Другие методы НМЦК
Если заявленные в закупках товары или услуги являются эксклюзивными, редкими, то заказчик может использовать иные методы расчёта НМЦК. Причины отказа от вышеуказанных способов должны быть обоснованы. Например, если закупается товар не серийного производства, отсутствующий в продаже, который необходимо изготовить по чертежам и эскизам заказчика.
Методы определения НМЦК
Существует пять способов расчёта НМЦК, которые разрешено использовать. Порядок установлен в статье 22 44-ФЗ и предусматривает следующие методы:
Допустимо использование нескольких методов одновременно. В определённых случаях региональные органы власти устанавливают дополнительные способы расчёта НМЦК.
Из нашей статьи вы узнаете:
Начальная максимальная цена контракта (НМЦК) — это предельная граница цены на закупаемый товар, работу или услугу в конкурентных закупках, которую готов потратить покупатель. Устанавливается и обосновывается НМЦК заказчиком на этапе подготовки к проведению закупки. Для открытой электронной закупки НМЦК оформляется в виде электронного документа «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта», входящего в состав извещения. Заказчик не рассматривает заявку, в которой участник закупки предлагает цены выше указанной НМЦК. Правила расчёта НМЦК регулирует статья 22 № 44-ФЗ.
Формула контроля следующая:
Ситуация 1. Если в детализации “Информация об объекте закупки” есть несколько продукций, у которых:
то выводить сообщение об ошибке.
Ситуация 2. Если в детализации “Информация об объекте закупки” есть несколько продукций, у которых значение в поле “Код по ОКПД2” по одной продукции входит в приложение ПП РФ № 617 по статье п.6, а по другой входит в приложение ПП РФ № 617 по статье п.1, то выводить сообщение об ошибке.
Исключение: значение в поле “Код по ОКПД2” по одной продукции входит в приложение НПА ПП РФ № 617 по статье п.6 и п.1, а по другой входит в приложение ПП РФ № 617 по статье п.1.
Сведения о контракте (его изменении)
Если по условию “И”:
то в поле “В условиях контракта указана максимальная цена контракта и формула цены контракта” должно быть указано “Да”.
Т.е. сумма НДС по каждому объекту закупки рассчитывается от округленной до двух знаков после запятой стоимости объекта закупки. Формула расчета переделана в соответствии с формулой ЕИС.
Департамент бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России (далее – Департамент), рассмотрев обращение от 11.06.2020, по вопросу о применении положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон № 44-ФЗ) в части порядка определения цены отдельных позиций контракта, заключаемого в том числе по результатам совместного конкурса или аукциона, сообщает следующее.
В соответствии с пунктами 11.8 и 12.5 Регламента Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 № 194н, Минфином России не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения нормативных правовых актов Минфина России, а также толкование норм, терминов и понятий, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем в рамках установленной компетенции полагаем возможным сообщить следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Кроме того, согласно части 2 статьи 34 Закона № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона № 44-ФЗ, указываются цены единиц товара, работы, услуги и максимальное значение цены контракта, а также в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.
В случае если проектом контракта предусмотрены отдельные этапы его исполнения, цена каждого этапа устанавливается в размере, сниженном пропорционально снижению начальной (максимальной) цены контракта участником закупки, с которым заключается контракт.
Таким образом, с учетом положений Закона № 44-ФЗ контракт заключается и оплачивается заказчиком по цене победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
При этом положениями Закона № 44-ФЗ не установлено право требовать от победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставления расчета коэффициента снижения начальной (максимальной) цены контракта к цене контракта, предложенной победителем (далее – коэффициент снижения), а также расчета итоговой стоимости каждого из этапов выполнения работ, отдельных видов услуг, отдельных позиций товара после определения победителя процедуры закупки.
