Увеличение цены контракта на 30 процентов по 44 фз разъяснение

Подборка наиболее важных документов по запросу Уменьшение или увеличение цены контракт по 44 ФЗ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Статья: Особенности закупки услуг СММ(Дегтеревская А.)(“Прогосзаказ.рф”, 2019, N 10)А вот применение подп. “б” п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ (уменьшение/увеличение цены контракта в пределах 10%) представляется сомнительным с юридической точки зрения. Это обусловлено тем, что цена может изменяться пропорционально количеству. В контрактах на услуги СММ объем таких услуг обычно указывается как “одна условная единица”. Таким образом, не представляется возможным увеличить или уменьшить этот объем услуг на 10%.

Путеводитель по договорной работе. Государственный и муниципальный контрактВнимание! Можно изменить любые существенные условия контракта, заключенного до 01.01.2024, если возникли независящие от сторон обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения (например, обстоятельства непреодолимой силы). Изменение осуществляется по соглашению сторон с соблюдением ч. 1.3 – 1.6 ст. 95 Закона N 44-ФЗ на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа госвласти субъекта РФ, местной администрации. В решениях высшего исполнительного органа субъекта РФ, местной администрации могут быть предусмотрены условия их применения, например аналогичные положениям Постановления Правительства РФ от 16.04.2022 N 680. Такие изменения являются специальным основанием изменения существенных условий контракта и не содержат ограничений пределов. Например, увеличение цены контракта или срока его исполнения может превышать размер, предусмотренный Законом N 44-ФЗ, или необходимо уменьшить размер обеспечения исполнения контракта в связи с включением в контракт условий о казначейском сопровождении (ч. 65.1 ст. 112 данного Закона, Информационные письма Минфина России от 12.07.2022 N 24-01-07/66840, от 12.04.2022 N 24-01-07/31697 (п. 1), Письмо Минфина России от 12.07.2022 N 09-02-10/66878).

Нормативные акты

“Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)”(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)Согласно п. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий государственного (муниципального) контракта допускается только при одновременном соблюдении в том числе следующих условий: если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом; при снижении цены контракта без изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта; если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом (за исключением контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия) количество товара, объем работы или услуги не более чем на 10 процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на 10 процентов.

Читайте также:  Госты и ту на металлопрокат ооо армет

Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст.37

1. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 настоящей статьи, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

(в ред. Федеральных законов от 27.12.2018 N 502-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

3. К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, и подтверждающая исполнение таким участником в течение трех лет до даты подачи заявки на участие в закупке трех контрактов (с учетом правопреемства), исполненных без применения к такому участнику неустоек (штрафов, пеней). При этом цена одного из таких контрактов должна составлять не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

4. В случае проведения закрытого конкурса информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки в составе заявки на участие в закрытом конкурсе. Комиссия по осуществлению закупок отклоняет такую заявку в случае признания этой информации недостоверной. Решение об отклонении такой заявки фиксируется в протоколе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) с указанием причин отклонения такой заявки, доводится до сведения участника закупки, направившего заявку, не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола. Если участником закупки в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, в составе заявки на участие в закрытом конкурсе не предоставлена информация, подтверждающая его добросовестность в соответствии с частью 3 настоящей статьи, контракт с данным участником заключается после предоставления им обеспечения исполнения контракта в размере, в полтора раза превышающем размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

5. В случае проведения электронного конкурса, аукциона информация, предусмотренная частью 3 настоящей статьи, предоставляется участником закупки при направлении заказчику подписанного проекта контракта. При невыполнении таким участником, признанным победителем конкурса или аукциона, данного требования или признании заказчиком информации, предусмотренной указанной частью, недостоверной контракт с таким участником не заключается и он признается в соответствии с настоящим Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)

6. Обеспечение, указанное в частях 1 и 2 настоящей статьи, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

7. При проведении конкурсов в целях заключения контрактов на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ, оказание консультационных услуг заказчик вправе установить в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) различные величины значимости критериев оценки заявок для случаев подачи участником конкурса заявки, содержащей предложение о цене контракта, которая:

(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

1) до двадцати пяти процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта;

2) на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта.

8. В случаях, предусмотренных пунктом 2 части 7 настоящей статьи, величина значимости такого критерия, как цена контракта, устанавливается равной десяти процентам суммы величин значимости всех критериев оценки заявок.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)

9. Если конкурс или аукцион проводится для заключения контракта на поставку товаров, необходимых для нормального жизнеобеспечения граждан, участник закупки, предложивший цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, наряду с требованиями, предусмотренными настоящей статьей, обязан представить заказчику обоснование предлагаемых цены контракта, суммы цен единиц товара, которое может включать в себя гарантийное письмо от производителя с указанием цены и количества поставляемого товара (за исключением случая, если количество поставляемых товаров невозможно определить), документы, подтверждающие наличие товара у участника закупки, иные документы и расчеты, подтверждающие возможность участника закупки осуществить поставку товара по предлагаемым цене, сумме цен единиц товара.

(в ред. Федеральных законов от 01.05.2019 N 71-ФЗ, от 27.06.2019 N 152-ФЗ, от 02.07.2021 N 360-ФЗ)

10. Обоснование, указанное в части 9 настоящей статьи, представляется:

1) участником закупки, предложившим цену контракта, сумму цен единиц товара на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, в составе заявки на участие в закрытом конкурсе. В случае невыполнения таким участником данного требования или признания комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными заявка такого участника отклоняется. Указанное решение комиссии по осуществлению закупок фиксируется в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе или рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе;

2) участником закупки, с которым заключается контракт, при направлении заказчику подписанного проекта контракта при проведении электронного конкурса, аукциона. В случае невыполнения таким участником данного требования он признается уклонившимся от заключения контракта. При признании комиссией по осуществлению закупок предложенных цены контракта, суммы цен единиц товара необоснованными контракт с таким участником не заключается и право заключения контракта переходит к участнику закупки, который предложил такие же, как и победитель этого конкурса или аукциона, цену контракта, сумму цен единиц товара или предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем этого конкурса или аукциона. В этих случаях решение комиссии по осуществлению закупок оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.

(часть 10 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

11. В случае признания победителя конкурса или аукциона уклонившимся от заключения контракта на участника закупки, с которым в соответствии с положениями настоящего Федерального закона заключается контракт, распространяются требования настоящей статьи в полном объеме.

12. Положения настоящей статьи не применяются в случае, если при осуществлении закупок лекарственных препаратов, которые включены в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена всех закупаемых лекарственных препаратов, сниженная не более чем на двадцать пять процентов относительно их зарегистрированной в соответствии с законодательством об обращении лекарственных средств предельной отпускной цены.

(часть 12 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)

13. Выплата аванса при исполнении контракта, заключенного с участником закупки, указанным в части 1 или 2 настоящей статьи, не допускается.

(часть 13 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

По общему правилу существенные условия при исполнении контракта можно изменять только по основаниям из Закона № 44-ФЗ. Если измените условия контракта по основанию, которого нет в Законе № 44-ФЗ, должностному лицу заказчика, которое приняло решение, грозит штраф – 20 000 руб.

Условия, в которые заказчик может вносить правки, ограничены. Разобраться поможет справочная таблица. В справочнике – все основания, а также существенные условия, которые вы можете изменить по каждому из них.

По нескольким основаниям заказчику придется изменить условия контракта, либо он будет вынужден расторгнуть контракт или не сможет выполнить свои обязательства. Остальные основания зависят только от воли сторон.

Обеспечение исполнения контракта нужно увеличить пропорционально стоимости новых обязательств

Такая обязанность установлена в части 1.3 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Правило действует для контрактов, которые меняете по основаниям из части 1 статьи 95 и части 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ. Если обеспечение не было предусмотрено в контракте, включать его не нужно.

Когда заказчику придется изменить контракт

Основание 1. Изменились тарифы. Стороны могут менять цену контракта, если изменились тарифы. Количество товара, работ, услуг менять нельзя. Например, стороны вправе изменить цену контракта на водо-, тепло- и газоснабжение, который заключили по пункту 8 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Основание предусмотрено пунктом 5 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Не вносите изменения в план-график после заключения дополнительного соглашения (ч. 8 ст. 16 Закона № 44-ФЗ).

Основание 2. ГРБС изменил лимиты. Заказчику – казенному учреждению ГРБС уменьшил лимиты бюджетных обязательств. В таком случае заказчик согласовывает с контрагентом новые условия контракта, в том числе цену, срок исполнения, количество товара, работы и услуги. Если ГРБС перенес лимиты на следующий год, учреждение может продлить срок действия контракта (письмо от 29.07.2015 № Д28и-2209).

Предложите контрагенту уменьшить цену контракта и не сокращать объемы продукции. Если поставщик не согласен, меняйте количество товаров, работ или услуг по методике из постановления Правительства от 28.11.2013 № 1090. Право прописано в пункте 6 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Основание 3. Изменилась сторона по контракту. Провести замену поставщика, исполнителя или подрядчика возможно, когда юридическое лицо проходит реорганизацию путем преобразования, слияния или присоединения. К новому юрлицу после реорганизации переходят права и обязанности поставщика. Перемена заказчика разрешена без ограничений. Права и обязанности по контракту переходят к новому заказчику. Такие правила описаны в пунктах 1, 2 и 5 статьи 58, пункте 1 статьи 779 ГК и части 6 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Когда стороны вправе самостоятельно принять решение об изменении контракта

Основание 1. Нужно снизить цену. По соглашению сторон можно снизить цену контракта. Объем закупки и другие условия менять нельзя (п. 1.1 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Основание 2. Нужно изменить количество ТРУ. Можно увеличить или уменьшить количество товара, работы или услуги не более чем на 10 процентов. Цену контракта меняйте пропорционально объему закупки исходя из цены за единицу товара, работы или услуги, которую прописали в контракте. Исключение – контракты на строительство (п. 1.2 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Цену единицы товара при увеличении или уменьшении объема определите по формуле:

Когда закупаете продукцию по нескольким позициям, меняйте объем по каждой позиции не более чем на 10 процентов (письмо Минэкономразвития от 17.02.2017 № ОГ-Д28-1836).

Менять цену контракта можно неоднократно, если соблюдаете условие – объем продукции и цена контракта меняются не более чем на 10 процентов.

Например, цена контракта – 10 млн руб., увеличить ее можно на 1 млн руб. Стороны заключили соглашение, по которому контрагент поставит дополнительную продукцию на 600 000 руб. Спустя неделю подписали второе соглашение о дополнительной поставке товара на 400 000 руб.

Изменить цену контракта можно и так, что она превысит НМЦК, однако соблюдайте два лимита:

Условия контракта стороны меняют по соглашению сторон на основе решения Правительства, органа региональной или муниципальной власти. Предельные цены Правительство установило в постановлении от 19.12.2013 № 1186. Основания для изменений – пункты 2, 3 и 4 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Правительство разрешило заказчикам менять условия долгосрочных контрактов по геологическому изучению недр. Предельная цена для изменения условий – 100 млн рублей (постановление Правительства от 28.02.2022 № 261).

Основание 5. Нужно изменить контракт на лечение граждан за рубежом. По контракту с иностранной организацией на лечение гражданина России за рубежом стороны вправе изменить цену, чтобы увеличить или уменьшить перечень услуг по медицинским показаниям (п. 7 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Основание 6. Подрядчик не может исполнить строительный контракт.

Стороны вправе изменить цену и срок контракта на строительство, реконструкцию, капремонт, снос объекта капстроительства, работы по сохранению объектов культурного наследия, в том числе строительный контракт жизненного цикла, если его невозможно исполнить из-за обстоятельств, независящих от сторон. Внести изменения можно, если контракт: заключен на год и более, а цена от 100 млн. Условия можно увеличить до 30 процентов (п. 8 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, постановление от 19.12.2013 № 1186).

Изменить существенные условия контракта на строительные работы, цена которого от 1 млн рублей и более, заказчик вправе, если заключил такой контракт до 31 декабря 2022 года. Внести изменения можно на основании пункта 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ (п. 1.1 постановления Правительства от 19.12.2013 № 1186).

Для изменения условий нужно письменное обоснование, основанное на решении Правительства, высшего исполнительного органа региона или местной администрации. В срок не включают время, которое необходимо, чтобы получить экспертизу измененной проектной документации.

Конкретного перечня обстоятельств, из-за которых невозможно исполнить контракт, Закон № 44-ФЗ не содержит. Данный перечень открытый. Специалисты Минфина, Минстроя и ФАС в совместном письме от 10.06.2021 № 24-06-06/45785, 24044-АП/09, ПИ/47490/21 уточнили, что к таким обстоятельствам можно отнести существенное изменение стоимости строительных ресурсов, если такое изменение привело к увеличению стоимости строительства и невозможности исполнить контракт.

Изменение строительных контрактов по правилам из постановления от 09.08.2021 № 1315.

Федеральные заказчики из специального перечня вправе менять существенные условия контрактов по пункту 8 части 1 статьи 95 Закона № 44-ФЗ из-за роста в 2021 и 2022 годах цен на стройматериалы. Правила применяют к контрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства, сохранению объектов культурного наследия. В 2023 году  заказчики вправе применять данную норму к контрактам, которые заключены на срок менее одного года (ч. 70 ст. 112 Закона № 44-ФЗ, постановление Правительства от 09.08.2021 № 1315).

Заказчики могут вносить изменения, если одновременно соблюдены условия:

Для контрактов на выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капстроительства не предусмотрена возможность менять цены по проектным и изыскательским работам. При этом смету такого комплексного контракта на выполнение работ по строительству можно корректировать в общих случаях из таблицы (письмо Минстроя от 01.03.2022 № 7797-ИФ/09).

Основание 7. Подрядчик не может исполнить строительный контракт. Контракт на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства, работы по сохранению объектов культурного наследия, в том числе строительный контракт жизненного цикла, не исполнили в срок по независящим от сторон обстоятельствам или по вине подрядчика.

Продлите срок контракта не более одного раза. Продленный срок не должен превышать первоначальный. Например, заключили контракт на три месяца, продлите срок еще на три месяца или меньше. Если сроки сорвал подрядчик, меняйте контракт только после того, как он выплатит неустойку. Также дополнительным соглашением измените срок, в который вернете подрядчику обеспечение контракта, если контрагент внес обеспечение деньгами (п. 9 ч. 1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *