Судебные решения.РФ Градостроительный кодекс РФ

Комментарий к Ст. 36 Градостроительного кодекса РФ

Установление градостроительных регламентов составляет основу разработки схем зонирования территории. Правовое значение градостроительного регламента заключается в его способности реально регулировать использование земельных участков и объектов недвижимости в пределах соответствующей территориальной зоны. Он действует следующим образом. Регламент определяет рамки деятельности, в которых любые формы проявления градостроительной активности рассматриваются как правомочные. Свидетельством того, что конкретный регламент имеет правовую силу, является его фиксация (в установленном порядке) в плане зонирования соответствующего территориального объекта. Юридическая ответственность правообладателя земельного участка и объекта недвижимости за нарушение конкретного регламента наступает в том случае, если его действия вступают в противоречие с ним.

Сформированные регламенты позволяют управлять развитием территории экономическими (а не директивными) методами, в полном соответствии с ее реальными проблемами. В этом случае территория, а также объекты капитального строительства не подвергаются ни политическому, ни административному давлению. Регламенты фиксируют наиболее эффективные с градостроительной точки зрения (доходные) виды использования территории в перспективе по сравнению с существующими, что делает обоснованным инвестиции застройщика. А открытый и доступный характер информации о состоянии и изменении недвижимости позволяет собственнику принимать самостоятельные решения. Основой принятия решений в этом случае выступают экономические стимулы и ограничения. Они, в конечном счете, являются мотивацией управленческих инициатив.

Получение правообладателем недвижимости информации о количественных (экономических) параметрах участка обеспечивает ему возможность самостоятельной оценки собственных возможностей по выплате налогов в бюджет, связанных с изменением стоимости земельного участка. При этом он самостоятельно, естественным образом определяет логическую зависимость этих выплат от более высоких доходов своей предпринимательской или иной деятельности.

Руководствуясь конкретными количественными параметрами территории, отражающими экономическую эффективность деятельности, правообладатель недвижимости вправе принять различные управленческие решения. Во-первых, он может сохранить свое право нахождения на земельном участке, но при этом он должен соблюдать утвержденный порядок осуществления градостроительной деятельности. Если на этом участке установлено изменение функционального назначения недвижимости, он будет вынужден действовать в установленных рамках. Во-вторых, правообладатель недвижимости, рассчитав свои финансовые возможности, может принять решение о необходимости заключения сделки по передаче своих прав на недвижимость новому лицу, которое сможет более эффективно использовать земельный участок и расположенные на нем объекты капитального строительства. Наконец, правообладатель земельного участка и находящихся на нем объектов недвижимости может задействовать механизм ипотеки – заложить недвижимость в банке, получив тем самым денежные средства для приобретения нового земельного участка более низкой стоимости с постепенным переводом технологических объектов.

В правилах застройки юридически закрепляются и регулируются экономические отношения участников градостроительной деятельности. Экономический механизм способствует, в свою очередь, активизации механизма реализации градостроительных документов. Правовая процедура становится инструментом градостроительного регулирования использования и застройки территории муниципального образования. Основное назначение градостроительных регламентов заключается в том, чтобы определять приоритеты и ограничения разрешаемых изменений состояния и использования территории и гарантировать поддержание существующих или заданных внешних условий ее использования. Регламенты взаимодействуют между собой и образуют единую систему. Процесс регулирования градостроительной деятельности получает структурную основу благодаря установлению определенных градостроительных регламентов и их регистрации в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

В рамках задач подготовки документации зонирования процедура градостроительной регламентации заключается в определении границ территориальных зон, их отображении и присвоении зонам соответствующих кодовых обозначений.

Градостроительный регламент распространяется в равной мере на все земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные в пределах одной и той же территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования. Исключение составляет определенный перечень земельных участков и иных объектов недвижимости, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется: включенные в единый государственный реестр объекты культурного наследия народов Российской Федерации либо вновь выявленные объекты культурного наследия, представляющие историко-культурную ценность, в отношении которых уполномоченными органами принимаются индивидуальные решения о режиме содержания, параметрах и характеристиках реставрации, консервации, ремонта и т. ; территории общего пользования, которыми пользуется неограниченный круг лиц, включая площади, улицы, набережные, скверы, бульвары; линейные объекты – транспортные и инженерно-технические коммуникации, в том числе железные дороги, автомобильные магистрали и т.

Градостроительный регламент может устанавливаться для всех категорий земель, за исключением земель лесного фонда (ст. 101 ЗК РФ), водного фонда (ст. 102 ЗК РФ), особо охраняемых природных территорий и объектов (кроме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов, указанных ст. 96 ЗК РФ), а также сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения (ст. 79 ЗК РФ).

Градостроительный регламент определяет основу правового режима земельных участков и иных объектов недвижимости. Граждане и юридические лица вправе выбирать виды и параметры использования принадлежащих им земельных участков и иных объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В описание градостроительного регламента включаются указанные для земельных участков и иных объектов недвижимости соответствующей территориальной зоны: виды разрешенного использования; предельные (минимальные и/или максимальные) параметры разрешенного строительства; ограничения использования в соответствии с требованиями в области охраны культурного наследия, экологическим и санитарно-эпидемиологическим законодательством, иными требованиями, установленными законами и другими правовыми актами.

Порядок определения зон, установление перечня основных, вспомогательных и условно разрешенных видов использования для земельных участков и объектов капитального строительства во многом обусловлен комплексом специфических (территориальных) особенностей каждого муниципального образования. В то же время территориальная специфика только в определенных пределах способна влиять на разработку схем зонирования. Во всех регламентах используется одинаковая структура для определения разрешенных видов землепользования в территориальных зонах. Они отражают общие характеристики для каждой зоны с тремя перечнями видов разрешенного использования для каждой зоны.

Градостроительный регламент в самом общем виде представляет собой совокупность подлежащих официальной регистрации в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности классификационных признаков, выделенных территориальных зон, а также описание (характеристику) всех градостроительных требований, норм и правил использования территории, находящихся в границах каждой зоны. В числе таких требований предусмотрены количественные показатели, определяющие строгое и четкое их выполнение как со стороны граждан и юридических лиц – правообладателей отдельных объектов недвижимости, так и со стороны различных органов публичной власти. Градостроительные регламенты – это комплекс нормативно закрепленных общеобязательных условий, определяющих предпочтения, ограничения и запрещения изменений состояния и использования территории.

Территориальные изменения рассматриваются с позиций изменения состояния и использования естественной природной и историко-культурной среды, культурных и природных ландшафтов, в т. городских ландшафтов, транспортных и инженерных сооружений и иных видов обустройства, а также изменения использования внешней инфраструктуры, изменения внешних воздействий на территорию и воздействия конкретной территории на окружающую среду.

Градостроительные регламенты обладают системообразующей способностью благодаря тому, что они интегрируют большие объемы информационных ресурсов. Вследствие этого они позволяют решать многие задачи в рамках градостроительной деятельности такие как: доведение градостроительных регламентов до лиц, ответственных за их соблюдение; контроль и надзор за соблюдением градостроительных регламентов и юридическая ответственность за их нарушение; оформление правоотношений, связанных с использованием и обустройством территории; согласование интересов населения, правообладателей недвижимости, Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований; согласование интересов территорий и отраслей при подготовке решений по развитию территорий и по установлению отраслевых регламентов; определение градостроительной ценности территории; учет градостроительной ценности территории при установлении налогообложения и выделении субвенций.

Своеобразие юридической природы градостроительных регламентов проявляется в том, что они, будучи, по сути, тех¬ническими нормами, не обладающими юридической силой, становятся юридически значимыми с момента утверждения их органом местного самоуправления посредством принятия нормативного акта – правил землепользования и застройки. При этом следует иметь в виду, что устанавливаемые правилами землепользования и застройки градостроительные регламенты отличаются от строительных норм, правил и стандартов, равно как и от введенных Законом о техническом регулировании технических регламентов. Последние вскоре заменят экологические нормативы, СНиПы и СанПиНы, которые фактически и так являются техническими регламентами по своей сути. Несомненно, к общим техническим регламентам будут отнесены различные защитные и охранные зоны.

В числе принципиальных отличий градостроительных регламентов от технических регламентов следует считать, во-первых, порядок утверждения. Градостроительные регламенты утверждаются актом органа местного самоуправления, технические регламенты, как правило, федеральным законом. Во-вторых, принципиально отличается их сфера действия. Градостроительные регламенты определяют параметры и виды использования территории муниципального образования в части застройки и иных видов градостроительной деятельности, то есть определяют внешнюю форму градостроительной деятельности в муниципальных образованиях. Технические регламенты содержат нормы и правила безопасного ведения строительных работ (нормы строительной, экологической, технической и иной безопасности), определяя сам порядок безопасного ведения строительства.

Нормы комментируемой статьи включают особенности правового института градостроительного регламента, которыми обозначены:
– определение в ч. 1 настоящей статьи правового содержания градостроительного регламента, включающего правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства;
– обозначение в правилах ч. 2 настоящей статьи пяти критериев установления градостроительных регламентов;
– установление в нормах ч. 3 рассматриваемой статьи правила действия градостроительного регламента в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования;
– регламентация правилами ч. 4 анализируемой статьи ограничения действия градостроительного регламента на земельные участки четырех категорий с включением, например, границ территорий памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (см. Приказ Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия от 27 февраля 2009 г. N 37);
– определение в ч. 5 настоящей статьи правила установления градостроительных регламентов в соответствии с законодательством РФ применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зонам с особыми условиями использования территорий;
– обозначение в нормах ч. 6 комментируемой статьи запрета на установление градостроительных регламентов для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон;
– регламентация требованиями ч. 7 рассматриваемой статьи полномочий на использование земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются (такой компетенцией в соответствии с федеральными законами наделяются уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченные органы местного самоуправления);
– установление в нормах ч. 8 рассматриваемой статьи правила использования земельных участков или объектов капитального строительства, виды разрешенного использования (см. статью 37 Градостроительного кодекса РФ), предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту; это правило заключается в запрете использования таких объектов, если оно опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия;
– определение в ч. 9 настоящей статьи двух условий реконструкции указанных в ч. 8 настоящей статьи объектов капитального строительства (путем приведения таких объектов в соответствие градостроительному регламенту или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции), а также условия изменения видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства (путем приведения их в соответствие видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом);
– обозначение в нормах ч. 10 комментируемой статьи запрета на использование земельных участков и объектов, если не исключена опасность для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

В дополнение к комментируемым нормам следует обратить внимание на содержание письма Министерства культуры РФ от 25 января 2011 г. N 03-05-41 (по вопросу регулирования градостроительной деятельности в исторических поселениях), в котором указано, что градостроительная документация, разрабатываемая для исторических поселений, включаемая в правила застройки муниципальных образований, подлежит обязательному согласованию с Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16 января 2010 г. N 2 “Об утверждении Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны”. Согласно комментируемому Кодексу документация по планировке территории включает в себя проекты планировки территории, проекты межевания территории и градостроительные планы земельных участков. Орган исполнительной власти субъекта РФ, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия, направляет в установленном порядке указанную документацию на согласование в центральный аппарат Росохранкультуры.

Территориальные зоны. Необходимость внесения сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости

12 апреля 2022 08:55

Внесенные в реестр границ сведения о территориальных зонах позволяют собственнику объекта недвижимости должным образом соблюдать свои права и обязанности, а также снизить риски, связанные с совершением сделок и нарушением действующего законодательства. Вся земля муниципального образования поделена на территориальные зоны. Простыми словами, территориальная зона – это территория, на которой местные власти установили определенные правила: для чего можно использовать земельный участок, какие объекты капитального строительства на нем можно строить и можно ли строить вообще. Территориальные зоны устанавливаются правилами землепользования и застройки муниципального образования, которые в свою очередь утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в которых определяются не только границы территориальных зон, но и устанавливаются градостроительные регламенты. Таким образом, правила определяют границы, зонирование и степень застройки территорий муниципальных образований и отображают их на карте. Зонирование производится с учетом существующего характера застройки территории и с учетом будущей перспективы. Выделяют следующие виды территориальных зон:
– жилые зоны; сельскохозяйственные зоны (зоны дач, садоводств);
– производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур; общественно-деловые зоны различных типов (деловые, коммерческие, коммунально-бытовые, объектов здравоохранения);
– рекреационные зоны (городские леса, парки, водоемы, объекты спорта);
– зоны специального назначения (кладбища, объекты размещения отходов потребления и иные объекты, размещение которых может быть обеспечено только путём выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах);
– зоны особо охраняемых территорий, имеющих особое природоохранное, научное, историко-культурное, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение;
– иные территориальные зоны, выделяемые с учётом функциональных зон и местных особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства. Для каждой территориальной зоны правилами землепользования и застройки установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, которые определяют цели их использования. Согласно действующему законодательству, сведения о территориальных зонах подлежат обязательному внесению в Единый государственный реестр недвижимости. Обязанность по направлению в орган регистрации прав сведений о территориальных зонах для внесения их в реестр недвижимости возложена на органы власти и органы местного самоуправления в зависимости о того, кто принял решение об утверждении правил землепользования и застройки муниципального образования. В соответствии с информацией, предоставленной органами государственной власти, на сегодняшний день количество территориальных зон установленных на территории Архангельской области составляет 2258, на территории Ненецкого автономного округа – 234. По состоянию на 1 марта 2022 года Кадастровой палатой по Архангельской области уже внесены сведения о 300 территориальных зонах, расположенных на территориях муниципальных образований Архангельской области и о 108 территориальных зонах – на территориях муниципальных образований Ненецкого автономного округа. Информацию о территориальных зонах, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, можно получить с помощью общедоступного сервиса «Публичная кадастровая карта» либо заказав выписку из ЕГРН в любом многофункциональном центре, с помощью нового онлайн-сервиса Кадастровой палаты  или на сайте Росреестра.

Комментарий к Ст. 34 Градостроительного кодекса РФ

Статья направлена на закрепление критериев, которыми должны руководствоваться органы местного самоуправления при проведении градостроительного зонирования и установления границ территориальных зон.

а) возможность сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков означает, что для земельных участков в составе любой территориальной зоны не устанавливается единого «целевого назначения», определяющего существующий и планируемый характер использования земельных участков, строительства и реконструкции объектов капитального строительства. Например, объекты здравоохранения могут вполне логично и правомерно располагаться как в жилой зоне, так и в общественно – деловой зоне (чч. 3,4 ст. 35 ГрК РФ). Следовательно, данный принцип установления границ территориальных зон позволяет говорить лишь о доминировании определенных параметров и видов использования территории, но не о единственно возможном варианте размещения объектов.

б) границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон отражаются на отдельных картах (схемах). Данные параметры определяются генеральными планами и схемой территориального планирования и подлежат обязательному учету.

в) как следует из ч. 15 ст. 35 ГрК РФ, кодекс не определяет исчерпывающий перечень территориальных зон, оставляя органам местного самоуправления возможность установления и иных зон. Однако при этом необходимо учитывать функциональные зоны и особенности использования земельных участков и объектов капитального строительства. Поэтому норму, сформулированную абзацем 3 ч. 1 комментируемой статьи следует толковать расширительно. Кроме того, нельзя забывать, что в пределах территориальных зон ГрК РФ допускается выделение подзон в целях осуществления более гибкой возможности работы с территорией.

г) при установлении территориальных зон следует учитывать сложившуюся планировку территории и существующее землепользование. По этой причине кодекс не предполагает установление заведомо не приемлемых требований градостроительных регламентов даже в публичных интересах. Более того, ч. 8 ст. 36 ГрК РФ предусматривает, что в случае не соответствия требованиям регламента земельных участков и объектов капитального строительства, они продолжают использоваться также как и ранее без установления определенных сроков приведения их в соответствие с регламентом, кроме указанных ч. 8 данной статьи случаев.

д) установление территориальных зон должно происходить с учетом документов (схем) территориального планирования и документации по планировке территории. Документами территориального планирования Российской Федерации, субъектов РФ, или муниципального района (для поселений) может быть предусмотрено, например, размещение промышленного либо транспортного объекта на межселенных территориях. В таких случаях неизбежно применение процедуры изменения категории земель (например, перевод земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель специального назначения). Аналогичная ситуация может возникнуть при планировании создания особо охраняемых природных территорий федерального либо регионального значения, перевода части земель лесного фонда в иные категории земель и т. Данные решения вышестоящего уровня градостроительного планирования должны быть отражены в Правилах.

е) территориальные зоны должны устанавливаться с учетом возможности предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках. Поскольку границы территориальной зоны могут проходить по границам земельных участков, вполне допустима ситуация, когда два смежных земельных участка располагаются в различных территориальных зонах (например, жилой и производственной зонах). Установление градостроительным регламентом возможности размещения на участке, расположенном в производственной зоне, промышленного объекта, производящего, например, пожароопасную продукцию не допускается, поскольку может причинить (потенциально) вред, в нашем случае, жилому дому.

Установление границ территориальных зон должно осуществляться в соответствии со стандартами межевого дела, которыми не допускается установление разных правовых режимов для частей одного и того же земельного участка. Поэтому ориентирами при определении границ территориальных зон, как правило, будут выступать существующие естественные границы природных объектов (например, реки), линии магистралей и улиц, красные линии (они отделяют публичные земли от частных и применяются для охраны парков, скверов и иных публичных территорий (памятников культурного наследия) от незаконной застройки и иного использования), границы населенных пунктов и муниципальных образований. При необходимости, такие границы могут быть проведены и по границам земельных участков граждан и юридических лиц. Исключением из указанных правил являются положения ч. 3 комментируемой статьи, согласно которой могут не совпадать с границами территориальных зон:

а) границы зон с особыми условиями территории, например, охранные, санитарно-защитные, и иные зоны. Например, санитарно-защитная зона вокруг промышленного объекта может выходить за пределы производственной зоны и частично располагаться в составе коммунальной зоны или зоны рекреационного назначения.

б) границы территорий объектов культурного наследия также не образуют отдельной территориальной зоны, а потому естественным образом могут располагаться в составе жилой, общественно-деловой и иных территориальных зон, если таковы параметры и размеры такого объекта культурного наследия. Например, разновидностью объектов культурного наследия являются фрагменты исторических планировок и застроек поселений, которые могут быть отнесены к градостроительным ансамблям. Такой объект культурного наследия может располагаться в пределах территории садоводческого товарищества (жилая зона) и близлежащего городского сада (рекреационная зона) либо в жилой зоне населенного пункта и зоне сельскохозяйственных угодий за чертой населенного пункта.

В нормах комментируемой статьи определены правовые основы порядка установления территориальных зон, которыми являются:
1) определение в соответствии с правилами ч. 1 настоящей статьи исчерпывающего перечня обязательных сведений шести видов, которые должны учитываться при установлении территориальных зон;
2) установление в требованиях ч. 2 рассматриваемой статьи расширенного перечня семи критериев установления границ территориальных зон;
3) обозначение в нормах ч. 3 комментируемой статьи исключения из общих правил для границ зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия, которые устанавливаются в соответствии с законодательством РФ и могут не совпадать с границами территориальных зон.

Судебная практика по статье 34 Градостроительный кодекс РФ

Территориальные зоны – зоны , для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства

Зона садоводств и дачных участков ( С3 ). Цель выделения: развитие существующих территорий садоводств и дачных участков, с формированием на их основе зон рекреационного типа для комфортного сезонного проживания, обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.