С учетом изложенного, по мнению Департамента, в случае если контрактом предусмотрена поставка нескольких позиций товара, то итоговая стоимость каждой позиции может быть пересчитана заказчиком пропорционально коэффициенту снижения от цены позиции товара, рассчитанной при определении начальной (максимальной) цены контракта, при условии, что такая цена позиции товара была указана в документации о закупке.
Полученная итоговая стоимость позиций товара, этапов выполнения контракта и общая итоговая цена контракта вносятся в проект контракта, направляемого победителю определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 1 статьи 25 Закона № 44-ФЗ при осуществлении двумя и более заказчиками закупок одних и тех же товаров, работ, услуг такие заказчики вправе проводить совместные конкурсы или аукционы. При этом контракт с победителем совместного конкурса или аукциона заключается каждым заказчиком самостоятельно.
Согласно подпункту “б” пункта 6 Правил проведения совместных конкурсов и аукционов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1088, начальная (максимальная) цена контракта, указываемая в извещении, приглашении и документации по каждому лоту, определяется как сумма начальных (максимальных) цен контрактов каждого заказчика, при этом обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги содержит обоснование начальных (максимальных) цен контрактов, начальных цен единиц товара, работы, услуги каждого заказчика.
Исходя из системного толкования положений Закона № 44-ФЗ по результатам совместного конкурса или аукциона заказчики заключают контракт с победителем по цене пропорционально доле начальной (максимальной) цены контракта каждого заказчика в общей сумме начальных (максимальных) цен контрактов, в целях заключения которых проводился совместный конкурс или аукцион.
В случае если контрактом, заключаемым по результатам совместного конкурса или аукциона, предусмотрена поставка нескольких позиций товара, то, по мнению Департамента, итоговая стоимость каждой позиции может быть пересчитана каждым заказчиком пропорционально коэффициенту снижения, при условии, что цена позиции товара, рассчитанная при определении начальной (максимальной) цены контракта отдельного заказчика, была указана в документации о закупке.
(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Готовые решения. Вопросы применения ст. 22
1. Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
2. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключается в установлении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг.
3. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна быть получена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупки коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
4. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты или индексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.
5. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация о рыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18 настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг, полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородных товаров, работ, услуг (в случае получения такой информации заказчиком), а также информация, полученная в результате размещения запросов цен товаров, работ, услуг в единой информационной системе (в случае получения такой информации заказчиком).
(в ред. Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
6. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 – 11 настоящей статьи.
7. Нормативный метод заключается в расчете начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен товаров, работ, услуг.
8. Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствии с законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами. В этом случае начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются по регулируемым ценам (тарифам) на товары, работы, услуги.
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 396-ФЗ)
9. Проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:
1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
(в ред. Федеральных законов от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.
9.1. Проектно-сметный метод может применяться при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений.
(часть 9.1 введена Федеральным законом от 04.06.2014 N 140-ФЗ)
9.2. Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), предметом которых являются строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия, с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определенной в соответствии со статьей 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(часть 9.2 введена Федеральным законом от 27.06.2019 N 151-ФЗ)
10. Затратный метод применяется в случае невозможности применения иных методов, предусмотренных пунктами 1 – 4 части 1 настоящей статьи, или в дополнение к иным методам. Данный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные затраты.
11. Информация об обычной прибыли, о прямых и косвенных затратах для определенной сферы деятельности может быть получена заказчиком исходя из анализа контрактов, размещенных в единой информационной системе, других общедоступных источников информации, в том числе информации информационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучения рынка, а также результатов изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 360-ФЗ)
12. В случае невозможности применения для определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи, заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможности применения указанных методов.
13. Идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываются характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация на рынке.
14. Однородными товарами признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, страна происхождения.
15. Однородными работами, услугами признаются работы, услуги, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услуг учитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ, услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
16. Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, если различия между такими условиями не оказывают существенного влияния на соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены с применением соответствующих корректировок таких условий.
17. Определение идентичности и однородности товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг может осуществляться в соответствии с методическими рекомендациями, предусмотренными частью 20 настоящей статьи.
(в ред. Федерального закона от 28.04.2023 N 154-ФЗ)
18. К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая может быть использована для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся:
1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в контрактах, которые исполнены и по которым не взыскивались неустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;
2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в рекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях, обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых в соответствии с гражданским законодательством публичными офертами;
3) информация о котировках на российских биржах;
4) информация о котировках на электронных площадках;
5) данные государственной статистической отчетности о ценах товаров, работ, услуг;
6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся в официальных источниках информации уполномоченных государственных органов и муниципальных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, в официальных источниках информации иностранных государств, международных организаций или иных общедоступных изданиях;
7) информация о рыночной стоимости объектов оценки, определенной в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации, или законодательством иностранных государств;
8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступные результаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основании контракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иные источники информации.
18.1. Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), с использованием иностранной валюты не допускается, за исключением случая обоснования и определения таких цен заказчиком, осуществляющим деятельность на территории иностранного государства.
(часть 18.1 введена Федеральным законом от 16.04.2022 N 104-ФЗ)
19. Правительство Российской Федерации вправе установить для отдельных видов, групп товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд исчерпывающий перечень источников информации, которые могут быть использованы для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
20. Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
20.1. Высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в дополнение к методическим рекомендациям, предусмотренным частью 20 настоящей статьи, могут быть установлены методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, в том числе предусматривающие рекомендации по обоснованию и применению иных методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги в соответствии с частью 12 настоящей статьи.
(часть 20.1 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 396-ФЗ; в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
21. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении включаемых в состав государственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ “О государственном оборонном заказе”.
21.1. Особенности определения цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, при приобретении жилых помещений, которые соответствуют условиям отнесения к стандартному жилью, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и построены на земельных участках, переданных единым институтом развития в жилищной сфере в безвозмездное пользование или аренду для строительства стандартного жилья, для комплексного развития территории, в рамках которого предусматривается в том числе строительство стандартного жилья, либо для строительства в минимально требуемом объеме стандартного жилья, для комплексного развития территории, в рамках которого предусматриваются в том числе строительство в минимально требуемом объеме стандартного жилья и иное жилищное строительство, в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2008 года N 161-ФЗ “О содействии развитию жилищного строительства”, устанавливаются указанным Федеральным законом.
(часть 21.1 введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 356-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 08.03.2015 N 48-ФЗ, от 23.06.2016 N 221-ФЗ, от 31.12.2017 N 506-ФЗ, от 30.12.2020 N 494-ФЗ)
21.2. Особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, устанавливаются федеральным законом, регулирующим отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
(часть 21.2 введена Федеральным законом от 13.07.2015 N 220-ФЗ)
22. Правительство Российской Федерации вправе определить сферы деятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливается порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги и федеральные органы исполнительной власти, Государственную корпорацию по атомной энергии “Росатом”, Государственную корпорацию по космической деятельности “Роскосмос”, уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положений настоящего Федерального закона.
(в ред. Федеральных законов от 13.07.2015 N 216-ФЗ, от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
23. В информации и документах, подлежащих в соответствии с настоящим Федеральным законом размещению в единой информационной системе, начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальная цена единицы товара, работы, услуги, начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги, максимальное значение цены контракта (в случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить) указываются с использованием единой информационной системы.
(часть 23 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
24. В случае, если количество поставляемых товаров, объем подлежащих выполнению работ, оказанию услуг невозможно определить, заказчик с учетом установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона требований к закупаемым заказчиком товару, работе, услуге (в том числе предельной цены товара, работы, услуги) и (или) нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов определяет начальную цену единицы товара, работы, услуги, начальную сумму цен указанных единиц, максимальное значение цены контракта, а также обосновывает в соответствии с настоящей статьей цену единицы товара, работы, услуги. При этом положения настоящего Федерального закона, касающиеся применения начальной (максимальной) цены контракта, в том числе для расчета размера обеспечения заявки или обеспечения исполнения контракта, применяются к максимальному значению цены контракта, если настоящим Федеральным законом не установлено иное.
(часть 24 введена Федеральным законом от 01.05.2019 N 71-ФЗ)
25. Для целей выполнения заказчиком минимальной доли закупок Правительство Российской Федерации устанавливает особенности определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, на основе функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик российских товаров, в том числе содержащихся в каталоге товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
(часть 25 введена Федеральным законом от 31.07.2020 N 249-ФЗ)
Проектно-сметный метод
Расчёт применяют при госзакупках в строительной сфере:
Определение начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с использованием проектно-сметного метода осуществляется в порядке, установленном 44-ФЗ, исходя из сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, определённой в соответствии со статьёй 8.3 Градостроительного кодекса РФ. Заказчики для расчёта цен используют утверждённые Минстроем России методики и в случаях, установленных действующим законодательством в рамках государственной экспертизы проектной документации, проходят проверку достоверности сметной стоимости. Данный метод не подходит для закупок без объёмов.
Что делать, если цена не соответствует рынку
Поставщику целесообразно участвовать в такой сделке, если он заинтересован в количестве выполненных заказов, используя их в качестве портфолио для дальнейших закупок. Вероятность победы высокая, так как участников меньшинство.
Если НМЦ завышена
В таком случае большое количество участников сбивает установленную НМЦК до средней по рынку. На такую закупку могут обратить внимание органы финансового контроля, прокуратура или правоохранительные органы. В результате закупка отменится, если заказчик не представит аргументированные объяснения и подтверждение правильности расчёта своей цены.
Если в результате торгов НМЦ снизилась на 25% и больше
Если участник конкурса или аукциона снизил НМЦК больше чем на 25%, к нему применяются антидемпинговые меры.
Если НМЦК 15 млн рублей и менее: увеличение обеспечения контракта в полтора раза либо представление участником закупки доказательств добросовестности и обеспечение в размере, указанном в документации о торгах.
Подтверждением добросовестности является исполнение за три года до даты подачи заявки трёх контрактов без неустоек. При этом цена одного из них должна составлять не менее чем 20% НМЦК, указанной в извещении о закупке.
Для ИП и юр.лиц, имеющих статус субъекта малого предпринимательства (СМП) или социально ориентированной некоммерческой организации (СОНО), установлены особые нормы.
Если закупка проводилась только для СМП/СОНО, то участник может быть освобождён от внесения обеспечения контракта, включая антидемпинговые меры, в случае предоставления информации, содержащейся в реестре контрактов, подтверждающей исполнение таким участником (без учёта правопреемства) в течение трёх лет до даты подачи заявки на участие в закупке трёх контрактов, исполненных без применения неустоек (штрафов, пеней). Такая информация представляется участником закупки до заключения контракта. При этом сумма цен таких контрактов должна составлять не менее НМЦК, указанной в извещении и документации о закупке.
Участие в госзакупках требует специальной подготовки и знаний. Для успешного участия в закупках по 44-ФЗ и 223-ФЗ предлагаем воспользоваться комплексным решением Астрал.Торги. Вы можете подобрать как готовый набор услуг, так и конкретный необходимый сервис. Для подключения оставьте заявку на нашем сайте.
Расчёт коэффициента отклонения
Способ расчёта НМЦК заключается в проверке цены на однородность, и расчёте коэффициента отклонения. Используется стоимость товаров, полученных от разных поставщиков:
Сначала проводится вычисление среднеквадратического отклонения по следующей формуле:
Далее получают коэффициент отклонения следующим образом:
V = (σ / ) × 100
Если результат решения составляет меньше 33%, то данные цены пригодны для использования в расчёте НМЦК.
Затратный метод
Данный метод расчёта НМЦК применяется в случае, если ни один из вышеописанных способов не применим. Также его можно использовать для уточнения цены, которая получена одним из них.
Заказчик суммирует норму прибыли в выбранной сфере и затраты, которые появятся у поставщика:
Полученная сумма будет являться НМЦК в выбранной сфере закупки.
Что зависит от НМЦК
Размер НМЦК влияет не только на стоимость товаров и услуг, но и на другие условия проведения торгов.
Способ закупки
Если НМЦК конкурса, аукциона или запроса котировок 1 млн рублей и более, то участник закупки вносит сумму-гарант в виде обеспечения заявки, размер которой также зависит от НМЦК.
Нормативный метод
Применяется только в том случае, если в отношении закупаемого товара (работы, услуги) установлен соответствующая норма потребления и предельная стоимость товара (работы, услуги). Правила нормирования в сфере закупок можно посмотреть на сайте ЕИС. Предел стоимости указан для того, чтобы госзаказчики не могли приобретать предметы роскоши или товары с ненужными характеристиками.
Для расчёта количество закупаемого товара умножается на его предельную цену
В данном случае использование метода рыночного анализа также допустимо, но в рамках ограничения установленного норматива.
Для регистрации в ЕИС понадобится усиленная квалифицированная электронная подпись. Астрал-ЭТ и 1С-ЭТП позволят работать на госпорталах, принимать участие в сделках, подписывать документы в сервисах ЭДО.
Как ещё можно рассчитать НМЦК
Существуют бесплатные сервисы для расчётов НМЦК. Одним из них является калькулятор, разработанный «Национальной ассоциацией институтов закупок». Бесплатный онлайн-сервис реализован в рамках проекта «Контрактная система в действии». Программа рассчитывает НМЦК методом сопоставления рыночных цен. Также сервис предоставляет цены прошлых периодов и корректирует полученные, учитывая вид закупки. Полученная таблица расчётов и форма обоснования НМЦК соответствует форме, приведённой в Методических рекомендациях, утверждённых Приказом №567.
Что говорит об этом наш эксперт Наталья Абрамова?
В случаях закупок товаров и услуг, указанных в Постановлении Правительства РФ от 13.01.2014 № 19, заказчик обязан не только обосновать НМЦК, но и указать в проекте контракта формулу цены.
К таким закупкам относятся в частности: услуги по страхованию, оценке имущества, услуги на предоставление кредита, поставка топлива моторного, включая автомобильный и авиационный бензин.
Тарифный метод
Так же, как и нормативный метод, применяется для определённых товаров и услуг при условии, что тарифы и цены на них подлежат государственному регулированию или устанавливаются муниципальными правовыми актами, например:
На стоимость тарифов ссылается заказчик при обосновании НМЦК в госзакупке. Ознакомиться с информацией по тарифному регулированию можно на сайте Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Определение НМЦК тарифным методом происходит по следующей формуле:
Расчёт НМЦК методом анализа рынка
После отбора цен и проверки их на однородность заказчик рассчитывает НМЦК по формуле:
Сопоставление рыночных цен
Данный метод используется в первую очередь. Заказчик проводит следующие действия:
Заказчик не рассматривает предложенные цены, если:
Цену из реестра контрактов можно увеличить. В соответствии с Методическими рекомендациями, утверждёнными Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 №567 на рост влияет способ закупки, явившейся источником информации о цене товара, работы, услуги:
Отличие НМЦК от НМЦД
Начальная максимальная цена договора (НМЦД) — это ключевое звено в документации коммерческих закупок. Регулируется п. 5 ч. 9 статьи 4 №223-ФЗ. Применение и метод определения НМЦД по 223-ФЗ, как правило, аналогичен использованию и схемам расчёта НМЦК по 44-ФЗ.
Рекомендации о применении заказчиками, осуществляющими закупки по 223-ФЗ, методики обоснования НМЦД, аналогичной предусмотренной в 44-ФЗ, содержатся в письме Минфина России № 24-01-09/37717 от 16.06.2017.