Восемь вопросов о составе тко расчётах за их вывоз и о регоператоре

Закон о вывозе мусора в 2023 году

График вывоза отходов муниципальные власти устанавливают самостоятельно, поэтому он может отличаться в зависимости от региона. Однако есть общие требования к регулярности опустошения мусорных контейнеров.

Летом и при среднесуточной температуре выше +5 градусов отходы должны вывозиться раз в день. Зимой и при среднесуточной температуре менее +5 градусов — раз в три дня. В теплое время года отклонение от этого графика не должно превышать 24 часов, а в холодное — 48 часов.

Существуют также требования к площадкам, на которых стоят мусорные контейнеры. Они должны стоять на водонепроницаемом покрытии с уклоном, чтобы вода не скапливалась под контейнерами. Вокруг мусорной площадки обязательно наличие ограждения. Расстояние между домами и контейнерами не может быть менее 20 м и более 100 м, но в некоторых случаях допускается уменьшение этой дистанции на 25%. При этом контейнеров должно быть достаточно для всех жильцов, чтобы отходы не скапливались. Их также нужно регулярно мыть и дезинфицировать на отдельных площадках.

На несоблюдение этих требований можно подать жалобу в управляющую компанию, городскую администрацию, жилищную инспекцию, Роспотребнадзор или прокуратуру.

Жалоба на вывоз мусора в 2023 году — образец

Подать жалобу на несвоевременный вывоз мусора можно как в бумажной, так и в электронной форме. Она составляется в свободной форме. В документе следует указать адрес дома, расположение контейнеров и дату, с которой перестали вывозить отходы. Стоит сообщить и о последствиях пренебрежения коммунальными службами их обязанностей: плохом запахе, загрязнении территории, грызунах и тараканах, бездомных животных и т.д. Нужно также добавить, что данная ситуация создает угрозу жизни и здоровью людей.

При желании можно сослаться на соответствующие нормативные акты, однако это не обязательно, так как официальную жалобу рассмотрят и без упоминания закона. К обращению желательно прикрепить фото и видео нарушения, лучше всего, если они сделаны при свидетелях. Бумажную жалобу следует составить в двух экземплярах — один направить в нужную инстанцию, другой оставить у себя.

Читайте также:  Устройство горизонтальной гидроизоляции гэсн

Куда жаловаться на вывоз мусора в 2023 году

Вывоз мусора обеспечивает региональный оператор. Он заключает договор с управляющей компанией, городской администрацией или владельцем частного дома на оказание соответствующих услуг. Поэтому в первую очередь стоит обратиться именно к нему. Принимаются как индивидуальные, так и коллективные жалобы.

Если это не помогло, можно задействовать управляющую компанию. Она свяжется с оператором и потребует устранить нарушения. Схожим образом действует и городская администрация.

Жилищные инспекции есть не во всех регионах, но при наличии такой инстанции можно обратиться и туда. После получения жалобы по указанному адресу будет отправлен инспектор. Он проведет опрос жильцов, зафиксирует нарушения, а затем установит для оператора и управляющей компании сроки их устранения. В некоторых случаях ответственные за несвоевременный вывоз мусора могут быть оштрафованы на 10–20 тыс. рублей.

Еще одна инстанция, поддержкой которой можно заручиться, это Роспотребнадзор. Направить жалобу можно по телефону, на сайте ведомства или в одном из его отделений. После этого будет инициирована проверка, и если нарушения подтвердятся, оператор и управляющая компания понесут наказание.

В случае, если ни одно обращение не принесло нужных результатов, следует пожаловаться в прокуратуру. К обращению понадобится приложить копии жалоб, направленных в другие инстанции, с отметкой о получении. Это послужит доказательством того, что жильцы пытались решить вопрос другим путем. Если в ходе проверки прокуратуры будут выявлены нарушения, управляющей компании и оператору грозит административная ответственность.

Жильцы могут организовать вывоз мусора самостоятельно, однако при этом они не освобождаются от оплаты работы регионального оператора. Отказаться от этих трат нельзя, но можно получить перерасчет, если оператор недобросовестно выполняет свои обязанности.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОПЕРАТОР по обращению с твердыми коммунальными отходами

Мы не только укомплектовали свою материально-техническую базу современными мусоровозами, и прочим оборудованием, но и приобрели огромный опыт работы в сложнейших условиях, который в совокупности с высоким профессионализмом наших сотрудников позволяет выполнять задачи по сбору, транспортированию и размещению отходов максимально качественно и в соответствии со всеми санитарно-эпидемиологическими, гигиеническими, экологическими и противопожарными нормами.

ООО Региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016г. №1156 Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641 (вместе с Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами), предлагает потребителям заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора:

  • дата размещения предложения: 26.10.2018

Ликвидация несанкционированных свалок

Региональный оператор обязан заниматься ликвидацией несанкционированных свалок. Для этого в законодательстве прописана четкая процедура.

Мы обязаны отреагировать на обращения, поступавшие в адрес РО по несанкционированным свалкам, выехать, составить акт, сделать фотофиксацию определить координаты, и направить уведомление собственнику земельного участка, на котором обнаружена данная свалка. Если собственник не ликвидирует свалку собственными силами в течение 30 дней, то региональный оператор обязан убрать ее собственными силами с последующим взысканием в судебном порядке понесенных расходов.

Будут ли вывезены стихийные свалки, и что для этого требуется?

В случае временного отсутствия потребителя в жилом доме или квартире по каким-либо причинам более 5 дней, необходимо обратиться в территориальное отделение с подтверждающими временное отсутствие документами: справкой о временной регистрации по другому месту жительства, справкой о прохождении срочной воинской службы, справкой из учебного заведения об очном обучении в другом городе, проездными документами и др.

Каким образом будет производиться перерасчет в случаях отсутствия более 5 дней? И будет ли вообще?

В данном случае необходимо обратиться в Департамент жилищно-коммунального хозяйства Ивановской области для включения данного района (поселка) в территориальную схему, а также направить письмо в адрес Регионального оператора с целью определения подъездных путей, составления и планирования маршрута, графика.

Куда обратиться, если мы хотим организовать вывоз в нашем поселении, ранее вывоз у нас не осуществлялся?

image

Что такое ТКО?

ТКО расшифровывается как твердые коммунальные отходы. К ним относится малогабаритный мусор, который образуется от бытовой и предпринимательской деятельности.

В квитанциях на оплату ЖКУ строка обращение с ТКО или вывоз ТКО показывает размер платы за сбор и переработку мусора. Раньше вывозом отходов занимались управляющие компании. Сегодня эта обязанность возложена на региональных операторов.

В чем разница?

ТБО — твердые бытовые отходы. Аббревиатура применялась раньше, но после мусорной реформы с 2019 года твердые бытовые отходы стали твердыми коммунальными отходами (ТКО).

При этом в законе между ТКО и ТБО поставлен знак равенства и к ним применяется единое определение?Приказ Минприроды России от 14.08.2013 N 298. Твердые коммунальные (бытовые) отходы — отходы потребления, которые образуются в многоквартирных и жилых домах, а также товары, утратившие свои потребительские свойства.

image

Что относится к ТКО?

Согласно закону, к твердым коммунальным отходам относятся?ст.1 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ:

image

Какой мусор не входит в ТКО?

Есть несколько категорий отходов, которые имеют схожее с ТКО описание, но не входят в состав бытового мусора.

Батарейки, аккумуляторы, ртутные градусники и лампочки относятся к опасным отходам I и II класса. Перечень не исчерпывающий — в классификаторе Росприроднадзора более 400 наименований такого типа мусора. Опасные отходы нельзя выбрасывать в общие контейнеры, а нужно относить в специальные приемные пункты.

Также к коммунальным отходам не относятся старые автомобильные покрышки, крупный строительный мусор, отходы животноводства и садоводства. Для их вывоза нужно обращаться в УК или лицензированную мусорную компанию и нанимать отдельную машину.


Кто отвечает за вывоз ТКО?

Сбор, транспортировку и утилизацию отходов в субъектах России осуществляет один или несколько региональных операторов. Они выбираются на конкурсной основе на срок не более 10 лет?ст. 24.6 Федеральный закон от 24.06.1998 N 89-ФЗ. По истечении срока контракта, конкурс на выбор оператора проводится заново.

Суть работы региональных операторов в том, что они обеспечивают полный цикл обращения с мусором — от опустошения контейнера возле дома до утилизации и захоронения отходов. Управляющей компании, ТСЖ или собственникам жилья остается только организовать места сбора мусора и заключить договор на его вывоз с региональным оператором.


Кому оплачивать вывоз ТКО?

Когда за обслуживание дома отвечает управляющая компания (УК) или товарищество собственников жилья (ТСЖ), жильцы рассчитываются за вывоз мусора с ними. УК или ТСЖ собирает деньги с собственников и расплачивается с региональным оператором за вывозимые отходы.

В частных и многоквартирных домах с непосредственным управлением собственники заключают прямые договоры на вывоз мусора и оплачивают услугу непосредственно региональному оператору.


Как законно не платить за ТКО?

Собственник может произвести перерасчет за вывоз мусора, если он отсутствовал в квартире более 5 дней подряд, не включая дни отъезда и прибытия.

Для этого нужно подать заявление в свободной форме региональному оператору напрямую либо через свою УК или ТСЖ. К заявлению нужно приложить документ, подтверждающий отсутствие: копию командировочного удостоверения, справку о нахождении на лечении, проездные билеты и другое. Список возможных подтверждающих документов есть в Постановлении Правительства России?п. 93 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Заявление подается в течение 30 дней после возвращения. Можно направить его и до отъезда, но тогда придется заранее подтвердить не только дату отбытия, но и возвращения: билетами, командировочным листом или другими документами.

Восемь вопросов о составе тко расчётах за их вывоз и о регоператоре

Куда обращаться, если не вывозят мусор?

Жалобы на некачественный или несвоевременный вывоз коммунальных отходов нужно направлять в свою управляющую компанию либо ТСЖ. Именно они заключают договор с региональным оператором и должны разбираться в ситуации. Те, у кого заключены прямые договоры на вывоз ТКО, обращаются к оператору самостоятельно.

Если коммунальщики бездействуют, стоит написать жалобу в управления Госжилинспекции и прокуратуры. К заявлению стоит приложить:

Подать жалобу на некачественное оказание коммунальных услуг также можно с помощью федеральных электронных сервисов: сайта «ГИС ЖКХ» и портала Госуслуги.

Восемь вопросов о составе тко расчётах за их вывоз и о регоператоре

Минприроды предложило изменить расчет платы за вывоз мусора

Это позволит ускорить реализацию мусорной реформы, считают эксперты

Регионы могут получить право устанавливать порядок расчета размера платы за вывоз твердых коммунальных отходов (ТКО) в случаях, когда он считается исходя из фактического количества вывезенных ТКО. Соответствующий проект постановления правительства разработан Минприроды.

Изменения вносятся в правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Сейчас правила предусматривают два порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО: исходя из нормативов потребления (накопления) ТКО и исходя из объема вывезенных контейнеров для накопления ТКО (фактического количества вывезенных ТКО).

Фактический учет ТКО ведется, например, в Москве. Перейти на расчеты исходя из количества и объема вывезенных контейнеров можно в тех регионах, где введено раздельное накопление мусора. На октябрь 2023 г. таких регионов было 77, следует из мониторинга Российского экологического оператора.

При этом в случае расчета по нормативу перерасчет платежей в связи с отсутствием граждан по месту жительства предусмотрен, а в случае оплаты по факту – нет, «хотя одними и теми же местами накопления ТКО пользуется множество потребителей, а их временное отсутствие в жилых помещениях не учитывается при расчете размера платы за ТКО», говорится в пояснительной записке. Для «обеспечения равных прав граждан» при выполнении корректирующего расчета по итогам года должно учитываться также и временное отсутствие потребителей коммунальной услуги по обращению с ТКО, считают авторы инициативы.

Поэтому Минприроды и предлагает предусмотреть право регионов применять дополнительный порядок расчета размера платы за коммунальные услуги, на территориях которых осуществляется фактический учет ТКО: новый порядок расчета будет включать ежемесячную оплату 1/12 нормативного объема потребления ТКО с последующим формированием корректирующего расчета, а также перерасчет на основании данных о временном отсутствии потребителя по месту жительства.

Для успешного развития мусорной реформы для региональных операторов давно было надо поменять систему расчета за вывоз ТКО с нормативного на фактический, на этом должна строиться вся система, считает общественный уполномоченный по вопросам экологии в Москве Михаил Замарин. «Если мы придем к системе оплаты за реальный накопленный объем, то ход реформы увеличится», – сказал он «Ведомостям». Это будет мотивировать людей сортировать мусор, что позволит уменьшить минимум на треть объем ТКО, считает Замарин.

Сейчас есть проблема с тем, чтобы с достаточной степенью достоверности определить количество граждан, постоянно или временно проживающих в каком-либо жилом помещении, а также расчетное количество граждан, пользующихся конкретной контейнерной площадкой, сказал «Ведомостям» представитель рязанского оператора по вывозу ТКО. Поэтому в условиях становления системы обращения с отходами, «когда практически исключена возможность установления не только точного объема индивидуального потребления услуги, но и самого факта ее потребления конкретным собственником или пользователем жилого помещения, говорить о каких-либо вывезенных контейнерах или фактическом образовании отходов преждевременно», считает он.

Мусорная реформа была запущена 1 января 2019 г.: тогда в силу вступили поправки в закон «Об отходах производства и потребления», которые дали старт мусорной реформе. Она была инициирована после экологических протестов местных жителей в ряде регионов из-за свалок и их состояния. В 2018 г. в некоторых городах Московской области развернулось протестное движение против свалок. Их жители регулярно выходили на митинги с требованиями закрыть близлежащие свалки и перекрывали дороги к ним.

«Спецавтобаза» начинает принимать заявки на вывоз мусора после субботников

ЕМУП «Спецавтобаза» открыла прием заявок на вывоз мусора после весенних субботников. Ежегодно в этот период на линии работает до 30% больше спецтехники, чем обычно.

Заявку на вывоз мусора могут направить как ТСЖ, управляющие компании, предприятия, так и любой человек.

— В многоквартирных домах и частном секторе все отходы заберут в рамках текущих договоров с региональным оператором.

— У предприятий, где осуществляется расчет по факту, мусор с субботников увезут по дополнительной заявке.

— Учреждениям и садовым некоммерческим товариществам, где отходы вывозят по нормативу, нужно заключить дополнительный договор и оплатить эту услугу, т.к. мусор с субботников не входит в установленный РЭК норматив.

Лучше всего направлять заявки заранее, не позднее 5 рабочих дней до даты субботника. Как и всегда, обратиться в «Спецавтобазу» можно несколькими способами:

— по телефону 8-800-775-00-96 (звонок бесплатный)

— в сообщениях WhatsApp или Viber по номеру +7(912) 690-07-00

«Обычно после субботников общий объем отходов вырастает на 25-30%. В этот период регоператор перейдет на усиленный режим работы, при необходимости будут организованы дополнительные рейсы с увеличенным количеством спецтехники. Это будет зависеть от числа поданных заявок. Специалисты будут следить за состоянием площадок, оценивать объем ТКО и принимать решение о необходимости добавления спецтехники на линии», – комментирует начальник отдела эксплуатации ЕМУП «Спецавтобаза» Екатерина Лекомцева.

В 2022 году за время субботников ЕМУП «Спецавтобаза» приняло около 2,5 тысячи заявок в Екатеринбурге и более 1,6 тысячи в других муниципалитетах. В сравнении с 2021 годом обращений стало больше на 50%. Всего в 2022-м предприятие вывезло после субботников 30 тысяч кубометров отходов. Это вполовину больше, чем годом ранее.

Регоператор напоминает о правилах складирования мусора. Там, где действует бесконтейнерный (помешковый) сбор ТКО, отходы с субботника нужно оставить на обочине дороги рядом с домом в день вывоза. Листву при этом надо сложить в пакеты, а ветки деревьев длиной до метра и толщиной не более 5 см аккуратно связать. Так же необходимо поступать с растительными отходами и на контейнерных площадках, но сложить в отсек для крупногабаритных отходов или рядом с контейнерной площадкой (так, чтобы к ней могла подъехать спецтехника). Часто во время коллективных уборок собирается много строительного мусора, но он не относится к ТКО. Для вывоза таких отходов необходимо обращаться в специализированные фирмы.

В домах Березовского введен раздельный сбор ТКО

1 сентября вступили в силу сразу несколько нормативно-правовых актов в сфере обращения с ТКО. Но не все потребители этой коммунальной услуги успели разобраться даже в принятых ранее НПА. В помощь исполнителям услуг и УО в информационной работе с собственниками эксперты Ассоциации «Р1» ответили на вопросы о правилах расчётов за вывоз мусора.

Как УО убедить жителей сортировать мусор: боремся с мифами о ТКО

С какого момента собственник платит за вывоз ТКО и нужно ли платить, если в квартире никто не живёт

«Мусорная реформа» запущена в России в 2019 году, и с тех пор законодатели ежегодно принимают многочисленные НПА в этой сфере, в том числе для совершенствования расчётов платы за услуги. Минприроды РФ и регоператоры регулярно отвечают на вопросы в этой сфере и дают разъяснения: подборки их ответов вы найдёте в рубрике «Вывоз ТКО» на портале.

Но по-прежнему самыми волнующими потребителей вопросами являются три темы в сфере расчётов платы за вывоз ТКО:

Плата за обращение с ТКО ходит в состав платы за коммунальные услуги (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ). Обязанность вносить плату за обращение с твёрдыми коммунальными отходами наступает, если:

Для собственников плата за вывоз ТКО начисляется с момента возникновения права на помещение. Для лиц, принявших квартиру от застройщика, – с момента передачи помещения по акту (ч. ч. 5, 6 ст. 153 ЖК РФ).

