С 1 июля 2019 года закончился переходный период, который предоставлялся работодателям для изменения действующих у них порядков оценки квалификации работников. Как следует из норм Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ, теперь подтверждать профессиональный уровень сотрудников нужно в независимых центрах оценки квалификации. В какой мере эти требования распространяются на учреждения? Будем разбираться.
Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации сотрудника или соискателя, претендующего на определенную работу, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ (п. 3 ст. 2 Закона № 238-ФЗ). Независимость подтверждения компетенций обеспечивается за счет того, что работника оценивает не его работодатель, а специализированный центр – посредством профессионального экзамена.
Сразу отметим, что оценка квалификации – процедура добровольная и для работников, и для работодателей (ст. 196 ТК РФ, Информация Минтруда РФ от 21.04.2017). Но сегодня в некоторых регионах уже существуют составленные органами власти планы по независимой оценке квалификации сотрудников государственных (муниципальных) учреждений, касающиеся как руководителей, так и иного персонала. Кроме того, до 1 января 2020 года учреждениям надо завершить реализацию планов по внедрению профессиональных стандартов (Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584). А эти планы в числе прочего должны содержать перечень локальных нормативных актов и иных документов учреждений (в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников), которые корректируются с учетом положений профстандартов. Контролировать данный процесс должны органы-учредители.
То есть учреждения, как и иные организации, вправе направлять своих сотрудников в центры оценки квалификаци и (ЦОК) – особенно если это совпадает с намерениями органов-учредителей. Но поступить так можно далеко не со всеми категориями персонала.
Как связаны профстандарты и оценка квалификации?
Оценка квалификации работников проводится на соответствие профессиональным стандартам, а значит, прежде чем начинать такую оценку, профстандарты в учреждении должны быть внедрены. Впрочем, применяя некоторые стандарты, учреждение все же не должно направлять соответствующих специалистов в ЦОК.
Как следует из положений ч. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ, квалификация должна подтверждаться в другом порядке, нежели путем профессионального экзамена в ЦОК, если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в том числе связанные с вредными и (или) опасными условиями труда). В частности, в Трудовом кодексе упоминаются следующие категории специалистов, которые входят в штат многих государственных и муниципальных учреждений:
- педагогические работники (гл. 52 ТК РФ);
- научные работники, руководители научных организаций, их заместители (гл. 52.1 ТК РФ);
- спортсмены и тренеры (гл. 54.1 ТК РФ);
- медицинские работники (ст. 350 ТК РФ);
- творческие работники средств массовой информации, театров, концертных и других театрально-зрелищных организаций (ст. 351 ТК РФ).
Компетенции этих работников должны проверяться на основании иных федеральных законов и нормативных правовых актов РФ. Например:
- для педагогических работников актуальны Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказы Минобрнауки РФ от 07.04.2014 № 276 и от 30.03.2015 № 293;
- для медицинских работников – Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Приказ Минздрава РФ от 23.04.2013 № 240н;
- для тренеров – Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (порядок присвоения квалификационных категорий тренеров и квалификационные требования к их присвоению пока не утверждены – есть только проект приказа Минспорта).
Иными словами, в отношении многих работников, занятых в основной деятельности учреждений, нужно проводить существующие оценочные процедуры. Направлять этих специалистов в ЦОК не надо.
В большинстве случаев связь между профстандартами и оценкой квалификации будет такой. Основной персонал, который занят в профильной деятельности учреждения и в отношении которого введены обязательные для применения профстандарты, должен подтверждать свою квалификацию в специально установленном порядке. А административно-управленческий и вспомогательный персонал, в отношении которого действуют «рекомендательные» профстандарты, может проходить процедуру независимой оценки квалификации.
Где проходить оценку квалификации?
Если в плане учреждения по внедрению профстандартов есть стандарты, на соответствие которым можно проводить независимую оценку квалификации, и учреждение решило использовать данный механизм, реализовать это в некоторых случаях будет непросто. Ведь для прохождения работниками профессионального экзамена в ЦОК должны быть не только правовые основания, но и реальные условия – разработанные на основе профстандартов квалификации и действующие ЦОК (экзаменационные площадки).
Вся информация о квалификациях и положениях профстандартов, на соответствие которым проводится оценка, а также адреса ЦОК приведены на официальном сайте Национального агентства развития квалификаций (nok-nark.ru). Из размещенных данных следует, что квалификации утверждены в отношении далеко не всех должностей (прежде всего работа ведется по должностям производственного сектора), а ЦОК, в которых могут проверить свои компетенции именно специалисты учреждений, созданы далеко не во всех регионах.
Так, в сферах образования, здравоохранения и культуры не разработано ни одной квалификации, не действует ни один ЦОК (это и понятно: в данных сферах используются другие оценочные процедуры, регламентированные законодательством). А в сфере социальной защиты и занятости населения утверждено 10 квалификаций, создано более 40 экзаменационных площадок в разных регионах.
Вот еще несколько примеров должностей, профессий, по которым квалификации утверждены.
Как видим, реальная возможность для прохождения сотрудниками оценки квалификации сегодня имеется не во всех регионах. ЦОК в первую очередь открываются в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных региональных центрах. И это обстоятельство тоже следует учесть руководителям учреждений при принятии решения об оценке компетенций своих сотрудников посредством профессионального экзамена.
Как направить работника на экзамен?
После того, как учреждение установило, что правовые условия, закрепленные законодательством и локальными актами, и реальные возможности для прохождения сотрудниками оценки их компетенций действительно существуют, можно начинать действовать.
В силу ст. 196 ТК РФ учреждение должно само определить необходимость направления своих сотрудников на профессиональный экзамен, но при этом соблюсти одно условие: получить их письменное согласие на прохождение оценочной процедуры. Направлять в ЦОК нужно в порядке, который определяется коллективным или трудовым договором, соглашениями.
То есть процедуру направления работника на профессиональный экзамен надо прописать во внутренних документах учреждения. Нелишне также разработать форму уведомления о таком направлении и предусмотреть в ней строку о согласии работника с подобным решением работодателя.
При направлении работника на профессиональный экзамен работодатель должен предоставить ему гарантии, установленные трудовым законодательством, – сохранить средний заработок за период прохождения оценки, а при направлении на экзамен в другую местность оплатить командировочные расходы.
Как подтверждается квалификация?
Как указано в ст. 4 Закона № 238-ФЗ, компетенция работника оценивается в форме профессионального экзамена – его проводит ЦОК (правила определены Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 (далее – Правила № 1204)). Если работника направляет работодатель, расходы по оценке квалификации ложатся на него: учреждению нужно заключить с ЦОК договор о возмездном оказании услуг и оплатить эти услуги (п. 5, 6 Правил № 1204).
Затем начинает действовать работник. Он подает в ЦОК письменное заявление (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н и размещена на сайте nok-nark.ru), копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также другие документы, необходимые для прохождения профессионального экзамена, – информация об этом тоже выложена на названном сайте, на странице о конкретной квалификации. Подать комплект документов можно лично, через законного представителя или Интернет.
ЦОК в течение 10 календарных дней после получения документов должен проинформировать работника о результатах их рассмотрения и согласовать дату, место и время профессионального экзамена. Информирование осуществляется способом, указанным в заявлении работника (п. 9 Правил № 1204). Если экзамен проводится по направлению работодателя, ЦОК согласовывает с ним дату, место и время экзамена.
На экзамене используются оценочные средства, утвержденные для той или иной квалификации, – их тоже можно найти на сайте nok-nark.ru. Экзамен считается успешно пройденным, если работник достиг результата, соответствующего критериям оценки, определенного оценочными средствами (п. 14 Правил № 1204).
Если квалификация подтверждена, ЦОК в течение 30 дней выдает работнику свидетельство о квалификации (форма утверждена Приказом Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н). В течение данного срока совет по профессиональным квалификациям проверяет, обрабатывает и осуществляет признание результатов оценки. Если же экзамен не пройден, ЦОК выдает заключение о прохождении экзамена, включающее рекомендации для работника (форма утверждена названным выше приказом).
К сведению: применять процедуру независимой оценки квалификации можно прежде всего в отношении административно-управленческого и вспомогательного персонала. Но реальная возможность для этого сегодня имеется не во всех регионах.
Информируется о результатах и работодатель – если договор между ним и ЦОК предусматривает это. ЦОК должен направить работодателю копию в электронном виде – либо свидетельства о квалификации, либо заключения о прохождении профессионального экзамена (п. 18 Правил № 1204).
При несогласии с решением, принятым по итогам экзамена, работник или работодатель вправе подать письменную жалобу в вышестоящую инстанцию – апелляционную комиссию, созданную при совете по профессиональным квалификациям. На это тоже отведено 30 календарных дней с даты информирования работника о результатах экзамена (ч. 6 ст. 4 Закона № 238-ФЗ).
Что делать с результатами оценки?
По замыслу законодателей, полученное свидетельство о квалификации даст работнику дополнительное преимущество на рынке труда и у конкретного работодателя: последний может планировать профессиональную карьеру такого специалиста, включать его в кадровый резерв, организовывать обучение. В свою очередь, полученное работником заключение, подтверждающее факт неудовлетворительного прохождения экзамена, подскажет работодателю, в каких знаниях и умениях нуждается работник (Информация Минтруда РФ от 21.04.2017). Отметим, что работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с тем, что он не получил свидетельство о квалификации.
Срок действия свидетельства устанавливается советом по профессиональным квалификациям в зависимости от темпов развития конкретного вида профессиональной деятельности (обновления применяемых в нем технологий, знаний и умений). Все сроки указаны на сайте nok-nark.ru. В частности, по квалификации «Руководитель физкультурно-спортивной организации, объединения» свидетельство будет действовать 4 года, по квалификации «Бухгалтер организации государственного сектора» – 3 года, а по квалификации «Экскурсовод» – 5 лет. Затем уровень компетенций потребуется подтверждать снова.
Заключение
Применять процедуру независимой оценки квалификации нужно не ко всем сотрудникам учреждений: часть из них по-прежнему должны оцениваться на основании отраслевого законодательства. Остальные же работники (прежде всего те, кто относится к административному и вспомогательному персоналу) по решению работодателя могут быть направлены в ЦОК на профессиональный экзамен – конечно, при фактическом наличии и территориальной доступности экзаменационных площадок.
- Все
- Бухучет
- Аудит
- МСФО
- Финансы
- Оценка
- Софт
- Прочее
- Аттестат главного бухгалтера
Готовимся к независимой оценке квалификации
Журнал “Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения” № 9/2016
Что такое независимая оценка квалификации работников, для чего она нужна? Кто может инициировать такую оценку и за чей счет? Кем она проводится? Какими полномочиями наделены ее участники? Каков порядок осуществления оценки? Какие гарантии предоставляются работникам в связи с введением этой процедуры? Какие налоговые льготы установлены для работников и работодателей в данной области?
С 1 января 2017 года вступит в силу недавно принятый Федеральный закон № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее – Закон№ 238-ФЗ), устанавливающий порядок прохождения такой оценки работниками. Одна из целей введения этой процедуры – создание для работника возможности подтвердить свою квалификацию не у своего работодателя или образовательном учреждении, а в других, независимых, специально созданных для этого организациях. Предполагается, что такая оценка будет удобна не только для работников, но и для работодателей. Правда, убедиться в этом мы сможем еще не скоро. А пока попробуем разобраться, что на сегодняшний момент установил законодатель по поводу независимой оценки квалификации работника.
Вспомним о профстандартах.
Несмотря на беспокойство работодателей госсектора, связанное с введением профессиональных стандартов, все оказалось не так страшно. Обязательны профстандарты пока (как и планировалось изначально) только в двух случаях:
В остальных случаях профстандарты носят рекомендательный характер и могут применяться работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых ими трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда (ч. 2 ст. 195.3 ТК РФ).
Кроме этого, для государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений, унитарных предприятий, а также государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, у которых более 50 % акций (долей) в уставном капитале находится в государственной или муниципальной собственности, особенности применения профессиональных стандартов будет устанавливать Правительство РФ.
Минтруд все же рекомендовал работодателям государственных и муниципальных учреждений провести анализ профессиональных качеств работников на соответствие требованиям профстандартов, а также составить планы подготовки работников и дополнительного профессионального образования в рамках бюджета на соответствующий год.
Сегодня организации уже должны начать определенную работу по приведению в соответствие с профстандартами должностных инструкций, штатных расписаний, трудовых договоров и других документов, если стандарты обязательны или работодатель решил взять их за основу квалификационных требований к работникам.
Независимая оценка на смену аттестации.
Как ранее уже отметил Минтруд, уволить работника, квалификация которого не соответствует требованиям профстандартов, работодатель не может. Сначала он должен установить уровень квалификации, проверить профессиональные навыки, знания и умения работника путем аттестации.
Аттестация – это проверка профессионального уровня сотрудника для установления соответствия его квалификации занимаемой должности или выполняемой им работе.
Требования проводить аттестацию для всех работодателей законодательством не установлено. Однако с принятием профстандартов необходимость ее провести может возникнуть у многих, для чего работодателям нужно будет разработать порядок ее проведения.
Согласно ч. 2 ст. 81 ТК РФ порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников.
Однако законодатель предлагает другой выход из данной ситуации – вводится институт независимой оценки квалификации (далее – НОК). Разговор об этом шел еще с 2013 года. Предполагается, что данный способ оценки будет иметь значительные преимущества как для работника, так и для работодателя. В частности, работодатели получат профессиональную помощь в оценке квалификации работника и смогут отказаться от самостоятельной разработки систем оценки в организации и от аттестации в целом. Не придется подвергать проверке знаний и умений поступающих на работу, если у них будет заключение независимой оценки.
Работнику же такая оценка дает возможность подтвердить свою квалификацию независимо от конкретной организации, что пригодится ему и при трудоустройстве.
Участники независимой оценки.
Итак, Закон № 238-ФЗ, который вступит в действие с 1 января 2017 года, устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения НОК, определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки.
В статье 2 Закона № 238-ФЗ дается следующая формулировка: НОК – это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, проведенная центром оценки квалификаций. Под соискателем понимается работник или претендующее на осуществление определенного вида трудовой деятельности лицо, обратившиеся, в том числе по направлению работодателя, в центр оценки квалификаций для подтверждения своей квалификации.
Однако действие Закона № 238-ФЗ не распространяется на граждан, претендующих на замещение должностей государственной службы, и государственных служащих.
В статье 3 Закона № 238-ФЗ перечисляются все участники системы независимой оценки. Их состав и основные функции представим в виде схемы.
Отдельно отметим орган, который занимается независимой оценкой, – это не образовательная организация. Центр оценки квалификаций (далее – ЦОК) – юридическое лицо, занимающееся в соответствии с Законом № 238-ФЗ деятельностью по НОК. Оценка осуществляется путем проведения профессионального экзамена, по итогам которого ЦОК выдает свидетельство о квалификации.
Полномочиями по оценке ЦОК наделяет и лишает совет по профессиональным квалификациям (далее – Совет), который также определяет для каждого ЦОК наименования квалификаций, по которым будет проводиться НОК, и направляет сведения о таких наименованиях в Национальное агентство развития квалификаций для их внесения в реестр.
Финансовое обеспечение деятельности ЦОК производится за счет их собственных средств и других не запрещенных законодательством РФ источников.
Совет также контролирует деятельность ЦОК, проверяет, обрабатывает и признает результаты НОК, принимает решение о выдаче ЦОК свидетельств о квалификации и направляет в Национальное агентство развития квалификаций информацию о выданных свидетельствах о квалификации для внесения в реестр.
Таким образом, реестр, который формирует и ведет Национальное агентство развития квалификаций, включает в себя информацию:
- о деятельности Национального совета и Национального агентства развития квалификаций в части вопросов, касающихся развития квалификаций;
- о советах по профессиональным квалификациям и центрах оценки квалификаций;
- о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится НОК, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации;
- о выданных свидетельствах о квалификации;
- о перечне официальных сайтов Национального совета, Национального агентства развития квалификаций, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций в Интернете;
- иные сведения, перечень которых определяется уполномоченным органом исполнительной власти.
Сведения, содержащиеся в реестре, открыты, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру является бесплатным.
Порядок проведения оценки.
Прежде всего следует сказать, что система НОК строится на добровольной основе. И обратиться в ЦОК может как работодатель, так и соискатель.
Основные моменты проведения оценки установлены ст. 4 Закона № 238-ФЗ, в соответствии с которой НОК, как уже было отмечено, проводится ЦОК в форме профессионального экзамена. Утверждение порядка прохождения экзамена находится в ведении Правительства РФ.
Пакет документов, в том числе образец заявления для проведения НОК (и в форме электронного документа), и порядок подачи такого заявления разрабатывает Минтруд.
Итак, если инициатором прохождения независимой оценки является соискатель, то она осуществляется за счет его средств либо за счет иных физических и (или) юридических лиц. Если же на прохождение независимой оценки направляет работодатель, она проводится за счет работодателя.
Для прохождения профессионального экзамена в ЦОК представляются:
- письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа с использованием Интернета;
- копия паспорта или копия иного документа, удостоверяющего личность;
- иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре.
По итогам профессионального экзамена соискателю в 30 дневный срок ЦОК выдает свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении экзамена – заключение о его прохождении, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока совет по профессиональным квалификациям осуществляет проверку, обработку и признание результатов НОК соискателя.
Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся Национальным агентством развития квалификаций в реестр.
Решения, принятые ЦОК по итогам профессионального экзамена, в течение 30 календарных дней с даты информирования участников о результатах прохождения экзамена в порядке, установленном положением об апелляционной комиссии по рассмотрению жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и выдачей свидетельства о квалификации, могут быть обжалованы в письменном виде.
Для работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, порядок проведения оценки может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, если для таких категорий работников Трудовым кодексом определены особенности регулирования труда, в том числе в связи с выполнением работ во вредных и (или) опасных условиях (ч. 3 ст. 3 Закона № 238-ФЗ).
Одновременно с Законом № 238-ФЗ были приняты и вступят в силу еще два закона, вносящие изменения в Трудовой и Налоговый кодексы. Первый закон касается гарантий работникам, связанных с прохождением оценки квалификации, а второй с налогообложением затрат на оплату такой оценки.
Независимая оценка и Трудовой кодекс.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 239 ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации» были внесены изменения в ст. 187, 196 и 197 ТК РФ, в которых установлены права работников на подготовку и дополнительное образование, а также гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование.
Прохождение работниками независимой оценки с 1 января 2017 года будет приравнено к получению ими дополнительного профессионального образования. То есть для работников вместе с правом на получение дополнительного профессионального образования будет установлено право на прохождение независимой оценки.
В свою очередь, согласно новой редакции ст. 196 ТК РФ работодателю придется:
- внести дополнение в коллективный, трудовой договоры об условиях и порядке направления работников на прохождение независимой оценки;
- локальный акт, устанавливающий формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, а также перечень необходимых для этого профессий и специальностей, дополнить перечнем профессий и специальностей для направления работников на прохождение НОК, учитывая при этом мнение представительного органа работников.
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение НОК для собственных нужд определяет работодатель.
Кроме этого, установлено, что направить работника на НОК можно только с его согласия. При этом работодатель должен предоставлять ему гарантии, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно новой ст. 187 ТК РФ, если сотрудник проходит оценку квалификации с отрывом от работы, за ним должны быть сохранены место работы и средняя зарплата по основному месту работы. Если же прохождение НОК осуществляется в другой местности, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.Ну и как уже было отмечено, по Закону № 238-ФЗ при направлении работодателем работника на НОК оплата прохождения такой оценки осуществляется за счет средств работодателя.
Независимая оценка и Налоговый кодекс.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 251 ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации», принятым и вступающим в силу одновременно с Законом № 238 ФЗ, внесены дополнения в ст. 217, 219 и 264 НК РФ.
В частности, среди не подлежащих налогообложению доходов физических лиц будут и суммы платы за прохождение НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, осуществляемой согласно законодательству РФ (п. 21.1 ст. 217 НК РФ).
А для определения суммы налоговой базы физического лица в перечень социальных налоговых вычетов будут включены расходы в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение независимой оценки своей квалификации на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность по законодательству РФ, – в размере фактически произведенных расходов на прохождение независимой оценки с учетом ограничения максимального размера вычета 120 000 руб. в совокупности за налоговый период.
Налоговые льготы предоставляются и работодателю, направившему работника на независимую оценку. Так, согласно пп. 23 п. 1 ст. 264 НК РФ расходы на прохождение независимой оценки, как и расходы на обучение, не облагаются налогом на прибыль, если прохождение оценки осуществляется на основании договора об оказании услуг, а работник, направленный на оценку, трудится на основании трудового договора.
Мы рассмотрели лишь основные моменты, связанные с НОК. До вступления в силу Закона № 238-ФЗ работы законодателям хватит – чего стоит только корректировка образовательных стандартов и разработка механизма их внедрения в систему образования. До окончания процесса совершенствования процедуры оценки квалификации работников еще далеко.
Отметим, что при оценке особые требования будут предъявляться не к наличию конкретного образования, а к уровню знаний и умений, которыми владеет работник при выполнении своей трудовой функции (речь не о том, конечно, когда требования к образованию установлены законодательством). И именно такой подход работодателям рекомендуется применять сейчас, проводя оценку квалификации работников самостоятельно, до того, как ею займутся специализированные организации.
При этом снова напомним, что независимая оценка – дело добровольное. Если работник откажется от ее прохождения, заставить вы его не сможете, а для установления соответствия уровня его квалификации занимаемой должности придется провести все ту же аттестацию.
Рекомендуйте статью коллегам
КомментироватьОбсудить на форумеПоследние статьи по теме:Горячие темы. Эти статьи обсуждают:
Отключить мобильную версию
Независимая оценка квалификации работников была введена почти пять лет назад, но государственные и муниципальные учреждения пользовались ею редко. Сейчас ситуация меняется. Бюджетный сектор начинает обращаться к этому механизму: появляются примеры, когда оценке подвергается квалификация не только офисного персонала, но и работников, занятых в профильной деятельности учреждений. В каких отраслях это теперь возможно? Что представляет собой данная процедура? Когда ее использовать?
Основания для проведения оценки
Как сказано в п. 3 ст. 2 Федерального закона от 03.07.2016 № 238-ФЗ, независимая оценка квалификации – это процедура подтверждения соответствия квалификации сотрудника или соискателя, претендующего на определенную работу, положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными актами РФ. Процедура проводится центром оценки квалификации (ЦОК) – сторонней по отношению к работодателю организацией, что и позволяет обеспечить независимость подтверждения компетенций работников.
Однако обращаться к данной оценочной процедуре могут не все. Часть 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ гласит: если в ТК РФ определены особенности регулирования труда той или иной категории работников (в том числе связанные с вредными и (или) опасными условиями труда), квалификация подтверждается в ином порядке, установленном другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ. К категориям работников, труд которых регулируется дополнительными нормами, в частности, относятся:
- педагогические и научные работники (гл. 52, 52.1 ТК РФ);
- спортсмены и тренеры (гл. 54.1 ТК РФ);
- медицинские работники (ст. 350 ТК РФ);
- творческие работники (ст. 351 ТК РФ).
Квалификация таких специалистов подтверждается на основании иных законов и нормативных актов. Приведем некоторые из них.
Таким образом, административно-управленческий и вспомогательный персонал учреждений (например, бухгалтер, делопроизводитель, секретарь, специалист по охране труда, повар) может без ограничений проходить независимую оценку квалификации. А вот многие работники, занятые в профильной деятельности учреждений, подтверждают свои компетенции в специально установленном порядке. Как правило, это аттестация, которая проводится раз в пять лет.
Примеры внедрения независимой оценки в бюджетной сфере
Намерения государства внедрить независимую оценку квалификации в бюджетном секторе становятся все более очевидными. Это касается даже тех «особых» категорий работников, которые должны соблюдать отдельные законодательно закрепленные процедуры.
Так, в дорожной карте до 2024 года (План мероприятий (дорожная карта) по развитию национальной системы квалификаций в Российской Федерации на период до 2024 года, одобренный Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 19.10.2018 № 30)) упоминается о расширении применения профессиональных стандартов и независимой оценки квалификации в практике управления персоналом в государственном секторе – этого предполагается достичь посредством разработки проекта постановления Правительства РФ. А в стратегии развития до 2030 года (Стратегия развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года, одобренная Национальным советом при Президенте РФ по профессиональным квалификациям (протокол от 12.03.2021 № 51)) при описании текущей ситуации отмечается, что в некоторых сферах (например, физкультуры и спорта, народных промыслов) федеральные отраслевые регуляторы уже приняли решения, создающие правовую базу для расширенного использования данного механизма.
Первой областью бюджетного сектора, где законодатели начали на практике воплощать задуманное, оказалась отрасль физкультуры и спорта. О применении независимой оценки квалификации, например, заявлено в отраслевой стратегии развития (Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная Распоряжением Правительства РФ от 24.11.2020 № 3081-р): одним из приоритетов здесь стало создание эффективной системы квалификаций в сфере физкультуры и спорта на основе взаимодействия работодателей, спортивных федераций и образовательных организаций, а также внедрение независимой оценки квалификации работников в сфере физкультуры и спорта.
Для этих специалистов уже открылся аккредитованный ЦОК (в Краснодаре), где в феврале 2021 года состоялся первый профессиональный экзамен по квалификациям профессионального стандарта «Тренер» («Старший тренер спортивной команды», «Тренер по спортивному резерву», «Тренер тренировочного этапа» и др.). То есть независимую оценку прошли те работники, в отношении которых в трудовом законодательстве установлены отдельные требования.
Создаются ЦОК и в сфере образования (другое их название – центры оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов). В силу Распоряжения Минпросвещения РФ от 17.12.2019 № Р-140 этим должны заниматься регионы и муниципальные образования. В частности, такие центры открыты в Республике Башкортостан, Свердловской, Тюменской, Челябинской областях. В число задач ЦОК вошло проведение независимой оценки квалификации педагогических работников на основании Закона № 238-ФЗ.
Как определено в названном выше распоряжении, в ЦОК проверяется квалификация педагогических работников (при необходимости и руководителей) образовательных организаций. Компетенции данных работников оцениваются на соответствие профессиональным стандартам, но в ЦОК предполагается тестировать и текущий профессиональный уровень специалистов. Помимо этого центры станут проводить пробное добровольное тестирование педагогических работников перед прохождением ими аттестации на присвоение квалификационных категорий.
Как следует из Письма АНО «Национальное агентство развития квалификаций» от 11.07.2019 № 632/19 (далее – Письмо № 632/19), планируется с каждым годом распространять механизм независимой оценки квалификации на все большее число видов профессиональной деятельности. А вопрос об обязательности его применения станет решаться адресно с учетом приоритетных задач развития экономики.
Оценка добровольная или обязательная?
Официальные органы неоднократно разъясняли вопрос о добровольности либо обязательности независимой оценки квалификации, но со временем их позиция была скорректирована. Сначала чиновники подчеркивали, что оценка квалификации – процедура добровольная и для работодателя, и для работника (см., например, Информацию Минтруда РФ от 21.04.2017). Это подтверждают нормы ст. 196, 197 ТК РФ: необходимость направления работников на прохождение независимой оценки квалификации, соответствующий перечень профессий и специальностей работников определяет работодатель, а работники вправе проходить такую оценку.
Позднее появились новые разъяснения законодательных норм: обязательность данной процедуры может быть установлена на отраслевом уровне либо самим работодателем. Что имели в виду чиновники?
Во-первых, очертить границы применения независимой оценки квалификации могут федеральные отраслевые регуляторы. Национальное агентство развития квалификаций в своем Письме № 632/19 указало: законодательство РФ (тот же ТК РФ) не содержит прямых норм о том, что проведение оценки квалификации является для работников (соискателей) и работодателей исключительно добровольным, не влекущим за собой каких-либо обязательных последствий или требований.
К сведению: работники обязаны проходить квалификацию, если в соглашении между сторонами социального партнерства предусмотрена обязанность работодателей, направлять работников отрасли на прохождение данной оценочной процедуры.
Если в отраслевом (межотраслевом), территориальном или ином соглашении, заключенном сторонами социального партнерства, предусмотрена обязанность работодателей, присоединившихся к соглашению, направлять работников отрасли на прохождение данной оценочной процедуры и обязанность работников проходить ее, добровольность исчезает. Работодатели, присоединившиеся к соглашению, должны предусмотреть в своих коллективных договорах или локальных актах выполнение взятых на себя обязательств. Здесь прохождение независимой оценки квалификации обязательно как для работодателей, так и для работников отрасли.
Похожий инструмент отраслевого соглашения используется сейчас в сфере физкультуры и спорта – правда, все же в рекомендательном ключе, а не в форме обязательных для исполнения требований. Пункт 8.6 Соглашения («Трехстороннее отраслевое соглашение по организациям сферы физической культуры и спорта Российской Федерации на 2019 – 2021 годы» (утвержденное Минспортом РФ, Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников физической культуры, спорта и туризма Российской Федерации», Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз работодателей в сфере физической культуры и спорта» 10.10.2019)) предлагает работодателям за счет собственных средств направлять работников для прохождения оценки квалификации в ЦОК в порядке, установленном Законом № 238-ФЗ. По результатам прохождения оценочной процедуры и получения свидетельства работникам могут начисляться стимулирующие выплаты (п. 5.10 Соглашения). Таким образом, учреждения физкультуры и спорта вправе направлять в ЦОК не только административный и вспомогательный персонал, но и профильных специалистов.
Во-вторых, оценка квалификации может быть одним из этапов аттестации работников. Как сообщил Минтруд в Письме от 18.09.2019 № 14-3/В-742, организации, на которые не распространяется действие законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих порядок аттестации отдельных категорий работников, сами определяют ее необходимость, цели и процедуру, а также категории работников, в отношении которых может проводиться аттестация. В то же время для отдельных категорий сотрудников (например, педагогов) аттестация обязательна в силу иных нормативно-правовых актов. Во всех случаях независимая оценка квалификации может стать составной частью аттестационной процедуры.
Где пройти независимую оценку квалификации?
Наличие правовых оснований для направления работников учреждения на независимую оценку квалификации – это главное, но не единственное условие. Важно учесть и практическую возможность прохождения такой процедуры. Для этого нужны утвержденные квалификации (наименования и требования к ним), разработанные на основе профессиональных стандартов, и функционирующие ЦОК, экзаменационные площадки.
К сведению: практические возможности для прохождения работниками учреждений оценки квалификации сегодня имеются не во всех отраслях и не во всех субъектах РФ.
Информация о квалификациях, адреса ЦОК и экзаменационных площадок есть в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации (nok-nark.ru). По данным, опубликованным на этом интернет-ресурсе, квалификации утверждены в отношении только части должностей, имеющихся в учреждениях, а ЦОК, где могут проверить свои компетенции специалисты бюджетного сектора, созданы далеко не во всех субъектах РФ.
Например, в сфере культуры не разработано ни одной квалификации, не действует ни один ЦОК. В сфере здравоохранения утверждено 10 квалификаций, но ЦОК пока нет. В сфере социального обслуживания насчитывается 31 утвержденная квалификация: по одним (специалист по оказанию услуг в сфере занятости населения и т. д.) открыто более 60 экзаменационных площадок в разных регионах, а по другим (руководитель организации социального обслуживания и пр.) ЦОК и площадок нет. В то же время центры оценки профессионального мастерства и квалификаций педагогов, функционирующие в сфере образования и проводящие независимую оценку, уже работают, имеют экзаменационные площадки, но не включены в названный реестр.
Вот еще несколько примеров по должностям основного и вспомогательного персонала, по которым утверждены квалификации.
Практические возможности для прохождения работниками учреждений оценки квалификации сегодня имеются не во всех отраслях и не во всех субъектах РФ. Причем для проверки компетенций административно-управленческого персонала ЦОК и экзаменационных площадок создано намного больше, чем для оценки квалификации профильных специалистов учреждений.
Этапы подготовки и прохождения процедуры
Если учреждение в силу отраслевых или локальных нормативных актов определило для себя необходимость направления некоторых сотрудников на независимую оценку квалификации и нашло подходящие (по специализации и территориальной доступности) экзаменационные площадки, остается только организовать весь процесс. Согласно ч. 1 ст. 4 Закона № 238-ФЗ компетенция работника оценивается в форме профессионального экзамена, проводимого ЦОК.
Подготовительный этап для работодателя заключается в следующем.
1. Прописать во внутренних документах учреждения процедуру направления работника на профессиональный экзамен в рамках независимой оценки квалификации. Можно разработать форму уведомления о таком направлении, предусмотрев в ней строку о согласии работника с подобным решением.
Обратите внимание: необходимо получить письменное согласие работника на прохождение данной оценочной процедуры. На это указано в абз. 2 ст. 196 ТК РФ.
2. Предоставить работнику, который направляется на профессиональный экзамен, гарантии, установленные трудовым законодательством (абз. 6 ст. 196 ТК РФ), – сохранить средний заработок за период прохождения независимой оценки квалификации, а при направлении на экзамен в другую местность оплатить командировочные расходы.
3. Заключить с ЦОК договор о возмездном оказании услуг и оплатить эти услуги (ч. 2 ст. 4 Закона № 238-ФЗ, п. 5, 6 Правил № 1204, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204).
Далее начинает действовать работник. Ему нужно подать в ЦОК письменное заявление по форме, утвержденной Приказом Минтруда РФ от 02.12.2016 № 706н. К заявлению прикладываются копия паспорта и иные документы, необходимые для прохождения профессионального экзамена. Полный перечень документов, требующихся для прохождения профессионального экзамена по той или иной квалификации, публикуется на сайте ЦОК, а также на nok-nark.ru. Подать комплект можно лично, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, через законного представителя или Интернет.
К сведению: работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации.
В течение 10 календарных дней после получения документов ЦОК должен проинформировать работника о результатах их рассмотрения и согласовать дату, место и время профессионального экзамена (п. 9 Правил № 1204). Если оценочные процедуры проводятся по направлению работодателя, ЦОК согласовывает с ним дату, место и время экзамена.
В случае, когда экзамен успешно пройден и квалификация подтверждена, ЦОК в течение 30 дней выдает работнику свидетельство о квалификации (п. 17 Правил № 1204). Если результаты испытания неудовлетворительны, работнику направляется заключение о прохождении экзамена с рекомендациями о том, какие знания и навыки необходимо «подтянуть» для успешного подтверждения квалификации. Формы свидетельства и заключения утверждены Приказом Минтруда РФ от 12.12.2016 № 725н.
Работодатель тоже информируется о результатах экзамена (если это предусмотрено договором о возмездном оказании услуг). ЦОК направляет работодателю электронную копию свидетельства или заключения (п. 18 Правил № 1204).
Отметим, что работодатель не вправе расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации (Информация Минтруда РФ от 21.04.2017). Но это можно сделать по результатам аттестации, проведенной на основании ст. 81 ТК РФ.
Независимая оценка квалификации изначально внедрялась в производственной сфере. Поэтому учреждения долгое время могли направлять на такую процедуру только административный и вспомогательный персонал. Теперь и в бюджетном секторе появились возможности оценить компетенции профильных специалистов – прежде всего в сферах физкультуры и спорта, а также образования.
По замыслу законодателей, полученное свидетельство о квалификации дает работнику дополнительное преимущество на рынке труда. Работодатель может, например, планировать профессиональную карьеру такого специалиста, включать его в кадровый резерв. Но и неудовлетворительный результат экзамена будет полезным: и сам работник, и учреждение узнают, в развитии каких компетенций он нуждается.