Виды мониторинга рынка труда

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Экономика

17 фев 2022, 00:00

Минтруд разработает новый закон о рынке труда в России
Как планируется изменить регулирование для безработных, самозанятых и работающих в тени

Минтруд разработал концепцию новой редакции закона «О занятости населения». В ней предлагается бороться с нелегальным трудоустройством, изменить правила выплат пособий по безработице и установить нормы труда для самозанятых

Читать в полной версии

Минтруд планирует подготовить новую редакцию одного из главных законов, регулирующих рынок труда в России, — «О занятости населения». Об этом РБК сообщили в министерстве. Предполагается, что этот документ будет отвечать современным условиям рынка труда и будет внесен в Госдуму в осеннюю сессию 2022 года.

Концепцию нового законопроекта министерство представило на заседании рабочей группы при комитете Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов. РБК ознакомился с документом, его подлинность подтвердили представитель Минтруда и один из участников заседания. Концепция не предлагает готовую структуру будущего законопроекта, а лишь обозначает круг проблемных вопросов, пояснили в ведомстве. Согласно документу к таковым Минтруд относит следующие:

Минтруд не впервые обращает внимание на эту проблему: в ноябре 2021 года министерство представило проект плана по снижению теневой занятости в 2022–2024 годах, который предполагал проведение мониторинга нелегального трудоустройства и создание реестра работодателей с такими нарушениями. А Минфин предупреждал, что при сохраняющемся росте теневой занятости к 2034 году потери бюджета могут достичь 1,5% ВВП в год. Объем серого фонда оплаты труда в России ведомство оценивало в 10 трлн руб. (по данным Росстата, около 10,4 трлн руб. в 2020 году);

В настоящее время самозанятость является только налоговым режимом, и чтобы вводить механизмы социальных гарантий для таких граждан, сначала необходимо закрепить их правовой статус, пояснили РБК в Минтруде. Кроме того, ведомство предлагает обсудить вопрос о допустимой доле иностранного участия в платформах, которые нанимают самозанятых;

Кроме того, концепция предполагает разработку отдельного регулирования для компаний, оказывающих услуги в сфере занятости, налаживание сотрудничества в области рынка труда в рамках Союзного государства и евразийского пространства, создание системы мониторинга и прогнозирования трудовых ресурсов. Минтруд также предлагает дать доступ муниципальным образованиям к софинансированию мероприятий в сфере занятости и организации общественных работ, а кроме того, заложить правовые основы для взаимодействия органов занятости и образовательных организаций (например, для привлечения центров занятости к организации стажировок и практик).

Что говорят эксперты

Концепция была представлена Минтрудом в формате беглого сбора мнений, подробности пока не обсуждались, констатировал директор института занятости и профессий НИУ ВШЭ, член рабочей группы Федор Прокопов. По его словам, основная работа над документом еще впереди и некоторые его пункты могут развернуться на 90 градусов. Уже сейчас понятно, что большие дискуссии будут вокруг самозанятых — озабоченность их положением есть у всех, указал эксперт. «С одной стороны, у работающих на себя должен быть доступ к социальным гарантиям — страховым пенсиям и больничным, но с другой, если мы идем по пути введения страховых взносов для них, то это несет за собой два риска. Первый — уход самозанятых в тень, что сведет на нет эффект от эксперимента. Второй — рост стоимости работ и, как следствие, падение спроса на них», — отметил Прокопов.

Одна из главных и наиболее актуальных проблем, которые Минтруд поднимает в концепции, — это теневая занятость, отметил секретарь Федерации независимых профсоюзов России Олег Соколов. Сегодня в регионах существуют специальные комиссии по выявлению нелегального трудоустройства, в которых совместно работают органы власти, Пенсионного фонда и представители социальных партнеров. Однако, по словам эксперта, властям не хватает системности и продуманности в решении этого вопроса: например, налоговый режим самозанятых должен был обелить рынок труда, однако фактически сработал не совсем так — ведь часть его пользователей оставила официальное трудоустройство. По состоянию на сентябрь 2021 года Росстат оценивал количество неформально занятых в 14,5 млн человек, или 20,1% от общей численности занятых.