Плата за обращение с ТКО определяется по тарифу, утверждённому для регоператора, и нормативу накопления. Размер такой платы рассчитывают одним из трёх способов: по количеству проживающих, по площади помещения или дифференцированно (п. 148.30 Правил № 354). Способ для каждого региона определяет орган исполнительной власти субъекта РФ.

Если в квартире никто постоянно или временно не прописан, тогда объём коммунальной услуги по обращению с ТКО рассчитывается с учётом количества собственников такого помещения (п. 148.36 Правил № 354).

В 2022 году законодатели внесли изменения в НПА по данному вопросу: постановлением Правительства РФ от 16.11.2022 № 2076 они закрепили в Правилах № 354 право жителей многоквартирных домов на перерасчёт платы за вывоз твёрдых бытовых отходов при временном отсутствии (п. 86(1) Правил № 354).

Под временным отсутствием понимается отъезд более чем на пять полных календарных дней, не считая дней отъезда и приезда. Для корректировки начисленной платы потребитель должен направить исполнителю коммунальной услуги заявление. К нему нужно приложить документы, подтверждающие отсутствие в помещении, например, билеты на поезд или путёвки.

Отметим, что сейчас законодатели разрабатывают новую инициативу: предоставить собственникам нескольких жилых помещений возможность получить перерасчёт платы за вывоз мусора, если в квартирах никто не проживает и не прописан. В качестве доказательств, что помещение пустует, депутаты предлагают использовать показания приборов учёта воды и электроэнергии.

Условия перерасчёта при временном отсутствии согласно № 354 и ЖК РФ

Должен ли регоператор вывозить крупногабаритные отходы, мусор после ремонта и субботника

Второй блок вопросов потребителей о ТКО – это его состав, ведь с 2019 года ведутся споры о том, что входит в это понятие и какие виды мусора регоператор обязан вывозить за установленный органами власти региона тариф.

Крупногабаритные отходы. Согласно п. 12 Правил № 1156, региональные операторы обязаны вывозить крупногабаритные отходы без взимания дополнительной платы с потребителей.

К таким отходам отнесены ТКО такого размера, что их невозможно поместить в контейнерах, например, мебель или бытовая техника (п. 2 Правил № 1156). В ГОСТ Р 56195-2014 дано более конкретное определение КГО как отходов производства и потребления. Это предметы, которые утратили свои потребительские свойства. Размеры таких предметов превышают 0,5 метра в высоту, ширину и длину.

Складирование КГО для вывоза, согласно п. 11 ПП РФ № 1156, допускается в бункерах, установленных на контейнерных площадках, или на специально отведённых для этого местах. Они должны быть прописаны в договоре с региональным оператором на оказание услуг по обращению с ТКО.

Крупногабаритные отходы входят в понятие «твёрдые коммунальные отходы» и ответственность за их вывоз и транспортировку несёт выбранный в регионе оператор по обращению с ТКО. Стоимость вывоза такого мусора должна быть включена в норматив, установленный в регионе для оплаты услуг регионального оператора. Дополнительная плата за вывоз КГО взиматься не должна.

При этом в судебной практике есть примеры дел, где инстанции указывали на условия, при которых регоператор обязан транспортировать крупногабаритные отходы:

Отходы от ремонта квартир. Строительный мусор запрещено складывать в контейнеры для ТКО: подобные отходы, даже если смогли поместиться в установленные для бытового мусора бункеры, способны повредить мусоровозы при погрузке и транспортировке (п. 14 ПП РФ № 1156).

Занимаются сбором и вывозом строительного мусора специализированные компании, в том числе региональные операторы по обращению с ТКО, но за отдельную плату, поскольку эти отходы не включены в утверждённый норматив регоператора.

Если кто-то из жителей в многоквартирном доме затеял ремонт, то он не имеет права вынести и разместить образовавшийся строительный мусор на контейнерной площадке. Он обязан сам или через управляющую организацию связаться с компанией, которая специализируется на вывозе такого вида отходов, и заключить с ней договор на вывоз мусора.

При этом существует позиция, что отходы от текущего ремонта в домах входят в состав ТКО, а вот мусор от капитальных работ – нет (решение и предписание УФАС по Республике Коми от 27.02.2019 по делу № А 06–05/18). Но чёткого разграничения таких отходов нет.

Отходы после субботников. Единого мнения по вопросу, должен ли регоператор вывозить мусор, собранный в рамках субботников, пока тоже нет. Регоператоры настаивают на том, что такие отходы не относятся к ТКО и являются промышленными. Такой же позиции придерживается и Минприроды РФ.

Росприроднадзор же указал, что, согласно ФККО № 242, мусор, собранный с газонов и цветников на придомовой территории, смёт, оставшийся после уборки двора, отходы, образующиеся при уходе за деревьями и кустами, всё-таки относятся к твёрдым коммунальным отходам.

Входят ли в ТКО отходы от ремонта: практика ФАС, Минприроды и судов

Как часто регоператор должен вывозить мусор с контейнерной площадки

И последний вопрос, который разъяснили эксперты Ассоциации «Р1», касается периодичности вывоза ТКО с контейнерных площадок. Сроки зависят от среднесуточной температуры воздуха в течение трёх суток: при +5°C и выше – не более одних суток временного накопления; при +4°C и ниже – не более трёх суток.

Если регоператор нарушает периодичность вывоза мусора, то следует обратиться в надзорные органы: Росприроднадзор и, или Роспотребнадзор. Также потребители вправе требовать уменьшения платы за ТКО (п. 148(45) Правил № 354).

Согласно СанПин 2.1.3684-21, регоператор также должен соблюдать порядок и сроки вывоза КГО: по мере их накопления, но не реже одного раза в 10 суток при температуре наружного воздуха +4°C и ниже, а при температуре +5°C и выше – не реже одного раза в неделю.

Нарушение срока хранения ТКО влечёт административную ответственность по ст. 6.35 КоАП РФ – о несоблюдении санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению и транспортированию отходов производства и потребления. По этой статье предусмотрены штрафы для должностных лиц – от 30 до 40 тысяч рублей, для юрлиц – от 250 до 350 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Первые споры после проведения «мусорной реформы» добрались до высшей инстанции: Верховный суд РФ (ВС) рассмотрел несколько дел с региональными операторами, требующими оплаты услуг по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО). Дело в том, что теперь даже в отсутствие заявки от потребителя договор с операторами считается заключенным автоматически на типовых условиях. ВС разъяснил, что это правило действует не всегда.

За последние месяцы ВС рассмотрел несколько споров, касающихся оплаты услуг по вывозу мусора после проведения реформы, стартовавшей в 2019 году. По ее итогам в каждом регионе был создан оператор по обращению с ТКО — организация, ответственная за весь цикл обращения с отходами. В некоторых регионах таких операторов несколько. Руководитель практики судебной защиты Московской коллегии адвокатов «Арбат» Юрий Нетреба рассказывает, что с 1 января 2022 года всех физических и юридических лиц обязали оплачивать услуги по вывозу ТКО региональному оператору исходя из расчета площади занимаемых ими помещений, а не из объема фактически оказанных услуг. По его словам, это «существенно повысило» плату за обращение с отходами и вызвало множество споров.

Во всех рассмотренных ВС делах региональный оператор требовал взыскать денежные средства за его услуги, иногда даже в отсутствие подписанного с ним договора. Ответчики же говорили о том, что истец не доказал факт оказания этих услуг, и ссылались в том числе на показания ГЛОНАСС и соглашения с другими компаниями. «Ъ» проанализировал складывающуюся практику вместе с юристами.

Клинический случай

В некоторых делах оплату требовали с учреждений, оказывающих в том числе медицинские услуги. Например, об этом шла речь в делах по искам ставропольского ООО «Жилищно-коммунальное хозяйство» и екатеринбургского МУП «Специализированная автобаза». Эти истцы на основании соглашений с местными министерствами ЖКХ являются региональными операторами по обращению с ТКО на вверенных им территориях.

Ссылаясь на свой статус, эти юрлица предъявили детской городской клинической больнице №11 Екатеринбурга и кисловодскому санаторию «Россия» войск Росгвардии претензии по поводу оплаты услуг по вывозу отходов. В суде истцы утверждали, что даже в отсутствие заявки от потребителя (ответчики не подписывали договоры с регоператорами) публичный договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на типовых условиях, и настаивали на взыскании задолженности.

Бизнес добивается смягчения правил утилизации

Арбитражные суды согласились взыскать с больницы 1,23 млн руб., а с санатория — 1,37 млн руб. Суды признали, что типовой договор между операторами и потребителями предполагается заключенным, и исходили из «доказанности факта оказания операторами в спорный период услуг по обращению с отходами». На возражения ответчиков, что в ходе их деятельности образуются медицинские отходы класса «А», суды указали, что такие отходы «по своему составу приближены к ТКО», а транспортировка мусора может производиться «только региональными операторами». Заключение же учреждениями договоров с другими лицами на вывоз именно медицинских отходов «направлено на обход закона и уклонение от оплаты» услуг регоператора, говорится в судебных актах.

Ответчики обжаловали эти решения в ВС. Заявители объясняли, что у них уже были заключены соглашения на оказание спорных услуг с другими компаниями, которые по факту и вывозили отходы, то есть они вынуждены «дважды платить за один и тот же вид услуг». Медучреждения также указывали, что на их территории нет свободного доступа и регоператор не мог просто так к ним заехать для вывоза отходов. Больница добавляла, что представленные оператором данные системы ГЛОНАСС о прохождении маршрута мусоровозом «отражают лишь время стоянки и маршрут транспортного средства и не подтверждают факта заезда на территорию и загрузки отходов». ВС счел эти доводы заслуживающими внимания и передал дела в экономколлегию.

В результате по обоим спорам экономколлегия признала, что порядок обращения с медицинскими отходами класса «А» и ТКО разный, а в действующих санитарных правилах содержится прямой запрет на складирование медицинских отходов в контейнерах.

Таким образом, собственники отходов класса «А» «не обязаны заключать договор» на оказание услуг по вывозу таких отходов «только с региональным оператором как с единственным поставщиком услуги» и учреждения вправе были нанять для этого других лиц, пояснил ВС.

Кроме того, нижестоящие суды не учли, что учреждения провели закупки, в рамках которых были заключены и исполнены договоры на оказание услуг по приему, вывозу и утилизации медицинских отходов класса «А». Также суды не исследовали акты сдачи-приемки этих услуг. Кроме того, добавила коллегия, потребители приводили ряд аргументов о том, что услуги по вывозу ТКО не могли быть оказаны операторами, поскольку свободный доступ на занимаемую ими территорию исключен из-за особых требований и пропускного режима. В итоге ВС отменил все решения и направил оба дела на новое рассмотрение в первую инстанцию для проверки доводов и документов ответчиков.

Классический случай

Другие решения ВС касались обычных потребителей, не образующих специфического вида отходов, которые к тому же имели подписанный с оператором договор. Так, по условиям сделки от августа 2019 года ООО «Карельский экологический оператор» оказывало ИП Сергею Билькову услуги по обращению с ТКО, а расчет производился исходя из количества и объема контейнеров для накопления отходов. В октябре 2019 года стороны подписали дополнительное соглашение, которым согласовали дату начала оказания услуг с 1 мая 2018 года, установив срок действия договора с этой даты по 31 декабря 2021 года.

Позднее оператор решил взыскать с ИП 1,77 млн руб. долга по оплате услуг за период с 1 июня 2018 года по 28 октября 2019 года. Суды трех инстанций удовлетворили иск, отметив, что предприниматель не оплатил оказанные ему услуги, стоимость их при этом была рассчитана верно. Доводы Сергея Билькова о некачественном оказании услуг и вывозе ТКО другой нанятой им организацией были отклонены.

Предприниматель обратился в ВС, настаивая, что при расчете долга оператор неправильно применил нормативы накопления ТКО.

К тому же, говорится в его жалобе, ООО не предоставило данные ГЛОНАСС, подтверждающие фактическое оказание услуг, и не доказало, что ИП размещал отходы на ближайших площадках, с которых оператор должен был вывозить мусор. Господин Бильков также указывал, что с момента заключения договора никаких новых согласований места расположения контейнера или графика вывоза отходов не было, новых допсоглашений не заключалось.

По словам потребителя, в результате ООО получило оплату услуг, более чем в 20 раз превышающую их фактическую стоимость. А в целом, добавлял ИП, оператор «злоупотребил своими правами и доминирующим положением на рынке, изменив в одностороннем порядке условия заключенного сторонами договора». Дело передали в экономколлегию ВС, которая снова поддержала потребителя.

ВС указал, что при заключении договора с региональным оператором собственник отходов «вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета — исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО». Стороны урегулировали разногласия по объему и месту накопления отходов, количеству контейнеров, расчетному периоду и способу коммерческого учета, а допсоглашением согласовали дату начала оказания услуг и срок действия договора. В связи с этим экономколлегия согласилась с тем, что факт оказания оператором услуг в период с 1 июня 2018 года по 28 октября 2019 года доказан.

Минприроды описало виды деятельности по утилизации отходов

Вместе с тем, отметил ВС, суды исходили из того, что предоставленный ИП контейнер «не подходил транспортному средству, которым вывозились отходы», посчитав, что до установки в октябре 2019 года специализированного контейнера расчет начислений нужно произвести по нормативам, утвержденным приказом Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Карелии №81 от 23 марта 2018 года.

Однако, меняя дату начала оказания услуг, «стороны не изменили иные существенные условия договора, касающиеся планируемого объема транспортируемых ТКО, места их приема и передачи, способа коммерческого учета количества ТКО»,— все эти условия остались неизменными, чего суды не учли. Кроме того, нет доказательств вывоза большего объема отходов, чем было установлено договором, признала экономколлегия.

Увеличение оператором размера задолженности «вследствие неправомерного изменения им в одностороннем порядке» согласованного способа коммерческого учета количества отходов привело к многократному удорожанию стоимости услуг, заключил ВС. В итоге все решения были отменены, а дело направлено на новое рассмотрение.

Спорные случаи

«Мусорная реформа стартовала в 2019 году. Прошло достаточно времени, чтобы большое количество споров на эту тему дошло до ВС»,— указывает руководитель направления правового сопровождения споров в сфере коммунального хозяйства и управления недвижимостью юргруппы «Яковлев и Партнеры» Сергей Сергеев. По его словам, за это время «сформировалась статистика, аналитический отдел подготовил заключение и выявил проблемы, пришло время их решать».

По мнению руководителя практики антимонопольного права юрфирмы «Интеллектуальный капитал» Ирины Покатович, такое внимание ВС к «мусорным спорам» может означать, что «много процессов прошло с нарушениями, а так как тема вывоза ТКО новая, очевидно, есть разночтения в применениях судами норм закона». «К тому же вопрос с реализацией идеи раздельного сбора и сортировки мусора сейчас имеет государственное значение как с точки зрения борьбы за экологию, так и в целях обеспечения перехода к экономике замкнутого цикла»,— объясняет важность поднятой в ВС темы господин Сергеев.

Камнем преткновения в вопросе вывоза отходов, безусловно, является вопрос, кому и сколько нужно платить.

Региональный оператор по умолчанию применяет норматив, но в некоторых случаях можно перейти на расчет по факту, «вот тут и начинаются разногласия», указывает Сергей Сергеев. Если мусор не сортируется и считается ТКО, тогда его может вывозить только региональный оператор, объясняют юристы. В этом случае, даже если потребитель не обратился с заявкой в установленный законом срок (15 рабочих дней с даты опубликования регоператором предложения и текста соглашения), договор считается заключенным на условиях типового, объясняет господин Нетреба.

При этом закон позволяет компаниям заключать договоры с другими компаниями при наличии сортировки мусора, уточняет Сергей Сергеев: «Законодатель установил возможность “экономить” на услугах регионального оператора, если потребитель сортирует отходы и способствует их вторичному использованию. В свою очередь, региональные операторы этот процесс всячески тормозят».

В отсутствие сортировки уклонение от заключения договора на вывоз ТКО «влечет административную ответственность», говорит госпожа Покатович. По ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ за незаключение договора предусмотрены такие варианты санкций, как штраф от 100 тыс. до 250 тыс. руб. или даже административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

При этом юрлица вправе отказаться от заключения договора с региональным оператором, если в их собственности (или на другом законном основании) находится объект размещения ТКО, расположенный на участке, на котором образуются эти отходы, разъясняет управляющий партнер Zharov Group Евгений Жаров. То есть если компания владеет мусорным полигоном или взяла его в аренду и работает, производя отходы, прямо на его территории, то региональный оператор ей, очевидно, не нужен.

Отсутствие данных ГЛОНАСС «не может быть основанием отказа от оплаты вывоза ТКО», считает господин Жаров. В РФ есть множество режимных объектов, куда оператор может получить доступ, только имея на руках подписанный договор на вывоз отходов, и если такого документа нет, то, «несмотря на систему ГЛОНАСС, будет невозможно доказать, что режимный объект имеет перед ним задолженность», отмечает госпожа Покатович.

В связи с этим, исходя из позиции ВС, главным аргументом против взыскания оплаты в пользу регоператора служит не то, что последний не имел подписанного договора и не оказывал услуги по вывозу отходов, а доказательства того, что их оказывало другое лицо, в «противном случае взыскание будет произведено в полном объеме», поясняет господин Сергеев, Кроме того, уточняют юристы, при заключении договора на вывоз ТКО потребителям следует внимательно отнестись к выбору способа расчета оплаты услуг и знать, что неправильный расчет можно оспорить в суде.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *