Транспортирование отходов какого класса может осуществляться коммунальными службами ответ на тест

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу

Ст. 14.4 применяется с учетом особенностей, установленных ст. 9 Федерального закона от 01.04.2020 N 69-ФЗ (Распоряжение Правительства РФ от 21.09.2022 N 2724-р).

Заключенные до 25.09.2019 договоры, предметом которых является обращение отходов I и II классов опасности, действуют с 01.03.2022, если договорами не предусмотрен меньший срок (ФЗ от 26.07.2019 N 225-ФЗ).

(введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 225-ФЗ)

До 01.03.2026 п. 1 ст. 14.4 не применяется на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (Постановление Правительства РФ от 17.02.2023 N 255).

1. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, осуществляют обращение с данными отходами самостоятельно при наличии в собственности или на ином законном основании объектов утилизации, обезвреживания и (или) размещения отходов I и II классов опасности. В иных случаях индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, передают данные отходы федеральному оператору в соответствии с договорами на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности.

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 268-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Формы типовых договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности утверждаются Правительством Российской Федерации. Указанные договоры могут быть дополнены по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

До 01.03.2026 п. 3 – 4 ст. 14.4 не применяются на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (Постановление Правительства РФ от 17.02.2023 N 255).

3. Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности, за исключением случаев самостоятельного обращения с отходами I и II классов опасности, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

4. Сбор отходов I и II классов опасности, образующихся в результате хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, операторами по обращению с отходами I и II классов опасности допускается при условии заключения указанными операторами с федеральным оператором договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в соответствии с федеральной схемой обращения с отходами I и II классов опасности.

5. При передаче отходов I и II классов опасности федеральному оператору стоимость его услуг определяется исходя из предельных (максимальных) тарифов федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

6. Государственному регулированию подлежат предельные (максимальные) тарифы федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности, которые включают в том числе расходы на сбор отходов I и II классов опасности, транспортирование отходов I и II классов опасности, обработку отходов I и II классов опасности, утилизацию отходов I и II классов опасности, обезвреживание отходов I и II классов опасности, размещение отходов I и II классов опасности, а также расходы на реализацию инвестиционной программы федерального оператора по обращению с отходами I и II классов опасности.

(п. 6 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

7. Федеральный оператор в целях соблюдения антимонопольного законодательства и предупреждения его нарушения вправе организовать систему внутреннего обеспечения в соответствии с требованиями антимонопольного законодательства путем утверждения внутреннего акта (внутренних актов), соответствующего требованиям статьи 9.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ “О защите конкуренции”.

(п. 7 в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 356-ФЗ)

До 01.03.2026 п. 8 ст. 14.4 не применяется на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей (Постановление Правительства РФ от 17.02.2023 N 255).

8. Федеральный оператор осуществляет прием отходов I и II классов опасности, входящих в состав твердых коммунальных отходов, от регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, заключение которого для федерального оператора является обязательным.

Распоряжением Правительства РФ от 14.11.2019 № 2684-р ФГУП «ФЭО» определено федеральным оператором по обращению с отходами I и II классов опасности на территории РФ.

Каждому отходообразователю необходимо пройти регистрацию во ФГИС ОПВК, для этого нужно иметь учетную запись в единой системе идентификации и аутентификации (далее — ЕСИА) и подать заявку на заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности в электронном формате посредством ФГИС ОПВК.

После регистрации во ФГИС ОПВК будет создан Личный кабинет. Формирование заявок на исполнение договоров на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности будет осуществляться с использованием функционала ФГИС ОПВК.

Рассмотрим часто задаваемые вопросы, касающиеся новой системы обращения с отходами I и II классов опасности.

Есть ли необходимость передавать отходы ФГУП «ФЭО», если они образуются в малых количествах? Если не передать отходы ФГУП «ФЭО», законодательство будет нарушено?

С 1 марта 2022 г. отходообразователи должны заключать договоры на обращение с отходами I и II классов опасности исключительно с ФГУП «ФЭО» независимо от вида и массы образующихся отходов.

• на граждан в размере от 1 до 2 тыс. руб.;

• на должностных лиц — от 10 до 30 тыс. руб.;

• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 до 50 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• на юридических лиц — от 100 до 250 тыс. руб.

В какой срок будут приняты отходы у отходообразователя?

Срок вывоза отходов ФГУП «ФЭО» не может превышать 2 месяцев с момента направления заявки во ФГИС ОПВК, если более поздний срок не указан в самой заявке. Вывоз отходов, образование которых обусловлено регулярным технологическим процессом и требует удаления с промышленной площадки в более короткие сроки, будет согласован с соответствующими отходообразователями отдельно и с возможностью сохранения прежней схемы передачи отходов.

С момента подачи заявки до вывоза пройдет до 2 месяцев. Если транспортная партия увеличится, то нужна будет новая заявка?

Данные в заявке не меняют. Нужна будет новая заявка.

Договор будет заключаться с учетом требований Закона № 223-ФЗ и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (в ред. от 30.12.2021).

На основании какого закона ФГУП «ФЭО» будет проводить конкурс для привлечения оператора?

На основании Закона № 223-ФЗ.

Как транспортировщик узнает, что выиграл конкурс?

После сбора ценовых предложений в Личный кабинет ФГИС ОПВК придет протокол подведения итогов, где будет назначен победитель на определенный вид работ.

Предприятие ведет обращение с отходами I и II классов опасности самостоятельно и имеет лицензию на виды деятельности с этими отходами. Нужно ли предоставлять данные в систему?

У таких предприятий исчезает обязанность только заключать договор с ФГУП «ФЭО», но при этом обязанность по представлению данных в систему сохраняется.

• индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы I и II классов опасности, региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами — в части информации, предусмотренной подпунктами «а»–«г», «з», «л», «м» п. 8 Положения № 1346;

• оператор системы, операторы по обращению с отходами I и II классов опасности — в части информации, предусмотренной подпунктами «д»–«м» п. 8 Положения № 1346.

На предприятии образуются отходы I и II классов опасности, срок вывоза таких отходов составляет 5–7 дней. Ежегодно образуется более 1000 тонн отходов. Будет ли работа по вывозу отходов с территории предприятия выполняться без задержек?

ФГУП «ФЭО» выбирает транспортировщиков отходов, в рамках заключения договора с контрагентами проводит их технический аудит и дает оценку их способностей по вывозу отходов. В случае сомнений по мощностям договор с контрагентом будет расторгнут, а контрагент будет внесен в реестр недобросовестных поставщиков и исчезнет с рынка, где осуществляется обращение с отходами I и II классов опасности на ближайшие 2 года.

Будут ли транспортировщики иметь право накапливать у себя принятые отходы в соответствии с лицензией сроком не более 11 месяцев?

Да, с целью накопления транспортных партий.

Возможно ли сохранение клиентской базы у предприятий, которые имеют лицензию на сбор, транспортирование, обезвреживание, утилизацию отходов I и II классов опасности?

Нет. Клиентской базой будет являться ФГУП «ФЭО», которое займется направлением заявки.

Заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности возможно как с головным предприятием, так и с филиалами, в зависимости от установленного на предприятии порядка обращения с отходами и полномочиями филиалов. Регистрация отходообразователя во ФГИС ОПВК доступна только в отношении одного юридического лица.

Филиалы в лице ответственных должностных лиц, прошедших идентификацию и аутентификацию в ЕСИА, рекомендуется регистрировать в Личном кабинете ФГИС ОПВК отдельно с привязкой к месту накопления отходов (в соответствии с адресом фактического осуществления деятельности, указанного в паспорте на отход). В дальнейшем ответственное должностное лицо от филиала направляет заявку на вывоз отходов I и II классов опасности и заключение договора на оказание услуг по обращению с данными отходами.

Отходы I и II классов опасности образуются от населения в жилых помещениях. Кто должен заключать договор с ФГУП «ФЭО»? Также в муниципалитете имеются экобоксы для приема ртутьсодержащих отходов от физических лиц. Кто должен заключать договор в таком случае? Как работать с населением?

Соответственно, управляющей компании (далее — УК) необходимо организовать место накопления отходов I и II классов опасности. После заполнения отходами места накопления УК должна подать заявку на вывоз отходов через ФГИС ОПВК и осуществить передачу отходов ФГУП «ФЭО». Если нет УК, то привлекается муниципальное образование как юридическое лицо.

Отход I и II классов опасности может подпадать под понятие «опасный груз». Соответственно, водитель должен иметь разрешение на транспортирование опасных грузов, так же должен быть ГЛОНАСС-мониторинг. Кроме того, необходимо соблюдать требования к дорожной перевозке опасных грузов.

Нужно ли указывать нормативы образования отходов в системе?

Да, необходимо указать, если они имеются.

В целях организации деятельности по обращению с отходами I и II классов опасности разрабатывается федеральная схема обращения с отходами I и II классов опасности (ст. 14.2 Закона № 89-ФЗ). Она создается с учетом сведений и информации, содержащихся во ФГИС ОПВК, и включает следующее:

• информацию о видах отходов, об источниках их образования, о нормативах их образования и лимитах на их размещение;

• сведения о фактическом количестве образующихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных и размещенных отходах I и II классов опасности.

С 1 марта 2022 г. арендаторы сами должны заполнять данные в Личном кабинете и передавать отходы?

Тот, кто является отходообразователем по договору аренды, тот и должен заключать договор с ФГУП «ФЭО».

Сообщит ли ФГУП «ФЭО» при заключении договора о конечном утилизаторе или переработчике отходов?

Да, отходообразователь получит информацию о виде работ, которые были произведены с его отходом.

Кто будет проверять информацию, представляемую во ФГИС ОПВК?

Контроль своевременности и достоверности информации, представляемой поставщиками, осуществляет оператор системы (п. 20 Положения № 1346). Эта функция закреплена за ФГУП «ФЭО».

Нужно ли прикладывать паспорт отходов во ФГИС ОПВК?

Организация транспортирования отходов осуществляется при наличии паспорта отходов при транспортировании отходов I–IV класса опасности (п. 2 ст. 16 Закона № 89-ФЗ).

Соответственно, паспорт отхода необходимо отсканировать, приложить эту копию в Личном кабинете и указать место накопления отходов. Скан паспорта будет прикрепляться к заявке, которую передадут водителю вместе с комплектом необходимых для транспортирования отходов документов.

Нужно ли покупать специальную тару для транспортирования при упаковке отхода?

Грузоотправитель (отходообразователь) осуществляет упаковку. Лампы ртутные, например, могут транспортироваться в заводской упаковке (в гофрокартоне), а если будут битые, то передавать их необходимо в герметичной упаковке.

При передаче отходов для перевозки следует учитывать, что на отходы, имеющие опасные свойства, распространяются применимые к конкретному способу перевозки требования к транспортированию опасных грузов, указанные в таблице.

Таблица. Требования к транспортированию опасных грузов

Опасные грузы должны предъявляться грузоотправителями к перевозке в таре и упаковке, предусмотренных стандартами или техническими условиями на данную продукцию и ГОСТ 26319-2020 «Грузы опасные. Упаковка», который предусматривает разные группы упаковки (первую, вторую и третью) для перевозки грузов, представляющих какую-либо опасность.

Кто и как будет возвращать тару? Вернется ли она к отходообразователю?

Таким образом, возврат тары может быть урегулирован договором. Транспортный контейнер будет у транспортировщика.

Заказчик обязан подготовить отходы для транспортирования федеральным оператором в упаковке, соответствующей требованиям, регулирующим перевозку опасных грузов (см. подп. «д» п. 12 типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, утвержденного Постановлением № 1363).

Тара от опасных грузов не вернется, т.к. будет утилизирована вместе с отходом.

Кто будет взвешивать отходы: ФГУП «ФЭО» или отходообразователь?

Транспортировщики будут иметь мобильные весы. Также взвешивание может осуществляться на объекте по переработке отходов. Кроме того, можно будет применять расчетные методы определения количества отходов.

Если договором установлено, что отходы остаются и принадлежат СТО, то СТО будет являться отходообразователем и заключать договор с ФГУП «ФЭО» на передачу отходов.

Как будут присваиваться QR-коды для тары?

Право собственности на отходы переходит к ФГУП «ФЭО»?

Типовой договор не предусматривает перехода права собственности с момента подписания сторонами акта приема-передачи отходов.

Можно ли получить полезный компонент из отхода, если право собственности остается у отходообразователя?

Да. Возврат полезных компонентов должен быть урегулирован договором в индивидуальном порядке. В тарифе ФГУП «ФЭО» возврат полезного компонента не будет предусмотрен.

Статья опубликована в журнале «Справочник эколога» № 3, 2022.

1.     Что такое Региональный оператор по обращению с ТКО?

В России реализуется реформа в сфере обращений с твердыми коммунальными отходами. Это одна из составляющих национального проекта «Экология». В соответствии с ней в каждом регионе РФ должна быть определена полномочная компания в сфере обращения с ТКО. В Саратовской области реформа стартовала 12 августа 2018 года, когда Региональный оператор (АО «Управление отходами») начал деятельность в левобережных районах области – Зона 1.

Постановлением Правительства РФ от 27 февраля 2017 года № 232 внесены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг – введен новый раздел XV(1), полностью посвященный предоставлению коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. В соответствии с изменениями услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами становится коммунальной. Это значит, что ежемесячная оплата услуги – обязанность и для физических лиц, и для юридических.

Региональный оператор обеспечивает транспортировку, обработку и захоронение только твердых коммунальных отходов 4-5 классов опасности.

Региональный оператор Саратовской области

Филиал АО «Управление отходами» в г. Саратове

ОКПО 27799497; ОГРН 1117746488232

Контактный телефон: 8 (8452) 25-64-90

410031, Саратов, ул. Валовая 2/10

Зона деятельности Регионального оператора

К зоне деятельности 1 отнесены все районы Левобережья, Вольский и Хвалынский районы, а также г. Саратов.

К зоне деятельности 2 отнесены все районы Правобережья, кроме Вольского и Хвалынского районов, а также г. Саратов.

2.     Что такое ТКО?

Твердые коммунальные отходы – отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами (ст. 1 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

Отходы, образованные вне жилых помещений, не относятся к ТКО, например, ветки деревьев, кустарников, листва, ботва, навоз и пр.

3.     Что такое КГО?

Крупногабаритные отходы (КГО) – твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах (п. 2 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. № 1156)

Строительные отходы и отходы, образовавшиеся в результате капитального ремонта помещений и зданий, Региональный оператор не вывозит.

4.     Кто должен заключать договоры на вывоз мусора?

В соответствии с ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» Регоператор по обращению с отходами представляет собой юридическое лицо, которое обязано заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, которые образуются и места накопления в зоне деятельности Регоператора.

Собственниками ТКО являются:

собственники частных жилых домов и частей жилых домов (ч.5 ст.30 Жилищного Кодекса РФ);

собственники нежилых помещений в многоквартирных домах (магазинов, офисов и пр.) (п.148(1) ПП №354);

управляющие компании/ТСЖ/жилищные кооперативы (ч.12 ст.161 Жилищного Кодекса РФ);

собственники помещений и квартир в МКД, если в доме непосредственное управление (ч.2 ст.164 Жилищного Кодекса РФ).

Юридические лица и предприниматели, в результате деятельности которых образуется ТКО.

Управляющие организации в соответствии со ст. 24.7 ФЗ № 89 «Об отходах производства и потребления» обязаны заключить с Регоператором договор на оказание услуг по обращению с ТКО в письменной форме и своевременно оплачивать услуги в соответствии с тарифом, установленным Комитетом государственного регулирования тарифов СО.

5.     Какая периодичность вывоза ТКО, КГО?

– при температуре воздуха от +5 и ниже не должен превышать трое суток.

– при температуре от +5 и выше – не более одних суток.

(согласно п. 17 Приложения № 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», нормативам СанПиН 42-128-4690-88).

Для КГО – не реже 1 раза в неделю (согласно нормативам СанПиН 42-128-4690-88).

Для юридических лиц, заключивших договор с Региональным оператором, – сроки и периодичность вывоза ТКО указаны в договоре с оператором.

6.     Как начисляется плата за услугу по обращению с ТКО?

Ежемесячная плата за услугу по обращению с ТКО начисляется исходя из размера тарифа и норматива накопления ТКО, которые установлены Комитетом госрегулирования тарифов и Министерством природных ресурсов Саратовской области соответственно. Исходя из них и численности конкретного населенного пункта определяется размер платы, которая выставляется.

7.     Норматив накопления ТКО

Норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории Саратовской области установлен приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области № 47 от 5 февраля 2018 года.

8.     Кто устанавливает тариф на обращение с ТКО?

Единый тариф по 2-ой зоне на 2020 год установлен постановлением комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 30.12.2019 г. № 48/1 – составляет 402,46 рублей за 1 кубометр ТКО.

9.     Нужен ли каждому жителю договор в письменной форме?

Договор на услугу по обращению с ТКО с населением – это публичная оферта. Он опубликован в СМИ вместе с информацией о тарифе. После этого он считается автоматически заключенным с каждым домовладением. Заключение договора в письменной форме для собственников жилых помещений в многоквартирных домах и индивидуальных жилых домах не нужно.

10. Кто отвечает за обустройство контейнерных площадок?

Согласно Правилам обустройства мест накопления ТКО (утв. Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 №1039), обязанность по созданию площадок для накопления отходов лежит на органах местного самоуправления.

Реестры мест (площадок) накопления ТКО, создаваемых в муниципальных образованиях, должны содержать данные о местонахождении и схеме размещения площадок, их технических характеристиках (площадь, количество контейнеров и их объем), о собственниках (юрлица, ИП, физлица) и источниках образования отходов, которые складируются на каждой площадке. Реестры должны быть размещены в открытом доступе на официальных сайтах муниципалитетов, а если у органа местного самоуправления таковых нет, то – на порталах субъектов РФ.

11. Кто отвечает за содержание контейнерных площадок?

·     Органы местного самоуправления: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах (ч.2 и ч. 4 ст. 8 Федерального закона РФ от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

·     Управляющие организации по управлению многоквартирными домами: Должны обеспечивать содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории (п. 3.7.1 Постановления Госстроя РФ 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).

12. Кто решает, где устанавливаются контейнеры?

Вопросы организации мест накопления (контейнерных площадок) в населенных пунктах, а также покупка самих контейнеров находятся в зоне ответственности органов местного самоуправления в соответствии с федеральным законодательством. За ними же закреплена обязанность определения мест организации контейнерных площадок, ведения реестра мест накопления и размещения его в публичном доступе. Точка установки контейнерной площадки определяется районной администрацией с учетом плотности застройки и доступности контейнеров для обслуживающей спецтехники. Региональный оператор не вправе самостоятельно устанавливать контейнеры, его обязанность – осуществлять транспортирование ТКО с мест накопления, определенных органами местного самоуправления. Однако, местные жители в праве обратиться в администрацию с инициативой об их переносе при соблюдении вышеназванных требований.

13. Как платить за услугу по обращению с ТКО?

Оплатить услугу по обращению с ТКО по отдельному платежному документу без комиссии возможно в личном кабинете на сайте «Городского расчетного центра»  и на сайте «ПлатежЦентра»

Оплата с комиссией также принимается в отделениях «Почты России», «Сбербанка» и других кредитных учреждениях.

14. Откуда у Регионального оператора данные физических лиц для начисления платежей?

База данных абонентов формировалась на основании сведений, полученных из открытых источников информации. Сведения о правообладателе, а также информация об объекте недвижимости закреплены в Росреестре и находится в свободном доступе.

В случае если собственник не согласен с информацией, размещенной в квитанции, он в праве предоставить иные сведения, которые будут подтверждены документально.

15. Какие документы необходимо предоставить для проведения перерасчета?

Для корректного начисления платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и внесения изменений на лицевой счет
необходимо предоставить специалисту СарРЦ следующие документы:

– копия правоустанавливающего документа на жилое помещение (свидетельство о праве собственности/договор социального найма /выписка ЕГРН);

– паспорт (документ, удостоверяющий личность);

– копии чеков об оплате (для решения вопросов о зачислении денежных средств на лицевой счет);

– копия справки с места жительства (скан или ксерокопия домовой книги).

– документ, подтверждающий временное отсутствие.

Кроме того можно обратиться по телефону (8452) 39-02-27 (по вопросам начислений за услугу “Обращение с TKO”)

16. Как и кому предоставляются льготы и субсидии?

Льгота предоставляется на условиях, предусмотренных действующим законодательством. Ряд категорий граждан имеют право на льготы при оплате услуги по обращению с ТКО: ветераны труда, признанные на федеральном уровне, ветераны военной службы, реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, участники и инвалиды ВОВ, инвалиды боевых действий и приравнённые к ним граждане, Почетные граждане Саратовской области, а также жители, чьи расходы на оплату ЖКХ превышают максимально допустимую долю трат на этот вид услуг в совокупном доходе семьи.

За более подробной информацией необходимо обратиться в Министерство социального развития Саратовской области по телефону: 8 (8452) 65-39-22.

17. Можно ли не платить за вывоз мусора, если его у меня нет (закапываю на своем участке и сжигаю сам)?

Накапливать твердые коммунальные отходы можно только в специально оборудованных местах. Такие площадки должны отвечать требованиям по охране окружающей среды и СанПиН. Сжигать отходы без специального оборудования, которое очищает выбросы, запрещено. Плюс для обращения с отходами I-IV классов опасности требуется наличие лицензии. За нарушение всех этих правил могут штрафовать собственника дома или земельного участка.

При обнаружении несанкционированного места складирования ТКО объемом более 1 кубометра Региональный оператор обязан пожаловаться в уполномоченные органы и высылать собственнику земельного участка уведомление о необходимости ликвидации этой свалки. Собственнику участка надо будет самостоятельно ликвидировать свалку или заключить договор с региональным оператором в течение 30 дней. Если свалка так и не будет ликвидирована, Региональный оператор устранит ее сам и через суд взыщет с собственника участка свои расходы.

18.              Я проживаю в сельской местности и у нас нет коммунальных услуг?

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги. (п. 3 ст. 154 Жилищного кодекса РФ).

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату в том числе и за обращение ТКО (п. 4 ст. 154 Жилищного Кодекса РФ).

19.              Что будет, если я отказываюсь платить за вывоз мусора?

При возникновении задолженности в оплате услуги по обращению с ТКО срок более 3 месяцев региональный оператор в праве обратиться для взыскания задолженности через суд. В этом случае долг будет взыскан по решению суда, в том числе к оплате будут предъявлены судебные издержки и пени. Общий долг будет принудительно списан с банковской карты и банковского счета. Кроме того, судебные приставы наложить арест на движимое или недвижимое имущество должника вплоть до момента погашения задолженности.

20.         Какой порядок действия юридических лиц при взаимодействии с Регоператором?

Каждое юридическое лицо, предприниматель, собственник нежилых помещений обязан иметь договор в письменной форме на услугу по обращению с ТКО с Региональным оператором. В соответствии с ФЗ №89 «Об отходах производства и потребления» ранее заключенные договоры на сбор и вывоз ТКО действовали только до начала работы Регоператора – 12 августа 2018 года. После начала его деятельности оплата за услугу по обращению с ТКО может производиться только в адрес Регоператора. Все ранее действующие договоры на вывоз ТКО становятся неправомерными. Нормативы накопления ТКО для каждой категории юрлиц и предпринимателей установлены приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области № 47 от 5 февраля 2018 г. «Об установлении нормативов накопления ТКО на территории Саратовской области».

Сведения о не оформивших договоры юридических лицах и предпринимателях передаются Регоператором в надзорные органы для последующего привлечения к административной ответственности. Отсутствие договора также грозит штрафными санкциями.

В случае возникновения просроченной задолженности 2 и более месяцев Региональный оператор начинает процесс взыскания задолженности через суд. В этом случае должник по решению суда погашает не только основную сумму долга, но и пени, судебные издержки и пр. Также должнику могут наложить арест на банковские счета организации, произвести принудительное списание средств с них, наложить арест на движимое и недвижимое имущество.

По материалам сайта: svyatslav.ru

Зарегистрировано Минюстом России 17 февраля 2011 г.

В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650; 2002, N 1 (ч. I), ст. 2; 2003, N 2, ст. 167; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 35, ст. 3607; 2005, N 19, ст. 1752; 2006, N 1, ст. 10; N 52 (ч. I), ст. 5498; 2007, N 1 (ч. I), ст. 21; N 1 (ч. I), ст. 29; N 27, ст. 3213; N 46, ст. 5554; N 49, ст. 6070; 2008, N 24, ст. 2801; N 29 (ч. I), ст. 3418; N 30 (ч. II), ст. 3616; N 44, ст. 4984; N 52 (ч. I), ст. 6223; 2009, N 1, ст. 17; 2010, N 40, ст. 4969) и Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 N 554 “Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295; 2004, N 8, ст. 663; N 47, ст. 4666; 2005, N 39, ст. 3953) постановляю:

Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 “Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами” (приложение).Г.Г.Онищенко

I. Область применения и общие положения

1.1. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее – санитарные правила) разработаны в соответствии с законодательством Российской Федерации.1.2. Настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее – медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами.1.3. Настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.1.4. Контроль (надзор) за соблюдением настоящих санитарных правил проводится органами, осуществляющими функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.

II. Классификация медицинских отходов

2.1. Медицинские отходы в зависимости от степени их эпидемиологической, токсикологической и радиационной опасности, а также негативного воздействия на среду обитания подразделяются на пять классов опасности (таблица 1):Класс А – эпидемиологически безопасные отходы, приближенные по составу к твердым бытовым отходам (далее – ТБО).Класс Б – эпидемиологически опасные отходы.Класс В – чрезвычайно эпидемиологически опасные отходы.Класс Г – токсикологически опасные отходы 1 – 4 классов опасности.Класс Д – радиоактивные отходы.

2.2. После аппаратных способов обеззараживания с применением физических методов и изменения внешнего вида отходов, исключающего возможность их повторного применения, отходы классов Б и В могут накапливаться, временно храниться, транспортироваться, уничтожаться и захораниваться совместно с отходами класса А. Упаковка обеззараженных медицинских отходов классов Б и В должна иметь маркировку, свидетельствующую о проведенном обеззараживании отходов.III. Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами

3.1. Система сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов должна включать следующие этапы:- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность;- перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы;- обеззараживание/обезвреживание;- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;- захоронение или уничтожение медицинских отходов.3.2. Руководителем организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, утверждается инструкция, в которой определены ответственные сотрудники и процедура обращения с медицинскими отходами в данной организации.3.3. Смешение отходов различных классов в общей емкости недопустимо.3.4. Процессы перемещения отходов от мест образования к местам временного хранения и/или обеззараживания, выгрузки и загрузки многоразовых контейнеров должны быть механизированы (тележки, лифты, подъемники, автокары и так далее).3.5. К работам по обращению с медицинскими отходами не допускается привлечение лиц, не прошедших предварительный инструктаж по безопасному обращению с медицинскими отходами.3.6. Сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность.Данная схема разрабатывается в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и утверждается руководителем организации.3.7. В схеме обращения с медицинскими отходами указываются:- качественный и количественный состав образующихся медицинских отходов;- нормативы образования медицинских отходов, разработанные и принятые в регионе;- потребность в расходных материалах и таре для сбора медицинских отходов, исходя из обязательности смены пакетов 1 раз в смену (не реже 1 раза в 8 часов), одноразовых контейнеров для острого инструментария – не реже 72 часов, в операционных залах – после каждой операции;- порядок сбора медицинских отходов;- порядок и места временного хранения (накопления) медицинских отходов, кратность их вывоза;- применяемые способы обеззараживания/обезвреживания и удаления медицинских отходов;- порядок действий персонала при нарушении целостности упаковки (рассыпании, разливании медицинских отходов);- организация гигиенического обучения персонала правилам эпидемиологической безопасности при обращении с медицинскими отходами.3.8. Транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов с учетом единой централизованной системы санитарной очистки данной административной территории.IV. Требования к сбору медицинских отходов

V. Способы и методы обеззараживания и/или обезвреживания медицинских отходов классов Б и В

5.1. Выбор методов безопасного обеззараживания и/или обезвреживания отходов классов Б зависит от мощности и профиля медицинской организации, наличия установок по обеззараживанию/ обезвреживанию отходов, способа обезвреживания/уничтожения отходов, принятого на административной территории (сжигание, вывоз на полигоны, утилизация).5.2. Обеззараживание/обезвреживание отходов классов Б может осуществляться централизованным или децентрализованным способами.При децентрализованном способе участок по обращению с отходами располагается в пределах территории организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность.При централизованном способе участок по обращению с медицинскими отходами располагается за пределами территории организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, при этом организуется транспортирование отходов.5.3. Отходы класса В обеззараживаются только децентрализованным способом, хранение и транспортирование необеззараженных отходов класса В не допускается.5.4. Физический метод обеззараживания отходов классов Б и В, включающий воздействие водяным насыщенным паром под избыточным давлением, температурой, радиационным, электромагнитным излучением, применяется при наличии специального оборудования – установок для обеззараживания медицинских отходов.5.5. Химический метод обеззараживания отходов классов Б и В, включающий воздействие растворами дезинфицирующих средств, обладающих бактерицидным (включая туберкулоцидное), вирулицидным, фунгицидным (спороцидным – по мере необходимости) действием в соответствующих режимах, применяется с помощью специальных установок или способом погружения отходов в промаркированные емкости с дезинфицирующим раствором в местах их образования.5.6. Химическое обеззараживание отходов класса Б на месте их образования используется как обязательная временная мера при отсутствии участка обращения с медицинскими отходами в организациях, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, или при отсутствии централизованной системы обезвреживания медицинских отходов на данной административной территории.5.7. Жидкие отходы класса Б (рвотные массы, моча, фекалии) и аналогичные биологические жидкости больных туберкулезом допускается сливать без предварительного обеззараживания в систему централизованной канализации. При отсутствии централизованной канализации обеззараживание данной категории отходов проводят химическим или физическим методами.5.8. При любом методе обеззараживания медицинских отходов классов Б и В используют зарегистрированные в Российской Федерации дезинфекционные средства и оборудование в соответствии с инструкциями по их применению.5.9. Термическое уничтожение медицинских отходов классов Б и В может осуществляется децентрализованным способом (инсинераторы или другие установки термического обезвреживания, предназначенные к применению в этих целях). Термическое уничтожение обеззараженных медицинских отходов классов Б и В может осуществляться централизованным способом (мусоросжигательный завод). Термическое уничтожение необеззараженных отходов класса Б может осуществляться централизованным способом, в том числе как отдельный участок мусоросжигательного завода.5.10. При децентрализованном способе обезвреживания медицинских отходов классов Б и В специальные установки размещаются на территории организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации.5.11. Применение технологий утилизации, в том числе с сортировкой отходов, возможно только после предварительного аппаратного обеззараживания отходов класса Б и В физическими методами. Не допускается использование вторичного сырья, полученного из медицинских отходов, для изготовления товаров детского ассортимента, материалов и изделий, контактирующих с питьевой водой и пищевыми продуктами, изделиями медицинского назначения.5.12. Захоронение обезвреженных отходов класса Б и В на полигоне допускается только при изменении их товарного вида (измельчение, спекание, прессование и так далее) и невозможности их повторного применения.5.13. Обеззараживание и уничтожение вакцин осуществляют в соответствии с требованиями санитарного законодательства Российской Федерации к обеспечению безопасности иммунизации.

VI. Требования к условиям временного хранения (накопления) медицинских отходов

6.1. Сбор отходов в местах их образования осуществляется в течение рабочей смены. При использовании одноразовых контейнеров для острого инструментария допускается их заполнение в течение 3-х суток.6.2. Хранение (накопление) более 24 часов пищевых отходов, необеззараженных отходов класса Б осуществляется в холодильных или морозильных камерах.6.3. Одноразовые пакеты, используемые для сбора отходов классов Б и В должны обеспечивать возможность безопасного сбора в них не более 10 кг отходов.6.4. Накопление и временное хранение необеззараженных отходов классов Б и В осуществляется раздельно от отходов других классов в специальных помещениях, исключающих доступ посторонних лиц. В небольших медицинских организациях (здравпункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты и так далее) допускается временное хранение и накопление отходов классов Б и В в емкостях, размещенных в подсобных помещениях (при хранении более 24-х часов используется холодильное оборудование). Применение холодильного оборудования, предназначенного для накопления отходов, для других целей не допускается.6.5. Контейнеры с отходами класса А хранятся на специальной площадке. Контейнерная площадка должна располагаться на территории хозяйственной зоны не менее чем в 25 м от лечебных корпусов и пищеблока, иметь твердое покрытие. Размер контейнерной площадки должен превышать площадь основания контейнеров на 1,5 метра во все стороны. Площадка должна быть ограждена.

VII. Требования к организации транспортирования медицинских отходов

8.1. Учет и контроль движения отходов классов А, Г, Д осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.8.2. Для учета медицинских отходов классов Б и В служат следующие документы:- технологический журнал учета отходов классов Б и В в структурном подразделении; в журнале указывается количество единиц упаковки каждого вида отходов;- технологический журнал учета медицинских отходов организации. В журнале указывается количество вывозимых единиц упаковки и/или вес отходов, а также сведения об их вывозе с указанием организации, производящей вывоз;- документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов;- технологический журнал участка по обращению с отходами, который является основным учетным и отчетным документом данного участка.

IX. Производственный контроль

9.1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.9.2. Производственный контроль за сбором, временным хранением, обезвреживанием медицинских отходов включает в себя:9.2.1. Визуальную и документальную проверку (не реже 1 раза в месяц):- количества расходных материалов (запас пакетов, контейнеров и другое), средств малой механизации, дезинфицирующих средств;- обеспеченности персонала средствами индивидуальной защиты, организации централизованной стирки спецодежды и регулярной ее смены;- санитарного состояния и режима дезинфекции помещений временного хранения и/или участков по обращению с медицинскими отходами, мусоропроводов, контейнерных площадок;- соблюдения режимов обеззараживания/обезвреживания;- регулярности вывоза отходов.9.2.2. Лабораторно-инструментальную проверку:- микробиологический контроль эффективности обеззараживания/обезвреживания отходов на установках по утвержденным методикам (не реже 1 раза в год);- контроль параметров микроклимата (не реже 1 раза в год);- контроль воздуха рабочей зоны на участках обеззараживания/обезвреживания отходов на содержание летучих токсичных веществ (проводится в соответствии с технологическим регламентом оборудования).X. Требования к организации участка по обращению с медицинскими отходами классов Б и В

10.1. Участок по обращению с отходами классов Б и В является структурным подразделением организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, или самостоятельной специализированной организацией (далее – участок). Участок располагается в специально оборудованных помещениях медицинской организации или на самостоятельной территории и осуществляет сбор, накопление, аппаратное обеззараживание/обезвреживание, утилизацию отходов классов Б и В. Размещение участка в составе медицинских подразделений не допускается (кроме помещений для обеззараживания в лабораториях, осуществляющих работы с возбудителями 1 – 4 групп патогенности). Состав и минимальные площади помещений участка представлены в приложении 1 к настоящим санитарным правилам.

10.2. Общие требования к участку.Участок может располагаться как в отдельно стоящем здании в хозяйственной зоне с подъездными путями, так и в составе корпуса, в том числе в подвальных помещениях с автономной вытяжной вентиляцией (за исключением установок для уничтожения отходов методом сжигания, пиролиза). Расстояние от жилых и общественных зданий до участка, оборудованного установкой для уничтожения отходов методом сжигания, пиролиза определяется в соответствии с требованиями законодательства.Участок должен быть обеспечен канализацией, водопроводом, электричеством, отоплением и автономной вентиляцией. Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений участка должны обеспечивать поточность технологического процесса и возможность соблюдения принципа разделения на “чистую” и “грязную” зоны.На территории участка осуществляется прием, обработка (обезвреживание или обеззараживание), временное хранение (накопление) отходов, мойка и дезинфекция стоек-тележек, контейнеров и другого оборудования, применяемого для перемещения отходов.

10.3. Требования к помещениям участка.Помещения участка предусматривают условное разделение на зоны:- “грязную”, к которой относятся помещение приема и временного хранения поступающих медицинских отходов, помещение обработки отходов, оборудованное установками по обеззараживанию/обезвреживанию отходов классов Б и В, помещение мойки и дезинфекции. При небольших объемах возможно временное хранение поступающих отходов и их обеззараживание в одном помещении. При хранении отходов классов Б и В более 24-х часов предусматривается холодильное оборудование.- “чистую”, к которой относятся помещения хранения обеззараженных/обезвреженных отходов, вымытых и обеззараженных средств перемещения отходов (возможно совместное временное хранение в одном помещении), склад расходных материалов, комната персонала, санузел, душевая.Высота помещений принимается в соответствии с габаритами устанавливаемого оборудования, но не менее 2,6 м.10.4. Поверхность стен, пола и потолков должна быть гладкой, устойчивой к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств. Полы покрываются влагостойким материалом, не скользящим и устойчивым к механическому воздействию.Наружная и внутренняя поверхность мебели и оборудования должна быть гладкой, выполненной из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств.

10.5. Требования к освещению.Во всех помещениях предусматривается совмещенное или искусственное освещение в соответствии с гигиеническими требованиями к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. В производственных помещениях уровень искусственной освещенности должен быть не менее 200 лк.Светильники должны иметь закрытые рассеиватели. Очистка светильников должна производиться не реже 2 раз в год.

10.6. Требования к организации воздухообмена.Воздухообмен помещений участка должен обеспечивать поддержание допустимых параметров микроклимата, соблюдение гигиенических нормативов содержания загрязняющих веществ в воздухе рабочей зоны и соответствовать требованиям, представленным в приложении 2 к настоящим санитарным правилам.Устройство вентиляции должно исключать перетекание воздушных масс из “грязных” зон (помещений) в “чистые”.В помещениях участка предусматривается автономная приточно-вытяжная вентиляция с механическим побуждением. Схема воздухообмена определяется технологическим заданием. Кратность воздухообмена по вытяжке и необходимость установки местных отсосов определяется по расчету в зависимости от вида, количества и мощности технологического оборудования.Вытяжная вентиляция с механическим побуждением без устройства организованного притока предусматривается из помещений “грязной” зоны.

10.7. Требования к микроклимату помещений.Температура воздуха в производственных помещениях должна быть в пределах 18 – 25 °C, относительная влажность не выше 75%.

10.8. Требования к водоснабжению и канализации.Основные производственные помещения (для приема и временного хранения отходов, обеззараживания, мойки и дезинфекции инвентаря и оборудования) должны оснащаться поливочным краном, трапами в полу (поддонами). В помещении обеззараживания/обезвреживания отходов предусматривается раковина для мытья рук.

10.9. Требования к оснащению участка.Расстановка оборудования должна производиться с учетом обеспечения свободного доступа ко всему оборудованию. Расстояние от стен до оборудования должно составлять – не менее 0,6 м, а со стороны зоны обслуживания – не менее 1,0 м. Минимальные размеры проходов должны быть не менее 0,6 м.Помещения приема и временного хранения отходов оснащаются весами.Помещения временного хранения и обеззараживания/ обезвреживания отходов оснащаются бактерицидными облучателями или другими устройствами обеззараживания воздуха.

Читайте также:  Какую роль играют стандарты в повседневной жизни человека и над чем сегодня трудятся специалисты

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *