп. “д” введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 107)
е) утверждение перечней товаров электронной торговли, в отношении которых применяется уведомительный порядок в части соблюдения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) в рамках проведения в государствах – членах Евразийского экономического союза пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами в соответствии с подпунктом “в” пункта 1 распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 7;
(пп. “е” введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 107)
ж) проведение ежеквартального мониторинга наличия заявлений о безопасности товаров электронной торговли в рамках применения уведомительного порядка в части соблюдения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза).
(пп. “ж” введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 107)
(п. 3.1 введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 127)
3.2. Установить, что временные меры действуют в течение 24 месяцев с даты вступления в силу Решения Совета Евразийской экономической комиссии от 23 декабря 2020 г. N 127 “О внесении изменений в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. N 44”.
(п. 3.2 введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.12.2020 N 127)
3.3. Установить, что Временный порядок, утвержденный настоящим Решением, действует в период проведения пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами, установленный законодательством государств – членов Евразийского экономического союза в соответствии с подпунктом “а” пункта 1 распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 7.
(п. 3.3 введен решением Совета Евразийской экономической комиссии от 15.07.2022 N 107)
РЕШЕНИЕ от 15 июля 2022 г. N 107
О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В РЕШЕНИЕ СОВЕТА ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ ОТ 18 АПРЕЛЯ 2018 Г. N 44
В соответствии с пунктом 5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение N 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года) и пунктом 42 приложения N 1 к Регламенту работы Евразийской экономической комиссии, утвержденному Решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 г. N 98, в целях исполнения пункта 4 плана мероприятий (“дорожной карты”) по созданию благоприятных условий для развития электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Евразийского межправительственного совета от 19 ноября 2021 г. N 10, Совет Евразийской экономической комиссии решил:
1. Внести в Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. N 44 “О типовых схемах оценки соответствия” изменения согласно приложению.
2. Настоящее Решение вступает в силу с 1 января 2023 г.
1. Пункт 1 дополнить абзацами следующего содержания:
“Временный порядок подтверждения соблюдения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) в отношении товаров электронной торговли в рамках проведения в государствах – членах Союза пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами;
форму заявления о безопасности товара электронной торговли.”.
2. Пункт 3.1 дополнить подпунктами “д” – “ж” следующего содержания:
“д) применение Временного порядка, утвержденного настоящим Решением;
ж) проведение ежеквартального мониторинга наличия заявлений о безопасности товаров электронной торговли в рамках применения уведомительного порядка в части соблюдения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза).”.
3. Дополнить пунктом 3.3 следующего содержания:
“3.3. Установить, что Временный порядок, утвержденный настоящим Решением, действует в период проведения пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами, установленный законодательством государств – членов Евразийского экономического союза в соответствии с подпунктом “а” пункта 1 распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 7.”.
4. Дополнить Временным порядком подтверждения соблюдения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) в отношении товаров электронной торговли в рамках проведения в государствах – членах Союза пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами следующего содержания:
“Утвержден Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. N 44
ВРЕМЕННЫЙ ПОРЯДОК ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СОБЛЮДЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ ТЕХНИЧЕСКИХ РЕГЛАМЕНТОВ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЮЗА (ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА) В ОТНОШЕНИИ ТОВАРОВ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ В РАМКАХ ПРОВЕДЕНИЯ В ГОСУДАРСТВАХ – ЧЛЕНАХ СОЮЗА ПИЛОТНОГО ПРОЕКТА (ЭКСПЕРИМЕНТА) В ОБЛАСТИ ВНЕШНЕЙ ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ ТОВАРАМИ
1. Настоящий Временный порядок распространяется на товары электронной торговли, приобретение которых осуществляется физическими лицами государств – членов Евразийского экономического союза (далее соответственно – государства-члены, Союз) путем заключения сделки, одной из сторон которой является иностранный участник электронной торговли, на электронных торговых площадках посредством информационно-коммуникационной сети “Интернет” (далее – сеть Интернет), включенные в перечни товаров электронной торговли, в отношении которых применяется уведомительный порядок в части соблюдения требований технических регламентов Союза (Таможенного союза) в рамках проведения в государствах-членах пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами, формируемые государствами-членами в соответствии с подпунктом “в” пункта 1 распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 7 (далее – товары электронной торговли).
2. Для целей настоящего Временного порядка используются понятия, которые означают следующее:
“заявление о безопасности” – документ, которым иностранный участник электронной торговли заявляет о соответствии товаров электронной торговли требованиям технических регламентов Союза (Таможенного союза);
“иностранный участник электронной торговли” – лицо третьей страны, разместившее публичное предложение о продаже товаров электронной торговли на сайтах электронных торговых площадок в сети Интернет.
3. Товары электронной торговли ввозятся в адрес физических лиц государств-членов при условии применения уведомительного порядка в части соблюдения требований технических регламентов Союза (Таможенного союза), который предусматривает размещение заявлений о безопасности на сайтах электронных торговых площадок в сети Интернет, содержащих публичное предложение о продаже товаров электронной торговли физическим лицам государств-членов (далее – электронная торговая площадка).
Положения абзаца первого настоящего пункта не распространяются на товары электронной торговли, помещаемые под таможенную процедуру таможенного склада.
Товары электронной торговли помещаются под таможенную процедуру таможенного склада при условии, что они прошли необходимые процедуры оценки соответствия, установленные техническим регламентом (техническими регламентами) Союза (Таможенного союза).
4. Заявление о безопасности составляется иностранным участником электронной торговли в электронном виде по форме, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. N 44, на основании доказательственных материалов, которые должны содержать информацию о всех показателях (характеристиках), удостоверяющих соответствие товара электронной торговли, указанного в заявлении о безопасности, требованиям технических регламентов Союза (Таможенного союза).
К доказательственным материалам относятся в том числе результаты проведенных испытаний, протоколы исследований (испытаний) и измерений, копии документов об оценке соответствия товара электронной торговли требованиям технического регламента (технических регламентов) Союза (Таможенного союза) и др.
Перечень доказательственных материалов может быть определен законодательством государств-членов.
5. Заявление о безопасности размещается электронной торговой площадкой в разделе с информацией о характеристиках товара электронной торговли на сайте в сети Интернет, содержащем публичное предложение физическим лицам государств-членов о продаже этого товара электронной торговли.
Заявление о безопасности оформляется на государственном языке (государственных языках) государства-члена, на территории которого проводится пилотный проект (эксперимент) в области внешней электронной торговли товарами, при наличии соответствующих требований в законодательстве государства-члена.
В случае отсутствия на сайте электронной торговой площадки заявления о безопасности, в отношении такой электронной торговой площадки применяются меры ответственности, предусмотренные законодательством государств-членов.
6. Ввоз и проведение таможенного декларирования товара электронной торговли обеспечиваются юридическими лицами государств-членов, определенными в соответствии с подпунктом “б” пункта 1 распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 7 в качестве операторов электронной торговли (далее – операторы электронной торговли).
Операторы электронной торговли информируют электронные торговые площадки о необходимости размещения ими заявления о безопасности в соответствии с пунктом 5 настоящего Временного порядка.
7. Операторы электронной торговли обеспечивают в отношении товара электронной торговли:
наличия заявления о безопасности;
наличия доказательственных материалов к заявлению о безопасности;
отсутствия сведений о причинении товаром электронной торговли вреда жизни и здоровью людей (в доступных источниках, в том числе в сети Интернет);
б) указание в таможенных документах, предусмотренных абзацем вторым подпункта “г” пункта 1 распоряжения Совета Евразийской экономической комиссии от 5 апреля 2021 г. N 7, сведений о номере и дате заявления о безопасности;
в) передачу сведений о наличии заявления о безопасности в органы государственной власти, определенные в государстве-члене в качестве ответственных за проведение мониторинга сведений о наличии заявлений о безопасности.
8. Правительствами государств – членов могут быть определены особенности подтверждения соблюдения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) в отношении товаров электронной торговли в рамках проведения пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами.
В случае определения особенностей подтверждения соблюдения требований технических регламентов Евразийского экономического союза (Таможенного союза) в отношении товаров электронной торговли в рамках проведения пилотного проекта (эксперимента) в области внешней электронной торговли товарами государства-члены информируют об этом Евразийскую экономическую комиссию в течение 30 календарных дней для последующего информирования государств-членов.”.
5. Дополнить формой заявления о безопасности товара электронной торговли следующего содержания:
“Утверждена Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. N 44
ФОРМА ЗАЯВЛЕНИЯ О БЕЗОПАСНОСТИ ТОВАРА ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛИ
(номер, присвоенный иностранным участником
Что поменяется в правилах и процедурах оценки соответствия после внедрения в технические регламенты положений решения Совета ЕЭК № 44?
Следует обратить внимание на изменения, касающиеся описания схемы 1д в части применяемых доказательственных материалов. Так, согласно положениям решения Совета ЕЭК № 44, при декларировании соответствия по схеме 1д заявитель проводит испытания продукции в аккредитованной испытательной лаборатории (центре) или собственной испытательной лаборатории изготовителя (если иное не установлено техническим регламентом). При этом в соответствии с определением, установленным 44-м решением, собственная испытательная лаборатория изготовителя – зарегистрированное в установленном законодательством государства-члена порядке на его территории юридическое лицо, осуществляющее исследования (испытания) и измерения и находящееся в собственности изготовителя, или структурное подразделение этого юридического лица, действующее от его имени.
Как следует из этого определения, собственной испытательной лабораторией изготовителя может быть только лаборатория, зарегистрированная на территории Евразийского экономического союза, и следовательно, при декларировании по схеме 1д заявитель не сможет использовать протоколы испытаний иностранной лаборатории.
Также решение Совета ЕЭК № 44 вносит определение товаросопроводительной документации, описывающей партию продукции: товаросопроводительные документы – документы, определяющие номенклатуру и количество продукции. Определение, по сути, расширило перечень документов, которыми может являться товаросопроводительная документация. Ею может быть любая документация, которая определяет номенклатуру и количество продукции.
Изменения в технических регламентах закрепят необходимость перевода документов об оценке соответствия, составленных на иностранном языке.
Новые типовые схемы закрепляют возможность использования результатов испытаний образцов продукции для последующих партий аналогичной продукции, в случае если техническим регламентом установлена такая возможность. К сожалению, в Российской Федерации такой возможностью воспользоваться пока нельзя, поскольку постановление Правительства РФ № 936 определяет, что сертификат соответствия или декларация о соответствии не могут быть выданы/приняты на основании протоколов испытаний, на основании которых ранее уже были выданы или приняты иные сертификат соответствия или декларация о соответствии.
Производственный контроль – важная составляющая обеспечения безопасности продукции и ее стабильного соответствия всем установленным требованиям. Решение Совета ЕЭК № 44 поясняет, что должен включать производственный контроль на предприятии. Спикеры напомнили, что производственный контроль проводится изготовителем на постоянной основе и заявитель как уполномоченное изготовителем лицо должен контролировать этот процесс в случае серийного выпуска продукции.
Решение Совета ЕЭК № 44 определило периодичность проведения инспекционного контроля – один раз в год. Такая же периодичность установлена ГОСТ Р 58984-2020 “Оценка соответствия. Порядок проведения инспекционного контроля в процедурах сертификации”. Некоторые технические регламенты устанавливают иную периодичность проведения инспекционного контроля. Например, проекты изменений в ТР ТС 004/2011 и ТР ТС 020/2011 предусматривают срок проведения инспекционного контроля 18 месяцев. Применять следует тот срок, который установлен непосредственно в техническом регламенте.
Официально закрепляется распространение действия сертификата соответствия на продукцию, изготовленную с даты изготовления отобранных образцов (проб) продукции, прошедших исследования (испытания) и измерения.
Решение Совета ЕЭК № 44 вводит схемы государственной регистрации, определенные по территориальному признаку изготовления продукции. Для продукции, изготавливаемой на таможенной территории Союза, применяется схема 1р. Для продукции, изготавливаемой за пределами таможенной территории Союза, – схема 2р.
Допускается возможность отбора образцов (проб) продукции аккредитованным органом инспекции государства – члена ЕАЭС.
Срок действия протокола исследований (испытаний) и измерений продукции, выполненных с целью ее государственной регистрации, составит один год.
Новые типовые схемы предусматривают возможность замены сертификата соответствия и (или) приложений к нему и описывают процедуру замены. Она аналогична процедуре, установленной в постановлении Правительства РФ от 24 июля 2021 года № 1265 “Об утверждении Правил обязательного подтверждения соответствия продукции, указанной в абзаце первом пункта 3 статьи 46 Федерального закона “О техническом регулировании”.
Замена сертификата соответствия продукции и (или) приложений к нему допускается без выполнения дополнительных процедур оценки (подтверждения) соответствия в случаях:
– выявления в сертификате соответствия и приложениях к нему ошибок (опечаток);
– изменения организационно-правовой формы, местонахождения (адреса юридического лица), адреса места осуществления деятельности (в случае если адреса различаются), номера телефона и (или) адреса электронной почты заявителя;
– изменения организационно-правовой формы, местонахождения (адреса юридического лица) изготовителя;
– изменения кода (кодов) ТН ВЭД ЕАЭС;
– сокращения количества адресов мест осуществления деятельности по изготовлению продукции.
Спикеры отметили, что поменять сертификат соответствия возможно только при перечисленных ситуациях, которые не влияют на безопасность продукции. Если же изменения могут повлиять на безопасность продукции, например в случаях, когда изменилось место изготовления продукции или сменилось юридическое лицо, являющееся изготовителем, замена сертификата соответствия без проведения дополнительных процедур оценки недопустима.
Некоторые изменения, вносимые в отдельные технические регламенты
В настоящее время проекты изменений, касающиеся внедрения положений решения Совета ЕЭК № 44, подготовлены к большей части технических регламентов: ТР ТС 004/2011, ТР ТС 005/2011, ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011, ТР ТС 009/2011, ТР ТС 010/2011, ТР ТС 016/2011, ТР ТС 017/2011, ТР ТС 020/2011, ТР ТС 025/2012, ТР ТС 032/2013.
Имеются также и технические регламенты, уже разработанные с учетом новых типовых схем: ТР ЕАЭС 047/2018, ТР ЕАЭС 048/2019, ТР ЕАЭС 051/2021.
Отдельно стоит выделить технический регламент ТР ЕАЭС 037/2016. Данный технический регламент принят до вступления в силу решения Совета ЕЭК № 44, однако при его разработке уже учтены определенные положения решения Совета ЕЭК № 44.
Проекты изменений добавляют в технические регламенты термины из приложения 9 к Договору о ЕАЭС – Протокола о техническом регулировании, что позволит устранить неоднозначность в применении технических регламентов.
Из технических регламентов ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 008/2011 будут исключены схемы 2с и 4с, связанные с сертификацией систем менеджмента. Как отметили спикеры, данные схемы неприменимы в принципе, поскольку предусматривают сертификацию систем менеджмента качества аккредитованным органом по сертификации систем менеджмента, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) Таможенного союза, однако таких органов нет, поскольку в единый реестр могут быть включены аккредитованные лица, проводящие сертификацию в обязательной сфере, в то время как сертификация систем менеджмента носит добровольный характер.
Во все регламенты вносятся уточнения комплекта доказательственных материалов. Например, в ТР ТС 008/2011 в качестве доказательственных материалов заявитель должен будет представить документы, подтверждающие право на товарный знак (при наличии). Как отметили спикеры, на это важно обратить внимание, особенно в условиях действия постановления Правительства РФ от 29 марта 2022 года № 506, разрешающего параллельный импорт, т. е. использование товарных знаков без соответствующего подтверждения. Спикеры подчеркнули, что требования технических регламентов данное постановление не отменяет. Если в техническом регламенте есть требование о представлении документа, подтверждающего право на товарный знак, то данное требование должно быть выполнено, иначе документ об оценке соответствия не может считаться легитимным.
В ТР ТС 008/2011 планируется включить требование об инструментальной идентификации. Однако в проекте изменений к ТР ТС 008/2011 не указано, в каких случаях необходимо проведение инструментальной идентификации. Кроме того, перечень взаимосвязанных стандартов ТР ТС 008/2011 на сегодня не содержит стандартов, содержащих методы проведения инструментальной идентификации состава.
В регламенты, для которых основной формой оценки соответствия является декларирование, например в ТР ТС 025/2012, добавится возможность замены по желанию заявителя формы оценки соответствия с декларирования на сертификацию.
В ТР ТС 009/2011 будут внесены изменения, ограничивающие действие свидетельств о государственной регистрации сроком в пять лет.
В ТР ТС 004/2011, ТР ТС 010/2011, ТР ТС 020/2011 планируется добавить определение типового образца.
В ТР ТС 010/2011 добавится схема декларирования на основании сертификата типа 7д. Это аналог схемы 5д. Схема 7д будет применяться для партии продукции. Стоит отметить, что в решении Совета ЕЭК № 44 нет схемы 7д. Ее применение – особенность ТР ТС 010/2011.
В технические регламенты (ТР ТС 010/2011, ТР ТС 025/2012, ТР ТС 032/2013), в которых установлены сроки действия сертификатов соответствия на партию продукции, внесут изменения: сертификаты на партию продукции станут бессрочными, как и закреплено в решении Совета ЕЭК № 44.
Спикеры отметили, что в решении Совета ЕЭК № 44 содержится уточнение о том, что техническими регламентами с учетом особенностей продукции могут устанавливаться иные формы, схемы и процедуры оценки соответствия. Поэтому приоритетной является информация, указанная в технических регламентах.
В завершение спикеры напомнили о необходимости соблюдения схем и процедур оценки соответствия, определенных техническими регламентами. Нарушение обязательных процедур оценки соответствия является одним из оснований для признания недействительными разрешительных документов согласно постановлению Правительства РФ № 936. Например, при декларировании основанием для приостановки действия декларации о соответствии и в последующем признания ее недействительной является проведение исследований (испытаний) и измерений продукции в испытательной лаборатории (центре), не соответствующей требованиям избранной схемы декларирования, в том числе:
– неаккредитованным лицом, если схемой декларирования предусмотрено проведение исследований (испытаний) и измерений в аккредитованной испытательной лаборатории;
– испытательной лабораторией (центром) изготовителя, не являющейся собственной испытательной лабораторией (центром) изготовителя, если схемой декларирования предусмотрено проведение исследований (испытаний) и измерений в собственной испытательной лаборатории (центре).
Таким образом, очень важно отслеживать вносимые в технические регламенты изменения, чтобы быть уверенным в правильности применения актуальных требований схем оценки соответствия, установленных в технических регламентах.
РОСТЕСТ своевременно информирует бизнес обо всех изменениях в сфере технического регулирования. Следите за расписанием мероприятий Академии РОСТЕСТ.