Государственные органы
На портале проектов нормативных правовых актов опубликован проект Постановления Правительства РФ О типовых условиях контрактов на проведение строительного контроля.
Проект определяет типовые условия контрактов на проведение строительного контроля в целях применения единых требований, которые применялись бы при заключении заказчиками, техническими заказчиками, лицами, ответственными за эксплуатацию здания, сооружениями, или региональными операторами контрактов на оказание услуг по проведению строительного контроля.
Условия контракта
- об обязанностях исполнителя;
- о правах исполнителя;
- об обязанностях заказчика;
- о правах заказчика;
- о цене контракта;
- о приемке и оплате оказанных услуг;
- о сроках оказания услуг;
- о представителях сторон и персонале исполнителя;
- о порядке направления уведомлений и обмена корреспонденцией;
- а также порядок урегулирования разногласий и порядок изменения и расторжения контракта на проведение строительного контроля.
Регламентация строительного контроля
На данный момент проведение строительного контроля регламентировано следующими документами:
- Положением о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утвержденным Постановлением Правительства РФ №468 от 21.06.2010;
- типовыми условиями контракта на проведение строительного контроля, утвержденными приказом Минстроя №160/пр от 18.03.2021;
- СДОС-03-2009 Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства.
Строительный контроль
Согласно ч. 2 ст. 53 Градостроительного кодекса РФ, строительный контроль проводится лицом, осуществляющим строительство. В случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора строительного подряда строительный контроль проводится также застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Застройщик или технический заказчик по своей инициативе может привлекать лицо, осуществляющее подготовку проектной документации (ПД), для проверки соответствия выполняемых работ ПД.
Акты скрытых работ
Строительный контроль осуществляется на протяжении всех работ, в том числе при выполнении отдельных этапов с целью составления актов скрытых работ. Акт скрытых работ свидетельствует о том, что ответственные работы выполнены в надлежащем качестве. Акты скрытых работ в обязательном порядке включены в состав документации при приемке работ по капитальному ремонту многоквартирных домов.
Новости рынка строительства
Еще больше оперативных новостей рынка строительства МКД и уникальной аналитики Единого ресурса застройщиков — в нашем телеграм-канале ЕРЗ.РФ НОВОСТИ.
Присоединяйтесь к нам!
Публикации по теме:
- Строящиеся объекты, в проектную документацию которых изменения вносились более четырех раз, будут проверять чаще
- У документов стройнадзора будет QR-код
- Новые своды правил по градостроительной деятельности
- Новый порядок ведения авторского надзора
- Установлены новые индикаторы риска для проведения проверок госстройнадзора
- Новая концепция контрольной (надзорной) деятельности
- Новый индикатор риска для проведения внеплановой проверки стройнадзора
- В России стартовал проект по цифровой маркировке стройматериалов и изделий на базе Реестра добросовестных производителей и поставщиков
- Расширен перечень индикаторов риска нарушений в строительстве
Расчет начальной максимальной цены контракта (НМЦК)
В том случае, если в распоряжении сметчика имеется составленная в программе ГРАНД-Смета объектная смета или сводный сметный расчёт стоимости строительства, это даёт ему возможность определить НМЦК.
Расчёт значения НМЦК осуществляется в соответствии с Порядком определения НМЦК и с учетом правил, установленных в Порядке определения НМЦК. Документы можно найти в базе данных Библиотека сметчика в разделе Руководящие документы – Акты Минстрой.
Как определить НМЦК?
Согласно руководящим документам, при определении НМЦК могут использоваться стоимостные показатели из сметной документации объекта капитального строительства. Убедитесь, что использованная сметная документация имеет заключение государственной экспертизы о достоверности определения стоимости строительства.
Индексы фактической инфляции
Для пересчета стоимостных показателей в уровень цен на дату определения НМЦК используйте индексы фактической инфляции по видам экономической деятельности, опубликованные Росстатом на официальном сайте.
Определение начальной максимальной цены контракта (НМЦК)
На заключительном этапе расчёта полученное значение в уровне цен на дату определения НМЦК умножается на индекс прогнозной инфляции на весь планируемый период исполнения контракта с использованием информации о сроках выполнения работ. Индексы прогнозной инфляции (индексы-дефляторы) Министерства экономического развития Российской Федерации по строке Инвестиции в основной капитал (капитальные вложения) публикуются на официальном сайте Министерства в сети Интернет.
Программа ГРАНД-Смета
В программе ГРАНД-Смета полностью реализована вышеописанная методика определения НМЦК. Рассмотрим необходимый порядок действий на примере ранее составленной объектной сметы.
- Открываем в программе этот документ.
Нажимаем кнопку Параметры на панели инструментов на вкладке Документ, после чего в появившемся окне с параметрами объектной сметы открываем раздел НМЦК.
Выбираем используемую методику расчёта НМЦК и указываем дату утверждения сметной документации. Можно задать формат вывода уровня текущих цен на печать и при экспорте в формат ГГЭ: Месяц, год или Квартал, год.
Указываем для расчёта объект административно-территориального деления.
Свойства
В разделе Свойства можно отдельно для каждой из трёх частей расчёта НМЦК сформировать список текстовых строк в группе Основания для расчета, которые используются для оформления выходного документа.
Отметим, что по умолчанию для каждой части предлагаются основания для расчёта, указанные в рекомендуемом образце соответствующей выходной формы из утверждённого Порядка определения начальной максимальной цены контракта – они автоматически добавляются в параметры объектной сметы сразу при её создании. При этом можно по мере надобности добавлять и удалять строки в исходном списке. Также здесь доступны стандартные операции работы со списком: копирование выделенного фрагмента в буфер обмена, вставка содержимого буфера обмена.
Далее, в группе Даты необходимо задать ключевые даты для расчёта – это делается точно так же по отдельности для каждой из трёх частей расчёта НМЦК. При этом после задания даты формирования НМЦК, с учётом ранее указанной даты утверждения сметной документации, в параметры расчёта сразу же автоматически загружаются индексы фактической инфляции по данным Росстата на весь период времени между этими двумя датами (на каждый месяц – в % к предыдущему месяцу или к соответствующему месяцу предыдущего года). Аналогично, при задании дат начала и окончания работ в параметры расчёта сразу же автоматически загружаются соответствующие индексы-дефляторы Министерства экономического развития Российской Федерации.
Кроме того, после задания в группе Даты дат начала и окончания строительства в окне появляется дополнительная группа Распределение стоимости по годам, где переключателем можно выбрать один из двух вариантов: Автоматически или Вручную.
Этот выбор имеет значение для расчёта значения НМЦК на выполнение подрядных работ, срок проведения которых переходит на второй и (или) последующие годы строительства. В данном случае расчёт осуществляется с учётом установленных контрактом сроков строительства по формуле, где учитывается доля сметной стоимости работ, подлежащих выполнению подрядчиком по годам реализации проекта. Распределение стоимости по годам может производиться в автоматическом режиме пропорционально количеству месяцев выполнения работ в году. Наряду с этим в программе ГРАНД-Смета предусмотрена возможность вручную указать долю сметной стоимости работ по годам реализации проекта – это необходимо делать при наличии утверждённых лимитов капитальных вложений на соответствующие годы.
В случае, если в группе Распределение стоимости по годам выбран вариант Вручную, ниже можно ввести нужные значения на каждый год. Сумма всех значений должна быть равна единице. В дальнейшем эти значения используются при расчёте итогового индекса прогнозной инфляции.
Как уже было сказано ранее, после задания нужных дат в группе Даты в параметры расчёта сразу же автоматически загружаются соответствующие индексы фактической инфляции по данным Росстата и индексы-дефляторы Министерства экономического развития Российской Федерации. Результат загрузки индексов можно увидеть в окне с параметрами в разделе НМЦК – Индексы. На случай, если компьютер не подключён к сети Интернет, здесь предусмотрена возможность вручную вводить значения индексов для указанного периода.
Александра Челозерцева, юрист
Иногда контракт подписывают по цене, отличной от первоначальной, или ее меняют в ходе выполнения заказа. Рассказываем, когда изменение цены допустимо и как это сделать.
Случаи, когда разрешено менять стоимость контракта, указаны в 44‑ФЗ. Есть постоянные и временные, по которым срок корректировки цены ограничен.
Постоянные основания
Постоянные основания позволяют корректировать цену без ограничений во времени их применения. 44‑ФЗ допускает:
Например, увеличение цены контракта по 44‑ФЗ нужно, если изменились цены на аренду недвижимости.
Сервис для поиска закупок на всех торговых площадках России
Временные основания
Временные основания допускают изменение цены контракта по 44‑ФЗ до наступления даты, установленной законом. В 2024 году возможно изменение контрактов:
Помощь экспертов на всех этапах участия в закупках
Когда контракт заключен, изменения его условий необходимо оформить дополнительным соглашением. До его подписания новую стоимость контракта необходимо согласовать и обосновать.
Подготовили инструкцию, как изменить цену контракта по 44‑ФЗ.
Шаг 1. Подготовьте расчет новой цены.
Учитывайте все факторы, влияющие на изменение цены: изменение стоимости материалов, транспортных расходов или законодательных требований. Расчет лучше готовить в табличной форме, так он будет легко читаться.
Например, больница закупает 500 комплектов белья. По итогам тендера заключен контракт на 300 000 ₽, где стоимость одного комплекта составляет 600 ₽. После подписания соглашения стороны решили увеличить количество товара на 41 единицу на сумму 24 600 ₽. Всего получится 541 единица товара, а новая стоимость контракта составит 324 600 ₽. Таким образом цена и объем сделки увеличится на 8,2%. Это значит, что можно увеличить сумму соглашения по п. 1.2 ч. 1 ст. 95 44‑ФЗ — сумма госконтракта и объем заказа увеличены не больше чем на 10%.
Пример расчета — обоснования новой суммы сделки:
Шаг 2. Соберите доказательства для обоснования новой цены.
Необходимо собрать документы для подтверждения новой цены для согласования с заказчиком, а если нужно — с органами власти. Также они пригодятся на случай проверок контролирующих органов. Перечень документов зависит от основания изменения цены. Например:
Важно составить подробное описание всех факторов, влияющих на случаи изменения цены контракта по 44‑ФЗ, и представить его в качестве обоснования новой стоимости.
Шаг 3. Согласуйте изменение цены.
Иногда новую стоимость контракта нужно согласовать не только с заказчиком. Например, зачастую на обновленную строительную смету необходимо получить экспертное заключение в районной службе заказчика. А экспертиза проекта на ремонт дорог составит до 14 дней.
Когда изменение стоимости контракта требует решения властей, после подготовки расчета новой цены и сбора доказательств необходимо согласовать их с федеральным, региональным или муниципальным органом власти. Например, согласование требуется, если цену изменяют по п. 65.1 ч. 1 ст. 112 44‑ФЗ, когда стороны не могут исполнить контракт из-за независящих от них причин.
Шаг 4. Подготовьте проект дополнительного соглашения.
Форма доп. соглашения 44‑ФЗ не утверждена, его составляют в свободной форме. В нем указывают:
Не забудьте откорректировать приложения к контракту и изменить размер обеспечения. Укажите новые размеры штрафов, если новая цена превысила порог, от которого зависит размер штрафов. Например, стала выше 3 млн ₽ (ч. 2, 5, 8 ст. 34 44‑ФЗ, Письмо Минэкономразвития от 12.12.2016 № Д28и-3400).
Шаг 5. Отправьте документы заказчику.
Отправьте заказчику письмо с описанием ситуации. Письмо составляют в свободной форме с приложением:
Документы передают заказчику напрямую, отправляют заказным письмом с описью вложения и уведомлением о вручении или направляют с помощью электронного документооборота (ЭДО).
Подробнее о том, как заключить доп. соглашение к контракту, читайте в статье «Как заключить дополнительное соглашение к контракту по 44‑ФЗ».
Коммерческие и государственные закупки в одной программе
При заключении контракта можно изменить объем поставки. Предложить увеличение может как заказчик, так и поставщик. Поставщики ошибочно полагают, что такое право принадлежит только заказчику, и теряют потенциальную прибыль.
Увеличить объем поставки можно как по всему перечню товара, так и по отдельным наименованиям. Увеличение количества товара допустимо на такую сумму, которая не превышает разницу между ценой контракта и НМЦК (п. 2 ч. 2 ст. 51 44‑ФЗ). При этом цена за штуку не должна превышать цену, указанную в извещении.
Заказчик провел аукцион на покупку подарков на 23 Февраля с НМЦК — 240 000 ₽. Контракт заключили на сумму 200 000 ₽ с ценой за единицу товара — 400 ₽. После этого у заказчика в штате прибавилось 10 мужчин, потребовалось еще 10 подарков. Заказчик направил поставщику предложение на увеличение объема закупки. Поставщик согласился, и стороны подписали контракт на поставку 510 подарков на сумму 204 000 ₽ — увеличение стоимости произошло в пределах НМЦК.
В соответствии с п. 4 ч. 6 ст. 50 44‑ФЗ такое повышение при запросе котировок не допускается. Также данное положение не применяется при закупке с неопределенным объемом (п. 2 ч. 2 ст. 51 44‑ФЗ). Для увеличения объема необходимо направить заказчику предложение об увеличении количества товара. Если все согласны с увеличением, заказчик изменит контракт и направит его на подписание победителю закупки. Если он откажется, то составляют протокол разногласий.
Сервис для поиска закупок в один клик
Как известно, законодательством о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) предусмотрен принцип наиболее эффективного расходования (равно экономии) бюджетных средств. Следствием данного принципа является ограничение режима свободы договора (контракта), заключаемого по результатам проведения закупок.
Одним из проявлений подобного ограничения является запрет на изменение цены контрактов. Однако, как и в любом правиле, есть свои исключения.
В данной заметке речь пойдет именно про контракты, предметом которых является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и работ по сохранению ОКН (господряд).
Итак, статья 95 Федерального закона № 44-ФЗ устанавливает случаи допустимого изменения существенных условий контрактов. Применительно к господряду, к изменению его цены, вызванного необходимостью выполнения дополнительных видов или объемов работ (а данное обстоятельство в строительстве возникает практически всегда), применению подлежат п. 1.3) и п. 8) ч. 1 указанной статьи. Если коротко, то они допускают:
– п. 1.3) – изменение цены контракта не более, чем на 10% от первоначальной цены контракта, в случае изменения видов и (или) объемов выполняемых работ;
– п. 8) – изменение цены контракта не более, чем на 30 % от первоначальной цены контракта, в случае возникновения независящих от сторон контракта обстоятельств, влекущих невозможность его исполнения (в т.ч. необходимость внесения изменений в проектную документацию).
Когда в 2021 году рынок строительных ресурсов столкнулся с существенным удорожанием стоимости строительных материалов, законодатель достаточно оперативно отреагировал на данные события. В результате появились известные в кругах строителей Приказ Минстроя РФ от 21.07.2021 г. № 500/пр, Постановление Правительства РФ от 09.08.2021 г. № 1315, а также ряд региональных актов (напр., Постановление Правительства Нижегородской области от 03.09.2021 г. № 783), позволившие сторонам контрактов индексировать цены без изменения видов и объемов предусмотренных контрактом работ. Однако, оставалось ограничение – 30% от первоначальной цены.
Куда более оперативно и существенно законодатель отреагировал на последствия введения экономических санкций в марте 2022 года.
Федеральный закон № 46-ФЗ от 08.03.2022 г. позволил сторонам менять любые существенные условия контрактов при условии, если: 1) они заключены до 01.01.2024 г., 2) возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, 3) изменения вносятся на основании решения либо Правительства, либо высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, либо местной администрации.
Данная возможность была отражена в п. 65.1 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ.
Далее хотел бы кратко описать свой опыт практического применения данного нововведения при реализации заключенного контракта на реконструкцию образовательного учреждения.
В нашем случае в уведомлении речь шла как о существенном удорожании стоимости строительных ресурсов (бетон, металл, дерево), так и о необходимости изменения принципиального проектного решения, определяющего порядок выполнения работ по устройству фундамента.
Возникшие обстоятельства вполне соответствовали диспозиции нормы п. 1 ст. 716 Гражданского кодекса РФ. Работы по реконструкции объекта были приостановлены, Заказчик надлежащим образом уведомлен.
Поскольку указанные в уведомлении обстоятельства фактически имели под собой разные первопричины, соответственно, порядок их разрешения регламентировался разными нормативно-правовыми актами и процедурами.
В случае с существенным удорожанием стоимости строительных ресурсов порядок действий сторон устанавливался вышеупомянутым ПП НО № 783 от 03.09.2021 г. и предусматривал необходимость получения заключения государственной экспертизы проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости.
Порядок формирования расчетов для такого изменения определен в п. 14.3 Приказа Минстроя РФ № 500/пр от 21.07.2021 г.
При этом, повторюсь, виды и объемы работ, которые к моменту выполнению расчетов и прохождению экспертизы уже были предусмотрены контрактом (проектной документацией к нему), изменению не подлежали, т.е. проектные решения (конструктивные, объемно-планировочные, физические объемы работ) не корректировались.
Результатом расчетов являлся коэффициент корректировки цены Контракта, учитывавший разницу между стоимостью строительных ресурсов, определенных по прайсовым позициям в сметной документации на момент ее разработки в составе проекта и формирования первоначальной цены Контракта, и стоимостью аналогичных строительных ресурсов к моменту проведения расчетов.
Данные расчеты получили положительное заключение экспертизы, в результате чего в нашем случае цена контракта увеличилась на 13%.
В пункте 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса РФ установлена совокупность условий, при которых изменения в проектную документацию не требуют повторного прохождения государственной экспертизы. Одним из таких условий является изменение, не затрагивающее несущие строительные конструкции объекта капитального строительства.
Как я уже упоминал, в нашем случае требовалось изменение принципиального проектного решения по устройству фундаментной плиты, следовательно, наш путь вел напрямую к повторной государственной экспертизе.
В ходе ее проведения также подлежали корректировке проектные решения по архитектуре здания (менялись материалы по внутренней отделке), планировочных решений (в качестве исходных данных заказчиком был разработан и выдан новый дизайн-проект учреждения), корректировалась система вентиляции объекта.
Изменения в проектной части, естественно, затронули сметную стоимость строительства.
По итогу проектные решения были обоснованы, сметная стоимость была защищена перед экспертами.
Положительное заключение повторной государственной экспертизы в части проверки достоверности определения сметной стоимости предусматривало сметную стоимость в двух уровнях цен:
– та часть сметной документации, которая осталась не затронутой изменениями проектных решений, осталась в уровне цен контракта с применением ранее полученного по предыдущему заключению коэффициенту корректировки стоимости строительных ресурсов.
– та же часть сметной документации, которая была затронута изменениями проектных решений, была рассчитана в уровне цен квартала по состоянию на дату проведения экспертизы (т.е. в текущем уровне). К ней, конечно, коэффициент корректировки стоимости строительных ресурсов применению не подлежал, новые сметы уже учитывали изменения цен на рынке.
Новая цена была сформирована и имела под собой подтверждение в виде положительного заключения повторной государственной экспертизы проектной документации.
Новая цена контракта превышала первоначальную более чем на 30%, следовательно нашим единственным путем для законного изменения цены контракта являлось применение п. 65.1. ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ.
На территории Нижегородской области реализация данного положения регламентируется Постановлением Правительства Нижегородской области № 560 от 19.07.2022 г.
Для получения решения высшего исполнительного органа субъекта РФ необходимо было пройти согласование новой цены в Министерстве экономического развития и инвестиций Нижегородской области (Минэк НО). Одной из задач данного органа является собственно проверка обоснованности формирования цен контрактов, финансируемых за счет средств бюджетной системы.
И именно на этом этапе стороны контракта столкнулись со следующим препятствием: порядок формирования цен контрактов, которым руководствуется Минэк НО, регламентирован Методикой, утвержденной Приказом Минстроя РФ от 23.12.2019 г. № 841/пр.
В то же время, порядок формирования сметной стоимости строительства, которым руководствуется организация, осуществляющая повторную государственную экспертизу проектной документации в части проверки достоверности определения сметной стоимости, установлена Методикой, утвержденной Приказом Минстроя РФ от 04.08.2020 г. № 421/пр.
Так вот между указанными Методиками к моменту времени описываемых событий, существовало принципиальное противоречие в вопросе формирования уровня цен контракта: напомню, что по заключению экспертизы сметная стоимость работ была сформирована в 2-х уровнях цен (затронутые изменениями проектных решений и не затронутые), а Методика, по которой работает Минэк НО, предусматривала в обязательном порядке приведение всевозможных изменений цены контракта исключительно к уровню цен контракта (по сути к сметным расценкам, действовавшим к моменту заключения контракта).
К слову сказать, позднее в указанную Методику были внесены изменения, предоставляющие возможность разделения на сметную стоимость, оставшуюся неизменной, и на сметную стоимость, затронутую изменениями проектных решений.
Но на момент обращения нашего заказчика за подтверждением новой цены еонтракта для разрешения возникшего противоречия потребовалась организация совместного совещания с руководством Минэка НО, Минстроя НО и организации, осуществлявшей проведение повторной государственной экспертизы.
По итогам совещания, позиция была защищена, сметная стоимость в 2-х уровнях цен отстояла свое право на существование. Было получено согласование Минэка НО, а далее и положительная резолюция губернатора области.
Последующее издание решения Правительства Нижегородской области о согласовании изменения существенных условий Контракта в части изменения его цены стало основанием для подписания соответствующего дополнительного соглашения к Контракту.
К слову, совсем недавно реконструкция объекта была завершена, получено разрешение на ввод в эксплуатацию, 01 сентября состоялось торжественное открытие учреждения, а счастливые лица школьников даже не подозревали какой тернистый путь (не только строительный, но и юридический) пришлось пройти, чтобы это открытие состоялось.
Полагаю, что действие п. 65.1 ст. 112 Федерального закона № 44-ФЗ продлят еще на один год, в связи с чем, надеюсь, что описанный в настоящей заметке порядок действий будет полезен юристам, сопровождающим деятельность строительных компаний, участвующих в государственных и муниципальных закупках.
Коллеги, прошу поделиться вашим опытом в аналогичных ситуациях, сталкивались ли вы с какими-либо административными сложностями, как их решали? Тема очень актуальна в свете последних событий, связанных с изменением курса рубля.
Разместить событие
Оставьте свои контактные данные для связи
Методика составления сметы
Смету контракта составляйте по новой Методике. Учитывайте следующие правила:
Порядок изменения цены контракта
Чтобы изменить цену строительного контракта под ключ, применяйте новый порядок вместо правил из приказа Минстроя от 30.03.2020 № 175/пр. Скорректировать цену можно только после разработки проектной документации и получения положительного заключения экспертизы сметной стоимости. Действия сторон зависят от итогов экспертизы.
Результат госэкспертизы / Как изменить цену контракта
Изменение цены рассчитывайте по специальной формуле (п. 4). При расчете заказчик применяет:
Также при расчете изменения цены контракта учитывайте стоимость:
Документ: Приказ Минстроя России от 26.09.2023 № 604/пр
Утвержден новый порядок определения цены по контрактам в сфере строительства
Новые правила расчета НМЦК нужно применять взамен приказа Минстроя от 30.03.2020 № 175/пр, когда закупаете одновременно проектирование и строительство, реконструкцию или капремонт объектов капстроительства (ч. 56 ст. 112 Закона № 44-ФЗ). НМЦК рассчитайте проектно-сметным методом. В приложении к приказу Минстрой привел образец для расчета НМЦК в табличной форме.
В расчет НМЦК включите следующие показатели:
При этом в расчете НМЦК не учитывайте затраты заказчика на строительный контроль, которые оплачиваете полностью или частично из средств федерального бюджета (п. 9).