Росатом поставил оборудование для турецкой АЭС Аккую
Ранее такое оборудование для тихоходных турбин Arabelle в РФ изготавливали только в вертикальном исполнении, для турецкой станции впервые сделали новую модификацию.
Москва, 29 ноя – ИА Neftegaz.RU. Росатом отгрузил инновационное оборудование для АЭС Аккую в Турции – 2 горизонтальных сепаратора-пароперегревателя (СПП). Об этом сообщила пресс-служба Росатома.
Лицензия на эксплуатацию энергоблока №1
Москва, 12 дек – ИА Neftegaz.RU. Энергоблок №1 строящейся в Турции атомной электростанции (АЭС) Аккую получил разрешение турецких властей на ввод в эксплуатацию. Об этом сообщила пресс-служба Росатома в Telegram-канале.
Тезисы гендиректора Аккую Нуклеар А. Зотеевой:
- Следующий этап – получение лицензии на эксплуатацию энергоблока №1.
- Лицензия даст возможность приступить к загрузке ядерного топлива (ЯТ) в реактор и начать предпусковые контрольные операции.
- Специалисты продолжают разработку технической документации для подачи заявки на получение лицензии.
Горизонтальные сепараторы-пароперегреватели
Росатом специально для строящейся турецкой АЭС Аккую изготовил горизонтальные сепараторы-пароперегреватели (СПП). Две единицы оборудования отгружены с производственной площадки машиностроительного дивизиона Росатома в Санкт-Петербурге.
Ранее такое оборудование в России изготавливали только в вертикальном исполнении, разработка новой модификации СПП обусловлена установкой на этой АЭС тихоходных турбин, произведенных по технологии Arabelle1200.
Характеристики
Сепаратор-пароперегреватель используется на двухконтурных атомных электростанциях с реактором ВВЭР-1200 и служит для сепарации и подогрева пара.
Характеристики изделия:
- Горизонтальный цилиндрический корпус из семи сварных обечаек толщиной 30 и 50 мм и двух эллиптических днищ толщиной 42 мм.
- Вес каждого изделия составляет 320 тонн.
- Длина – 22,3 метра, диаметр – 4,5 метра.
Изготовление инновационных сепараторов-пароперегревателей для АЭС Аккую
Изготовление инновационных сепараторов-пароперегревателей реализовано машиностроительным дивизионом Росатома впервые. В производстве были задействованы сразу несколько заводов, расположенных в Санкт-Петербурге и Подольске, отметил генеральный директор Атомэнергомаша Игорь Котов.
Сепараторы-пароперегреватели для АЭС Аккую
Проект строительства АЭС Аккую включает в себя четыре энергоблока с российскими реакторами типа ВВЭР поколения III+. Мощность каждого энергоблока — 1200 МВт.
Росатом отгрузил горизонтальные сепараторы-пароперегреватели для АЭС Аккую.
Прямая отправка оборудования
29 февраля 2024 транспортная группа FESCO (FESCO) организовала прямую отправку из порта Санкт-Петербург крупнотоннажного негабаритного оборудования для АЭС Аккую в Турецкой Республике. На стройплощадку направлены два сепаратора-пароперегревателя (СПП), изготовленные Машиностроительным дивизионом Росатома.
Логистика и доставка
Такой вид оборудования впервые в отечественной практике изготовлен в горизонтальном исполнении, что позволяет обеспечить оптимальную работу при использовании на АЭС самых современных тихоходных турбин. Масса одного СПП составляет 330 тонн, длина 22,3 метра, наружный диаметр 4,5 метра. Общая масса грузовой партии составила 780 тонн.
Специалисты FESCO в сфере проектной логистики специально для этой перевозки зафрахтовали судно, разработали схему размещения, крепления и доставки негабаритного оборудования, обеспечили услуги экспедирования в порту, а также организовали погрузку СПП на зафрахтованный теплоход с помощью портовых кранов.
Судно отправилось из Санкт-Петербурга в ночь на 25 февраля, расчетная дата прибытия на грузовой терминал Восточный, который располагается на площадке строительства АЭС Аккую, — 16 марта. Там специалисты FESCO выполнят выгрузку оборудования и доставят его на строящийся объект для монтажа.
Проект АЭС Аккую
АЭС Аккую — первая атомная электростанция, строящаяся в Турецкой Республике. Проект, реализуемый Госкорпорацией Росатом, включает четыре энергоблока с реакторами российского дизайна ВВЭР поколения III+. Мощность каждого энергоблока АЭС составит 1200 МВт.
