В соответствии
с Законом РФ «Об основах государственной
службы в Российской Федерации» от 5 июля
1995 г. государственная служба-
профессиональная деятельность по
обеспечению исполнения полномочий
государственных органов.
Государственная
должность- должность в федеральных
органах государственной власти, органах
государственной власти субъектов
Федерации, а также иных государственных
органах, образуемых в соответствии с
Конституцией РФ, с установленным кругом
обязанностей по исполнению и обеспечению
полномочий данного государственного
органа, с денежным содержанием и
ответственностью за исполнение этих
обязанностей.
Проблема поступления на службу включает в себя следующий комплекс вопросов: правовые основания, правовые условия и порядок поступления на службу, включая способы замещения должностей на государственной и муниципальной службе.
Правовые основания поступления на службу –это те конкретные нормы, которые предусматривают саму возможность гражданина поступить на государственную или муниципальную службу и получить статус государственного или муниципального служащего соответственно. Общим правовым основанием поступления на службу является ст. 32 Конституции РФ, ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы в Российской Федерации», ст. 22-27 Федерального закона «О государственной гражданской службе», ст. 3 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», предусматривающие право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе, а также реестры федеральных государственных должностей государственной службы, реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации и муниципальных должностей муниципальной службы, в которых дается исчерпывающий перечень соответствующих должностей, подлежащих замещению гражданами.
Правовые условия поступления на службу – это конкретные предусмотренные законодательством обстоятельства, условия и требования к лицу, претендующему на занятие определенной должности: обстоятельства, препятствующие поступлению на государственную и муниципальную службу; профессиональные, квалификационные и иные (социально-психологические, характерологические и другие специфические для отдельных видов службы) требования, а также установленные законодательством определенные возрастные ограничения поступления на службу по некоторым конкретным должностям. Все они в совокупности выражают и закрепляют основы кадровой политики государства.
Порядок поступления на службу –это сам процесс поступления, процедура замещения должностей на государственной, муниципальной и других видах службы с последующим кадровым оформлением приема служащего на работу по соответствующей должности.
В настоящее время применяется четыре организационно-правовых способа замещения должностей на государственной и муниципальной службе: зачисление, назначение, выборы и конкурс.
Зачисление на службу по личной инициативе и заявлению кандидата на должность применяется для замещения внекатегорийных должностей вспомогательно-обслуживающего персонала, не относящихся к государственным и муниципальным должностям, но предусмотренных штатным расписанием в целях технического обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов (технические секретари, лаборанты, специалисты по компьютерному обслуживанию, архивариусы, курьеры и др.), а также для замещения младших муниципальных должностей.
Назначение как способ замещения должностей на государственной и муниципальной службе охватывает государственные и муниципальные должности государственной и муниципальной службы соответственно. Однако назначение применяется ограниченно в рамках государственной гражданской службы и предусмотрено в следующих случаях:
· при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;
· при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение, от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;
· при заключении срочного служебного контракта;
· при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в связи с процедурами сокращения, реорганизации и ликвидации или по состоянию здоровья служащего;
· при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Назначение связано также с отдельными должностями гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ. По решению представителя нанимателя назначение может использоваться и в группе младших должностей гражданской службы.
Конкурс на замещение вакантной государственной или муниципальной должности государственной или муниципальной службы обеспечивает право граждан на равный доступ соответственно к государственной и (или) муниципальной службе. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, причем государственные и муниципальные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. По действующему законодательству в конкурсном порядке замещаются вакантные государственные должности, замещаемые, как правило, на неопределенный срок (руководители, специалисты, обеспечивающие специалисты) в системе федеральной и государственной службы субъектов Федерации, а также высшие, главные и старшие муниципальные должности муниципальной службы.
Конкурс – это, по существу, замещение должности в порядке соревнования. Претенденты на занятие соответствующей должности сами заявляют о своем желании посостязаться, а конкурсная комиссия и администрация органа оценивают их документальные, профессиональные, личностные данные и на этой объективной основе отдают предпочтение одному из них с использованием различных методик оценки.
Выборы как способ замещения государственных и муниципальных должностей применяются достаточно широко. Через выборы замещаются государственные должности Президента РФ, глав администраций субъектов РФ (президенты республик в составе Российской Федерации, губернаторы краев и областей), Председателя Государственной Думы и председателей краевых (областных) дум, а также должности председателей комитетов всех государственных органов представительной (законодательной) власти. Еще более широко выборность применяется в системе местного самоуправления (выбираемые непосредственно населением должностные лица и должностные лица, избранные представительными органами).
Характерный признак выборности как способа замещения любых должностей – то, что избираемое лицо выдвигается из числа тех, кто избирает (население, депутатский корпус и т.д.). Поэтому в своей последующей деятельности избранное лицо полностью подотчетно тем, кто его избрал, ответственно перед ними, поскольку они всегда могут его отозвать.
Право поступления на гражданскую службу имеют исключительно граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет (в то время как Трудовой кодекс предусматривает прием на работу с 15 лет), владеющие государственным языком Российской Федерации (согласно статье 68 Конституции РФ государственным на всей территории РФ признается русский язык) и соответствующие квалификационным требованиям, установленным законом о государственной гражданской службе. При этом Закон ограничил пребывание на гражданской должности предельным возрастом – 65 лет.
Поступление на муниципальную службу. На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям. При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего. При поступлении на муниципальную службу гражданин представляет: заявление с просьбой о поступлении на муниципальную службу и замещении должности муниципальной службы; собственноручно заполненную и подписанную анкету по форме, установленной Правительством Российской Федерации; паспорт; трудовую книжку, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; документ об образовании; страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда трудовой договор (контракт) заключается впервые; свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; документы воинского учета – для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; заключение медицинского учреждения об отсутствии заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу; сведения о доходах за год, предшествующий году поступления на муниципальную службу, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Сведения, представленные в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданином при поступлении на муниципальную службу, могут подвергаться проверке в установленном федеральными законами порядке. Поступление гражданина на муниципальную службу осуществляется в результате назначения на должность муниципальной службы на условиях трудового договора в соответствии с трудовым законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Поступление гражданина на муниципальную службу оформляется актом представителя нанимателя (работодателя) о назначении на должность муниципальной службы. Сторонами трудового договора при поступлении на муниципальную службу являются представитель нанимателя (работодатель) и муниципальный служащий
Замещение должности – это способ приобретения гражданином соответствующего должностного статуса оформленного назначением.
Назначение на должность — это юридическое оформление (закрепление) должностного статуса государственного служащего, произведенное органом власти и выраженное в форме распорядительного документа — постановления, приказа и т.д.
К основным способам замещения государственной должности следует отнести конкурс, избрание, выбор, выборы.
1.Конкурс на замещение должности основной способ формирования кадрового состава гражданской службы. Порядок и условия проведения конкурса на гражданской службе Российской Федерации определены нормативно в ст. 22 «Поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу» Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. и в указе Президента РФ «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»
Конкурс н а замещение должности гражданской службы это определение в соответствии с условиями конкурса из числа кандидатов на замещение должности гражданской службы кандидата, наиболее соответствующего требованиям этой должности. Для конкурса требуется: обязательное наличие не менее двух претендентов на замещение должности, органа, уполномоченного оценивать характеристики конкурсантов (государственные конкурсные комиссии), критерии оценки претендентов, процедуры проведения конкурса
Победителем конкурса становится тот кандидат, показатели которого выше показателей других претендентов. Результаты конкурса, оформленные решением конкурсной комиссии, являются необходимым и достаточным основанием для назначения на должность гражданской службы. На государственной гражданской службе РФ без конкурса могут замещать должности лишь младшей группы должностей.
Основной формой замещения вакантных должностей государственной гражданской службы по конкурсу является конкурс-испытание.
2.Избрание на должность — это определение из числа кандидатов на замещение должности одного специально уполномоченным коллективным органом власти. Для этого способа замещения должности, как правило, обязательно наличие у претендентов формальных признаков для участия в процедуре избрания. Избрание на должность может быть безальтернативным — претендентов не обязательно должно быть более одного. Этот способ замещения должности используется в настоящее время в законодательных органах государственной власти и органах местного самоуправления Российской Федерации. Например, избрание из числа депутатов председателя Государственной Думы, председателей региональных законодательных собраний, избрание спикера Совета Федерации, председателя ЦИК.