«Люди в цифрах» — это аналитический проект, предназначенный для того, чтобы помочь работодателям искать информацию о спросе и предложении в сфере подбора персонала. В нем есть два инструмента, которые служат источниками данных: «Карта вакансий» и «Доноры-акцепторы». Первый позволяет получить данные из базы вакансий, а второй — из базы резюме сайта hh.ru.

С помощью этого инструмента можно проанализировать все вакансии, которые были опубликованы на сайте в период с 2015 по 2018 год. На карте обозначаются регионы — наводя на них курсор, пользователь может визуализировать текущую ситуацию на рынке труда, получив информацию о размещенных в регионе вакансиях.

Виды мониторинга рынка труда

Гибкая система настройки дает возможность выставить нужный период — как по годам, так и по конкретным датам, и применить фильтры — в зависимости от существующего запроса. Это могут быть профессиональные области, отрасли компаний, регионы и ряд уточняющих деталей, а также ключевые слова.

На основании того, какие фильтры применялись, программа строит отчет по вакансиям, размещенным в установленный период в указанном регионе или городе. Пользователь сервиса увидит общее количество вакансий, диапазон зарплат, график с динамикой вакансий. Здесь же выводятся названия наиболее активных конкурентов — компаний, которые больше всего размещают вакансий в интересующей области или по конкретной позиции.

Обзор по компаниям показывает, кто ищет или искал специалистов в указанный временной период, в определенных городах, по определенным профессиональным областям или по определенным позициям. Эти данные вместе с зарплатными предложениями и ссылками на каждую вакансию экспортируются в таблицу Excel, что позволяет проводить детальную аналитику. Таких документов можно создать сколько необходимо, меняя параметры под свои задачи.

Отдельная вкладка по регионам пригодится, чтобы сделать выводы об активности регионов с точки зрения поиска тех или иных сотрудников и о востребованности этих специалистов. В особенности эта опция актуальна для крупных компаний с региональными отделениями, а также для тех, кто делает обзор заработных плат по стране, чтобы разобраться с собственным бюджетом.

Эта опция показывает информацию по сотрудникам компании, менеджер которой пользуется сервисом. Донорами называются предприятия, из которых специалисты приходят в компанию, а акцепторами — предприятия, куда они уходят.

Здесь также можно установить параметры поиска: профессиональные области, демографические характеристики, география. В отчете будет выведена статистика по сотрудникам в заданные периоды времени: половозрастной состав работников, средний срок работы в вашей организации, текучесть кадров и готовность уйти к конкурентам (чтобы судить об этом, достаточно посмотреть, сколько сотрудников недавно обновляли резюме и откликались на вакансии).

Кроме того, на основании резюме сотрудников можно составить представление о том, в каких вузах есть перспективные «кузницы кадров». Такое знание пригодится технологическим компаниям и тем, кому нужны редкие специалисты, которых можно приглашать на практику или на работу прямо с университетской скамьи.

Зная, какие вакансии существуют, представляя себе их динамику и диапазон зарплат, можно эффективно отслеживать рынок труда, быть в курсе всплесков и тенденций, которые повлияют на работу компании.

Информация о вакансиях конкурентов необходима, чтобы разобраться, какие условия предлагают другие. Вооружившись этим знанием, можно скорректировать свои предложения таким образом, чтобы они вызывали интерес у соискателей. А отследив динамику внутри профессиональной области по месяцам, HR-менеджер поймет, в каком сезоне или месяце выгоднее искать того или иного специалиста.

При открытии регионального отделения не обойтись без аналитики, показывающей, какие существуют запросы и с какими трудностями предстоит столкнуться. Например, речь идет об открытии кол-центра в небольшом городе. Хватит ли потенциальных работников, чтобы укомплектовать штат? Или, может быть, в этом населенном пункте уже есть несколько кол-центров и нужно задуматься, как сделать работу в новом офисе более привлекательной?

Еще одна из популярных HR-проблем — где искать будущих «работников мечты», которые в наибольшей степени отвечают требованиям? Зная, где сотрудники работали раньше, можно сделать вывод о том, у кого из конкурентов много подходящих специалистов. В то же время мониторинг того, куда работники уходят, станет основанием, чтобы задуматься — возможно, у конкурентов более выгодные условия.

Оценив средний срок работы в своей компании, менеджер может сделать выводы о том, когда сотрудники, которые являются ключевыми фигурами для важных проектов и коммуникаций, задумываются об уходе. Конечно, реальные решения конкретных людей зависят от многих факторов, однако, обладая данными о том, как в среднем идут процессы, проще быть подготовленным к перестановкам и новому рекрутингу.

Словом, существует множество примеров использования информации по вакансиям и резюме. Конкретные ситуации, которые прогнозируются с помощью аналитических инструментов, могут быть разными — все зависит от задач, которые в данный момент хочет решить HR-специалист.

Аналитика по вакансиям помогает определиться с зарплатным предложением. Размер заработной платы определяет рыночная цена. Проанализировав рынок труда и собрав информацию об интересующей профессии, легко определить среднюю заработную плату, которую предлагают компании, а также составить представление о зарплатных ожиданиях соискателей.

Задача усложняется, если вакансия редкая, находится на стыке разных сфер и почти не представлена на рынке. Здесь работодателю нужно как следует задуматься, как, с одной стороны, обеспечить достойную заработную плату, а с другой — не действовать себе в убыток.

В Альфа-Банк требовались специалисты по доставке пластиковых карт. С одной стороны, это курьеры, с другой — представители банка. Предполагаемый размер заработной платы вызывал сомнения, поскольку банк не имел исторических данных, которые бы позволили с чем-то сравнить новую должность. География присутствия при этом была широкой — такие сотрудники требовались по всей России.

Возможный вариант решения для работодателя в такой ситуации — заказать обзор заработных плат, в котором указываются минимальные и максимальные зарплаты по специальности и отрасли. Однако в данном случае это не сработало. Отраслевые финансовые обзоры предлагают данные только по Москве, Санкт-Петербургу и 2–4 другим крупным городам. К тому же такие обзоры по отдельной должности недешевы, а данные в них привязаны к конкретной дате и быстро становятся бесполезными, если набор персонала идет постепенно.

«Карта вакансий» справилась с этой проблемой, показав данные по зарплатам не только в разных регионах, но и с динамикой по периодам. Менеджеры банка смогли легко оценить масштаб конкуренции на рынке.

— Ценность «Карты вакансий» для нас оказалась в том, что можно найти должности из любых отраслей экономики, не платя при этом дополнительные суммы, что выгодно отличает «Карту» от общих обзоров рынка.

У нас возник кейс: в Альфа-Банке вводится новая должность «Специалист по доставке пластиковых карт», по факту это курьеры. В обзорах зарплат финансового сектора курьеры представлены всего в нескольких городах. Покупать отдельно должность по городам очень дорого, а «Карта вакансий» оказалась прекрасным решением. Помимо широкой представленности городов РФ, есть динамика зарплат по годам и по году.

Таким образом, постепенно вводя в течение года должность в разных городах, мы имеем актуальную информацию по зарплатам (поскольку в стандартном обзоре информация по зарплатам есть на определенную дату).

Как результат, для массовых должностей на рынке «Карта вакансий» — отличное решение, и мы продолжим пользоваться этим инструментом. В планах — смотреть на рынок специалистов кол-центров, инженеров, системных администраторов, специалистов по подбору массовых должностей.

Рынок труда сегодня быстро меняется. Чтобы уследить за ним и всегда быть в курсе актуального положения дел, нужно анализировать различные факторы. Именно поэтому самые универсальные инструменты для исследований не только предлагают многокомпонентный анализ, но и позволяют видеть ситуацию в динамике.

Постановление Правительства РФ от 15 октября 2015 г. N 1106″Об утверждении Правил проведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации”

С изменениями и дополнениями от

13 октября 2017 г.

В соответствии с пунктом 7 статьи 18.1 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Правила проведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.

2. Реализация полномочий, вытекающих из настоящего постановления, осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников их центральных аппаратов и территориальных органов, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных указанным федеральным органам исполнительной власти в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных функций.

4. Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации утвердить в месячный срок показатели уровня социальной напряженности на рынке труда Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, превышение которого не допускается.

Правилапроведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации(утв. постановлением Правительства РФ от 15 октября 2015 г. N 1106)

1. Настоящие Правила определяют порядок проведения Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации в целях поддержания оптимального баланса трудовых ресурсов (далее – мониторинг).

2. Мониторинг включает в себя сбор информации о ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, обработку, систематизацию полученной информации, а также анализ состояния рынка труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, проведенный на основе указанной информации.

3. В рамках мониторинга:

а) рассчитываются следующие показатели:

уровень социальной напряженности на рынке труда Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

доля привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения (рабочей силы) по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации;

доля привлекаемых иностранных работников в численности занятых по Российской Федерации и субъектам Российской Федерации;

б) осуществляются проверка показателей, характеризующих долю привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения (рабочей силы) соответственно по Российской Федерации и по субъектам Российской Федерации и долю привлекаемых иностранных работников в численности занятых в экономике соответственно Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, которые не должны превышать показателей уровня социальной напряженности на рынке труда Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленного Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, а также анализ влияния иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации, на рынок труда Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

4. Показатели, указанные в подпункте “а” пункта 3 настоящих Правил, рассчитываются ежемесячно по методике расчета показателей мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации согласно приложению N 1.

5. Для расчета показателей, указанных в подпункте “а” пункта 3 настоящих Правил, используются:

а) сведения, публикуемые на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики:

об общей безработице (по методологии Международной организации труда), в том числе по субъектам Российской Федерации;

о численности экономически активного населения (рабочей силы), в том числе по субъектам Российской Федерации;

о численности занятых в экономике, в том числе по субъектам Российской Федерации;

б) сведения о суммарной численности осуществляющих трудовую деятельность на территории Российской Федерации на основании уведомлений о заключении трудовых или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, поступивших от работодателей или заказчиков работ (услуг) в Министерство внутренних дел Российской Федерации, иностранных граждан:

получивших разрешение на работу;

осуществляющих трудовую деятельность без разрешительных документов;

имеющих разрешение на временное проживание;

имеющих вид на жительство в Российской Федерации;

в) сведения Федеральной службы по труду и занятости о численности граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу, зарегистрированных в органах службы занятости.

6. В Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации представляются ежемесячно, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, сведения:

а) Министерством внутренних дел Российской Федерации:

по форме N 1, предусмотренной приложением N 2, – на бумажном носителе и в электронном виде;

по форме N 2, предусмотренной приложением N 2, – в электронном виде;

б) Федеральной службой по труду и занятости:

по форме N 3, предусмотренной приложением N 2, – на бумажном носителе и в электронном виде;

по форме N 4, предусмотренной приложением N 2, – в электронном виде.

7. Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации направляет:

не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным, результаты мониторинга за отчетный месяц в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, которая представляет свое мнение по указанным результатам мониторинга, оформленное в виде решения;

в течение 3 рабочих дней со дня получения решения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений информацию о результатах мониторинга за отчетный месяц высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Приложение N 1 к Правилам проведения мониторингаситуации на рынке трудаРоссийской Федерации по субъектамРоссийской Федерации

Методикарасчета показателей мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации

1. Уровень социальной напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации рассчитывается по следующей формуле:

Виды мониторинга рынка труда

Виды мониторинга рынка труда

Виды мониторинга рынка труда

Виды мониторинга рынка труда

2. Доля привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения (рабочей силы) субъектов Российской Федерации рассчитывается по следующей формуле:

Виды мониторинга рынка труда

3. Доля привлекаемых иностранных работников в численности занятых в экономике субъектов Российской Федерации рассчитывается по следующей формуле:

Виды мониторинга рынка труда

Виды мониторинга рынка труда

Приложение N 2 к Правилам проведения мониторингаситуации на рынке трудаРоссийской Федерации по субъектамРоссийской Федерации

Сведенияо суммарной численности иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в субъектах Российской Федерации

Сведенияо численности граждан, признанных в установленном порядке безработными, и граждан, ищущих работу, зарегистрированных в органах службы занятости

Утверждены Правила проведения мониторинга ситуации на рынке труда России по регионам.

Мониторинг проводится Минтрудом России. Он включает в себя сбор информации о ситуации, обработку, систематизацию полученных данных, анализ состояния рынка по регионам.

Мониторинг включает в себя 3 составляющие.

Первая – расчет 3 показателей: уровень социальной напряженности на рынке труда России и регионов; доля привлекаемых иностранных работников в численности экономически активного населения (рабочей силы) по стране и регионам; доля привлекаемых иностранных работников в численности занятых по России и регионам. Они определяются ежемесячно по установленной методике (приводится).

Вторая – проверка всех показателей, характеризующих долю привлекаемых иностранных работников. Они не должны превышать показателей уровня социальной напряженности на рынке труда России и регионов, установленного Министерством.

Третья – анализ влияния иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность на территории России, на рынок труда страны и регионов.

Для мониторинга используются сведения о привлечении работодателями или заказчиками работ (услуг) иностранцев (предоставляются ФМС России), о численности граждан, признанных безработными, и граждан, ищущих работу (предоставляются Рострудом), а также официальная статистика Росстата о занятости населения.

Информация о результатах мониторинга за отчетный месяц направляется высшим должностным лицам регионов (руководителям высших исполнительных органов власти регионов).

Постановление Правительства РФ от 15 октября 2015 г. N 1106 “Об утверждении Правил проведения мониторинга ситуации на рынке труда Российской Федерации по субъектам Российской Федерации”

Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования

Абзац третий подпункта “а” пункта 6 Правил, утвержденных настоящим постановлением, вступает в силу с 1 января 2016 г.

Текст постановления опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 19 октября 2015 г., в Собрании законодательства Российской Федерации от 26 октября 2015 г. N 43 ст. 5965

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Постановление Правительства РФ от 13 октября 2017 г. N 1245

Изменения вступают в силу с 25 октября 2017 г.

Мониторинг трудоустройства

Отчет по трудоустройству выпускников АУ «Нефтеюганский политехнический колледж» 2021 г.

Сбор информации о трудоустройстве выпускников осуществлялся посредством телефонного опроса, обращений в Центр по содействию в трудоустройстве, а также с помощью обратной связи от работодателей.

Целью мониторинга трудоустройства является оценка результативности обучения в АУ «Нефтеюганский политехнический колледж» и трудоустройства выпускников по показателям.

Задачи мониторинга трудоустройства:

1. Обработка данных о трудоустройстве выпускников;

2.  Анализ и оценка востребованности выпускников АУ «Нефтеюганский политехнический колледж» на рынке труда;

3.  Предоставление абитуриентам и их родителям достоверной информации о результатах трудоустройства выпускников.

Выпускникам 2021 года после выпуска и до настоящего момента сотрудники Центра по содействию в трудоустройстве выпускников АУ «Нефтеюганский политехнический колледж» оказывали помощь при трудоустройстве путем консультационной деятельности, индивидуальной работы по вопросам трудоустройства, а также содействием в трудоустройстве через работодателей-социальных партнёров.

Анализ трудоустройства выпускников 2021 г. По состоянию на 21.06.2022 г.:

Всего: 353 человек – 100%

Трудоустроены: 71,4% (252 чел.) от общего числа

Не трудоустроены: 26,6% (94 чел.) от общего числа выпускников

– из них по уважительной причине: 100% (94 чел.) от числа нетрудоустроенных: служат в армии, 55,3% (52 чел.)

продолжают обучение в ССУЗах и ВУЗах, 27,6% (26 чел.)

находятся в отпуске по уходу за ребенком 13,8% (13 чел.)

Исходя из анализа мониторинга трудоустройства выпускников 2021 года можно сделать вывод, что выпускники АУ «Нефтеюганский политехнический колледж» являются востребованными на рынке труда и за столь непродолжительный период времени большинство выпускников решили вопрос дальнейшей занятости.

Читайте также:  Фгис единое окно цифровой обратной связи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *