Смотритель музейный что делает

Их можно назвать главными людьми в музее – смотрители. Именно они следят за порядком и сохранностью экспонатов, а также создают ту самую спокойную и комфортную атмосферу в выставочных залах. Встретились с администратором подразделения музейных смотрителей Самарского художественного музея Фаридой Земляновой и узнали, чем занимаются смотрители на работе помимо работы, подходит ли эта должность для непосед и мизантропов и действительно ли для «хранителей искусства» крайне важен внешний вид.

«Всё только начинается, когда ты “свободен” в своей голове»

Насколько мне известно, выучиться на музейного смотрителя невозможно – такой специальности в университетах просто нет. Кто вы по образованию?

После школы я мечтала быть модельером, но в то время ни в одном вузе этому не учили. Тогда я поступила в Казанский химико-технологический институт, там познакомилась со своим мужем. С ним мы вместе уже 52 года.

Работала на заводе, потом ушла в декрет: вырастила трёх замечательных детей – двух дочерей и сына. В 45 лет вышла на пенсию и поняла, что возраст ничего не значит. Всё только начинается, когда дети взрослеют, когда ты «свободен» в своей голове. У меня было много времени, чтобы научиться чему-то новому. Я всегда к этому стремилась.

А чем сейчас увлекаетесь?

Два года назад, в 70 лет, я занялась спортом. Моя любовь – йога – занятие, которое раскрывает меня совершенно с другой стороны. Я стала ещё лучше понимать, кто я.

И вы ей позвонили?

Да! Помню, что она сказала: «Приезжайте завтра же». Я как-будто сразу попала к своим людям. До сих пор кажется, что я была здесь всю жизнь.

До этого вы часто ходили в художественный музей?

Признаться честно, никогда. Я родом из Казани, в Самаре живу уже 35 лет. Были всей семьей и в местных театрах, и в других музеях, а в этом почему-то нет.

Помните, что почувствовали, когда впервые пришли сюда и в роли посетителя, и в роли смотрителя?

Я хорошо запомнила картину около мраморной лестницы – портрет бывшего директора музея Аннэты Яковлевны Басс, которая всю свою жизнь посвятила этому музею. Портрет повесили по просьбе Аллы Леонидовны. Это говорило о важном – здесь помнят историю и уважают сотрудников.

«В автобусе меня напрягает, когда у кого-то бутылка в руках или рюкзак за спиной»

Было ли сложно в начале работы?

Мне было просто – почти ничему не пришлось учиться, всё шло само собой. Я прочитала инструкцию и всё поняла. Например, сразу запомнила, что смотрителям категорически нельзя пользоваться телефоном, так как это отвлекает. Также там рассказывалось про основные правила: когда нужно делать замечания посетителям, а когда можно обойтись без них. Важно, что мы должны быть незаметными и в то же время – внимательными. Мы есть и нас нет.

Кстати, эту внимательность я часто замечаю за собой в повседневной жизни. Например, в автобусе. Меня напрягает, когда у кого-то бутылка в руках или рюкзак за спиной. Реагирую по привычке.

Никаких книг, кроссвордов быть не должно. Разговаривать о посторонних вещах тоже не рекомендуется: проблемы и личные дела остаются за пределами музея. Да, это очень сложно. Но настоящий смотритель ничего не пропустит, даже жучка на полу.

Можно ли сказать, что работа смотрителя – сидеть на стуле и наблюдать за происходящим?

Нет, это грубое заблуждение. Представьте, что в зал заходит группа: мы встаём и приветствуем посетителей, наблюдаем, чтобы никто не повредил экспонаты. Когда приходят дети, мы уделяем большую часть внимания им: они активные и любознательные, могут случайно что-то задеть. И вот садимся мы только тогда, когда в зале никого нет. А это бывает крайне редко.

А за время вашей работы были ли непредвиденные ситуации, когда кто-то портил картины?

Мы этого никогда не допускали и, надеюсь, не допустим. Смотритель чётко чувствует, с каким настроением приходит человек, и знает, как себя вести в разных ситуациях.

Даже если какая-то картина висит неровно, поправлять и трогать её руками строго запрещено. По инструкции нужно вызвать научных сотрудников музея – они всё исправят.

А должен ли смотритель уметь оказывать первую помощь не только картинам, но и людям?

Обязательно. Иногда у нас в музее теряют сознание. Например, из-за того, что не позавтракали с утра. Ещё причиной этому может быть температура в помещении. В музее не открывают окна: влажностной режим подобран так, чтобы картины не портились.

Как раз на случай какой-то непредвиденной ситуации все наши сотрудники проходят обучение по оказанию первой помощи. Они не растеряются.

«Картины ты можешь полюбить, но если ты не любишь людей, эта работа не для тебя»

Вы администратор подразделения музейных смотрителей. Что входит в ваши обязанности?

Я работаю с людьми – делаю так, чтобы труд наших смотрителей был комфортным и спокойным. Занимаюсь подбором кадров, составлением табелей два раза в месяц, поздравляю сотрудников с праздниками. В общем, отвечаю за организационные моменты.

В нашей команде 24 смотрителя от 56 лет до 81 года.  Женщины действительно очень разные по характеру, по внешности, по увлечениям. Но они мне все очень близки.

А почему смотрителями работают женщины 50+?

Женщины в этом возрасте чаще всего уже уходят на пенсию. Но многие продолжают искать то, что им по душе. Не каждой подходит такая работа в музее. Большинство думают: «Вот восемь часов посижу, пообедаю, поговорю с коллегами и пойду домой». Но это не так.

Работа смотрителя – это про усталость, «плавающие» выходные и рабочие праздничные дни. Ещё это про терпение к людям. Картины ты можешь полюбить, но если ты не любишь людей, эта работа не для тебя.

Каким ещё должен быть смотритель?

Для меня важно, чтобы профессионал выглядел ухоженно. Да, музейный смотритель порой незаметен. Он не должен быть ещё одной картиной. Ему нужно быть в гармонии с окружающей обстановкой.

А дресс-код важен?

Определённо, да. Мы приветствуем неброскую классическую одежду. Но она должна сочетаться с характером человека. Нельзя одевать на женщину то, в чём она себя некомфортно чувствует.

Важно ли смотрителям менять обстановку и работать в разных залах?

Мы практикуем именно такой подход. Смотрители устают от цвета стен, от одной и той же выставки, атмосферы. Должно же быть разнообразие в жизни, нужны новые впечатления. Вот, например, зал «Авангард», в котором мы находимся, не каждый любит и понимает. А мне нравится. Тут и экспонат мой любимый находится – портрет Анны Карловны Бенуа. «Золотая осень» Левитана – это хорошо, но вот эта работа – это вкусно.

“Мам, мы хотим быть такой же, как ты”, а я отвечаю просто

С чего начинается ваш день?

Я просыпаюсь, пью кофе и не делаю зарядку. У меня для этого есть всё необходимое, даже коврик каждое утро ждёт, но я всегда откладываю на завтра или просыпаю. После душа собираю сумочку: главное – не забыть помаду. Готовлю завтрак мужу и иду на автобус – обязательно в наушниках с музыкой.

Люблю, например, французский джаз от Джанго Рейнхардта.

Весь наш разговор у меня складывается ощущение, что у Вас всегда хорошее настроение.

Абсолютно. Ведь я в порядке сама с собой. Часто вспоминаю, что жизнь такая короткая, столько всего интересного вокруг – вставай, приводи себя в порядок и делай. Сейчас важная часть моей жизни – это музей. Я без него уже не могу. Устаю? Да, но двух выходных дней для перезагрузки хватает.

Как думаете, помогает ли вам в работе семейный опыт?

Сейчас, когда в музеи стало ходить много молодёжи с детьми, мой опыт определённо мне помогает. Я люблю деток: умею с ними говорить, знаю, как спросить их о полученных впечатлениях. Дети умеют замечать такие детали, которые часто не видят взрослые. И я очень рада, что у нас бывают семьи даже с грудничками в слингах.

Это важно – малышей приводить в музей?

Да, насмотренность нужна любому человеку. Нужно видеть и слышать прекрасное с детства. Малыши впитывают всё, как губки, даже если пока не различают сложных деталей.

Был ли у вас такой опыт с вашими детьми?

Мы часто ходили в театры. Однако стоит понимать, что было другое время: нужно было за молоком стоять в очереди, водонапорные колонки искать, придумывать игры на каждый день. Мне повезло, что мой муж всем нас обеспечивал, и я могла всегда быть рядом с детьми.

Всё, что я могла отдать в молодости, я подарила семье. И сейчас моя работа – моё вознаграждение.

Ваши дети приходят к вам на работу?

Не все мои дети живут в Самаре. Но мы часто созваниваемся. Они очень интересуются моей работой и говорят: «Мам, мы хотим быть такой же, как ты», а я отвечаю просто: «Будьте!».

Родственные профессии

  • Искусство
  • Наука
  • Образование
  • Обслуживание

Классификация профессии

Тип профессии по предмету труда: смотритель музея работает с людьми, это позволяет отнести профессию к типу «Человек – Человек».

Тип профессии по признаку цели: преобразующий.

Тип профессии по средствам труда: ручной.

Тип профессии по условиям труда: работа в «комнатных» условиях.

Класс профессии: исполнительский (алгоритмический); по характеру труда профессия музейного смотрителя предполагает реализацию однотипных процедур, выполнение стандартных задач с четким соблюдением установленных правил, нормативов, инструкций.

Описание профессии

Музейный смотритель – сотрудник музея, осуществляющий надзор за музейной экспозицией и процессом экскурсионного обслуживания населения.

Основная деятельность музейного смотрителя связана с обеспечением порядка при проведении экскурсий, наблюдением за сохранностью экспонатов, консультированием посетителей по содержанию постоянной экспозиции, временных выставок.

К основным обязанностям работника относятся:

  • обеспечение сохранности музейных экспонатов от порчи и хищения;
  • контроль чистоты, порядка, температурно-влажностного режима в залах экспозиции;
  • наблюдение за посетителями;
  • консультирование посетителей по содержанию экспозиции, истории музея и др.;
  • участие в монтаже и демонтаже музейных экспозиций.

Требования к индивидуальным особенностям специалиста

Музейный смотритель должен обладать такими личностными качествами, как:

— хорошая память и внимание;

— ответственность;
—  терпение.

К профессионально важным качествам музейного смотрителя относятся:

Медицинские противопоказания

  • Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями, расстройствами координации, когнитивными и интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия.
  • Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии и др.
  • Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Хронические гепатиты, циррозы печени и другие заболевания печени.
  • Миопия высокой степени или осложненная близорукость.
  • Катаракта осложненная.
  • Дегенеративно-дистрофические заболевания сетчатки глаз, глаукома любой стадии при нестабилизированном течении.
  • Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний.

Требования к профессиональной подготовке

Музейный смотритель должен знать:

— схему осмотра экспозиции;

— правила поведения посетителей в музее;

— стоимость входных билетов в музей и иных услуг;

— структуру и краткое содержание экспозиции;

— краткие сведения по истории музея;

— приемы эксплуатации музейного оборудования;

— порядок оформления журнала регистрации посетителей и приема-сдачи экспозиции;

— правила внутреннего трудового распорядка;

-правила и нормы охраны труда;

— правила техники безопасности и противопожарной защиты.

Музейный смотритель должен уметь:

— осуществлять надзор за сохранностью музейных экспонатов;

— давать консультации посетителям по составу и содержанию экспозиции;

— работать с музейным оборудованием;

— обеспечивать порядок и тишину во время экскурсий.

Область применения

Музейные смотрители могут работать в государственных и частных музеях, музеях предприятий.

Условия труда

Музейные смотрители проводят весь рабочий день в помещении. Большую часть дня смотрители проводят в положении сидя, при необходимости – стоя.

Условия труда на рабочих местах специалистов с ограниченными возможностями здоровья должны соответствовать индивидуальной программе реабилитации инвалида, разрабатываемой бюро медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности). Конструкция всех элементов производственного оборудования и организация рабочего места должны соответствовать антропометрическим, физиологическим и психологическим особенностям и ограниченным возможностям работающих инвалидов.

Для смотрителей музея может быть предусмотрена специальная форма.

Профессиональные риски

Смотритель общается с большим количеством людей, поэтому существует опасность заражения заболеваниями, передающимися воздушно-капельным путем.

Требуемое профессиональное образования

Специальное образование не требуется. Подготовка осуществляется в музеях.

Образовательные учреждения

Перспективы карьерного роста связаны с получением высшего образования (историк, культуролог, искусствовед и пр.), повышением квалификации.

В должностной инструкции смотрителя музея даны его должностные полномочия, квалификационные требования и параметры ответственности за нарушения. Поскольку инструкция обладает юридической значимостью, а её качество исследуется при проверках Роструда, ФСС и ПФР, от работодателя требуется повышенное внимание к написанию и оформлению данного документа.

Образец должностной инструкции смотрителя музея

Смотритель музея отвечает за следующие задачи:

  • Общий контроль поведения посетителей музея.
  • Наблюдение за целостностью и неприкосновенностью музейных экспонатов, а также за соответствием экспонатов их топографической описи.
  • Осмотр помещений музея в начале смены и после её окончания.
  • Информирование руководства музея о вещах, забытых посетителями.
  • Вызов представителей администрации и соответствующих служб при возникновении ЧС (неадекватном поведении посетителей, отсутствии предметов экспозиции, возгорании и пр.).
  • Поддержание в своей деятельности правил безопасности и дисциплины, обязательных для сотрудников музея.
  • Оказание помощи посетителям музея в пределах своей компетенции.
  • Заполнение документов, необходимых по внутренним правилам делопроизводства.
  • Участие в инструктажах по безопасности, проводимых администрацией музея.
  • Выполнение иных распоряжений замдиректора по АХЧ, не противоречащих положениям трудового договора и этой инструкции.

Ответственность

Смотритель музея отвечает за следующие проступки:

  • Неисполнение (некачественное выполнение) трудовых функций, перечисленных в инструкции, — в соответствии с принципами трудового законодательства и внутренними правилами музея.
  • Нарушения действующих законов — в тех границах, которые указаны в трудовом, административном либо уголовном праве.
  • Причинение музею материального ущерба — в тех пределах, которые даны в соответствующем законодательстве.

Права

Смотритель музея обладает правами:

  • Предлагать руководителям музея меры по улучшению трудовой деятельности.
  • Получать от служащих музея информацию и документы, которые необходимы в своей работе.
  • Требовать от руководства музея поддержания условий, необходимых для выполнения должностных обязанностей.
  • Получать дополнительные выплаты в порядке, оговоренном в соответствующих внутренних документах.
  • Принимать участие в собраниях музейных работников, на которых обсуждаются вопросы, затрагивающие профессиональную компетенцию.

Особенности создания должностной инструкции

В существующем трудовом законодательстве отсутствуют параметры, регулирующие создание и оформление должностной инструкции. Поэтому организация-работодатель создает документ на основе стандартных образцов, придерживаясь принципов делопроизводства и отраслевых стандартов. Инструкция может создаваться в двух разновидностях: стандартный вариант и расширенный.

Стандартная инструкция включает 4 раздела:

  • Общие положения.
  • Трудовые функции работника.
  • Вероятную ответственность за нарушения.
  • Должностные права.

Этот вариант инструкции является наиболее распространенным в средних и малых организациях. Расширенный вариант применяется в крупных организациях с многочисленным персоналом, а также для высококвалифицированных сотрудников на ответственных позициях. В неё, дополнительно к четырем базовым разделам, могут добавляться:

  • Особенности труда.
  • Должностные взаимосвязи.
  • Принципы оценки сотрудника (KPI).
  • Правила, регулирующие изменения инструкции.
  • Иные моменты, на которые хочет обратить внимание наниматель.

Внимание! Инструкцию можно создавать как в виде дополнения к трудовому договору, так и в форме локального правового акта. В обоих вариантах она должна соответствовать параметрам остальной трудовой документации.

Общие положения

Эта вступительная часть регламентирует базовые параметры трудовой деятельности. В ней описывают:

  • Кто руководит работником.
  • Каков процесс его найма и увольнения.
  • Какие положения регулируют его действия.
  • Каким требованиям по уровню опыта, образования и владения практическими умениями должен соответствовать кандидат на позицию.
  • Прочие параметры общего характера.

Квалификационные стандарты имеют особую значимость. Именно они обеспечивают наём на должность кандидата надлежащего уровня, готового выполнять задачи, описанные во второй части документа.

Внимание! При написании инструкции могут применяться подходящие профессиональные стандарты и параграфы квалификационных справочников. Так, характеристики профессии смотрителя музея прописаны в разделе Единого квалификационного справочника (ЕКС), описывающего параметры работников сферы культуры, утвержденном в 2011 году.

Функции

Выделяют несколько разновидностей трудовых функций:

  • Профильные — те обязанности, которые характерны для конкретной профессии.
  • Вспомогательные — их перечень зависит от особенностей должности, трудовой политики нанимателя и иных факторов.
  • Обязательные — они входят в инструкции для большинства профессий: соблюдение правил пожарной безопасности, норм охраны труда и т.д.

Если работодатель хочет увеличить степень управляемости сотрудником, то он может в отдельном параграфе обязать его «Выполнять иные поручения своего руководителя», оговорив, что эти распоряжения не могут выходить за пределы, обозначенные в трудовой документации.

Этот раздел составляется в упрощенном виде, поскольку сложность и объемность существующего законодательства, регламентирующего наказания за должностные нарушения, препятствуют его полноценному включению в инструкцию. Поэтому описание ответственности ограничивается несколькими пунктами, в общем виде описывающих вид нарушения и соответствующее наказание.

Значимость прав, предоставленных сотруднику его нанимателем, как и их объем, зависят от специфики конкретной должности, её важности, отраслевых особенностей и других параметров. Если сотруднику предоставляются дополнительные льготы, то их также можно поместить в этот раздел. Так, здесь можно описать повышение работником своей квалификации за счет нанимателя или компенсацию части его рабочих расходов (связь, транспорт и пр.).

Написание должностной инструкции проходит ряд стадий:

  • Составление чернового варианта с опорой на типовые инструкции, справочники профессий и отраслевые стандарты.
  • Его обсуждение с юрисконсультом, секретарем-делопроизводителем и кадровиком на предмет соответствия законодательству и внутренним правилам организации-работодателя.
  • Составление чистового варианта и его печать на бланке организации, с учетом правил оформления деловой документации.
  • Подписание чистовика руководителем организации-работодателя и лицами, которые согласовывали составление инструкции.
  • Проставление подписи работником, который, таким образом, соглашается с параметрами документа.

Внимание! Сотрудник вправе затребовать в кадровой службе работодателя свою отдельную копию инструкции. Она предоставляется ему в виде бумажной копии или электронного файла, выложенного во внутреннюю сеть. Во втором варианте из копии документа предварительно удаляется персональная информация.

Читайте также:  Морская гидрологическая чрезвычайная ситуация

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *