Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причём во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти. Травматизм – часть общей заболеваемости населения.
Об этом свидетельствуют результаты нового исследования, проведение
которого инициировал благотворительный фонд Lloyd’s Register Foundation. Одним
из важных итогов этой работы стал вывод о том, что существующие системы
отчетности о несчастных случаях при выполнении работы не позволяют проследить
лежащую в их основе причинно-следственную связь.
Основные выводы исследования
Из результатов следует, что число производственных
несчастных случаев, повлекших травмы и гибель людей, демонстрирует тенденцию к
снижению, однако по-прежнему остается намного выше, чем в не связанных с морем
отраслях.
Анализ баз данных таких инцидентов показал, что
поскальзывания, спотыкания и падения являются основными непосредственными
причинными факторами травм. При этом падение человека за борт составляет
большинство несчастных случаев со смертельным исходом.
Вывихи, растяжения, переломы, раны и поверхностные ушибы
составляют более 76% всех видов производственных травм. Спина, включая
позвоночник и позвонки, верхние конечности, голова, нижние конечности и все
тело, в том числе внутренние органы и ткани, – это пять основных участков тела,
которые страдают в результате несчастных случаев.
В тройку мест на судне, где происходит наибольшее количество
несчастных случаев, входят судовые палубы, жилые помещения и машинное отделение.
Самые высокие показатели смертности и серьезных травм имеют сухогрузные суда,
особенно балкеры. Тем временем в сегменте пассажирских теплоходов происходит наибольшее
количество несчастных случаев с незначительными травмами.
Изучение непосредственных причинных факторов и другой
доступной информации в различных источниках сделало очевидным тот факт, что поскальзывания,
спотыкания и падения являются основными причинами травм и смертельных исходов в
связи с несчастными случаями на борту судов.
Сообщается, что согласно базе данных администраций, наиболее
распространенными типами травм являются: вывих, растяжение или выверт (20,4%);
перелом или трещина (% 18,3); гематомы (15,5%); режущие или колющие раны
(11,5%); ожоги (4,9%). Есть и другие распространенные типы травм, такие как
травма от удара (24,4%), от раздавливания или защемления (8,5%) или попадание
инородного тела в глаз/тело (6,4%).
База данных британского Бюро по расследованию происшествий
на море (MAIB) 2018 года указывает на аналогичные тенденции. В ней наиболее
часто встречающиеся травмы следуют в таком порядке: вывихи, растяжения и
смещения (38%), переломы (29%), раны и поверхностные повреждения (14%),
травматическая ампутация частей тела (5,2%), другие травмы (6,1%).
Травмируемые части тела
Согласно исследованию Лефковиц, в котором оценивался риск
получить травму, профессиональное заболевание или утратить трудоспособность среди
американских моряков, 77% полученных тружениками флота травм приходилось на
верхние и нижние конечности и спину. Ту же картину показал годовой отчет MAIB
за 2018 год: в нем 85% повреждений приходится на эти части тела. По данным,
собранным Дженсен, 66% всех несмертельных производственных травм касаются верхних
и нижних конечностей.
Хансен в своем исследовании собирал данные о морских
происшествиях в Дании в период с 1993 по 1997 год. Результаты показали, что 209
несчастных случаев привели к более 5% утраты трудоспособности, а 27 инцидентов закончились
гибелью работников. Он также выяснил, что хронические проблемы с поясницей,
коленом, потеря пальца, дисфункция запястья или кисти являются последствиями
41% травм.
Хронические проблемы с поясничным отделом и голеностопным
суставом, нарушения двигательной функции плеча, легкие повреждения головного
мозга привели к 8% утраты трудоспособности и 25% всех травм, в то время как
тяжелые хронические заболевания поясничного отдела, серьезные нарушения
функционирования плеча, запястья или голеностопного сустава – к 10% утраты
трудоспособности и отвечают за 10,5% всех травм.
Места повышенной опасности на судне и работы, сопряженные с
повышенным риском
Хансен и его соавторы в своем исследовании определили места,
где чаще всего происходят производственные несчастные случаи, и выделили 4
группы связанных с ними работ:
– работы на палубе: например, крепление и разнайтовка
грузов, погрузка и разгрузка, швартовные и якорные операции, техническое
обслуживание и ремонт (44,9%);
– работы в машинном отделении: чистка и уборка, техническое
обслуживание и ремонт (16,7%);
– обслуживание: уборка жилых помещений, работы в столовой и
на камбузе (15,9%);
– переход из одного места в другое: на палубе, в грузовых
трюмах, в жилых помещениях и на камбузе, по лестницам и трапам (10,4%).
Основные причины несчастных случаев на производстве
Основываясь на анализе более 331 отчета о расследовании
несчастных случаев, исследователь Чакир пришел к следующему заключению:
основными причинами тяжелых производственных травм и смертельных случаев
являются опасные методы выполнения работ и незнание правил и инструкций техники
безопасности. Согласно исследованию, проведенному Робертсом, небезопасные
методы (25,4%) являются наиболее распространенными причинами смертельных
случаев на производстве.
Угурлу с командой провел опрос среди более чем 850
курсантов, собрав сведения о травмах, полученных ими во время пребывания на
борту, а 16 экспертов оценили произошедшие несчастные случаи, применив метод
анализа иерархии. Выяснилось, что двумя основными причинами были игнорирование
средств индивидуальной защиты (24,2%) и спешка (22,6%).
В Российском профессиональном союзе моряков подчеркивают,
что даже небольшие ошибки и неосторожность на судне могут быть роковыми,
поскольку работа в море сопряжена со множеством рисков. РПСМ настоятельно
призывает моряков всегда соблюдать технику безопасности и в первую очередь
думать о своей жизни и здоровье.
По материалам safety4sea.com
Травма — это нарушение анатомической целостности организма или его функций при внезапном воздействии внешнего фактора (механического, физического, химического и т.д.), влекущие за собой нарушение целостности тканей или правильного функционирования отдельных органов.
Травматизм — совокупность травм, повторяющихся при определенных обстоятельствах у определенных групп населения за определенный отрезок времени (месяц, год, квартал).
Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти.
Выделяют следующие виды травматизма: производственный и непроизводственный.
Производственный травматизм в свою очередь подразделяется на промышленный, сельскохозяйственный, строительный, а непроизводственный травматизм включает в себя транспортный, спортивный, бытовой, уличный, детский травматизм.
К нему относятся несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего в доме, квартире и т.д.
Ведущими факторами являются выполнение различных работ (уборка, приготовление пищи, ремонт и т.д.). Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и т.д.
Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.).
В зависимости от вида транспорта выделяют железнодорожный, автомобильный, авиационный, водный травматизм.
К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток.
Травматизм спортивный — несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом (плановых, групповых или индивидуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке). Наиболее часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем, борьбой, мотоспортом, гимнастикой.
Травмы, возникшие при выполнении работы или вообще на предприятии, считаются производственными травмами. По степени тяжести различаются следующие категории:
- легкие – небольшие порезы, царапины;
- тяжелые – переломы, черепно-мозговые травмы; смертельные.
За 2018 год по Минской области зарегистрировано 146 травм с тяжелым исходом, 27 — со смертельным.
По внешним воздействиям (либо причинам): электрические; химические; механические; термические.
По характерным признакам:
- резаные раны, вызванные случайным соприкосновением с острыми предметами (нож, металлическая стружка или стекло);
- колотые раны, вызванные пронизывающим воздействием твердых острых предметов, в их числе глубокие порезы вплоть до внутренних органов;
- рваные раны, вызванные воздействием осколков;
- раны, полученные от ушиба (удар твердым предметом, падение с высоты);ампутация – удаление части тела, вызванного внешними усилиями;
- открытые и закрытые переломы;
- растяжения и вывихи;
- удушье и отравления;
- термические и электрические ожоги.
Причины промышленного и сельскохозяйственного производственного травматизма:
1. Организационные – недостаточные обучение и инструктаж рабочих по технике безопасности, неправильная организация труда и нарушения технологического процесса, необеспечение рабочих индивидуальными и коллективными средствами безопасности, недостаточный надзор за соблюдением правил безопасности и т.д.
2. Материально-технические – связанные с использованием неисправного оборудования и инструментария, машин и механизмов, а также несовершенством их конструкций.
3. Санитарно-гигиенические – засорение, недостаточное или чрезмерное освещение и вентиляция рабочего места, чрезвычайно низкая или высокая температура воздуха в рабочей зоне и т.п.
4. Личные, связанные с психологическим и физическим состоянием человека (недостаточная квалификация, хронические болезни, психическое или физическое переутомление, злоупотребление алкогольными напитками и т.д.).
Одним из важнейших условий борьбы с производственным травматизмом является систематический анализ причин его возникновения, которые подразделяются на технические и организационные. Технические причины в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостатков оборудования, недостаточности освещения, неисправности защитных средств, оградительных устройств и т. п. К организационным причинам относятся несоблюдение правил техники безопасности из-за неподготовленности работников, низкая трудовая и производственная дисциплина, неправильная организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производственным процессом и др.
Профилактика производственного травматизма
На основе всестороннего анализа условий труда администрация и служба охраны труда предприятий проводят:
- инструктаж и обучение работников по технике безопасности;
- оперативный контроль за исправностью оборудования, обеспечением работников индивидуальными и коллективными защитными средствами;
- контроль за выполнением трудового законодательства, инструкций и положений по технике безопасности;
- проведение дней охраны труда и общественных смотров по технике безопасности на предприятиях и стройках;
- обеспечение профессионального соответствия работающих;
- создание благоприятных психофизиологических условий труда;
- улучшение санитарно-бытовых условий.
Для профилактики травм немаловажное значение имеет поддержание санитарного состояния на производстве: загроможденность рабочего места, проходов, антисанитарное состояние цехов способствуют травмам. Можно споткнуться, поскользнуться, наставленные беспорядочно предметы могут упасть на человека и т. д.
Конечно, если ликвидировать хотя бы те причины травм, которые зависят от работающих, несчастных случаев будет значительно меньше.
Врач-гигиенист (заведующий отделением гигиены труда) отдела гигиены Е.В.Смирнова
Виды производственного травматизма
Производственный травматизм — это телесные повреждения на рабочем месте в результате несоблюдения техники безопасности, использования устаревшего оборудования и других причин.
Производственная травма — это повреждение тканей или органов из-за внешнего воздействия негативных факторов производства на организм работника. Законом установлено, что травматизм на производстве подвергается особому контролю, и все несчастные случаи в компаниях не просто расследуются и фиксируются контролирующими органами, но и влияют на размер страховых взносов, которые платит работодатель. Государство, для которого производственный травматизм, как социальная проблема, имеет большое значение, уделяет его профилактике большое внимание. Так, РФ присоединилась к международной кампании по продвижению концепции «нулевого травматизма», и теперь чиновники рекомендуют региональным властям и работодателям утверждать программы по улучшению условий и охраны труда.
Чтобы оценить, какие виды производственного травматизма наиболее распространены в конкретной компании, применяются различные формулы. Расчет по ним дает информацию по количеству и частоте повреждений, определяет коэффициент тяжести травм. И их используют не только в условиях одного производства, но и по региону, и по стране. Существуют несколько коэффициентов производственного травматизма.
Коэффициент частоты несчастных случаев (Кч), определяется по формуле:
Кч = А × 1000 / Б, где:
- А — число травм за отчетный период;
- Б — среднесписочная численность работников предприятия, цеха (из отчета 1-Т).
Коэффициент тяжести производственного травматизма (Кт) определяется по формуле:
Кт = В / А,
- В — общее число рабочих дней, потерянных за отчетный период в связи с временной нетрудоспособностью, вызванной несчастными случаями на производстве;
- А — число травм за отчетный период.
Коэффициент потерь от несчастных случаев (Кп) используется для оценки прямого экономического ущерба предприятию от несчастных случаев на производстве с временной утратой трудоспособности: Кп = Кт × Кч,
- Кт — коэффициент тяжести несчастных случаев;
- Кч — коэффициент частоты производственного травматизма.
Период работы без несчастных случаев (Тб) рассчитывается по формуле: Тб = 270 / А,
Сопоставление полученных данных позволяет определить травматизм и его виды, найти уязвимые места на производстве, определить направления, способствующие снижению показателей. В итоге это экономит траты работодателя на социальное обеспечение работников и выплату компенсаций пострадавшим.
Дорожно-транспортный травматизм.
Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Каждый год на дорогах гибнет около 40 тысяч человек и еще около 300 тысяч получают травмы и нередко становятся инвалидами.
Основной причиной гибели и травм людей на дорогах специалисты признают халатное отношение соблюдению правил дорожного движения:
- превышение скорости;
- проезд на красный цвет;
- вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
- непристегнутый ремень безопасности;
- переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т.д.
Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается летом и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.
Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями – одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.
Уличный травматизм.
К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68-70% случаев, ушибы и растяжения в 20-22%, ранения мягких тканей в 4-6%. Главным образом повреждаются конечности (83-85%).
Причинами уличного травматизма являются:
- плохая организация уличного движения,
- узкие улицы с интенсивным движением,
- недостаточная освещенность и сигнализация;
- нарушение пешеходами правил уличного движения;
- неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т.п.
Профилактика травматизма при пешеходном движении предусматривает:
- рациональное планирование и благоустройство улиц и мостовых, надлежащий уход за ними (применение песка во время гололеда, заделка рытвин и т. д.), освещение улиц и площадей, ограждение строящихся и ремонтируемых зданий;
- рациональную организацию и регулирование уличного движения, строгий контроль за соблюдением правил уличного движения;
- обеспечение хорошего технического состояния уличного транспорта, его безопасность (исправность автоматических дверей в автобусах и трамваях и т. п.);
- надзор за детьми и их досугом;
- широкую воспитательную и разъяснительную работу с населением (печать, радио, телевидение, кино, лекции, доклады и др.).
Одной из важных мер по профилактике уличного травматизма является борьба с бытовым пьянством, поскольку уличные травмы часто получают лица в состоянии алкогольного опьянения.
Спортивный травматизм.
Травматизм спортивный – несчастные случаи, возникшие при занятиях спортом (плановых, групповых или индивидуальных, на стадионе, в спортивной секции, на спортивной площадке) под наблюдением преподавателя или тренера. Несчастные случаи со школьниками во время занятий физкультурой по школьной программе в эту группу травм не включаются. Спортивные травмы составляют 2-3% всех травм. Наиболее часто они возникают при занятиях боксом, футболом, хоккеем, борьбой, мотоспортом, гимнастикой. При каждом виде спорта бывают типичные травмы. Так, у футболистов и хоккеистов чаще наблюдаются повреждения менисков коленного сустава; у лыжников и фигуристов – винтообразные переломы диафиза голени, лодыжек и растяжения связочного аппарата голеностопного сустава. Наиболее распространены повреждения мягких тканей с преобладанием ссадин и потертостей; переломы костей не превышают 3% общего числа травм, вывихи составляют 3-5%. По локализации наибольшее число повреждений приходится на конечности, далее следуют травмы головы и туловища. Объективным показателем тяжести повреждения является длительность и стойкость потери спортивной работоспособности.
Основные причины спортивного травматизма:
- нарушения в организации учебно-тренировочных занятий и соревнований;
- неудовлетворительное состояние мест занятий и неблагоприятные условия их проведения;
- неудовлетворительное состояние спортивного инвентаря и оборудования, одежды, обуви;
- недостаточный врачебный контроль;
- слабая физическая подготовленность спортсмена (длительные перерывы в занятиях отсутствие систематических тренировок, переутомление и т. д.);
- нарушения спортсменами дисциплины во время тренировок и соревнований.
Основные мероприятия по профилактике:
- контроль за организацией и методикой учебно-тренировочных занятий и соревнований (особенно у начинающих спортсменов). Весьма важны так называемая страховка и помощь на занятиях;
- технический и санитарно-гигиенический надзор за состоянием мест занятий и соревнований, спортивного инвентаря, одежды, обуви и снаряжения спортсмена. Использование специальных защитных приспособлений (щитки, налокотники, наколенники, напульсники и т. д.);
- защита от неблагоприятных метеорологических условий (тепловые и солнечные удары, отморожения и т. д.);
- медицинский контроль за занимающимися спортом. Первичные и вторичные медицинские осмотры перед участием в соревнованиях, перед возобновлением занятий после перерыва;
- воспитание у спортсменов дисциплины, товарищеских взаимоотношений, а также пресечение всяких проявлений недисциплинированности;
- обязательный анализ спортивных травм совместно с инструктором, тренерами, спортсменами.
Деление травмПравить
- Организационные: недостатки в организации и содержании рабочего места, применение неправильных приёмов работы, недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности, допуск к работе неподготовленных рабочих, плохая организация трудового процесса, отсутствие или неисправность средств индивидуальной защиты.
- Технические: возникают из-за несовершенства технологических процессов, конструктивных недостатков оборудования, приспособлений, инструментов, несовершенства защитных устройств, сигнализаций, блокировок и т. п.
- Санитарно-гигиенические: отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты, неправильное освещение рабочих мест, чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях, производственная пыль, недостаточная вентиляция, захламлённость и загрязнённость производственной территории.
- Социально-психологические: складываются из отношения коллектива к вопросам безопасности, микроклимата в коллективе.
- Климатические: зависят от специфики особенностей климата, времени суток, условий труда.
- Психофизиологические: зависят от особенностей внимания, эмоций, реакций, физических и нервно-психологических перегрузок.
- Экономические: вызваны неритмичностью работы, нарушением сроков выдачи заработной платы, недостатками в жилищных условиях, в обеспечении детскими учреждениями.
Профилактика производственного травматизма
Различают 2 основных метода:
- ретроспективный
- прогностический
Ретроспективные методы(статистический, топографический, экономический)требуют накопления данных о несчастных случаях. В этом и кроется один из главных недостатков.
Прогностические методы позволяют изучать опасность на основе логико-вероятностного анализа, правил техники безопасности, мнений экспертов, специальных экспериментов (монографический).
Пути предупреждения производственного травматизма
- механизация, автоматизация и дистанционное управление процессами и оборудованием, применением роботов; адаптация человека в производственной среде к условиям труда
- профотбор людей, соответствующих условиям подготовки, воспитание положительного отношения к охране труда, система поощрений и стимулирования, дисциплинарные меры воздействия, применение СИЗ и др.;
- создание безопасной техники, машин и технологий, средств защиты и приспособлений, оптимизация их параметров производственной среды.
- бытовые,
- уличные,
- дорожно-транспортные,
- спортивные,
- школьные,
- детские и пр.
Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего — в доме, квартире, во дворе и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является с выполнение домашней работы — приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причём у лиц 18-25 лет они возникают в 5-6 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.
Профилактика бытового травматизма
- улучшение условий быта;
- расширение коммунальных услуг населению;
- рациональную организацию досуга;
- проведение разнообразных культурно-массовых мероприятий;
- широкую антиалкогольную пропаганду;
- целенаправленную работу по созданию здорового быта;
- организацию при жилищных конторах специальных комиссий по борьбе с бытовым травматизмом;
- широкое привлечение общественности.
Дорожно-транспортными являются травмы, нанесенные различного вида транспортными средствами при их использовании (движении) в случаях, не связанных с производственной деятельностью пострадавших, независимо от нахождения пострадавшего в момент происшествия в транспортном средстве (водитель, пассажир) или вне его (пешеход). Транспортным средством считается любое средство, используемое для транспортировки грузов, предметов, людей (автомобиль, мотоцикл, велосипед, самолет, пароход, троллейбус, трамвай, железнодорожный, гужевой транспорт и пр.). Травматизм при дорожно-транспортных происшествиях обусловлен большим комплексом причин. Пострадавшие в ДТП нередко становятся инвалидами.
Причины гибели и травматизма людей на дорогах
- превышение скорости;
- проезд на красный свет;
- вождение автомобиля в нетрезвом состоянии;
- не пристегнутый ремень безопасности;
- переход улицы в неположенном месте и на красный свет и т. д.
Наибольшее количество дорожно-транспортных происшествий наблюдается зимой и в первые осенние месяцы. Дорожно-транспортные травмы учащаются в последние дни недели и во второй половине дня. Реже они возникают ночью, однако их последствия намного тяжелее. В городах основной причиной транспортного травматизма считается наезд на пешеходов, преимущественно легковыми автомобилями, на автотрассе преобладают столкновения автомобильного транспорта. В сельской местности дорожно-транспортные происшествия больше связаны с мотоциклетным и грузовым транспортом.
Борьба с дорожно-транспортным травматизмом и его последствиями — одна из наиболее острых проблем современности. В нашей стране предусмотрены осуществление общегосударственных мероприятий, направленных на предотвращение дорожно-транспортных происшествий; совершенствование государственной системы оказания медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях и расширение научных исследований в области безопасности дорожного движения.
К уличным относятся травмы, полученные пострадавшими вне производственной деятельности на улицах, в открытых общественных местах, в поле, в лесу и пр., независимо от вызвавших их причин (кроме транспортных средств). Они связаны с падением (особенно во время гололедицы), поэтому их число значительно увеличивается в осенне-зимний период. Выявляется зависимость данного вида травматизма от времени суток. При падении людей на улицах переломы костей встречаются в 68-70 % случаев, ушибы и растяжения в 20-22 %, ранения мягких тканей в 4-6 %. Главным образом повреждаются конечности (83-85 %).
Причины уличного травматизма
- плохая организация уличного движения,
- узкие улицы с интенсивным движением,
- недостаточная освещенность и сигнализация;
- нарушение пешеходами правил уличного движения;
- неисправное состояние уличных покрытий, гололед и т. п.
- паркур, капуэйра и др экстремальные виды спорта.
В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п.
При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.
Выделяют следующие виды детского травматизма: 1) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий. К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребёнка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30-35 %), травмы при падении (22-20 %), повреждения острыми предметами (18-20 %), термическое воздействие (15-17 %). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.
Травматизм бытовой.
Бытовые травмы включают несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего – в доме, квартире, во дворе и т.д. К нему относят несчастные случаи, возникшие вне связи с производственной деятельностью пострадавшего – в доме, квартире, во дворе, личном гараже и т. д. Бытовой травматизм весьма высок и не имеет тенденции к снижению. Ведущей причиной этих травм (около трети случаев) является выполнение домашней работы – приготовление пищи, уборка и ремонт помещений и т. д. Среди травм преобладают ушибы, ранения, ожоги и др. Наиболее часто повреждается кисть. Около четверти бытовых травм возникает при падении во дворе, в квартире и т. д. Реже повреждения получают в различных бытовых эксцессах. В их возникновении значительная роль принадлежит алкогольному опьянению, особенно в праздничные и выходные дни. Бытовые травмы у мужчин встречаются в 3-4 раза чаще, чем у женщин, причем у лиц 18-25 лет они возникают в 4-5 раз чаще, чем у людей 45-50 лет.
Профилактика бытовых травм включает:
- Финансирование предупредительных мероприятий по травматизму
- От редакции: Умерли на работе // Ведомости, 19.11.2009, 219 (2489)
Травмы у детейПравить
Выделяют следующие характеристики повышающие опасность травмы для ребёнка:
- Анатомические характеристики
Меньший размер тела ребёнка обуславливает более значительное распределение силы, являющейся причиной травмы, поэтому большее число органов оказываются повреждёнными,Выступающий затылок, увеличенная пропорция головы по отношению к телу, слабые мышцы шеи, более высокий центр тяжести предрасполагают детей к травмам головы,Кости черепа более тонкие, мозг в меньшей степени миелинизированный — это обуславливают большую серьёзность травм головы,Скелетная и связочная структура более пластична, что обусловливает более значительную передачу силы на внутренние органы,Мышцы и подкожная основа обладают меньшей защитной функцией в отношении внутренних органов, что обуславливает их большую уязвимость,Пластины роста ещё не соединены, что может привести к эпифизеолизу и аномалии при росте кости после выздоровления - Меньший размер тела ребёнка обуславливает более значительное распределение силы, являющейся причиной травмы, поэтому большее число органов оказываются повреждёнными,
- Выступающий затылок, увеличенная пропорция головы по отношению к телу, слабые мышцы шеи, более высокий центр тяжести предрасполагают детей к травмам головы,
- Кости черепа более тонкие, мозг в меньшей степени миелинизированный — это обуславливают большую серьёзность травм головы,
- Скелетная и связочная структура более пластична, что обусловливает более значительную передачу силы на внутренние органы,
- Мышцы и подкожная основа обладают меньшей защитной функцией в отношении внутренних органов, что обуславливает их большую уязвимость,
- Пластины роста ещё не соединены, что может привести к эпифизеолизу и аномалии при росте кости после выздоровления
- Физиологические характеристики
Повышенная пропорция отношения площади поверхности тела к весу делает детей более предрасположенными к гипотермии, что может осложнить шоковое состояние ребёнка и ухудшить ацидоз с коагулопатиейГипоксия и нарушения дыхания наиболее вероятны в детском возрастеГеморрагический шок первоначально сглаживается увеличенным сердечным ритмом и периферическим сосудистым сопротивлением без существенных изменений в артериальном систолическом давлении - Повышенная пропорция отношения площади поверхности тела к весу делает детей более предрасположенными к гипотермии, что может осложнить шоковое состояние ребёнка и ухудшить ацидоз с коагулопатией
- Гипоксия и нарушения дыхания наиболее вероятны в детском возрасте
- Геморрагический шок первоначально сглаживается увеличенным сердечным ритмом и периферическим сосудистым сопротивлением без существенных изменений в артериальном систолическом давлении
Сочетанное повреждение в детском возрасте является не исключением, а правилом. Внутренние повреждения должны всегда предполагаться, даже если они не очевидны. В отличие от взрослых детский организм в большей мере способен поддерживать артериальное систолическое давление даже при 25—30 % кровопотери. Это является одним из препятствий для диагностирования шока. Гиповолемический шок сопровождающий кровопотерю — наиболее вероятная причина шока при детских травмах. Геморрагический шок не определяется абсолютным значением кровяного давления. Острая кровопотеря стимулирует периферический и центральные рецепторы, что приводит к увеличенной выработке катехоламинов и кортикостероидов. Организм отвечает увеличенными периферическим сосудистым сопротивлением, систолическим объёмом и сердечным ритмом. Организм ребёнка способен существенно увеличить сердечный ритм и периферическое сосудистое сопротивление и часто даже при гиповолемическом шоке иметь нормальное кровяное давление. С течением времени кровяное давление падает после потери 25—30 % объёма крови. В подростковом возрасте кровяное давление имеет тенденцию падать при менее значительной кровопотере и поэтому обнаруживается быстрее. Незначительные изменения в сердечном ритме, кровяном давлении, пульсовом артериальном давлении, наполнении капилляров могут свидетельствовать об угрожающей сердечно-сосудистой недостаточности. Дополнительным симптомом прекращения перфузии органа могут служить уровень молочной кислоты.
Детский травматизм.
Травматизм детский во всех странах становится предметом особой озабоченности широкого круга лиц и работников различных специальностей. В настоящее время от травм и несчастных случаев умирает во много раз больше детей, чем от детских инфекционных заболеваний. В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность и т. п. При анализе детского и школьного травматизма учитывают, что каждая возрастная группа имеет свои особенности. Необходимо обучать детей правильному поведению дома, на улице, в общественных местах, при занятиях спортом.
Выделяют следующие виды детского травматизма: 1) бытовой; 2) уличный (связанный с транспортом, нетранспортный); 3) школьный; 4) спортивный; 5) прочий. К детскому бытовому травматизму относят травмы, возникающие в домашней обстановке, во дворе, в детских дошкольных учреждениях. Наиболее тяжелыми из них являются ожоги (преимущественно у детей грудного возраста) и переломы. Довольно часто у детей от 1 до 3 лет встречаются повреждения связочного аппарата локтевого сустава как следствие резкого потягивания ребенка за руку. Среди причин выделяют ушибы (30-35%), травмы при падении (22-20%), повреждения острыми предметами (18-20%), термическое воздействие (15-17%). Травмы объясняются преимущественно недостаточным надзором за детьми.
Из многообразия причин детского бытового травматизма можно выделить следующие:
- неправильный уход и недостаточный надзор за ребенком;
- отсутствие порядка в содержании домового хозяйства (незакрытые выходы на крыши, незащищенные перила лестничных проемов, открытые люки подвалов, колодцев, неогражденные траншеи при земляных работах, отсутствие ограждений ремонтируемых зданий, небрежное хранение материалов на стройках и др.);
- недостаток специальной мебели и ограждений в квартирах, игровых площадок, невоспламеняющейся одежды;
- дефекты воспитания дома и в школе, отсутствие навыков правильного поведения в местах общего пользования и др.
Школьные травмы включают несчастные случаи у учащихся дневных общеобразовательных школ всех типов (в т.ч. музыкальных, спортивных, СПТУ), возникшие в период их нахождения в школе (на уроке, включая урок физкультуры, на перемене, в учебных мастерских, на пришкольном участке). Из-за большой скученности, ежечасного перемещения из класса в класс, коротких перемен, когда детская энергия, накопленная за урок, выплескивается в течение нескольких минут, травмы неизбежны. Каждая пятая травма со школьниками происходит в самой школе, причем 4/5 из них – на перемене. Профилактикой детского травматизма сегодня озабочен весь мир.
- . Справочник по болезням (2012). Дата обращения: 26 января 2014.
- Анатолий Алексеевич Пушков. Сочетанная травма. — Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. — С. 13. — 320 с. — ISBN 5222006468.
- Тимофеев Сергей Владимирович. Общая хирургия животных. — М., 2007. — 688 с.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 декабря 2022 года; проверки требуют 4 правки.
СсылкиПравить
Производственная травма – травма, полученная работающим на производстве и вызванная несоблюдением требований безопасности труда.
Причины производственных травм разделяются на:
- недостатки в организации и содержании рабочего места,
- применение неправильных приемов работы,
- недостаточный надзор за работой, за соблюдением правил техники безопасности,
- допуск к работе неподготовленных рабочих,
- плохая организация трудового процесса,
- отсутствие или неисправность индивидуальных защитных приспособлений.
- отсутствие специальной одежды и обуви или их дефекты,
- неправильное освещение рабочих мест,
- чрезмерно высокая или низкая температура воздуха в рабочих помещениях, производственная пыль,
- недостаточная вентиляция, захламленность и загрязненность производственной территории.
- заболевание или утомление рабочего,
- недостаточная квалификация,
- неудовлетворительные бытовые условия,
- алкогольное опьянение.
- Открытые — повреждаются покровы организма
- Закрытые — кожа и слизистые оболочки остаются целыми
- Ушиб мягких тканей — представляют собой повреждение мягких тканей, которые развиваются при резком сжатии тканей между двумя твердыми поверхностями.
- Растяжения — это ограниченное повреждение связочного аппарата сустава, при котором под воздействием внешней силы, происходит чрезмерное растяжение связок сустава, при этом, обычно, часть волокон связок разрывается.
- Вывих
- Разрыв связок
- Перелом кости
- Электротравма
- Черепно-мозговая травма
- Спинномозговая травма
- Ампутация конечностей
Сочетанная и множественная травма
Сочетанное повреждение (англ. ) — это одновременно возникшее поражение двух или более органов, принадлежащих к различным анатомо-физиологическим системам. Например, травма легкого и печени, ушиб головного мозга и разрыв почки, совместная травма органов опоры и движения, а также магистральных сосудов и нервов. Самую обширную группу сочетанных повреждений представляют травмы внутренних органов и опорно-двигательной системы.
Множественная травма (англ. ) — повреждение органов в одной полости (ранения тонкой и толстой кишок, разрыв печени и селезенки), травмы в пределах двух и более анатомо-функциональных образований опорно-двигательной системы (перелом плеча и бедра, перелом обеих пяточных костей), повреждения сосудов и нервов в различных анатомических сегментах конечности или конечностей.
Комбинированная травма (combined injury) — это одновременное наличие у пострадавшего двух и более этиологически разнородных повреждений: перелом кости и ожог, разрыв органа и отравление, механическая травма и лучевая болезнь и т. п.
Повреждение тканей (обычно мышечных и соединительных) вызванное физической нагрузкой, характерной для занятий спортом. Например, во многих видах спорта часто встречается повреждение мениска.
В клинической медицине существует специальный раздел — травматология, изучающий травмы, их причины, виды, течение, методы профилактики и лечения. Судебно-медицинская экспертиза решает другие задачи, связанные с точным установлением причин и объёма повреждений.
Первичное обследование необходимо начинать с установления уровня сознания, проходимости дыхательных путей и качества дыхания. В отношении травмированных пациентов врач должен исходить из вероятности повреждения шейного отдела позвоночника и обеспечить линейную иммобилизацию для сохранения шейного отдела позвоночника. Позицией обеспечивающей проходимость дыхательных путей является выдвижение нижней челюсти.
Позиция выдвижения нижней челюсти, для обеспечения проходимости дыхательных путей
Полость рта должна быть обследована на наличие инородных тел, крови или секрета. Часто у детей наблюдается западание языка, что решается правильной позицией (см. выше). Дальнейшие действия по поддержанию дыхания (ручной дыхательный аппарат для искусственной вентиляции лёгких, эндотрахеальная интубация) при первичном обследовании осуществляется если у детей наблюдается апноэ, существенная дыхательная недостаточность, серьёзная травма головы, или если проходимость дыхательных путей не может поддерживаться иным образом. Все травмированные пациенты первоначально должны быть снабжены дополнительным кислородным питанием через нереверсивную маску в концентрации 100 %. Адекватность дыхания оценивается по частоте дыхания, его интенсивности, движению и симметрии грудной клетки, трахеальным отклонениям. Также в зависимости от повреждений может понадобиться перевязка кровотечений, герметизация открытого пневмоторакса, окклюзионной (герметичной) повязкой, пунктирование для декомпрессии напряжённого пневмоторакса, установка плевральной дренажной трубки при пневмотераксе или гемотораксе
Следующий этап — оценка состояния кровообращения (См. также Шок). Необходимо установление катетера с максимальным диаметром допустимым для данного пациента, желательно в каждую локтевую ямку. В состояниях угрожающих жизни при трёхкратной неудаче или невозможности такого доступа в течение 90 секунд, может быть применена внутрикостная инфузия или можно при интравенозном доступе применить катетер центральных вен или технику вскрытия вен. Необходим первоначальный внутривенный (внутрикостный) болюс 20 мл/на кг веса, изотонического кристаллоидного раствора такого как физиологического раствора или лактата Рингера должен быть влит в течение от 5 до 10 минут (например посредством большого шприца). Эту процедуру можно повторить для терапии гиповолемического шока. После того как был достигнут уровень влитого раствора в 60 мл/на кг веса, требуется вливание эритроцитарной массы объёмом 10 мл/на кг веса. Раны с высокой кровоточивостью необходимо перевязать давящей повязкой.
После стабилизации состояния пациента проводится вторичное обследование. Осуществляется более тщательное обследование организма на наличие травм, контролируются основные показатели состояния организма как это делалось на предшествующей стадии, используются также другие способы контроля состояния организма такие как, катетер Фолея, назогастральный зонд, пульсовая оксиметрия.
При травме следует учитывать стадии шока. На компенсированной стадии имеющиеся у организма механизмы сохранения кровяного давления эффективны. Могут проявляться такие признаки: уменьшенная наполнение капилляров, уменьшенный пульс, холодные конечности, тахипноэ, однако кровяное давление — нормальное, сопровождающееся тахикардией. Компенсированный шок если не предпринимаются меры переходит в некомпенсированную стадию, для которой характерны такие признаки как уменьшенный уровень сознания, бледность, уменьшенный диурез, пониженное кровяное давление, с нитевидным пульсом, выраженная тахикардия. Шок сопровождающий травму может иметь несколько причин, однако всегда должна предполагаться кровопотеря. Шоковое состояние не должно рассматриваться как исключительно следствие травмы головы. Понижение кровяного давления при травме головы как правило происходит на терминальной стадии.
Ввиду опасности травм и высокой смертности, диагностика и лечение должны производиться одновременно. Основные показатели состояния организма должны проверяться каждый 5 минут при первичном обследовании и каждые 15 минут при вторичном обследовании до стабилизации состояния пациента.
Стандартный перечень лабораторных тестов включает: полный дифференциальный подсчёт кровяных телец, анализ электролитов, азота мочевины крови, креатанина, глюкозы, амилазы, липазы, протромбинового времени, частичного тромбопластинового времени, мочи, определение группы крови и совместимости.
Травматизм — совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Наибольший уровень травматизма отмечается у мужчин в возрасте 20-49 лет, а у женщин – 30-59 лет, причем во всех возрастных группах этот показатель значительно выше у мужчин. Среди всех причин первичной инвалидности и смертности травмы занимают третье место, а у лиц трудоспособного возраста травмы занимают первое место среди причин смерти. Травматизм – часть общей заболеваемости населения.
В нашей стране травмы подразделяют на:
- промышленные,
- сельскохозяйственные,
- строительные,
- на транспорте и др.
ЛитератураПравить
- Волков В. Н., Датий А. В. Судебная медицина: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. А. Ф. Волынского. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. — 639 с.
- Судебная медицина : Учеб. для студентов мед. вузов / Пиголкин Ю. И., Баринов Е. Х., Богомолов Д. В., Богомолова И. Н.. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. — 359 с. — (XXI век). — ISBN 5-9231-0220-X.
- Самищенко, Сергей Степанович. Судебная медицина : учебник для магистров : учебник для студентов высших учебных заведений / С. С. Самищенко. — 2-е изд., перераб. и доп.. — М.: Юрайт, 2013. — 471 с. — (Магистр). — ISBN 978-5-9916-2008-6.