АЭС Аккую также является первым проектом в мировой атомной отрасли, который реализуется по модели Build-Own-Operate (строй-владей-эксплуатируй).
Сотрудничество FESCO и АЭС Аккую
В 2021 году FESCO и АО АККУЮ НУКЛЕАР (входит в Госкорпорацию Росатом, отвечает за проектирование, сооружение и последующую эксплуатацию АЭС Аккую) заключили договор на оказание комплекса логистических услуг на терминале Восточный по обработке грузов, доставляемых морским транспортом для нужд проекта АЭС Аккую. Согласно договору, FESCO выступает логистическим оператором грузового терминала Восточный.
Доставка оборудования
Общий вес двух горизонтальных сепараторов-пароперегревателей составил 640 тонн. Для доставки негабаритного груза будет использован комбинированный способ:
- Специальный автомобильный транспорт доставит изделия на заводской причал.
- Затем груз отправится в морской порт Санкт-Петербурга.
- После погрузки на судно оборудование доставят на причал АЭС Аккую.
Особенности новой модификации
На ранее устанавливавшиеся четыре горизонтальных сепаратора-пароперегревателя на турбоустановку на этой АЭС теперь достаточно двух новых моделей. Российским машиностроителям удалось значительно снизить металлоемкость пароперегревателей, повысив их эффективность и надежность. Новые изделия также способствуют повышенной экономичности работы всей турбоустановки.
Использование сепаратора-пароперегревателя
Сепаратор-пароперегреватель применяется на двухконтурных атомных электростанциях с реактором ВВЭР-1200. Его задачей является сепарация и подогрев пара, отработавшего в цилиндре высокого давления и поступающего в цилиндр среднего давления турбины. Это оборудование входит в состав вспомогательных систем, повышающих КПД и надежность турбоустановки.
Характеристики изделия
- Горизонтальный цилиндрический корпус
- Состоит из семи сварных обечаек толщиной 30 и 50 мм
- Два эллиптических днища толщиной 42 мм
- Изготовлен из ферритной нержавеющей стали для защиты от эрозии и коррозии
- Вес каждого изделия – 320 тонн
- Длина – 22,3 метра
- Диаметр – 4,5 метра
Отзыв руководителя
Генеральный директор Атомэнергомаша Игорь Котов отметил, что производство инновационных сепараторов-пароперегревателей было реализовано машиностроительным дивизионом Росатома впервые, задействовав сразу несколько заводов в разных городах. Коллективы справились с ответственной задачей на высоком уровне.
Изображения
Два горизонтальных сепаратора-пароперегревателя для первого энергоблока АЭС Аккую, которая строится в Турции, прошли в ночь на понедельник по замерзшей Неве в сопровождении трех ледоколов и двух буксиров.
Для проводки каравана судов в Санкт-Петербурге даже разводили мосты, что редкость для зимы.
Сложная логистическая операция была разработана и реализована из-за того, что на Неве установился прочный лед. Маршрут пролегал вдоль ключевых исторических объектов Санкт-Петербурга:
- Смольного
- Эрмитажа
- Петропавловской крепости
- под Володарским мостом
- мостом Александра Невского
- Большеохтинским мостом
- Литейным мостом
- Троицким
- Дворцовым
- Благовещенским мостами.
На всем пути движения водные транспортные средства с крупногабаритным оборудованием сопровождались службами специального реагирования.
Транспортировка оборудования
Из морского порта Санкт-Петербурга оборудование будет доставлено на стройплощадку в Турцию.
Политика Росатома
Первая зимняя отгрузка подобного оборудования стала ярким подтверждением политики Росатома по безусловному выполнению всех международных обязательств и постоянному поиску наиболее эффективных решений для обеспечения ритмичной работы по строительству АЭС как в России, так и за рубежом.
Общий вес транспортируемого оборудования 640 тонн. Длина одного изделия 22,3 метра, наружный диаметр 4,5 метра.
Разрешение на ввод в эксплуатацию
Первый блок АЭС “Аккую” получил разрешение на ввод в эксплуатацию. Тем временем правительство Турции обсуждает планы по строительству новых атомных мощностей, и Росатом готов участвовать в этих проектах.
Следующие шаги
В декабре Совет Агентства по ядерному регулированию (NDK) Турции выдал АО “Аккую Нуклеар” разрешение на ввод в эксплуатацию первого энергоблока АЭС.
“Решение Агентства по ядерному регулированию Турции о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию первого блока АЭС „Аккую“ подтверждает, что мы выполнили все требования турецкого законодательства, международных стандартов сооружения АЭС, — и готовы двигаться дальше”, — отметила глава “Аккую Нуклеар” Анастасия Зотеева.
Разрешение даёт возможность приступить к пусконаладочным работам – итоговому этапу сооружения АЭС. Следующий этап лицензирования АЭС “Аккую” — получение лицензии на эксплуатацию первого энергоблока, которая позволит приступить к загрузке ядерного топлива в реактор и начать предпусковые контрольные операции.
Также в декабре на площадке сооружения АЭС “Аккую” была введена в эксплуатацию химическая лаборатория для проведения высокоточного контроля воды. Одна из особенностей реакторов ВВЭР-1200 — двухконтурная генерация пара, при которой вода в контурах не смешивается. Во время эксплуатации АЭС специалисты химической лаборатории будут анализировать на соответствие современным международным требованиям показатели сверхчистой обессоленной воды. Она предназначена для циркуляции в первом замкнутом контуре реактора – между реакторной установкой и парогенератором.
“Уже сейчас специалисты лаборатории занимаются химическим анализом обессоленной воды, которая понадобится для промывки оборудования и трубопроводов технологических систем АЭС “Аккую” при подготовке к пуску первого энергоблока. Отмечу, в лаборатории трудятся как опытные российские инженеры, так и молодые турецкие специалисты, которые перенимают знания, опыт и современные технологии химического мониторинга”, — подчеркнул директор “Аккую” Сергей Буцких.
Российские предприятия изготавливают и поставляют инновационное оборудование для первой турецкой АЭС точно в срок. В конце ноября с производственной площадки машиностроительного дивизиона Росатома “Атомэнергомаш” в Санкт-Петербурге для первого блока АЭС были отгружены два горизонтальных сепаратора-пароперегревателя (СПП). Общий вес оборудования составил 640 тонн.
Сепаратор-пароперегреватель служит для сепарации и подогрева пара, отработавшего в цилиндре высокого давления и поступающего в цилиндр среднего давления турбины. Это оборудование располагается в машинном зале энергоблока и входит в состав вспомогательных систем, повышающих КПД и надежность турбоустановки.
“Аккую”, одна из крупнейших в мире атомных строек, находится в центре внимания общественности. На станции регулярно устраивают День открытых дверей. В конце ноября станция в очередной раз пригласила всех желающих увидеть площадку строительства. В прямом эфире руководители “Аккую Нуклеар” рассказали о реализации проекта и ответили на вопросы зрителей.
Анастасия Зотеева отметила, что 2023 год — рекордный по количеству значимых событий на проекте: в апреле на площадку завезли первую партию ядерного топлива, в октябре был введен в эксплуатацию первый в Турции учебно-тренировочный центр атомной отрасли. Заместитель директора строящейся АЭС по сооружению АО “Аккую Нуклеар” Дмитрий Романец подробно рассказал о работах на первом блоке. В 2024 году там планируется загрузка топлива и выработка первых киловатт-часов электроэнергии. Романец объяснил, что пуск энергоблока — это многоступенчатая операция, каждый этап которой состоит из множества различных тестов и технологических процедур.
Молодые турецкие инженеры-атомщики провели виртуальную экскурсию по площадке АЭС “Аккую”: вместе с ними зрители побывали в машинном зале энергоблока № 1, хранилище свежего ядерного топлива и учебно-тренировочном центре.
Сотрудничество России и Турции в атомной сфере может иметь продолжение. У Росатома для Турции есть многопрофильное предложение, включающее в себя и новые направления бизнеса — его госкорпорация представила на 17 Международном конгрессе-выставки Energy Is Future 2023 (EIF).
Росатом выступил главным партнером мероприятия, прошедшего в ноябре в Стамбуле. EIF — одно из крупнейших выставочных мероприятий Турции, охватывающее энергетический кластер стран Ближнего Востока и Северной Африки. Представители госкорпорации рассказали о наработках в области малых модульных реакторов как в наземном, так и плавучем исполнении, комплексном продуктовом портфеле Росатома для рынка Турции с акцентом на энергетические решения, а также решениях по опреснению, водоподготовке и водоочистке.
Энергетика играет важную роль в сотрудничестве между Турцией и Россией. Об этом заявил вице-премьер России Александр Новак по итогам заседания Межправительственной российско-турецкой комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству.
Новак подчеркнул, что “Аккую” — флагманский проект России в области мирной атомной энергетики: “Мы считаем, что опыт Росатома в области мирной атомной энергетики может быть использован при строительстве новой АЭС в Синопе. Мы готовы предложить сотрудничество и в области атомных реакторов малой мощности”, — сказал Александр Новак.
Росатом готов к новым инвестициям в энергетику в Турции, сказал в интервью изданию DÜNYA заместитель председателя совета директоров АО “Аккую Нуклеар” Антон Дедусенко. По словам Дедусенко, перспективы новых проектов в Турции сейчас прорабатываются, заинтересованность в партнерстве подтверждена на самом высоком уровне.
“Мы всегда открыты к обсуждению возможностей, расширяющих наше сотрудничество с турецкими партнерами, и с учетом нашего технологического потенциала и производственных возможностей готовы рассматривать предложения турецкой стороны о сооружении новых атомных генерирующих мощностей в стране и, в свою очередь, предлагать эффективные и взаимовыгодные решения”, — подчеркнул Антон Дедусенко.
АЭС Аккую
Российским инженерам удалось примерно в 2 раза снизить металлоемкость оборудования и повысить его эффективность. Новые изделия позволяют обеспечить повышенную экономичность работы всей турбоустановки.
В ноябре 2023 г. на заседании в Турции А. Новак обсудил с О. Болатом о расширение сотрудничества в атомной сфере, в т.ч. в части реализации проекта в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ) на АЭС Аккую для получения дополнительных объемов электроэнергии. Поставка подтверждает намерения РФ.
Традиционно на отечественных турбоустановках устанавливалось 4 сепаратора-пароперегревателя, которые производились только в вертикальном исполнении. Новые СПП:
Напомним, что 1й ротор цилиндра высокого и среднего давления паровой турбины Arabelle был поставлен в 2021 г.
Оборудование представляет собой:
Технология тихоходной паровой турбины ARABELLE™
Технология тихоходной паровой турбины позволяет работать большим количеством пара, поступающего из реакторной части АЭС. Меньшая скорость вращения ротора такой турбины делает центробежную силу ниже, чем у быстроходных турбин. Это дает возможность установить лопатки большей длины. Более длинные лопатки обеспечивают получение большей энергии из пара даже при более низких температурах в реакторе, что снижает тепловую нагрузку на оборудование. Для АЭС мощностью свыше 1200 МВт поставляются только тихоходные турбины.
Длина турбины – 55 метров, поэтому требуется меньше пространства машинного зала. Это дешевле быстрее построить. Эффективности турбины на 5% выше, чем у быстроходной турбины. Коэффициент надежности – 99,96%. Росатом получил технологию производства тихоходных турбин и генераторов Arabelle мощностью 1000–1800 МВт компании Alstom в 2007 г., создав «Турбинные технологии ААЭМ» (Альстом-атомэнергомаш, ААЭМ) – СП Атомэнергомаш с долей участия 51% и General Electric (GE) – 49%. В 2016 г. GE получила добро на продажу доли участия в СП компании Geast, 80% в которой принадлежит GE, а 20% – Alstom. Это позволяет Росатому комплектовать машзалы российских и зарубежных АЭС, строящихся по российским технологиям. Для любознательных напомним, что конкурирующая General Electric поглотила энергетическое подразделение французской Alstom в июне 2014 г. – за 17 млрд долл США. Помощь американцам тогда оказал министр экономики Э. Макрон. Вот такой, разрушивший атомную промышленность Франции человечек, стал Президентом страны. Сейчас он пытается возродить французский атомпром и даже хочет построить до 14 новых реакторов для обеспечения перехода страны от ископаемого топлива. Но после продажи энергетического дивизиона компании Alstom Франции сделать это будет гораздо сложнее.
Другие новости
FESCO и «КАЛУГА АСТРАЛ» протестируют передачу электронных перевозочных документов в ГИС ЭПД
21 мар 2024
Транспортная группа FESCO («FESCO», «Группа») и АО «КАЛУГА АСТРАЛ» организуют интермодальную перевозку, во время которой протестируют технологию оформления электронных путевых листов, электронных транспортных накладных и электронного морского коносамента с передачей документов в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД).
FESCO (ПАО «ДВМП») использует файлы cookie, разработанные нашими специалистами и третьими лицами, для анализа событий на нашем веб-сайте, что позволяет нам улучшать взаимодействие с пользователями и обслуживание. Продолжая просмотр страниц нашего сайта, вы принимаете условия его использования. Более подробные сведения см. в нашей Политике конфиденциальности.