Сенаторы поддержали закон о ликвидации накопленного вреда

Ликвидация объектов накопленного вреда окружающей среде

На День Экологии, который прошел на ВДНХ в рамках Форума национальных достижений: экология, была обсуждена тема ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде в рамках экспертной сессии От Чистой страны к Генеральной уборке.

Законодательные новеллы

Директор Департамента государственной политики и регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности Минприроды России Роман Мальцев представил законодательные новеллы в сфере ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде.

Приоритизация объектов

В рамках формирования реестра объектов накопленного вреда будут определены приоритеты для каждого объекта. Критерии приоритетности теперь расширены, инвентаризация всех объектов будет проведена, каждому будет присвоен уровень опасности. Процедура стала прозрачной и понятной.

Консолидация средств

Важность консолидации окрашенных платежей в муниципальные бюджеты на уровне субъектов РФ была также подчеркнута. Это позволит организовать работы по ликвидации вреда и другие природоохранные мероприятия в регионах более эффективно.

Проект Чистая страна

Руководитель проектного офиса федерального проекта Чистая страна Рауль Мишиев подвел предварительные итоги и рассказал о планах трансформации проекта в еще более масштабный Генеральная уборка.

Практический опыт

Генеральный директор ФГУП ФЭО Максим Погодин (предприятие Росатома) поделился практическим опытом в реализации крупнейших объектов накопленного вреда окружающей среде в стране.

Большие объекты

Это включает в себя такие объекты, как полигон токсичных промышленных отходов Красный Бор в Ленинградской области, загрязненная территория города химиков Усолье-Сибирского в Иркутской области и другие, представляющие опасность для окружающей среды.

Порядок работы

Работа с объектами накопленного вреда включает первичный сбор данных, проведение изысканий, разработку концепции, подготовку документации и реализацию мероприятий.


РольИмя
Директор ДепартаментаРоман Мальцев
Руководитель проектного офисаРауль Мишиев
Генеральный директор ФГУП ФЭОМаксим Погодин
Читайте также:  Государственный контроль надзор это кратко

Разработка концепций ликвидации экологического вреда

В настоящее время наблюдается высокий спрос на разработку концепций ликвидации накопленного экологического вреда, которые затем используются для непосредственного проектирования. Концепция включает в себя поиск и выбор оптимальных решений с учетом их экологической эффективности, технической реализации, разумной стоимости и сроков выполнения мероприятий.

Эта работа включает тесное взаимодействие с научным сообществом, Российской академией наук, Росприроднадзором, Минприроды России, ФАУ Главгосэкспертиза и общественностью. Это огромная командная работа.

Максим Погодин сообщил, что опыт ликвидации опасных промышленных объектов, накопленный Федеральным экологическим оператором, будет использован для обеспечения безопасности бывшего Горловского химического завода в Донецкой Народной республике и полигона захоронения промышленных отходов в п. Волчеяровка Луганской Народной республики.

Специалисты ФГУП ФЭО уже начали работу над техническими и технологическими решениями по обращению с 950 тысячами тонн производственных отходов на этих объектах в рамках создания концепций ликвидации экологического вреда.

Обновленные положения закона об охране окружающей среды

С 1 октября вступили в силу обновленные положения Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ Об охране окружающей среды в отношении ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Теперь же были приняты следующие постановления Правительства РФ:

  • Постановление Правительства РФ от 27.12.2023 N 2335 Об утверждении критериев, на основании которых территории, расположенные на них объекты капитального строительства могут быть отнесены к объектам накопленного вреда окружающей среде (далее – Постановление № 2335);

  • Постановление Правительства РФ от 23.12.2023 N 2268 О ведении государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде (далее – Постановление № 2268);

  • Постановление Правительства Российской Федерации от 27.12.2023 № 2323 Об утверждении Правил организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее – Постановление № 2323);

Постановлением № 2335 к объектам накопленного вреда окружающей среде относятся объекты, которые соответствуют определенным критериям:

а) на них выявлен вред окружающей среде в результате прошлой экономической и иной деятельности, обязанности по устранению которого не были выполнены либо были выполнены не в полном объеме;

б) земельные участки и (или) объекты капитального строительства не находятся в собственности физических или юридических лиц.

## Управление объектами накопленного вреда окружающей среды
в) у органов власти отсутствует информация о физическом лице и (или) юридическом лице, причинивших вред окружающей среде, либо физическое лицо, причинившее вред окружающей среде, умерло и (или) юридическое лицо, причинившее вред окружающей среде, ликвидировано;
г) содержание загрязняющих веществ на таких территориях, расположенных на них объектах капитального строительства превышает установленные нормативы качества окружающей среды и (или) санитарно-гигиенические нормативы.
---
Правила, утвержденные Постановлением № 2268, определяют порядок ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде и критерии определения объектов, накопленный вред окружающей среде на которых подлежит ликвидации в первоочередном порядке.
Государственный реестр ведется Минприроды России на основании результатов инвентаризации объектов. Сведения, содержащиеся в государственном реестре, размещаются на официальном сайте Минприроды России в открытом доступе.
После включения объекта в реестр Министерством в течение 30 рабочих дней осуществляется приоритизация объекта на основании критериев определения объектов, приведенных в приложении к Правилам.
---
### Основания для исключения объекта из государственного реестра
- ликвидация накопленного вреда окружающей среды на объекте;
- передача третьим лицам права владения и (или) пользования объектом, находящимся в государственной или муниципальной собственности.
Постановлением № 2323 установлено, что организация ликвидации накопленного вреда проводится органами власти (заказчиком) по договоренности с исполнителем в соответствии с законодательством о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
---
### Организация ликвидации накопленного вреда
Активности включают:
а) проведение необходимых обследований объекта;
б) разработку проекта ликвидации;
в) утверждение проекта ликвидации;
г) проведение ликвидации накопленного вреда.
---
### Процесс ликвидации и проверки
Установлен состав проекта ликвидации. До утверждения проект подлежит проверке достоверности определения сметной стоимости, государственной экологической экспертизе (ГЭЭ) и государственной экспертизе (ГЭ).
Согласование с Росприроднадзором проекта не требуется. Он осуществляет наблюдение за ликвидацией.
По завершении, заказчик отправляет акт и заключение в Минприроды России для исключения объекта из реестра.
Объект считается ликвидированным при наличии заключения. После этого создается акт о приемке ликвидации вреда.

Признанные утратившими силу нормативные правовые акты

  • Постановление Правительства РФ от 13 апреля 2017 г. N 445
    Об утверждении Правил ведения государственного реестра объектов накопленного вреда окружающей среде;

  • Постановление Правительства РФ от 4 мая 2018 г. N 542
    Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.


М.А. Страхов, заместитель председателя Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Р.Л. Каражя, главный специалист отдела ликвидации накопленного вреда окружающей среде Управления экологической безопасности Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности


В соответствии с частью 3 статьи 80.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ Об охране окружающей среды органы государственной власти субъектов Российской Федерации уполномочены проводить выявление и оценку объектов накопленного вреда окружающей среды. К таким объектам, как правило, относятся земельные участки, здания и сооружения, на которых в прошлом осуществлялась хозяйственная деятельность, следствием которой стало причинение вреда окружающей среде. Отличительным признаком таких объектов является их имущественно-правовой статус (объекты в публичной собственности либо бесхозные объекты).


В Санкт-Петербурге полномочиями по выявлению и проведению оценки объектов накопленного вреда окружающей среде объектов накопленного вреда окружающей среде, а также по организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 09.03.2017 № 127 наделен Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности.


Комитетом в рамках указанного полномочия с 2019 года на основе накопленной информации об экологическом состоянии территории Санкт-Петербурга ведется работа по выявлению и оценке объектов накопленного вреда окружающей среде. На сегодняшний день обеспечено включение в Государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде сведений о пяти объектах накопленного вреда окружающей среде, расположенных на территории города. Для двух объектов комитетом по природопользованию охране окружающей среды и обспечению экологической безопасности организовано проведение изыскательных работ и разработана проектная документация по ликвидации накопленного вреда окружающей среде; получены положительные заключения государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы проектной документации. В отношении одного из объектов (Бывшая свалка на территории Государственного природного заказника регионального значения Озеро Щучье), расположенного в Курортном районе Санкт-Петербурга, в настоящее время проводятся мероприятия по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Опыт, полученный в ходе данной работы, позволяет говорить о наличии достаточно стройной, проработанной системы правовых норм, регулирующих осуществление деятельности по ликвидации накопленного вреда окружающей среде и определяющих механизмы взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов власти субъектов РФ при осуществлении данной деятельности. Важную роль в выстраивании работы по данному направлению играет координационная деятельность проектного офиса федерального проекта «Чистая страна» национального проекта «Экология».

Вместе с тем, в ходе правоприменительной практики выявлены пробелы в регулировании данной работы. Анализ соответствующих проблемных аспектов явился основанием для подготовки Минприроды России проекта закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Летом текущего года данный законопроект был рассмотрен обеими палатами Федерального Собрания Российской Федерации. В результате его рассмотрения принят Федеральный закон от 04.08.2023 №449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», положения которого вступают в силу 01.10.2023. В развитие положений данного Федерального закона Минприроды России разработан пакет проектов подзаконных актов по вопросам выявления оценки и ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде, которые также должны вступить в силу с 01.10.2023.

Указанные изменения предусматривают сохранение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по выявлению объектов накопленного вреда окружающей среде. При этом уточняется, что выявление объектов накопленного вреда окружающей среде применительно к земельным участкам, находящимся в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления, применительно к иным территориям (акваториям) – органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, выявление ОНВОС осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Таким образом, полномочия по исследованию и оценке ОНВОС, выполнение которых требует, в том числе, проведения специальных исследований, лабораторных анализов, переносятся на федеральный уровень.

Следует также отметить, что оценку воздействия объектов накопленного вреда окружающей среде на жизнь и здоровье граждан после 01.10.2023 будет осуществлять уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти – Роспотребнадзор. При этом федеральным законом от 04.08.2023 № 449-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предоставляется право органам государственной власти субъектов Российской Федерации или органам местного самоуправления по согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти осуществлять самостоятельно исследование и оценку объектов НВОС, за исключением оценки воздействия таких объектов на жизнь и здоровье граждан. Представляется, что данная мера будет способствовать более качественной подготовке документации в отношении выявленных ОНВОС в целях их включения в государственный реестр объектов накопленного вреда окружающей среде и их категорирования для определения приоритетности работ по ликвидации наиболее опасных объектов накопленного вреда окружающей среде.

В целях обеспечения прозрачности ценообразования работ по ликвидации НВОС и исключения необоснованных расходов бюджетных средств вводится проверка достоверности определения сметной стоимости таких работ, за исключением проектов работ по ликвидации НВОС, подлежащих государственной экспертизе проектной документации, и результатов инженерных изысканий в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в связи с планируемым строительством, реконструкцией объектов капитального строительства. При этом такая проверка будет осуществляться одновременно с проведением государственной экологической экспертизы.

Помимо обозначенных изменений, комитетом, во взаимодействии с профильным Департаментом Минприроды России, продолжается проработка возможности расширения механизмов реализации мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде путем создания правовых оснований для привлечения к реализации проектных решений по ликвидации накопленного вреда окружающей среде организации-инвестора, заинтересованной в дальнейшем использовании высвобождаемого земельного участка. Существующие на сегодняшний день механизмы ликвидации накопленного вреда окружающей среде определяют в качестве основного субъекта данной деятельности исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Предлагаемые изменения в правовое регулирование данной деятельности также не предусматривают возможности вовлечения в процесс ликвидации накопленного вреда окружающей среде заинтересованных коммерческих организаций. Вместе с тем соответствующий запрос со стороны бизнеса сформирован, по ряду объектов поступали предложения об участии инвесторов в реализации проектов по ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Важно отметить, что данный подход может способствовать существенному снижению нагрузки на бюджеты бюджетной системы Российской Федерации при выполнении мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

В качестве актуального вопроса, возникающего в работе по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, также следует выделить выбор подрядчика для производства работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде с использованием конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Положения Закона о контрактной системе содержат целый комплекс мер, направленных на защиту конкуренции и обеспечение прав участников размещения заказа. При этом в условиях имеющего место быть злоупотребления правом со стороны ряда участников размещения заказа с одной стороны и жестких временных и процедурных ограничений, установленных для государственных заказчиков в рамках реализации федеральных проектов, зачастую возникают существенные препятствия в реализации мероприятий по ликвидации накопленного вреда окружающей среде в установленные сроки.

Существующие механизмы размещения заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) связаны с мероприятиями в рамках импортозамещения либо требуют издания отдельных актов Правительства Российской Федерации, в связи с чем не могут быть эффективно и оперативно реализованы при организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде, не требующих использования материалов и оборудования иностранного происхождения. Соответствующая проблема может быть решена путем дополнения перечня случаев размещения заказа у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), установленного пунктом 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, пунктом о заключении контракта на выполнение работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Досье на проект

В соответствии с пунктом 8 статьи 80.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

2. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Российской Федерации от 4 мая 2018 г. N 542 "Об утверждении Правил организации работ по ликвидации накопленного вреда окружающей среде" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2018, N 20, ст. 2836);

пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2019 г. N 1834 "О случаях организации работ по ликвидации накопленного вреда, выявления и оценки объектов накопленного вреда окружающей среде, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации 2020, N 1, ст. 36).

3. Настоящее постановление вступает в силу с 1 октября 2023 года, за исключением положений, для которых пунктами 4 – 6 настоящего постановления предусмотрены иные сроки вступления в силу.

4. Подпункт "а" пункта 9 Правил организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде не применяется в отношении проектов ликвидации накопленного вреда окружающей среде, утвержденных или представленных для проведения государственной экологической экспертизы до дня вступления в силу настоящего проекта постановления.

5. Подпункт "б" пункта 9 Правил организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде, которое вступает в силу с 1 января 2024 года.

6. Пункты 13, 16-21 Правил организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде не применяются при осуществлении ликвидации накопленного вреда окружающей среде, реализация которой начата до дня вступления в силу настоящего проекта постановления.

Председатель ПравительстваРоссийской Федерации М. Мишустин

Утвержденыпостановлением ПравительстваРоссийской Федерацииот N

ПРАВИЛАОРГАНИЗАЦИИ ЛИКВИДАЦИИ НАКОПЛЕННОГО ВРЕДА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЕ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде (далее – накопленный вред), в том числе осуществления необходимых обследований, разработки и утверждения проекта ликвидации накопленного вреда, состав такого проекта, порядок осуществления наблюдения за ходом ликвидации накопленного вреда и выдачи заключения о ликвидации накопленного вреда на объекте накопленного вреда, указанного в пункте 7 статьи 80.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды".

2. Ликвидация накопленного вреда осуществляется в отношении объектов накопленного вреда (далее – объект), включенных в государственный реестр объектов накопленного вреда.

3. Организация ликвидации накопленного вреда применительно к территории, расположенной в границах земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования, осуществляется органами местного самоуправления такого муниципального образования, применительно к иным территориям – органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случаях, установленных Правительством Российской Федерации, организацию работ по ликвидации накопленного вреда осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации или подведомственными ему федеральными государственными бюджетными учреждениями, федеральными государственными казенными учреждениями.

4. Организация ликвидации накопленного вреда включает в себя:

б) разработку проекта ликвидации накопленного вреда (далее – проект ликвидации);

5. Проведение работ, указанных в подпунктах "а", "б" и "г" пункта 4 настоящих Правил, осуществляется лицом, определяемым органами, указанными в пункте 3 настоящих Правил (далее – заказчик), в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее – исполнитель).

6. Исполнитель проводит необходимые обследования объекта при разработке проекта ликвидации.

7. Проект ликвидации должен содержать следующие разделы:

а) раздел "Пояснительная записка и эколого-экономическое обоснование ликвидации накопленного вреда", включающий:

описание объекта, его площадь, месторасположение, сведения о границах объекта в виде схематического изображения на кадастровом плане территории или на выписке из Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке;

информацию о классификационных признаках (происхождение, состав, агрегатное и физическое состояние) и класса опасности конкретных видов отходов при отнесении отходов к конкретному классу опасности;

информацию о правообладателях, собственниках объекта (земельного участка, объекта капитального строительства);

сведения о нахождении объекта в границах территорий с особыми условиями использования (зоны с особыми условиями использования территорий, особо охраняемые природные территории и др.);

экологическое и экономическое обоснования проведения мероприятий по ликвидации накопленного вреда;

обоснование планируемых мероприятий и наилучшие доступные технологии, а в случае их отсутствия технологии, являющиеся экономически эффективными и не превышающими нормативы допустимого воздействия на окружающую среду;

описание требований к параметрам и качественным характеристикам мероприятий по ликвидации накопленного вреда;

обоснование достижения нормативов качества окружающей среды, санитарно-гигиенических правил и нормативов состояния земель по окончании мероприятий по ликвидации накопленного вреда;

б) раздел "Содержание, объемы и график ликвидации накопленного вреда", включающий:

результаты обследования объекта, которое проводится в объеме, необходимом для обоснования состава мероприятий по ликвидации накопленного вреда, в том числе почвенные и иные полевые обследования, а также лабораторные исследования;

состав мероприятий по ликвидации накопленного вреда в объемах, необходимых для достижения нормативов качества окружающей среды, санитарно-гигиенических и строительных норм и правил;

последовательность и объем проведения мероприятий ликвидации накопленного вреда;

сроки проведения мероприятий по ликвидации накопленного вреда с разбивкой по этапам проведения отдельных видов работ, в том числе график ликвидации накопленного вреда (помесячный);

планируемые сроки окончания сдачи работ по ликвидации накопленного вреда;

порядок осуществления заказчиком контроля за выполнением работ по ликвидации накопленного вреда, а также контроля за привлечением исполнителем к выполнению контракта субподрядчиков, и сроками его осуществления;

в) раздел "Сметные расчеты (локальные и сводные) затрат на проведение ликвидации накопленного вреда", включающий локальные сметные расчеты, объектные сметные расчеты, сметные расчеты на отдельные виды затрат, сводный сметный расчет стоимости работ с приложением пояснительной записки.

