Территории опережающего социально-экономического развития

Рубрика “Федеральные горячие документы” поможет быть в курсе текущих изменений в федеральном законодательстве. Новые документы с краткими комментариями к ним (обзорами), подготовленными специалистами “Гаранта”, публикуются  здесь ежедневно и в режиме реального времени. А чтобы изучить изменения в интересующей отрасли права за определенный период, можно обратиться к Энциклопедии мониторинга и составить индивидуальный обзор изменений в законодательстве – как федеральном, так и региональном.

Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской
Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной
деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения
ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения
жизнедеятельности населения.

Закрыть выпадающее окно

  • Моногорода, с которыми
    Фонд
    заключил генеральное соглашение
  • Моногорода, с которыми
    заключены соглашения о софинансировании затрат субъектов РФ
  • Моногорода, в которых
    заключены соглашения о соинвестировании инвестиционных проектов
    (предполагается,
    что инфраструктура уже софинансируется).

Территории опережающего развития оказались эффективнее особых экономических зон – за четыре года своего существования они привлекли на 12 млрд руб. больше, чем ОЭЗы за свою четырнадцатилетнюю историю, пишут «Известия» со ссылкой на статистику Минвостокразвития и Минэкономразвития.

В России 26 особых экономических зон четырёх типов: технико-внедренческий, промышленно-производственный, портовый и туристско-рекреационный. По данным МЭР с 2005 по 2019 г. ОЭЗы привлекли 369,4 млрд руб. инвестиций. 707 российских и зарубежных резидентов создали 36,8 тыс. рабочих мест.

Территории опережающего развития были созданы в 2015 г. на Дальнем Востоке. В 2016 г. такие площадки стали запускать и в моногородах других округов страны. В общей сложности в России 106 ТОРов, в них работают 775 резидентов, которые уже привлекли 375,4 млрд руб. инвестиций, при этом создав 35,3 тыс. рабочих мест.

Читайте также:  Коренные жители численность населения в современном мире

В Минэкономразвития пояснили, что принципиального отличия между инструментами развития территорий нет. В каждой из них установлен отдельный режим налоговых, таможенных и страховых преференций, а также льгот для ведения бизнеса, обеспечения ускоренного роста региона и создания условий для местного населения. ОЭЗ больше нацелена на поддержку технологичных производств, ТОР в моногородах – на выравнивание социально-экономического развития населенных пунктов, ТОР на Дальнем Востоке – на привлечение инвестиций в регион.

Налоговые льготы и преференции в особых экономических зонах разнятся в зависимости от их типа, но в большинстве из них действуют пониженные ставки страховых взносов в размере 28% (вместо 30%), налог на прибыль составляет 13,5% (вместо 20%). Также резиденты освобождены от уплаты налога на имущество и земельного сбора. Регионы вправе устанавливать для них послабления по транспортному налогу.

Резиденты ТОРов в первые пять лет не платят налогов на прибыль и имущество. По истечении этого срока ставки составляют не более 12 и 2,2% соответственно. Страховые взносы – 7,6%.

По данным сайта РосОЭЗ, сейчас резидентами зон числятся такие крупные компании, как Boeing, Ford, Yokohama, Tatneft, Sibur, Daimler и др. Среди резидентов ТОРов – менее известные организации, специализирующиеся на производстве пищевых продуктов, пластмассы, металлических изделий, металлургическом производстве и т.

При этом ОЭЗы ранее неоднократно подвергались критике со стороны Счётной палаты. В контрольном органе отмечали, что они так и не стали действенным механизмом поддержки экономики: рабочих мест создавалось мало, а расходы на управление зонами росли. В Минэкономразвития ранее также признавали, что ряд зон работают неэффективно. В результате в 2017 г. по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева досрочно была прекращена работа порядка 10 ОЭЗов. Большая часть из них были туристического и портового типов.

КонсультантПлюс: примечание.

С 11. 2023 в наименование ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

С 11. 2023 в ч. 1 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Территория опережающего социально-экономического развития создается на семьдесят лет по решению Правительства Российской Федерации на основании предложения уполномоченного федерального органа. Срок существования территории опережающего социально-экономического развития может быть продлен по решению Правительства Российской Федерации.

Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и не являются закрытыми административно-территориальными образованиями или не располагаются на территории Дальневосточного федерального округа, принимаются в соответствии со статьей 34 настоящего Федерального закона.

(в ред. Федеральных законов от 05. 2017 N 371-ФЗ, от 26. 2019 N 254-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 11. 2023 в ч. 2 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях закрытых административно-территориальных образований, в том числе на территориях закрытых административно-территориальных образований, которые являются монопрофильными муниципальными образованиями Российской Федерации (моногородами), включенными в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, принимаются в соответствии с настоящей статьей.

(часть 1. 2 введена Федеральным законом от 05. 2017 N 371-ФЗ)

С 11. 2023 в ч. 3 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Решения Правительства Российской Федерации о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований (моногородов), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и расположены на территории Дальневосточного федерального округа, принимаются в соответствии с настоящей статьей.

(часть 1. 3 введена Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

Решение Правительства Российской Федерации о создании территории опережающего социально-экономического развития принимается в форме постановления, которое предусматривает:

С 01. 2022 в п. 1 ч. 2 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 30. 2021 N 477-ФЗ). будущую редакцию.

1) перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действует особый правовой режим осуществления предпринимательской деятельности, предусмотренный настоящим Федеральным законом;

2) минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего социально-экономического развития в осуществление соответствующих видов экономической деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;

3) положение о применении или неприменении на территории опережающего социально-экономического развития таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 26. 2019 N 254-ФЗ)

4) описание местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития;

5) утратил силу. – Федеральный закон от 26. 2019 N 254-ФЗ.

Предложение о создании территории опережающего социально-экономического развития вносится в Правительство Российской Федерации уполномоченным федеральным органом по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления с приложением информации, указанной в части 2 настоящей статьи, а также:

1) прогнозного анализа социально-экономических последствий создания территории опережающего социально-экономического развития, в том числе прогнозной оценки динамики роста объема дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты в связи с созданием территории опережающего социально-экономического развития;

2) экономико-географических характеристик территории опережающего социально-экономического развития;

3) оценки потребности в привлечении иностранных работников, в том числе по профессионально-квалификационным группам, с учетом ситуации на рынке труда субъекта Российской Федерации, в границах которого предполагается создание территории опережающего социально-экономического развития, с учетом политической, экономической, социальной и демографической ситуации в этом субъекте Российской Федерации;

4) сведений о наличии инвесторов, заключивших с уполномоченным федеральным органом предварительные соглашения, определяющие вид планируемой экономической деятельности, объем инвестиций, количество создаваемых рабочих мест;

5) сведений о создаваемой территории опережающего социально-экономического развития, содержащихся в документах стратегического планирования, разрабатываемых на уровне субъекта Российской Федерации, муниципального образования или муниципальных образований.

5 введен Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

Предложение о создании или об изменении границ территории опережающего социально-экономического развития, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта, согласовывается уполномоченным федеральным органом с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федеральным органом исполнительной власти в области государственной охраны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды и природопользования, федеральным органом исполнительной власти в области транспорта и вносится в Правительство Российской Федерации в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.

(часть 3. 1 введена Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

Предложение о создании или об изменении границ территории опережающего социально-экономического развития, в границы которой предполагается включить акваторию водного объекта, содержащее перечень географических координат характерных точек границ этой акватории и перечень координат характерных точек границ в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости, направляется на согласование в федеральные органы исполнительной власти, указанные в части 3. 1 настоящей статьи, с приложением информации, указанной в пункте 4 части 2 и пунктах 1 – 4 части 3 настоящей статьи.

(часть 3. 2 введена Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

С 11. 2023 в ч. 4 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации.

С 11. 2023 в абз. 1 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

В течение тридцати дней со дня принятия Правительством Российской Федерации решения, указанного в части 2 настоящей статьи, уполномоченный федеральный орган, высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации и исполнительно-распорядительный орган муниципального образования или исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, на территориях которых создается территория опережающего социально-экономического развития, заключают соглашение о создании территории опережающего социально-экономического развития, которым устанавливаются:

С 11. 2023 в п. 1 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

1) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании полномочий по управлению и распоряжению земельными участками и иными объектами недвижимости, находящимися в государственной или муниципальной собственности и расположенными на территории опережающего социально-экономического развития;

С 11. 2023 в п. 2 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

2) обязательства высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, обязательства исполнительно-распорядительного органа муниципального образования или исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований по передаче управляющей компании в собственность или аренду земельных участков и иных объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития;

С 11. 2023 в п. 3 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

3) порядок финансирования строительства, реконструкции и (или) эксплуатации (далее – размещение) объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования;

С 11. 2023 в п. 4 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

4) порядок эксплуатации объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития, созданных за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенных на территории опережающего социально-экономического развития;

С 11. 2023 в п. 5 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

5) порядок владения, пользования и распоряжения имуществом, созданным за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, внебюджетных источников финансирования и расположенным на территории опережающего социально-экономического развития, после прекращения существования территории опережающего социально-экономического развития;

6) утратил силу. – Федеральный закон от 26. 2019 N 254-ФЗ;

С 11. 2023 в п. 7 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

7) перечень расположенных на территории опережающего социально-экономического развития земельных участков либо в случае отсутствия образованных на такой территории или ее части земельных участков обязательства соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития по их образованию;

С 11. 2023 в п. 8 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

8) сроки проведения работ по описанию местоположения границ территории опережающего социально-экономического развития в порядке, установленном Федеральным законом от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ “О землеустройстве” для описания местоположения границ объекта землеустройства, не превышающие шести месяцев со дня заключения соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития, и обязательство соответствующей стороны соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития по проведению указанных работ;

8 введен Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

С 11. 2023 в п. 9 ч. 5 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

9) ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по соглашению о создании территории опережающего социально-экономического развития.

9 введен Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

Соглашением о создании территории опережающего социально-экономического развития могут устанавливаться:

1) условия предоставления резидентам территории опережающего социально-экономического развития налоговых льгот по уплате налогов на имущество организаций, земельного налога, в том числе сроки предоставления этих льгот;

2) порядок исполнения субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием или муниципальными образованиями обязательств по финансовому обеспечению размещения объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития посредством осуществления строительства и реконструкции объектов инфраструктуры территории опережающего социально-экономического развития.

(часть 5. 1 введена Федеральным законом от 26. 2019 N 254-ФЗ)

С 11. 2023 в ч. 6 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Дополнительные условия соглашения о создании территории опережающего социально-экономического развития могут быть определены Правительством Российской Федерации.

С 01. 2022 ст. 3 дополняется ч. 1 (ФЗ от 30. 2021 N 477-ФЗ). будущую редакцию.

С 11. 2023 ч. 7 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Решение об изменении границ территории опережающего социально-экономического развития принимается Правительством Российской Федерации по предложению уполномоченного федерального органа, согласованному с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления или органами местного самоуправления.

С 11. 2023 в ч. 1 – 7. 4 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

С 01. 2022 ст. 3 дополняется ч. 1 – 7. 4 (ФЗ от 30. 2021 N 477-ФЗ). будущую редакцию.

С 11. 2023 в ч. 8 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

Территория опережающего социально-экономического развития не может создаваться в границах особой экономической зоны или зоны территориального развития. В состав территории опережающего социально-экономического развития не может входить особая экономическая зона или зона территориального развития.

С 11. 2023 в ч. 9 ст. 3 вносятся изменения (ФЗ от 14. 2022 N 271-ФЗ). будущую редакцию.

На территории опережающего социально-экономического развития могут создаваться объекты, образующие индустриальные (промышленные) парки.

Территория опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации

Территория опережающего социально-экономического развития – часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

В трех моногородах Ярославской области – Гаврилов-Яме, Тутаеве и Ростове созданы территории опережающего социально-экономического развития. Это значительно повысило конкурентоспособность инвестиционной среды региона и позволит привлекать сюда инновационные компании, которые, в свою очередь, смогут обеспечить прорывной рост экономики области.

КРИТЕРИИ СООТВЕТСТВИЯ

РЕЗИДЕНТ ТОСЭР  ̶̶̶  юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, финансовых организаций), заключившее соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития с Правительском Ярославской области и Администрацией моногорода, включенное в реестр резидентов территорий опережающего социально-экономического развития

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗИДЕНТАМ

  • Осуществление регистрации на территории муниципального образования (территория ТОСЭР)
  • Осуществление деятельности исключительно на территории монопрофильного муниципального образования (территория ТОСЭР)
  • Юридическое лицо реализует инвестиционный проект, отвечающий требованиям, установленным Правительством Российской Федерации
  • Юридическое лицо не является градообразующей организацией монопрофильного муниципального образования или ее дочерней организацией
  • Юридическое лицо осуществляет раздельный учет доходов (расходов), имущества при осуществлении деятельности по реализации инвестиционного проекта

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ИНВЕСТИЦИОННОМУ ПРОЕКТУ

  • Минимальный объем капитальных вложений – 2,5 млн рублей (в течение первого года)
  • Минимальное количество новых постоянных  рабочих мест (в течение первого года):
  • для вновь созданных организаций: 10 ед.
  • для действующих предприятий на территории моногорода: ≥ 10 ед., но не менее среднесписочной численности работников за последние 3 года (либо за период его существования, если существует менее 3-х лет)
  • Проект не предусматривает привлечения иностранной рабочей силы в количестве, превышающем 25% общей численности работников
  • Проект не предусматривает исполнение контрактов, заключенных с градообразующей организацией моногорода и ее дочерними организациями

ОСНОВНЫЕ ЛЬГОТЫ ДЛЯ РЕЗИДЕНТОВ ТОСЭР

НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ(стандартная ставка – 20%)
·          0% – первые 5 лет ·          12% – последующие 5 лет

НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО(стандартная ставка – 2,2%)
·          0% – первые 5 лет ·          1,1% – последующие 5 лет

ОТЧИСЛЕНИЯ В СТРАХОВЫЕ ФОНДЫ(суммарно – 30%)
·          7,6% – в течение 10 лет ·          ОПС – 6% ·          ОСС – 1,5% ·          ОМС – 0,1%

ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ(0,5-3% от кадастровой стоимости)
·          0% –первые 3 года

ПЕРЕЧЕНЬ ДОПУСТИМЫХ ВИДОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ВКЛЮЧЕННЫХ В КЛАССЫ ОКВЭД)

Статус ТОР предполагает развитие на каждой территории определенных видов деятельности. Всего разрешенных видов деятельности:

– на ТОР «Гаврилов-Ям» – 27;

– на ТОР «Ростов» – все виды экономической деятельности, за исключением: а) видов экономической деятельности, указанных в пп. «д» п. 1 требований к инвестиционным проектам, реализуемым резидентами ТОР, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22. 2015 № 614 «Об особенностях создания ТОР» и б) видов экономической деятельности, включенных в группу «Производство оптических приборов, фото- и кинооборудования»

Наименование ТОР
ТОР «Тутаев»
ТОР «Гаврилов-Ям»

Разрешенные виды экономической деятельности: коды ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2)
01 – Растениеводство и животноводство, охота и предоставление соответствующих услуг в этих областях

03 – Рыболовство и рыбоводство

08 – Добыча прочих полезных ископаемых

10 – Производство пищевых продуктов

11. 07 – Производство безалкогольных напитков; производство минеральных вод и прочих питьевых вод в бутылках

13 – Производство текстильных изделий

14 – Производство одежды

15 – Производство кожи и изделий из кожи

16 – Обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели, производство изделий из соломки и материалов для плетения

17 – Производство бумаги и бумажных изделий

18 – Деятельность полиграфическая и копирование носителей информации

20 – Производство химических веществ и химических продуктов

21 – Производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях

22 – Производство резиновых и пластмассовых изделий

23 – Производство прочей неметаллической минеральной продукции

24 – Производство металлургическое

25 – Производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования

26 – Производство компьютеров, электронных и оптических изделий

27 – Производство электрического оборудования

28 – Производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки

29 – Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (за исключением 29. 1 – Производство двигателей внутреннего сгорания автотранспортных средств)
29 – Производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов

30 – Производство прочих транспортных средств и оборудования

31 – Производство мебели

32 – Производство прочих готовых изделий

33 – Ремонт и монтаж машин и оборудования

52 – Складское хозяйство и вспомогательная транспортная деятельность

55 – Деятельность по предоставлению мест для временного проживания

56 – Деятельность по предоставлению продуктов питания и напитков

62 – Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги

63 – Деятельность в области информационных технологий

72 – Научные исследования и разработки

79 – Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

85 – Образование

86. 1 – Деятельность больничных организаций
86 – Деятельность в области здравоохранения

91 – Деятельность библиотек, архивов, музеев и прочих объектов культуры

93 – Деятельность в области спорта, отдыха и развлечений

«Об отдельных вопросах создания территорий опережающего социально-экономического развития_ №60-п 09. 2018»

Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-

Всего создано 23 ТОР Трутнева и при поддержке Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *