Под объектом НВОС понимается объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков (ст. 1 Федерального закона № 7-ФЗ).
Объекты НВОС в зависимости от уровня такого воздействия подразделяются на четыре категории (п. 1 ст. 4.2 Федерального закона № 7-ФЗ):
• объекты, оказывающие значительное НВОС и относящиеся к областям применения наилучших доступных технологий (далее — НДТ), — объекты I категории;
• объекты, оказывающие умеренное НВОС, — объекты II категории;
• объекты, оказывающие незначительное НВОС, — объекты III категории;
• объекты, оказывающие минимальное НВОС, — объекты IV категории.
Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий утверждены Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 № 1029.
Итак, рассмотрим требования для различных объектов.
Требования для всех объектов
Неизменные требования для объектов любой категории (даже для объектов, категория которых не определена, — так называемых «бескатегорийных»):
• паспортизация отходов I–IV классов опасности.
Правила проведения паспортизации отходов I–IV классов опасности утверждены Постановлением Правительства РФ от 16.08.2013 № 712;
• ведение учета в области обращения с отходами.
Порядок учета в области обращения с отходами утвержден Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014);
• представление отчета по форме № 2-ТП (отходы).
Форма № 2-ТП (отходы) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 12.12.2019 № 766;
• предоставление сведений в государственный кадастр отходов.
Порядок ведения государственного кадастра отходов утвержден Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792;
• выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров.
Форма декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, содержится в приложении к Положению о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2015 № 1417 (в ред. от 25.07.2018).
Форма отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров содержится в приложении к Правилам представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 08.12.2015 № 1342 (в ред. от 17.10.2018).
Форма расчета суммы экологического сбора утверждена Приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 № 488;
• представление отчета по форме № 2-ТП (водхоз).
Форма № 2-ТП (водхоз) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 27.12.2019 № 815;
• представление сведений по форме 3.1 (при эксплуатации скважины).
Форма 3.1 утверждена Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).
Требования для объектов I категории
Требования для объектов I категории:
• получение комплексного экологического разрешения (далее — КЭР).
Форма заявки на получение комплексного экологического разрешения и форма комплексного экологического разрешения утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 510;
КЭР содержит (п. 10 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ):
• технологические нормативы;
• нормативы допустимых выбросов, сбросов высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах загрязняющих веществ;
• нормативы допустимых физических воздействий;
• нормативы образования отходов и лимиты на их размещение;
• требования к обращению с отходами производства и потребления;
• согласованную программу ПЭК;
• срок действия КЭР.
• оформление программы ПЭК и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК.
Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 № 261.
Методические рекомендации по заполнению формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 16.10.2018 № 522;
• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов;
• разработка программы повышения экологической эффективности (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов, технологических нормативов).
Правила разработки программы повышения экологической эффективности утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 666;
• получение разрешения на вредное физическое воздействие на атмосферный воздух (при наличии такого воздействия);
• расчет и внесение платы за НВОС, представление декларации о плате.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 03.03.2017 № 255 (в ред. от 27.12.2019).
Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма утверждены Приказом Минприроды России от 09.01.2017 № 3 (в ред. от 30.12.2019);
• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух).
Форма № 2-ТП (воздух) и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 08.11.2018 № 661;
• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год).
Форма № 4-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 18.07.2019 № 412;
• представление отчета по форме № 2-ОС, сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 и 6.1, 6.2, 6.3 (в случае пользования водными объектами).
Форма № 2-ОС и указания по ее заполнению утверждены Приказом Росстата от 28.08.2012 № 469.
Формы 3.1, 3.2, 3.3 содержатся в приложении к Порядку ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных вод и (или) дренажных вод, их качества, утвержденному Приказом Минприроды России от 08.07.2009 № 205 (в ред. от 19.03.2013).
Формы 6.1, 6.2, 6.3 утверждены Приказом Минприроды России от 06.02.2008 № 30 (в ред. от 30.03.2015);
• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (далее — НМУ).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 № 811.
Требования для объектов II категории
Требования для объектов II категории:
• представление декларации о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС).
Форма декларации о воздействии на окружающую среду и порядок ее заполнения, в том числе в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, утверждены Приказом Минприроды России от 11.10.2018 № 509.
ДВОС должна содержать следующие сведения (п. 3 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ):
• наименование, организационно-правовая форма и адрес (место нахождения) юридического лица или фамилия, имя, отчество (при наличии), место жительства индивидуального предпринимателя;
• код объекта НВОС;
• вид основной деятельности, виды и объем производимой продукции (товара);
• информация о реализации природоохранных мероприятий;
• данные об авариях и инцидентах, повлекших за собой НВОС и произошедших за предыдущие 7 лет;
• декларируемые объем или масса выбросов, сбросов загрязняющих веществ, образовываемых и размещаемых отходов;
• информация о программе ПЭК.
Одновременно с подачей ДВОС представляются расчеты нормативов допустимых выбросов, сбросов (п. 4 ст. 31.2 Федерального закона № 7-ФЗ).
Объект II категории вправе получить КЭР при наличии соответствующего отраслевого справочника НДТ;
• оформление программы ПЭК (см. Приказ Минприроды России от 28.02.2018 № 74) и представление отчета об организации и о результатах осуществления ПЭК (см. Приказы Минприроды России от 28.02.2018 № 74, 14.06.2018 № 261, 16.10.2018 № 522);
• разработка нормативов допустимых выбросов, сбросов для радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II классов опасности);
• разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов).
Правила разработки плана мероприятий по охране окружающей среды утверждены Приказом Минприроды России от 17.12.2018 № 667;
• расчет и внесение платы за НВОС (см. Постановление Правительства РФ от 03.03.2017 № 255), представление декларации о плате (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3);
• представление отчета по форме № 2-ТП (воздух) (см. Приказ Росстата от 08.11.2018 № 661);
• представление отчета по форме № 4-ОС (для предприятий, имеющих очистные сооружения и осуществляющих природоохранные мероприятия на сумму более 100 тыс. руб. в год) (см. Приказ Росстата от 18.07.2019 № 412);
• в случае пользования водными объектами — представление отчета по форме № 2-ОС (см. Приказ Росстата от 28.08.2012 № 469), сведений по формам № 3.1, 3.2, 3.3 (см. Приказ Минприроды России от 08.07.2009 № 205) и 6.1, 6.2, 6.3 (см. Приказ Минприроды России от 06.02.2008 № 30);
• разработка мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ (см. Приказ Минприроды России от 28.11.2019 № 811).
Требования для объектов III категории
Требования для объектов III категории:
• представление отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (в составе отчета о результатах ПЭК);
• представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (в виде отчета № 2-ТП (воздух) и отчета о результатах ПЭК);
• разработка плана мероприятий по охране окружающей среды (при невозможности соблюдения нормативов допустимых выбросов, сбросов) (см. Приказ Минприроды России от 17.12.2018 № 667);
Требования для объектов IV категории
Объектам IV категории необходимо выполнять требования, предъявляемые ко всем объектам:
• паспортизация отходов I–IV классов опасности;
• ведение учета в области обращения с отходами;
• представление отчета по форме № 2-ТП (отходы);
• представление сведений в государственный кадастр отходов;
• выполнение нормативов утилизации либо уплата экологического сбора, если предприятие является производителем или импортером товаров;
Больше никаких требований к объектам IV категории не предъявляется. Оформлять программу ПЭК, разрабатывать нормативы допустимых выбросов, сбросов, образования отходов, вносить плату за НВОС (если деятельность ведется исключительно на объектах IV категории) им не требуется.
Требования для объектов без категории
«Бескатегорийные» объекты не относятся ни к одной из четырех категорий. При этом для них предусмотрено дополнительное требование — расчет и внесение платы за НВОС (см. Приказ Минприроды России от 09.01.2017 № 3).
Вносить плату «бескатегорийным» объектам необходимо только за размещение отходов, не относящихся к твердым коммунальным отходам, при условии, что такие отходы были образованы в отчетном периоде. А в связи с тем, что лимиты на размещение отходов таким предприятиям разрабатывать не нужно, лимитом на размещение отходов для них является фактическое размещение отходов в отчетном периоде.
Е.В. Казанцева, инженер-эколог первой категории ООО «Консорт», магистр техники и технологии по направлению «Защита окружающей среды»
Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 4, 2020.
Что лежит в основе позиции о возможности переоформления разрешений?
Как территориальный орган Росприроднадзора трактует нормы законодательства?
Почему не удастся переоформить разрешения для объектов II категории?
Смеем предположить: подобное разъяснение понадобилось потому, что еще в 2019 г. сформировалась соответствующая позиция отдельных правообладателей объектов II категории, которые:
1) намерены в будущем получить КЭР;
2) хотели бы до получения КЭР оформить в отношении своих объектов II категории классическую экологическую разрешительную документацию.
Но давайте выясним, нет ли здесь какой-нибудь непреодолимой правовой коллизии, которая препятствует реализации указанного подхода.
Что лежит в основе позиции о возможности переоформления разрешений?
В основе позиции о возможности получения классических разрешений в отношении объектов II категории в некий переходный период находятся две нормы:
1) часть 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ:
2) пункт 12 ст. 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ:
12. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории, при наличии соответствующих отраслевых информационно-технических справочников по наилучшим доступным технологиям вправе получить комплексное экологическое разрешение.
Отсюда следуют выводы:
• в части 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ нет ограничений по категориям объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду;
• общее указание на возможность получения разрешений и документов до получения КЭР (с учетом установленных предельных сроков) позволяет применить данную норму не только к объектам I категории, но и к объектам II категории, в отношении которых планируется получать КЭР;
• если в отношении объекта II категории будет подаваться заявка на получение КЭР, то до получения КЭР допустимо оформлять классические разрешения.
Как территориальный орган Росприроднадзора трактует нормы законодательства?
Вероятно, столкнувшись на практике с подобной логикой, Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора и решило высказать свое видение вопроса:
Территориальный орган, комментируя свою позицию, делает акцент на двух важных нюансах:
1) хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на объектах II категории, обязаны представить в уполномоченный федеральный или региональный орган (в соответствии с уровнем экологического надзора) в отношении своих объектов декларацию о воздействии на окружающую среду (далее — ДВОС) не позднее дня истечения срока действия хотя бы одного из указанных экологических разрешений. Норма императивная, т.е. обязательная и не имеющая исключений;
2) в настоящее время законодательство об охране окружающей среды для объектов II категории альтернативы — КЭР или ДВОС — не содержит.
Немного раскроем эти три посыла госоргана.
Почему не удастся переоформить разрешения для объектов II категории?
В первую очередь надо признать, что ч. 1.1 ст. 11 Федерального закона № 219-ФЗ действительно не предусматривает прямых ограничений по кругу субъектов, которые могут воспользоваться возможностью получения разрешений в переходный период.
Однако на пути получения в отношении объектов II категории разрешений на выбросы, сбросы, лимитов на размещение отходов после 01.01.2019 расположился строгий порядок представления ДВОС.
Законом определена «расчетная точка», до истечения которой необходимо впервые представить ДВОС: не позднее дня истечения срока действия одного из полученных до 01.01.2019 разрешительных документов (в зависимости от того, срок действия какого документа истечет раньше: разрешения на выбросы, разрешения на сбросы, документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение).
Например, если у хозяйствующего субъекта первым завершается срок действия разрешения на сбросы, ДВОС необходимо представить не позднее даты завершения срока действия именно разрешения на сбросы.
Если раньше истекает срок действия лимитов на размещение отходов, ДВОС подлежит представлению не позднее завершения срока действия лимитов.
Если первым завершается срок действия разрешения на выбросы, ДВОС необходимо представить не позднее даты завершения срока действия именно разрешения на выбросы.
Очевидно, что чаще всего природопользователи задаются целью получения новых разрешительных документов в связи с приближением окончания срока действия старых разрешений.
И гипотетически можно было бы пытаться оформить в отношении объекта II категории классические разрешения (в связи с истечением срока действия разрешений, полученных до 01.01.2019), но эти усилия окажутся тщетными, поскольку:
1) ДВОС подавать все равно придется в установленный срок, иначе природопользователь совершит административное правонарушение, ответственность за которое установлена ст. 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
2) с момента представления ДВОС утрачивают силу все остальные разрешительные документы, полученные в отношении объекта II категории до 01.01.2019;
3) негативное воздействие, оказываемое на объекте II категории, фактически нормируется через ДВОС (после истечения срока действия хотя бы одного из разрешений, полученных до 01.01.2019);
4) закон не позволяет не представлять ДВОС в отношении объектов II категории при каких-либо условиях.
Законом не предусмотрено, что ДВОС можно не представлять в связи с тем, что владелец объекта II категории намерен получить (получает) КЭР или что такое разрешение им уже получено (что маловероятно на практике).
При этом для объектов II категории никакие сроки получения КЭР не определены, поэтому весьма затруднительно установить, до наступления каких именно сроков допускается выдача разрешений и документов применительно к объектам II категории (если и пытаться применять норму к таким объектам).
Вместе с тем нельзя не отметить, что в действующем законодательстве до сих пор не решена явная проблема с возможностью получения КЭР для объектов II категории.
Как точно отмечает Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора, в настоящее время законодательство об охране окружающей среды для объектов II категории альтернативы — КЭР или ДВОС — не содержит.
Вывод
Даже если в отношении объекта II категории уже получено КЭР, по закону это не означает, что ДВОС в отношении такого объекта подавать не надо. На наш взгляд, это очевидная правовая коллизия, которая требует устранения. Правообладатели объектов II категории должны быть освобождены от необходимости представления и соблюдения декларации в случае, если в отношении объекта II категории получено КЭР.
Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 7, 2020.
Письмо Минприроды России от 06.05.2021 № 25-50/6148-ОГ «О рассмотрении обращения по вопросу подготовки нормативов образования отходов и лимитов на их размещение»
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закона 7-ФЗ) в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц – природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе и нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (далее – НООЛР).
В соответствии с пунктом 2 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон N 89-ФЗ) НООЛР разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 8 декабря 2020 г. № 1029 (далее – Порядок № 1029).
Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение утвержден приказом Минприроды России от 7 декабря 2020 г. № 1021 (далее – Порядок № 1021).
Согласно пункту 15 Порядка № 1021 НООЛР, разрабатываемые применительно к объектам НВОС II категории, содержат, в том числе сводные данные по образованию отходов.
В соответствии с пунктом 24 Порядка № 1021 в разделе «Сводные данные по образованию отходов и их размещению» НООЛР объектов НВОС II категории указываются перечень и количество видов отходов, планируемых к ежегодному размещению в конкретных объектах размещения отходов, в табличном виде (согласно рекомендуемому образцу, содержащемуся в приложении № 13 в Порядке № 1021). В графах 2, 3 и 4 приложения 13 к Порядку № 1021 указывается наименование вида отхода и код по федеральному классификационному каталогу отходов, формируемому Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 792. В графах 7 и 9 приложения 13 к Порядку № 1021 указывается наименование и номер объекта размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов, формируемом Росприроднадзором в соответствии с Порядком ведения государственного кадастра отходов, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 792.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 16.1 Закона № 7-ФЗ и пунктами 4 и 5 статьи 23 Закона № 89-ФЗ плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов вносят: юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы (за исключением ТКО); региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие деятельность по размещению ТКО.
При этом передача права собственности (или иного права) на размещаемые отходы не освобождает указанных лиц от обязанности по исчислению и внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2017 г. № 255 «Об исчислении и взимании платы за негативнее воздействие на окружающую среду» (далее – Правила № 255).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ТКО рассчитывается по формулам пунктов 18.1 и 18.2 Правил № 255.
В формулах указанных пунктов показатель МТКОчрj – платежная база за размещение ТКО j-го класса опасности, определяемая лицом, обязанным вносить плату при размещении ТКО, за отчетный период как объем или массу ТКО, принятых в целях их размещения (за исключением объема или массы ТКО из общего объема или массы принятых ТКО, которые были утилизированы в течение отчетного периода).
К указанному показателю (МТКОчрj) предусмотрено применение к ставкам платы дополнительного коэффициента Кл, равного 1.
Любое современное предприятие производит отходы своей
деятельности. Побочные продукты хозяйственной деятельности, так или иначе,
негативно воздействуют на окружающую среду.
Чтобы минимизировать негативное воздействие мусора на планету, каждый производитель отходов должен соблюдать лимит размещения отходов от своей деятельности и четко контролировать его.
Лимит на размещение отходов, что это?
Лимит на размещение отходов – это предельно допустимое количество отходов, которое предприятию разрешается размещать на конкретном объекте. Если установленный лимит будет превышен, руководство будет обязано выплатить штраф в пятикратном размере.
Для чего разрабатывается лимит?
Установка лимита определяется индивидуально, учитывая регион и тип отходов предприятия.
Кто обязан получить лимит?
С июня 2020 года появились некоторые изменения в сфере обращения с отходами. Новый Административный регламент коснулся объектов 1 категории. Производства, работающие по 1 и 2 категории, должны разрабатывать лимиты на хранение отходов.
Есть и те предприятия, которые не обязаны проходить процедуру разработки ПНООЛР. В их число входит малый бизнес. В этом случае будет достаточно подавать отчетность об имеющихся отходах. Помимо этого, важно указать всех контрагентов, кто участвовал в работе с отходами за прошедший год.
Срок действия лимита
Первоначально лимит устанавливается сроком на 5 лет. После этого, 1 раз в год он должен подтверждаться Росприроднадзором. Чтобы продлить существующие лимиты, в контролирующий орган предъявляется техническая отчетность по установленной форме. Дополнительно важно собрать пакет документов, который подтверждает соблюдение всех норм, касательно области охраны природы. Если предприятие трудится без проекта, руководству грозит административная ответственность.
Побочные продукты деятельности образуются буквально в каждом предприятии. Существующий контроль направлен на снижение негативного воздействия газов, жидкостей, твердых органических отходов и прочего на экологию планеты.
Актуальность
темы обусловлена высоким уровнем
загрязнения окружающей среды бытовыми
и производственными отходами и состоянием
правового регулирования в сфере обращения
с отходами.
Развитие
промышленности и сельского хозяйства
приводит к образованию все большего
количества отходов. Только города мира
ежегодно выбрасывают в окружающую среду
до 3 млрд. тонн твердых промышленных и
бытовых отходов и более 500 кубических
километров стоков. Первое место по
количеству загрязняющих органических
веществ занимают промышленные отходы,
затем, городские и сельскохозяйственные.
В России ежегодно образуется 5–7 млрд.
тонн отходов производства и потребления.
Невосполнимый
ущерб флоре и фауне наносит химическое
загрязнение почвы в результате
несоблюдения и нарушения правил
складирования и захоронения промышленных
отходов. Необходимо помнить, что любое
загрязнение может пагубно отразиться
на состоянии поверхностных вод и на
возможности эксплуатации подземных
вод.
Среди
социальных последствий загрязнения
окружающей среды отходами центральное
место занимает угроза здоровью человека.
На проходившей в августе 1986 г. в городе
Варна международной конференции «Охрана
окружающей среды и защита всеобщего
мира» в одном из докладов приводились
данные о том, что в конце 70-х годов около
10% детей в таких странах, как США, Франция,
ФРГ, Япония, рождались с генетическими
дефектами. При этом отмечалось, что если
деградация окружающей среды будет
продолжаться прежними темпами, то в
ближайшее время эта цифра резко возрастет.
Обращение
с отходами – одна из наиболее масштабных
и сложных экологических проблем. Она
проявляется, с одной стороны, в причинении
экологического вреда, с другой – для
удаления твердых отходов требуется
выделение земельных территорий.
В
контексте экологического права выделяются
отходы производства и потребления:
Наиболее
общим, родовым понятием являются отходы
производства и потребления. В нем
определяются две основные сферы
образования отходов – сфера производства
и сфера потребления. Под отходами
производства и потребления понимаются
остатки сырья, материалов, полуфабрикатов,
иных изделий или продуктов, которые
образовались в процессе производства
или потребления, а также товары
(продукция), утратившие свои потребительские
свойства. Включение в сферу правового
регулирования пришедшей в негодность
продукции, к примеру, медикаментов,
продовольствия, вполне обоснованно,
так как в ней содержатся экологически
опасные химические или биологические
компоненты, что обосновывает необходимость
их корректного удаления.
Основное
внимание в экологическом законодательстве
и праве уделяется опасным отходам,
некорректное обращение с которыми имеет
(или может иметь) наибольшие отрицательные
последствия для природы. Опасные отходы
– отходы, которые содержат вредные
вещества, обладающие опасными свойствами
(токсичностью, взрывоопасностью,
пожароопасностью, высокой реакционной
способностью) или содержащие возбудителей
инфекционных болезней, либо которые
могут представлять непосредственную
или потенциальную опасность для
окружающей природной среды и здоровья
человека самостоятельно или при
вступлении в контакт с другими веществами.
Обращение
с такими отходами регулируется многими
законодательными и иными нормативными
правовыми актами, включая Федеральные
законы «Об охране окружающей среды».
Класс
опасности отходов – характеристика
относительной экологической опасности
отхода, которая устанавливается по
степени его возможного негативного
воздействия на окружающую среду.
На
сегодняшний день законом устанавливается
пять классов отходов, различающихся по
степени опасности для окружающей
природной среды (ОПС) в ходе непосредственного
или опосредованного влияния на неё.
Классы опасности отходов устанавливаются
в соответствии с принятыми Критериями.
1
класс – чрезвычайно опасные отходы;
2
класс – высокоопасные отходы;
3
класс – умеренно опасные отходы;
4
класс – малоопасные отходы;
5
класс – практически неопасные отходы.
Так,
к первому классу опасности относятся
чрезвычайно опасные отходы, степень
вредоносного влияния которых очень
высокая. Критерием определения отходов,
как чрезвычайно опасных, является то,
что экосистема получает необратимые
нарушения, и её восстановительный период
попросту отсутствует. Соответственно,
к пятому классу относятся практически
неопасные отходы, степень негативного
воздействия которых на ОПС очень низкая
и экологическая система практически
не получает никаких нарушений. Сам
процесс отнесения отходов к какому-либо
классу может осуществляться двумя
путями: экспериментальным и расчетным
методами.
Определение
класса опасности отходов осуществляется
двумя методами:
Обращение
с отходами – деятельность, в процессе
которой образуются отходы, а также
деятельность по сбору, использованию,
обезвреживанию, транспортированию,
размещению отходов.
Отношения
в области обращения с радиоактивными
отходами, с выбросами вредных веществ
в атмосферу и со сбросами вредных веществ
в водные объекты регулируются
соответствующим законодательством
Российской Федерации.
Одновременно
в целях исключения экологического вреда
Закон запрещает захоронение отходов
на наиболее экологически и социально
ценных территориях. В частности,
запрещается:
При
определении порядка сбора отходов
должно обеспечиваться соответствие
экологическим, санитарным и иным
требованиям в области охраны окружающей
природной среды и здоровья человека.
Одним
из наиболее распространенных способов
удаления отходов в мире и в России
является их размещение на специально
оборудованных объектах (полигонах,
свалках). Определение места строительства
объектов размещения отходов осуществляется
на основе специальных (геологических,
гидрологических и иных) исследований
в порядке, установленном законодательством
РФ, и при наличии положительного
заключения государственной экологической
экспертизы. Для обладания информацией
о местах размещения отходов объекты
размещения отходов вносятся в
государственный реестр указанных
объектов.
На
территориях объектов размещения отходов
и в пределах их воздействия на окружающую
природную среду должен проводиться
мониторинг состояния окружающей
природной среды. Обязанность его
проведения возложена на собственников
объектов размещения отходов, а также
на лиц, во владении или в пользовании
которых находятся указанные объекты.
После окончания эксплуатации данных
объектов эти же субъекты обязаны
проводить контроль за их состоянием и
воздействием на окружающую природную
среду, а также работы по восстановлению
нарушенных земель.
К
обращению с опасными отходами могут
быть допущены лишь лица, имеющие
профессиональную подготовку, подтвержденную
свидетельствами (сертификатами) на
право работы с ними. Ответственность
за допуск работников к работе с опасными
отходами несет соответствующее
должностное лицо организации.
Данные
действия совершаются в соответствии
со следующими требованиями:
Особые
требования российское законодательство
предъявляет к трансграничному перемещению
отходов. Ввоз отходов на территорию
Российской Федерации в целях их
использования осуществляется на
основании разрешения, выданного в
порядке, установленном постановлением
Правительства РФ «О государственном
регулировании и контроле трансграничных
перевозок опасных отходов».
Закон
содержит некоторые особые требования
относительно обращения с опасными
отходами (ст. 14). В зависимости от степени
вредного воздействия на окружающую
природную среду и здоровье человека
они подразделяются на классы опасности.
Критерии опасности установлены
Министерством природных ресурсов РФ.
На опасные отходы должен быть составлен
паспорт на основании данных о составе
и свойствах опасных отходов, оценки их
опасности. Порядок паспортизации
определяет Правительство РФ.
Организационно
правовые меры для обеспечения правильного
обращения с отходами:
В
соответствии с законодательством только
на основании лицензии (разрешения)
допускаются многие виды деятельности,
связанные с обращением с отходами
производства и потребления. К таким
видам деятельности относятся, в частности,
любая деятельность по обращению с
опасными отходами; создание объектов
размещения отходов; обращение с ломом
и отходами цветных и (или) черных металлов.
На
основании Положения о лицензировании
деятельности по обращению с опасными
отходами, утвержденное Правительством
РФ от 20 мая 1999 г. выдается лицензия на
осуществление по обращению с отходами.
Данная
лицензия выдается Министерством
природных ресурсов РФ и его территориальными
органами в порядке, установленном
вышеуказанным Положением о лицензировании
деятельности по обращению с опасными
отходами.
В
природоохранное деятельности данное
направление новое. Оно стало развиваться
с принятием Закона об отходах производства
и потребления. Закон предусматривает
два вида нормативов:
Определяет
установленное количество отходов
конкретного вида при производстве
единицы продукции.
Разрабатываются
в соответствии с нормативами предельно
допустимых вредных воздействий на
окружающую природную среду, количеством,
видом и классами опасности образующихся
отходов и площадью (объемом) объекта их
размещения, устанавливают предельно
допустимое количество отходов конкретного
вида, которые разрешается размещать
определенным способом на установленный
срок в объектах размещения отходов с
учетом экологической обстановки данной
территории.
Требования,
касающиеся этих нормативов, определяются
Правилами разработки и утверждения
нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение, утвержденными
постановлением Правительства РФ от 16
июня 2000 г.
Срок
действия утвержденных лимитов на
размещение разный и зависит как от видов
деятельности, при которой образуются
отходы, места ее осуществления, так и
от видов отходов. По общему правилу
лимиты на размещение отходов устанавливаются
сроком на 5 лет при условии ежегодного
подтверждения индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами
неизменности производственного процесса
и используемого сырья. Для пользователей
недр лимиты на размещение отходов
устанавливаются на срок действия
лицензии на пользование недрами в
соответствии с проектом разработки
месторождения полезного ископаемого.
Лимиты на размещение опасных отходов
для индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц устанавливаются на
срок действия лицензии на осуществление
деятельности по обращению с такими
отходами.
Учет и отчетность, ведение кадастра, паспортизации опасных отходов.
Законом
возложена обязанность вести учет
образовавшихся, использованных,
обезвреженных, переданных другим лицам
или полученных от других лиц, а также
размещенных отходов. Порядок такого
учета устанавливают специально
уполномоченные федеральные органы
исполнительной власти в области обращения
с отходами в соответствии со своей
компетенцией, а порядок статистического
учета в области обращения с
отходами–специально уполномоченный
федеральный орган исполнительной власти
в области статистического учета.
Материалы учета сохраняются субъектами,
осуществляющими деятельность в области
обращения с отходами, в течение срока,
определенного специально уполномоченными
федеральными органами исполнительной
власти в области обращения с отходами.
Эти
субъекты обязаны представлять отчеты
о своей деятельности по обращению с
отходами. Порядок и сроки их представления
определяются специально уполномоченным
федеральным органом исполнительной
власти в области статистического учета
по согласованию со специально
уполномоченными федеральными органами
исполнительной власти в области обращения
с отходами. Отчеты включают сведения о
происхождении, количестве, составе,
свойствах, классе опасности отходов,
условиях и конкретных объектах их
размещения, технологиях их использования
и обезвреживания.
На
основании предоставляемой информации
Министерство природных ресурсов РФ и
его территориальные органы проводят
работу по паспортизации опасных отходов
и ведут государственный кадастр отходов.
Государственный кадастр отходов ведется
по единой для Российской Федерации
системе с участием органов исполнительной
власти субъектов РФ и включает федеральный
классификационный каталог отходов,
государственный реестр объектов
размещения отходов, банк данных об
отходах и о технологиях использования
и обезвреживания отходов различных
видов.
На
основании постановления Правительства
РФ от 26 октября 2000 г., ведется государственный
кадастр и порядок проведения паспортизации
опасных отходов. Меры экономического
регулирования обращения с отходами
включают программы в области обращения
с отходами, плату за размещение отходов,
меры экономического стимулирования
деятельности в области обращения с
отходами.
Закон
предусматривает разработку программ
в области обращения с отходами на
федеральном и региональном уровнях.
Такие программы разрабатываются в целях
планирования мер по уменьшению количества
отходов, их использованию, обезвреживанию
и размещению. При этом учитывается
состояние окружающей природной среды,
а также уровень социально-экономического
развития территорий. Ответственными
за разработку программ являются
федеральные органы исполнительной
власти и органы исполнительной власти
субъектов РФ. Реализация программ
финансируется в соответствии с
законодательством РФ и законодательством
субъектов Федерации.
Государственный,
производственный и общественный
контроль.
Государственный
контроль – это проверка исполнения
требований по обращению с отходами.
Проводится специально уполномоченные
на то федеральными органами исполнительной
власти в области обращения с отходами
и органы исполнительной власти субъектов
РФ.
Производственный
контроль проводят юридические лица,
осуществляющие деятельность в области
обращения с отходами. Они же его
организуют. Порядок осуществления
производственного контроля определяют
юридические лица по согласованию со
специально уполномоченными федеральными
органами исполнительной власти в области
обращения с отходами.
Общественный
контроль осуществляют граждане или
общественные объединения.
За
нарушение законодательства РФ в области
обращения с отходами должностные лица
и граждане несут дисциплинарную,
административную, уголовную или
гражданско-правовую ответственность,
а юридические лица – административную
и (или) гражданско-правовую ответственность
в соответствии с законодательством РФ.
Соседние файлы в предмете Экология
Вопрос:
Что
является первостепенной обязанностью
индивидуальных предпринимателей и
юридических лиц, приступающих к
осуществлению деятельности (осуществляющих
деятельность) в области обращения с
отходами?
Ответ:
Индивидуальные
предприниматели и юридические лица,
приступающие к осуществлению деятельности
(осуществляющих деятельность) в области
обращения с отходами обязаны разработать
проекты нормативов образования и лимитов
на размещение конкретных видов отходов
с указанием конкретных объектов их
размещения и представить проекты на
утверждение в территориальные органы
Министерства природных ресурсов
Российской Федерации (МПР РФ).
Вопрос:
На
какую организацию возложено рассмотрение
и согласование Проекта нормативов
образования отходов и лимитов на их
размещение и Разрешений на размещение
отходов в г. Москве?
Ответ:
В
городе Москве рассмотрение и согласование
Проекта нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение (ПНООЛР) и
Разрешений на размещение отходов (лимит)
проводится Отделом нормирования, анализа
состояния окружающей среды и экологического
мониторинга Главного управления
природных ресурсов и охраны окружающей
среды МПР России по г. Москве (ГУПР по
г. Москве).
Вопрос:
Что
является обязательным условием при
согласовании Проекта нормативов
образования отходов и лимитов на их
размещение (ПНООЛР) и утверждения
Разрешений на размещение отходов?
Ответ:
Обязательным
условием при согласовании Проекта
нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение (ПНООЛР) и утверждении
Разрешений на размещение отходов (лимит)
является наличие согласованной в
установленном порядке исходно-разрешительной
документации (положительное заключение
государственной экологической экспертизы
по проекту строительства объекта
размещения отходов, проекту производства,
являющегося источником образования
отходов и т.п.) или
копий ранее действующей разрешительной
документации на природопользование.
Вопрос:
Что
должно предшествовать представлению
разработанного проекта нормативов
образования и лимитов на размещение
отходов в ГУПР по г. Москве?
Ответ:
До
представления проекта нормативов
образования и лимитов на размещение
отходов в ГУПР по г. Москве на проект
должно быть получено Заключение органов
санитарно-эпидемиологического надзора
для предприятий, отнесенных к I и II
группам природопользователей по
обращению с отходами.
Вопрос:
В
какие органы санитарно-эпидемиологического
надзора следует представлять для
получения соответствующего Заключения
проекты нормативов образования и лимитов
на размещение отходов малого предприятия?
Ответ:
Для
получения соответствующего Заключения
проекты нормативов образования и лимитов
на размещение отходов (НООЛР) малого
предприятия следует представлять в
Центр государственного
санитарно-эпидемиологического надзора
(ЦГСЭН) административного округа по
месту нахождения предприятия. Проекты НООЛР
объектов, оказывающих значительное
воздействие на окружающую среду,
могут быть направлены санитарным врачом
округа для получения Заключение в ЦГСЭН
по г. Москве.
Вопрос:
Каков
состав материалов (документов),
представляемых на рассмотрение в ГУПР
по г. Москве для согласования Проекта
нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение?
Ответ:
В
состав материалов (документов),
представляемых на рассмотрение в ГУПР
по г. Москве для согласования Проекта
нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение, должны входить:
2)
Паспорт опасного отхода (в случае
внесения отхода в Федеральный
классификационный каталог отходов).
3)
Проект нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение.
4)
Лицензия на осуществление деятельности
по обращению с опасными отходами (при
наличии) для отходов, отнесенных к
объектам лицензирования.
5)
Обоснование отнесения опасного отхода
к классу опасности для окружающей
природной среды в соответствии с
«Критериями отнесения опасных отходов
к классу опасности для окружающей
природной среды» в случае отсутствия
отхода в Федеральном классификационном
каталоге отходов.
6)
Дополнительный экземпляр аннотации к
проекту НООЛР для предприятий, проекты
которых согласовываются типовым штампом.
Вопрос:
Какова
процедура принятия документов в ГУПР по
г. Москве для утверждения Проекта
нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение?
Ответ:
Документы,
представляемые в ГУПР по г. Москве
для утверждения Проекта нормативов
образования отходов и лимитов на их
размещение, принимаются по описи, копия
которой направляется (вручается)
заявителю с отметкой о дате приема
документов.
Вопрос:
Как
оформляется согласование Проекта
нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение для предприятий,
отнесенных к различным группам
природопользователей по обращению с
отходами?
Ответ:
Согласование
Проекта нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение для предприятий,
отнесенных к различным группам
природопользователей по обращению с
отходами, осуществляется Отделом
нормирования, анализа состояния
окружающей среды и экологического
мониторинга ГУПР по г. Москве в форме:
Вопрос:
Как
утверждается паспорт опасного отхода?
Ответ:
Паспорт
опасного отхода утверждается ГУПР по
г. Москве по результатам рассмотрения
Проекта нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение.
Вопрос:
Каков
срок рассмотрения документов,
представляемых предпринимателем в
ГУПР по г. Москве для утверждения
Проекта нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение?
Ответ:
ГУПР по
г. Москве в месячный срок рассматривает
представленные в установленном порядке
материалы и принимает решение об
утверждении Проекта нормативов
образования отходов и лимитов на их
размещение или о возвращении материалов
на доработку с указанием причин отказа.
Вопрос:
Каков
срок повторного рассмотрения материалов,
представляемых предпринимателем в
ГУПР по г. Москве для утверждения
Проекта нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение?
Ответ:
Повторно
представленные материалы Проекта
нормативов образования отходов и лимитов
на их размещение рассматриваются ГУПР
по г. Москвы в месячный срок.
Вопрос:
Какова
процедура отклонения проекта нормативов
образования отходов и лимитов на их
размещение?
Ответ:
В
случае отклонения представленного на
утверждение проекта нормативов
образования отходов и лимитов на их
размещение ГУПР по г. Москве должен
подготовить и предоставить заявителю
мотивированный отказ, который может
быть обжалован в установленном
законодательством Российской Федерации
порядке.
Вопрос:
Каков
срок действия Проекта нормативов
образования отходов и лимитов на их
размещение?
Ответ:
Срок
действия Проекта нормативов образования
отходов и лимитов на их размещение
устанавливается экспертом Отдела
нормирования, анализа состояния
окружающей среды и экологического
мониторинга Главного управления
природных ресурсов и охраны окружающей
среды МПР России по г. Москве. Установленный
срок не может превышать пяти лет. Лимиты
на размещение отходов действую в течение
установленного срока при условии
ежегодного подтверждения индивидуальными
предпринимателями и юридическими лицами
неизменности производственного процесса
и используемого сырья.
Вопрос:
Что
может являться основанием для аннулирования
утвержденных лимитов на размещение
отходов?
Ответ:
Основанием
для аннулирования утвержденных лимитов
на размещение отходов может являться
отсутствие за месяц до окончания
отчетного года подтверждения
индивидуальными предпринимателями и
юридическими лицами неизменности
производственного процесса и используемого
сырья
Вопрос:
В
какой форме ежегодно подтверждается
неизменность производственного процесса
и используемого сырья, представленные
в проекте нормативов образования отходов
и лимитов на их размещение?
Ответ:
Неизменность
производственного процесса и используемого
сырья, представленные в проекте нормативов
образования отходов и лимитов на их
размещение, ежегодно подтверждаются в
виде «Технического отчета по обращению
с отходами».
Вопрос:
Каковы
действия индивидуальных предпринимателей
и юридических лиц при аннулировании
утвержденных лимитов на размещение
отходов?
Ответ:
При
аннулировании утвержденных лимитов
на размещение отходов индивидуальные
предприниматели и юридические лица для
утверждения лимитов на размещение
отходов представляют в ГУПР по г.
Москве документы в порядке, установленном
действующими Правилами.
Вопрос:
Каков
срок действия лимитов на размещение
опасных отходов?
Ответ:
Лимиты
на размещение опасных отходов для
предприятий, отнесенных к I и II группе
природопользователей по обращению с
отходами, устанавливаются на срок
действия лицензии на осуществление
деятельности по обращению с такими
отходами.