- Главная
- Наши услуги
- Аккредитация лабораторий
Экспертная организация “СОДЕЙСТВИЕ”
аккредитация испытательных лабораторий, органов по сертификации и метрологических служб
- Главная
- О нас
- Экспертам
- Клиентам
- Новости
- Контакты
- Главная /
- Экспертам /
- Как присоединиться к ЭО
Зарегистрировано в Минюсте России 16 ноября 2020 г. N 60907
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 26 октября 2020 г. N 707
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КРИТЕРИЕВ
АККРЕДИТАЦИИ И ПЕРЕЧНЯ ДОКУМЕНТОВ, ПОДТВЕРЖДАЮЩИХ
СООТВЕТСТВИЕ ЗАЯВИТЕЛЯ, АККРЕДИТОВАННОГО ЛИЦА
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 и частью 6 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ “Об аккредитации в национальной системе аккредитации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6977; 2018, N 31, ст. 4851) приказываю:
1. Утвердить прилагаемые критерии аккредитации и перечень документов и сведений, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации (далее – критерии аккредитации).
2. В отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу настоящего приказа, и заявителей до 1 июля 2021 г. соответствие требованиям абзаца третьего пункта 4.1 критериев аккредитации подтверждается наличием у работников, участвующих в выполнении работ по подтверждению соответствия, опыта работы по подтверждению соответствия в области аккредитации, указанной в заявлении об аккредитации или в реестре аккредитованных лиц, не менее трех лет.
3. Абзац второй подпункта 24.4, абзац второй подпункта 29.5, абзац второй пункта 43 критериев аккредитации не применяются в отношении лиц, аккредитованных на дату вступления в силу настоящего приказа.
4. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2021 г., за исключением абзаца третьего подпункта 4.1, абзаца третьего подпункта 4.2, пункта 4.3, пунктов 7 – 10, абзаца второго подпункта 24.4, подпункта 24.7.2.3, пункта 25, абзацев первого и третьего подпункта 29.2, абзаца второго подпункта 29.5, абзаца второго пункта 43 критериев аккредитации, вступающих в силу с 1 июля 2021 г., пунктов 12 – 16, <span title="18. Органы по сертификации, проводящие сертификацию персонала, при выполнении работ по сертификации должны выполнять требования ГОСТ Р 56937-2016 "Оценка соответствия. Правила проведения добровольной сертификации персонала", утвержденного и введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 мая 2016 г. N 455-ст "Об утверждении национального стандарта" .” data-hren=”https://e-ecolog.ru/docs/YgFpeI5fEAmljno3PwCNc/224#231″>18, 22, 31 – 35 критериев аккредитации, вступающих в силу с 1 января 2022 г., и действует до 1 января 2027 года.
к приказу Минэкономразвития России
от 26.10.2020 N 707
Давайте разберемся, для чего нужна аккредитация испытательной лаборатории и обязательна ли аккредитация испытательной лаборатории, для этого необходимо понять, что такое аккредитация.
Аккредитация в национальной системе аккредитации (аккредитация) – подтверждение национальным органом по аккредитации соответствия юридического лица или индивидуального предпринимателя критериям аккредитации, являющееся официальным свидетельством компетентности юридического лица или индивидуального предпринимателя осуществлять деятельность в определенной области аккредитации.
Национальный орган по аккредитации – Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация), это единственный в Российской Федерации национальный орган по аккредитации.
Критерии аккредитации (критерии аккредитации испытательной лаборатории) – это перечень требований, которым должно соответствовать аккредитованное лицо, установлены Приказом МЭР от 26.10.2020 № 707 «Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации».
Итак, если какая-то организация решила аккредитовать испытательную лабораторию, она направляет в Росаккредитацию заявление, проходит проверку на соответствие критериям аккредитации, при положительном заключении получает аккредитацию, что подтверждается внесением соответствующей записи в реестр аккредитованных лиц.
Какие возможности получает лаборатория после аккредитации
Аккредитация – процедура добровольная, любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель может аккредитовать испытательную лабораторию и ссылаться в протоколах испытаний на аккредитацию, но для определенных видов деятельности аккредитация обязательна. Таким образом, на вопрос зачем нужна аккредитация лаборатории в Росаккредитации, будет два варианта ответа:
Аккредитация – это имиджевая составляющая организации, как дополнительное доказательство, что испытательная лаборатория компетентна.
Аккредитация – это необходимое условие для ведения деятельности.
Какие лаборатории подлежат обязательной аккредитации:
Лаборатории, выполняющие работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям в целях обязательного подтверждения (оценки) соответствия, т.е. лаборатории, работающие по техническим регламентам таможенного союза и внесенные в национальную часть единого реестра. В реестре аккредитованных лиц у каждой лаборатории в верхнем поле есть запись «НЧ ЕР: нет / да», соответственно, нет – испытательная лаборатория не внесена в национальную часть единого реестра, да – внесена.
Лаборатории, выполняющих работы по исследованиям (испытаниям) и измерениям, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлены требования о наличии аккредитации в национальной системе аккредитации. Например, Федеральный закон от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», статья 25. Производственный контроль качества питьевой воды, качества горячей воды, п. 4. Проведение лабораторных исследований и испытаний в рамках производственного контроля качества питьевой воды, горячей воды осуществляется юридическими лицами, ИП, аккредитованными в соответствии с законодательством РФ об аккредитации в национальной системе аккредитации. Следовательно, для данного вида деятельности обязательна нужна аккредитации и такие требования на законодательном уровне установлены для целого перечня направлений.
Обратите внимание! Неважно, относится Ваша испытательная лаборатория к варианту 1 (нет обязательства аккредитации) или варианту 2 (лаборатория должна быть аккредитована), но если Вы выдаете результаты испытаний (измерений) или исследований, ссылаясь на аккредитацию в национальной системе аккредитации, то на вас в равной степени распространяются все требования законодательства об аккредитации, в том числе ответственность за нарушение законодательства об аккредитации в национальной системе, установленная в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовном кодексе.
Если вы хотите более подробно изучить данные вопросы, приглашаем Вас на обучение по темам:
«Аккредитация в национальной системе: требования 412-ФЗ от 28.12.2013 (с изменениями), критериев аккредитации (Приказ № 707 от 26.10.2020 г.), подзаконных актов. Процедура подтверждения компетентности. Удаленная оценка. Работа с несоответствиями»
«Разработка, внедрение и оценка системы менеджмента лаборатории согласно требованиям ГОСТ ISO/IEC 17025-2019, Критериев аккредитации. Внутренние аудиты: требования к аудиторам, техника оценки».
Наши лекторы – действующие эксперты по аккредитации Росаккредитации, обучение проводится по различным направлениям деятельности испытательных лабораторий.
Условия прохождения обучения
Обучение возможно пройти онлайн (вебинар) или очно по ряду тем (г. Москва).
Онлайн-слушателям направляются рабочие тетради, доступ к записи вебинара открыт 3 дня и если по каким-то причинам Вы не смогли быть с нами в режиме онлайн, то сможете посмотреть самостоятельно и направить свои вопросы в течении этого времени.
После обучения слушатель получает Удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Информация о сроках и стоимости есть на нашем сайте www.znanie-lab.ru
Аккредитация — это подтверждение соответствия третьей стороной, относящееся к органу по оценке соответствия, служащее официальным доказательством его компетентности для выполнения конкретных задач по оценке соответствия.
Аккредитация осуществляется в соответствии с документами Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве (далее Единой системе оценки соответствия).
Документы по аккредитации в Единой системе оценки соответствия разработаны с учетом требований законодательства в области промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений, экологии и охраны окружающей среды, электроэнергетики, градостроительного законодательства и законодательства в области технического регулирования Российской Федерации включая:
- Стандарты ISO серии 17000, в том числе ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 «Оценка соответствия. Требования к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия»;
- Документы Международного форума по аккредитации (IAF), Международного сотрудничества по аккредитации лабораторий (ILAC), Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества по аккредитации (APAC);
- Концепцию управления Системой неразрушающего контроля и основными направлениями ее развития, утвержденной Госгортехнадзором России 28 августа 1999 г.;
- Положение о Системе неразрушающего контроля, принятого решением Наблюдательного совета Системы экспертизы промышленной безопасности от 28.06.2000 № 5.
История аккредитации в Единой системе оценки соответствия.
– 1997 – 1999 гг. Создание нормативной правовой базы и организационной структуры аккредитации экспертных организаций;
– 1998 г. Создана Система экспертизы промышленной безопасности;
– 1999 – 2002 гг. Расширение сферы аккредитации в области подготовки и аттестации по промышленной безопасности и в области неразрушающего контроля;
– 2004 г. Подписание на 13-й Генеральной ассамблее Европейского сотрудничества по аккредитации (ЕА) контракта о сотрудничестве;
– 2005 г. Расширение Системы экспертизы и аккредитации в области промышленной безопасности на инспекционный контроль;
– 2006 г. Создание Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору;
– 2009 – 2010 гг. Переход к Единой системе оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. Подписание на 24-й Генеральной ассамблее ЕА соглашения о взаимном признании аккредитации органов по сертификации персонала. Расширение сферы аккредитации в области строительного контроля и безопасности в энергетике. Подписание меморандума о взаимопонимании с Международным форумом по аккредитации (IAF);
– 2010 – 2012 гг. Вступление в Тихоокеанское сотрудничество по аккредитации (PAC) и в Международное сотрудничество по аккредитации лабораторий (ILAC). Подписание соглашения о взаимодействии с Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация);
– 2018 г. Вступление в Азиатско-Тихоокеанское сотрудничество по аккредитации (АPAC).
Основой для создания Единой системы оценки соответствия стала функционирующая с 1999 г. Система экспертизы в области промышленной безопасности, правовой базой для которой явились Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (ПБ 03-246-98), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 06.11.98 № 64, зарегистрированным Минюстом России 08.12.98 № 1656, и в рамках которой экспертные организации могли подтверждать свою компетентность путем аккредитации.
При проведении Ростехнадзором государственного контроля и надзора важное место занимает деятельность, осуществляемая организациями, в области промышленной и экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, связанная с проведением:
- экспертных работ;
- испытаний, измерений и анализа;
- аттестации (сертификации) персонала.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 19 июня 2006 года зарегистрирована (регистрационный № РОСС RU.3327.04 БШ00) Система добровольной сертификации в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве. Зарегистрированная система применяется для организации и проведения добровольной сертификации работ, услуг, продукции, систем управления, персонала в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве.
Федеральным законом «О техническом регулировании» предусмотрены обязательное и добровольное подтверждение соответствия процессов производства, эксплуатации, работ, услуг или иных объектов установленным требованиям. Добровольная аккредитация получила широкое международное распространение как форма подтверждения компетенции органов по оценке соответствия.
В Единой системе оценки соответствия применяются общие критерии аккредитации, определенные в следующих стандартах:
- для инспекционных органов — ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 «Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции»;
- для испытательных лабораторий — ГОСТ ISO/IEC 17025–2019 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий»;
- для органов по аттестации (сертификации) персонала ISO/IEC 17024:2017 «Оценка соответствия. Общие требования к органам, проводящим сертификацию персонала»;
- для органов по сертификации систем управления — ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента»;
- для органов по сертификации продукции, процессов и услуг – ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 «Оценка соответствия. Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг».
Наряду с общими критериями аккредитации применяются критерии, учитывающие оценку соответствия конкретных органов по оценке соответствия. Указанные критерии определены в требованиях к органам по оценке соответствия и изложены в документах Единой системы оценки соответствия.
Об аттестации в области неразрушающего контроля.
Правительство Российской Федерации, принимая во внимание важность правового обеспечения деятельности по неразрушающему контролю, своим Постановлением от 28.03.2001 г. № 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации» приняло предложение федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности об организации работы по развитию и внедрению системы неразрушающего контроля (Система НК), созданной в соответствии с Концепцией управления системой неразрушающего контроля и основными направлениями ее развития (утверждена Госгортехнадзора России 28.08.1999 г.).
НТЦ «Промышленная безопасность» (в настоящее время АО) постановлением коллегии Госгортехнадзора России от 31.12.1999 г. № 6 было поручено создание Системы НК, а приказом Госгортехнадзора России от 24.05.2001 г. № 68 о реализации вышеуказанного постановления Правительства формирование сети Независимых органов по аттестации, что и реализуется в рамках Системы НК, функционирующей с 2000 г.
Требование об аттестации лаборатории неразрушающего контроля установлены в п. 9 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01 декабря 2020г. № 478, зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2020 г., регистрационный № 61795.
Орган по аккредитации (Координирующий орган, Центральный орган)
Орган по аккредитации (Координирующий орган, Центральный орган) – координирует деятельность участников Единой системы оценки соответствия и организует аккредитацию ООС, ведет документацию по аккредитации, оформляет свидетельства об аккредитации, оформляет и издает документы по аккредитации.
Органом по аккредитации является АО «НТЦ «Промышленная безопасность» (Акционерное общество «Научно-технический центр по безопасности в промышленности»). Деятельность Органа по аккредитации определяется Требованиями к органам по аккредитации, аккредитующим органы по оценке соответствия (ГОСТ ISO/IEC 17011-2018 / ISO/IEC 17011-2017), Положением об Органе по аккредитации (СДА-09-2009) и Уставом.
АО «НТЦ «Промышленная безопасность» выполняет функции Координирующего органа в соответствии с Концепцией управления Системой неразрушающего контроля и основными направлениями ее развития, утвержденной Госгортехнадзором России 28 августа 1999 г., а также Положением о Системе неразрушающего контроля, принятого решением Наблюдательного совета Системы экспертизы промышленной безопасности от 28.06.2000
№ 5.
В ходе осуществления своей деятельности АО НТЦ «Промышленная безопасность» было заключено ряд соглашений с зарубежными и российскими партнерами.
Соглашения с зарубежными партнерами
Меморандум о взаимопонимании между АО «НТЦ «Промышленная безопасность» и Тихоокеанским сотрудничеством по аккредитации (РАС) (утратил силу в связи с созданием APAC);
Контракт о сотрудничестве с Европейским сотрудничеством по аккредитации (срок действия до 1 января 2012 года);
Соглашение о взаимном признании удостоверений (сертификатов) о сертификации персонала с подписантами Многосторонних соглашений ЕА (ЕА MLA) (срок действия до 1 января 2012 года);
Соглашение с Немецким органом по аккредитации DakkS (утратило силу);
Меморандум о сотрудничестве в области аккредитации с Национальным центром аккредитации Комитета по техническому регулированию и метрологии Министерства индустрии и новых технологий Республики Казахстан;
Меморандум о взаимопонимании между Международным форумом по аккредитации (IAF) и АО «НТЦ «Промышленная безопасность» в качестве члена IAF;
Соглашение о сотрудничестве в области аккредитации с Центром по аккредитации в области оценки соответствия продукции (республика Молдова);
Соглашение о сотрудничестве с Научно-технической Ассоциацией «Подъемные сооружения» (Украина);
Меморандум о сотрудничестве в области аккредитации с Республиканским унитарным предприятием Белорусский государственный центр аккредитации;
Соглашение о сотрудничестве с Акционерным обществом «Национальный научно-технический центр промышленной безопасности «Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан.
Соглашения с российскими партнерами
Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по аккредитации и АО «НТЦ «Промышленная безопасность»;
Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с Саморегулируемой некоммерческой организацией «Национальная ассоциация центров охраны труда»;
Соглашение о взаимодействии с Межрегиональной Ассоциацией экспертных организаций «РУСЬЭКСПЕРТЛИФТ»;
Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии с АНО «Международная лига производителей оборудования для опасных производственных объектов (МЛП)»;
Меморандум о взаимопонимании между Торгово-промышленной палатой Российской Федерации и АО «НТЦ «Промышленная безопасность».
Аккредитуемые органы по оценке соответствия
В Единой системе оценки соответствия аккредитуются юридические лица или индивидуальные предприниматели, выполняющие требования и критерии аккредитации.
В Единой системе оценки соответствия определены следующие виды органов по оценке соответствия:
- органы по аттестации (сертификации) персонала:
– независимые органы по аттестации персонала (НОАП) проводят аттестацию персонала испытательных лабораторий в соответствии с ГОСТ Р ИСО/МЭК 17024-2017 / ISO/IEC 17024:2012 и Требованиями к независимым органам по аттестации (сертификации) персонала (СДА-13-2009);
– независимые органы по аттестации экспертов (НОА) проводят аттестацию экспертов, осуществляющих различные виды экспертиз, инспекций (проверок, аудита), а также сертификацию продукции, услуг и систем управления в соответствии с Требованиями к независимым органам по аттестации (сертификации) экспертов (СДА-14-2009).
- органы по сертификации:
– органы по сертификации продукции (ОСП) осуществляют сертификацию продукцию в соответствии с Требованиями к органам по сертификации продукции, процессов и услуг (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 / ISO/IEC 17065:2012) и Руководством по применению стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 / ISO/IEC 17065:2012 «Общие требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг» и (СДА-19-2010);
– органы по сертификации систем управления (ОССУ) осуществляют сертификацию различных систем управления, в том числе систем управления промышленной безопасностью, безопасностью в энергетике и строительстве, систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента и др. Деятельность органов по сертификации систем управления определяется Требованиями к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента (ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 / ISO/IEC 17021-1:2015), а также Руководством по применению стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 17021-1-2017 «Оценка соответствия. Требования к органам, проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента» и (СДА-20-2010).
- испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют один или несколько видов испытаний в соответствии с Общими требованиями к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий (ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 / ISO/IEC 17025:2017) и Требованиями к испытательным лабораториям (СДА-15-2009) по следующим видам испытаний:
– лаборатории неразрушающего контроля (ИЛ-ЛНК) – аккредитованные органы по оценке соответствия, проводящие испытания методами неразрушающего контроля;
– лаборатории разрушающих и других видов испытаний (ИЛ-ЛРИ) – аккредитованные органы по оценке соответствия, проводящие разрушающие и другие виды испытаний;
– аналитические лаборатории (ИЛ-АЛ) – аккредитованные органы по оценке соответствия, проводящие качественный и количественный анализ состава и свойств веществ, материалов, продукции, природных и промышленных объектов и факторов среды;
– лаборатории, осуществляющие испытания продукции (ИЛ-ЛИП) – аккредитованные органы по оценке соответствия, проводящие испытания продукции;
– лаборатории теплотехнических измерений (ИЛ-ЛТИ) – аккредитованные органы по оценке соответствия, проводящие комплекс мероприятий по получению параметров и характеристик теплотехнического оборудования;
– электролаборатории (ИЛ-ЭЛ) – аккредитованные органы по оценке соответствия, проводящие испытания и (или) измерения параметров электроустановок.
- инспекционные органы предоставляют услуги по проведению экспертизы и инспекции (проверок, аудита):
– экспертные организации (ЭО) осуществляют оценку соответствия объектов экспертизы требованиям промышленной безопасности, безопасности гидротехнических сооружений в соответствии с нормативными документами в области различного рода экспертных работ и Требованиями к экспертным организациям (СДА-11-2009). Экспертные организации, осуществляющие деятельность в сфере безопасности в энергетике, выполняют аудит на соответствие требованиям безопасности объектов энергетики. Деятельность экспертных организаций в сфере безопасности в энергетике определяется Требованиями к экспертным организациям в сфере безопасности в энергетике (СДА-29-2011);
– инспекционные организации (ИО) проводят инспекцию, проверку, аудит/технический аудит и оценку продукции, оборудования, материалов, услуг и процессов для объектов промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, техническое диагностирование и освидетельствование технических устройств и сооружений, строительный контроль, а также организационно-техническую готовность проектных, строительных, монтажных, наладочных, ремонтных и эксплуатационных организаций, организаций-изготовителей и организаций-поставщиков продукции, оборудования, материалов, услуг и процессов. Деятельность инспекционных организаций определяется Требованиями к инспекционным организациям (СДА-17-2009).
- независимые органы по аттестации лабораторий неразрушающего контроля (НОАЛ) проводят аттестацию лабораторий на основании требований п. 9 федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Основные требования к проведению неразрушающего контроля технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 01 декабря 2020г. № 478, зарегистрированными Министерством юстиции Российской Федерации 24 декабря 2020г., регистрационный № 61795 в соответствии с Правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля, выдают свидетельства об аттестации лабораторий неразрушающего контроля, ведут перечень аттестованных лабораторий неразрушающего контроля. Деятельность независимых органов по аттестации лабораторий неразрушающего контроля определяется Положением о Независимом органе по аттестации лабораторий неразрушающего контроля.
- независимые органы по аттестации средств неразрушающего контроля (НОАС) проводят аттестацию средств неразрушающего контроля, выдают свидетельства об аттестации средств неразрушающего контроля, ведут перечень аттестованных средств неразрушающего контроля. Деятельность независимых органов по аттестации средств неразрушающего контроля определяется Положением о Независимом органе по аттестации средств неразрушающего контроля.
- независимые органы по аттестации методических документов по неразрушающему контролю (НОАМ) проводят аттестацию методических документов в соответствии с Правилами аттестации методических документов по неразрушающему контролю, выдают свидетельства об аттестации методических документов по неразрушающему контролю, ведут перечень аттестованных методических документов по неразрушающему контролю. Деятельность независимых органов по аттестации методических документов по неразрушающему контролю определяется Положением о Независимом органе по аттестации методических документов по неразрушающему контролю.
- независимые аттестационно-методические центры (НАМЦ) проводят аттестацию (организацию аттестации) и проверку знаний (тестирование) персонала по промышленной, экологической, электробезопасности, безопасности объектов строительства и безопасности гидротехнических сооружений. Деятельность НАМЦ определяется нормативными документами в области подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих свою деятельность в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве, а также Требованиями к независимым аттестационно-методическим центрам (СДА-16-2009).
- независимые органы по аттестации в энергетике (НОАЭ) осуществляют аттестацию электролабораторий и (или) лаборатории теплотехнических измерений. Деятельность независимых органов аттестации в энергетике определяется Общие требования к аттестации электролабораторий и лабораторий теплотехнических измерений (СДАЭ-01-2010), Положением о независимом органе по аттестации в энергетике (СДАЭ–02–2010), а также Системой документов по аккредитации (СДА).
- лаборатории неразрушающего контроля (ЛНК) – аттестованные в соответствии с правилами аттестации и основными требованиями к лабораториям неразрушающего контроля (СДАНК-01-2020) в Системе неразрушающего контроля лаборатории, проводят неразрушающий контроль на опасных производственных объектах;
- лаборатории теплотехнических измерений (ЛТИ) – аттестованные в соответствии с Требованиями к электролабораториям и лабораториям теплотехнических измерений
(СДАЭ–04–2010), проводят комплекс мероприятий по получению параметров и характеристик теплотехнического оборудования; - электролаборатории (ЭЛ) – аттестованные, в соответствии с Требованиями к электролабораториям и лабораториям теплотехнических измерений (СДАЭ–04–2010), проводят испытания и измерение параметров электроустановок.
Новые правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации и проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица
26 ноября 2021 г постановлением Правительства РФ № 2050 утверждены правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации, правила проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица, правила внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц и предусмотренные федеральным законом № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» от 28 декабря 2013 г. (п. 7 и 8 ч. 1 ст. 21), правила рассмотрения заявления аккредитованного лица о прекращении действия аккредитации.
Данное постановление также внесло коррективы в некоторые положения правил формирования и ведения реестра аккредитованных лиц, реестра экспертов по аккредитации, реестра технических экспертов, реестра экспертных организаций и предоставления сведений из указанных реестров, утвержденных постановлением Правительства РФ № 604 от 1 июля 2014 г.
Вступление в силу
Постановление Правительства РФ № 2050 вступает в силу с 1 марта 2022 г. (за исключением отдельных положений, которые начнут применяться с 1 сентября 2022 г.), и будет действовать до 1 марта 2028 г. Официальный текст постановления можно прочитать здесь.
Правила осуществления аккредитации в национальной системе аккредитации
В постановлении описаны проведения аккредитации заявителей на получение аккредитации в национальной системе аккредитации. В том числе:
- правила подачи и рассмотрения заявления об аккредитации и прилагаемых к нему документов и сведений,
- основания для возврата заявления об аккредитации без рассмотрения,
- порядок прекращения осуществления процедур аккредитации заявителя на основании его заявления,
- порядок проведения оценки соответствия заявителя критериям аккредитации,
- порядок применения схем аккредитации,
- порядок формирования и утверждения программы выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации, в том числе случаи проведения дистанционной выездной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации (с помощью аудио- и видео-конференц-связи),
- случаи и порядок проведения свидетельской оценки.
Для начала процедуры аккредитации (расширения области аккредитации) заявитель должен направить заявление посредством ФГИС «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» в виде электронного документа, который подписан усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя.
Форма заявления об аккредитации установлена законом № 412-ФЗ от 28 декабря 2013 г. (п. 3 ст. 7).
Каждое заявление составляется только на одну область аккредитации (в соответствии законом № 412-ФЗ от 28 декабря 2013 г. (п. 11 ст. 4)).
К заявлению прилагается комплект документов, в соответствии с п. 3 ст. 7 закона № 412-ФЗ от 28 декабря 2013 г.:
- заявляемая область аккредитации;
- анкета самообследования заявителя;
- скан-копии документов, а также сведения, подтверждающие соответствие заявителя критериям аккредитации.
Правила проведения процедуры подтверждения компетентности аккредитованного лица
Для прохождения аккредитации, заявитель представляет в Росаккредитацию заявление и прилагаемые к нему пакет документов, в соответствии с п. 3 ст. 7. закона № 412-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
Эти же документы подаются в электронном виде через ФГИС не позднее чем за 20 дней до наступления срока прохождения процедуры подтверждения компетентности, в соответствии с ч. 1 ст. 24 закона № 412-ФЗ от 28 декабря 2013 г.
Пакет документов, формируемый вместе с заявлением на подтверждение компетенции, включает:
- утвержденную область аккредитации (для расширения области аккредитации дополнительно прилагается заявляемая к расширению область аккредитации);
- анкету самообследования аккредитованного лица;
- скан-копии документов, а также сведения, подтверждающие соответствие аккредитованного лица критериям аккредитации.
Правила внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц
Для внесения изменений в сведения об аккредитованном лице, содержащиеся в реестре аккредитованных лиц, заявитель, не позднее 10 рабочих дней со дня внесения соответствующих изменений, оформляет в системе ФГИС Росаккредитации электронное заявление, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя.
К документам на иностранных языках должны быть приложены переводы на русский язык.
Внесение изменений производится не позднее 20 рабочих дней со дня подачи заявления в Росаккредитацию.
Правила прекращения действия аккредитации
Порядок прекращения аккредитации аккредитованного лица аналогичен порядку внесения изменений. При этом, Бывшее аккредитованное лицо должно уведомить своих заказчиков о прекращении аккредитации.
Порядок аккредитации лаборатории
Порядок аккредитации испытательной лаборатории согласно СДА-15-2009 (раздел 6):
1. Аккредитация испытательной лаборатории проводится в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17011–2008 и Общими требованиями к аккредитации органов по оценке соответствия (СДА–01–2009) в областях аккредитации, утвержденных Наблюдательным советом.
2. Заявитель, претендующий на аккредитацию в качестве испытательной лаборатории, подает заявку (приложение 3) на аккредитацию и анкету о готовности организации-заявителя, претендующей на аккредитацию в качестве испытательной лаборатории (приложение 4). Результаты оценки организации при аккредитации отражаются в акте (форма акта приведена в приложении 5).
3. При аккредитации и инспекционном контроле ИЛ учитываются результаты МСИ, проведенные ИЛ за предшествующий период.
4. При аккредитации в Единой системе оценки соответствия ИЛ получает свидетельство об аккредитации, приведенное в приложениях 6 и 7.1-7.5.
5. В случае необходимости расширения области аккредитации ИЛ проходит дополнительную процедуру аккредитации в рамках заявленной области.
6. В течение срока действия свидетельства об аккредитации проводится инспекционный контроль деятельности ИЛ. Первый инспекционный контроль проводится в течение первого года работы ИЛ, последующие – не позднее чем через 18 месяцев после предыдущего.
7. Продление аккредитации ИЛ осуществляется на основании заявки организации. Заявка должна быть подана за 6 месяцев до окончания срока действия свидетельства. В этом случае проведение повторной оценки ИЛ совмещается с инспекционным контролем. При положительном результате повторной оценки и инспекционного контроля Орган по аккредитации продлевает действие свидетельства об аккредитации на срок не более пяти лет.
8. По результатам повторной оценки и инспекционного контроля оформляются акты (см. приложение 5).
9. Все несоответствия, указанные в актах, должны быть устранены в срок не более трех месяцев. По результатам устранения несоответствий ИЛ должна представить отчет о выполненных корректирующих действиях (приложение 8).
10. На основании отчета и сведений о коррекциях и корректирующих действиях ведущий эксперт по аккредитации (члены комиссии при необходимости) определяет достаточность мероприятий по устранению несоответствий, указанных в акте, и необходимость повторного выезда на место. После подтверждения устранения несоответствий ведущий эксперт по аккредитации оформляет заключение о соответствии ИЛ критериям аккредитации и продлении действия свидетельства об аккредитации.
Подготовка испытательных лабораторий к аккредитации в Росаккредитации (ФСА)
Аккредитация в национальной системе аккредитации осуществляется Федеральной службой по аккредитации (ФСА) – Росаккредитацией, находящейся в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации на основании Федерального закона № 412 от 28.12.2013.
- Аккредитацию (документарную экспертизу и выездную проверку) проводит эксперт по аккредитации, прикрепленный к экспертной организации.
- Эксперт по аккредитации не выбирается заявителем, а назначается ФСА в рамках зарегистрированной государственной услуги (ГУ) в соответствии с областью аккредитации, указанной в заявке.
- Экспертная организация связана с заявителем только договорными обязательствами по выполнению государственной услуги (ГУ), и не вправе оказывать консалтинговые услуги (статья 14 ФЗ-412).
- Сроки устранения выявленных несоответствий при анализе документов составляют 20 рабочих дней.
- В случае принятия решения об отказе в аккредитации повторное заявление можно подать только по истечении двух лет (статья 18, статья 22, статья 23 ФЗ-412).
- После получения аккредитации лаборатория обязана регулярно проходить процедуру подтверждения компетентности (ПК). В случае, если испытательная лаборатория не подтвердит свою компетентность в установленный срок, она лишается аккредитации на 2 года.
У заявителя есть два варианта подготовки испытательной лаборатории к прохождению процедуры аккредитации.
1-й ВАРИАНТ. Самостоятельная подготовка.
- Изучение всех нормативно-правовых актов (НПА), определяющих требовании к лаборатории:
- Федеральных законов №№ 184, 412;
- Указа Президента РФ № 86 от 24.01.2011;
- Постановлений Правительства РФ №№ 519 и 653;
- Приказов Минэкономразвития №№ 194, 283, 284, 288, 293, 295, 322, 326, 329, 499;
- ГОСТ ИСО/МЭК 17025-2009 и других документов.
- Проведение внутреннего аудита лаборатории на предмет соответствия критериям аккредитации:
- оценка системы менеджмента качества (СМК),
- оценка квалификации и компетентности персонала;
- оценка имеющегося оборудования для выполнения работ в заявленной области;
- оценка наличия нормативно-правовых документов, регламенти-рующих проведение испытаний;
- оценка прочих факторов.
- Устранение выявленных несоответствий, в т.ч. с привлечением сторонних организаций (приобретение оборудования, повышение квалификации персонала и т.п.).
- Формирование необходимого комплекта документов для подачи заявления на аккредитацию в ФСА.
Минусы данного подхода:
- значительные временные, а значит и денежные, затраты;
- не имея достаточного опыта работы в национальной системе аккредитации, практически невозможно получить полноценное представление о практике правоприменения в данной области, а значит и понять реально используемые критерии аккредитации.
Учитывая эти минусы, а также перечисленные выше особенности аккредитации в системе ФСА, даже при максимально ответственном подходе к самостоятельной подготовке имеется крайне высокий риск получить отказ при первичной аккредитации в национальной системе. Что, объективно, является неприемлемым для многих организаций.
Чтобы избежать ненужных трат денег, времени и нервов мы предлагаем 2-й ВАРИАНТ – обратиться за помощью к профессионалам.
ООО «РАСЭК плюс» имеет богатый опыт аккредитации лабораторий в национальной системе. Нашими экспертами успешно выполнено более 200 работ по аккредитации испытательных лабораторий в системе Росаккредитации и более 600 в других системах подтверждения компетентности.
Мы оказываем услуги как по комплексной подготовке испытательных лабораторий (центров) к прохождению процедуры аккредитации в Росаккредитации, так и услуги, связанные с подготовкой отдельных документов.
- создание проекта документов для дальнейшей реализации их в лаборатории,
- выезд на место осуществления непосредственной деятельности лаборатории.
При формировании комплекта документов проводится детальное изучение деятельности лаборатории, учитываются уже действующие процедуры СМК.
Выезд на места осуществления деятельности в заявленной области связан в первую очередь с оценкой функционирования СМК, в т.ч. с оценкой соблюдения персоналом лаборатории процедуры проведения испытаний.
- руководства по качеству,
- положения о лаборатории,
- области аккредитации,
- документированных процедур СМК,
- других документов лаборатории.
Также мы осуществляем сопровождение уже аккредитованной испытательной лаборатории при прохождении ею процедуры подтверждения компетентности.
- аналитических лабораторий (химических лабораторий и т.п.);
- радиологических (радиационных, дозиметрических) лабораторий;
- лабораторий, выполняющие разрушающие испытания (строительных лабораторий, механических лабораторий и пр.);
- лабораторий, выполняющие неразрушающий контроль (лабораторий технической диагностики, промышленной дефектоскопии и пр.);
- сварочных лабораторий;
- метрологических лабораторий.
- анализ представленной информации о лаборатории (заявка, организационные методические документы, материалы по персоналу, оборудованию и пр.) – загрузить комплект заявочных документов;
- разработка необходимых документов, редактирование представленных материалов;
- выездной аудит готовности лаборатории к аккредитации;
- привлечение наших специалистов по необходимости при прохождении процедуры в Росаккредитации;
- консультации наших специалистов (на любом из этапов).
Сроки и цены при оказании услуг определяются индивидуально.
Новости
Внимание!!! Изменился адрес и КПП ООО “СОДЕЙСТВИЕ”
Поздравляем с 8 марта!
Милые дамы!!!
Коллектив ООО “СОДЕЙСТВИЕ” поздравляет Вас с замечательным праздником Весны !!!
Поздравляем с 23 февраля!
Дорогие мужчины! Коллектив ООО “СОДЕЙСТВИЕ” поздравляет Вас с 23 февраля!
Аккредитация испытательных лабораторий
Аккредитация испытательных лабораторий – это официальное подтверждение их соответствия требованиям, предъявляемым государством к участникам Системы обязательного соответствия.
Органы по сертификации и испытательные лаборатории, прошедшие процедуру аккредитации, вносятся в Единый реестр выданных сертификатов, аттестатов аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий. Таким образом, аккредитация лабораторий – это официальное признание правомочности их деятельности.
Органы по сертификации и испытательные лаборатории, являющиеся участниками Системы обязательного подтверждения, чтобы быть аккредитованными, должны отвечать критериям и требованиям соответственно ГОСТ Р ИСО/МЭК 65-2000 «Общие требования к органам по сертификации продукции» и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий».
Аккредитация испытательной лаборатории в Системе «Юнитест-Гарант» проводится в соответствии с Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 611 от 128.05.2005 года «О порядке рассмотрения и прохождения документов при аккредитации в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии».
Ознакомиться с указанными выше законодательными актами можно в разделе «Нормативные документы».
Эксперты системы добровольной сертификации «Юнитест-Гарант» проводят работы по аккредитации органов по сертификации и аккредитации испытательных лабораторий, инспекционному контролю (плановому и внеплановому) за деятельностью органов по сертификации продукции и услуг и испытательных лабораторий.
Между испытательными лабораториями, официально подтвердившими свою техническую компетентность и независимость, являющимися участниками Системы подтверждения соответствия, наблюдается достаточно жесткая конкуренция. Осознавая, что выживает сильнейший, эти предприятия становятся все более современными, приобретают новейшее автоматизированное оборудование, актуализируют нормативный фонд, повышают квалификацию своих сотрудников, аккредитация лаборатории для них – это путь к успеху и стабильной работе.
С введением в действие ГОСТ Р ИСО/МЭК 17025-2009 «Общие требования к испытательным и калибровочным лабораториям» многие лаборатории недостаточно внимания уделяют системе менеджмента качества (СМК), забывая о том, что ГОСТ Р ИСО 9001, на который все ссылаются при разработке СМК, не содержит требования к технической компетентности лаборатории.
Испытательная лаборатория должна в полной мере обеспечивать качество результатов своих испытаний и регулярно использовать аттестованные стандартные образцы, принимать участие в межлабораторных сравнительных испытаниях (МСИ) или программах проверки квалификации, дублировать испытания с использованием тех же или других методов, проводить повторные испытания, обеспечивать корреляцию результатов на разные характеристики объекта. Результаты этой деятельности должны анализироваться с выработкой и реализацией корректирующих и предупреждающих действий.
Работы в формате аккредитации испытательных лабораторий помогают промышленным предприятиям (подтверждающим свою техническую компетентность) организовать свою деятельность на требуемом уровне.
Испытания – основа качества, и эффективное функционирование заводской лаборатории практически сразу же приводит к повышению качества выпускаемой продукции.
Аккредитация лаборатории для предприятия – это значительный шаг на пути повышения своих конкурентных преимуществ и еще одна «ступенька», приближающая компанию в целом к сертификации СМК.
Вы можете подать заявку на аккредитацию своей испытательной лаборатории в режиме on-line на нашем интернет-сайте.
Как стать экспертом по аккредитации Экспертной организации ООО «СОДЕЙСТВИЕ»
Для присоединения к Экспертной организации ООО «СОДЕСТВИЕ» необходимо воспользоваться приложенной инструкцией.
Инструкция по присоединению к экспертной организации.
Инструкция по присоединению к экспертной организации.