Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

Актуальность оценки эффективности преференциальных режимов на муниципальном уровне обусловлена необходимостью поиска возможностей ускоренного развития территорий. В статье автор раскрывает их роль как компенсирующих механизмов с целью стимулирования роста производства и достижения положительных экономических эффектов (на доходы населения, ввод жилья, пополнение доходной базы местных бюджетов). Предметом исследования являлись муниципальные образования, в которых были созданы различные преференциальные режимы (особые экономические зоны и территории опережающего развития). Исходные данные исследования — муниципальная статистика Росстата. Методология исследования основывалась на эконометрических методах. Авторский подход к оценке эффективности заключался в применении методов корреляционно-регрессионного анализа для территорий присутствия преференциальных режимов, для которых были подобраны муниципальные районы-аналоги, где подобные льготные условия отсутствовали.

Приведены результаты расчетов, оказавшиеся сопоставимыми для исследуемых преференциальных режимов. Показано, что в настоящее время они пока не стали пилотом успешной «зональной политики» на муниципальном уровне. Вместе с тем отмечено, что преференциальные режимы представляют собой долгосрочный проект, оценивать эффективность которого в краткосрочной перспективе следует весьма взвешенно. Дальнейшая разработка методических подходов может быть использована в деятельности федеральных и региональных органов государственной власти для уточнения выбора механизмов территориального развития. При этом скорее всего преференциальные режимы смогут стать точками роста для локальной занятости, но комплексные эффекты на другие стороны развития территории будут невысокими.

Рубрику «Экономика территории» представляет статья младшего научного сотрудника Е. Широковой «Внешнеторговая зависимость экономики регионов СЗФО: проблемы и возможности».

Введение санкций со стороны западных стран против России закрывает экономику страны – снижается внешнеторговая деятельность, уровень сотрудничества с западными компаниями, изменяются логистические маршруты. Россия долгие годы активно встраивалась в глобальные цепочки создания добавленной стоимости, однако в настоящее время налаженные взаимосвязи прекращают работать и потоки товаров из-за рубежа уменьшаются. Целью исследования является проведение анализа внешнеторговой зависимости макрорегиона от продукции из недружественных стран. В ходе работы были определены товары с высокой импортной зависимостью, а также та продукция, экспорт которой акцентирован на страны, недружественно настроенные по отношению к России.

На основе статистики внешней торговли Северо-Западного таможенного управления и Калининградской областной таможни за 2021 год выявлены отрасли экономики макрорегиона, для сохранения и развития которых необходимо пристальное внимание органов исполнительной власти. С учетом необходимости модернизации производств и значимой импортной зависимости от зарубежных машин и оборудования для регионов СЗФО с принятием дополнительных санкций возможности развития и даже сохранения прежних объемов экономики резко сократятся. В исследовании проведена оценка зависимости СЗФО от зарубежных недружественных стран по каждой товарной группе и определены конкретные отрасли экономики, требующие дополнительных мер поддержки. Результаты работы будут интересны представителям научного сообщества, исследующим региональную проблематику, кризисные изменения в промышленности и внешней торговле, а также органам исполнительной власти, принимающим решения о необходимости мер поддержки экономики субъектов макрорегиона.

Традиционно в каждой из рубрик журнала мы знакомим наших читателей с данными последних российских и зарубежных исследований в области гуманитарных и социальных наук.

Все номера журнала «Вопросы территориального развития» размещены в открытом доступе на сайте издания.

Зоны территориального развития

В соответствии с этим законом зона территориального развития — это часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки (ст. 2 Закона о зонах территориального развития).

Для того чтобы создать такую зону, необходимо несколько условий:

  • 2) указание в стратегии социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ на долгосрочную перспективу ряда положений: а) о создании зоны территориального развития; б) о муниципальных образованиях, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития; в) меры государственной поддержки (в том числе налоговые льготы в соответствии с законодательством о налогах и сборах), которые субъект РФ планирует предоставлять резидентам зоны территориального развития; г) объекты инженерной, транспортной и иных инфраструктур, строительство которых планируется осуществить в зоне территориального развития; д) значения целевых показателей социально-экономического развития, которые предполагается достичь к окончанию срока функционирования зоны территориального развития.
  • 3) наличие документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования территорий, на которых предполагается создание такой зоны.

Решение о создании зоны территориального развития принимается Правительством РФ и оформляется соответствующим постановлением (ст. 8 Закона о зонах территориального развития). После принятия решения о создании зоны территориального развития заключается соглашение о функционировании зоны между Правительством РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием. В этом соглашении необходимо отразить: этапы функционирования зоны территориального развития, показатели оценки эффективности функционирования зоны на каждом этапе ее функционирования, значения этих показателей по окончании данных этапов, меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены резидентам и т.

Зона территориального развития создается на срок 12 лет и ее функционирование осуществляется поэтапно. Продолжительность каждого этапа функционирования устанавливается соглашением.

В то же время, несмотря на выявленные различия, представляется целесообразным рассматривать эти зоны в качестве однородных явлений, поскольку они по сути представляют собой территорию с определенным правовым режимом осуществления инвестиционной деятельности. Кроме того, цель создания этих зон — привлечение инвестиций в определенные сферы экономической деятельности.

На территории Российской Федерации могут создаваться особые экономические зоны следующих типов:

1) промышленно-производственные особые экономические зоны;

2) технико-внедренческие особые экономические зоны;

3) туристско-рекреационные особые экономические зоны;

3 введен Федеральным законом от 03. 2006 N 76-ФЗ)

4) портовые особые экономические зоны.

4 введен Федеральным законом от 30. 2007 N 240-ФЗ)

Для обеспечения указанных в статье 3 настоящего Федерального закона целей создания особых экономических зон особые экономические зоны одного типа или нескольких типов могут быть объединены решением Правительства Российской Федерации в кластер.

(часть 1. 1 введена Федеральным законом от 30. 2011 N 365-ФЗ)

Промышленно-производственные особые экономические зоны создаются на участках территории, площадь которых составляет не более чем сорок квадратных километров. Технико-внедренческие особые экономические зоны создаются на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем четыре квадратных километра.

(см. текст в предыдущей редакции)

Туристско-рекреационные особые экономические зоны и портовые особые экономические зоны создаются на одном или нескольких участках территории.

(часть 2. 1 введена Федеральным законом от 03. 2006 N 76-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30. 2007 N 240-ФЗ, от 30. 2011 N 365-ФЗ)

Портовые особые экономические зоны создаются на участках территории, прилегающих к морским портам, речным портам, открытым для международного сообщения и захода иностранных судов, к аэропортам, открытым для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и могут включать в себя части территорий и (или) акваторий речных портов, территорий морских портов, аэропортов. Портовые особые экономические зоны могут создаваться на земельных участках, предназначенных в установленном порядке для строительства, реконструкции и эксплуатации объектов инфраструктуры морского порта, речного порта, аэропорта. В границах портовых особых экономических зон могут располагаться объекты инфраструктуры морского порта в соответствии с Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ “О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Портовые особые экономические зоны не могут включать в себя имущественные комплексы, предназначенные для посадки пассажиров на суда, их высадки с судов и для иного обслуживания пассажиров.

(в ред. Федеральных законов от 25. 2009 N 340-ФЗ, от 18. 2011 N 215-ФЗ, от 18. 2017 N 177-ФЗ)

Портовые особые экономические зоны создаются в соответствии с частью 2. 2 настоящей статьи на участках территории, общая площадь которых составляет не более чем пятьдесят квадратных километров.

(часть 2. 3 в ред. Федерального закона от 23. 2013 N 231-ФЗ)

Увеличение площади особых экономических зон осуществляется постановлением Правительства Российской Федерации.

(часть вторая. 4 введена Федеральным законом от 25. 2009 N 340-ФЗ)

Особая экономическая зона может располагаться на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в пределах территории одного субъекта Российской Федерации или территорий нескольких субъектов Российской Федерации. Не допускается создание особой экономической зоны на территории муниципального образования, на которой создана зона территориального развития.

(в ред. Федеральных законов от 07. 2011 N 305-ФЗ, от 03. 2011 N 392-ФЗ)

В особой экономической зоне, за исключением туристско-рекреационной особой экономической зоны, не допускается размещение объектов жилищного фонда.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 03. 2006 N 76-ФЗ)

На территории особой экономической зоны не допускается:

1) разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением разработки месторождений минеральных вод и других природных лечебных ресурсов;

1 в ред. Федерального закона от 23. 2013 N 231-ФЗ)

2) утратил силу. – Федеральный закон от 23. 2013 N 231-ФЗ;

3) производство и переработка подакцизных товаров (за исключением производства легковых автомобилей, мотоциклов, производства и переработки этана, сжиженных углеводородных газов и стали жидкой).

3 в ред. Федерального закона от 26. 2022 N 71-ФЗ)

Правительство Российской Федерации может определять иные виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне.

(часть шестая в ред. Федерального закона от 03. 2006 N 76-ФЗ)

Мало кому известно, что означает такое понятие как «территориальные зоны», зачем они нужны и на что влияют. Однако, это достаточно важный элемент планировочной структуры, особенно для тех, кто имеет земельный участок, собирается возводить строения, как жилые, так и производственные. Начнем с определения. Это отдельные земельные территории муниципального образования, для которых в правилах землепользования и застройки (Далее – ПЗЗ) определены границы и установлены градостроительные регламенты, наделены особым режимом использования земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости. В результате градостроительного зонирования могут определяться следующие зоны:
·         жилые;
·         общественно-деловые (деловые, коммерческие, коммунально-бытовые, объектов здравоохранения);
·         производственные, зоны инженерной и транспортной инфраструктур;
·         сельскохозяйственные (зоны дач, садоводств);
·         рекреационные (городские леса, парки, водоемы, объекты спорта);
·         зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение;
·         специального назначения (кладбища, объекты размещения отходов потребления и иными объектами);
·         иные территориальные зоны, выделяемые с учётом функциональных зон и местных особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства. Отметим, что для каждой территориальной зоны должны быть:
·         определена цель её создания и использования, её характеристики;
·         установлены границы в текстовой форме и отображены графически в планах и картах;
·         установлен градостроительный регламент;
·         определена сложившаяся планировка территории и существующего землепользования;
·         отражены планируемые функциональные зоны с указанием параметров их развития, заложенных генеральным планом (как правило, территориальные зоны являются многофункциональными). Важно, что каждый земельный участок должен располагаться только в одной территориальной зоне, за исключением земельных участков, границы которыхв соответствии с земельным законодательством могут пересекать границы территориальных зон. Для земельных участков, расположенных внутри одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент, который определяет основу правового режима земельных участков, как и всего, что находится над и под поверхностью земли и используется в процессе застройки и эксплуатации зданий, строений, сооружений:
·         виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства;
·         предельные (минимальные и максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства;
·         ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление территориальных зон регламентируется статьей 34 Градостроительного Кодекса РФ. Проведением землеустроительных работ по внесению в ЕГРН границ территориальных зон занимаются кадастровые инженеры. Ознакомиться с тем, в какой территориальной зоне находится Ваш земельный участок, можно в ПЗЗ вашего муниципального образования. Напомним, что для каждого муниципального образования они устанавливаются отдельно. Рассмотрим пример. Допустим нам необходимо построить сервис технического обслуживания автомобилей (далее – СТО) на определенном земельном участке. Для того, чтобы получить информацию необходимо обратиться к градостроительному зонированию, определить где находится Ваш участок, далее в ПЗЗ посмотреть какие виды недвижимости могут располагаться на данной территории. С помощью графической части мы определили, что данный участок располагается в территориальной зоне Ж-5. В соответствии с рассмотренными ПЗЗ, данная территориальная зона предназначена для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства и отдыха в индивидуальном (семейном) порядке с сооружениями и строениями как сезонного, так и круглогодичного использования. Территория, предоставленная садоводческому, дачному, огородническому объединению, состоит из земельных участков, относящихся к имуществу общего пользования и индивидуальных земельных участков. Разрешено использовать следующие виды использования участков:
а) Основные виды разрешенного использования: земельные участки общего назначения; ведение огородничества; ведение садоводства. б) Вспомогательные виды разрешенного использования: коммунальное обслуживание; предоставление коммунальных; административные здания организаций, обеспечивающих предоставление коммунальных услуг. в) Условно разрешенные виды использования: обеспечение деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; магазины; общественное питание; рынки. Для использования территорий Ж-5 на территории садоводческих объединений не допускается:
– строительство дорог без проектов, согласованных с администрацией города, а также с Комитетом по охране окружающей среды и природных ресурсов;
– захоронение бытовых и сельскохозяйственных отходов, складирование навоза и мусора;
– открытие карьеров строительных материалов;
– использование ядохимикатов;
– строительство выгребных ям без гидроизоляционного покрытия;
– разведение скота, птицы и пушных зверей;
– использование навозных стоков на удобрение;
– вырубка древесно-кустарниковых насаждений (кроме рубок ухода и санитарных рубок). Можно сделать вывод, что строительство СТО на такой территории невозможно. Однако, напомним, что каждое муниципальное образование необходимо рассматривать индивидуально. Данные правила действуют для всех видов постройки, часто встречаются случаи, когда на земельном участке нельзя построить и жилой дом. Именно поэтому важно знать в какой территориальной зоне находится ваш земельный участок.

Региональный кадастровый центр

Зоны территориального и опережающего развития

Зона территориального развития (ЗТР) — часть территории субъекта Российской Федерации, резидентам которой предоставляются меры государственной поддержки в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику.

Перечень субъектов РФ, на территориях которых допускается создание ЗТР устанавливается исходя из следующих показателей за десятилетний период, предшествующий году утверждения такого перечня:

  • • доля работников хозяйственных товариществ и обществ, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых не принадлежат Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям;
  • • уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ;
  • • среднегодовые показатели развития промышленного производства;
  • • среднегодовые показатели развития производства сельскохозяйственной продукции;
  • • величина, характеризующая отношение среднедушевого дохода гражданина к прожиточному минимуму;
  • • показатель миграционного прироста;
  • • уровень смертности населения в трудоспособном возрасте;
  • • доля ветхого и аварийного жилищного фонда в объеме всего жилищного фонда;
  • • доля длительной (более одного года) безработицы.

Муниципальное образование, на территориях которого предполагается

создание ЗТР, должно соответствовать установленным для субъекта РФ предельным значениям следующих показателей:

  • • среднегодовой показатель совокупного объема производства промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции и выполненных по договорам строительного подряда работ на душу населения;
  • • среднегодовой показатель капитальных вложений на душу населения;
  • • среднегодовой показатель среднемесячной заработной платы;
  • • иные показатели, установленные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Создание ЗТР и ОЭЗ на территории одного муниципального образования, создание зоны территориального развития в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера не допускается. Зона территориального развития создается на срок 12 лет.

Ключевыми мерами государственной поддержки резидентов ЗТР являются:

  • • предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации инвестиционных проектов с участием резидентов;
  • • создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности РФ и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • • предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
  • • предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам;
  • • иные меры государственной поддержки в соответствии с действующими или принимаемыми нормативными правовыми актами.

Стоит отметить, что на сегодняшний день применение такого механизма повышения инвестиционной привлекательности территорий регионов как создание зон территориального развития не получило широкого распространения в России. Во многом, это выступает результатом еще не понятных как для инвесторов, так и органов региональной и местной власти правил их создания и значительной схожести с механизмом ОЭЗ.

Территория опережающего социально-экономического развития

(ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально- экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Правовые основания для создания территорий опережающего развития заложены утвержденным Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Согласно закону ТОР создается на 70 лет но решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и органами МСУ. Территория опережающего социально-экономического развития может быть создана на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта РФ. Однако ТОР не может быть создана в границах ОЭЗ или ЗТР, и наоборот — данные территориальные образования не могут входить в ее состав.

Для целей управления ТОР создаются специальные управляющие компании, осуществляющие следующие функции:

  • • застройка объектов инфраструктуры и обеспечение их функционирования;
  • • ведение реестра резидентов и предоставления им услуг, необходимых для осуществления деятельности (в том числе юридических услуг, услуг по ведению бухгалтерского учета, услуг но таможенному оформлению);
  • • осуществление функций многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • • получение технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию.

Финансирование создания объектов инфраструктуры ТОР должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования. Предполагается, что ТОР станут главными точками регионального роста, привлечения инвестиций в организуемые индустриальные (промышленные) или технологические парки.

Аналогично с ОЭЗ и ЗТР на территориях опережающего развития устанавливается особый правовой и таможенный режимы осуществления предпринимательской деятельности, в том числе:

  • • установление резидентам льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды;
  • • приоритетное подключение к объектам инфраструктуры;
  • • применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
  • • освобождение от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога и др.

Кроме того, указанным законом предусматривается создание подобных территориальных образований в монопрофильных муниципальных образованиях, характеризующихся наиболее сложным социально-экономическим положением.

Первые три ТОР на Дальнем Востоке созданы на основании постановлений Правительства РФ, подписанных премьер-министром Д. Медведевым. Так, Постановлением от 25 июня 2015 г. № 630 создается ТОР «Хабаровск» на территориях города Хабаровска, Хабаровского муниципального района и Ракитненского сельского поселения Хабаровского края, Постановлением от 25 июня 2015 г. — ТОР «Комсомольск» на территориях городов Комсомольск-на-Амуре и Амурск Хабаровского края, Постановлением от 25 июня 2015 г. № 629 — ТОР «Надеждинская» на территории Надеждинского муниципального района Приморского края.

Ожидается, что общий объем инвестиций в создаваемые ТОР составит около 50 млрд руб. , а число рабочих мест — более 6 тыс. рабочих мест. Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры в 2015—2017 гг. будет финансироваться за счет средств региональных бюджетов и внебюджетных источников в размере не менее 3,4 млрд руб. В рамках ТОР будут созданы предприятия металлургии, авиастроения, транспорта и логистики, а также пищевой промышленности.

Заслушав информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю. Трутнева о реализации стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Арктическая зона Российской Федерации (далее – Арктическая зона) является геостратегической территорией, имеющей особое значение для обеспечения устойчивого социально-экономического развития, территориальной целостности и безопасности Российской Федерации.

Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 5 марта 2020 года № 164, Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2020 года № 645, определили цели государственной политики, а также меры, направленные на выполнение основных задач развития Арктической зоны и обеспечения национальной безопасности, этапы и ожидаемые результаты реализации этих мер.

Принятие нормативных правовых актов, обеспечивающих функционирование преференциального режима ведения предпринимательской деятельности в Арктической зоне, способствовало развитию инвестиционного климата. К сентябрю 2021 года зарегистрировано более 200 резидентов Арктической зоны, планирующих осуществление инвестиций в объеме 267 млрд рублей и создание более 9300 рабочих мест.

Принимаются меры по обеспечению доступности медицинской помощи населению, повышению качества работы системы образования, созданию условий для развития строительства, формированию комфортной и безопасной среды для жизни. Особое внимание уделяется государственной поддержке традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, проживающих в Арктической зоне.

Продолжается работа по развитию Северного морского пути. За последние восемь лет общий объем перевозок в акватории Северного морского пути вырос более чем в пять раз.

Вместе с тем существует ряд факторов, сдерживающих социально-экономическое развитие Арктической зоны, среди которых сложные природно-климатические условия, сокращение численности населения, отставание значений показателей, характеризующих качество жизни в Арктической зоне, от общероссийских или средних по субъектам Российской Федерации значений. Сохраняются транспортные и энергетические ограничения, препятствующие увеличению масштабов хозяйственного освоения Арктической зоны, а также повышению значения Северного морского пути как международного транспортного коридора.

С учетом изложенного Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

Принять к сведению информацию Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – полномочного представителя Президента Российской Федерации в Дальневосточном федеральном округе Ю. Трутнева о реализации стратегии развития Арктической зоны.

Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) включить в план законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2022 год проект федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка выявления, оценки, категорирования объектов накопленного вреда окружающей среде, в том числе расположенных в Арктической зоне, а также их последующей ликвидации;

2) рассмотреть вопрос о разработке комплекса мероприятий, направленных на совершенствование правовых и организационных механизмов обеспечения поставок товаров в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности с ограниченными сроками завоза грузов (продукции), предусмотрев создание системы государственной поддержки завоза в населенные пункты, расположенные в отдаленных местностях, топлива, продовольствия и других жизненно необходимых товаров, которая обеспечит возможность их реализации населению и хозяйствующим субъектам по доступным ценам;

3) ускорить доработку и принятие:

постановления Правительства Российской Федерации об утверждении перечня видов экономической деятельности для целей определения объема капитальных вложений в соответствии с пунктом 3 части 6 статьи 9 Федерального закона «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне Российской Федерации», предусмотрев включение в указанный перечень видов экономической деятельности, осуществляемых субъектами малого и среднего предпринимательства в сферах растениеводства, животноводства, производства социально значимых товаров, оптовой и розничной торговли такими товарами, оказания услуг населению;

нормативного правового акта об организации и о проведении работ по реабилитации участков сухопутных территорий и морских пространств, отнесенных к Арктической зоне, на которых расположены радиационно опасные объекты;

4) рассмотреть возможность установления дифференцированных сертификационных требований к аэропортам (аэродромам) местных воздушных линий с малой интенсивностью полетов и посадочным площадкам, расположенным в Арктической зоне, с учетом особенностей и объемов их производственной деятельности в целях недопущения закрытия указанных аэропортов (аэродромов), посадочных площадок и обеспечения транспортной доступности населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях;

5) рассмотреть при участии Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» вопрос о целесообразности разработки программы (комплексного долгосрочного плана) организации регулярных перевозок по Северному морскому пути, предусмотрев в ней мероприятия по субсидированию за счет федерального бюджета указанных перевозок, созданию и реконструкции соответствующей инфраструктуры;

6) рассмотреть вопрос о выделении Министерству обороны Российской Федерации в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на развитие инфраструктуры и создание условий функционирования подразделений Вооруженных Сил Российской Федерации в Арктической зоне;

7) рассмотреть вопрос о выделении в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на финансирование в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2021 года № 484, мероприятий программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2021 года № 978-р;

8) ускорить решение вопросов о включении мероприятий по оздоровлению детей, проживающих в Арктической зоне (программа «Дети Арктики»), в государственную программу Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» и о выделении в 2022 году и плановом периоде 2023 и 2024 годов дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета на реализацию указанных мероприятий;

9) рассмотреть совместно с Правительством Архангельской области и Правительством Республики Саха (Якутия) вопрос о создании федеральных центров арктической медицины в городах Архангельске и Якутске;

10) рассмотреть возможность оказания субъектам Российской Федерации, территории которых относятся к сухопутным территориям Арктической зоны, дополнительной финансовой поддержки за счет федерального бюджета в целях строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов спорта;

11) рассмотреть вопрос о расширении возможностей доступа жителей труднодоступных территорий Арктической зоны к культурным ценностям, в том числе путем создания виртуальных концертных залов в сельских населенных пунктах;

12) разработать и утвердить нормативы для расчета штатной численности работников, а также материально-технического оснащения учреждений, осуществляющих управление особо охраняемыми природными территориями федерального и регионального значения;

13) проработать дополнительные механизмы предоставления государственной поддержки предприятиям туристской индустрии, осуществляющим деятельность в Арктической зоне;

14) рассмотреть вопрос о внесении изменений в Правила установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2019 года № 261, в части согласования с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики предложений высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к сухопутным территориям Арктической зоны, по контрольным цифрам приема по специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупненным группам специальностей и направлений подготовки для обучения по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований из федерального бюджета.

Рекомендовать Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации провести оценку потребности работодателей, осуществляющих деятельность в Арктической зоне, в квалифицированных кадрах.

Рекомендовать Министерству Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики рассмотреть вопрос о подготовке предложений по выделению бюджетных ассигнований из федерального бюджета в целях софинансирования мероприятия по строительству подвесной канатной дороги от международного аэропорта Анадырь (Угольный) до города Анадыря Чукотского автономного округа при условии представления Правительством Чукотского автономного округа соответствующей заявки в установленном порядке.

Рекомендовать Министерству науки и высшего образования Российской Федерации подготовить предложения о финансировании в рамках федеральной адресной инвестиционной программы мероприятий по созданию международных арктических станций «Снежинка» на территориях Мурманской области и Ямало-Ненецкого автономного округа.

Рекомендовать Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации совместно с Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным агентством морского и речного транспорта, Федеральной службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды рассмотреть вопрос о необходимости регулирования отношений, связанных с созданием локальных наблюдательных метеорологических сетей на базе инфраструктуры морских портов, а также с обеспечением информационного взаимодействия Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с администрациями морских портов.

Рекомендовать высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к сухопутным территориям Арктической зоны, представить в Правительство Российской Федерации перечень объектов спорта, нуждающихся в реконструкции и капитальном ремонте в приоритетном порядке.

Рекомендовать сенаторам Российской Федерации – представителям от субъектов Российской Федерации, территории которых относятся к сухопутным территориям Арктической зоны, оказывать органам государственной власти указанных субъектов Российской Федерации содействие в реализации рекомендаций, содержащихся в настоящем постановлении.

Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период весенней сессии 2022 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

Комитету Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера проинформировать палату в июне 2022 года о реализации настоящего постановления.

Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера.

Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

ПредседательСовета ФедерацииФедерального СобранияРоссийской Федерации В. МАТВИЕНКО

Москва20 октября 2021 года№ 449-СФ

Схема территориального планирования

Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации

Подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к ее частям.

Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:

  • предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
  • физическая культура и спорт;
  • иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения.

К схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации прилагаются материалы по обоснованию этих схем в текстовой форме и в виде карт.

Материалы по обоснованию схем территориального планирования субъекта Российской Федерации в текстовой форме содержат:

  • сведения об утвержденных документах стратегического планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанных в части 5.1 статьи 9 ГрК РФ, о национальных проектах, межгосударственных программах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, о решениях органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов регионального значения;
  • обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
  • оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории;
  • сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении твердых коммунальных отходов, содержащиеся в территориальных схемах в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. На указанных картах отображаются:

  • границы муниципальных образований – городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации;
  • объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе:

а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований;

б) особые экономические зоны;

в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

г) территории объектов культурного наследия, территории исторических поселений федерального значения и территории исторических поселений регионального значения;

д) зоны с особыми условиями использования территорий;

е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

1) объекты, используемые для утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов и включенные в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.

Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

Схемы территориального планирования муниципальных районов

Схемы территориального планирования муниципальных районов подготавливаются на территории муниципальных районов с учетом положений, касающихся территориального развития муниципального района (стратегии и программы социально-экономического развития), утвержденной градостроительной документации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в случае наличия такой документации).

Целью подготовки схем территориального планирования муниципальных районов является согласование взаимных интересов в области градостроительной деятельности органов местного самоуправления муниципального района и органов местного самоуправления поселений, входящих в его состав, установление требований и ограничений по использованию межселенных территорий муниципального района для осуществления градостроительной деятельности.

Схемы территориального планирования муниципальных районов определяют:

  • направления социально-экономического развития территории муниципального района;
  • зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон в отношении межселенных территорий, подлежащих застройке (при наличии межселенных территорий);
  • направления развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур местного значения;
  • границы зон, подлежащих застройке на межселенных территориях.

Схема территориального планирования муниципального района содержит основную часть, подлежащую утверждению, и материалы по обоснованию принимаемых проектных решений.

Основная часть схемы территориального планирования муниципального района содержит текстовые материалы в форме положения о территориальном планировании и графические материалы в форме соответствующих карт (схем).

Основные графические материалы схем территориального планирования муниципальных районов разрабатываются в составе:

  • схема территориального планирования (основная схема);
  • схема размещения объектов капитального строительства социальной сферы и производственного назначения;
  • схема размещения объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры;
  • схема размещения объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры;
  • иные схемы, необходимость подготовки которых устанавливается в градостроительном задании на подготовку проекта схемы территориального планирования в соответствии со спецификой муниципального образования.

Календарь

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

ПНВТСРЧТПТСБВС

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел “Поиск по всем документам”.

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.