Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской
Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной
деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения
ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения
жизнедеятельности населения.

Закрыть выпадающее окно

  • Моногорода, с которыми
    Фонд
    заключил генеральное соглашение
  • Моногорода, с которыми
    заключены соглашения о софинансировании затрат субъектов РФ
  • Моногорода, в которых
    заключены соглашения о соинвестировании инвестиционных проектов
    (предполагается,
    что инфраструктура уже софинансируется).

Преференциальные режимы для бизнеса — особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР) — мало влияют на развитие создавших их регионов, считает Счетная палата. По подсчетам госаудиторов, эти режимы хоть и добавили реальному ВРП субъектов 0,9%, но при этом объем инвестиций на душу населения в «льготных» регионах ниже, чем в обычных, а предоставленные резидентам преференции только «ослабляют их стимулы» к инновационной активности. В Минэкономики и Минвостокразвития отвечают, что для полноценной оценки влияния режимов на показатели регионов еще не прошло достаточно времени.

Счетная палата (СП) вновь оценила эффективность преференциальных режимов, проанализировав их применение в 2019–2021 годах. Как следует из отчета СП, госаудиторы несколько смягчили свою прежнюю позицию. Напомним, в 2016-м палата представила разгромный отчет о работе ОЭЗ, после которого был введен временный мораторий на их создание. В начале 2020 года госаудиторы сообщили, что создание ОЭЗ и ТОР не привело к прорывному развитию регионов, в которых они действуют.

В новом отчете оценка СП фактически осталась прежней — выраженной взаимосвязи между созданием льготных режимов и развитием регионов не обнаруживается.

Тем не менее в СП все же рассматривают ОЭЗ и ТОР в качестве инструмента регионального развития, пусть его влияние и ограничено. Согласно подсчетам, размер реального валового регионального продукта (ВРП) у субъектов с такими режимами в среднем на 0,9% выше, чем был бы без них, индекс производительности труда — на 0,7% выше. Однако, оговариваются госаудиторы, этот эффект проявился лишь благодаря одному из режимов — ТОР в моногородах. При этом объем инвестиций в основной капитал на душу населения в «льготных» регионах на 4,3% ниже, чем в обычных.

Эффект от режимов для бизнеса также неоднозначен. Резиденты зон и ТОР имеют большее количество сотрудников и большую выручку, чем в среднем по стране, при этом их финансовый результат существенно не отличается от показателя обычных компаний. Госаудиторы полагают, что «налоговыми преференциями предприятия компенсировали издержки на оплату больших затрат, которые не повысили добавленную стоимость и производительность труда организаций».

Повышенной инновационности в зонах при больших зарплатах СП не обнаружила — активность резидентов в этом направлении на 5,5% ниже среднего уровня.

Преимущественно это замечание касается ОЭЗ, в которых расходы резидентов на исследования и разработки оказались заметно ниже, чем в контрольной группе обычных компаний. Госаудиторы делают вывод, что «налоговые и иные преференции для резидентов ослабляют их стимулы к повышению фондовооруженности и к внедрению новаций».

Территории опережающего развития оказались эффективнее особых экономических зон – за четыре года своего существования они привлекли на 12 млрд руб. больше, чем ОЭЗы за свою четырнадцатилетнюю историю, пишут «Известия» со ссылкой на статистику Минвостокразвития и Минэкономразвития.

В России 26 особых экономических зон четырёх типов: технико-внедренческий, промышленно-производственный, портовый и туристско-рекреационный. По данным МЭР с 2005 по 2019 г. ОЭЗы привлекли 369,4 млрд руб. инвестиций. 707 российских и зарубежных резидентов создали 36,8 тыс. рабочих мест.

Территории опережающего развития были созданы в 2015 г. на Дальнем Востоке. В 2016 г. такие площадки стали запускать и в моногородах других округов страны. В общей сложности в России 106 ТОРов, в них работают 775 резидентов, которые уже привлекли 375,4 млрд руб. инвестиций, при этом создав 35,3 тыс. рабочих мест.

В Минэкономразвития пояснили, что принципиального отличия между инструментами развития территорий нет. В каждой из них установлен отдельный режим налоговых, таможенных и страховых преференций, а также льгот для ведения бизнеса, обеспечения ускоренного роста региона и создания условий для местного населения. ОЭЗ больше нацелена на поддержку технологичных производств, ТОР в моногородах – на выравнивание социально-экономического развития населенных пунктов, ТОР на Дальнем Востоке – на привлечение инвестиций в регион.

Налоговые льготы и преференции в особых экономических зонах разнятся в зависимости от их типа, но в большинстве из них действуют пониженные ставки страховых взносов в размере 28% (вместо 30%), налог на прибыль составляет 13,5% (вместо 20%). Также резиденты освобождены от уплаты налога на имущество и земельного сбора. Регионы вправе устанавливать для них послабления по транспортному налогу.

Резиденты ТОРов в первые пять лет не платят налогов на прибыль и имущество. По истечении этого срока ставки составляют не более 12 и 2,2% соответственно. Страховые взносы – 7,6%.

По данным сайта РосОЭЗ, сейчас резидентами зон числятся такие крупные компании, как Boeing, Ford, Yokohama, Tatneft, Sibur, Daimler и др. Среди резидентов ТОРов – менее известные организации, специализирующиеся на производстве пищевых продуктов, пластмассы, металлических изделий, металлургическом производстве и т.

При этом ОЭЗы ранее неоднократно подвергались критике со стороны Счётной палаты. В контрольном органе отмечали, что они так и не стали действенным механизмом поддержки экономики: рабочих мест создавалось мало, а расходы на управление зонами росли. В Минэкономразвития ранее также признавали, что ряд зон работают неэффективно. В результате в 2017 г. по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева досрочно была прекращена работа порядка 10 ОЭЗов. Большая часть из них были туристического и портового типов.

В СФ считают, что особые экономические зоны ещё не набрали достаточной силы, чтобы приносить ожидаемую отдачу

Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

Особые экономические зоны (ОЭЗ) и территории опережающего развития (ТОР) ещё не набрали достаточной силы, чтобы приносить ожидаемую отдачу, но это время наступит, как произошло с территорией опережающего развития на Дальнем Востоке. Об этом «СенатИнформ» заявил замглавы Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, МСУ и делам Севера Анатолий Широков.

Как стало известно, Счётная палата (СП) провела оценку эффективности режимов ОЭЗ и ТОР, проанализировав их применение в 2019–2021 годах. В отчёте ведомства, опубликованном на его официальном сайте, преференциальные режимы для бизнеса мало влияют на развитие создавших их регионов.

Аудиторы посчитали, что эти режимы хоть и добавили реальному валовому региональному продукту 0,9%, но объём инвестиций на душу населения в «льготных» регионах при этом оказался ниже, чем в обычных, а предоставленные резидентам преференции только не побудили к инновационной активности. За три года уточнили в СП, расходы федерального бюджета только на организацию таких зон и других льготных режимов составили 240 млн рублей. При этом в палате отметили, что рассматривают ОЭЗ и ТОР в качестве инструмента регионального развития, пусть и с ограниченным влиянием.

Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

Льготные преференциальные режимы были заложены для того, чтобы пришёл инвестор и смог сформировать технологические и логистические цепочки, чтобы запустить эти проекты и дать им развиваться. А потому, сначала должна «задышать» экономика, и в полную силу должны заработать те предприятия и проекты, которые являются прорывными, тогда и потоки в региональные бюджеты увеличатся

Анатолий Широков, зампред Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера

Счётная палата, проведя аналогичное исследование в 2016 году, оказалась жестче — тогда аудиторы отметили, что создание ОЭЗ и ТОР не привело к прорывному развитию регионов, в которых они действуют.

В Минэкономики, комментируя замечания госаудиторов, пояснили, что ОЭЗ — «один из многих инструментов региональной политики, который не призван решать все задачи регионального развития, при этом их создание позволяет субъектам РФ формировать точки роста и притяжения инвестиций», а для раскрытия потенциала ОЭЗ требуется время.

Как стало известно 22 февраля, правительство Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО) одобрило заявку на создание особой экономической зоны (ОЭЗ) промышленно-производственного типа Нягань. Документ будет направлен на утверждение в Минэкономразвития РФ.

Напомним: особые экономические зоны создаются для развития промышленности, высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, а размещение бизнеса в них даёт ему ряд преимуществ, среди которых налоговые и таможенные преференции. Всего в России работают 33 ОЭЗ (15 промышленно-производственных ОЭЗ, семь технико-внедренческих ОЭЗ, десять туристско-рекреационных ОЭЗ и одна портовая ОЭЗ).

В начале февраля Правительство одобрило проект закона о реформировании особых экономических зон за счёт объединения промышленно-производственных и технико-внедренческих зон. Также в документе говорится об упрощении процедур получения статуса резидента зон, но о новых налоговых льготах речи не идёт.

Ранее «СенатИнформ» писал, что глава Комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов разработал проект закона, в котором предложил ввести на 10 лет пониженный тариф по уплате страховых взносов по ставке 7,6% для резидентов Особых экономических зон (ОЭЗ) технико-внедренческого типа. Сейчас льгота по уплате страховых взносов по такой ставке установлена только для резидентов ОЭЗ, работающих в IT-сфере.

В конце сентября 2021 года кабмин одобрил создание особых экономических зон ещё в трёх регионах — Оренбургской, Смоленской и Ивановской областях.

Правительство одобрило проект о реформировании особых экономических зон

В Минэкономики, комментируя замечания госаудиторов, пояснили, что ОЭЗ — «один из многих инструментов региональной политики, который не призван решать все задачи регионального развития, при этом их создание позволяет субъектам РФ формировать точки роста и притяжения инвестиций». Для раскрытия потенциала ОЭЗ требуется время — для завершения строительства производственных объектов и их выхода на полную мощность, подчеркнули в ведомстве. Там отметили, что наибольшую отдачу демонстрируют «зрелые» зоны, работающие более десяти лет, половина же действующих сейчас зон работает не больше пяти.

Схожей позиции придерживаются и в Минвостокразвития: в мировой практике эффект от преференциальных режимов оценивается на горизонте 10–15 лет, средний же «возраст» ТОР на Дальнем Востоке составляет 4–5 лет. При этом в ведомстве уже фиксируют влияние территорий на местную экономику — индекс социально-экономического развития муниципалитетов, в которых действуют преференциальные режимы, вдвое выше, чем был бы без них, а индекс промпроизводства на Дальнем Востоке вдвое выше среднероссийских показателей.

Территория опережающего развития

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 2 июля 2021 года; проверки требуют 38 правок.

ИсторияПравить

Ввиду наличия особенностей различают ТОСЭР на создаваемые:

Льготы для резидентовПравить

Ряд проектов в ТОСЭР реализуется при участии Фонда развития Дальнего Востока.

Курильские островаПравить

В 2016 году на Курильских островах началась реализации новой федеральной целевой программы с объёмом финансирования 68,9 млрд руб. Главным её итогом должно стать создание условий для устойчивого развития экономики Курильских островов. Это возможно осуществить только на базе комплексного использования природно-ресурсного потенциала с применением современных технологий.

Основная цель создания ТОР — «улучшить качество жизни людей и оказать максимальное содействие тем, кто переезжает на Курилы».

Проект ТОР «Курилы» предусматривает выполнение 22 проектов общей стоимостью 19,3 млрд руб. , из которых 7 млрд руб. составят государственные вложения. В ТОР «Курилы» построят 12 заводов по воспроизводству 210 млн мальков рыбы лососевых пород. Гарантированный возврат составит около 40 тыс. тонн рыбы. В ТОР создадут марикультурный кластер, в который войдут предприятия по производству 100 тонн агар-агара, 200 тонн гребешка и 19 тонн трепанга в год.

Калининградская областьПравить

В 2015 году статус ТОР получил поселок Кангалассы (Якутия).

В феврале 2019 года президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ о присвоении статуса ТОСЭР городу Костомукша (Республика Карелия).

Смоленская областьПравить

6 марта 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о территории опережающего развития «Дорогобуж».

Ярославская областьПравить

В 2019 году статус ТОР получил Чапаевск.

Ивановская областьПравить

Так, статья 28 позволяет иностранным компаниям проводить принудительное изъятие земельных участков и расположенного на них недвижимого имущества по ходатайству иностранной компании. При этом сумма компенсации за отчуждаемое определяется самой компанией.

Перечень действующих ТОСЭРПравить

  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

ПНВТСРЧТПТСБВС

1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031

Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел “Поиск по всем документам”.

Подписка

  • Ежедневная
  • Еженедельная

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Правительство предложило изменить механизм особых экономических зон

Власти ожидают роста числа ОЭЗ и резидентов в них

Правительство внесло в Госдуму законопроект, совершенствующий механизм особых экономических зон. Он предполагает сокращение типов ОЭЗ с 4 до 3, упрощение получения статуса резидента зоны, а также изменение порядка ликвидации ОЭЗ

Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

Правительство предложило целый ряд принципиальных изменений в законодательство об особых экономических зонах. Соответствующие поправки внесены на рассмотрение Госдумы.

Как следует из пояснительной записки к документу, законопроект разработан в целях «совершенствования механизмов создания и схемы управления особыми экономическими зонами (ОЭЗ), а также упрощения порядка получения статуса резидента ОЭЗ». Изменения в закон разработаны с учетом замечаний и предложений государственных аудиторов и прокуроров, сказано в законопроекте. Ранее ОЭЗ за низкую эффективность критиковала Счетная палата, а Генпрокуратура выявляла нарушения при функционировании части из них.

Подготовленные Минэкономразвития предложения касаются порядка создания, функционирования и ликвидации зон. Изменения делятся на несколько блоков.

Ожидаемый эффект от изменений

Сегодня в России действуют 42 ОЭЗ, из них 23 промышленно-производственные, семь технико-внедренческих, десять туристско-рекреационных и две портовые. Большинство из них расположены в центральной части и на юге страны. По данным Минэкономразвития, за 15 лет работы в ОЭЗ зарегистрировались около тысячи резидентов, а общий объем заявленных инвестиций превысил 1,43 трлн руб. , вложенных инвестиций — 632 млрд руб. Работа ОЭЗ, по официальным оценкам, принесла бюджетам разных уровней около 230 млрд руб. налоговых платежей, таможенных отчислений и страховых взносов.

Поскольку главная задача проекта особых экономических зон — привлечение прямых инвестиций в Россию, инвесторам, получающим статус резидента ОЭЗ, предлагаются различные преференции и льготы (налоговые, таможенные), сниженные цены на аренду и выкуп земли.

В случае вступления в силу предлагаемых изменений, как ожидают разработчики, увеличится количество новых зон и, соответственно, их резидентов. Однако это повлечет за собой увеличение объемов выпадающих доходов бюджетов (в силу предоставляемых льгот), говорится в финансово-экономическом обосновании законопроекта. Определить объемы выпадающих доходов возможно будет только после принятия закона, поскольку заявочный процесс создания новых зон не останавливается, кроме того, будет предусмотрена возможность досрочной ликвидации ОЭЗ.

Успешность ОЭЗ во многом зависит не от того, какие новации предложит федеральный центр, а от того, как с этими инструментами будут работать региональные власти, рассуждает управляющий директор рейтингового агентства НКР Андрей Пискунов: «Именно от них будет зависеть, где ОЭЗ будет расположена, а значит, и логистика, дорожная доступность, социальная инфраструктура (детсады, школы, стадионы)». Регион, в котором решено создавать ОЭЗ, сталкивается с тем, что должен вложиться в дороги, инфраструктуру, водоснабжение и отведение, вывоз мусора, уборку территорий и не только, перечисляет Пискунов. «При этом регион зачастую не понимает, какие компании с какой отдачей к нему придут», — поясняет эксперт.

Одна из последних инициатив федеральных властей в сфере регионального развития — распределение 500 млрд руб. на бюджетные инфраструктурные кредиты регионам. При этом действует механизм, дающий право регионам не возвращать бюджетные кредиты, если они развивают инфраструктуру.

Схема территориального планирования

Схема территориального планирования субъекта Российской Федерации

Подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к ее частям.

Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:

  • предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
  • физическая культура и спорт;
  • иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения.

К схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации прилагаются материалы по обоснованию этих схем в текстовой форме и в виде карт.

Материалы по обоснованию схем территориального планирования субъекта Российской Федерации в текстовой форме содержат:

  • сведения об утвержденных документах стратегического планирования Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, указанных в части 5.1 статьи 9 ГрК РФ, о национальных проектах, межгосударственных программах, об инвестиционных программах субъектов естественных монополий, о решениях органов государственной власти, иных главных распорядителей средств соответствующих бюджетов, предусматривающих создание объектов регионального значения;
  • обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
  • оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории;
  • сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении твердых коммунальных отходов, содержащиеся в территориальных схемах в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

Карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. На указанных картах отображаются:

  • границы муниципальных образований – городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации;
  • объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе:

а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований;

б) особые экономические зоны;

в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

г) территории объектов культурного наследия, территории исторических поселений федерального значения и территории исторических поселений регионального значения;

д) зоны с особыми условиями использования территорий;

е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

1) объекты, используемые для утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов и включенные в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.

Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

Статья 3. Создание территории опережающего социально-экономического развития

Схемы территориального планирования муниципальных районов

Схемы территориального планирования муниципальных районов подготавливаются на территории муниципальных районов с учетом положений, касающихся территориального развития муниципального района (стратегии и программы социально-экономического развития), утвержденной градостроительной документации Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в случае наличия такой документации).

Целью подготовки схем территориального планирования муниципальных районов является согласование взаимных интересов в области градостроительной деятельности органов местного самоуправления муниципального района и органов местного самоуправления поселений, входящих в его состав, установление требований и ограничений по использованию межселенных территорий муниципального района для осуществления градостроительной деятельности.

Схемы территориального планирования муниципальных районов определяют:

  • направления социально-экономического развития территории муниципального района;
  • зоны различного функционального назначения и ограничения на использование территорий указанных зон в отношении межселенных территорий, подлежащих застройке (при наличии межселенных территорий);
  • направления развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур местного значения;
  • границы зон, подлежащих застройке на межселенных территориях.

Схема территориального планирования муниципального района содержит основную часть, подлежащую утверждению, и материалы по обоснованию принимаемых проектных решений.

Основная часть схемы территориального планирования муниципального района содержит текстовые материалы в форме положения о территориальном планировании и графические материалы в форме соответствующих карт (схем).

Основные графические материалы схем территориального планирования муниципальных районов разрабатываются в составе:

  • схема территориального планирования (основная схема);
  • схема размещения объектов капитального строительства социальной сферы и производственного назначения;
  • схема размещения объектов капитального строительства инженерной инфраструктуры;
  • схема размещения объектов капитального строительства транспортной инфраструктуры;
  • иные схемы, необходимость подготовки которых устанавливается в градостроительном задании на подготовку проекта схемы территориального планирования в соответствии со спецификой муниципального образования.

Территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации

Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-

ТОР или ТОСЭР) — экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями в России, создаваемая для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.