Правила землепользования и застройки (ПЗЗ) – это документ градостроительного зонирования. По нему можно понять, можно ли строить на конкретном участке, какие характеристики допускаются для объекта застройки. На основании данных ПЗЗ осуществляется получение ГПЗУ (Градостроительный план земельного участка). ГПЗУ входит в обязательный список документации для проектирования и согласований при возведении новых строений, реконструкции недвижимости.
Калькулятор стоимости и сроков наших услуг – здесь
Читайте в материале, какую информацию содержат Правила землепользования и застройки, как правильно читать и понять обозначения карт зонирования, когда и как допускается изменение ПЗЗ.
Что такое ПЗЗ и как понять ограничения по карте
Информация в статье содержит общую информацию, но каждый случай носит уникальный характер. По одному из наших телефонов можно получить бесплатную консультацию от наших инженеров – звоните по телефонам:
8 (499) 430-01-70 — Москва (наш адрес)
8 (812) 409-60-15 — Санкт-Петербург (наш адрес)
Все консультации бесплатны.
- описательная часть – порядок применения ПЗЗ и получения информации, алгоритм внесения корректировок;
- карты зонирования – по ним определяется, что можно строить на определенных территориях;
- регламенты градостроительства – они определяются правовой статус участка, разрешенные виды пользования, предельные размеры местоположения объектов на участке, допустимые параметры строений.
На основании ПЗЗ выдаются выписки и ГПЗУ на участки и зоны, утверждается проект застройки территории. Документ принимается органами власти региона или муниципалитета, проходит общественные слушания, публикуется в открытом доступе.
- для определения статуса участка и строительных ограничений используются буквенные и числовые обозначения (например, индекс «Ф» предусматривает зону сохраняемого землепользования, а «Н» – зоны, для которых не установлены регламенты);
- для идентификации вида разрешенного пользования и строительства используются числовые коды (например, для магазинов с площадью до 5000 кв.м. применяется код 4.4.0, а для размещения хостелов код 4.7.1);
- для обозначения зон, чьи регламенты действовали на момент утверждения ПЗЗ, применяется красный цвет.
Таким образом, зная комбинацию букв и цифр, можно предварительно оценить правовой статус земли и возможные варианты застройки. Официальную информацию будет содержать выписка из ПЗЗ, которую можно получить в администрации.
В Правилах землепользования и застройки отмечаются зоны разрешенного пользования, условные обозначения для строительства объектов
Росреестр предложил упростить внесение данных о границах территориальных зон, населенных пунктов и земельных участков в ЕГРН. Такой законопроект опубликован для общественного обсуждения на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.
Как отмечается в пояснительной записке, по данным на 1 января 2022 года, в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) внесено 42,3 процента границ населенных пунктов и 30 процентов границ территориальных зон. Отсутствие в ЕГРН границ влияет на градостроительный потенциал муниципалитетов и регионов, создается правовая неопределенность для владельцев земельных участков, возникают земельные споры.
При этом территориальные зоны — это территории, объединенные возможностью застройки конкретными видами объектов. К примеру, они могут быть жилыми, или производственными. Одним из препятствий для внесения сведений о границах в ЕГРН является пересечение границ населенных пунктов и территориальных зон с границами участков. Сейчас законом запрещено вносить сведения о границах в таком случае.
Согласно законопроекту, пересечение границ населенных пунктов, территориальных зон с границами земельного участка, занятого, к примеру, трубопроводом или дорогой, или пересекающиеся по сведениям из ЕГРН участки не являются препятствием для внесения границ в реестр.
Устранять пересечения будет орган регистрации при государственном кадастровом учете после уточнения границ земельных участков, в том числе для ликвидации реестровой ошибки. Данные о внесенных изменениях сообщат органам госвласти и местным властям. Проектом закона предлагается также метод для уточнения границ участка, занятого линейным объектом, которые пересекают границы населенного пункта, муниципального образования и границы между регионами.
• В Госдуме попросят Правительство отчитаться об охране городских лесов
• В ходе строительства дорог по маршруту «Европа — Западный Китай» нашли нарушения
• Суд обязал защищать права граждан на жилье в случае банкротства банков
Росреестр может самостоятельно вносить изменения и сведения о границах населенных пунктов и территориальных зон в ЕГРН, если 75 и более процентов площади участка находится в границах определенного населенного пункта или территориальной зоны. Законопроектом предлагается вносить такие изменения, если более 50 процентов участка, с границами которого пересекаются границы населенных пунктов или территориальных зон, принадлежит населенному пункту или находится вне его с одновременным изменением границ. В том числе это относится к ситуациям, если населенные пункты или территориальные зоны имеют общие границы.
Помимо этого, уточняются требования к подготовке межевого плана, содержащего, в частности, сведения о частях участка, в случае, если при кадастровых работах обнаружено такое пересечение границ. Законопроектом также вводится определение понятия «пересечение границ земельного участка с границами другого земельного участка».
Исправлять реестровые ошибки в местоположении зданий и других объектов на земельном участке будет орган регистрации прав, говорится в документе. Предлагается сократить с трех до одного месяца срок, по истечении которого орган регистрации внесет изменения в сведения ЕГРН о местоположении границ участка без согласия его правообладателя, если не поступят необходимые документы.
Ранее на заседании Совета Федерации одобрили закон, согласно которому разрешается продавать и покупать земельные участки, расположенные у водоемов с питьевой водой.
Нередко бывает так, что устанавливаемый Правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) градостроительный регламент земельных участков (виды разрешенного использования (ВРИ) и предельные параметры строительства) не соответствует целям и интересам их правообладателей.
Например, ПЗЗ могут быть установлены ограничения для наиболее важного способа использования участка – его застройки. Так, в Москве большая часть застроенной территории отнесена к так называемой зоне сохраняемого землепользования (индекс «Ф»), в которой запрещается новое строительство и увеличение площади существующих объектов. Часто встречаются случаи, когда ПЗЗ изменяется градостроительный регламент земельного участка по сравнению с его текущим разрешенным использованием.
В данной ситуации следует понимать, что само по себе несоответствие ПЗЗ интересам отдельных землепользователей не является незаконным. Судебная практика устойчиво исходит из того, что уполномоченные органы вправе определять (изменять) градостроительный регламент соответствующей территории исходя из «баланса частных и публичных интересов», то есть фактически по своему усмотрению.
При этом оспаривание ПЗЗ целесообразно в исключительных случаях, когда имеются очевидные нарушения законности в их содержании и/или порядке принятия, такие как:
- пересечение границ земельного участка границами территориальных зон, установленных ПЗЗ (участок находится в двух и более территориальных зонах);
- несоответствие территориального зонирования ПЗЗ сведениям Генерального плана о функциональном зонировании территории;
- незаконное отображение в ПЗЗ границ зон с особыми условиями использования территорий (ЗОУИТ);
- грубое нарушение порядка принятия (изменения) ПЗЗ (непроведение публичных слушаний, отсутствие у публичного органа полномочий на изменение ПЗЗ и т. д.).
Заявлять о наличии нарушений с представлением соответствующего обоснования землепользователям следует до утверждения ПЗЗ – на таком обязательном этапе их принятия как публичные слушания.
Правила землепользования и застройки являются нормативно-правовым актом, оспаривать их необходимо в судах общей юрисдикции. Для некоторых регионов (например, для г. Москвы) это делает судебное оспаривание ПЗЗ крайне неэффективным.
В случаях, когда ПЗЗ не соответствуют интересам владельца участка, но при этом отсутствуют явные формальные нарушения (перечисленные выше) – целесообразнее ставить вопрос о внесении изменений в ПЗЗ. Например, об установлении возможности нового строительства для участков в зоне «Ф» по ПЗЗ Москвы. В рамках данной процедуры представляется возможным обосновать, что предлагаемые изменения соответствуют не только пожеланиям конкретного землепользователя, но и публичным интересам – гармоничному развитию населенного пункта, привлечению инвестиций, созданию рабочих мест и т.
Неэффективно оспаривание ПЗЗ и в тех ситуациях, когда новый градостроительный регламент противоречит текущему использованию участка или запланированному использованию (в случае его несоответствия Генплану). Несмотря на то, что закон требует учитывать при территориальном зонировании в ПЗЗ как перспективное, так и текущее землепользование, суды признают, что разрешенное использование и градостроительный регламент участка должны соответствовать Генеральному плану, то есть отражать будущее использование территории. В то же самое время, избранный землепользователем будущий способ использования земельного участка также не подлежит защите, если он противоречит Генеральному плану.
При этом уже возведенные и строящиеся объекты (если разрешение на строительство выдано до внесения изменений в ПЗЗ) могут использоваться владельцами по существующему назначению без их приведения в соответствие с новыми градостроительными регламентами неограниченно долгое время при условии отсутствия угрозы жизни, здоровью человека или окружающей среде (т. практически во всех случаях).
В то же время реконструкция таких объектов, а также дальнейшая застройка участка невозможна, за исключением случая, когда собственником ранее был получен градостроительный план земельного участка, гарантирующий незыблемость градостроительного режима участка в течение трех лет с даты его получения (что, однако, не касается возможного распространения на участок режима ЗОУИТ).
В случаях, когда в связи с изменением ПЗЗ арендаторы и собственники земельных участков лишаются возможности использовать участки и расположенные на них объекты капитального строительства по назначению, а оспаривание ПЗЗ нецелесообразно (как в ситуации несоответствия ПЗЗ текущему ВРИ участка), они вправе требовать полного возмещения убытков. При этом противоправность действий публичного органа власти в данном случае не будет иметь правового значения.
Нередко у владельцев земельных участков возникает неразбериха, к какому виду разрешенного использования (ВРИ) относится их участок, какую деятельность на нём можно осуществлять, а какую нет, и в каких случаях ВРИ следует менять. Вопросы крайне серьезные, так как ВРИ является главным фактором при определении кадастровой стоимости земельного участка. Кроме того, за использование земельного участка не по целевому назначению полагается административное наказание в виде штрафа.
В этом материале подробно расскажем, какие бывают виды разрешенного использования земельных участков, что стоит учитывать, если вы собрались строить на участке дом или разводить сельскохозяйственных животных, и как можно поменять ВРИ, если это все-таки необходимо.
Классификатор видов разрешенного использования
Разрешенное использование земельного участка – это характеристика, отвечающая на вопрос как именно можно использовать земельный участок, в частности, что на нем можно построить. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определеннойкатегории земель и виду разрешенного использования.
Земля на территории муниципальных образований поделена на территориальные зоны. Территориальная зона – это область, которая имеет границы и для которой установлены определенные градостроительные регламенты. Для каждой такой территориальной зоны местные власти устанавливают: виды разрешенного использования земельных участков, какие объекты недвижимости можно строить, их параметры по высоте и т.
ВАЖНО! Местные власти определяют виды разрешенного использования для каждой территориальной зоны исходя из исторически сложившихся условий использования территории, а также исходя из результатов публичных слушания. Документы градостроительного зонирования регламентируют, какие ВРИ могут быть выбраны правообладателями земельных участков самостоятельно, какие – после получения разрешения, а для каких видов деятельности участки не могут быть использованы. Данные разграничения устанавливаются для обеспечения защиты населения и обеспечения комфортных условий проживания.
Существует Классификатор видов разрешенного использования, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года П/0412. На основании этого классификатора муниципалитеты устанавливают для каждой территориальной зоны основные виды разрешенного использования, вспомогательные и условно разрешенные.
Классификатор содержит 13 ВРИ:
- Сельскохозяйственное использование (растениеводство, садоводство, пчеловодство, рыбоводство и т.д.);
- Жилая застройка (для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства, многоэтажная жилая застройка и т.д.);
- Общественное использование объектов капитального строительства (здравоохранение, социальное обслуживание, образование и просвещение и т.д.)
- Предпринимательство (объекты торговли, рынки, магазины и т.д.)
- Отдых (рекреация) (спорт, туристическое обслуживание, охота и рыбалка и т.д.)
- Производственная деятельность (тяжелая промышленность, энергетика, связь и т.д.)
- Транспорт (железнодорожный транспорт, размещение автомобильных дорог, воздушный транспорт и т.д.)
- Обеспечение обороны и безопасности (обеспечение вооруженных сил, охрана государственной границы РФ и т.д.)
- Деятельность по особой охране и изучению природы (охрана природных территорий, санаторная деятельность и т.д.)
- Использование лесов (заготовка древесины, лесные плантации и т.д.)
- Водные объекты (гидротехнические сооружение и т.д.)
- Земельные участки (территории) общего пользования (улично-дорожная сеть, благоустройство территории и т.д.)
- Земельные участки общего назначения (ведение огородничества, ведение садоводства).
Основные виды разрешенного использования характеризуют основной вид деятельности, для целей ведения которой приобретается и используется земельный участок (например, жилая застройка или сельскохозяйственное использование)
Условно разрешенные виды использования земельных участков применяются при необходимости расширить способы использования земли – к примеру, если на участке, который предназначен для строительства магазина, вы планируете построить автомобильную заправку. Порядок получения разрешения на условно разрешённый ВРИ установлен Градостроительным кодексом РФ.
Вспомогательные ВРИ применяются, чтобы уточнить целевое назначение участка. К примеру, такой дополнительный вид разрешенного использования может понадобиться, если собственник захочет построить на участке забор, гараж, хозяйственную постройку.
Как узнать, какой ВРИ у вашего земельного участка
Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН. Это дополнительная характеристика участка.
Уточнить вид разрешенного использования земельного участка можно, заказав выписку из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) об основных характеристиках объекта недвижимости. Это можно сделать с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра, в офисах МФЦ, на портале Госуслуг, а также на сайте подведомственного ФГБУ «ФКП Росреестра».
В этом случае информация будет указана в разделе «Виды разрешенного использования».
Также можно воспользоваться сервисом «Публичная кадастровая карта». Для этого необходимо знать адрес участка или его кадастровый номер.
Какой ВРИ подходит для строительства на участке индивидуального жилого дома
В данном случае подойдут следующие виды разрешенного использования:
- 1 – «Для индивидуального жилого строительства». На таких участках разрешено также строить гаражи и вспомогательные постройки, выращивать сельскохозяйственные культуры;
- 2 – «Для ведения личного подсобного хозяйства». Здесь можно не только строить жилой или садовый дом, но и производить сельхозпродукцию и разводить сельскохозяйственных животных;
- 2 – «Ведение садоводства». Такие участки предусмотрены для отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Также здесь можно строить дома – жилые и садовые.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Если у вашего участка основной ВРИ 13. 1 «Ведение огородничества», то строительство жилого и садового дома на нем запрещено. Разрешено лишь возведение хозяйственных построек для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур. Не стоит путать данный вид с 13. 2 «Ведение садоводства», где строительство жилого дома допускается.
Аналогичная ситуация с ВРИ 1. 16 «Ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках», где разрешено только производство сельскохозяйственной продукции без права возведения объектов капитального строительства. При этом ВРИ 2. 2 «Для ведения личного подсобного хозяйства» такое строительство разрешает.
ВАЖНО! Если вид разрешенного использования вашего земельного участка не соответствует обозначенным выше, то для того, чтобы построить на нем жилой или садовый дом, вам потребуется изменить ВРИ.
Как поменять основной ВРИ земельного участка: порядок действий
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно руководствоваться правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Эти правила оформляются в виде документа, который содержит градостроительные регламенты и карты территориального зонирования.
Для начала необходимо уточнить, приняты ли ПЗЗ уполномоченным органом в вашем населенном пункте.
В соответствии с законодательством при наличии утвержденных ПЗЗ правообладатель земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных законом, вправе самостоятельно без дополнительных разрешений и согласований выбрать вид разрешенного использования земельного участка из числа видов, предусмотренных градостроительным регламентом.
В данном случае собственнику необходимо подать в любой удобный офис МФЦ заявление о выбранном виде разрешенного использования земельного участка из тех видов, которые установлены ПЗЗ. Форма такого заявления утверждена приложением № 2 к приказу Росреестра от 19. 2020 № П/0310.
Обратите внимание: Изменение ВРИ земельного участка на вид, отнесенный к условно разрешенному, возможно только на основании решения уполномоченного органа по результатам проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.
ВАЖНО! Изменение вида разрешенного использования земельного участка может повлечь изменение его кадастровой стоимости, а также величины земельного налога.
- Территориальные зоны – элементы ПЗЗ поселения
- Негативные последствия
- Изменение территориальной зоны земельного участка
- Кто готовит предложения об изменении территориальной зоны ЗУ
- Заявление об изменении территориальной зоны
- Решение об изменении территориальной зоны ЗУ
Территориальные зоны – элементы ПЗЗ поселения
Отнесение земельных участков к конкретным территориальным зонам –результат градостроительного планирования территорий городских и сельских поселений.
Главные цели такого планирования (статья 9 Градостроительного кодекса РФ):
- определение в документах территориального планирования назначения территорий:
исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов - исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов
- обеспечение устойчивого развития территорий
- развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
- учёт интересов:
гражданобъединений гражданРоссийской Федерациисубъектов РФмуниципальных образований - граждан
- объединений граждан
- Российской Федерации
- субъектов РФ
- муниципальных образований
Градостроительная картина поселения отображается графически:
- в генеральном плане
- в карте функционального зонирования
Каждый цвет в этих чертежах соответствует конкретной территории поселения:
- выделяются территориальные зоны
- зоны объединяют земельные участки со сходными характеристиками
К признакам любой территориальной зоны относятся (пункты 2 – 4 статьи 85 ЗК РФ):
- учёт особенностей зоны:
расположениеразвитие - расположение
- развитие
- установленные границы
- сочетание различных ВРИ ЗУ
- установленные градостроительные регламенты, определяющие правовой режим:
земельных участковвсего, что:
находится над и под поверхностью ЗУиспользуется при застройке и эксплуатации:
зданийстроенийсооружений - земельных участков
- всего, что:
находится над и под поверхностью ЗУиспользуется при застройке и эксплуатации:
зданийстроенийсооружений - находится над и под поверхностью ЗУ
- используется при застройке и эксплуатации:
зданийстроенийсооружений - зданий
- строений
- сооружений
- предотвращение возможности причинения вреда объектам капитального строительства на смежных ЗУ
Градостроительный регламент – порядок, вводимый правилами землепользования и застройки (ПЗЗ) поселения. Он устанавливается в соответствии с Гр. Он обязателен для исполнения:
- собственниками ЗУ
- землепользователями
- землевладельцами
- арендаторами ЗУ
вне зависимости от форм собственности и иных прав на землю.
В случае, когда ВРИ ЗУ не входят в перечень видов разрешённого использования территориальной зоны,
- земельный участок
- объекты недвижимости, прочно связанные с ЗУ
не соответствуют градостроительному регламенту. Возможности развития территории надела ограничены.
Территориальные зоны вводятся для установления градостроительных регламентов. Градрегламенты определяют правовой режим ЗУ зоны. В этом состоит:
- градостроительное значение территориальных зон
- роль зон в формировании генерального плана поселения
Негативные последствия
Обязательность соблюдения регламентов градостроительства может стать причиной ограничений прав владельцев и пользователей ЗУ:
- по застройке наделов
- по эксплуатации возведённых капитальных объектов
- в использовании участков
Как бы ни были совершенны:
- генеральный план
- карта функционального зонирования территории
разработанные компетентными профессионалами совместно:
- с муниципальными и региональными властями
- с природоохранными, лесными и водными службами
- с комитетами и министерствами
- с органами контроля за надлежащим состоянием памятников истории и культуры
- с иными организациями
они не могут быть абсолютно идеальными. Их схемы и чертежи не вечны. Они меняются вместе с ПЗЗ.
Ситуации, когда возникают негативные последствия
- границы 2 или нескольких зон проходят через 1 участок
- участок оказывается сразу в нескольких территориальных зонах
Это нарушение требований ГрК РФ (пункт 4 статьи 30).
Для устранения ошибки участок будет включён в зону градостроительного преобразования. Она в дальнейшем делится:
- на ЗУ
- на территориальные зоны
ВРИ ЗУ в зоне преобразования устанавливаются в соответствии:
- с функциональным назначением участков
- с проектами проектами планировки территорий
Регламент зоны градостроительного преобразования определяется по видам фактического использования:
Предельные параметры развития капитальных объектов должны соответствовать фактическим показателям существующих объектов:
- этажности
- проценту застройки
Другие последствия включения ЗУ в территориальную зону:
- невозможность эффективного использования в территориальной зоне:
недвижимого имущества - недвижимого имущества
- причинение вреда правообладателям участков
- снижение стоимости ЗУ и ОКС
- невозможность реализации прав и законных интересов граждан и их объединений
- правила землепользования и застройки (ПЗЗ) и градостроительные регламенты препятствуют:
функционированию ОКС регионального или местного значенияразмещению ОКС регионального или местного значения - функционированию ОКС регионального или местного значения
- размещению ОКС регионального или местного значения
Превращаются ли ПЗЗ и установленные в соответствии с ними градостроительные регламенты территориальных зон в непреодолимое препятствие при использовании земельных участков? Для целого ряда случаев так не происходит.
Сами ПЗЗ определяют пути преодоления проблемных ситуаций:
- при объективно обоснованной невозможности эффективного использования участка
- при доказательстве обстоятельств, что перечислены выше
правообладатели земельных наделов получают возможность изменения территориальной зоны.
Изменение территориальной зоны земельного участка
При изучении вопроса об изменении территориальной зоны нужно знать, что ПЗЗ:
- это документ градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ)
- утверждаются нормативными правовыми актами:
органов местного самоуправленияорганов государственной власти субъектов РФорганов власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга - органов местного самоуправления
- органов государственной власти субъектов РФ
- органов власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга
- устанавливают:
территориальные зоныградостроительные регламентыпорядок применения ПЗЗпорядок внесения изменений в ПЗЗ - территориальные зоны
- градостроительные регламенты
- порядок применения ПЗЗ
- порядок внесения изменений в ПЗЗ
- порядок включает:
карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зонградостроительные регламенты - карту градостроительного зонирования, на которой устанавливаются границы территориальных зон
Следовательно, изменение территориальной зоны ЗУ выполняется через внесение изменений в ПЗЗ поселения на уровне муниципальных органов самоуправления.
ПЗЗ принимаются на местном уровне. Значит, изменения в ПЗЗ вносятся на местном уровне. Внесение изменений в ПЗЗ рассматриваются главой местной администрации.
- для рассмотрения вопроса о внесении измененийдля внесения изменений
- для рассмотрения вопроса о внесении изменений
- для внесения изменений
могут служить определённые обстоятельства.
При внесения изменений в генеральный план поселения или в схему территориального планирования муниципального района возникло несоответствие ПЗЗ:
- генеральному плану
- схеме территориального планирования
А) При получении предписания об устранении:
- нарушений
- ограничений
использования объектов недвижимости, установленных на приаэродромной территории, которые допущены в ПЗЗ поселения, городского округа, межселенной территории.
Предписание направляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. Оно обязательно для исполнения в сроки, установленные законодательством.
Б) При поступлении предложений:
- об изменении границ территориальных зон
- об изменении градостроительных регламентов
Кто готовит предложения об изменении территориальной зоны
Подготовить предложения о внесении изменений в ПЗЗ может любой желающий. Их авторами могут быть:
- федеральные органы исполнительной власти
- органы исполнительной власти субъектов РФ:
когда ПЗЗ могут воспрепятствовать функционированию и размещению ОКС регионального значения - когда ПЗЗ могут воспрепятствовать функционированию и размещению ОКС регионального значения
- органы местного самоуправления муниципального района:
когда ПЗЗ препятствують функционированию и размещению ОКС местного значения - когда ПЗЗ препятствують функционированию и размещению ОКС местного значения
- органы местного самоуправления
когда необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории:когда ПЗЗ не обеспечивают возможность размещения на территориях поселения объектов, предусмотренных документами территориального планирования:
объектов федерального значенияобъектов регионального значенияобъектов местного значения муниципального района (за исключением линейных объектов) - когда необходимо совершенствовать порядок регулирования землепользования и застройки на соответствующих территории:
- когда ПЗЗ не обеспечивают возможность размещения на территориях поселения объектов, предусмотренных документами территориального планирования:
объектов федерального значенияобъектов регионального значенияобъектов местного значения муниципального района (за исключением линейных объектов) - объектов федерального значения
- объектов регионального значения
- объектов местного значения муниципального района (за исключением линейных объектов)
Требование (а не предложение) о внесении изменений в ПЗЗ для обеспечения размещения объектов готовятся:
- уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
- уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ
- уполномоченным органом местного самоуправления муниципального района
Физические и юридические лица могут также подавать свои предложения (заявления) о внесении изменений в ПЗЗ в части изменения территориальной зоны земельного участка:
- в инициативном порядке
- в случаях, когда в результате применения ПЗЗ участки и капитальные объекты невозможно эксплуатировать эффективно
- причиняется вред их правообладателям
- снижается стоимость ЗУ и ОКС
- не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений
Заявление об изменении территориальной зоны
Заявление об изменении территориальной ЗУ должно содержать детальное обоснование необходимости внесения изменений в ПЗЗ.
Если в качестве причины обращения указывается невозможность эффективного использования участка или недвижимого имущества, то нужны факты, подтверждающие это утверждение.
Серьёзное внимание уделяется заявлениям, где в качестве причины обращения:
- доказывается нанесение вреда правообладателю участка
- показывается уменьшение стоимости надела или капитальных объектов
Объективность доказательств может послужить залогом благоприятного исхода в рассмотрении заявлений об изменении территориальной зоны.
Примерная форма заявления представлена здесь.
Решение об изменении территориальной зоны
Изменение территориальной зоны – задача, решаемая в несколько этапов как в случае подачи заявления на стадии разработки ПЗЗ, так и в случае действия уже принятых ПЗЗ.
Итоговое решение зависит от многих факторов:
- от результатов рассмотрения поступившего заявления в специальной комиссии по ПЗЗ
- от результатов публичных слушаний:
владельцы смежных участков и иные заинтересованные лица высказывают свои мнениязамечания фиксируются в протоколах этих слушаний. - владельцы смежных участков и иные заинтересованные лица высказывают свои мнения
- замечания фиксируются в протоколах этих слушаний.
изменение территориальной зоны ЗУ вызвана ошибками, допущенными при её формировании
Заявление об изменении территориальной зоны на стадии разработки ПЗЗ
- предложения и заявления направляются в Комиссию по проекту правил землепользования и застройки
- в течение 30 дней со дня поступления предложения о внесении изменений в ПЗЗ комиссия готовит предварительное заключение, в котором содержатся:
или рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в ПЗЗили рекомендации об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения - или рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в ПЗЗ
- или рекомендации об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения
- предварительное заключение комиссии вместе с проектом изменений в ПЗЗ направляются главе местной администрации
- организуются публичные слушания
- о проведении слушаний делается публикация в СМИ:
о дате и месте проведенияс информацией из проекта изменений в ПЗЗ - о дате и месте проведения
- с информацией из проекта изменений в ПЗЗ
- в ряде случаев проведение публичных слушаний не требуется
- по результатам слушаний комиссия готовит итоговый вариант проекта изменений в ПЗЗ с приложением к нему протокола публичных слушаний
- подготовленные документы отправляются главе администрации:
в течение 10 дней он должен принять решение:
о направлении проекта изменений в ПЗЗ в представительный орган местного самоуправленияоб отклонении проекта изменений в ПЗЗ и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления - в течение 10 дней он должен принять решение:
о направлении проекта изменений в ПЗЗ в представительный орган местного самоуправленияоб отклонении проекта изменений в ПЗЗ и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления - о направлении проекта изменений в ПЗЗ в представительный орган местного самоуправления
- об отклонении проекта изменений в ПЗЗ и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления
Подача заявления об изменении территориальной зоны при действующих ПЗЗ
- Предложение о внесении изменений в ПЗЗ направляется в Комиссию по землепользованию и застройке (в соответствии с положениями статьи 32 ГрК РФ)
- В течение 30 дней со дня поступления предложения о внесении изменений в ПЗЗ комиссия готовит предварительное заключение, в котором содержатся:
или рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в ПЗЗили рекомендации об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения - или рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в ПЗЗ
- или рекомендации об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения
- Предварительное заключение комиссии вместе с проектом изменений в ПЗЗ направляются главе местной администрации:
в течение 30 дней он должен принять решение:
или о направлении проекта изменений в ПЗЗ в представительный орган местного самоуправленияили об отклонении проекта изменений в ПЗЗ и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления - в течение 30 дней он должен принять решение:
или о направлении проекта изменений в ПЗЗ в представительный орган местного самоуправленияили об отклонении проекта изменений в ПЗЗ и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления - или о направлении проекта изменений в ПЗЗ в представительный орган местного самоуправления
- или об отклонении проекта изменений в ПЗЗ и о направлении его на доработку с указанием даты его повторного представления
Главное в заявлении
Каким бы относительно несложным представлялся алгоритм решения вопроса об изменении территориальной зоны земельного надела, не стоит рассчитывать на лёгкость её выполнения.
Нужно повториться о важности доказательной базы. Она должна:
- убедительно и объективно подтвердить невозможность эффективной эксплуатации ЗУ
- содержать причины, создавшие невозможность эксплуатации ЗУ при существующем включении ЗУ в территориальную зону
Для одних участков потребуется подготовка специального отчёта лицензированной компании. В нём должны содержаться официальные данные о низкой кадастровой стоимости:
- или наделов
- или расположенных на участках объектов недвижимости
Для других ЗУ потребуются доказательство того, что включение их в границы утвержденной территориальной зоны:
- противоречит статьям ГрК РФ
- не учитывает существующее землепользование:
например, застройку объектами капитального строительства - например, застройку объектами капитального строительства
- не соответствует генплану поселения в части назначения территории
Для третьих наделов, считавшихся сельхозугодьями в зоне с/х земель, может потребоваться доказательство:
- низкого бонитета
- низкой кадастровой стоимости в сравнении с той, что сложилась в муниципалитете
Примеров доказательств можно приводить много. Каждый из них соответствует конкретной ситуации. Они не идентичны для всех наделов, для которых, по мнению правообладателей, требуется изменение территориальной зоны.
Необходимо выделить самые существенные основания, ведь внесение изменений в ПЗЗ – не обязанность, а право администрации. Основания тщательно изучаются, полученная информация проверяется, а частые отказы становятся не редкостью.
Правообладатели участков имеют право решить проблемы в судебном порядке. К примеру, собственник может оспорить отказ администрации в изменении территориальной зоны при следующих обоснованиях своего требования:
- на участке есть жилой дом
- генеральный план поселения не несоответствует правилам землепользования и застройки
Консультационные услуги
- Ознакомиться с особенностями с/х угодий, понятием о балле бонитета, режимом использования таких земель можно здесь
- О новом подходе к комплексному развитию территорий поселений (КРТ) и достижению жилищного комфорта граждан – читать здесь
- Риски от установления красных линий на земельном участке – здесь
- Что такое обременение земельного участка можно узнать здесь
- С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
- Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно здесь
- Чем интересна «лесная амнистия» для собственников участков – читайте здесь
- С признаками капитальных и некапитальных (временных) объектов можно ознакомиться здесь
- О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте здесь
- Представление о градостроительном регламенте и его значении для застройки участков можно получить здесь
- Ознакомиться с различными особенностями изменения территориальной зоны земельного участка можно здесь
- С правилами сноса самостроя по новому законe можно ознакомиться здесь
- С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь
Как получить ГПЗУ
Получение ГПЗУ осуществляется на начальной стадии изысканий и проектирования. Градостроительный план земельного участка можно получить через портал Госуслуг, либо через сайт mos. ru по ссылке. Выдачей документа занимается МосКомАрхитектура. При подачи заявления нужно приложить правоустанавливающие документы на участок, а также на размещенные на нем объекты (если сведения о них отсутствуют в ЕГРН).
Выписка из ПЗЗ формируется бесплатно в течение 14 дней после подачи заявления. Документ выдается только в электронном виде. После получения, ГПЗУ нужно представить вместе с проектом на экспертизу, для оформления разрешения Госстройнадзора.
- номер ГПЗУ (присваивается при выдаче);
- основание для выдачи документа (например, реквизиты заявления от правообладателя);
- местоположение и описание границ участка (эти данные заполняются в соответствие с ЕГРН);
- площадь, кадастровый номер;
- сведения об объектах, уже расположенных на земле;
- сведения о границах, в пределах которых может строиться новый объект (для этого используется карта градостроительного зонирования, проект застройки территории, сведения ЕГРН);
- сведения о проекте планировки или межевания территории;
- чертежи ГПЗУ.
Перечисленные пункты являются общей частью ГПЗУ. Для целей проектирования самые важные данные будут указаны в разделе 2 ГПЗУ.
Эксперт в сфере сертификации, кадастра, недвижимости и проектирования. Высшее юридическое образование, опыт работы более 10 лет.
Куда нужно обращаться для внесения изменений в ПЗЗ?
В Москве вопросы, связанные с изменением Правил землепользования и застройки, рассматривает МосКомАрхитектура.
Добрый день! Обязательно нужно запрашивать ГПЗУ. чтобы внести изменения в ПЗЗ?
Да, обязательно, так как ГПЗУ входит в обязательный комплект документов для изменения ПЗЗ.
Сколько раз можно вносить изменения в ПЗЗ для одного участка?
Количество изменений не ограничено, однако при повторном обращении нельзя использовать упрощенный вариант (кроме увеличения площади на 10%).
Выписка из ПЗЗ будет содержать:
- сведения о регламенте (если он утвержден для участка);
- основные, вспомогательные и условно-разрешенные виды землепользования (например, для жилищной застройки, земли сельхозназначения);
- предельные размеры участка, площади;
- минимально допустимые отступы от границ для возводимого объекта;
- максимально допустимая высота и этажность строения;
- предельный процент застройки в границах участка;
- предписания к архитектурным решениям (устанавливаются для зон исторической застройки).
Отдельная таблица заполняется по параметрам разрешенного строительства, если на участок не утвержден регламент, либо при застройке нужно соблюдать ограничения природоохранных зон.
В разделе 4 ГПЗУ указываются предписания об обеспеченности инженерной, социальной и транспортной инфраструктуры. В разделах 5-6 описываются ограничения для участков, где есть зоны с особыми условиями пользования. В разделе 9 ГПЗУ будет указано о ТУ для подключения объекта к инженерной инфраструктуре.
В ГПЗУ указывается информация из Правил землепользования в отношении конкретного участка
Внесение изменений в правила землепользования и застройки
Изменение ПЗЗ допускается в соответствие со ст. 33 ГрК РФ. Также в Правилах города или региона содержится точный алгоритм действий инициатора предложений. Например, в столице изменение ПЗЗ 2022 года должно осуществляться в соответствие с разделом 2. 4 Правил. Внесение изменений в ПЗЗ может осуществляться по заявлению граждан и юр. лиц, по инициативе органов власти.
Изменение ПЗЗ по инициативе граждан и организаций осуществляется по следующим правилам:
- оформляется заявление с отражением причин внесения изменений (например, для изменения разрешенного вида землепользования или использования объекта);
- документы подаются в МосКомАрхитектуру (это указано в п. 2.4.4 ПЗЗ);
- предложение об изменении ПЗЗ рассматривает Городская комиссия по градостроительной деятельности при МосКомАрхитектуре, которая выносит рекомендации о разработке проекта нормативного акта или об отклонении инициативы;
- для рассмотрения вопроса о корректировке ПЗЗ назначаются общественные слушания (внесение изменений в генплан может осуществляться в упрощенном порядке, о чем расскажем ниже);
- по итогам слушаний анализируются поступившие предложения и замечания;
- окончательное решение об изменениях в ПЗЗ оформляется решением МосКомАрхитектуры (издание нормативного акта Правительством Москвы не требуется);
- изменение ПЗЗ в Москве сопровождается обнародованием нормативного акта на сайте mos.ru .
Внесение изменений в генеральный план участка, ранее полученный заявителем, будет осуществляться после прохождения всех перечисленных стадий. Одновременно будут обновлены графические материалы ПЗЗ — карта градостроительного зонирования, проект застройки территории. Общий срок корректировки ПЗЗ, с учетом общественных слушаний, может затянуться на несколько месяцев.
Для изменения разрешенного вида землепользования
Для изменения допустимых параметров строительства
Правило 10 процентов для увеличения площади в ГПЗУ — новый упрощенный порядок
Внесение изменений в генеральный план участка допускается в упрощенном режиме. Основания для этого указаны в п. 3 ст. 33 ГрК РФ:
- если в результате применения ПЗЗ причиняется вред правообладателям, снижается стоимости земли объектов;
- если необходима однократная смена вида использования (без изменения допустимых параметров объекта);
- если нужна смена вида использования с однократным изменением параметров допустимого строительства, но не более чем на 10% по сравнению с регламентом участка.
Особенно важен последний пункт, так как его можно использовать в интересах застройщиков и при реконструкции с пристройкой, надстройкой.
Внесение изменений в генплан в упрощенном порядке позволяет обойтись без проведения слушаний, прохождения Городской комиссии. Например, таким способом можно сразу обратиться в МосКомАрхитектуру, чтобы увеличить площадь под застройку здания. Все процедуры пройдут намного быстрее. Если вам требуется внесение изменений в генеральный план в упрощенном порядке, помощь в подготовке документов окажут наши специалисты.
По обозначениям на картах ПЗЗ можно понять, с какими разрешенными видами деятельности можно построить объект
Порядок подготовки документов для внесения изменений в ПЗЗ
- пояснительная записка, где нужно описать планируемое использование участка;
- ситуационный план, с отображением зоны, для которой требуется внесение изменений в генплан (на плане указываются существующие объекты);
- схема застройки с отображением местоположения, экономических и технических параметров будущих строений;
- расчетные нормы обеспеченности и доступности коммунальной, транспортной, социальной инфраструктуры;
- копия ГПЗУ с исходными данными.
Собственник участка может подготовить документацию самостоятельно, либо поручить это профессионалам. Наша компания обеспечит подготовку документов в строгом соответствии с ПЗЗ Москвы, ГрК РФ и Постановлением № 457-ПП, поможет быстро пройти обязательные стадии их рассмотрения.
Пример и образец внесения изменений по новым правилам
Предлагаем ознакомиться с примерами основных документов, которые необходимы для изменений в ПЗЗ 2022 года.
Образец 1. Для изменения в Правила землепользования нужно представить ситуационный план участка.
Образец 2. Для изменения в ПЗЗ нужно подготовить и представить схему будущей застройки.
Стоимость и цена внесения изменений в ПЗЗ
Срок рассмотрения инициатив об изменении ПЗЗ составляет до 60 дней, из 30 дней уходит на рассмотрение документов комиссией. При упрощенном порядке по истечении указанного срока будет вынесен нормативный акт о внесении корректировок в Правила. Сама процедура рассмотрения не предусматривает оплату пошлин и сборов. Расходы застройщика будут включать сбор и подготовку документации, по которым направляется предложение. Стоимость таких услуг зависит от основания изменений, вида и особенностей участка, будущих объектов. Уточнить расценки Архитектурного бюро МСР можно на бесплатной консультации по телефону.
Выводы
- ПЗЗ – это документ, определяющий правила зонирования и застройки участка, предельно допустимые параметры строительства, разрешенные виды пользования.
- Для проектирования и согласований информация из ПЗЗ выдается в виде ГПЗУ.
- По предложению собственника в ПЗЗ можно внести изменения, а при упрощенной процедуре для этого не потребуется прохождение комиссии и общественных слушаний.
Помощь в подготовке документации и внесении изменений в ПЗЗ окажут специалисты Архитектурного бюро МСР. Подробнее о наших услугах можно узнать по телефонам, указанным на сайте.
Что такое правила землепользования и застройки?
Как внести изменения в Правила землепользования и застройки Москвы?
Как получить выписку из ПЗЗ?
Следовательно, изменение территориальной зоны ЗУ выполняется через внесение изменений в ПЗЗ поселения на уровне муниципальных органов самоуправления. ПЗЗ принимаются на местном уровне. Значит, изменения в ПЗЗ вносятся на местном уровне. Внесение изменений в ПЗЗ рассматриваются главой местной администрации
В случае, предусмотренном частью 3. 1 настоящей статьи, глава поселения, глава городского округа обеспечивают внесение изменений в правила землепользования и застройки в течение тридцати дней со дня получения указанного в части 3. 1 настоящей статьи требования
Закон нашей страны не предусматривает переход земли из одной категории в другую по желанию собственника. Поменять ее с «сельхозназначения» на « земли , где можно возводить частный дом», не получится. Основанием для такого изменения может стать только новый утвержденный генплан территории
Чтобы изменить условно разрешенный вид использования , необходимо получить разрешение органа местного самоуправления. Глава местной администрации принимает решение с учетом результатов общественных обсуждений или публичных слушаний. Сведения о виде разрешенного использования земельного участка содержатся в ЕГРН