3.Выбор на должность — это определение из числа претендентов на замещение должности одного органом либо государственным должностным лицом. Этот способ замещения должности не обязательно требует гласного обсуждения кандидатов (или их документов) и обоснования мотивов выбора. Этот способ замещения должности характерен для высших должностей, замещение которых осуществляется по решению лиц, замещающих должности политиков. Например, выбор Президентом РФ кандидатуры на пост Председателя Правительств;) РФ, федерального министра, руководителя федерального ведомства. Выбор на должность производится также на гражданской службе — для группы младших должностей государственной гражданской службы. где не проводится конкурс.
Необходимо разграничивать понятия “учреждение государственной должности” и “замещение государственной должности”.
Учреждение государственной должности – это порядок установления государственной должности уполномоченным субъектом (органом государственной власти, должностным лицом) в структуре самого органа. Учрежденные государственные должности (или государственные должности государственной службы) перечисляются в Реестре государственных должностей.
Замещение государственной должности – это способ поступления гражданина на государственную службу (назначение, избрание, конкурс).
Конкурс – очень важный атрибут эффективной государственной службы, поскольку позволяет конкурсной комиссии отобрать из числа лиц, изъявивших желание участвовать в конкурсе, наиболее достойных кандидатов после тщательной оценки кандидата на основании документов или результатов экзаменов, испытаний.
Конкурс может объявляться при наличии вакантных должностей государственной службы и отсутствии соответствующего кадрового резерва для их замещения. Конкурс заключается в оценке профессионального уровня претендентов, их соответствия установленным квалификационным требованиям по вакантной должности государственной службы. Поэтому причинами отказа в допуске к конкурсу является несоответствие претендента предъявляемым требованиям по этой должности и ограничениям, установленным при поступлении на тот или иной вид государственной службы и прохождения службы.
До сих пор большинство государственных служащих замещают свои должности в порядке замещения. Наименование должностей государственной службы, подлежащих замещению, таким образом, а также полномочия должностных лиц (например, Президента, федерального министра) по назначению на эти должности, определены соответствующими нормативно правовыми актами.
Бесконкурсное назначение на вакантные должности государственной службы позволяет руководителям различного уровня (представителям нанимателя) более оперативно, чем при проведении конкурсов, и шире маневрировать кадрами не только в отраслевом (ведомственном), но и в межотраслевом и в общефедеральном масштабе, хотя в этом случае меньше гласности и соревновательности кандидатов на должность.
Замещение конкретной должности государственной службы, как на конкурсной, так и на бесконкурсной основе подлежит юридическому оформлению. Оно заключается:
1. В оформлении и заключении служебного контракта
2. Издание акта о назначении гражданина (государственного служащего) на указанную должность.
Решение конкурсной комиссии является основанием для издания акта о назначении претендента либо отказа ему в назначении на вакантную должность государственной службы. Актами о назначении на должность могут быть приказ по государственному органу, распоряжение или иной акт руководителя органа или аппарата соответствующего органа. В приказе (ином акте) обычно указываются фамилия, имя, отчество назначаемого, наименование должности и государственного органа (структурного подразделения), куда он назначен, основание для назначения, день, с которого он приступает к исполнению своих должностных обязанностей, и оклад; в некоторых случаях возможно указание и иных сведений; указывается также о заключении служебного контракта.
В целях обеспечения единства в наименовании должностей на государственной службе, необходимого в повседневной деятельности, их правовом статусе, способах замещения устанавливается единый централизованный в государственном масштабе порядок учреждения государственных должностей.
Должности руководителей высших и центральных органов учреждаются федеральным собранием, президентом, правительством в рамках их компетенции. Все другие должности учреждаются органом управления по труду и официально закрепляются в Реестре должностей государственных служащих, исходя из разделения должностей по видам государственной службы. Учреждение должностей в субъектах Российской Федерации относится к их полномочиям.
Замещение же должности заключается в приеме на данную должность конкретного лица посредством одного из организационно-правовых способов: выборности, назначения, зачисления, конкурса.
При ликвидации государственного органа или сокращении его штата государственному служащему в случае невозможности предоставления работы в том же государственном органе должна быть предложена другая государственная должность государственной службы в другом государственном органе с учетом его профессии, квалификации и занимаемой ранее должности.
Деятельность государства и его органов охватывает многие сферы государственной и общественной жизни. Решение проблем, связанных с обеспечением нормального функционирования экономики в целом, ее отраслей и конкретных хозяйственных организаций, создание условий для развития культуры, науки и образования, поддержание обороноспособности и охрана государственной безопасности страны, а также многие другие функции таково содержание этой многообразной и многоплановой деятельности органов внутренних дел.
Роль ОВД в государстве огромна. Система органов внутренних дел – это большой институт, состоящий из множества звеньев. На него возлагается множество различных задач. Одно из центральных мест в них занимает выполнение задач по обеспечению правопорядка и законности, защите, прав и свобод человека, охране прав и законных интересов государственных и негосударственных организаций, трудовых коллективов, борьбе с преступлениями и иными правонарушениями.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства”. Эта же идея: “Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется”. По своей сути эти и другие конституционные предписания требуют, чтобы все государственные органы выполняли указанную функцию.
Исходя из изложенных данных о законодательно укрепленных социальных гарантиях для государственных служащих нельзя забывать и негативные моменты, одним из которых является дефицит бюджетных средств Российской Федерации. Разумеется, кризис неплатежей и отсутствия реальных денег в бюджете ставит под сомнение возможность выполнения государством своих обязанностей для служащих, продекларированных в нормативных актах различных инстанций.
Делая выводы из представленного исследования, хочется еще раз заметить, что государственные служащие – это по большей части профессионалы, преданные своему делу. Только при заботе со стороны государства о своих служащих государственная служба и в нашей стране будет уважаема и почетна.
Классификация служащих по сферам и видам государственной деятельности и функционально-должностным признакам и полномочиям. Должностные лица.
По роду своей профессиональной работы и сферам деятельности все служащие делятся на занятых в сфере экономической, социально-культурной и административно-политической деятельности.
По видам государственной деятельности все федеральные государственные служащие в Реестре государственных должностей государственной службы разделены по соответствующим органам государственной власти, специализированным на осуществлении различных видов государственной деятельности: служащие представительных (законодательных) органов государственной власти — Федерального Собрания (Совета Федерации и Государственной Думы) РФ, служащие общегосударственной контрольно-надзорной власти (Центральной избирательной комиссии РФ, Счетной палаты РФ, прокуратуры РФ, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации), служащие органов государственной судебной власти (Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и федеральных судов общей юрисдикции, Высшего Арбитражного Суда РФ и федеральных территориальных арбитражных судов), служащие органов государственной исполнительной власти (Правительства РФ, министерств и других центральных органов исполнительной власти, а также их территориальных органов). Аналогично по видам государствен-ной деятельности классифицируются и государственные служащие субъектов РФ.
По функционально-должностным признакам и полномочиям все служащие делятся на три большие группы: руководящий состав (руководители), основной состав (специалисты) и вспомогательно-обслуживающий персонал.
Особую и специфическую категорию служащих составляют должностные лица. Бесспорным и общим для всех отраслей права элементом характеристики понятия должностного лица можно считать наличие у него организационно-распорядительных и (или) административно-хозяйственных полномочий. Но при этом в административном праве термин и понятие «должностное лицо» многозначны и относятся к нескольким видовым категориям служащих.
В служебно-дисциплинарных административно-правовых отношениях, связанных с применением к служащим мер поощрения и ответственности за служебные проступки, должностным лицом выступает не непосредственный начальник, а тот руководитель, который наделен правом назначения этого служащего на должность и его увольнения. Начальников и руководителей у служащего может быть несколько, а должностное лицо, пользующееся правом применения мер поощрения и дисциплинарной ответственности, одно — тот начальник, который наделен не просто какими-то распорядительными полномочиями, а правомочиями принимать на соответствующую должность и освобождать от должности.
Во внеслужебных отношениях с гражданами должностным лицом может выступать наделенный публичной властью (т. е. правом отдавать указания, обязательные к исполнению, лицам, не состоящим в его служебном подчинении) представитель государственной или муниципальной власти (миллиционер, военнослужащий внутренних войск при исполнении служебных обязанностей по охране общественного порядка, оперативные работники некоторых правоохранительных органов и др.).
Должностные лица многочисленных государственных контрольно-инспекционных органов (государственных инспекций), пользующиеся правом применения мер административного предупреждения, пресечения и административных взысканий, тоже составляют особую и специфичную группу государственных служащих — должностных лиц, исчерпывающий перечень которых дан в КоАП РФ.
Правовые основания поступления на службу — это те конкретные нормы, которые предусматривают саму возможность гражданина поступить на государственную или муниципальную службу и получить статус государственного или муниципального служащего соответственно. Общим правовым основанием поступления на службу является ст. 32 Конституции РФ, ст. 12 Федерального закона «О системе государственной службы в Российской Федерации», ст. 22—27 Федерального закона «О государственной гражданской службе» (27 июля 2004г.), ст. 3 Федерального закона «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации», предусматривающие право граждан на равный доступ к государственной и муниципальной службе, а также реестры федеральных государственных должностей государственной службы, реестры должностей государственной гражданской службы субъектов Федерации и муниципальных должностей муниципальной службы, в которых дается исчерпывающий перечень соответствующих должностей, подлежащих замещению гражданами.
Правовые условия поступления на службу — это конкретные предусмотренные законодательством обстоятельства, условия и требования к лицу, претендующему на занятие определенной должности: обстоятельства, препятствующие поступлению на государственную и муниципальную службу; профессиональные, квалификационные и иные (социально-психологические, характерологические и другие специфические для отдельных видов службы) требования, а также установленные законодательством определенные возрастные ограничения поступления на службу по некоторым конкретным должностям. Все они в совокупности выражают и закрепляют основы кадровой политики государства.
Порядок поступления на службу — это сам процесс поступления, процедура замещения должностей на государственной, муниципальной и других видах службы с последующим кадровым оформлением приема служащего на работу по соответствующей должности.
Зачисление на службу по личной инициативе и заявлению кандидата на должность применяется для замещения внекатегорийных должностей, вспомогательно-обслуживающего персонала, не относящихся к государственным и муниципальным должностям, но предусмотренных штатным расписанием в целях технического обеспечения деятельности государственных и муниципальных органов (технические секретари, лаборанты, специалисты по компьютерному обслуживанию, архивариусы, курьеры и др.), а также для замещения младших муниципальных должностей.
Назначение как способ замещения должностей на государственной и муниципальной службе охватывает государственные и муниципальные должности государственной и муниципальной службы соответственно. Однако назначение применяется ограниченно в рамках государственной гражданской службы и предусмотрено в следующих случаях: при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; при назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ; при заключении срочного служебного контракта; при назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в связи с процедурами сокращения, реорганизации и ликвидации или по состоянию здоровья служащего; при назначении на должность гражданской службы гражданского служащего (гражданина), состоящего в кадровом резерве, сформированном на конкурсной основе.
Назначение связано также с отдельными должностями гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ. По решению представителя нанимателя назначение может использоваться и в группе младших должностей гражданской службы.
Конкурс на замещение вакантной государственной или муниципальной должности государственной или муниципальной службы обеспечивает право граждан на равный доступ соответственно к государственной и (или) муниципальной службе. Конкурс проводится среди граждан, подавших заявление на участие в нем, причем государственные и муниципальные служащие могут участвовать в конкурсе независимо от того, какие должности они занимают в момент его проведения. По действующему законодательству в конкурсном порядке замещаются вакантные государственные должности, замещаемые, как правило, на неопределенный срок (руководители, специалисты, обеспечивающие специалисты) в системе федеральной и государственной службы субъектов Федерации, а также высшие, главные и старшие муниципальные должности муниципальной службы.
Конкурс — это, по существу, замещение должности в порядке соревнования. Претенденты на занятие соответствующей должности сами заявляют о своем желании посостязаться, а конкурсная комиссия и администрация органа оценивают их документальные, профессиональные, личностные данные и на этой объективной основе отдают предпочтение одному из них с использованием различных методик оценки.
Выборы как способ замещения государственных и муниципальных должностей применяются достаточно широко. Через выборы замещаются государственные должности Президента РФ, глав администраций субъектов РФ (президенты республик в составе Российской Федерации, губернаторы краев и областей), Председателя Государственной Думы и председателей краевых (областных) дум, а также должности председателей комитетов всех государственных органов представительной (законодательной) власти. Еще более широко выборность применяется в системе местного самоуправления (выбираемые непосредственно населением должностные лица и должностные лица, избранные представительными органами).
Характерный признак выборности как способа замещения любых должностей — то, что избираемое лицо выдвигается из числа тех, кто избирает (население, депутатский корпус и т. д.). Поэтому в своей последующей деятельности избранное лицо полностью подотчетно тем, кто его избрал, ответственно перед ними, поскольку они всегда могут его отозвать.
Понятие
«замещение должностей» может
рассматриваться в широком и узком
смысле. В узком понимании данный термин
употребляется в ТК РФ применительно к
заключению трудового договора при
избрании по конкурсу (ст. 16, 18).
Законодательство о государственной
службе исходит из широкого толкования
этого понятия, охватывающего все способы
поступления лица на должность
государственной службы.
Основанием
возникновения служебного правоотношения
является, как правило, сложный
фактический состав, включающий в себя
акт о назначении на должность, заключение
соглашения о прохождении государственной
службы, а также иные юридические
факты (в частности, победа в конкурсе).
Сложным
является и вопрос о допустимости
возникновения служебного правоотношения
в силу фактического допуска к работе.
Так, Л. А. Чиканова полагает, что без
соответствующих указаний и уточнений
в Законе о гражданской службе фактическое
допушение к работе (исполнению
служебных обязанностей) вряд ли может
быть применимо к гражданским служащим1.
Действительно, если гражданин не был
назначен на должность государственной
службы в установленном законом порядке,
его действия, связанные с осуществлением
полномочий по данной должности, не могут
считаться совершенными от имени и по
поручению государства и, следовательно,
не должны вызывать никаких юридических
последствий.
На
сегодняшний день основным
способом замещения вакантной должности
государственной службы является
конкурсный отбор.
В различных странах мира, как правило,
существует два способа комплектования
государственного аппарата — «система
добычи» и «система заслуг». Суть «системы
добычи» состоит в том, что лицо, победившее
на выборах либо силой захватившее
власть, расставляет на все государственные
посты своих сторонников. При этом
квалификация служащего может и не
учитываться, поскольку определяющим
критерием является возможность
руководителя осуществлять постоянный
контроль за своим выдвиженцем. Напротив,
«система заслуг» предполагает занятие
государственных должностей лицами,
победившими на специально организованных
конкурсах. В настоящее время «система
заслуг» является общепризнанной в
мировой практике. Она предполагает не
только конкурсный отбор наиболее
квалифицированных кадров при приеме
на государственную службу, но и
обеспечение возможности должностного
роста в соответствии с профессиональным
уровнем государственного служащего.
Для этого используются различные способы
оценки профессиональных качеств:
аттестация, квалификационный экзамен
и т. п.
Значение
«системы заслуг» для обеспечения
высокого правового качества
национальной государственной службы
и собственно государственной
административной системы настолько
велико, что в развитых странах ученые
называют ее меритократией, т. е. властью
заслуг и заслуженных людей2.
Закон
о гражданской службе устанавливает,
что замещение должности государственной
гражданской службы осуществляется на
конкурсной основе. Принципиальной
новеллой этого Закона в части способов
формирования кадрового состава
гражданской службы является распространение
конкурсной процедуры в том числе на
переводы в порядке должностного роста.
Исходя из буквального понимания ст.
22 указанного Закона, замещение любой
должности государственной гражданской
службы как впервые, так и лицом, уже
состоящим на гражданской службе,
осуществляется исключительно по
результатам конкурса.
Процедура
конкурсного отбора в настоящее время
регламентируется Указом
Президента РФ от 01 февраля 2005г. №112 «О
конкурсе на замещение вакантной
должности государственной гражданской
службы Российской Федерации».
Законом
установлен исчерпывающий перечень
исключений из конкурсного порядка
замещения должностей государственной
гражданской службы. Законодатель
выделяет два случая: в первом случае
конкурс на замещение должности гражданской
службы не может проводиться, во втором
— может не проводиться.
Конкурс
не может проводиться:
Кроме
рассмотренных выше норм, императивно
приписывающих исключения из общей
процедуры конкурсного отбора на
замещение должности гражданской
службы, законодатель устанавливает
случаи, когда конкурс
может не проводиться:
Право
на участие в конкурсе имеют
граждане Российской Федерации, достигшие
возраста 18 лет, владеющие государственным
языком Российской Федерации и
соответствующие
установленным законодательствомРоссийской
Федерации о государственной гражданской
службе квалификационным требованиям
к вакантной должности гражданской
службы.
Гражданский
служащий вправе на общих основаниях
участвовать в конкурсе независимо от
того, какую должность он замещает на
период проведения конкурса.
Согласно
Положению о конкурсе на замещение
вакантной должности государственной
гражданской службы Российской
Федерации, утвержденному этим Указом,
конкурс
проводится в два этапа.
На
первом
этапе
государственный
орган публикует объявление о приеме
документов для участия в конкурсе не
менее чем в одном периодическом печатном
издании, а также размещает информацию
о проведении конкурса на сайте
государственного органа в
информационно-телекоммуникационной
сети общего пользования. В публикуемом
объявлении указываются наименование
вакантной должности гражданской
службы, требования, предъявляемые к
претенденту на замещение этой должности,
место и время приема документов,
срок, до истечения которого принимаются
указанные документы, а также сведения
об источнике подробной информации о
конкурсе (телефон, факс, электронная
почта, электронный адрес сайта
государственного органа).
На
сайте государственного органа размещается
следующая информация о конкурсе:
Гражданин,
изъявивший желание участвовать в
конкурсе, представляет в государственный
орган необходимые документы, перечень
которых установлен ст. 26 Закона о
гражданской службе.
При
участии в конкурсе гражданского служащего
необходимые документы предоставляются
кадровой службой государственного
органа. При этом документы, представленные
гражданином, подлежат проверке.
Проверка
достоверности сведений осуществляется
только в случае участия в конкурсе на
замещение вакантной должности, относящейся
к высшей группе должностей гражданской
службы.
На
данном этапе недопустима какая-либо
оценка кандидатов по их деловым или
личностным качествам. Следует отметить,
что законодательство многих субъектов
РФ расширяет содержательную часть
первого этапа конкурса. Как правило, на
первом этапе конкурса предусматривается
написание реферата на заданную тему.
Так, например, методикой проведения
конкурса на замещение вакантной должности
государственной гражданской службы
Саратовской области, утвержденной
распоряжением Правительства Саратовской
области от 17 июня 2005 г. № 169-Пр, предусмотрено
следующее. Первый этап заключается в
привлечении гражданского служащего
(гражданина) к участию в конкурсе и
проверке его соответствия требованиям
вакантной должности на основе анализа
представленных документов и подготовленных
участниками конкурса аналитических
материалов (рефератов) по утвержденному
тематическому плану.
Между
тем оценка кандидатов, допущенных к
конкурсу на замещение вакантной
должности гражданской службы, дается
конкурсной комиссией на основе
представленных кандидатами документов,
их профессиональных, личностных качеств,
выявленных в ходе индивидуального
собеседования, анкетирования, групповых
дискуссий, тестирования, написания
реферата.
Документы
для участия в конкурсе представляются
в государственный орган в течение
месяца со дня объявления об их приеме.
Решение
о дате, времени и месте проведения
второго этапа конкурса принимается
представителем нанимателя после
проверки достоверности сведений,
представленных гражданами, изъявившими
желание участвовать в конкурсе.
Представитель нанимателя не позднее
чем за 15 дней до начала второго этапа
конкурса сообщает государственным
служащим и гражданам, допущенным к
участию в конкурсе, о дате, времени и
месте его проведения.
Конкурсная
комиссия образуется актом государственного
органа.
Она в соответствии с указанным выше
Положением действует на постоянной
основе. Состав конкурсной комиссии,
сроки и порядок ее работы, а также
методика проведения конкурса определяются
правовым актом государственного органа.
В государственном органе допускается
образование нескольких конкурсных
комиссий для различных категорий и
групп должностей гражданской службы.
Закон
содержит примерный перечень гражданских
служащих, которые включаются в состав
конкурсной комиссии:
На
втором
этапе
конкурсная
комиссия оценивает кандидатов на
основании представленных ими документов
об образовании, о прохождении гражданской
или иной государственной службы, об
осуществлении другой трудовой
деятельности, а также на основе конкурсных
процедур с использованием не противоречащих
федеральным законам и другим
нормативным правовым актам Российской
Федерации методов оценки профессиональных
и личностных качеств кандидатов,
включая индивидуальное собеседование,
анкетирование, проведение групповых
дискуссий, написание реферата или
тестирование по вопросам, связанным с
выполнением должностных обязанностей
по вакантной должности гражданской
службы, на замещение которой претендуют
кандидаты.
Решение
конкурсной комиссии принимается в
отсутствие кандидата. Ее заседание
считается правомочным, если на нем
присутствует не менее двух третей
состава. Решения комиссии принимаются
открытым голосованием простым большинством
голосов от числа членов, присутствующих
на заседании.
В
настоящее время попытки урегулировать
методику проведения конкурса на
замещение вакантной должности
государственной гражданской службы
предпринимаются в рамках ведомственного,
а также регионального нормотворчества.
При
равенстве баллов у нескольких кандидатов
решение конкурсной комиссии принимается
открытым голосованием простым большинством
голосов ее членов, присутствующих на
заседании. При равенстве голосов решающим
является голос председателя конкурсной
комиссии.
Государственная должность (понятие, виды, способы замещения).
Федеральные
законы «О системе государственной
службы Российской Федерации» и «О
государственной гражданской службе
Российской Федерации» устанавливают,
что государственным служащим является
гражданин РФ, исполняющий обязанности
по должности государственной службы
за денежное вознаграждение. Таким
образом, статус государственного
служащего определяется как минимум
двумя условиями: замещение государственной
должности, которая учреждена государством
или государственным органом, и получение
квалификационного разряда (специального
ранга, классного чина, звания).
С организационной
точки зрения должность представляет
собой определенную структурную единицу,
находящуюся в системе государственной
службы. В этом смысле должность
является независимой от самого
государственного служащего, т. е. от
конкретного лица, ее занимающего.
Должность также определяет круг задач,
которые передаются одному государственному
служащему или группе служащих, занимающих
однотипные должности в государственных
органах.
Необходимо
разграничивать такие понятия, как
«учреждение государственной должности»
и «замещение государственной должности».
Учреждение государственной должности
— это порядок установления государственной
должности уполномоченным субъектом
(государственным органом, должностным
лицом) в структуре самого государственного
органа. Должности федеральной
государственной гражданской службы
учреждаются федеральным законом или
указом Президента РФ; должности
государственной гражданской службы
субъектов РФ учреждаются законами или
иными нормативными правовыми актами
субъектов РФ с учетом положений
Федерального закона «О государственной
гражданской службе Российской Федерации»
в целях обеспечения исполнения полномочий
государственного органа либо лица,
замещающего государственную должность.
Учрежденные государственные должности
(или должности государственной службы)
перечисляются в Реестре государственных
должностей или в Реестре должностей
государственной гражданской службы
Российской Федерации. Замещение
государственной должности — это способ
поступления гражданина на государственную
службу (назначение, избрание, конкурс).
В действующем
российском законодательстве о
государственной службе государственная
должность определяется как должность
в федеральных органах государственной
власти, органах государственной власти
субъектов РФ, а также в иных государственных
органах, образуемых в соответствии с
Конституцией РФ, с установленными кругом
обязанностей по исполнению и обеспечению
полномочий данного государственного
органа, денежным содержанием и
ответственностью за исполнение этих
обязанностей. Таким образом, законодательно
закрепляются следующие составляющие
этого понятия:
Закон
определяет систему и модель государственной
службы по организационно-должностному
критерию, устанавливая перечень и виды
должностей государственной службы и
характеризуя их. Из системы этих
должностей исключаются государственные
должности Президента РФ, Председателя
Правительства РФ, председателей палат
Федерального Собрания РФ и некоторых
других лиц, замещающих государственные
должности Российской Федерации и ее
субъектов.
Федеральный
закон «О системе государственной службы
Российской Федерации» определяет
государственную службу как профессиональную
служебную деятельность граждан РФ по
обеспечению исполнения полномочий:
Деятельность
лиц, которые замещают государственные
должности Российской Федерации, и лиц,
замещающих государственные должности
субъектов РФ, Федеральным законом «О
системе государственной службы Российской
Федерации» не регулируется. Их правовой
статус устанавливается специальными
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами.