Функциональные обязанности учителя-дефектолога ПМПк образовательного учреждения
- Учитель-дефектолог ПМПк подчиняется директору образовательного учреждения и руководителю ПМПк.
- Учитель-дефектолог должен иметь высшее профессиональное образование и стаж работы в должности не менее 5 лет.
- Учитель-дефектолог должен знать:
– нормативную документацию, регламентирующую деятельность специалиста;
– Законы в области образования и защиты прав ребенка;
– возрастную и специальную педагогику и психологию;
– анатомо-физиологические и клинические основы коррекционной педагогики;
методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии воспитанников;
– нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической деятельности;
– программно-методическую литературу по работе с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии;
– новейшие достижения дефектологической науки.
2. Должностные обязанности
- организует свою профессиональную деятельность на принципах междисциплинарного взаимодействия специалистов;
- принимает активное участие в проведении заседаний ПМПк;
- проводит необходимую подготовительную работу к заседаниям ПМПк;
- вырабатывает коллегиальные рекомендации и заключения;
- рекомендует в соответствии с особенностями ребенка и структурой нарушения оптимальные формы обучения, выбор приемов и методов учебной и коррекционной работы с ребенком в рамках образовательных стандартов;
- разрабатывает совместно с другими специалистами ПМПк индивидуальный образовательный маршрут и программу комплексной помощи ребенку;
- проводит диагностическое изучение уровня актуального развития ребенка, данные которого сопоставляет с результатами обследования других специалистов;
- обследует учащихся классов корекционно-развивающего обучения, определяет структуру и степень выраженности имеющегося у них нарушений;
- планирует проведение коррекционно-развивающей работы во взаимодействии со специалистами ПМПк, реализующими программу комплексной помощи;
- отслеживает динамику развития учащегося, определение соответствия развития ребенка возрастным показателям и программным требованиям;
- осуществляет работу, направленную на максимальную коррекцию отклонений в развитии у школьников с использованием разнообразных специфических приемов, методов и средств обучения в рамках образовательного стандарта;
- реализует образовательные программы и программы комплексной помощи во взаимодействии с другими специалистами ПМПк;
- выполняет рекомендации и решение заседаний ПМПк;
- принимает участие в организации и оформляет документацию для обследования на ПМПК округа (города);
- (лиц, их заменяющих), педагогов, специалистов по выбору адекватных нарушению ребенка приемов и методов коррекции, обучения, воспитания и их применению;
- обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
- осуществляет связь с родителями, (лицами, их заменяющими);
- обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;
– свободно выбирать, разрабатывать и применять коррекционные методики воспитания и обучения детей в рамках соответствия методическим требованиям;
– составлять профессиональное заключение и рекомендации;
– рекомендовать ребенку и родителям (лицам, их заменяющим) форму обучения в соответствии с нарушением развития;
– рекомендовать обследование на ПМПК (округа, города).
4.1 Учитель-дефектолог обязан:
– своевременно проводить диагностическое обследование учащихся;
– организовывать и проводить систематические занятия с учащимися;
– присутствовать на заседаниях ПМПк;
– оформлять соответствующую документацию для представления ребенка на ПМПк;
– объективно оценивать уровень реальных достижений ребенка и в соответствии с этим давать представление о ребенке;
-соблюдать интересы ребенка, принимать решение в пользу ребенка;
– защищать права ребенка и родителей (законных представителей).
Итак, дефектолог- в узком понимании этого термина, коррекционный педагог, который работает с детьми с нарушением интеллекта, слуха, зрения, речи. Я остановлюсь на функциональных обязанностях дефектолога, который занимается с детьми с ЗПР.
Так же как и логопед, дефектолог развивает, корректирует речь детей. Но, особо отмечу, что в основе его работы лежит коррекция и развитие и других психических процессов (мышления, восприятия, памяти, внимания).
В начале учебного года данный специалист проводит диагностику:
– уровня развития психических процессов;
– особенностей познавательной деятельности;
– уровня сформированности представлений о себе и окружающем мире;
– уровня сформированности элементарных математических представлений.
По результатам диагностики составляются индивидуальные планы развития, планы специально организованных занятий, формируются подвижные группы с учетом актуального уровня развития детей. Здесь отмечу, что в отличие от логопеда, дефектолог заполняет не речевую карту, а диагностическую карту развития ребенка с ЗПР.В остальном документация та же.
Дефектолог проводит индивидуальные, подгрупповые и фронтальные занятия, перечень занятий тот же как и у логопеда плюс занятия по формированию элементарных математических представлений.
Так же в функциональные обязанности этого специалиста входит отслеживание динамики развития детей, консультирование родителей, которым даются необходимые рекомендации. Дефектолог участвует в психолого-медико-педагогическом консилиуме дошкольного учреждения, консультирует педагогов о применении специальных методов и технологий, направляя их деятельность на развитие психических процессов детей, участвует в методических объединениях и семинарах, организует коррекционно-развивающее пространство группы и кабинета.
Страница учителя-дефектолога
Уважаемые гости, вы перешли на страницу учителя-дефектолога. Здесь вы сможете найти ответ на вопрос, что такое интегрированное обучение и воспитание. Познакомиться с , , ознакомиться с и для получения консультативной помощи.
Представлены на интернет-ресурсы, где можно изучить нормативно-правовую базу, получить массу полезной информации для работы педагогов. Так же представлены ресурсы для любознательных детей и их ответственных родителей.
Собрана , которая может стать полезной для учителей-дефектологов и педагогов, работающих не только в классах интегрированного обучения и воспитания. Массу рекомендаций и советов для родителей можно получить .
Благодарю за внимание и уделенное время!!!
Об учителе-дефектологе
Чекан Ирина Юрьевна
Родилась в Слуцком районе 10 января 1985 года.
В 2002 году закончила ГУО «Средняя школа № 10 им. С.Ф. Рубанова».
В 2005 году закончила с отличием ГУО «Солигорский педагогический колледж» по специальности начальное образование со специализацией «Логопедия».
2010 год – ГУО «Белорусский педагогический университет им. М.Танка» по специальности «Сурдопедагогика. Дошкольное образование».
2020 год – ГУО «Академия управления при президенте Республики Беларусь» по специальности государственное управление и экономика.
2015 год – присвоена первая квалификационная категория. С 2019 года являюсь членом педагогического коллектива ГУО «Средняя школа №2 г. Слуцка». Работаю учителем-дефектологом в классах интегрированного обучения и воспитания.
Выполнила план образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в объеме 186 часов. Из них:
– ГУО «Академия последипломного образования» 12.12.2014 г. по учебной программе повышения квалификации учителей-дефектологов, работающих с детьми с нарушением слуха.
– ГУО «Минский областной институт развития образования» 21.10.2016 г. по образовательной программе повышения квалификации учителей-дефектологов учреждений дошкольного образования «Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе реализации образовательных программ интегрированного обучения и воспитания».
– Институт повышения квалификации и переподготовки ГУО «Белорусский педагогический университет имени М.Танка» 22.06.2018 г. по образовательной программе «Коррекционная работа с детьми с особенностями психофизического развития».
– ГУО «Минский городской институт развития образования» 29.03.2018 г. по теме: «Теория и практика логопедического массажа».
– Центр дополнительного образования «Альтернатива» ГУО «Белорусский педагогический университет им. М. Танка», 02.03.2020 г. освоила образовательную программу обучающего курса «Дифференцированный подход в коррекции дислалии».
– ГУО «Академия последипломного образования» 18.12.2020 г. по учебной программе повышения квалификации «Технология обобщения, описания и представления эффективного опыта педагогической деятельности» для учителей-дефектологов.
Общий педагогический стаж – 15 лет.
Цитата величайшего Ф.М. Достоевского «Через детей душа лечится» – мое педагогическое кредо. Я люблю детей и поэтому я здесь. Воспитание и обучение детей – это увлекательный и интересный труд, который требует от педагога терпения, профессионализма, трудолюбия и чувства юмора. А если у ребенка возникают сложности с овладением знаний и умений, то эти качества автоматически умножаются на два. Безусловно, легко полюбить прилежного ребенка, у которого способности и большое желание учиться. Однако дефектолог не ищет легких путей, он работает с детьми, имеющими разные особенности психофизического развития, которым иногда с трудом дается каждый новый шаг, и я поняла, что именно люди моей профессии, как никто другой, умеют любить детей. Не бывает не решаемых заданий, бывает сложная инструкция. Не бывает ленивых детей, бывает монотонная и однообразная подача.
Для меня важно научиться видеть мир глазами детей. Это и есть эмпатия – умение проникнуть в чувства другого, суметь поставить себя на его место. Ведь любить ребенка, это значит понимать его и принимать таким, каков он есть.
Только целенаправленная и систематическая, комплексная работа с детьми, организация плотного взаимодействия с родителями или законными представителями ребенка, постоянная связь и взаимовыручка с классными руководителями, учителями-предметниками, а так же всем педагогическим коллективом поможет наладить и осуществить эффективный процесс интеграция и социализации, коррекции познавательных процессов, облегчении усвоения программного материала детьми.
Профессиональные обязанности
– наладить контакт, организовать процесс общение с детьми любого возраста;
– организовать и провести скрининг, первичное обследование и текущий мониторинг и контроль; провести углубленную диагностику состояния психических функции (восприятие, речь, память, мышление, эмоционально-волевую сферу), определить уровень актуального развития, обследовать уровень интеллектуального развития школьника;
– организовать процесс прохождения ребенком МППК;
– организовывать индивидуальные и групповые занятия, направленные на усвоение программного материала и коррекцию высших психических функций;
– активно участвовать в организации и деятельности группы психолого-педагогического сопровождения детей с ОПФР (ППС)
– проводить консультативную деятельность;
– владеть ИКТ.
Организация интегрированного обучения и воспитания
Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимся к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Работа осуществляется на основании Кодекса об образовании, инструктивно-методических писем, методических рекомендаций Министерства образования Республики Беларусь.
Цель интегрированного обучения и воспитания
Задачи интегрированного обучения:
- освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
- исправление или ослабление имеющихся у обучающихся физических или психических нарушений;
- обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
- создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
- формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
- формирование позитивно ориентированной личности;
- профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.
Организационной формой интегрированного обучения и воспитания в нашей школе являетсякласс интегрированного обучения и воспитания.
В учреждениях общего среднего образования могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания (полной и неполной наполняемости).
В должностные обязанности учителя-дефектолога входит выполнение следующих функций:
-организация и осуществление учебно-коррекционной и воспитательной работы с детьми и подростками с учетом особенностей психофизического развития, характера и структуры нарушений;
-проведение коррекционно-реабилитационной работы с детьми, развитие их способностей и наклонностей, организация их трудовой, физкультурно-оздоровительной,художественно-творческой еятельности;
-осуществление оздоровительно-профилактических мероприятий;
-анализ и динамика развития детей;
-обеспечение условий для максимально-возможного вовлечения детей-инвалидов в социально-экономическую жизнь общества;
-разработка методических рекомендаций и проведение консультаций по вопросам психолого-педагогической диагностики, обучения, лечения, социальной реабилитации детей с особенностями психофизического развития.
В случае необходимости организации для ребёнка интегрированного обучения родители должны предоставить в учреждение образования заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (ЦКРОиР).
По вопросам организации интегрированного обучения и оказанию коррекционно-педагогической помощи, проведению КОНСУЛЬТАЦИИ вы можете обратиться к учителю-дефектологу школы.
Полезные ссылки
Полезная информация для родителей
Полезная информация для педагогов
– методы и приемы предупреждения и исправления отклонений в развитии воспитанников;
- принимает участие в организации и оформляет документацию для обследования на ПМПК округа (города);
- консультирует родителей (лиц, их заменяющих), педагогов, специалистов по выбору адекватных нарушению ребенка приемов и методов коррекции, обучения, воспитания и их применению;
- обеспечивает уровень подготовки воспитанников, соответствующий требованиям государственного образовательного стандарта;
- осуществляет связь с родителями, (лицами, их заменяющими);
- обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса;