Требования к консультанту

«______» _______________ 20___ г.

1. Общие положения

1.2. Профконсультант относится к категории специалистов, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.4. На должность профконсультанта назначается лицо, имеющее высшее профессиональное (психологическое, социологическое, педагогическое, социальное) образование без предъявления требований к стажу работы.

1.5. Профконсультант должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области профессиональной ориентации и психологической поддержки населения;
  • этические нормы деятельности профконсультанта;
  • основы практической психологии, в том числе методы современной психодиагностики;
  • правила организации психодиагностического обследования;
  • методы оказания психологической поддержки;
  • типологию и симптоматику пограничных нервно-психических состояний;
  • основы психологии труда и управления, инженерной и социальной психологии, физиологии труда, в том числе методы изучения психологических особенностей трудовой деятельности, психофизиологического исследования человека;
  • основы профессиоведения и профессиографии, в том числе классификацию профессий и специальностей;
  • требования, предъявляемые профессией к человеку;
  • формы и методы организации профориентационной работы и особенности профориентационного сопровождения образовательного процесса, индивидуальной, групповой и массовой профориентационной работы с различными категориями населения, работодателями;
  • потребность в кадрах на федеральном и региональном уровнях с профессиональной дифференциацией;
  • социально-демографические особенности региона;
  • передовой отечественный и зарубежный опыт профориентационной работы.

1.6. В своей деятельности профконсультант руководствуется:

  • нормативными актами и методическими материалами по вопросам выполняемой работы;
  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • приказами и распоряжениями руководителя Компании и непосредственного руководителя;
  • настоящей должностной инструкцией;
  • правилами по охране труда, производственной санитарии и противопожарной защите.

2. Должностные обязанности

Профконсультант выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Осуществляет деятельность по профессиональной ориентации и психологической поддержке населения.

2.2. Оказывает помощь гражданам в профессиональном самоопределении, формировании и развитии профессиональной карьеры, принятии обоснованного решения о выборе или перемене профессии, направлении профессионального обучения с учетом их психологических особенностей, потребностей, возможностей, возраста, состояния здоровья, перспектив развития профессиональных способностей, а также с учетом социально-экономической ситуации, сложившейся на рынке труда.

2.3. Способствует достижению основных целей профессиональной ориентации-повышению качества использования профессионального, интеллектуального и творческого потенциала общества, содействию социализации и профессиональному становлению, непрерывному профессиональному развитию граждан, повышению конкурентоспособности и социально-психологической адаптации к трудовой деятельности в условиях рыночных отношений.

2.4. Участвует в разработке и внедрении программ, эффективных методов работы в области профессиональной ориентации и психологической поддержки учащейся молодежи, безработных и незанятых граждан, граждан, высвобождаемых с предприятий, из организаций, учреждений, граждан, уволенных с военной службы, инвалидов и других категорий граждан, разрабатывает и распространяет профориентационные информационные и методические материалы.

2.5. Информирует граждан о рынке труда, о его особенностях в конкретном регионе, об особенностях профессий и должностей, требованиях, предъявляемых ими к личности, в том числе на конкретном предприятии, в организации, учреждении.

2.6. Проводит ознакомление граждан с профессиями, специальностями, конкретными рабочими местами.

2.7. Проводит профессиональное консультирование с использованием профессиограмм, других информационных и справочных материалов, применением методов психологической и профессиональной диагностики: методов входного контроля, первичной психодиагностики, диагностики познавательных способностей (память, мышление, внимание и т.д.) и личностных особенностей, диагностики профессионально важных качеств.

2.8. Определяет степень профессиональной пригодности человека к конкретной профессии (рабочему месту, должности) в соответствии с нормативными требованиями.

2.9. Оказывает психологическую поддержку гражданам в целях снижения актуальности психологических проблем, препятствующих трудовой, профессиональной, социальной самореализации; при необходимости проводит диагностику личностных особенностей и коррекцию их психического состояния.

2.10. Организует работу по социальной и психологической адаптации граждан в условиях рынка труда, обучает навыкам эффективного поиска работы.

2.11. Принимает участие в социологических обследованиях по проблемам профессионального самоопределения граждан, в работе по определению потребности населения в услугах по профессиональной ориентации и психологической поддержке и оценке эффективности этой деятельности, вносит предложения по их совершенствованию с учетом отечественного и международного опыта.

2.12. Ведет учет статистических данных, готовит отчеты по формам государственной и ведомственной статистической отчетности.

2.13. Консультирует население по применению законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области труда, занятости, профессиональной ориентации и психологической поддержки населения.

В случае служебной необходимости профконсультант может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

Профконсультант имеет право:

3.1. Требовать от руководства Компании оказания содействия в исполнении своих обязанностей.

3.2. Повышать свою квалификацию.

3.3. Знакомиться с проектами решений руководства Компании, касающимися его деятельности.

3.4. Представлять на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по вопросам своей деятельности.

3.5. Получать от работников Компании информацию, необходимую для осуществления своей деятельности.

Профконсультант несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:

Читайте также:  ТР3-2

4.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в соответствии с действующим трудовым законодательством.

4.2. Правонарушения, совершенные в период осуществления своей деятельности, — в соответствии с действующим гражданским, административным и уголовным законодательством.

4.3. Причинение материального ущерба-в соответствии с действующим законодательством.

5. Условия работы

5.1. Режим работы профконсультанта определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью профконсультант обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

6. Право подписи

6.1. Профконсультанту для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи информационно-справочных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

С инструкцией ознакомлен ___________/____________/ «__» _______ 20__ г.

Профконсультанта центра занятости населения (ЦЗН)

1.2. Профконсультант центра занятости населения относится к категории специалистов, назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

1.4. На должность профконсультанта центра занятости населения назначается лицо, имеющее высшее образование или высшее образование (непрофильное) и дополнительное профессиональное образование — программы профессиональной переподготовки по профилю деятельности. Рекомендуется дополнительное профессиональное образование — программы повышения квалификации не реже одного раза в пять лет.

1.5. Требования к опыту практической работы профконсультанта центра занятости населения: не требуется.

1.6. Особые условия допуска профконсультанта центра занятости населения к работе: отсутствуют.

1.7. Профконсультант центра занятости населения должен знать:

1.8. Профконсультант центра занятости населения должен уметь:

1.9. Профконсультант центра занятости населения обязан:

  • соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной от граждан;
  • применять клиентоориентированный и проактивный подход при предоставлении госуслуг.

1.10. В своей деятельности профконсультант центра занятости населения руководствуется:

Профконсультант центра занятости населения в ходе предоставления услуги по профессиональной ориентации, психологической поддержке и социальной адаптации безработных граждан на рынке труда выполняет следующие должностные обязанности:

2.1. Оказание услуги по профессиональной ориентации граждан, в том числе:

2.2. Оказание психологической поддержки безработным гражданам, в том числе:

2.3. Организация социальной адаптации безработных граждан на рынке труда, в том числе:

В случае служебной необходимости профконсультант центра занятости населения может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном законодательством.

Профконсультант центра занятости населения имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. Взаимодействовать с другими подразделениями организации по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

3.3. Представлять руководству предложения по совершенствованию своей работы и работы организации.

3.4. Знакомиться с проектами решений руководства организации, касающимися его деятельности и деятельности подчиненных ему работников.

3.5. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.8. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.

4. Ответственность и оценка деятельности

4.1. Профконсультант центра занятости населения несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ – и уголовную) ответственность за:

4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.

4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.

4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.

4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.

4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.

4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.

4.1.7. Совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения – в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

4.1.8. Причинение материального ущерба и/или убытков организации или третьим лицам, связанных с действием или бездействием во время исполнения служебных обязанностей.

4.2. Оценка работы профконсультанта центра занятости населения осуществляется:

4.2.1. Непосредственным руководителем – регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.

4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия – периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.

4.3. Основным критерием оценки работы профконсультанта центра занятости населения является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.

5.1. Режим работы профконсультанта центра занятости населения определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Компании.

5.2. В связи с производственной необходимостью профконсультант центра занятости населения обязан выезжать в служебные командировки (в том числе местного значения).

Читайте также:  Выписки из ЕГРН (ЕГРП) онлайн по адресу улица 2-я Районная, Уфа (Башкортостан респ) данные Росреестра

6.1. Профконсультанту центра занятости населения для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи информационно-справочных документов по вопросам, входящим в его функциональные обязанности.

Зачем идти к профконсультанту

– Действительно ли нужно идти к профконсультанту, чтобы определиться с профессией? Может, подростку могут помочь, например, его друзья? Они же его отлично знают.

В 1999 два американских социальных психолога провели серию экспериментов, которые показали наличие у людей метакогнитивного искажения. Люди, имеющие низкий уровень квалификации в какой-либо области, делают ошибочные выводы в данной области, принимают неудачные решения и при этом не способны осознавать свои ошибки в силу низкого уровня своей квалификации.

Таким образом, фраза Чарльза Дарвина “Уверенность чаще порождается невежеством, нежели знанием” вполне подтверждается научно. И поэтому людям просто судить о вопросах, в которых они разбираются поверхностно.

Советчиков может быть много, но насколько квалифицированные советы они дают? Относятся ли их рекомендации к конкретной ситуации? И не станут ли они сами жертвами своих советов?

Требования к консультанту

Конечно очень важно, что скажут и родные и близкие подростка (Климов писал, что когда трехлетний ребенок повторяет в игре профессию своего родителя, это важнее многого другого), но важно понимать родственникам и уж тем более родителям, что очень сложно оценить объективно своего ребенка. Кроме того, родитель, скорее всего, сможет рассказать только о тех профессиональных сферах, где он сам вращается, а нужно дать явно бОльшую палитру.

Одна из задач профконсультанта – помочь ребенку учесть мнения родных, учителей, друзей и т.д., учесть свои успехи, стремления, интересы, способности. Составить мысленную схему из всех этих данных, на которую можно опираться при принятии решения. Следующий шаг – наметить конкретные действия реализации учебно-профессиональной траектории.

Профконсультант должен знать и ситуацию на рынке труда, и правила поступления в вузы и колледжи. Владеть специальными инструментами и методиками.

Как проходит профориентация в нашем Центре. Человек проходит специально разработанный тест, затем – консультация. По итогам профориентации имеет на руках результаты тестирования (оценку своих способностей, интересов, возможностей), примеры подходящих ему профессий и план действий: какие ЕГЭ сдавать, в какие вузы или колледжи поступать, на какие направления.

Что должен знать специалист по профориентации (по Е. Климову)

Отличие профконсультанта-профессионала от профконсультанта-любителя объяснял Е.А. Климов. Он вывел следующие компетенции для специалиста, который связал свою карьеру с руководством профессиональным самоопределением подрастающего человека.

Профконсультант должен разбираться в следующих направлениях:

Требования к консультанту

Портрет профессионала и квалификационные требования

: Кузнецов К.Г., Кувшинова О.Л., Серебряков А.Г., Биккулова О.С.

В статье обсуждается содержание работы профконсультанта, задачи и подходы в профориентации. Рассматривается необходимый уровень квалификации профконсультанта, необходимые базовые и дополнительные компетенции, а также зарубежный и отечественный опыт подготовки профконсультантов.

Требования к консультанту

Наблюдаемые сегодня кризисные явления в экономике России и, как следствие, рост безработицы, продолжавшийся весь 2015 год, вынуждают более ответственно относится к выбору профессии. Вместе с тем мы видим, что только около 50% выпускников идут работать по специальности сразу после получения профессионального образования. Несколько причин может объяснять такое положение дел. По данным лаборатории социально-профессионального самоопределения молодежи ИСМО РАО, 50% старшеклассников не соотносят выбор профессии со своими реальными возможностями, а 67% не имеют представления о сущности выбранной профессии. Таким образом, происходит случайный выбор профессионального учебного заведения, например, за компанию с одноклассниками или исходя из представлений значимого лица (например, родителей) о востребованных на сегодняшний день профессиях.

Представленные варианты выбора, как правило, исключают участие самого старшеклассника в выборе, что губительно может сказываться на его мотивации к освоению профессии, а также к явлению отложенной профориентации. Еще одной причиной может быть восприятие получения профессионального образования как своеобразного этапа – с дипломом проще найти работу, даже не связанную с полученной специальностью. Такое положение дел указывает на нерациональное использование дефицитного ресурса, затраченного на профессиональное образование, когда студента учат тому, чего он не будет применять.

Эта проблема может решаться с помощью научно обоснованной системы профессиональной ориентации. Однако доступ к качественной профориентации может быть затруднен. В последнее время широкое распространение получили ненаучные формы профориентационной работы, например, профориентационное тестирование по кожным узорам пальцев рук, которые, не только не способствуют профессиоанльному самоопределению, но и обращают внимание на несущественные для выбора профессионального образования показатели. 
Все это является вызовом для научного сообщества и квалифицированных специалистов – профориентологов, работа которых ведется на научно обоснованной базе.

Читайте также:  Код вида трудовой деятельности это

Вернуться к списку статей

Подписка на дайджест новостей

Профконсультант оказывает помощь клиентам в выборе и перемене профессии, работы, планировании карьеры и образа жизни с учетом их индивидуальных запросов, склонностей и возможностей, имеющихся учебно-трудовых вакансий. Сотрудничает со специалистами подразделений центра занятости, а также педагогами учебных заведений, кадровыми службами предприятий с целью уточнения сведений о клиенте, требований профессии или работы к его индивидуальным особенностям (конкретизация профессиографических материалов). Проводит собеседование, а при необходимости – тестирование клиента, вырабатывает рекомендации о его профессионально-трудовом и социальном самоопределении, отслеживает их реализацию, оценивает эффективность использованной информации и профдиагностических методов. Рабочее место: в помещении. Режим труда: ненормированный. Профессиональные вредности: высокие психоэмоциональные нагрузки.

Должен знать: постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные документы вышестоящих и других органов, касающихся деятельности профконсультанта; психологию труда, социологию, психологию общения, этику, возрастную психологию; должностные инструкции и квалификационные требования к профессиям; методики проведения профконсультаций; основы организации труда; законодательство о труде и охране труда Российской Федерации; правила внутреннего трудового распорядка; правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. Социально-демографические особенности региона: передовой отечественный и зарубежный отпыт профессиональной работы.

Профессионально важные качества: хорошая образная и логическая память, эмоционально-волевая устойчивость, высокий уровень аналитического мышления, эмпатия, умеренная общительность, наблюдательность, благожелательность, спокойная, внятная речь, широкий кругозор, установка на самообразование, новаторство, поиск.

Для успешной деятельности профконсультанту необходимы хорошо развитые коммуникативные способности, тактичность, умение сопереживать, наблюдательность, достаточная оперативная память, развитое вербально-логическое мышление, эмоционально-волевая устойчивость, находчивость, ответственность, организованность.

Требования к квалификации: высшее профессиональное (психологическое, педагогическое, социальное) образование без предъявления требований к стажу работы. Профконсультант I категории: высшее профессиональное (психологическое, социологическое, педагогическое, социальное) образование и стаж работы в должности профконсультанта II категории не менее 3 лет. Профконсультант II категории: высшее профессиональное (психологическое, социалогическое, педагогическое, социальное) образование и стаж работы в должности профконсультанта не менее 3 лет.

Профессия профконсультанта не рекомендуется людям с тяжелыми заболеваниями сердечно-сосудистой системы, выраженными дефектами зрения и слуха, психическими расстройствами, проявляющимися в повышенной раздражительности, агрессивности.

Родственные профессии: преподаватель, социальный работник, инспектор по кадрам, менеджер по персоналу.

Кто такой профконсультант и чем он занимается

– квалифицированный помощник в принятии жизненно важных решений, навигации в карьере и мире профессий.
Это специалист, который помогает людям найти дело жизни: подросткам определиться с профессиональным треком и образованием, студентам – найти применение полученному образованию и получить первый профессиональный опыт, а взрослым – построить карьеру или, если необходимо, сменить деятельность.

Чем занимается специалист по профориентации
Индивидуальное консультирование подростков и взрослых, профориентация на основе тестов и различных методик
Групповые занятия (тренинги) с людьми, желающими выбрать себе профессию
Разработка и стандартизация диагностических методик и комплексов тестирования
Анализ текущего состояния рынка труда
Анализ рынка образования
Проведение обучающих семинаров для родителей, психологов и педагогов

Чем отличается профконсультант от моей бабушки

Читать: 3 мин.

В этой статье мы будем говорить о профессии профконсультанта. Мы попытаемся объяснить, почему не каждый человек и даже не каждый психолог может помочь в области профессионального самоопределения. И, конечно, объясним, какие навыки и знания должны быть у настоящего профконсультанта.

Про старшие классы и самоопределение

Самый острый период для человека, когда все требуют от него определиться с выбором, – это старшие классы школы. В 8-11 классе ребята получают целый вал советов, как построить свою жизнь, “чтобы не стать дворником или не оказаться в тюрьме”. Чаще советы дают родители, близкие родственники, преподаватели по всем предметам, но иногда и “знающие” сверстники.

И если нет возможности поговорить с психологом или профконсультантом-профессионалом, и школьник предоставлен сам себе, то может оказаться так, что требование окружения принять верное решение превосходит возрастные возможности его разумения и опыта. В результате вероятность неудачных выборов повышается.
Поэтому, конечно, всем рекомендуем, чтобы в 14-17 лет рядом со школьником оказался знающий профконсультант, который поможет критически осмыслить всю информацию вокруг и принять взвешенное решение.

Требования к консультанту

Вместо выводов

Итак, рекомендации не всех одинаково полезны, а значит, не каждый совет о будущем подростка будет одинаково ценен. Профессиональный консультант опирается на профориентологию. А профориентология – это, в первую очередь наука, отрасль психологии, которая развивается уже около 100 лет.

Если вы хотите получить преимущества профориентации на основе науки, то приходите к нам в Центр. Наши методики научно обоснованы, проверены временем и миллионами подростков, которые уже выросли, нашли свое дело и стали успешными взрослыми.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *