Rpn gov ru licences

Перечень экологических документов, в зависимости от категории объекта и специфики деятельности.

Федеральная служба Росприроднадзор осуществляет контроль за использованием природных ресурсов, отвечает за поддержание экологической безопасности.

Функционал личного кабинета Росприроднадзор

Регистрация и авторизация в личном кабинете

Формирование отчетности через личный кабинет Росприроднадзор

Официальный портал службы предназначен для взаимодействия между контролирующим органом и подконтрольными организациями, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность подходит под регулирование службой контроля.

Личный кабинет представляет собой модуль природопользователя, который предназначен для подготовки и сдачи отчетности.

Экологическая нагрузка в бизнесе должна быть сопоставима с негативным влиянием организации. Распределение сил и ресурсов на эту область должно быть рассредоточено по циклу работы компании.

Но полная безответственность в этой сфере неправильна, особенно в современном обществе со здоровой средой и желаемым достойным будущим.

Экологическая ответственность в России ещё только на начальном этапе. Но многие компании, в основном большие и развивающиеся думают о своём воздействии, минимизируют его и становятся популярными. Так, например одна из таких компаний по перевозке материалов на судах, выплывая с акватории мимо заповедных мест не производит звуковые гудки. Эта же компания устраивает субботники с уборкой мусора, а эти события освещаются в главном офисе в Дубае. На суднах этой компании давно используются экологические требования, ведь для того, чтобы конкурировать в среде нужно иметь такое качество как экологичность. Этот фактор должен быть одним из отправных мотивов для скачка экологической обстановки в России.

Расположено на сайте http://eco-specialist.ru

Rpn gov ru licences

«Ныне действующий портал https://lk.rpn.gov.ru не дает возможности создавать отчеты и сдавать их вовремя. Он абсолютно не работает. Сроки сдачи отчетов не переносят, а экологи подставляются на штрафы из-за невозможности вовремя сдать отчеты».

Из петиции природопользователей, размещенной на Change.org

Экологическая отчетность довольно обширна. Формы 2-ТП (воздух, отходы, рекультивация), отчет о результатах производственного экологического контроля (отчеты ПЭК), отчетность по экосбору (четыре годовые формы), массивная декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС). Отчетная кампания стартует практически сразу после новогодних праздников и продолжается до середины апреля года, следующего за отчетным.

Организации, которые должны сдавать экологическую отчетность (природопользователи), в разгар отчетной кампании-2020 столкнулись с необходимостью срочно осваивать новый сервис Росприроднадзора. Его работа оказалась нестабильной, а данные пришлось вносить практически с нуля, поскольку возможность загружать готовые файлы исчезла.

Rpn gov ru licences

года учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, ведется в Программно-техническом обеспечении ведения учета объектов НВОС (ПТО УОНВОС), размещенном по адресу .

Перейдя по ссылке, вам открывается доступ как публичной (открытой) части реестра объектов НВОС, так и непосредственной работе по учету объектов НВОС (постановка на учет, актуализация сведения и пр.).

Кроме того, с указанной даты Росприроднадзором полностью прекращена поддержка информационных сервисов, расположенных на домене .fsrpn.

, что постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (ст. 69.2 Закона №7ФЗ).

Форма заявки утверждена приказом Минприроды России от 23.12.2015 № 554. В заявке природопользователь должен самостоятельно определить категорию объектов НВОС.

Критерии отнесения объектов, оказывающих НВОС, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2398.

, что это обновленные критерии, ранее действовали критерии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.

за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на госучет объектов НВОС и представление сведений для актуализации учетных сведений установлена ст. 8.46. КоАП РФ (на юридических лиц – от тридцати тысяч до ста тысяч рублей).

Какие документы заказывать и в каком порядке

Вы можете определить перечень документов самостоятельно, но я рекомендую всё же проводить анализ документарного состояния с помощью специалистов. Тем более многие компании выполняют такие услуги бесплатно.

Работу лучше всего поделить по этапам и заблаговременно. Это позволит равномерно распределять средства и время.

Начинать необходимо с организации юридически правильного обращения с отходами, назначения ответственных сотрудников, проверки оборудования и его эксплуатации. Также юридически правильно необходимо составить договор на аренду помещений, который разграничит обязанности по экологической отчётности.

Далее необходимо определять фронт работ с аутсорсинговой компанией. В начале должна быть постановка на государственный учёт объекта НВОС, а также инвентаризация отходов, выбросов и сбросов. В дальнейшем необходимо углубляться в сторону самого сильного воздействия и планировать получение разрешений, и других сопутствующих документов, а также проведение экспертиз и лабораторных исследований. Этот процесс достаточно затратный по времени, поэтому планирование может быть долгосрочным.

Наиболее частый сценарий: есть некоторое помещение, несколько источников выбросов загрязняющих веществ и обращение с отходами.

Тогда ориентировочный план будет выглядеть так:1 этап: Постановка объекта на учёт/ выявление ответственных лиц по договору аренды/ подготовка приказов/ проведение обучения/документарный анализ/ проверка оборудования (при наличии) 2 этап: Проведение инвентаризации отходов/паспортизация отходов/подготовка инструкции по обращению с отходами/подготовка журнала движения отходов 3 этап: Проведение инвентаризации выбросов 4 этап: Подготовка отчётности 2тп (отходы), декларации НВОС за прошедший год.

Стоит обратить внимание на результат работы, в случае договорных отношений. Так, например, инспектор может выписать предписание о предоставлении санитарноэпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны, и вы в договоре, в разделе предмет договора, укажете именно этот документ. Но по факту это промежуточный результат, который не помогает вам установить эту зону и внести её в Росреестр. Следовательно, вы сможете ответить на предписание и устранить недостатки, но не сможете уберечь предприятие от будущих градостроительных споров. В целом экологическое сопровождение может быть даже выгодным, благодаря опытным экологам. Например, аутсорсинговая компания, начала сталкиваться с проверками портов на наличие ливневой системы и естественно предупреждать остальных. Один из портов успел оборудовать свою площадку данной системой и избежал штрафа в 500 000 р. Это история конечно про везучих. И лучше все мероприятия планировать заранее.

В какой момент начинать.

Планирование «экологизации» бизнеса лучше осуществлять на стадии подготовки бизнес-плана. Но рыночная и экономическая ситуация такое сделать не позволяет. Поэтому большинство компаний разрабатывают документы уже в процессе эксплуатации объекта. У организации есть 6 месяцев для постановки объекта на государственный учёт. Также стоит отметить, что действует мораторий на проведение плановых неналоговых проверок в течение первых трех лет.

В разработке более фундаментальных документов (любая инвентаризация) должна присутствовать некоторая устойчивость технологий, оборудования, цехов. Ведь любое изменение повлечёт за собой актуализацию сведений в этих документах и соответственно траты. Например, в порядке проведения инвентаризации выбросов сообщается, корректировке подлежат документы в случае изменений более 10% суммарных годовых (валовых) показателей.

Известно много случаев, когда жилые дома оказывались в зоне воздействия предприятия. Без установленной санитарно-защитной зоны в Росреестре не числится зона с особыми условиями использования территории. Поэтому администрация разрешает строительство. Но в связи с сильным воздействием шума или выбросов жильцы обязательно будут требовать свое право на благоприятную окружающую среду.

Таким образом компании оплачивают переселение людей, которые попали в зону воздействия.

В одном из таких случаев белье развешенное во дворе было на утро грязным из-за работы асфальтобетонного завода неподалеку.

А в другом случае люди заметили воздействие пестицидов, которые разбавлялись недалеко в растворном цеху агрокомпании.

Известны случаи о взысканиях в результате размещения отходов более чем на 11 месяцев. Поэтому работа без договора на вывоз отходов тоже рискованная. Требуйте акты по вывозу, а также лицензию на операции с отходами.

При обнаружении сжигания отходов суд обязательно потребует проведение рекультивации, что повлечет большие расходы. Следует внимательно относится с зеленым насаждениям. Санитарная чистка должна проходить строго по разрешению и соответствующим методом. Особенно на участках лесхоза.

Любая хозяйственная деятельность в водоохранной зоне реки или моря подлежит согласованию с органами Росрыболовства. Например, один из объектов СТО построили в такой зоне и сейчас Росрыболовство в соответствии с водным кодексом не выдает разрешение на такую деятельность, что усложняет предпринимательство и владелец постоянно ходит по судам.

Читайте также:  Инструкция по работе монтажника и ИНСТРУКЦИЯ по работе монтажника

Надзорный орган выполняет свой план и пополняет казну. В связи с этим, если организация не стоит на учёте, не предоставляет своевременно отчёты и не имеет разрешительных документов на свою деятельность, на неё будет составлено административное, а в особых случаях, и уголовное правонарушение.

В соответствии с главой 8 КоАП РФ, штрафы для юридических лиц могут достигать 500 000 рублей в зависимости от статьи. Суммы штрафов смотрите в таблице ниже. Плюс к этой цифре можно прибавить нанесённый ущерб, стоимость которого очень сильно варьируется.

Оплата штрафа не избавит от необходимости разрабатывать документы, поэтому инспектора выписывают предписание, по итогам которого, вам будет необходимо устранить недостаток и предоставить такие документы. Это еще один плюс в сторону экономии средств.

Приостановление хозяйственной деятельности.

Верховный Суд РФ разъяснил некоторые условия, которые могут быть основанием к ограничению, приостановлению или прекращению деятельности:

– эксплуатация предприятия продолжает причинять вред или угрожает новым вредом (в том числе эксплуатация без необходимых разрешений и лицензий, выдаваемых с целью соблюдения природоохранных требований, либо с нарушением их условий, превышении лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в окружающую среду, нарушении требований в области обращения с отходами);

– допущенные нарушения имеют устранимый характер (например, сброс сточных вод с превышением нормативов содержания вредных веществ);

– допущенные нарушения имеют неустранимый характер (например, при размещении отходов производства и потребления на объектах, не подлежащих внесению в государственный реестр объектов размещения отходов);

– истец должен доказать причинение вреда ОС (например, при планировании строительства или возведении нового промышленного объекта в местах обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных, растений и грибов);

– наличие у ответчика разрешительной документации на осуществление деятельности, создающей опасность причинения вреда, положительного заключения экологической экспертизы не является основанием для отказа в иске.

В этой инструкции мы расскажем о том, на каком предприятии должны быть экологические документы, какие именно и браться ли за их разработку самому. За советами мы обратились к Веренкову Евгению, руководителю компании «Eco-specialist» и инженеру-экологу с шестилетним стажем. Инструкция будет полезна для: — владельцев и управленцев компаний; — лиц, принимающих решения; — влиятельных людей в бизнесе; — бухгалтеров (если вы ответственны за всю отчётность).

В тексте используются следующие сокращения:

Разберёмся немного с терминами.

Сразу нужно понимать, что разработка документов может быть добровольная (например, зелёная сертификация зданий «Leed») и обязательная. И в первой части инструкции мы будем говорить о тех документах, которые от нас требуют государственные органы.

Изучая экологическое законодательство, можно понять, что контролю и отчетности подлежат объекты негативного воздействия на окружающую среду, на которых производится хозяйственная деятельность.

Объект негативного воздействие на окружающую среду (НВОС) – это объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.

Объектом может быть как магазин, так и производственная площадка. У каждого объекта свой адрес. Всем объектам присваивается категория, которых всего 4 (I, II, III и IV). Категория влияет на уровень надзора и на требования к документам. Чем выше категория, тем больше необходимо документов. Поэтому стоит учесть, что для разных компаний и разных объектов требуется разный пакет документов.

Кому нужны экологические документы. Отвечая абстрактно и грубо на этот вопрос, можно сказать: «почти всем (и офисам тоже)». Если быть более точным, то всем юридическим формам хозяйственной деятельности (ИП, ООО, АО, КФХ и т. д.), которые имеют объекты негативного воздействия, отнесенные к любой категории.

Примеры областей деятельности и декларированных категорий объектов:

С производством и химическими комбинатами более-менее понятно почему их стоит контролировать. Присвоение таким объектам категории выполняется по типу деятельности.

Но что с теми компаниями, которые воздействуют на окружающую среду неочевидно? Если тип их деятельности не прописан в критериях, то как они влияют?

Таким объектам присваивают не типовые категории. И в одном случае магазин будет IV категории, а в другом случае магазин с собственной котельной уже III категории.

Государственные органы смотрят на присутствие следующих факторов на объектах:

После комплексного анализа деятельности можно делать вывод о декларируемой категории объекта.

Если осуществлялась постановка объекта на учёт, то категорию можно узнать, на этой странице по ИНН — https://uonvos. rpn. gov. ru/rpn/pto-uonvos.

P. S. Критерии отнесения объектов к категориям распространяются на всю Россию, но трактовка в регионах может отличаться. Например, в течении нескольких лет в Астраханской области офисам присваивали III категорию (они соответствовали критерию: хозяйственная и (или) иная деятельность, не указанная в разделах I, II и IV), что накладывало несоизмеримую ответственность на обычные офисы. Им приходилось вести программу экологического контроля. В Краснодарском крае офисы относили к IV категории или вовсе к объектам без категорий.

Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N2398 принесло больше ясности в таких вопросах.

Группа без категории.

Среди объектов, есть отдельная категория «без категории». Это объекты, которые подходят под следующие критерии:

Например, у вас поле для выращивания капусты, которую вы сажаете вручную. У вас нет площадки для отстоя сельскохозяйственной техники, нет амбаров хранения продукции, а выращивание происходит без внесения удобрений. А также поле не находится в водоохранной зоне или на особо охраняемой природной территории. На нём не должно быть источников загрязнения, и при деятельности не производится сброс сточных вод для промышленных нужд.

Основные примеры объектов без категории:

К этой группе объектов НВОС предъявляются самые минимальные требования, но они всё же есть (см. таблицу в приложении).

Кому не нужны экологические документы.

Сразу стоит исключить из группы «кому необходимы документы» физических лиц. Также не стоит беспокоиться компаниям, которые не имеют объектов воздействия. Например, если вы оказываете услуги по ремонту домофонов на месте и не имеете ни офиса, ни специального помещения для ремонта.

Или, например, вы самозанятый, который работает из дома. То есть принцип тут такой: отсутствие объекта.

За оформление документации или против?

Огромное количество объектов не ставят на учёт и не ведут документацию, по соображениям «остаться в тени». Большая доля таких объектов находится в удаленных сельских поселениях.

Такие решения только на ответственности владельцев. Если поступит жалоба и нагрянет внезапная проверка, собрать испрашиваемые документы в срок будет невозможно. Например, был случай, когда инспектор, превышая свои должностные полномочия заехал на понравившуюся базу отдыха, и таким образом привлёк внимание к объекту.

В 2021 выявлен рост зафиксированных экологических нарушений по сравнению с прошлыми годами почти в два раза. Доля выигранных судебных дел снижается с 47% до 44%.

На основании 7 ФЗ «Об охране окружающей среды», объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. На основании приказа Росстата №698 юридические лица и физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами производства и потребления обязаны заполнить форму 2-тп (отходы).

На основании Постановления правительства от 30 июня 2021 года N 1096 «О федеральном государственном экологическом контроле (надзоре)» производится надзор за объектами и юридическими лицами.

Функционал личного кабинета Росприроднадзор

Заведя личный кабинет на сайте Росприроднадзора, контролируемые предприятия и организации получают следующие возможности:

Бланки отчетности имеются в свободном доступе для скачивания и заполнения онлайн.

Для отправки отчетов потребуется ЭЦП.

КАК СТАТЬ ЗЕЛЁНОЙ КОМПАНИЕЙ

Чтобы стать реально зелёной компанией одних документов будет недостаточно. Ведь весь смысл кроется в минимизации воздействия, поэтому дополнительно необходимы мероприятия.

Читайте также:  Системный администратор разряд

Маленькими шагами можно реализовать все цели, которые ставит перед собой экологическое управление. Но прежде, чем начинать экологический менеджмент, внедрение ESG, экологическое аудирование и сертификацию качества ISO, я считаю необходимо использовать самые простые, яркие и минимальные в расходах мероприятия. И творчество в этом вопросе очень важно.

Приведу несколько примеров, с чего можно начать большой путь к зелёной компании:

Статусы отчетов

После отправки отчетов пользователь может отслеживать их статусы. Они выводятся на странице формирования отчетности под знаком «Плюс» по центру страницы.

При первичной отправке отчета он получает статус «Отчет загружен на портал Росприроднадзора. Идет проверка».

Если в отчете были ошибки, ему присваивается статус «Отчет отклонен (содержит ошибки)».

Отправка отчетности

Отправка подготовленной отчетности возможна только при использовании квалифицированной электронной подписи и обновленным сертификатом ФС по надзору в сфере природопользования.

Отправка отчетности осуществляется из личного кабинета во вкладке «Отчетность», кнопка «Отравить файл отчета».