8. В случае если при ликвидации накопленного вреда планируются строительство или ликвидация объектов капитального строительства, то в проект ликвидации включается раздел "Строительство (ликвидация) объектов капитального строительства", который разрабатывается в соответствии с Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87.

В случае если при ликвидации накопленного вреда планируются работы по рекультивации земель или консервации земель, то в проект ликвидации включается раздел "Рекультивация (консервация) земель", который разрабатывается в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800.

9. Проекты ликвидации подлежат:

а) государственной экологической экспертизе;

б) проверке достоверности определения сметной стоимости проектов ликвидации, осуществляемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования или подведомственными ей федеральными государственными бюджетными учреждениями (далее – проверка достоверности определения сметной стоимости), за исключением проектов ликвидации, подлежащих государственной экспертизе проектной документации в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации в связи с планируемыми строительством, реконструкцией объектов капитального строительства;

в) в случаях, установленных законодательством о градостроительной деятельности, проекты ликвидации до их утверждения подлежат государственной экспертизе проектной документации и результатов инженерных изысканий.

10. Проект, получивший положительные заключения необходимых государственных экспертиз и проверки достоверности определения сметной стоимости в соответствии с подпунктами "а" – "в" пункта 9 настоящих Правил, в течение 10 рабочих дней со дня выдачи последнего заключения утверждается заказчиком.

11. Ликвидация накопленного вреда проводится исполнителем в соответствии с проектом ликвидации, утвержденным заказчиком.

12. Заказчик осуществляет контроль за выполнением государственного или муниципального контракта на проведение ликвидации накопленного вреда в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящими Правилами.

13. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования с привлечением представителей подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений – центров лабораторного анализа и технических измерений по соответствующим федеральным округам осуществляет наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда.

Наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется посредством использования систем (методов) дистанционного наблюдения, присутствия на территории объекта накопленного вреда окружающей среде, применения специальных технических средств, имеющих функции фотосъемки, аудио- и видеозаписи, измерения, иных средств сбора или фиксации информации, посредством отбора и анализа проб компонентов природной среды на территории проведения ликвидации накопленного вреда окружающей среде, а также анализа полученной отчетности о ходе ликвидации накопленного вреда окружающей среде.

Наблюдение за ходом ликвидации накопленного вреда окружающей среде осуществляется без ограничения срока его проведения.

В случае выявления фактов отступления от утвержденного проекта ликвидации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования уведомляет об этом заказчика.

14. Заказчик после получения уведомления от Федеральной службы по надзору в сфере природопользования обеспечивает устранение фактов отступления от утвержденного проекта ликвидации.

15. Заказчик направляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования письменное извещение о завершении ликвидации накопленного вреда в течение 10 рабочих дней со дня выполнения мероприятий, предусмотренных проектом ликвидации.

16. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в течение 30 календарных дней со дня получения извещения, указанного в пункте 10 настоящих Правил, готовит положительное заключение о ликвидации накопленного вреда на объекте накопленного вреда, содержащее обоснованные выводы о выполнении мероприятий в соответствии с проектом ликвидации, которые обеспечивают устранение накопленного вреда (далее – заключение), либо отказ в выдаче заключения, содержащее обоснованные выводы такого отказа.

17. Основанием для отказа в выдачи заключения, является ликвидация накопленного вреда с отступлением от проекта ликвидации, утвержденного заказчиком и получившего заключения, предусмотренные пунктом 9 настоящих Правил.

18. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет заказчику заключение либо отказ в выдаче заключения в электронном виде в течение 5 рабочих дней со дня его утверждения.

19. После устранения причин отказа в выдаче заключения, заказчик направляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования документы, подтверждающие устранение причин отказа в выдаче заключения.

20. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования в течение 30 календарных дней со дня получения документов, указанных в пункте 19 настоящих Правил, готовит положительное заключение, либо отказ в выдаче заключения, содержащее обоснованные выводы такого отказа.

21. Объект считается ликвидированным при наличии заключения.

22. Акт о приемке ликвидации накопленного вреда на объекте подписывается заказчиком и исполнителем (далее – акт) в течение 5 рабочих дней со дня поступления заключения.

25. Акт и заключение направляются заказчиком в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации для исключения объекта из государственного реестра объектов накопленного вреда, за исключением случаев, когда заказчиком организации работ по ликвидации накопленного вреда является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Предложены новые правила организации ликвидации накопленного вреда окружающей среде. Они заменят правила 2018 г.

Оговорены проведение обследований, разработка и утверждение проекта ликвидации, состав проекта, наблюдение за ходом ликвидации, выдача заключений о ликвидации.

Сенаторы поддержали закон о ликвидации накопленного вреда

Новый закон обязывает субъекты РФ ликвидировать объекты, которые десятилетиями отравляют окружающую среду

Максим Стулов / Ведомости

Закон о совершенствовании системы ликвидации накопленного вреда окружающей среде (НВОС) одобрен на заседании Совета Федерации (СФ). Он вступит в силу с 1 октября 2023 г. 20 июля этот правительственный документ, подготовленный Минприроды РФ, был принят во втором и третьем чтении Государственной Думой. К объектам НВОС, в частности, относятся крупные несанкционированные свалки, заброшенные промышленные объекты, на которых годами копились опасные отходы, а также затопленные суда.

Закон создает правовые механизмы для реализации федерального проекта «Генеральная уборка». Документ вводит порядок и процедуры оценки и методик исследования объектов накопленного вреда, а также уточняет полномочия федерального центра, регионов и муниципалитетов. После вступления закона в силу выявлять объекты накопленного вреда будут муниципальные и региональные власти. Обязанность выявлять объекты НВОС и организовывать их ликвидацию возложена на органы государственной власти субъектов РФ. Вместе с тем полномочия по исследованию и оценке объектов НВОС, выполнение которых требует, например, проведения специальных исследований или лабораторных анализов, переносятся на федеральный уровень. Для выявления объектов НВОС законом предусмотрен сбор, обработка и анализ сведений о территориях, на которых в прошлом осуществлялась экономическая и иная деятельность. Устанавливать порядок выявления таких объектов будет правительство. До принятия этого закона обязанностей выявления таких объектов не было ни у кого.

Ликвидацию объектов накопленного вреда регионы будут проводить за счет средств, сформированных в том числе от платы за негативное воздействие на окружающую среду, платежей на возмещение вреда, причиненного окружающей среде, а также штрафов, сообщила на заседании СФ сенатор Елена Зленко. Ее слова цитирует издание Senatinform. Такие «окрашенные платежи» теперь будут направляться на ликвидацию конкретных объектов накопленного вреда, приводятся слова заместителя комитета Госдумы России по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александра Когана на сайте Минприроды РФ.

Объекты будут считаться ликвидированными после соответствующего заключения Росприроднадзора. Для обеспечения прозрачности ценообразования работ по ликвидации НВОС и исключения необоснованных расходов бюджетных средств законом предусмотрена проверка достоверности определения сметной стоимости таких работ. Проверка будет осуществляться одновременно с проведением государственной экологической экспертизы, говорится в пояснительной записке к законопроекту.

«Росприроднадзор наделяется полномочиями по оценке сметной стоимости объектов накопленного вреда, не являющимися объектами капитального строительства. Это сделано для того, чтобы был единый подход в такой оценке и из проектов исключались избыточные решения, поскольку на работы по ликвидации объектов направляются, в том числе, федеральные средства», – отметил министр природных ресурсов и экологии России Александр Козлов.

Федеральный проект «Чистая страна», созданный в рамках национального проекта «Экология», должен к 2024 г. обеспечить ликвидацию 191 свалки и 88 объектов накопленного вреда. С 2025 г. продолжением «Чистой страны» станет проект «Генеральная уборка». В рамках «Генеральной уборки» в России уже провели инвентаризацию объектов НВОС, а также оценку их влияния на жизнь и здоровье населения. Всего на территории России выявлено более 2 000 потенциальных объектов накопленного вреда. При этом отсутствует достоверная информация о степени их воздействия на окружающую среду, здоровье и продолжительность жизни граждан, отмечается на сайте Минприроды. По результатам учета были сформированы программы по ликвидации затонувших судов, скважин, свалок и заброшенных промышленных предприятий. В 2022–2024 гг. в федеральном бюджете на их ликвидацию предусмотрено 20 млрд руб.