Изменения законодательства. Плата за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС)
В обзоре законодательных изменений, вступающих в силу с 1 сентября 2023 года, рассказываем о главных нововведениях в сфере экологии.
Изменения в программе ПЭК
- Новые правила исчисления и взимания платы за НВОС
- Измененные требования по обращению с отходами I-V классов опасности
- Форма типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности
- Упрощенный порядок заключения договора водопользования
Обзоры, интервью, свежие новости и изменения в законодательстве
Будьте в курсе всех событий, подписывайтесь на наш Telegram-канал и следите за новостями в нашей группе ВКонтакте.
Изменения в типовом договоре
Опубликовано постановление Правительства от 24.03.2023 № 458 О внесении изменений в постановление Правительства от 24.10.2019 № 1363. Теперь к договору необходимо приложить сведения о планируемых местах накопления, коде и наименовании, массе и периодичности передачи отходов.
Юридическое заключение по документам о передаче отходов
Существенные выводы заключения:
- Сведения о передаче отходов другим юридическим лицам отображаются в данных учета в области обращения с отходами.
- Нет четкого перечня документов, подтверждающих дату передачи отходов, поэтому следует руководствоваться общими положениями законодательства.
## О передаче отходов Федеральному оператору
Основным документом, подтверждающим передачу отходов Федеральному оператору, является акт приема-передачи отходов. Форму данного акта можно найти в Приложении № 4 к типовому договору на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24 октября 2019 г. № 1363.
### Акт приема-передачи
Федеральным оператором указывается дата приема отходов для дальнейшего обращения, а не фактическая дата передачи отходов для транспортирования.
Для подтверждения передачи отходов можно использовать любой документ, который содержит информацию о передаче отходов и соответствует формальным требованиям, установленным в законе О бухгалтерском учете.
В случае отсутствия документов, применяемых при перевозке грузов, акт приемки-передачи является единственным документом, подтверждающим передачу отходов и дату передачи.
### Рекомендации по сокращению рисков
- Закончить одно или несколько действий при отсутствии документов.
- При использовании товарно-транспортной накладной, предшествующей подписанию акта приема-передачи, целесообразно использовать данные из нее в качестве даты передачи отходов.
Для более подробной информации обращайтесь к Центру правового обеспечения природопользования через АСУ ЭКОЮРС.
## Повышение тарифов и платы
Плата за негативное воздействие на окружающую среду повышена на 6,1% для 2023 года. Этот коэффициент рассчитывается на основании прогнозного уровня инфляции.
Также ставка платы за выбросы пыли каменного угля в атмосферу выросла на 6,1% с 67,12 рубля до 71,21 рубля за тонну.
Эти изменения начали действовать с 1 января 2023 года.
### Рекомендации
Подобные изменения ставок платы устанавливает Правительство РФ. Ставки на период с 2016 по 2018 год были утверждены Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2016 года № 913. С 2019 года ставки регулярно индексируются. Так, в 2021 году из-за пандемии COVID-19 ставки не повышались, однако с 2023 года повышение ставок возобновлено.
Пересмотр коэффициента в 2023 году
Компаниям, чья деятельность сопряжена с выбросами загрязняющих веществ в атмосферу, сбросом их в воду или с размещением отходов, следует применять новый повышающий коэффициент при расчете платы за НВОС за 2023 г.
Постановление Правительства Российской Федерации от 20 марта 2023 г. № 437 О применении в 2023 году ставок платы за негативное воздействие на окружающую среду
Изменение законодательства. Обращение с отходами
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования собирается в 2023 г. проверить предприятия, сбрасывающие стоки в Волгу. Об этом 28 марта 2023 г. сообщила глава ведомства Светлана Радионова.
По ее словам, за прошлый год Росприроднадзор обследовал 242 потенциальных источника загрязнения реки — это места сброса сточных вод, районы затопления судов и расположения объектов накопленного вреда, причальные станции и устья малых рек. На протяжении всей реки установлены превышения ПДК по 11 видам загрязняющих веществ. В итоге выявлено 25 объектов, обследования вблизи которых показали максимальные концентрации загрязняющих веществ.
В этом году мониторинг продолжится, и мы инициируем проверки в отношении предприятий-загрязнителей. Будем добиваться от водопользователей ответственного отношения к природе – заявила Светлана Радионова.
Предприятиям, в результате деятельности которых происходит загрязнение Волги, следует внимательно отнестись к анонсированным проверкам и принять меры по подготовке к ним. На практике, в результате подобных проверок ведомство не только назначает административный штраф нарушителю, но и может предъявить к нему иск о взыскании вреда, причиненного водному объекту в результате попадания в него загрязняющих веществ. Суммы требований ведомства по подобным делам могут достигать миллиардов рублей.
Планируемые изменения законодательства. Обращение с отходами недропользования
В выпуске Экология: Мастрид от 26 января 2023 г. мы рассказывали о том, что Правительство разрешило размещать объекты по обращению с ТКО, пищевыми и биологическими отходами в шестой подзоне (на удалении до 15 км от контрольной точки аэродрома) при условии проведения орнитологического исследования, которое подтвердит, что объект не привлекает птиц и не способствует их массовому скоплению.
28 марта 2023 г. опубликовано распоряжение Правительства Российской Федерации от 27 марта 2023 г. № 725-р, установившее, что такие исследования вправе проводить лишь две организации:
- Организация 1
- Организация 2
Нормативно-правовые акты, которые должны установить порядок проведения указанного орнитологического исследования, еще не опубликованы, однако это скорее всего произойдет в ближайшее время. После их вступления в силу компаниям, эксплуатирующим объекты по обращению с ТКО, пищевыми и биологическими отходами в шестой подзоне, следует обратиться в указанные организации для проведения орнитологического исследования.
Постановление Правительства РФ от 24.03.2023 № 458
О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 24 октября 2019 г. № 1363
С 1 сентября 2023 года вступают в силу изменения, установленные Постановлением Правительства РФ от 01.05.2023 № 737 О порядке определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности.
Порядок определения срока эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности
Постановление № 737 устанавливает предельный срок эксплуатации объектов размещения отходов I и II классов опасности с 1 сентября 2023 года по 1 сентября 2029 года. Срок эксплуатации определяется застройщиком при вводе объекта размещения отходов (ОРО) в эксплуатацию на основании проектной документации.
Срок эксплуатации ОРО исчисляется с даты ввода в эксплуатацию и не может превышать 25 лет. Решение об определении срока эксплуатации передается в Росприроднадзор уведомительным порядком. Информация о сроке эксплуатации будет включена в федеральную схему обращения с отходами I и II классов опасности, а также во ФГИС учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом, лица, эксплуатирующие ОРО, должны подтвердить наличие финансового обеспечения мероприятий по предотвращению загрязнения окружающей среды при выводе объекта из эксплуатации не позднее чем за 5 лет до истечения срока.
Изменен типовой договор об обращении с отходами I, II классов опасности
С 1 марта 2022 года хозяйствующие субъекты, образующие отходы I и II классов опасности и не имеющие объектов для их утилизации, обязаны заключить договор с федеральным оператором обращения с отходами I, II классов опасности (ФО), который в настоящее время представлен компанией Росатом.
Форма типового договора на оказание услуг по обращению с отходами I, II классов опасности утверждена постановлением Правительства РФ от 24 октября 2019 года № 1363.
По новым изменениям, образователь отходов должны дополнительно уведомить ФО о планируемых местах накопления отходов, их коде, наименовании, массе и периодичности передачи.
Кроме того, типовая форма договора дополнена условием о том, что ФО согласовывает представленную образователем отходов заявку на вывоз отходов при отсутствии замечаний к ней в течение 10 рабочих дней с даты ее получения. Основанием для отклонения заявки является указание в ней неполных и (или) недостоверных данных. При наличии замечаний к заявке ФО отклоняет ее с приложением указанных замечаний.
Согласно новой редакции типового договора, ФО должен обеспечить прием отходов для целей транспортирования в даты передачи (погрузки) отходов, указанные в заявке, которые не могут составлять:
Также типовой договор дополнен условием о том, что ФО или привлеченная им организация в течение 10 рабочих дней с даты поступления отходов на объекты их обезвреживания/утилизации/размещения оценивает соответствие передаваемых отходов характеристикам, указанным в заявке, и при установлении такого соответствия осуществляет их приемку.
Если отходы не соответствуют заявке, то ФО может отказаться от их приемки и возвратить отходы их образователю по акту, причем такой возврат осуществляется за счет образователя отходов на основании документально подтвержденных расходов ФО. В этом случае образователь отходов также возмещает ФО документально подтвержденные затраты на хранение непринятых отходов.
Также в договор включено условие о том, что в случае неполучения ФО от образователя отходов подписанного акта об оказании услуг или замечаний к нему в течение трех рабочих дней, акт об оказании услуг считается подписанным образователем отходов, а услуги по акту об оказании услуг выполненными надлежащим образом в полном объеме.
Изменения вступят в силу с 1 сентября 2023 г.
Реформа системы обращения с отходами I и II классов опасности должна была обеспечить безопасное обращение с токсичными отходами, очистить рынок от недобросовестных участников и повысить глубину переработки отходов.
Однако работа ФО вызывает нарекания у промышленников. Так, во многих случаях заявки на вывоз токсичных отходов не выполняются монополистом или выполняются спустя длительное время после их подачи. В результате организации вынуждены подолгу хранить у себя отходы I и II классов опасности (что требует наличия соответствующей лицензии, которая отсутствует у многих компаний) и вносить плату за НВОС в связи с хранением таких отходов.
Внесенные в типовую форму договора изменения устанавливают срок, в течение которого ФО должен вывезти отходы. Маловероятно, что это само по себе существенно улучшит ситуацию, если ФО не решит имеющиеся у него логистические проблемы.
Образователям отходов I и II классов опасности следует принимать во внимание, что с сентября 2023 г. договоры с ФО будут заключаться в соответствии с новой формой. Кроме того, следует внимательно относиться к заполнению заявки на вывоз отходов, поскольку несоответствие отходов указанным в заявке характеристикам может привести к возврату отходов и взысканию расходов ФО на их транспортировку и хранение.
Деятельность Росприроднадзора
С 1 сентября 2023 года вносятся изменения в Порядок ведения государственного кадастра отходов приказом Минприроды России от 19.04.2023 № 211 «О внесении изменений в приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 сентября 2011 г. № 792 «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов».
Объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород не относятся к объектам размещения отходов производства и потребления. Исключение — случаи, когда такие породы были признаны отходами производства в установленном порядке. Соответствующее регулирование появилось в Федеральном законе от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» в июле 2022 года.
При этом с 1 сентября 2023 года объекты хранения вскрышных и вмещающих горных пород не относятся к объектам размещения отходов производства и потребления. Исключение — случаи, когда такие породы были признаны отходами производства в установленном порядке. Соответствующее регулирование появилось в Федеральном законе от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» (Закон о недрах) в июле 2022 года.
Учитывая данное регулирование, Минприроды России ввело новое основание для исключения отвалов вскрыши из ГРОРО. Для этого компании необходимо до 1 января 2026 года подать в Росприроднадзор заявление в свободной форме с приложением следующих документов:
У недропользователей появляется возможность исключения отвалов вскрыши из ГРОРО, если они планируют использовать вскрышные и вмещающие породы для следующих целей:
Новые правила исчисления и взимания платы за НВОС
Постановлением Правительства РФ от 31.05.2023 № 881 «Об утверждении Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельного положения акта Правительства Российской Федерации» обновлены правила расчета платы за негативное воздействие на окружающею среду.
Обновление правил вызвано вступлением в силу:
Основным изменением в документе является:
Порядок использования отходов недропользования и добычи полезных ископаемых из них
С 1 сентября 2023 года вступают в силу совместные приказы Минприроды России и Роснедр, устанавливающие порядок использования отходов недропользования и добычи полезных ископаемых из них:
Подзаконные нормативные правовые акты приняты в развитие положений Федерального закона от 14.07.2022 № 343-ФЗ «О внесении изменений в Закон РФ «О недрах» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в соответствии с положениями которого пользователи недр получили право добывать полезные ископаемые и компоненты из отходов недропользования и использовать такие отходы различными способами.
Горнодобывающим предприятиям и другим пользователям недр, планирующим использовать отходы недропользования, а также вскрышные и вмещающие горные породы, рекомендуем ознакомиться с полным текстом каждого из документов, чтобы не допускать нарушений в своей деятельности.
Разработан порядок использования отходов недропользования
В развитие положений Федерального закона от 14 июля 2022 г. № 343-ФЗ подготовлен проект постановления Правительства РФ об утверждении порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр.
Напомним, что поправки, внесенные в федеральный закон «О недрах», призваны вовлечь в хозяйственный оборот вскрышные и вмещающие горные породы, а также некоторые иные отходы недропользования. Согласно поправкам, недропользователь может использовать их для обустройства месторождений, ликвидации горных выработок, рекультивации земель, а также продавать другим лицам.
Проект предусматривает, что можно использовать отходы недропользования V класса опасности (Отходы), вскрышные и вмещающие горные породы (Вскрыша), независимо от даты их образования.
Информация об образовании Отходов и Вскрыши размещается во ФГИС «Единый фонд геологической информации о недрах».
Если Отходы, Вскрыша содержат (согласно данным ФГИС) полезные ископаемые (ПИ) и полезные компоненты (ПК), не относящиеся к общераспространенным полезным ископаемым, использование их в иных целях допускается только после извлечения ПИ и ПК или подтверждения отсутствия технологии их извлечения.
Подтверждение извлечения ПИ и ПК осуществляется на основании данных отчетности пользователей недр. Отсутствие технологии извлечения ПИ и ПК подтверждается заключением государственной экспертизы запасов ПИ, геологической информацией о предоставляемых в пользование участках недр и (или) техническим проектом.
Недропользователь, передавший Вскрышу другому недропользователю или иному лицу, обязан представить в территориальный орган Роснедр договор и акт передачи не позднее 5 рабочих дней с даты подписания для размещения во ФГИС «Автоматизированная система лицензирования недропользования». Дальнейшая передача (перепродажа) вскрышных пород лицом, получившим их от недропользователя, запрещена.
В случае неиспользования переданной Вскрыши в сроки, предусмотренные проектом или договором, она подлежит возврату пользователю недр, который обязан ее принять.
Использование Отходов и Вскрыши осуществляется на основании лицензии и проектной документации и должно быть предусмотрено этими документами. В случае передачи Вскрыши иному пользователю недр решения по ее использованию должны быть предусмотрены проектами как передающей, так и принимающей стороны.
Договор на передачу Вскрыши иному лицу, может быть заключен под отлагательным условием (ст. 157 ГК РФ).
Технический проект на использование Отходов должен содержать:
Технический проект по использованию Вскрыши, помимо перечисленных выше сведений, должен содержать:
Лицо, использующее Отходы, Вскрышу, направляет уведомление о начале их использования в территориальный фонд геологической информации по месту нахождения участка недр, а об Отходах, образовавшихся на участках недр местного значения, также в фонды геологической информации субъектов РФ, не позднее 15 рабочих дней до даты начала использования.
Лицам, планирующим использовать и отчуждать Отходы или Вскрышу, рекомендуется ознакомиться с проектом правительственного постановления. Мы дополнительно сообщим о его принятии.
Проект постановления Правительства РФ «Об утверждении Порядка использования отходов недропользования, в том числе вскрышных и вмещающих горных пород, пользователями недр»
Новые правила разработки программы повышения экологической эффективности
Приказ Минприроды России от 23.12.2022 № 907 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности» уточняет информацию, необходимую для включения в программу, а также содержание обосновывающих материалов к ней. Новые правила начнут действовать с 1 сентября 2023 года.
Разработка данной программы обязательна для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в случае, если они:
Так, теперь в программе станет необходимо указывать:
Оптимизация порядка получения разрешений на выбросы
Постановление Правительства РФ от 08.02.2023 № 174 «О внесении изменений в Положение о предельно допустимых выбросах, временно разрешенных выбросах, предельно допустимых нормативах вредных физических воздействий на атмосферный воздух и разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух» с 1 сентября 2023 года предусматривает следующее:
Сведения о разрешении предоставляются в форме выписки из реестра выданных разрешений с нанесенным на нее двухмерным штриховым кодом (QR-кодом), ведущим на страницу с размещенными сведениями о соответствующем разрешении.
Также в разрешение на выбросы для объектов I категории, расположенных на территории эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, дополнительно включаются сведения о квотах выбросов загрязняющих веществ.
Изменения требований по обращению с отходами I-V классов опасности
Приказ Минприроды России от 04.04.2023 № 173 «О внесении изменений в Требования при обращении с группами однородных отходов I-V классов опасности, утвержденные приказом Минприроды России от 11.06.2021 № 399» вносит следующие основные изменения с 1 сентября 2023 года до 1 марта 2028 года:
Одна из основных целей приказа Минприроды России от 04.04.2023 № 173 — повысить долю утилизируемых отходов электроники, которые в том числе будут использоваться при производстве новой продукции, до 85%. Для этого положения данного документа вводят прослеживаемость, которая важна для контроля за рынком переработки электролома.
Новые правила проведения государственной экспертизы в недропользовании
С 1 сентября 2023 года по 31 августа 2029 года подлежат применению обновленные правила проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, согласно постановлению Правительства РФ от 01.03.2023 № 335 «О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых и подземных вод, геологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, об определении размера и порядка взимания платы за ее проведение».
Правилами устанавливается порядок проведения государственной экспертизы, а также определяется размер и взимание платы за ее проведение. В приложениях к Правилам можно посмотреть размер платы за проведение государственной экспертизы и категории месторождений по величине (объемам) запасов полезных ископаемых и подземных вод для определения размера указанной платы.
Цель постановления — оптимизировать процессы при проведении экспертиз запасов полезных ископаемых и геологической информации. Новые правила предусматривают:
Заявления на проведение государственной экспертизы, поданные в Роснедра или исполнительные органы соответствующего субъекта РФ до вступления в силу упомянутых правил, подлежат рассмотрению в порядке, действовавшем на дату их подачи.
Изменения в программе ПЭК
Приказом Минприроды России от 24.03.2023 № 150 «О внесении изменений в требования к содержанию программы производственного экологического контроля, утвержденные приказом Минприроды России от 18 февраля 2022 г. № 109» с 1 сентября 2023:
При этом раздел «Сведения о побочных продуктах производства» должен содержать:
Требования к плану предотвращения и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного ОПО
В 2021 году в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» были внесены поправки, направленные на сокращение числа заброшенных промышленных объектов, ликвидировать которые приходится за счет федерального бюджета.
Указанные поправки распространяются на Отдельные ОПО, к которым отнесены:
При выводе таких объектов из эксплуатации (консервации или ликвидации) их владельцы обязаны выполнить мероприятия по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в соответствии с заранее разработанным планом.
Согласно постановлению Правительства РФ от 02.06.2023 № 909 «Об утверждении Положения о составе плана мероприятий по предотвращению и ликвидации загрязнения окружающей среды в результате эксплуатации отдельного производственного объекта и требованиях к содержанию такого плана», вступающему в силу с 1 сентября 2023 года и действующему до 1 сентября 2029 года, указанный план должен содержать следующие мероприятия (с описанием технологических процессов, технических способов и методов, планируемых к применению):
Данные мероприятия должны быть направлены на снижение и/или ликвидацию негативного воздействия на окружающую среду, оказываемого Отдельным ОПО, который выводится из эксплуатации. В результате должно быть обеспечено соблюдение нормативов качества окружающей среды.
Выбирать мероприятия следует, исходя из технических особенностей производства и видов негативного воздействия. Например, если на объекте размещения отходов I и II классов опасности эксплуатировалось гидротехническое сооружение, потребуется включить в план мероприятия по охране водного объекта. При составлении плана можно ориентироваться на справочники по наилучшим доступным технологиям.
Подробнее о внедрении и развитии наилучших доступных технологий (НДТ) — в статье EcoStandard.journal.
В отношении плана мероприятий необходимо получить заключение государственной экологической экспертизы, а также заключение Росприроднадзора об обоснованности сметной стоимости мероприятий, предусмотренных планом.
Кроме того, потребуется подтвердить наличие достаточных средств для реализации плана мероприятий, получив независимую гарантию, поручительство или создав резервный фонд в объеме, необходимом для реализации плана.
План мероприятий с иными необходимыми документами требуется представить в Росприроднадзор не позднее чем за 5 лет до истечения срока эксплуатации Отдельного ОПО или срока разработки месторождения полезных ископаемых (для угольных шахт).
Упрощенный порядок заключения договора водопользования
С 1 сентября 2023 года будет упрощено заключение договора водопользования, в частности, сокращен срок принятия решения о возможности предоставления водного объекта в пользование, утверждена форма примерного договора водопользования. Это устанавливает постановление Правительства РФ от 18.02.2023 № 274 «О порядке подготовки и заключения договора водопользования, внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Новые правила не затронут подготовку и заключение договора водопользования, право на заключение которого приобретается на аукционе.