Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря

Территориальное море Российской Федерации (далее – территориальное море) – примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых от исходных линий, указанных в статье 4 настоящего Федерального закона.

Иная ширина территориального моря может быть установлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.

Определение территориального моря применяется также ко всем островам Российской Федерации.

Внешняя граница территориального моря является Государственной границей Российской Федерации.

Внутренней границей территориального моря являются исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря.

На территориальное море, воздушное пространство над ним, а также на дно территориального моря и его недра распространяется суверенитет Российской Федерации с признанием права мирного прохода иностранных судов через территориальное море.

Линия, которая отделяет одно государство от другого, называется государственной границей. Она устанавливается по соглашению между этими странами.

На политических картах государственные границы чаще всего изображаются с помощью прерывистой или штрихпунктирной линий.

Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря

Рис. (1). Виды границ государства

Странам принадлежит не только суша, но и внутренние воды, и воздушное пространство. Линию морских границ на картах обычно не показывают, хотя по международным соглашениям странам, имеющим выход к морю, принадлежат территориальные воды.

Территориальные воды — прибрежная морская территория, которая примыкает к суше, длиной (12) миль от берега ((22,2) км, (1) морская миля составляет (1,85) км).

За пределами этой территории воды считаются нейтральными. Но существуют на море ещё и экономические зоны, в которых можно вести добычу полезных ископаемых, ловить рыбу, проводить научные исследования.

Экономическая зона — водное пространство за пределами территориальных вод (около (200) миль — (370) км). Экономическая зона России составляет более (4) млн км².

Другие страны могут здесь только проводить линии связи и трубопроводы, осуществлять авиаперелёты и судоходство.

Согласно Конвенции ООН, если материковый шельф продолжается за пределами экономической зоны, он может быть использован страной для добычи полезных ископаемых и рыбной ловли.

Воздушное пространство государства — воздушное пространство высотой до (100) км над территорией независимого государства и его территориальными водами.

Исходными линиями, от которых отмеряется ширина территориального моря, являются:

линия наибольшего отлива вдоль берега, указанная на официально изданных в Российской Федерации морских картах;

прямая исходная линия, соединяющая наиболее удаленные в сторону моря точки островов, рифов и скал в местах, где береговая линия глубоко изрезана и извилиста или где имеется вдоль берега и в непосредственной близости к нему цепь островов;

прямая линия, проводимая поперек устья реки, непосредственно впадающей в море, между точками на ее берегах, максимально выступающими в море при наибольшем отливе;

прямая линия, не превышающая 24 морские мили, соединяющая точки наибольшего отлива пунктов естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, берега которых принадлежат Российской Федерации;

система прямых исходных линий длиной более чем 24 морские мили, соединяющих пункты естественного входа в залив либо в пролив между островами или между островом и материком, исторически принадлежащими Российской Федерации.

Перечень географических координат точек, определяющих положение исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, прилежащей зоны Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации и публикуется в “Извещениях мореплавателям”.

Границы территориального моря и исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря, наносятся на морские карты масштаба 1:200 000 – 1:300 000, а в случае отсутствия таких карт – на карты масштаба 1:100 000 или 1:500 000. В отдельных случаях допускаются отступления от указанных масштабов, вызванные спецификой картографирования данного района, особенностями географических условий, степенью точности исходных материалов или другими причинами.

Континентальный шельф Российской Федерации (также называемый Российский континентальный шельф) геологически определяется как весь континентальный шельф, примыкающий к побережью России. В международном же праве Конвенция ООН по морскому праву более узко определяет протяжённость шельфа как океанское дно и недра подводных районов, которые находятся под суверенитетом России.

Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря

Рельеф дна Северного ледовитого океана

Шельф Сибири в Северном Ледовитом океане является самым крупным (и наименее изученным) из шельфов, регион имеет стратегическое значение из-за запасов нефти и природного газа. Другие части российского шельфа, как правило, названы в честь соответствующих морей: Баренцевоморский шельф (шельф Баренцева моря), Чукотский шельф (шельф Чукотского моря) и др. За исключением внутренних морей России, эти шельфы используются совместно с другими странами, которые соседствуют на соответствующих морях. Например, шельф Чукотского моря разделён между Россией и США, в соответствии с Соглашением между СССР и США о линии разграничения морских пространств 1990 года.

С тех пор, как в 1832 году Греция обрела независимость от Османской империи, отношения между двумя государствами остаются достаточно напряжёнными. Время от времени между ними вспыхивали войны, и хотя последняя из них завершилась почти сто лет назад, в 1922 году, соседи до сих пор не могут урегулировать несколько территориальных споров. Наиболее известным яблоком раздора является Кипр, примерно треть территории которого занимает Турецкая Республика Северного Кипра, признанная только Турцией. Однако островом в Средиземном море разногласия между двумя государствами не ограничиваются. Достаточно остро на повестке дня стоит Эгейский вопрос, касающийся суверенитета Греции и Турции над островами в Эгейском море, что влечёт за собой целый комплекс проблем.

Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря

Греческие острова в Эгейском море. Фиолетовым цветом обозначены те, что принадлежали Греции с 1832 года, сиреневым — с 1913 года, красным — с 1947 года. Зелёным отмечены турецкие острова Бозджаада и Гёкчеада. commons. wikimedia. org

Корни Эгейского спора уходят в 1923 год, когда был подписан Лозаннский мирный договор, в соответствии с которым Турция отказывалась от претензий на многие острова в Эгейском море, включая те, что находились в непосредственной близости от её побережья — например, острова Икария, Самос и Хиос. О том, что это решение было не слишком справедливым и его стоило бы пересмотреть, турецкие власти заговорили вскоре после окончания Второй мировой войны. Новый виток этой риторики начался в 1970-х годах, когда пошли разговоры о возможном наличии нефтяных месторождений в Эгейском море. Конвенция ООН по морскому праву (1982) устанавливает ширину территориальных вод в пределах 12 морских миль (22,2 км). В Эгейском море она составляет 6 морских миль, и Афины были бы не прочь увеличить её в два раза, что предсказуемо вызывает возражения Анкары, ведь тогда территориальные воды Греции «подберутся» практически вплотную к берегам Турции. В 1995 году турецкие власти заявили, что, если Греция предпримет действия по расширению своих территориальных вод, Турция будет рассматривать этот шаг как повод для начала войны.

Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря

Ещё одним спорным моментом является национальное воздушное пространство в Эгейском море, которое у Греции не совпадает с шириной территориальных вод и составляет не 6, а 10 морских миль, в то время как Турция контролирует только 6. Греческие «дополнительные» 4 мили Анкара не признаёт и заявляет о своём праве осуществлять полёты в этой полосе. Греки перехватывают турецкие самолёты, что время от времени приводит к человеческим жертвам. Также государства-соседи спорят о разграничении зон экономического использования континентального шельфа и исключительных экономических зон, о праве Греции проводить военные учения в международном воздушном пространстве Эгейского моря и о принадлежности островов Имия (Кардак), Антипсара, Фурни и других.

Пару лет назад президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган на официальном мероприятии продемонстрировал карту, на которой Турции принадлежала почти половина Эгейского моря, южная часть Чёрного моря, а также территория Средиземного моря до восточного побережья Крита. Анкара претендует на эти воды в рамках концепции «Голубая Родина», разработанной начальником штаба ВМС Турции контр-адмиралом Джихатом Яйджи в 2006 году. Международное сообщество не разделяет турецкую точку зрения.

Дважды, в 1987 году в районе острова Тасос и в 1996 году на острове Имия, дело едва не доходило до вооружённого противостояния, однако оба раза кризис удавалось разрешить мирным путём. Тем не менее Эгейский вопрос на сегодняшний день далёк от урегулирования.

Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря

Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря

Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря

К материалу “Великобритания стремится к скорейшему разрешению конфликта с Ираном”

Территориальные воды (территориальное море) – это морской пояс, расположенный вдоль берега или непосредственно за внутренними морскими водами прибрежного государства и находящийся под его суверенитетом. Прибрежные установки и искусственные острова территориальных вод не имеют.

Граница территориальных вод смежных государств определяется международными договорами.

На территориальные воды, их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства.

Правовой режим территориальных вод (территориального моря) частично регулируется Конвенцией о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года, наиболее полно – Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, а также внутренним законодательством отдельных государств.

Конвенция ООН по морскому праву относит к территориальному морю прибрежную морскую полосу шириной не более 12 морских миль. Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания), либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Линии разграничения территориальных вод с соседними или противолежащими государствами и внешняя граница территориальных вод служат государственной границей прибрежного государства.

Несмотря на то, что международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль,  национальное законодательство отдельных стран часто устанавливает свой размер территориальных вод, например США – 6 миль, некоторые страны Африки – 24 мили, страны Южной Америки – до 200 миль, некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.

Пределы и правовой режим территориальных вод (территориального моря) России определен Федеральным законом РФ 1998 г. “О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ” и Законом РФ 1993 г. “О Государственной границе РФ”. Любая деятельность физических и юридических лиц в иностранных территориальных водах может производиться лишь с согласия прибрежного государства. Однако объем суверенных прав прибрежного государства в территориальном море несколько уже, чем во внутренних водах. Из объема правомочий государства устанавливается исключение – право мирного прохода. Невоенные суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальное море. При этом под проходом понимается плавание через территориальное море с целями пересечь это море, не заходя во внутренние воды или не становясь на рейде или у портового сооружения за пределами внутренних вод, пройти во внутренние воды или выйти из них, или стать на рейде или у портового сооружения (ст. 18 Конвенции 1982 г.

“Проход является мирным, если только им не нарушается мир, добрый порядок или безопасность прибрежного государства” (ст. 19 Конвенции 1982 г.

Проход признается нарушающим “мир, добрый порядок и безопасность прибрежного государства, если судно осуществляет:

– угрозы силой или ее применение против суверенитета, территориальной целостности или политической независимости прибрежного государства или каким-либо другим образом в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН;

– любые маневры или учения с оружием любого вида;

– любой акт, направленный на сбор информации в ущерб обороне или безопасности прибрежного государства;

– любой акт пропаганды, имеющей целью посягательство на оборону или безопасность прибрежного государства;

– подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого летательного аппарата;

– подъем в воздух, посадку или принятие на борт любого военного устройства;

– погрузку или выгрузку любого товара или валюты, посадку или высадку любого лица вопреки таможенным, фискальным, иммиграционным или санитарным законам и правилам прибрежного государства.

Запрещается осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения).

В соответствии с международными договорами и принятой практикой прибрежное государство в определенных случаях может осуществлять на борту иностранного судна уголовную и гражданскую юрисдикцию. Эти случаи строго оговорены и допускают вмешательство прибрежного государства, когда совершенное деяние распространяется на прибрежное государство и связано с ним, когда характер этого деяния нарушает спокойствие в стране или территориальном море, когда капитан судна, дипломатический или консульский представитель обратился с просьбой об оказании помощи.

Прибрежное государство не должно останавливать иностранное судно, проходящее через территориальные воды (территориальное море), или изменять его курс с целью осуществления гражданской юрисдикции в отношении лица, находящегося на борту судна, но может применять меры взыскания или арест по любому гражданскому делу в том случае, когда гражданское обязательство возникло в силу самого прохода через территориальные воды (территориальное море) (например, судно повредило навигационное оборудование – буи, знаки и т. , осуществляло загрязнение). Территориальные воды (территориальное море) устанавливаются и вокруг островов.

Прибрежное государство имеет также связанную с этими правами юрисдикцию в отношении создания и использования искусственных островов, установок и сооружений, морских научных исследований, защиты и сохранения морской среды. Права прибрежного государства здесь не вытекают из его суверенитета, а предоставлены ему в результате международной договоренности и имеют конвенционный характер.

Греция расширит свою территорию

Греция расширит свою территорию – РИА Новости, 12. 2021

Расширение территориальных вод Греции в районе Ионического моря с 6 до 12 морских миль увеличит территорию страны на 13 тысяч квадратных километров, сообщил. РИА Новости, 12. 2021

АФИНЫ, 12 янв – РИА Новости. Расширение территориальных вод Греции в районе Ионического моря с 6 до 12 морских миль увеличит территорию страны на 13 тысяч квадратных километров, сообщил министр иностранных дел Греции Никос Дендиас, выступая в постоянном парламентском комитете по обороне и иностранным делам при обсуждении законопроекта “Определение ширины прибрежной зоны в районе Ионического моря и Ионических островов до мыса Тенарон”. Греция заявила о расширении территориальных вод в этом районе с 6 миль до 12 миль в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву. 25 декабря 2020 года был подписан указ президента Греции об определении прямых исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Согласно указу, в районе заливов 12-мильная зона отсчитывается не от берега, а от замыкающих заливы прямых исходных линий, как это предусмотрено Конвенцией ООН по морскому праву. Глава МИД назвал “историческим” законопроект. “Впервые с 1947 года греческий парламент призывают голосовать за увеличение территории национального суверенитета. Правительство предлагает национальному представительству (в парламенте) использовать неотъемлемое право нашей страны на увеличение наших территориальных вод в районе Ионического моря и до Тенарон с 6 до 12 морских миль”, – сказал Дендиас. “Это увеличит территорию национального суверенитета на 10 079 квадратных километров, а если учесть территорию, образовавшуюся в результате юридического закрытия заливов в соответствии с международным правом, она превышает 13 тысяч квадратных километров”, – сказал министр. Он напомнил, что общая площадь Греции составляет 131 000 квадратных километров. “А площадь Крита, для наглядности, составляет чуть более 8,5 тысячи квадратных километров”, – сказал Дендиас. Министр поблагодарил все партии за проявленную национальную солидарность. “Не было обычной атмосферы встречных обвинения, попыток получить какую-то мелкопартийную выгоду. Был достигнут широкий консенсус”, – сказал министр, напомнив, что в прошлом такого не было. Он назвал сегодняшний день “великим днем для парламента Греции, днем солидарности, национального примирения, национального согласия”. “Греция использует суверенное право. Он использует его в Ионическом море до мыса Тенарон. Греция – и я говорю, что это должно быть записано в протокол и что это должны услышать в палаты, но в основном за пределами палаты – полностью сохраняет за собой право расширять свои территориальные воды и осуществлять права национального суверенитета. Ни в коем случае она не может отказаться от каких-либо из них”, – сказал глава МИД. Дендиас напомнил, что, как заявлял премьер-министр Кириакос Мицотакис, следующий этап расширения прибрежной зоны коснется региона к югу от Крита. По этому поводу проводятся соответствующие исследования, сказал он. “Это, однако, не означает, что Греция не сохраняет за собой полное право расширить свои территориальные воды до 12 морских миль и в Эгейском море. В этой связи я хотел бы отметить чрезвычайно важную, возможно, историческую позицию министра иностранных дел России Сергея Лаврова во время его визита в Афины несколько недель назад, когда он четко разъяснил позицию своей страны в отношении суверенного права нашей родины”, – сказал Дендиас. Лавров 26 октября на пресс-конференции в Афинах по итогам переговоров с Дендиасом, комментируя намерение Греции расширить территориальные воды до 12 миль, заявил, что РФ не может занимать здесь какую-то позицию, кроме обозначенной в Конвенции ООН по морскому праву. Если речь заходит о том, что какие-то планы двух или более государств в рамках этой конвенции пересекаются, то решение может быть найдено исключительно путем переговоров при уважении интересов друг друга в соответствии с этой конвенцией, сказал Лавров. Турция заявляла, что расширение территориальных вод Греции до 12 морских миль в Эгейском море станет казус белли (формальный повод для объявления войны). Сейчас территориальные воды Греции составляют 6 морских миль, воздушное пространство – 10 миль.

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

в мире, оон, греция, парламент греции, сергей лавров, крит (остров), ионические острова, никос дендиас, ионическое море, кириакос мицотакис

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ

ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ(Territorial waters) — вся часть моря, на которую распространяется юрисдикция данного государства, называется территориальными водами, а сама граница воды — границей Т. По международному праву обычно юрисдикция государства распространяется на три морских мили от берега, однако в некоторых случаях в порядке договоров или односторонними актами установлены другие границы Т. Морской словарь. – М. : Государственное Военно-морское Издательство НКВМФ Союза ССР,
1941
Территориальные воды

(территориальное море)
полоса моря (океана), прилегающая к материковому берегу и островам, находящимся под суверенитетом прибрежного государства, и составляющая часть его территории. Ширина территориальных вод, как правило, не более 12 морских миль. Режим территориальных вод регулируется Женевской конвенцией 1958 о территориальном море и прилегающей зоне, получивпгей дальнейшее развитие в принятой в 1982 новой конвенции ООН по морскому праву, а также внутренним законодательством государств. EdwART. Толковый Военно-морской Словарь,
2010

Смотреть что такое “ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ВОДЫ” в других словарях

Отсчёт территориальных вод происходит от линии наибольшего отлива (если берег имеет спокойные очертания) либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (воображаемых прямых линий, соединяющих выступы берега в море, если побережье глубоко изрезано, извилисто или если вблизи берега есть цепь островов).

Международное право не допускает расширения территориальных вод за пределы 12 морских миль (22,2 км), однако некоторые государства в одностороннем порядке установили более широкие территориальные воды (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Эквадор и др.

Право мирного прохода через территориальное море

Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через территориальные воды при условии соблюдения положений Конвенции (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении и т. Согласно внутреннему законодательству некоторых государств, иностранные военные корабли могут проходить через их территориальные воды и заходить во внутренние морские воды только по предварительному разрешению правительства соответствующего государства.

Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в территориальных водах большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается.

Международное морское право
Морские

пространстваОткрытое море • Международный район морского дна • Территориальное море • Прилежащая зона • Внутренние воды • Пограничная река • Исключительная экономическая зона • Континентальный шельф • Архипелажные воды • Проливы • Каналы • Морской порт

Области
регулированияРыболовство • Предотвращение загрязнения с судов • Охрана человеческой жизни на море • Подготовка и дипломирование экипажей • Предотвращение столкновения судов • Ответственность за ущерб от загрязнения нефтью • Компенсация ущерба от загрязнения

Претензии на расширение 2001 годаПравить

20 декабря 2001 года Россия подала официальное представление в Комиссию ООН по границам континентального шельфа в соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву (статья 76, пункт 8). В документе предлагается создать новые внешние границы континентального шельфа России за предыдущими рамками 200-мильной зоны (370 км), но в пределах арктического сектора России. Заявлялись территориальные претензии на бо́льшую часть Арктики в секторе России вплоть до Северного полюса. Одним из аргументов было утверждение, что восточная часть хребта Ломоносова, подводного горного хребта, простирающегося через Полярный бассейн, и хребет Менделеева являются продолжением Евразийского континента. В 2002 году Комиссия ООН попросила Россию предоставить дополнительные научные доказательства в поддержку своих требований.

Дополнительные исследованияПравить

В июне 2007 года группа из 50 русских учёных вернулась из шестинедельной экспедиции с известием, что хребет Ломоносова связан с территорией Российской Федерацией, поддержав тем самым претензии России на нефть и газ, которыми богат треугольник. На территории содержится 10 млрд тонн газа и нефти, утверждают учёные. Президент России Владимир Путин затем использовал эту информацию, чтобы вновь заявить о претензии России 2001 года.

2 августа 2007 года русские исследователи погрузили с помощью подводного аппарата национальный флаг на морское дно Северного полюса в символической поддержке претензий 2001 года. Механическая рука установила специальный не подверженный коррозии титановый флаг на дне Северного Ледовитого океана на глубине 4261 метр (13 980 футов).

Международная реакцияПравить

В ответ на установку Россией национального флага на морском дне на Северном полюсе заместитель официального представителя Госдепартамента США Том Кейси заявил:

Не знаю, что они оставили на дне океана — металлический флаг, резиновый флаг, простыню. В любом случае никакого правового значения или эффекта для их претензий это иметь не будет.

I’m not sure of whether they’ve put a metal flag, a rubber flag or a bed sheet on the ocean floor. Either way, it doesn’t have any legal standing or effect on this claim.

Министр национальной обороны Канады Питер Маккей выразился так:

Это не XV век. Вы не можете проехаться по миру, просто поставить свои флаги и сказать: «Мы претендуем на эту территорию».

This isn’t the 15th century. You can’t go around the world and just plant flags and say ‘We’re claiming this territory

В ответ на эти слова министр иностранных дел России Сергей Лавров сказал:

Меня искренне удивило заявление канадского коллеги о том, что кто-то разбрасывается флагами. Никто флагами не разбрасывается. Так делали все первооткрыватели. Когда исследователи достигают какой-то точки, которая никем не исследована, оставляют флаги. Так было и на Луне, между прочим.

Результаты исследованийПравить

20 сентября получены предварительные данные анализа модели земной коры по профилю «Арктика-2007», которые позволяют подтвердить тот факт, что структура коры хребта Ломоносова соответствует мировым аналогам континентальной коры, а значит, является частью прилегающего континентального шельфа Российской Федерации.

Заявка в комиссию ООН 2015 годаПравить

В настоящее время на российском арктическом шельфе имеется только один действующий проект по добыче нефти. Это Приразломное месторождение в Печорском море (прибрежное море в юго-восточной части Баренцева моря, между островами Колгуев и Вайгач). Месторождение открыто в 1989 году и содержит более 70 млн т извлекаемых запасов нефти.

Континентальный шельф Охотского моряПравить

  • Федеральный закон от 30.11.1995 № 187-ФЗ (ред. от 02.05.2015) «О континентальном шельфе Российской Федерации». Дата обращения: 1 сентября 2015. Архивировано 23 сентября 2015 года.
  • Моря России Архивная копия от 23 сентября 2015 на Wayback Machine // Всемирный фонд дикой природы (WWF)
  • Таблица заявок Архивная копия от 5 марта 2016 на Wayback Machine на сайте российской программы Международного полярного года
  • Сообщение на сайте Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации (недоступная ссылка). Дата обращения: 6 августа 2013. Архивировано 5 августа 2012 года.
  • Минприроды завершило исследования для расширения границ России в Арктике. РИА Новости (4 сентября 2019). Дата обращения: 18 октября 2019. Архивировано 18 октября 2019 года.
  • Российская Арктика стала больше на 1,2 миллиона квадратных километров. Дата обращения: 7 февраля 2021. Архивировано 17 ноября 2020 года.
  • Григоренко Ю. Н., Маргулис Е. А., Новиков Ю. Н., Соболев В. С. Морская база углеводородного сырья России и перспективы её освоения Архивная копия от 15 апреля 2017 на Wayback Machine // Нефтегазовая геология. Теория и практика. 2007 (2)
  • Пресс-релиз: Отгружена первая нефть арктического шельфа России. Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 11 ноября 2014 года.
  • Пресс-релиз На Приразломном месторождении в 2014 году добыто 300 тыс. тонн нефти (недоступная ссылка). Дата обращения: 16 января 2015. Архивировано 23 января 2015 года.
  • Пересмотренное частичное представление Российской Федерации в Комиссию по границам континентального шельфа в отношении континентального шельфа в Охотском море. Часть 1. Резюме. 2013.. Дата обращения: 23 января 2019. Архивировано 23 ноября 2018 года.
  • Комиссия ООН включила анклав в Охотском море в состав российского континентального шельфа Архивная копия от 28 марта 2019 на Wayback Machine / Новости ООН. 14 марта 2014.

территориальное море, морской пояс, прилегающий к побережью или внутренним водам государства и составляющий часть территории государственной (См. Территория государственная). На Т. , их поверхность и недра, воздушное пространство над ними распространяется суверенитет прибрежного государства. Режим Т. регулируется международной Конвенцией о территориальном море и прилегающей зоне 1958 (ратифицирована СССР 20 октября 1960), а также внутренним законодательством отдельных государств. Отсчёт Т. происходит от линии наибольшего отлива либо от границ внутренних вод, либо от так называемых базисных линий (См. Базисные линии). Международное право не допускает расширения Т. за пределы 12 м. миль. К 1975 около 100 государств имели Т. шириной до 12 м. миль, 22 государства, пользуясь тем, что вопрос о ширине Т. в Конвенции 1958 остался открытым, в одностороннем порядке установили более широкие Т. (например, Бразилия, Перу, Сьерра-Леоне, Уругвай, Экуадор — 200 м. миль). СССР выступает за закрепление 12-мильного лимита Т. , выражая в то же время готовность признать суверенные права прибрежных государств на разведку и разработку живых и минеральных ресурсов в морском поясе, прилежащем к Т. (так называемая экономическая зона). Режим этих зон должен, однако, учитывать право всех государств на пользование в пределах такого пояса общепризнанными свободами открытого моря (См. Открытое море), включая свободу судоходства. Суда всех государств пользуются правом мирного прохода через Т. при условии соблюдения положений Конвенции (проход не должен нарушать безопасность прибрежного государства, подводные лодки могут проходить только в надводном положении и т. Ряд государств, в том числе и СССР, установили, что иностранные военные корабли могут проходить через их Т. и заходить во внутренние морские воды только по предварительному разрешению правительства. Осуществление иностранными судами морского промысла, гидрографических работ и исследований в Т. большинства государств (при отсутствии специального соглашения) запрещается. Большая советская энциклопедия. — М. : Советская энциклопедия. 1969—1978.

Статья 4. Исходные линии, от которых отмеряется ширина территориального моря

Турция и Греция

Греция не отказывается от своего права расширить территориальные воды до 12 морских миль, пишет 16 января греческая газета Kathimerini со ссылкой на дипломатические источники.

Право расширить территориальные воды до 12 морских миль, прямо предусмотренных международным правом и Конвенцией ООН по морскому праву (UNCLOS), является неизменной позицией Греции, заявили источники в связи с публикациями в турецких СМИ сообщений о якобы согласии Греции на 10-мильные зоны.

В частности, телеканал A Haber передал: «Греция отказалась от претензии на 12-мильные территориальные воды». Турецкий канал Star заявил: «Греция отказалась от своего требования расширения территориальных вод до 12 миль».

Вечером 15 января турецкие СМИ распространили заявление бывшего председателя научного совета при греческом МИД Христоса Розакиса, которое он сделал греческой радиостанции Alpha. По словам Розакиса, Греция предлагала Турции ограничиться 10-мильными территориальным водам.

Турецкие СМИ передали заявления Розакиса как экстренное сообщение, пояснив, что Греция якобы сделала шаг назад в своих притязаниях.

Напомним, в Эгейском море исторически действуют 6-мильные территориальные воды Греции и Турции. Согласно современному морскому праву, любое государство имеет право объявить 12-мильные территориальные воды. Турция неоднократно угрожала Греции войной в случае, если та расширит зоны сверх 6 миль. Стоит отметить, что при расширении территориальных вод Греции до 12 миль, из-за большого количества островов, в Эгейском море закрывается проход в Средиземное море через международные воды.

С проблемой территориальных вод связана также проблема воздушного пространства. Греция объявила 10-мильное воздушное пространство, однако последние 4 мили оказались за пределами территориальных вод, что не соответствует мировой практике. В Греции утверждают, что эта необычная ситуация законна, поскольку при этом Греция частично пользуется своим неотъемлемым правом на 12-мильные зоны, а сложилась лишь из-за турецкого casus belli.

Турция регулярно нарушает 10-мильные греческие воздушные зоны, утверждая, что греческие притязания незаконны. В ответ на запрос Греции США заявили, что не могут даже составить список турецких нарушений греческих воздушных границ, поскольку американские представления о греческих границах не совпадают с греческими.

Читайте также:  Сокращение области аккредитации через личный кабинет фгис росаккредитации

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *