Порядок принятия государств в ООН
Организация Объединённых Наций (ООН) принимает новые государства в свои члены согласно Уставу. Любое миролюбивое государство, готовое и способное выполнять обязательства Устава ООН, может быть принято в организацию. Процедура вступления в члены ООН включает следующие шаги:
Рассмотрение полномочий
На каждой сессии Генеральной Ассамблеи рассматриваются полномочия всех представителей государств-членов. Это происходит обычно в Комитете по проверке полномочий, который затем дает рекомендации Ассамблее.
Принятие решения
Решение о принятии нового государства принимается на основании рекомендации Совета Безопасности и голосования в Генеральной Ассамблее. Обычно принятие нового государства происходит большинством голосов.
Выбор и использование стандартов
Для эффективного управления проектами рекомендуется выбирать и применять различные виды стандартов. Обучение включает теоретические лекции, практические задания, тесты и кейс-стади.
Николаевский институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки предлагает доступ к учебным материалам навсегда по выгодной цене. Оплата может быть произведена частями без участия банка.
Надгосударственные организации
Некоторые организации считаются надгосударственными объединениями. Такие организации обычно представляют интересы нескольких государств.
История создания ООН
В конце XIX и начале XX веков появились первые международные организации для сотрудничества различных государств. Международный союз электросвязи и Всемирный почтовый союз, основанные в XIX веке, являются специализированными агентствами ООН. Первая Международная конференция мира состоялась в Гааге в 1899 году и закончилась созданием Постоянной Палаты Третейского Суда.
Организация Объединенных Наций
Непосредственным предшественником ООН была Лига Наций, — организация, задуманная при схожих обстоятельствах во время Первой мировой войны и учреждённая в 1919 году в соответствии с Версальским договором для развития сотрудничества между народами и для обеспечения мира и безопасности.
Однако в Лигу вошли далеко не все страны. Так, например, Соединённые Штаты Америки никогда не были членом, а некоторые страны, вступившие в Лигу, позже вышли из неё. В общей сложности, с 1920 по 1945 год 63 страны были членами этой организации. В целом, опыт Лиги Наций оказался неудачным, и она прекратила свою деятельность вследствие своей неспособности предотвратить Вторую мировую войну. В дальнейшем, в процессе выработки основ международной организации безопасности инициаторы её создания стремились учесть негативный опыт Лиги Наций и избежать ошибок и недостатков, ей присущих. Официально Лига Наций была ликвидирована 20 апреля 1946 года, а её активы были переданы в ООН.
Атлантическая Хартия
14 августа 1941 года президент Соединённых Штатов Америки Франклин Д. Рузвельт и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль предложили свод принципов международного сотрудничества в поддержании мира и безопасности. Документ, подписанный во время встречи на борту боевого корабля в Атлантическом океане, известен как Атлантическая хартия.
Этот документ не был договором между двумя державами. Он не был также изложением какой-либо определённой официальной программы устроения мира. Как указывалось в самом документе, он только подтверждал некоторые общие принципы национальной политики названных стран (Соединённых Штатов Америки и Великобритании), принципы, на которых они базировали свои надежды на лучшее будущее мира.
Декларация Объединённых Наций
1 января 1942 года представители 26 союзных государств, воевавших против стран оси (Германия, Италия, Япония) и их союзников, от имени своих правительств заявили о поддержке Атлантической хартии, подписав Декларацию Объединённых Наций.
В этом документе впервые было официально использовано название Объединённые Нации, предложенное Франклином Д. Рузвельтом. Таким образом, руководители стран мира, которые совместными усилиями добивались окончания Второй мировой войны, понимали, что создание механизма, который позволил бы обеспечить мир и не допустить подобных войн в будущем, возможно только в том случае, если все страны будут действовать сообща в рамках всемирной организации. Тем самым были созданы основные предпосылки для оформления Организации Объеденных Наций.
Московская декларация и обсуждение создания ООН
30 октября 1943 года в Москве представители Китая, Советского Союза, Великобритании и Соединённых Штатов Америки подписали Московскую декларацию и договорились о создании по окончании Второй мировой войны всеобщей международной организации для поддержания мира и безопасности.
Принципы, закрепленные в Московской декларации:
- Принцип суверенного равенства всех миролюбивых государств
- Особая ответственность великих держав в деле сохранения мира
- Необходимость сотрудничества в борьбе с агрессией
Московская декларация послужила первым шагом к созданию Организации Объединенных Наций (ООН).
Встреча в Тегеране и планы создания организации
Цель создания всеобщей организации безопасности была подтверждена на встрече руководителей Советского Союза, Великобритании и США в Тегеране 1 декабря 1943 года. Президент США Франклин Д. Рузвельт предложил создать Полицейский комитет, который следил бы за сохранением мира.
Однако сомнения о эффективности такого органа высказывались, учитывая ограничения в его полномочиях по принятию решений. Проекты организации также включали в себя предложения о создании региональных советов.
Вилла Думбартон-Оукс
С 21 августа по 7 ноября 1944 года были проведены встречи руководителей четырех государств на вилле Думбартон-Оукс под Вашингтоном, США. Целью встреч было разработать подробный проект будущей международной организации по поддержанию мира и безопасности.
На конференции был сформулирован проект организации под рабочим названием Предложения относительно создания всеобщей Международной организации безопасности.
Роль Совета Безопасности в Организации Объединенных Наций
Одним из основных вопросов, которые обсуждались на конференции, был вопрос о юридической структуре и месте Совета Безопасности в системе органов будущей Организации Объединённых Наций.
Формирование фундамента Организации
Конференция заложила фундамент всей Организации и определила основные контуры Совета Безопасности, на который возлагалась главная ответственность за поддержание мира и безопасности народов.
Улучшения по сравнению с предыдущей организацией
Предварительный проект создания Совета Безопасности показал, что основные недостатки организации и структуры Совета Лиги Наций были учтены и созданы необходимые предпосылки для плодотворной деятельности этого органа в сфере поддержания мира.
Состав Совета Безопасности
Предлагаемый состав Совета Безопасности в значительной мере в целом отражал международную политическую ситуацию конца Второй мировой войны. Постоянные места в нём предоставлялись Советскому Союзу, Соединённым Штатам Америки, Великобритании, Китаю и в надлежащее время Франции.
Представительность органа
Совет Безопасности был представительным органом всех членов организации, так как в его состав входили ещё шесть непостоянных членов. В то же время этот орган не был и громоздким по составу, что повышало его оперативность.
Правовой статус и функции
Согласно Предложениям, выработанным в Думбартон-Оуксе, Совет Безопасности предлагалось сделать постоянно действующим органом, принимающим обязательные для всех членов Организации решения. Функции и полномочия Совета Безопасности были чётко определены и отделены от функций и полномочий другого главного органа Организации — Генеральной Ассамблеи. Основные полномочия по поддержанию мира и безопасности были сконцентрированы в одном органе — Совете Безопасности.
Важной вехой в деле выработки Устава ООН и правового оформления основ деятельности Организации послужила Ялтинская конференция, на которой 11 февраля 1945 года президент США Рузвельт, премьер-министр Великобритании Черчилль и председатель Совнаркома СССР Иосиф Сталин после встречи в Ялте, Советский Союз, объявили о своём твёрдом намерении создать Организацию Объединённых Наций. На этой конференции был согласован наиболее важный вопрос — процедура принятия решений Советом Безопасности. В соответствии с достигнутым соглашением решения в этом органе по всем вопросам, за исключением процедурных, принимаются голосами семи членов Совета, включая совпадающие голоса всех пяти постоянных членов, причём сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования по вопросу о мирном разрешении спора. В принятой на Ялтинской конференции процедуре голосования нашёл своё международно-правовое закрепление принцип суверенного равенства и полного равноправия постоянных членов Совета Безопасности, который послужил основой деятельности не только Совета Безопасности, но и всей Организации Объединённых Наций. Таким образом, Ялтинская конференция завершила подготовительный этап выработки Устава ООН и создания механизма безопасности Организации. На Ялтинской конференции было также принято решение созвать в апреле 1945 года в Сан-Франциско, США, конференцию Объединённых Наций для подготовки Устава Организации Объединённых Наций соответственно положениям, выработанным на переговорах в Думбартон-Оуксе.
25 апреля 1945 года представители 50 стран, представляющие около 80 процентов населения планеты, собрались в Сан-Франциско на Конференции Объединённых Наций по созданию международной организации. В Конференции участвовали 850 делегатов, а вместе с их советниками, штатом делегаций и секретариатом Конференции общее число лиц, принимавших участие в её работе, достигало 3 500. Кроме того, было свыше 2 500 представителей прессы, радио и кинохроник, а также наблюдателей от различных обществ и организаций. Конференция в Сан-Франциско была не только одним из самых важных в истории, но, по всей вероятности, и самым многочисленным из всех международных собраний, когда-либо имевших место. Главы делегаций государств-инициаторов председательствовали поочерёдно на пленарных заседаниях. На Конференции председательствовали: Антони Иден (Великобритания), Вячеслав Михайлович Молотов (Советский Союз), Эдуард Стеттиниус (Соединённые Штаты Америки) и Сун Цзы-вень, (Китай). На более поздних заседаниях В. М. Молотова заменил А. А. Громыко, а А. Идена — лорд Галифакс. Всего состоялось 10 пленарных заседаний и 400 комитетских заседаний, на которых готовился Устав ООН.
В процессе работы Конференции возникали серьёзные разногласия и расхождения во мнениях, включая кризисные ситуации, в ходе которых некоторые наблюдатели высказывали опасения, что Конференция может закончится преждевременно, не придя к соглашению. Наиболее острые разногласия вызвал вопрос о праве каждой державы «большой пятёрки» накладывать «вето» на решения Совета Безопасности — органа, обладающего наибольшими полномочиями. Был момент, когда разногласия по этому вопросу угрожали срывом Конференции. Малые державы опасались, что, в случае угрозы миру со стороны одного из постоянных членов, то есть одной из держав «большой пятёрки», Совет Безопасности будет лишён возможности принимать решения, а в случае столкновений между двумя державами, не являющимися постоянными членами Совета Безопасности, «большая пятёрка» сможет принимать произвольные решения. Руководствуясь этими соображениями, малые державы стремились ограничить право «вето». Однако, великие державы единодушно настаивали на том, что это положение является жизненно важным, и подчёркивали, что главная ответственность за поддержание международного мира ложится всей своей тяжестью на них. В конце концов, в интересах создания международной организации, малые державы уступили в этом вопросе. Этот вопрос, как и другие жизненно важные вопросы, очевидно был разрешён только благодаря тому, что государства были преисполнены решимости создать, если не совершенную международную организацию, то хотя бы самую лучшую из возможных.
Работа Конференции в Сан-Франциско продолжалась ровно в два месяца. В основу работы делегаты положили предложения, выработанные представителями Великобритании, Китая, Советского Союза, и Соединённых Штатов Америки в Думбартон-Оукс в августе — октябре 1944 года. Устав ООН, в в ста одиннадцати статьях которого изложены цели, принципы и структура Организации, был единогласно принят 25 июня 1945 года и подписан 26 июня 1945 года представителями 50 стран (Польша, не представленная на Конференции, подписала его позднее и стала 51-м государством-основателем ООН). Однако с подписанием Устава Организация ещё не начала существовать. Во многих странах Устав должен был быть ещё одобрен Конгрессом или парламентом. Поэтому было предусмотрено, что Устав вступит в силу, когда правительства Китая, Франции, Великобритании, Советского Союза, Соединённых Штатов Америки и большинства других стран, подписавших Устав, ратифицируют его и пришлют о том извещения Государственному департаменту США. 24 октября 1945 года это условие было выполнено, и Организация Объединённых Наций стала реальностью. С этого времени 24 октября ежегодно отмечается как День Организации Объединённых Наций.
10 января 1946 года в Вестминстерском дворце, Лондон, открылась первая Генеральная Ассамблея, на которой были представлены делегаты 51 государства. 17 января 1946 года в Вестминстерском дворце впервые собрался Совет Безопасности, который принял свои правила процедуры. 24 января 1946 года Генеральная Ассамблея приняла первую резолюцию, посвящённую мирному использованию атомной энергии и ликвидации оружия массового уничтожения. 1 февраля 1946 года Трюгве Ли, который был министром иностранных дел Норвегии и возглавлял делегацию Норвегии на сессии Генеральной Ассамблеи в Лондоне, был избран первым Генеральным секретарём ООН. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея приняла Всеобщую декларацию прав человека. 24 октября 1949 года был заложен первый камень в фундамент нынешнего комплекса зданий Центральных учреждений ООН в Нью-Йорке, который начал свою работу 21 августа 1951 года.
Что представляют собой стандарты управления проектами?
Стандарты управления проектами — это документы, определяющие понятия, термины, методологии, фазы, роли, обязанности и компетентность в сфере проектного менеджмента. Они представляют собой совокупность знаний и опыта работы, проверенных практически и признанных авторитетными источниками. Они служат для того, чтобы:
Стандарты управления проектами не являются жесткими инструкциями или рецептами, которым нужно следовать безотказно. Они предоставляют общие рекомендации и руководства, которые нужно адаптировать и применять, ориентируясь на особенности конкретного проекта, организации, отрасли или региона. Они постоянно обновляются и совершенствуются в соответствии с изменениями в среде, технологиях, требованиях и ожиданиях заинтересованных сторон.
Совет по правам человека
Совет по правам человека, учрежденный 15 марта 2006 года Генеральной Ассамблеей и подотчетный непосредственно ей, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию ООН по правам человека в качестве ключевого межправительственного органа ООН, ответственного за права человека. Совет, в состав которого входят представители 47 государств-членов, занимается укреплением системы поощрения и защиты прав человека во всем мире, рассматривает ситуации, связанные с нарушением прав человека, и выносит соответствующие рекомендации, а также реагирует на чрезвычайные ситуации в области прав человека.
Наиболее новаторским механизмом Совета по правам человека является Универсальный периодический обзор (УПО). Посредством этого уникального механизма раз в четыре года осуществляется обзор ситуации в области прав человека во всех 193 государствах — членах ООН. Являясь основанным на сотрудничестве процессом, ведущую роль в котором играют государства-члены, УПО осуществляется под эгидой Совета и предоставляет возможность каждому государству сообщать о мерах, которые были им приняты, и проблемах, которые ему необходимо решить для улучшения положения в области прав человека и выполнения своих международных обязательств.
УПО разработан таким образом, чтобы гарантировать соблюдение принципов универсальности и равного подхода для каждой страны. Рассмотрение докладов происходит во время сессий Рабочей группы по УПО, которая собирается три раза в год. Рабочая группа по УПО состоит из 47 членов Совета.
Специальные процедуры и другие механизмы
Специальные процедуры Совета по правам человека — это независимые эксперты в области прав человека, уполномоченные информировать и консультировать по конкретным вопросам в области прав человека или по ситуациям с правами человека в определенных странах. Их работа не оплачивается, и они избираются сроком на 3 года с последующей возможностью переизбраться еще на один срок. На октябрь 2022 года насчитывается 45 тематических и 14 страновых мандатов.
С 2006 года Совет создавал различные механизмы для расследования предполагаемых нарушений в конкретных странах. Они действуют в форме миссий по установлению фактов и комиссий по расследованию. Кроме того, существует тематический орган — Экспертный механизм по продвижению расовой справедливости и равенства в правоохранительных органах.
Международное право в области прав человека
Международное право в области прав человека определяет правовые обязанности государств, в соответствии с которыми они обязаны действовать определенным образом или воздерживаться от определенных действий с целью поощрения и защиты прав человека и основных свобод отдельных лиц или групп людей.
Одним из важнейших достижений Организации Объединенных Наций является создание всеобъемлющего свода законов в области прав человека — универсального и защищаемого на международном уровне кодекса, к которому может присоединиться любое государство и к реализации которого стремятся все люди. Организация определила широкий круг признаваемых на международном уровне прав, включая гражданские, культурные, экономические, политические и социальные права. Она также создала механизмы поощрения и защиты этих прав и содействия государствам в выполнении взятых на себя обязательств.
Основой этого свода законов являются Устав ООН и Всеобщая декларация прав человека, принятые Генеральной Ассамблеей в 1945 и 1948 годах соответственно. С тех пор ООН постепенно расширяла законодательство в области прав человека, включая в него конкретные нормы в отношении женщин, детей, инвалидов, меньшинств и других уязвимых групп, которые в настоящее время обладают правами, защищающими их от дискриминации, долгое время существовавшей во многих обществах.
Всеобщая декларация прав человека
Всеобщая декларация прав человека является основополагающим документом исторической важности. Текст Декларации явился результатом тесного взаимодействия специалистов в области права, представлявших все регионы планеты. Декларация была принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций в Париже 10 декабря 1948 года в качестве документа, принципам которой обязаны следовать все народы и страны. В ней, впервые в истории человечества, были определены основные права человека, которые необходимо защищать на международном уровне.
С момента своего принятия в 1948 году Декларация была переведена на более 500 языков, став самым переводимым документом в мире, и послужила ориентиром для конституций многих новых независимых государств и многих молодых демократий. Вместе с Международным пактом о гражданских и политических правах и двумя факультативными протоколами к нему (о процедуре подачи и рассмотрения жалоб и о смертной казни) и Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах эти три инструмента образуют так называемый Международный билль о правах человека.
Экономические, социальные и культурные права
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах вступил в силу в 1976 году. Наблюдением за его выполнением занимается Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, куда входят 18 независимых экспертов. Факультативный протокол к Пакту вступил в силу в 2013 году.
Права человека, на поощрение и соблюдение которых направлен Пакт, включают, в частности:
Гражданские и политические права
Международный пакт о гражданских и политических правах и первый факультативный протокол к нему вступили в силу в 1976 году. Второй факультативный протокол вступил в силу в 1991 году. Комитет по правам человека следит за выполнением этого многостороннего договора и Факультативных протоколов к нему.
Пакт признает право на свободное передвижение; равенство перед законом; справедливое и публичное судебное разбирательство; свободу мысли, совести и религии; свободу убеждений и их свободное выражение; мирные собрания; свободу ассоциации с другими; участие в ведении государственных дел, а также права меньшинств. Он запрещает произвольное лишение жизни; пытки и жестокие, бесчеловечные или унижающие достоинство виды обращения или наказания; рабство и принудительный труд; произвольные аресты и содержание под стражей; произвольное вмешательство в личную жизнь; пропаганду войны; дискриминацию; и разжигание расовой или религиозной ненависти.
Организационная зрелость в сфере проектного менеджмента
Организационная зрелость — это степень, в которой компания способна эффективно и последовательно управлять своими проектами, программами и портфелями. Организационная зрелость зависит от многих факторов:
Оценка организационной зрелости выполняется с помощью различных моделей и методик, позволяющих определить сильные и слабые стороны организации, выявить пути улучшения, развития, повышения уровня работы. Некоторые из наиболее известных и распространенных моделей и методик оценки зрелости — это:
Организационная зрелость имеет большое значение для повышения показателей эффективности менеджмента и для достижения стратегических целей и конкурентных преимуществ организации. Этот показатель требует постоянного измерения, анализа, улучшения и развития.
Существует множество различных стандартов менеджмента, которые разрабатываются и публикуются разными компаниями. Можно выделить следующие виды:
PMI
PMI — это крупнейшая в мире некоммерческая организация, занимающаяся обеспечением развития и продвижения профессии управленца. PMI разрабатывает и публикует различные стандарты по управлению программами, рисками, требованиями и другими аспектами деятельности. Самый известный и распространенный из них — это PMBOK, свод знаний, содержащий описание основных понятий, терминов, фаз, систем и их элементов, процессов и сфер знаний по управлению проектами. PMBOK является базисом для присвоения сотрудникам сертификатов по программе PMP. Кроме PMBOK, PMI также издает другие стандарты:
Стандарты PMI отличаются высоким уровнем детализации, формализации и универсальности. Так, они подходят для управления проектами различной сложности и масштаба в любой отрасли. Являются базисом для системы сертификации профессиональных управленцев по разным уровням и направлениям. Доступны на разных языках, в том числе на русском.
IPMA
IPMA — это ассоциация по управлению проектами, объединяющая более 70 национальных организаций в разных уголках мира. Самый известный и распространенный стандарт IPMA — это ICB, базовый стандарт компетенций управленца, содержащий описание 29 компетенций, требующихся для эффективного управления проектами. Компетенции можно разделить на три категории: технические, связанные с поведением и контекстные. ICB является базисом для сертификации сотрудников по программе IPMA 4-L-C (IPMA Four Level Certification System). Кроме ICB, IPMA издает другие стандарты:
Стандарты IPMA отличаются высочайшим уровнем гибкости, адаптивности и ориентации на человеческий фактор. Так, они подходят для управления проектами разной сложности и масштаба в любой отрасли. Являются основой для сертификации профессиональных управленцев по разным уровням и направлениям. Данные доступны на разных языках, включая русский.
OGC
OGC (Office of Government Commerce) — это бывшее подразделение правительства Великобритании, занимавшееся разработкой и публикацией элементов системы различных стандартов и методологий по управлению проектами, программами, портфелями, услугами и другими аспектами бизнеса. Самый известный и распространенный стандарт OGC — это PRINCE2, методология, содержащая описание основных понятий, терминов, тем. PRINCE2 выполняет роль основы для сертификации профессиональных сотрудников по программе PRINCE2 Foundation и PRINCE2 Practitioner. Кроме PRINCE2, OGC также издавало другие методологии, такие как:
Стандарты OGC отличаются высоким уровнем структурированности, интеграции и адаптации к специфике государственного сектора. Так, они подходят для управления проектами различной сложности и масштаба в государственных или частных компаниях.
APM
APM (Association for Project Management) — это крупнейшая в Европе профессиональная ассоциация по управлению проектами, основанная в 1972 году в Великобритании и объединяющая более 30 тысяч членов в более чем 40 государствах мира.
Самый известный и распространенный стандарт APM — это APM Body of Knowledge — свод знаний, содержащий описание 69 областей знаний (включает цели, принципы, темы, техники и инструменты работ). APM также издает другие стандарты:
Стандарты APM отличаются высоким уровнем практичности, актуальности и ориентации на результат работ.
PMAJ
PMAJ (Project Management Association of Japan) — это японская ассоциация, объединяющая более 10 тысяч участников в Японии и других азиатских государствах. Самый известный стандарт PMAJ, связанный с методологией по управлению проектами, ориентированной на развитие инноваций и поощрение новых открытий в организациях.
ISO
ISO — это объединение по стандартизации, объединившее национальные органы по стандартизации из 160 государств мира. Разрабатывает и публикует стандарты по разным сферам деятельности, связанным с управлением проектами. Самый известный и распространенный стандарт ISO по управлению проектами — это ISO 21500:2012, гайд по управлению проектами, содержащий описание основных понятий, терминов, принципов.
Российские стандарты управления проектами
В России существуют различные стандарты по управлению проектами, которые разрабатываются и принимаются разными организациями и органами власти. Некоторые из них являются адаптациями международных, другие являются оригинальными разработками, учитывающими специфику российского рынка и культуры. Некоторые из наиболее известных и распространенных стандартов по управлению проектами, разработанных в России, это:
Стандарты по управлению проектами, созданные в России, отличаются высоким уровнем соответствия международным требованиям и тенденциям, учетом специфики российского рынка и культуры. Подходят для управления проектами различной сложности и масштаба в любой отрасли. Являются основой для национальной сертификации систем качества в организациях.
Верховный комиссар ООН по правам человека
Верховный комиссар ООН по правам человека несет основную ответственность за осуществление деятельности в области прав человека в рамках всей системы ООН. Согласно своему мандату, Верховный комиссар реагирует на случаи нарушения прав человека и принимает превентивные меры.
Управление Верховного комиссара по правам человека (УВКПЧ) координирует усилия ООН по обеспечению прав человека. УВКПЧ выполняет функции секретариата Совета по правам человека, договорных органов (комитеты экспертов, которые контролируют выполнение основных международных договоров в области прав человека) и других органов ООН по правам человека. Он также обеспечивает проведение мероприятий в сфере прав человека на местах.
Для основных международных договоров в области прав человека существуют надзорные органы, которые наблюдают за выполнением соответствующих договоров ратифицировавшими их государствами. Лица, чьи права были нарушены, могут направить жалобу непосредственно в соответствующий комитет.
Права человека и система ООН
Права человека отражены во всех программах и стратегиях Организации в таких ключевых областях, как мир и безопасность, развитие, гуманитарная помощь и экономические и социальные вопросы. В результате практически любое учреждение или специализированное агентство ООН в определенной мере участвует в защите прав человека. В качестве примеров можно привести право на развитие, лежащее в основе целей в области устойчивого развития; право на питание, на реализацию которого направлены усилия ФАО; трудовые права, которые определяет и защищает Международная организация труда; вопросы гендерного равенства, которые активно пропагандирует структура «ООН-женщины», права коренных народов и права инвалидов.
День прав человека отмечается каждый год 10 декабря.
Специализированные учреждения ООН и связанные организации
Международный валютный фонд, Всемирный банк и другие независимые организации, называемые «специализированными учреждениями», связаны с ООН посредством соответствующих соглашений о сотрудничестве. Эти учреждения являются самостоятельными органами, созданными на основе межправительственных соглашений под эгидой ООН. На них возложен широкий диапазон международных функций в экономической, социальной и культурной областях, а также в сфере образования, здравоохранения и других. Кроме того, целый ряд управлений, программ и фондов ООН с конкретными сферами деятельности занимается улучшением социального и экономического положения людей во всех регионах мира. Они подотчётны Генеральной Ассамблее или Экономическому и Социальному Совету. Специализированные учреждения — производные субъекты международного права. Они заключают международные соглашения с другими государствами и другими международными организациями. Все эти организации имеют свои собственные руководящие органы, бюджеты и секретариаты. Вместе с ООН они составляют систему Организации Объединённых Наций. Совместными усилиями они оказывают техническое содействие и предоставляют разнообразную практическую помощь государствам в области развития.
Целевые фонды ООН
В отечественной литературе для описания рассматриваемого явления используются как термины «наднациональность» и «наднациональный», так и термины «надгосударственность» и «надгосударственный». Несмотря на широкое распространение в русскоязычной литературе терминов «наднациональность» и «наднациональный», следует отдать предпочтение терминам «надгосударственность» и «надгосударственный», поскольку термины «надгосударственность» и «надгосударственный» являются более корректным переводом с французского — , английского — , немецкого — и точнее передают суть явления.
Кроме этого, учитывается тот очевидный факт, что обратный — русско-«иностранный» перевод терминов «наднациональность» и «наднациональный» ведёт к заметному искажению смысла этих терминов.