После вложения подготовленного отчета, когда файл полностью загружен, нажимается клавиша «Отправить».

Пример из практики

Компания имеет несколько объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

объект НВОС № 1 — 3 т выбросов в год;

объект № 2 — 3, 5 тгод;

объект № 3 — 1, 5 тонны в год.

При этом в выбросах есть вещества 1-2 классов опасности (например, бензапирен в выбросах котельной), и компания должна представить отчет по форме 2-ТП (воздух).

Согласно приказу Росстата от 08.11.2018 № 661, нужно подавать форму 2-ТП (воздух), если объем выбросов по всем объектам от 5 до 10 тонн (и в выбросах имеются вещества классов опасности 1-2).

По законодательству, если все опасные объекты находятся в одном субъекте Федерации, компания вправе сформировать один отчет, содержащий три экземпляра каждого из разделов (по одному на каждый из опасных объектов). Однако новый личный кабинет не предусматривает нужного алгоритма, и компания вынуждена готовить три разных отчета. Причем на каждый из них поступит отказ в приемке — из-за того, что не выполняется критерий объема выброса в 5 тонн!!!

Список экоотчетности, которую сдают компании, смотрите здесь.

Журналы заявок/отчетов

Из личного кабинета пользователь получает возможность работать с журналом заявок и отчетов. Он может копировать отчеты и заявки, удалять и отправлять.

Как сдавали отчетность

С конца 2012 года отчетность в Росприроднадзор можно было формировать с помощью программы «Модуль природопользователя» и отправлять в электронном виде через «Личный кабинет природопользователя» (https://lk.fsrpn.ru/#/).

Личный кабинет позволял загружать готовые файлы в формате xml, созданные и в сторонних программах. Кроме того, отчитаться можно было через операторов ЭДО, для чего на портале РПН имелась специальная вкладка.

На протяжении семи лет компании сдавали экоотчетность без особенных проблем. Государство получало причитающиеся платежи в срок, система экоконтроля была относительно налаженной, правила игры — понятны.

САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПУТЬ РЕШЕНИЯ

Так стоит ли браться самому?

На практике наиболее часто компании пытаются сделать сами статистическую отчётность (2тп, 4ос), журнал отходов, декларацию о плате за НВОС. Проекты (нормативов допустимых выбросов (НДВ), санитарно-защитной зоны (СЗЗ), зоны санитарной охраны (ЗСО) и т.д.), а также инвентаризации делаются на специализированных программах большой стоимостью людьми с обучением, поэтому влезать в разработку таких документов никому не советуем.

Из числа компаний, взявших на себя разработку, примерно ¾ непроизвольно, в силу специфики области, искажают сведения и совершают ошибки в отчётности. Найм в штат постоянного эколога наблюдается только в крупных организациях с достаточным количеством объектов НВОС и соответственно достаточным объёмом работ.

Наблюдается тенденция увеличения компаний, которые увольняют экологов с предприятий и переходят на аутсорсинг к профильным экологическим фирмам. Например, на практике один завод железобетонных конструкций, имеющий три объекта НВОС, в том числе порт для перегрузки своего товара на суда, признал, что держать эколога в штате более затратно нежели платить экологической фирме.

Определение перечня документов.

Первое с чего нужно начать определение перечня это с постановки объекта НВОС на государственный учёт в орган Росприроднадзора с присвоением категории объекта. Определить категорию возможно ещё до постановки на учёт в соответствие с критериями в постановлении №2398.

У каждого объекта своя категория, поэтому необходимо определить и выделить все объекты. Так если объектов много, и они находятся по разным адресам у каждого из них будет своя категория воздействия.

Все требования к наличию тех или иных документов раскиданы по федеральным законам и другим подзаконным актам. Ваш перечень будет зависеть от категории объекта негативного воздействия и специфики деятельности. После постановки объекта, перечень документов для него определяется, проводя объект по нужной колонке, выявляя наблюдаемые события и отмечая необходимые документы (см. таблицу в приложении).

Как разработать документы самому.

Если вы всё же решили попробовать сами сделать документы, например 2тп (отходы) и сдать их, обращаем ваше внимание на следующие пункты:

Как проводить проверку правильно.

Основное правило в этом вопросе: не дожидаться проверки. Так как проверка может быть не только плановой, но и внеплановой. Плюс она может быть выездной или документарной.

Основанием для внеплановой проверки может служить:

– истечение срока выполнения ранее выданного предписания о нарушениях;- приказ руководителя органа госконтроля или надзора, призванный исполнить поручение Президента РФ или Правительства РФ;- обращение в Росприроднадзор граждан, организаций, информация из СМИ о существующей угрозе причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, животному и растительному миру;- чрезвычайная ситуация.

Чтобы быть подкованным, действуйте по инструкции:

1. Периодичность проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей устанавливается в зависимости от категории риска, присваиваемой территориальным органом Росприроднадзором на основании установленных критериев риска.

Это называется риск ориентированный подход. Он зависит от категории негативного воздействия на окружающую среду, к которой отнесен объект надзора, а также от следующих критериев:

– вида деятельности, осуществляемой на объекте надзора;

– места размещения объекта государственного надзора;

– наличия постановлений о назначении административного наказания (кроме предупреждения) за экологические правонарушения, наличия обвинительного приговора суда за экологические преступления;

– наличия решения о досрочном прекращении, приостановлении или ограничении права пользования недрами;

– решения о приостановлении и (или) об аннулировании лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности при осуществлении деятельности с использованием объекта государственного надзора.

Выяснить категорию риска можно на официальном сайте Росприроднадзора (если вы стоите на учёте). Переходите в раздел «Мои объекты», находим «Данные реестра», там будет указана категория риска. Далее выясняем периодичность проверки по таблице.

2. Чтобы понять стоит ли ваша организация в плане проверок, необходимо поискать с помощью ИНН свою компанию на сайте генпрокуратуры https://proverki.gov.ru/portal. Плюс продублируйте поиск на сайте Росприроднадзора, который в начале года также публикует план.

3. Начните подготавливать территорию объекта НВОС к проверке. На что обращают внимания инспектора:

– на обращение с отходами производства (отходы должны накапливаться в строго отведенных и оборудованных местах согласно своему классу опасности (обычно это описывается в инструкции по обращению с отходами). Например, контейнеры с ТКО должны стоять на водонепроницаемом участке, ртутные лампы или масляная ветошь должна содержаться в металлических контейнерах в проветриваемом помещении под замком, исключая возможность возгорания и т.д.;

– на открытое хранение пылящих стройматериалов. Пыление можно снизить периодическим поливом;

– на загрязнение почвы нефтепродуктами (такие загрязнения можно устранить песком или сорбентом, после чего сдать на утилизацию);

– на загрязнение акватории водного объекта (при наличии). Даже заплывший мусор будет считаться вашим, поэтому внимательно следите за этим моментом и вовремя устраняйте загрязнение (в этом могут помочь боновые ограждения);

– на следы сжигания любых материалов;

– на эксплуатацию оборудования;

– на водонепроницаемость уличных туалетов;

– на наличие сбросов сточных вод на рельеф;

– на причинение любого вреда окружающей среде, растениям и животным.

4. Подготовьте персонал к проверке (каждый сотрудник должен знать свою область ответственности и открыто говорить только о том, что ему известно). Не давайте лишней информации.

Читайте также:  РЕКОНСТРУКЦИЯ ДОРОГИ ИЖЕВСК-САРАПУЛ НАЧНЕТСЯ В АПРЕЛЕ

5. Подготовьте план выявления необходимой экологической документации и поэтапной разработки документов, а потом действуйте в соответствии с ним. 6. Сама проверка должна проходить строго по регламенту, а отход от него может повлечь признание результатов проверки недействительными. Поэтому необходимо знать следующее:

– проверяющий должен оповестить вашу организацию при плановой проверке не менее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения (и не менее чем за 24 часа при внеплановой проверке. В случае высокой опасности здоровью людей и окружающей среды уведомления может не быть);

– начинается проверка с изучения документов на основании которого проводится проверка, а также с изучения удостоверения лиц, которые проводят её. Все данные и даты должны биться. Обратите внимание на цель проверки, которая будет указана в распоряжении. Именно эту цель (сферу обследования) нужно преследовать, например 17 если проверка проводится по ранее выданному предписанию, а инспектор выявляет новые правонарушения, то этот момент необходимо оспаривать. Все привлекаемые к проверке лица должны быть указаны в приказе. Все данные фиксируйте;

– обязательно пригласите понятых (например, главного инженера) и познакомьте их с проверяющим в начале проверки. Все моменты, с которыми вы не согласны отражайте в протоколе;

– помимо регистрационных и учредительных документов, инспектор должен определить ответственное лицо, его квалификацию (приказ, обучение);

– не препятствуйте проведению проверки, открывайте любые помещения, чтобы это не отразилось в протоколе;

– не оставляйте проверяющего одного. Его везде должен сопровождать хотя бы один сотрудник;

– можно уведомить инспектора о видеофиксации всех должностных обязанностей.

Длится проверка не более 20 дней (для субъектов малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год).

Формирование отчетности через личный кабинет Росприроднадзор

Территориальные органы Росприроднадзора принимают отчеты от контролируемых компаний, индивидуальных предпринимателей в бумажном варианте только после их предварительной сдачи в электронном виде через модуль Природопользователя. Подконтрольное лицо предоставляет номер электронного отчета, который ему присваивается через личный кабинет.

После захода в личный кабинет пользователь попадает на страницу формирования отчетности.

Необходимо нажать на кнопку «Плюс», которая расположена по центру страницы.

Форма отчета предварительно скачивается с сайта и заполняется пользователем.

Далее нажимается кнопка добавить и подготовленный отчет загружается с компьютера.

Риск санкций

«Прошу Вас официально признать нестабильную работу ЛКПП в отчетный период, чтобы исключить возможные злоупотребления со стороны Ваших подчиненных, в том числе при проверках предприятий; признать установленную возможность направлять отчеты на бумажных носителях, не сформированные в ЛКПП, в рамках действующего законодательства».

Из коллективной жалобы природопользователей, направленной в адрес главы Росприроднадзора Радионовой С.Г.

Природопользователей волнует, станут ли контролеры применять санкции за то, что компании не в состоянии отчитаться качественно и в срок? Перечень административных штрафов широк, они предусмотрены за искажение или сокрытие информации, за непредставление данных, несвоевременное сообщение сведений (статьи КоАП РФ 8,5; 19.7; 13.19; 8.41 и другие нормы).

Размеры санкций для юрлиц также впечатляют, в среднем от 20 000 до 80 000 рублей. За недостоверные сведения в отчетности по экосбору можно поплатиться 250 000 руб., а за несвоевременное его уплату — не менее, чем 500 000 руб. (расчет суммы экосбора подается не позднее 15 апреля).

Как могут наказать компанию за нарушение сроков представления экологической отчетности

Смена коней на переправе

С 25.12.2019 Росприроднадзор ввел в эксплуатацию новый «Личный кабинет природопользователя» (https://lk.rpn.gov.ru/). На сайтах территориальных органов ведомства появились оповещения, что отныне отчетность следует сдавать только через новый сервис.

Практически сразу, с первого же отчета 2020 года (форма 2-ТП воздух, срок сдачи 22.01.2020) начались сбои. Работа «Модуля природопользователя» более не поддерживается, формировать отчеты в нем стало невозможно. Кроме того, все отчеты, хранившиеся в личных кабинетах, исчезли. Компании утратили предыдущие наработки, лишились возможности скопировать и скорректировать свои данные.

Загрузить готовые файлы в систему также невозможно (за исключение формы 2-ТП отходы, добавленной с заметным опозданием).

При этом на заполнение сведений с нуля может уйти от нескольких дней до трех месяцев, что не только существенно повышает трудоемкость рутинной прежде операции, но и чревато риском срыва сроков представления отчетности.

Обновленный сервис не позволяет включить в один отчет несколько объектов, даже когда это прямо предусмотрено нормативными актами. Отсутствуют нужные отчетные формы —отчет ПЭК, формы для экосбора. Ясности, как их сдавать у территориальных органов РПН нет, но ведомство всячески старается не принимать отчеты на бумаге.

Декларация о плате за НВОС появилась только 10 февраля, когда до последнего срока сдачи одного из самых сложных и объемных отчетов оставался ровно месяц. А ведь еще нужно успеть внести плату, значит, все расчеты нужно завершить до 1 марта 2020. При этом сервис сырой, не позволяет сформировать отчет по требованиям законодательства (например, произвести расчет выбросов по источникам, а сбросов — по выпускам). Не говоря уже о пренебрежении деловой стилистикой и русским языком. Так, в разделе 3 графа 8 вместо «Обезврежено в отчетном периоде» значится «Обезьяны в отчетном периоде».

Решение подсказывают природопользователи

Гневные посты экологов, горячие (иной раз нецензурные) обсуждения на форумах, жалобы и петиция содержат одни и те же вопросы. Почему новый сервис вводится в действие в разгар отчетной кампании? Почему нельзя отчитаться на бумаге, если сбоит приемный комплекс? Почему бы не сохранить работу прежнего личного кабинета на время обкатки нового? Почему бы не продлить сроки сдачи отчетов на время отладки системы?

Мы собрали и детализировали меры, которые предлагают компании для наведения порядка в процессе сдачи экологической отчетности.

Не чините искусственных препятствий. Позвольте организациям формировать отчетность удобным способом, в том числе с помощью собственного ПО. Дайте возможность загружать и сохранять файлы в личном кабинете. Обеспечьте выкладку в ЛК форматов и обнародуйте правила составления отчетов, их проверки на ошибки.

Регулируйте и контролируйте процесс законными методами. Избежать проблем и споров при сдаче отчетности позволит закрепление правил и требований в нормативно-правовых актах. Нынешний глава Кабмина Михаил Мишустин в ФНС России на деле доказал, что даже самая сложная отчетность может поступать в ведомство четко и в срок. Для этого ведомству надлежит:

— создать и утвердить регламент или другой нормативно-правовой акт с описанием порядка подачи, приема отчетов в электронном виде (по примеру ФНС, ПФР и других контролирующих органов);

— утвердить и опубликовать электронные форматы форм 2-ТП (отходы), 2-ТП (рекультивация), 2-ТП (воздух), а также Декларации о плате за НВОС, Заявки о постановке объектов НВОС на государственный учет, Отчета о результатах ПЭК, форм Экологического сбора.

Разрешите альтернативу. Многие природопользователи начали формировать экологические отчеты в Excel или Word. Они лично приносят их на бумаге или отправляют по почте в территориальные органы РПН. Напомним, если лицо, обязанное вносить плату, не имеет технической возможности подключиться к интернету, декларация представляется на бумаге (приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3). Примите меры для того, чтобы территориальные органы не препятствовали этому, принимали отчеты на бумаге.

Значительная часть природопользователей формирует и сдает отчетность через операторов ЭДО долгие годы. Позвольте компаниям продолжить взаимодействие с операторами. В идеале, если ведомство предоставит программный интерфейс (API), то есть сервис, куда информация будет поступать прямо из информационной системы хозяйствующего субъекта, это выгодно и бизнесу, и государству.

Крупные компании заинтересованы, чтобы сотрудник, ответственный за отчетность, работал в привычном интерфейсе. Тогда ресурсы компании не расходуются впустую на освоение разных интерфейсов многочисленных контролирующих органов, на ввод информации из учетной системы в ручном режиме. Государственное ведомство может не раздувать штат специалистов, ответственных за техподдержку — эти вопросы решает оператор. Он же обеспечивает корректность взаимодействия каналов связи, снижая риск чрезмерной нагрузки на API и DDOS-атак. Оператор, по сути, выступает гарантом процесса, ведь в случае сбоя он рискует своим бизнесом.

Регистрация и авторизация в личном кабинете

Чтобы завести личный кабинет пользователь запускает программу https://lk.fsrpn.ru/#/:

Rpn gov ru licences

Процесс авторизации зависит от статуса пользователя:

Для регистрации в личном кабинете должна быть предварительно произведена настройка компьютера. Для этого потребуется установление браузера, который совместим с WEB-сервисом: Google Chrome, Яндекс. Браузер или Mozilla Firefox.

В установленном браузере устанавливаются плагины КриптоПро ЭЦП Browser plug-in, Дополнение CryptoPro Extension for Cades Browser Plug-in. (не для Mozilla).

На компьютер устанавливается ПО КриптоПро CSP версии от 3.9R2.

ЭЦП получают в аккредитованном удостоверяющем центре. Ее можно оформить в ведомственном удостоверяющем центре Росприроднадзора. В сертификате должен быть ИНН организации.

Вход в личный кабинет выполняется следующим образом:

Rpn gov ru licences

Вход в личный кабинет возможен с использованием учетной записи, полученной от портала Госуслуг.

Для ее получения пользователь должен:

Rpn gov ru licences

На сайте представлен перечь необходимых требований для работы в системе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *