Подготовка аэропорта к летнему периоду 2024 года
В аэропорту Новый Уренгой (управляется УК Аэропорты Регионов) завершена подготовка к работе в летний период 2024 года. Это комплекс профилактических мероприятий, направленных на бесперебойную, безопасную работу всех объектов аэропорта в условиях, характерных для весенне-летнего периода, и повышение качества обслуживания воздушных перевозок.
Подготовка к летнему периоду
В подготовительной работе задействованы все службы предприятия. Они в плановом порядке готовят объекты аэропортового комплекса, здания, сооружения, спецтранспорт, оборудование, средства механизации, технические средства к новому сезону. Дополнительно обследуют покрытия взлетно-посадочной полосы, рулежных дорожек и перрона, инженерной инфраструктуры, проводят другие организационные мероприятия. Сотрудники проходят дополнительное теоретическое обучение по направлениям, инструктажи по авиационной и транспортной безопасности.
Проведение проверок
Летняя навигация традиционно характеризуется увеличением пассажиропотока и взлетно-посадочных операций, что требует от персонала аэропорта повышенной ответственности и слаженности действий. Проверку готовности подразделений авиагавани провела специальная комиссия в соответствии с действующими нормативными документами Росавиации и внутренними регламентами аэропорта. Результатом проверки стало подписание соответствующего акта.
Международный аэропорт Якутск им. Платона Ойунского
Завершение реконструкции ИВПП-2
Главным событием 2023 года не только для аэропорта Якутск, но и для авиационной отрасли и населения в целом, стало завершение реконструкции искусственной взлетно-посадочной полосы № 2.
Во время реконструкции взлетно-посадочной полосы предприятия авиационной отрасли отработали достойно и обеспечили стабильные воздушные перевозки, – отметил глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев на совещании по итогам года, поблагодарив за работу трудовые коллективы.
Эксплуатационная длина обновленной взлетно-посадочной полосы составляет 3600 метров. Обновлено светосигнальное оборудование на полосе, подтверждено его соответствие I (первой) категории ИКАО. Это позволяет аэропорту принимать и отправлять воздушные суда при дальности видимости на ВПП не менее 800 метров, а с учетом светосигнальных огней – 550 м. Отмечается, что в 2024 г. аэропорт пройдет сертификацию на получение II (второй) категории ИКАО.
Реконструкцию взлетно-посадочной полосы аэропорта Якутск провели по национальному проекту Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
Глава республики также отметил необходимость обновления вспомогательной инфраструктуры аэропорта и международного терминала в связи с ожидаемым увеличением пассажиропотока. Рост прогнозируют в связи с проведением в 2024 году в Якутске Игр Дети Азии и расширением маршрутной сети.
Фото: Дмитрий Сахнов
Обновление парка спецтехники
В аэропорту Якутск продолжается реализация программы по обновлению парка спецавтотранспорта в целях повышения качества аэропортового обслуживания. Обновление спецтехники и модернизация технической оснащенности аэропорта является одной из первоочередных задач, выполняемых в рамках Стратегии развития аэропорта “Якутск” до 2032 года.
Новая спецтехника в 2023 году
В 2023 году список спецтехники пополнилась:
- Новый кейтеринговый автолифт для перевозки бортового питания;
- Снегоуборочная машина с шириной снегоуборочного отвала 6,5 м, аэродромной щеткой и продувочным устройством;
- Комбинированная машина на базе трактора МТЗ с клиновидным отвалом для очистки светосигнального оборудования на взлетно-посадочной полосе.
В последующем году планируется продолжить программу по пополнению парка спецтехники.
Внедрение новых технологий в сфере обслуживания пассажиров
Программа по внедрению новых технологий реализуется в целях повышения качества предоставляемых услуг и эффективности работы аэропорта.
В 2023 году сайт аэропорта Якутск дополнен новыми опциями, позволяющими в формате онлайн приобрести различные услуги.
Среди нововведений:
- Возможность приобретения авиабилетов;
- Оплата услуг бизнес-зала;
- Онлайн-бронирование номера в гостинице Лайнер;
- Оформление парковочной карты.
Пользователи сайта также могут воспользоваться онлайн-формой обратной связи. Для покупки авиабилетов без перехода на другие сайты достаточно нажать на кнопку Купить билет на главной странице.
Улучшения автоматизированной справочной
В уходящем году обновлена и значительно улучшена автоматизированная справочная аэропорта. Расширился список тем, по которым Виртуальный оператор может предоставить информацию. Добавлены консультации по перевозке багажа, информация о банкоматах, комнатах матери и ребенка, точках общественного питания, магазинах и обслуживании маломобильных пассажиров.
Благоустройство территории
Развитие аэровокзальной инфраструктуры и благоустройство прилегающей территории – одно из направлений Стратегии развития АО Аэропорт Якутск на период до 2032 года.
## План по озеленению и благоустройству аэропорта
В рамках реализации указанной программы в аэропорту Якутск в 2023 году проведен большой объем работ по озеленению и благоустройству прилегающей территории. Этим летом в целях создания комфортного аэровокзального пространства для пребывания пассажиров были установлены современные цветочные вазоны, посажены деревья и кустарники, а также посеян партерный газон. Цветочную композицию дополнили декоративные светящиеся шары и вазоны.
Проект ландшафтного оформления привокзальной площади аэропорта Якутск победил в городском конкурсе Зеленый Кубок Столицы на лучшее содержание, озеленение и цветочное оформление на территории городского округа город Якутск в номинации Цветущий город среди крупных предприятий.

## Обновленный бизнес-зал
В аэропорту “Якутск” заработала обновленная лаундж-зона On Pass. Это комфортный функциональный зал с удобными диванами и столиками, где пассажирам предлагают напитки и закуски. Здесь клиенты On Pass проходят досмотр и регистрацию. Обслуживание доступно для пользователей программ лояльности авиакомпаний, держателей привилегированных банковских карт МИР, клиентов бонусной программы On Pass, а также за плату согласно тарифу. Вход в бизнес-зал расположен в здании аэровокзала на 1-м этаже. После прохождения досмотра на центральном входе аэровокзала необходимо пройти в левую часть зала вылета. Пассажиров обслуживает оператор программы лояльности MileOnAir.

**В 2024 году в рамках реализации Стратегии развития аэропорта “Якутск” до 2032 г. продолжат работать над проектами, направленными на повышение качества аэропортового обслуживания, обеспечение безопасности и регулярности полетов.**
Пресс-служба АО “Аэропорт Якутск”
## Задачи и функции подразделения транспортной (авиационной) безопасности
### редотвращение и пресечение попыток захвата воздушных судов
Подразделение транспортной (авиационной) безопасности обязано обеспечить защиту деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в соответствии с нормами, правилами и процедурами по транспортной безопасности. При этом основными задачами Подразделения транспортной (авиационной) безопасности являются:
- предотвращение и пресечение (совместно с органами ФСБ России и МВД России) попыток захвата (угона) воздушных судов;
- осуществление в установленном порядке досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра членов экипажей, обслуживающего персонала, авиапассажиров, ручной клади и багажа, почты, грузов и бортовых запасов (бортпитания) в целях предотвращения доставки на борт воздушного судна опасных предметов.
Обеспечение безопасности воздушных судов и объектов аэропорта
обеспечение охраны территории аэропорта и расположенных на ней объектов, включая:
- авиационную технику,
- зоны рабочих секторов,
- курсовые и глиссадные радиомаяки,
- объекты управления воздушным движением,
- радио- и светотехническое оборудование аэродромов,
- склады горюче-смазочных материалов,
- коммерческие склады;
организация контролируемых зон в аэропортах и обеспечение пропускного режима;
разработка программ и организация обучения членов экипажей воздушных судов, сотрудников подразделений и служб эксплуатантов воздушных судов и других организаций на меры по обеспечению авиационной безопасности;
осуществление надзора за соблюдением норм, правил и процедур по транспортной безопасности эксплуатантами воздушных судов и организациями, базирующимися на территории аэропорта или пользующимися его услугами;
предоставление дополнительных услуг по авиационной безопасности на договорных условиях.
Задачи подразделения транспортной безопасности
Подразделение транспортной (авиационной) безопасности отвечает за:
безопасность воздушных судов, пассажиров и сохранность багажа, грузов и бортпитания;
противодействие актам незаконного вмешательства в отношении воздушных судов и объектов аэропорта;
предполетный досмотр воздушного судна с целью выявления запрещенных предметов;
дополнительные меры транспортной безопасности в периоды повышенной угрозы;
сотрудничество с правоохранительными органами в выявлении угроз для воздушного транспорта;
организацию взаимодействия с правоохранительными органами для предотвращения актов незаконного вмешательства и обнаружения опасных веществ;
разработку и проведение досмотра членов экипажей, пассажиров и багажа с учетом запрещенных предметов.
организует внедрение и практическое использование технических средств досмотра (ТСД) пассажиров, их ручной клади, багажа, почты, грузов и бортпитания, а также инженерно-технических средств охраны авиационной техники (ИТСО), аэродрома, объектов аэропорта;
осуществляет пропускной режим в зонах транспортной безопасности ОТИ, выявляя и задерживая нарушителей, и передает их в правоохранительные органы;
анализирует состояние обеспечения транспортной безопасности безопасности аэропорта.
2.3. Для обеспечения выполнения своих функциональных обязанностей подразделение транспортной (авиационной) безопасности может использовать служебное оружие в соответствии с Федеральный законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии». Решение о применении служебного оружия для каждого Подразделения транспортной (авиационной) безопасности утверждается Аэропортовой комиссией по авиационной безопасности.
2.4. Подразделение транспортной (авиационной) безопасности имеет право:
требовать от структурных подразделений аэропорта, эксплуатантов воздушных судов и других организаций, базирующихся на территории аэропорта или пользующихся его услугами, выполнения норм, правил и процедур по авиационной безопасности;
делать представления руководителю администрации аэропорта о наложении штрафных санкций, а при необходимости – и о приостановке (аннулировании) лицензий (разрешений) на проведение полетов для эксплуатантов воздушных судов, расположенных в аэропорту или пользующихся его услугами, при невыполнении или нарушении ими норм, правил и процедур авиационной безопасности;
требовать от структурных подразделений аэропорта, эксплуатантов воздушных судов и других организаций, расположенных на территории аэропорта или пользующихся его услугами, обязательного выполнения предписаний по устранению недостатков и нарушений мер авиационной безопасности;
производить в установленном порядке досмотр пассажиров с дипломатическим статусом и обладающих дипломатическими полномочиями, фельдъегерей, сопровождающих официальную корреспонденцию, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
не допускать к полету пассажиров всех категорий, отказывающихся от предполетного досмотра;
беспрепятственного доступа на все объекты и в помещения служб аэропорта, использования любых аэродромных транспортных средств с водителем при необходимости преследования и задержания нарушителей мер авиационной безопасности;
изымать в установленном порядке с составлением акта оружие, боеприпасы, взрывчатые, легковоспламеняющиеся и другие опасные вещества и предметы, которые могут быть использованы для совершения акта незаконного вмешательства, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
2.5. Уполномоченным сотрудникам служб авиационной безопасности предоставляется право проверки состава экипажа и осуществление контроля загрузки воздушных судов, включая осмотр пассажирских салонов, кабины пилотов, грузовых, бытовых, технических отсеков и документов данного рейса.
3. Структура и состав подразделения транспортной (авиационной) безопасности
3.1. Положение о подразделении транспортной (авиационной) безопасности, а также структура и штатное расписание подразделения транспортной (авиационной) безопасности утверждается руководителем организации.
3.2. Должностные инструкции работников подразделения транспортной (авиационной) безопасности утверждаются руководителем подразделения транспортной (авиационной) безопасности.
3.3. Численность сотрудников подразделения транспортной (авиационной) безопасности определяется руководителем аэропорта, эксплуатанта воздушных судов, исходя из объема и характера выполняемых задач, с учетом установленной категории аэропорта, количества пунктов досмотра, постов и их дислокации.
3.4. Комплектование подразделения транспортной (авиационной) безопасности личным составом производится по трудовому договору (контракту) на срок по соглашению сторон из числа граждан Российской Федерации.
Работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица:
имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;
досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, органов прокуратуры или судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;
в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» либо в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами или с распространением оружия массового уничтожения;
сообщившие заведомо ложные сведения о себе при приеме на работу, непосредственно связанную с обеспечением транспортной безопасности;
не прошедшие в порядке, установленном действующим законодательством, подготовку и аттестацию сил обеспечения транспортной безопасности;
подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
3.5. Работники подразделения транспортной (авиационной) безопасности проходят обязательную специальную подготовку и аттесацию по учебным планам и программам.
3.6. Возмещение вреда, причиненного работнику подразделения транспортной (авиационной) безопасности увечьем, профессиональным заболеванием, либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации.
4. Руководство подразделения транспортной (авиационной) безопасности:
4.1. Возглавляет подразделение транспортной (авиационной) безопасности руководитель подразделения транспортной (авиационной) безопасности, который подчиняется заместителю руководителя аэропорта по транспортной безопасности, а при отсутствии такой должности – непосредственно руководителю организации.
4.2. Руководитель подразделения транспортной (авиационной) безопасности назначается на должность и освобождается от должности руководителем аэропорта по согласованию с межрегиональным территориальным управлением Росавиации.
4.3.Руководитель подразделения транспортной (авиационной) безопасности несет персональную ответственность за состояние транспортной безопасности и выполнение функциональных задач и мероприятий подразделения транспортной (авиационной) безопасности в полном объеме настоящего Положения.
5. Материально-техническое и финансовое обеспечение подразделения транспортной (авиационной) безопасности.
5.1. Администрация аэропорта обязана создать подразделению транспортной (авиационной) безопасности необходимые условия для выполнения возложенных на него задач по обеспечению авиационной безопасности аэропорта и охраны труда. В этих целях должно быть предусмотрено:
наличие в зданиях аэропортов (аэровокзалов) оборудованных и оснащенных техническими средствами специальных зон контроля для проведения досмотра ручной клади, багажа и личного досмотра пассажиров, исключающих возможность контракта прошедших досмотр с лицами, не имеющими отношения к обслуживанию конкретных рейсов;
наличие на грузовых складах и комплексах оборудованных зон для проведения досмотра груза, почты и бортпитания;
наличие на территории аэропорта оборудованных мест стоянок для специального обследования воздушных судов при чрезвычайных обстоятельствах;
наличие ограждения и инженерно-технических средств охраны периметров, объектов, контрольно-пропускных пунктов аэродрома;
наличие оборудованных путей для патрулирования спецавтотранспорта;
наличие условий для надежного хранения оружия и боеприпасов, исключающих возможность их хищения и утраты;
наличие необходимой материально-технической базы для подготовки и повышения квалификации сотрудников службы авиационной безопасности, летного состава и работников других служб аэропорта по вопросам авиационной безопасности.
5.2. Администрация аэропорта, эксплуатанта воздушных судов осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение службы авиационной безопасности аэропорта.
Подразделение транспортной (авиационной) безопасности должно быть обеспечено:
служебными и складскими помещениями, а также оборудованием и мебелью для них;
автотранспортом для обеспечения деятельности службы;
средствами радио- и телефонной связи;
предметами форменной и специальной одежды гражданской авиации и другими материальными средствами.
В аэропорту «Якутск» продолжается реализация программы по обновлению спецтехники
Обновление парка спецтехники и совершенствование технической оснащенности аэропорта – одна из первоочередных задач на ближайшие годы, выполняемых в рамках Стратегии развития аэропорта «Якутск» до 2032 года.
По программе модернизации и обновления спецавтотранспорта в целях повышения качества аэропортового обслуживания только за последние три года было приобретено более 20 единиц техники. Парк спецтехники аэропорта пополнился в том числе такими аэродромными машинами, как:
Аэродромный тягач для буксировки воздушных судов массой до 450 тонн;
Деайсер – машина для противообледенительной обработки воздушных судов;
Ветровая машина для очистки аэродрома от снега и пыли;
Ленточный багажный транспортер – 2 единицы;
Амбулифт для посадки/высадки маломобильных пассажиров на воздушные суда 3-го класса;
Автомобиль со специальным подъемным кузовом АСК;
Ассенизационная аэродромная спецмашина;
Изотермический фургон для доставки бортпитания;
Вилочный электропогрузчик для перемещения груза;
Распределитель противогололедного реагента;
Навесное оборудование для распределения жидких и твердых противогололедных реагентов;
Аэродромная плужно-щеточная уборочная машина и др.
Сегодня автопарк аэропорта «Якутск» пополнился еще на одну единицу спецтранспорта. Комбинированная машина на базе трактора МТЗ, оборудованная специальным клиновидным отвалом, предназначена для очистки от снега светосигнального оборудования на взлетно-посадочной полосе. Стоит отметить, что ранее очистка аэродромных огней от снега производилась вручную.
Также в зависимости от навесного оборудования машина может использоваться для очистки аэродрома от снега, грязи и пыли. Эксплуатация техники предусмотрена для районов Крайнего Севера при температуре до -50 °С. В летнем варианте машина может использоваться для скоса травы и мелкого кустарника.
Отметим, что всего в автопарке аэропорта “Якутск” – более 200 единиц специальной техники различного типа, принимающей участие в техническом и коммерческом обслуживании пассажиров и воздушных судов.
Пресс-служба АО «Аэропорт Якутск»
Вернуться к новостям