Территория опережающего социально-экономического развития «Новоуральск»

Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской
Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной
деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения
ускоренного социально-экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения
жизнедеятельности населения.

Закрыть выпадающее окно

  • Моногорода, с которыми
    Фонд
    заключил генеральное соглашение
  • Моногорода, с которыми
    заключены соглашения о софинансировании затрат субъектов РФ
  • Моногорода, в которых
    заключены соглашения о соинвестировании инвестиционных проектов
    (предполагается,
    что инфраструктура уже софинансируется).

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) зона территориального развития в Российской Федерации (далее – зона территориального развития) – часть территории субъекта Российской Федерации, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки;

2) стратегия социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу, предусматривающая создание зоны территориального развития, – документ государственного стратегического планирования, утвержденный в установленном порядке и определяющий цели, приоритеты социально-экономической политики и задачи социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочную перспективу с учетом особенностей, определенных настоящим Федеральным законом;

3) уполномоченный федеральный орган – уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в сфере функционирования зон территориального развития;

4) администрация зоны территориального развития (далее – администрация) – орган управления зоной территориального развития в субъекте Российской Федерации;

5) резидент зоны территориального развития (далее – резидент) – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр резидентов зоны территориального развития (далее – реестр резидентов);

6) инвестиционная декларация – документ, содержащий сведения об инвестиционном проекте, реализуемом в зоне территориального развития в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Принят Федеральный закон от 03. 2011 № 392-ФЗ о зонах территориального развития (далее – ЗТР), который регулирует отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением существования ЗТР, а также определяет направления мер государственной поддержки при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности в указанных зонах.

ЗТР – это часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам ЗТР предоставляются меры государственной поддержки.

Перечень субъектов РФ, на территории которых допускается создание ЗТР, утверждается Правительством РФ. Показатели, соблюдение которых обеспечивает попадание субъекта РФ в перечень избранных, приведены в п. 2 ст. 4 нового закона. Предельные значения этих показателей, а также методику их расчета утвердит Правительство РФ. При этом по решению или поручению Президента РФ в указанный перечень могут быть включены также субъекты РФ, не соответствующие установленным критериям.

ЗТР могут быть образованы на территории одного или нескольких муниципальных образований, но в пределах одного субъекта РФ.

Решение о создании конкретного ЗТР принимается Правительством РФ. Срок существования ЗТР – 12 лет.

Статьей 11 закона регулируется порядок «попадания» в резиденты ЗТР юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Государственная поддержка резидентов ЗТР будет осуществляться в виде:

– бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ;

– создания государственных объектов капитального строительства в области энергетики и транспорта, необходимых для осуществления резидентами экономической деятельности;

– предоставления в аренду государственных и муниципальных земельных участков;

– налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита;

– государственных гарантий РФ по кредитам;

– субсидий и др.

Соответствующие изменения внесены в часть первую НК РФ (в статьи 66, 67, 68). Резидентам ЗТР инвестиционный налоговый кредит будет предоставляться на срок до 10 лет. При этом на сумму задолженности проценты начисляться не будут.

Закон вступает в силу по истечении 30 дней после дня его официального опубликования. Изменения, внесенные НК РФ, вступают в силу не ранее чем по истечении 1 месяца со дня официального опубликования. На портале www. pravo. gov. ru документ опубликован 05. 2011г.

Территории опережающего развития оказались эффективнее особых экономических зон – за четыре года своего существования они привлекли на 12 млрд руб. больше, чем ОЭЗы за свою четырнадцатилетнюю историю, пишут «Известия» со ссылкой на статистику Минвостокразвития и Минэкономразвития.

В России 26 особых экономических зон четырёх типов: технико-внедренческий, промышленно-производственный, портовый и туристско-рекреационный. По данным МЭР с 2005 по 2019 г. ОЭЗы привлекли 369,4 млрд руб. инвестиций. 707 российских и зарубежных резидентов создали 36,8 тыс. рабочих мест.

Территории опережающего развития были созданы в 2015 г. на Дальнем Востоке. В 2016 г. такие площадки стали запускать и в моногородах других округов страны. В общей сложности в России 106 ТОРов, в них работают 775 резидентов, которые уже привлекли 375,4 млрд руб. инвестиций, при этом создав 35,3 тыс. рабочих мест.

В Минэкономразвития пояснили, что принципиального отличия между инструментами развития территорий нет. В каждой из них установлен отдельный режим налоговых, таможенных и страховых преференций, а также льгот для ведения бизнеса, обеспечения ускоренного роста региона и создания условий для местного населения. ОЭЗ больше нацелена на поддержку технологичных производств, ТОР в моногородах – на выравнивание социально-экономического развития населенных пунктов, ТОР на Дальнем Востоке – на привлечение инвестиций в регион.

Налоговые льготы и преференции в особых экономических зонах разнятся в зависимости от их типа, но в большинстве из них действуют пониженные ставки страховых взносов в размере 28% (вместо 30%), налог на прибыль составляет 13,5% (вместо 20%). Также резиденты освобождены от уплаты налога на имущество и земельного сбора. Регионы вправе устанавливать для них послабления по транспортному налогу.

Резиденты ТОРов в первые пять лет не платят налогов на прибыль и имущество. По истечении этого срока ставки составляют не более 12 и 2,2% соответственно. Страховые взносы – 7,6%.

По данным сайта РосОЭЗ, сейчас резидентами зон числятся такие крупные компании, как Boeing, Ford, Yokohama, Tatneft, Sibur, Daimler и др. Среди резидентов ТОРов – менее известные организации, специализирующиеся на производстве пищевых продуктов, пластмассы, металлических изделий, металлургическом производстве и т.

При этом ОЭЗы ранее неоднократно подвергались критике со стороны Счётной палаты. В контрольном органе отмечали, что они так и не стали действенным механизмом поддержки экономики: рабочих мест создавалось мало, а расходы на управление зонами росли. В Минэкономразвития ранее также признавали, что ряд зон работают неэффективно. В результате в 2017 г. по распоряжению премьер-министра Дмитрия Медведева досрочно была прекращена работа порядка 10 ОЭЗов. Большая часть из них были туристического и портового типов.

Урегулированы отношения, связанные с созданием, функционированием и прекращением существования зон территориального развития (ЗТР).

ЗТР – это часть территории региона, на которой юрлицам и предпринимателям предоставляются меры господдержки, чтобы сформировать благоприятные условия для инвестиций и тем самым ускорить социально-экономическое развитие.

Правительство РФ утверждает перечень регионов, в которых могут создаваться ЗТР. При формировании списка используются определенные показатели за 10-летний период. Это уровень расчетной бюджетной обеспеченности. Доля длительной (более года) безработицы. Миграционный прирост. Уровень смертности населения в трудоспособном возрасте. Доля ветхого и аварийного жилья и др.

ЗТР создаются на 12 лет на основании постановлений Правительства РФ. В течение 2 месяцев после принятия такого решения заключается соглашение о функционировании ЗТР. Перечислены его условия.

Ведется реестр субъектов ЗТР. В него включаются юрлица и предприниматели, зарегистрированные в муниципальном образовании, входящем в ЗТР, и представившие инвестиционные проекты, соответствующие установленным требованиям.

В частности, в рамках господдержки могут предоставляться бюджетные ассигнования Инвестиционного фонда РФ на реализацию указанных выше проектов. Создаваться объекты энергетики, транспорта, находящиеся в федеральной собственности и необходимые для предпринимательской и иной экономической деятельности резидентов. Последним в аренду могут сдаваться земельные участки в границах ЗТР. Предоставляться налоговые льготы и инвестиционный налоговый кредит. Могут выделяться субсидии для поддержки предпринимательства. Предоставляться государственные гарантии по кредитам.

Вносятся необходимые изменения в НК РФ, Законы об общих принципах организации местного самоуправления, об особых экономических зонах.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 30 дней после официального опубликования. Исключение – поправки к НК РФ. Они вступают в силу не ранее чем по истечении месяца после официального опубликования закона.

Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 392-ФЗ “О зонах территориального развития в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней после дня его официального опубликования, за исключением статьи 18 настоящего Федерального закона, которая вступает в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования

Текст Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 2011 г. N 49 (часть V) ст. 7070, на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www. pravo. gov. ru) 5 декабря 2011 г. , в “Российской газете” от 9 декабря 2011 г. N 278

Статья 9. Специальный правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности на территории зоны территориального развития

Специальный правовой режим осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности на территории зоны территориального развития распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных в соответствии с законодательством Российской Федерации, местом нахождения которых является территория зоны территориального развития и которые осуществляют на территории зоны территориального развития виды экономической деятельности, установленные в соответствии с частью 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий и учреждений, хозяйственных обществ, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых принадлежат Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, а также субъектов естественных монополий, субъекты электроэнергетики, газоснабжения и коммунального комплекса.

Специальный правовой режим осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности на территории зоны территориального развития предусматривает:

а) установление особых условий и порядка предоставления инвестиционного налогового кредита в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

б) предоставление юридическим лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации на реализацию инвестиционных проектов на территориях зон территориального развития;

в) предоставление государственных гарантий Российской Федерации по кредитам, привлекаемым юридическими лицами, указанными в части 1 настоящей статьи;

г) предоставление из федерального бюджета субсидий юридическим лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в целях, предусмотренных частью 1 статьи 13 настоящего Федерального закона;

д) создание объектов капитального строительства федерального значения в области энергетики и транспорта, необходимых для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, в субъектах Российской Федерации, на территориях которых созданы зоны территориального развития;

е) установление упрощенного порядка предоставления лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, расположенных в границах зоны территориального развития земельных участков, которые находятся в собственности Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, а также установление ставок арендной платы за указанные земельные участки в размере земельного налога, в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации;

ж) установление особенностей осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности лицами, указанными в части 1 настоящей статьи, законом субъекта Российской Федерации о зоне территориального развития.

Не указанные в части 1 настоящей статьи лица вправе осуществлять предпринимательскую и иную экономическую деятельность на территории зоны территориального развития в соответствии с законодательством Российской Федерации. На данных лиц не распространяется специальный правовой режим зоны территориального развития, установленный настоящим Федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации о зоне территориального развития.

Зоны территориального развития

В соответствии с этим законом зона территориального развития — это часть территории субъекта РФ, на которой в целях ускорения социально-экономического развития субъекта РФ путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику резидентам зоны территориального развития предоставляются меры государственной поддержки (ст. 2 Закона о зонах территориального развития).

Для того чтобы создать такую зону, необходимо несколько условий:

  • 2) указание в стратегии социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ на долгосрочную перспективу ряда положений: а) о создании зоны территориального развития; б) о муниципальных образованиях, на территориях которых предполагается создание зоны территориального развития; в) меры государственной поддержки (в том числе налоговые льготы в соответствии с законодательством о налогах и сборах), которые субъект РФ планирует предоставлять резидентам зоны территориального развития; г) объекты инженерной, транспортной и иных инфраструктур, строительство которых планируется осуществить в зоне территориального развития; д) значения целевых показателей социально-экономического развития, которые предполагается достичь к окончанию срока функционирования зоны территориального развития.
  • 3) наличие документов территориального планирования и документов градостроительного зонирования территорий, на которых предполагается создание такой зоны.

Решение о создании зоны территориального развития принимается Правительством РФ и оформляется соответствующим постановлением (ст. 8 Закона о зонах территориального развития). После принятия решения о создании зоны территориального развития заключается соглашение о функционировании зоны между Правительством РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием. В этом соглашении необходимо отразить: этапы функционирования зоны территориального развития, показатели оценки эффективности функционирования зоны на каждом этапе ее функционирования, значения этих показателей по окончании данных этапов, меры государственной поддержки, которые могут быть предоставлены резидентам и т.

Зона территориального развития создается на срок 12 лет и ее функционирование осуществляется поэтапно. Продолжительность каждого этапа функционирования устанавливается соглашением.

В то же время, несмотря на выявленные различия, представляется целесообразным рассматривать эти зоны в качестве однородных явлений, поскольку они по сути представляют собой территорию с определенным правовым режимом осуществления инвестиционной деятельности. Кроме того, цель создания этих зон — привлечение инвестиций в определенные сферы экономической деятельности.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года № 130 в Новоуральском городском округе создана территория опережающего социально-экономического развития “Новоуральск”. Основные виды деятельности потенциальных резидентов ТОР «Новоуральск»: растениеводство и животноводство, производство пищевых продуктов, текстильных изделий, химических веществ и химических продуктов, резиновых и пластмассовых изделий, прочей неметаллической минеральной продукции, электрического оборудования, мебели, обработка древесины, ремонт и монтаж машин и оборудования, обработка вторичного сырья, деятельность по складированию и хранению. ТОР создана на 5 промышленных площадок общей площадью 654,24 га:
промышленные площадки 1–4 акционерного общества «Уральский электрохимический комбинат» (188,99 га);
площадка «Индустриальный парк» (256,46 га);
площадка общества с ограниченной ответственностью «Атоммашкомпекс УЭХК» (13,90 га);
площадка биомедицинского кластера «Новоуральский» (14,89 га);
площадка «Агропромышленный парк» (180 га). Минимальный объем капитальных вложений, осуществляемых в рамках инвестиционных проектов, на ТОР − не менее 15 млн. рублей в течение трех лет после включения юридического лица в реестр резидентов. На ТОР «Новоуральск» применяется таможенная процедура свободной таможенной зоны на площадках 1–4 АО УЭКХ, индустриального парка «Новоуральский», «Биомедицинского кластера». Особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности для резидентов ТОР предусматривает:
1) особенности регулирования отдельных отношений, связанных с функционированием ТОР;
2) установление резидентам ТОР льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды и расположенными на ТОР;
3) особенности налогообложения резидентов ТОР, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:
По налогу на прибыль:в федеральный бюджет:
• 0 процентов в течение пяти налоговых периодов начиная с налогового периода, в котором в соответствии с данными налогового учета была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития;в бюджет Свердловской области:
• 5 процентов в течение пяти налоговых периодов, считая с налогового периода, в котором была получена первая прибыль;
• 10 процентов – в течение следующих пяти налоговых периодов;Понижающий коэффициент, характеризующий территорию добычи полезного ископаемого:
• 0 – в течение первых двадцати четырех налоговых периодов;
• 0,2 – с двадцать пятого по сорок восьмой включительно налоговый период;
• 0,4 – с сорок девятого по семьдесят второй включительно налоговый период;
• 0,6 – с семьдесят третьего по девяносто шестой включительно налоговый период;
• 0,8 – с девяносто седьмого по сто двадцатый включительно налоговый период;
• 1 – в последующие налоговые периоды. Пониженные отчисления во внебюджетные фонды:
• Пенсионный фонд Российской Федерации – 6 %;
• Фонд социального страхования Российской Федерации – 1,5 %;
• Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 0,1 %. По налогу на имущество: освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение пяти последовательных налоговых периодов считая с месяца, в котором недвижимое имущество, в отношении которого предоставляется налоговая льгота, поставлено на баланс в качестве объекта основных средств. По земельному налогу: освобождение от уплаты земельного налога. 4) особенности осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
5) приоритетное подключение к объектам инфраструктуры ТОР;
6) предоставление государственных услуг;
7) применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
8) иные предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2014 года № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития» и другими федеральными законами особые условия осуществления деятельности на территории опережающего социально-экономического развития.

Резиденты особых экономических зон, территорий опережающего развития и зон территориального развития и других территорий со специальным режимом

Свободные экономические зоны укоренены в правопорядках России и Китая. Независимо от того, какую организационно-правовую форму приобретают свободные экономические зоны, их участники наделяются определенной совокупностью прав и обязанностей, что позволяет квалифицировать их в качестве инвесторов.

Так, по российскому законодательству разновидностью инвесторов являются лица, осуществляющие вложения в особых экономических зонах, на территориях опережающего вложения, зон территориального развития, в инновационном центре «Сколково», на территории Крыма и города Севастополя, на территории порта Владивосток. Законодатель наделяет таких инвесторов специальным статусом, который предоставляет им целый ряд льгот, преференций и преимуществ. В то же время на этих участников инвестиционной деятельности возлагаются и дополнительные обременения (например, обязанности по вложению определенных сумм на территории особой экономической зоны).

Правовой статус резидентов различных зон отличается в зависимости от того, на территории какой зоны они ведут деятельность. В то же время резиденты особых экономических зон и территорий опережающего развития имеют ряд общих юридически значимых характеристик:

  • • должны быть коммерческими организациями (за исключением унитарного предприятия) или в некоторых случаях индивидуальными предпринимателями;
  • • должны быть зарегистрированными на территории особой экономической зоны;
  • • должны заключить с органами управления зоны соглашение об осуществлении деятельности на территории соответствующей зоны, которые предполагают определенные вложения;
  • • признаются резидентами особой экономической зоны с даты внесения соответствующей записи в реестр резидентов особой экономической зоны;
  • • получив статус резидента, обладают рядом льгот, преференций и преимуществ, предусмотренных законодательством об экономических зонах;
  • • получив статус резидента, наделяются рядом обязанностей, прежде всего, обязанностей по осуществлению вложений на территории экономической зоны;
  • • лишение лица статуса резидента экономической зоны допускается только в судебном порядке в предусмотренных законом случаях и влечет за собой прекращение действия соглашения об осуществлении деятельности в зоне.

Резиденты экономических зон инвестируют в сфере капитального строительства при приобретении оборудования, сырья и иных материальных активов. В то же время их деятельность на рынке ценных бумаг, будучи в принципе допустимой, не подпадает под регулирование специального законодательства (например, под регулирование российских: Закона о зонах территориального развития, Закона о территориях опережающего социально-экономического развития, Закона об особых экономических зонах).

Другими словами, указанная категория лиц в случае приобретения эмиссионных ценных бумаг на фондовом рынке является инвестором в двух смыслах: в смысле законодательства о ценных бумагах и в смысле законодательства об особых экономических зонах. При этом регулирование двух направлений инвестирования не пересекается, остается обособленным для каждой сферы. В частности, инвестирование на фондовом рынке не предоставляет такому лицу тех льгот, преференций, преимуществ, налоговых и таможенных освобождений, которые вытекают из его деятельности в экономических зонах.

Правовой статус различных резидентов разных зон определен в следующих законодательных дефинициях, сформулированных в российском законодательстве.

  • 1. Резидентом промышленно-производственной особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении промышленнопроизводственной деятельности или деятельности по логистике либо соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности в промышленно-производственной особой экономической зоне.
  • 2. Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении технико-внедренческой деятельности либо соглашение об осуществлении промышленно-производственной деятельности в технико-внедренческой особой экономической зоне.
  • 3. Резидентами туристско-рекреационной особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель, коммерческая организация (за исключением унитарного предприятия), зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если туристско-рекреационная особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении туристско-рекреационной деятельности.
  • 4. Резидентом портовой особой экономической зоны признается коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированная на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона (на территории одного из муниципальных образований, если портовая особая экономическая зона расположена на территориях нескольких муниципальных образований), и заключившая с органами управления особыми экономическими зонами соглашение об осуществлении деятельности в портовой особой экономической зоне.
  • 5. Резидент зоны территориального развития — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, включенные в реестр резидентов зоны территориального развития. Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель подлежат включению в реестр резидентов в случае соответствия следующим требованиям: 1) государственная регистрация юридического лица, государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя осуществлены на территории муниципального образования, входящего в зону территориального развития; 2) инвестиционный проект, представленный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, отвечает установленным требованиям.
  • 6. Резидент территории опережающего социально-экономического развития — индивидуальный предприниматель или являющееся коммерческой организацией юридическое лицо, государственная регистрация которых осуществлена на территории опережающего социально-экономического развития (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), которые заключили соглашение об осуществлении деятельности на территории опережающего социально-экономического развития и включены в реестр резидентов территории опережающего социально-экономического развития.

В России активно создаются особые экономические зоны – территории, на которых действует особый (преференциальный) режим предпринимательской деятельности и на которых может применяться процедура свободной таможенной зоны. По состоянию на сегодняшний день из 39 ОЭЗ четырех типов (промышленно-производственные, технико-внедренческие, туристско-рекреационные и портовые) – 9 созданы в течение 2020–2021 годов. Таким образом, на федеральном и региональном уровнях ОЭЗ рассматриваются в качестве актуального инструмента привлечения инвестиций и развития экономики.

Данный инструмент используется не только для экономически развитых и инвестиционно привлекательных территорий, таких как Нижегородская и Московская области, Республика Башкортостан, Красноярский край, но и предпринимаются попытки использовать преференциальный режим в качестве инструмента содействия целенаправленному развитию субъектов, которые пока не могут похвастаться большим вкладом в ВВП страны, такие как, например, Владимирская, Ивановская и Новгородская области.

Распространенный в мировой практике подход создания «тепличных» условий предпринимательской деятельности и точек притяжения инвестиций, в России имеет неоднозначную историю. До начала 2000-х годов ОЭЗ воспринимались как внутренние офшоры с сопутствующими негативными последствиями для экономики страны. Уже после ребрендинга, проведенного в 2005 году, ликвидации почти всех ранее существовавших специальных экономических зон и введения новых правил создания и функционирования ОЭЗ, из-за вопросов эффективности расходования бюджетных средств на создание инфраструктуры и в целом их деятельности Президентом России в середине 2016 года было принято решение о наложении моратория на создание новых.

Мораторий продержался около двух лет, и с 2018 года у ОЭЗ начался очередной современный этап развития. С этого момента перед Минэкономразвития России (куратором ОЭЗ на федеральном уровне) стоит постоянный вызов – как сделать их более эффективными?

С одной стороны, можно повторить клише, что в России любой институт или инструмент экономического развития имеет свою специфику, обусловленную особенностями общественной и экономической трансформации страны. Это будет только отчасти справедливо, потому что, с другой стороны, по оценкам Конференции ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД)обоснованные вопросы к эффективности функционирования таких зон возникают не только в развивающихся государствах и государствах с трансформирующейся экономикой, но и во всем мире. Так, только 47% от общего числа созданных в мире ОЭЗ демонстрируют рост, а всего 19% от общего числа ОЭЗ растут быстрее, чем соответствующая национальная экономика. Среди проблем международные эксперты добавляют и проблему отсутствия единой общепризнанной методики (методологии) оценки, полных данных о результатах деятельности ОЭЗ и их резидентов. В тоже время пример Китая, в котором доля вклада резидентов в ВВП составляет ощутимые 11%, продолжает будоражить умы управленцев и поддерживать интерес к ОЭЗ. Однако, надо помнить, что результат Китая достигнут благодаря последовательной работе на протяжении нескольких десятков лет.

Пока ОЭЗ в России с точки зрения их эффективности являются уязвимыми. Счетная палата России, эксперты, понимая, что качественно провести такую оценку можно только на достаточно большом промежутке времени, тем не менее возвращаются к данному вопросу. Остаются вопросы и к методике оценки. По методике Минэкономразвития России, в целом по всем ОЭЗ (без учета туристического кластера) среднее значение соответствует эффективному функционированию ОЭЗ и составляет 94% за 2020 год и 87% за период с начала функционирования таких территорий. Используемый Министерством подход отражает степень выполнение планов, выполнение или перевыполнение которых не свидетельствует об эффективности самих ОЭЗ. В тоже время, на наш взгляд, необходимо использовать модель сравнения с компаниями-аналогами, работающими в конкретной отрасли одного региона без использования преференций.

Расчеты показывают, что вклад резидентов ОЭЗ в ВВП России составляет всего около 0,5%, доля инвестиций резидентов в основной капитал от общего объема инвестиций в основной капитал в России в 2020 году составил 0,43%, резиденты обеспечивают порядка 0,06% рабочих мест. Одновременно с этим в течение ковидного 2020 года ОЭЗ удалось улучшить показать соотношения частных и бюджетных инвестиций – на 1 бюджетный рубль удалось привлечь более 15 рублей частных (без учета средств управляющих компаний ОЭЗ), что выше, чем в среднем по экономике России – 1 бюджетный рубль к почти 4 рублям частных средств. Еще год назад эта пропорция выглядела скромнее 1 к 2,4. Консолидированный итог оценки бюджетной эффективности за год остался отрицательным, – минус 34 млрд руб. , но лучше, чем по итогам 2019 года, когда итог был равен минус 64 млрд руб. В данном случае мы учитываем разницу между суммой уплаченных резидентами ОЭЗ налогами, таможенными платежами и страховыми взносами, суммой выпадающих доходов и совокупных расходов бюджетов всех уровней на инфраструктуру. Данный расчет произведен за период с начала функционирования зон до 2020 года включительно (за исключением ОЭЗ в Северо-Кавказском федеральном округе и ОЭЗ, созданных в 2015 году и позднее).

Одно из последних инициатив Минэкономразвития России, – установление новых условий к созданию ОЭЗ. В частности, определено требование по минимально гарантированному размеру инвестиций. Регион-инициатор должен обеспечить наличие инвестиционного проекта или нескольких проектов и подтверждение от инвесторов о готовности реализовать такие проекты с накопленным за три года объемом инвестиций не менее, чем предполагаемые расходы консолидированного бюджета России на создания инфраструктуры ОЭЗ. На наш взгляд, это важное подтверждение заинтересованности не столько региональных властей, сколько подтверждение такой потребности со стороны самого бизнеса, будущих резидентов, деятельность которых и обеспечивает прирост валового регионального продукта, пополнение бюджетов, создание новых рабочих мест.

Другой критерий – минимальное количество инвесторов – получил неоднозначные оценки. Если к концу первых 10 лет функционирования ОЭЗ, объем планируемых частных инвестиций составляет от 8 до 20 млрд рублей, то региональным командам необходимо привлечь не менее 5 инвестиционных проектов. Если свыше 20 млрд рублей, то достаточно одного проекта. Данную новеллу некоторые специалисты уже назвали фокусом на крупный бизнес и ограничением деятельности малого и среднего предпринимательства. На наш взгляд, новое условие – отвечает интересам самого государства и бизнеса. Оно, во-первых, позволяет разместить в регионе «якорного» инвестора или нескольких «якорных» инвесторов, что гарантирует большую экономическую стабильность территории. Во-вторых, при этом, вокруг крупного бизнеса могут и будут создаваться, эффективно работать субъекты МСП, выполняющие сервисные функции (логистика, IT и другое), а также участвующие в создании дополнительных и смежных производств, включенных в цепочки добавленной стоимости.

Очевидно и естественно, что свежие изменения не являются последними. Это хороший знак, свидетельствующий об интенсивной работе профильного Министерства, которое совместно с экспертным и деловым сообществами постоянно ищет наиболее подходящие к нашим экономическим и общественным реалиям требования и условия по повышению эффективности преференциальных режимов, вклада их в экономику страны, раскрытия экспортного потенциала. А на вопрос смогут ли обеспечить ОЭЗ весомый вклад в экономику страны нам еще предстоит найти ответ.

Территория опережающего социально-экономического развития «Новоуральск»

Афанасий Маковнев / GeoPhoto

Ровно год прошел с момента вступления в силу закона о создании в Арктике льготного режима работы для бизнеса — ФЗ №193 «О государственной поддержке предпринимательской деятельности в Арктической зоне РФ». Как развивается бизнес в регионах, что принесли эти 12 месяцев Арктике и чего по-прежнему не хватает Северу для активного развития предпринимательства — в материале GoArctic.

Приросли инвестициями

Предпринимательская активность, и особенно это касается малого и среднего бизнеса, в Арктике традиционно слабее, чем в целом по стране. Чтобы исправить это, привлечь на Север новые инвестиции и превратить Арктику из отстающего региона в территорию опережающего развития, был принят закон о льготном режиме. Согласно документу, любой предприниматель, который готов реализовать в Арктике новый инвестиционный проект и вложить в него не менее 1 млн рублей, может получить статус резидента. Он дает возможность получить льготы и по федеральным, и по региональным и местным налогам.

Прошел год, и сегодня в реестре числится уже 187 резидентов. Объем заявленных инвестиций равен 267,9 млрд рублей, а количество рабочих мест, которые должны появиться по итогам реализации проектов, — 8697. Больше всего резидентов зарегистрировано в Мурманской области — именно там был оформлен и самый первый резидент, ООО «Норд Стар», которое планирует осуществить техническое перевооружение морского порта Витино и Беломорской нефтебазы.

«Сегодня мы в регионе имеем 66 резидентов, это треть от всех резидентов Арктической зоны. Это 88 млрд рублей инвестиций, и за этот год почти 10% уже вложены в реальные проекты. Те резиденты, которые уже есть, за ближайшие 10 лет принесут налогов в разные бюджеты 100 миллиардов рублей», — заявил губернатор Мурманской области Андрей Чибис на встрече с инвесторами АЗРФ, приуроченной к годовщине вступления в силу закона о льготах.

По словам главы региона, в ближайшее время ожидается появление на территории области еще двух крупных резидентов. Речь идет о проекте «Норникеля» по созданию в Мончегорске металлургического производства «Большая медь», а также проекте освоения месторождения платиноидов Фёдорова тундра АО «Фёдорово Рисорсес».

Чуть меньше, чем в Мурманское области — 54 резидента — зарегистрированы в Поморье. В экономику Архангельской области планируют вложить 23,3 млрд рублей, в регионе будет создано 1640 новых рабочих мест.

«Предполагается, что до конца 2021 года число резидентов достигнет 70, объем планируемых инвестиций вырастет до 26 млрд рублей. С августа прошлого года в Агентство регионального развития за консультацией по поводу получения статуса резидента АЗФР обратились более 350 представителей бизнеса Поморья», — сообщили GoArctic в региональном министерстве экономического развития.

Другие 67 резидентов рассредоточены по остальным регионам АЗРФ. Наименьшее количество резидентов (менее десяти) зарегистрировано в Красноярском крае, в Чукотском автономном округе, в Якутии (Республика Саха) и Республике Коми.

Территория опережающего социально-экономического развития «Новоуральск»

Ярослав Никитин / GeoPhoto

Эксперты объясняют разницу в количестве зарегистрированных резидентов  между регионами тем, что субъекты РФ, вошедшие полностью или частично в Арктическую зону, существенно различаются по экономическому развитию и наличию научного и технологического потенциала.

«Мурманская область, северные районы Архангельской области, прежде всего города Мурманск, Архангельск и Северодвинск, имеют научную базу для проведения научных исследований и выполнения геологоразведочных работ, образовательные учреждения для подготовки специалистов для работы в арктических регионах и развитую производственную инфраструктуру для обслуживания Северного морского пути и реализации энергетических проектов в Арктике», — считает главный научный сотрудник Института экономических проблем им. Лузина Кольского научного центра Российской академии наук (ИЭП КНЦ РАН), руководитель экспертной группы «Арктика и освоение морских месторождений» Российского газового общества Алексей Фадеев.

Другие субъекты, к сожалению, не располагают такими инфраструктурными и производственными возможностями, что отражается на их возможностях участия в арктических проектах, отметил эксперт.

Заместитель генерального директора по устойчивому развитию Проектного офиса развития Арктики (ПОРА) Андрей Иванов уверен, что составлять иерархию регионов по линейным показателям развития нельзя в принципе:

«Где-то легко построить завод на благоприятном экономическом фоне, и это рабочая ситуация, а где-то поставить теплицу гораздо больший подвиг и фактор развития. Мурманской области во многом повезло. Незамерзающее море, близость границы, относительная близость к экономическим и производственным центрам — эти предпосылки и являются базой развития. Плюс, конечно, энергия людей».

Но кроме чисто географических, а также экономических причин, свое влияние на появление новых резидентов в регионах влияет то, как организована работа с ними.

«Резиденты АЗ РФ сталкиваются с проблемой привлечения средств для реализации своих проектов, банки отказываются кредитовать резидентов, так как у них нет регламентов и продуктов для предоставления таких кредитов. Средств бюджета на эти цели также не предусмотрено», — рассказал президент союза «Торгово-промышленная палата Республики Коми» Юрий Колмаков.

Территория опережающего социально-экономического развития «Новоуральск»

Георгий Захарчук / GeoPhoto

Несмотря на создание особых условий для предпринимателей в Арктике, положение бизнеса на Севере сложно назвать простым, особенно с учётом последствий коронавирусных ограничений.

«Сейчас ситуация, в целом, стабилизировалась. По итогам года (2020 года — прим. ред. ) предприниматели достаточно положительно оценили принятые решения по поддержке бизнеса. Но несмотря на то, что в регионе хорошо заработал «налог на профессиональный доход», и мы видим рост количества самозанятых — более 8 тыс. жителей Архангельской области уже воспользовались данным режимом, от предпринимателей звучат просьбы о продлении мер господдержки и предложения о введении новых программ», — рассказал уполномоченный при губернаторе Архангельской области по защите прав предпринимателей Иван Кулявцев.

По данным единого реестра МСП, в регионе продолжается снижение количества субъектов предпринимательской деятельности, а главное — сокращение числа занятых в малом и среднем бизнесе. На конец августа 2021 года в Архангельской области действует 33 271 субъект МСП, это ниже уровня прошлого года на 1 386 единиц или 4,0%. И такая тенденция характерна и для других регионов Арктики. В этой ситуации остается острым вопрос по «Северным госгарантиям», которые переложены на бизнес, работающий на Крайнем Севере и приравненным к ним местностям, что в итоге приводит к значительному удорожанию себестоимости продукции и услуг по фонду оплаты труда.

«Бизнес становится неконкурентоспособным, так как есть районный и северный коэффициенты, возмещение расходов работникам и членам их семей один раз в два года к месту отдыха и обратно, долгий отопительный период, неразвитая инфраструктура, неудобная логистика и другое,» — считает Юрий Колмаков.

По словам Андрея Иванова, совокупность всех факторов — погодно-климатических условий, удаленности объектов от инфраструктуры, короткого строительного сезона, полярной ночи, неблагоприятных условий для здоровья человека — делает Арктику особой зоной. Поэтому «к арктическим проектам нельзя подходить с мерками средней полосы, проекты здесь реализуются на протяжении многих лет», подчеркнул эксперт. Потому и отношение к бизнесу здесь должно быть иным.

Закон о льготных условиях для предпринимателей в Арктике был нужен давно, и свой эффект принятие этого документа принесет, даже если не в ближайшей перспективе, то в обозримом будущем точно, уверены эксперты. Но для более стремительного развития Севера одного ФЗ №193 недостаточно — региону нужен комплексный подход и решение всех накопившихся проблем. Только в этом случае Арктика перестанет быть отстающим звеном.

Виктория Бабаева, специально для GoArctic

Зоны территориального и опережающего развития

Зона территориального развития (ЗТР) — часть территории субъекта Российской Федерации, резидентам которой предоставляются меры государственной поддержки в целях ускорения социально-экономического развития субъекта Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в его экономику.

Перечень субъектов РФ, на территориях которых допускается создание ЗТР устанавливается исходя из следующих показателей за десятилетний период, предшествующий году утверждения такого перечня:

  • • доля работников хозяйственных товариществ и обществ, акции (доли) в уставном (складочном) капитале которых не принадлежат Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям;
  • • уровень расчетной бюджетной обеспеченности субъекта РФ;
  • • среднегодовые показатели развития промышленного производства;
  • • среднегодовые показатели развития производства сельскохозяйственной продукции;
  • • величина, характеризующая отношение среднедушевого дохода гражданина к прожиточному минимуму;
  • • показатель миграционного прироста;
  • • уровень смертности населения в трудоспособном возрасте;
  • • доля ветхого и аварийного жилищного фонда в объеме всего жилищного фонда;
  • • доля длительной (более одного года) безработицы.

Муниципальное образование, на территориях которого предполагается

создание ЗТР, должно соответствовать установленным для субъекта РФ предельным значениям следующих показателей:

  • • среднегодовой показатель совокупного объема производства промышленной продукции, сельскохозяйственной продукции и выполненных по договорам строительного подряда работ на душу населения;
  • • среднегодовой показатель капитальных вложений на душу населения;
  • • среднегодовой показатель среднемесячной заработной платы;
  • • иные показатели, установленные высшим должностным лицом субъекта РФ (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

Создание ЗТР и ОЭЗ на территории одного муниципального образования, создание зоны территориального развития в границах территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера не допускается. Зона территориального развития создается на срок 12 лет.

Ключевыми мерами государственной поддержки резидентов ЗТР являются:

  • • предоставление бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда РФ для реализации инвестиционных проектов с участием резидентов;
  • • создание объектов капитального строительства в области энергетики, транспорта, находящихся в государственной собственности РФ и необходимых для осуществления резидентами предпринимательской и иной экономической деятельности;
  • • предоставление резидентам в аренду земельных участков из состава земель, которые находятся в государственной или муниципальной собственности;
  • • предоставление налоговых льгот и инвестиционного налогового кредита резидентам;
  • • иные меры государственной поддержки в соответствии с действующими или принимаемыми нормативными правовыми актами.

Стоит отметить, что на сегодняшний день применение такого механизма повышения инвестиционной привлекательности территорий регионов как создание зон территориального развития не получило широкого распространения в России. Во многом, это выступает результатом еще не понятных как для инвесторов, так и органов региональной и местной власти правил их создания и значительной схожести с механизмом ОЭЗ.

(ТОР) – часть территории субъекта Российской Федерации, включая закрытое административно-территориальное образование, на которой в соответствии с решением Правительства Российской Федерации установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально- экономического развития и создания комфортных условий для обеспечения жизнедеятельности населения.

Правовые основания для создания территорий опережающего развития заложены утвержденным Федеральным законом от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Согласно закону ТОР создается на 70 лет но решению Правительства РФ на основании предложения уполномоченного федерального органа по согласованию с соответствующими высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ и органами МСУ. Территория опережающего социально-экономического развития может быть создана на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта РФ. Однако ТОР не может быть создана в границах ОЭЗ или ЗТР, и наоборот — данные территориальные образования не могут входить в ее состав.

Для целей управления ТОР создаются специальные управляющие компании, осуществляющие следующие функции:

  • • застройка объектов инфраструктуры и обеспечение их функционирования;
  • • ведение реестра резидентов и предоставления им услуг, необходимых для осуществления деятельности (в том числе юридических услуг, услуг по ведению бухгалтерского учета, услуг но таможенному оформлению);
  • • осуществление функций многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг;
  • • получение технических условий подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения и осуществление передачи этих условий индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, осуществляющим строительство или реконструкцию.

Финансирование создания объектов инфраструктуры ТОР должно осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных источников финансирования. Предполагается, что ТОР станут главными точками регионального роста, привлечения инвестиций в организуемые индустриальные (промышленные) или технологические парки.

Аналогично с ОЭЗ и ЗТР на территориях опережающего развития устанавливается особый правовой и таможенный режимы осуществления предпринимательской деятельности, в том числе:

  • • установление резидентам льготных ставок арендной платы за пользование объектами недвижимого имущества, принадлежащими управляющей компании на праве собственности или аренды;
  • • приоритетное подключение к объектам инфраструктуры;
  • • применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;
  • • освобождение от уплаты налогов на имущество организаций и земельного налога и др.

Кроме того, указанным законом предусматривается создание подобных территориальных образований в монопрофильных муниципальных образованиях, характеризующихся наиболее сложным социально-экономическим положением.

Первые три ТОР на Дальнем Востоке созданы на основании постановлений Правительства РФ, подписанных премьер-министром Д. Медведевым. Так, Постановлением от 25 июня 2015 г. № 630 создается ТОР «Хабаровск» на территориях города Хабаровска, Хабаровского муниципального района и Ракитненского сельского поселения Хабаровского края, Постановлением от 25 июня 2015 г. — ТОР «Комсомольск» на территориях городов Комсомольск-на-Амуре и Амурск Хабаровского края, Постановлением от 25 июня 2015 г. № 629 — ТОР «Надеждинская» на территории Надеждинского муниципального района Приморского края.

Ожидается, что общий объем инвестиций в создаваемые ТОР составит около 50 млрд руб. , а число рабочих мест — более 6 тыс. рабочих мест. Строительство инженерной и транспортной инфраструктуры в 2015—2017 гг. будет финансироваться за счет средств региональных бюджетов и внебюджетных источников в размере не менее 3,4 млрд руб. В рамках ТОР будут созданы предприятия металлургии, авиастроения, транспорта и логистики, а также пищевой промышленности.

Территория опережающего социально-экономического развития создается на территории муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований в границах одного субъекта Российской Федерации

Территория опережающего социально-экономического развития — часть территории субъекта Российской Федерации, на которой установлен особый правовой режим осуществления предпринимательской и иной деятельности в целях формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций, обеспечения ускоренного социально-

Всего создано 23 ТОР Трутнева и при поддержке Министерства РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.