Заявление Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности в связи с 30-летием Договора о коллективной безопасности и 20-летием Организации Договора о коллективной безопасности

Ситуация в регионе требует повышения эффективности организации

МИНСК, 15 янв – РИА Новости. Ситуация в зоне ответственности ОДКБ диктует необходимость повышения эффективности организации, заявил генсек ОДКБ Станислав Зась.

“Ситуация, которая складывается в зоне ответственности ОДКБ, вокруг наших стран, диктует необходимость повышать эффективность нашей организации”, – сказал Зась в интервью телеканалу “Беларусь 1”, показанном в субботу.

Он подчеркнул, что “те события, которые произошли в Казахстане, лишний раз подтвердили то, что надо укреплять наши возможности по обеспечению коллективной безопасности, территориальной целостности наших государств, суверенитета”.

Генсек добавил, что для стран ОДКБ по-прежнему актуальны задачи по укреплению регионального мира и коллективного обеспечения безопасности, территориальной целостности и суверенитета государств, входящих в организацию. “Это – вопрос номер один. Как он был (при создании организации – ред. ), так он и остается”, – констатировал Зась.

Массовые протесты в Казахстане начались в первые дни 2022 года – жители городов Жанаозен и Актау на западе страны выступили против двукратного роста цен на сжиженный газ. Позже протесты распространились на другие города, в том числе на Алма-Ату, старую столицу и крупнейший город республики: там началось мародерство, боевики нападали на госучреждения, забирали оружие. В ответ власти ввели чрезвычайное положение по всей стране до 19 января и начали контртеррористическую операцию. По данным ООН, в ходе протестов в Казахстане получили ранения около 1 тысячи человек. По данным МВД республики, погибли 17 казахстанских силовиков, пострадали более 1,3 тысячи.

Утром 5 января президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отправил в отставку правительство и возглавил Совбез. На первом заседании Совбеза под своим руководством Токаев охарактеризовал ситуацию в Казахстане как подрыв целостности государства и сообщил, что обратился за помощью в ОДКБ “в преодолении террористической угрозы”. Совет коллективной безопасности ОДКБ принял решение направить в Казахстан коллективные миротворческие силы для нормализации обстановки в стране. 7 января Токаев заявил, что террористы, в том числе прибывшие из-за рубежа, продолжают сопротивление, и пообещал уничтожить тех, кто не сложит оружие. Кроме того, президент отметил, что все требования граждан, выражавшиеся в мирных формах, были услышаны.

Читайте также:  Правила работы с медотходами

В четверг, 13 января, было объявлено об успешном завершении миссии ОДКБ, сейчас миротворцы возвращаются из Казахстана.

История

15 мая 1992 года Армения, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан и Узбекистан подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности (ДКБ). Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия — 9 сентября 1993 года, Беларусь — 31 декабря 1993 года.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУУАМ.

На московской сессии ДКБ 14 мая 2002 года было принято решение о преобразовании ДКБ в полноценную международную организацию — Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишинёве подписаны Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ, которые ратифицированы всеми государствами-членами ОДКБ и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

16 августа 2006 года в Сочи было подписано решение о полноправном присоединении (восстановлении членства) Узбекистана к ОДКБ.

4 февраля 2009 года в Москве лидеры стран Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) одобрили создание Коллективных сил оперативного реагирования. Согласно подписанному документу, Коллективные силы оперативного реагирования будут использоваться для отражения военной агрессии, проведения специальных операций по борьбе с международным терроризмом и экстремизмом, транснациональной организованной преступностью, наркотрафиком, а также для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Перспективы развития

Для усиления позиций ОДКБ проводится реформирование коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона. Эти силы состоят из десяти батальонов: три от России и Казахстана и один от Киргизии. Общая численность личного состава коллективных сил — около 7 тыс. человек. Авиационная составляющая (10 самолетов и 14 вертолетов) находится на российской военной авиабазе в Киргизии.

В связи с вступлением в ОДКБ Узбекистана отмечается, что ещё в 2005 году узбекские власти выступили с проектом создания международных «антиреволюционных» карательных сил на постсоветском пространстве в рамках ОДКБ. Готовясь к вступлению в эту организацию, Узбекистан подготовил пакет предложений по её усовершенствованию, включающий создание в её рамках разведывательной и контрразведывательной структур, а также разработку механизмов, которые бы позволяли ОДКБ давать государствам Центральной Азии гарантии внутренней безопасности.

Структура ОДКБ

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.

Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Саммит ОДКБ в сентябре 2008

5 сентября на саммите Организации договора о коллективной безопасности была принята декларация, в которой, в частности, была высказана глубокая озабоченность «предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия». В декларации также содержится поддержка «активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе». Лидеры государств-членов ОДКБ призвали к обеспечению прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии.

Как указано в декларации, государства ОДКБ «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». ОДКБ выступила с предупреждением в адрес НАТО: «Серьёзный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств—членов».

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

Сила в международных отношениях
Типы властиФилософская сила · Мягкая сила · Жёсткая сила · Политическая сила (Machtpolitik • Realpolitik)
Типы властного статусаБлижняя держава · Региональная держава · Великая держава  · Сверхдержава (Потенциальная сверхдержава · Энергетическая сверхдержава) · Гипердержава
ГеополитикаАмериканский век · Азиатский век · Британский век · Китайский век
Теория и историяБаланс сил · Исторические державы · Полярность в международных отношениях · Прогноз военных держав · Теория перехода державы · Вторая сверхдвержава · Крах сверхдержавы · Распад сверхдержавы
Организации и группыG8  · G-20 · G77 ·  · Next Eleven · ШОС · НАТО · ОДКБ  · АНЗЮС ·ОПЕК

Высший координирующий орган ОДКБ – секретариат во главе с
генеральным секретарем (с апреля 2003 г. – Николай Бордюжа). Высшим
политическим органом является Совет коллективной безопасности (СКБ), в который
входят президенты государств – участников Договора. В период между сессиями СКБ
его возглавляет президент страны, председательствующей в ОДКБ в текущем году. В
2014 г. председательство в уставных органах ОДКБ осуществляет Россия, в 2015 г. – Таджикистан.

Совет коллективной безопасности (СКБ) – высший орган Организации. Совет рассматривает
принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения,
направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и
совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

В состав
Совета входят главы государств-членов.

В период
между сессиями СКБ вопросами координации взаимодействия государств-членов в
реализации решений, принимаемых органами Организации, занимается Постоянный
Совет, который состоит из полномочных представителей, назначаемых
государствами-членами.

Совет министров иностранных дел (СМИД) – консультативный и
исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия
государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) – консультативный и
исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия
государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического
сотрудничества.

Военный комитет
– создан 19. 2012 при Совете министров обороны
Организации Договора о коллективной безопасности в целях оперативного
рассмотрения вопросов планирования и применения сил и средств системы
коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности и
подготовки необходимых предложений СМО.

Комитет секретарей советов безопасности
(КССБ) –
консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации
взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной
безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным
должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом
Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и
подотчетен СКБ.

Секретариат Организации – постоянно действующий рабочий
орган Организации для осуществления организационного, информационного,
аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

СКБ
имеет право создавать на постоянной или временной основе рабочие и вспомогательные
органы Организации.

Объединенный штаб ОДКБ – постоянно действующий рабочий
орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию
решений по военной составляющей ОДКБ.

Политическое сотрудничество

В соответствии со статьей 9 Устава ОДКБ в формате
Организации функционирует механизм регулярных политических консультаций, в ходе
которых обсуждаются оценки обстановки в зоне ответственности ОДКБ, ведется выработка
общих позиций и поиск совместных подходов к актуальным проблемам международной
повестки дня, согласовываются коллективные заявления. Встречи проводятся на
уровнях министров иностранных дел, их заместителей, членов Постоянного совета
при ОДКБ, а также экспертов. Особое внимание уделяется координации коллективных
шагов государств – членов в международных организациях, для чего созываются
периодические совещания полномочных представителей государств – членов ОДКБ при
ООН, ОБСЕ, НАТО, ЕС и других международных структурах, что позволяет более
эффективно, на коллективной основе согласованно отстаивать общие интересы в
этих международных структурах. В практику вошли неформальные встречи министров
иностранных дел накануне заседаний СМИД ОБСЕ и сессий Генеральной ассамблеи
ООН. Позитивный опыт сложился по итогам использования коллективных указаний
полномочным представителям государств-членов при международных организациях.

Развивается сотрудничество с другими международными
организациями на рабочем уровне. Подписаны меморандумы (протоколы) о
сотрудничестве с ООН, ШОС, СНГ, ЕАЭС, Союзным государством, Планом Коломбо,
Региональной антитеррористической структурой ШОС, Антитеррористическим центром
и Координационной службой Совета командующих пограничными войсками СНГ.

Представители Секретариата регулярно принимают участие в
работе профильных подразделений ООН и ОБСЕ. Генеральный секретарь ОДКБ
регулярно представляет подходы Организации к тем или иным актуальным вопросам
международной повестки дня в ходе мероприятий, проводимых под эгидой ООН, ОБСЕ,
других объединений. В свою очередь, свидетельствами серьезной нацеленности этих
организаций на развитие сотрудничества с ОДКБ стали выступления их генеральных
секретарей, Пан Ги Муна, Ламберто Занньера на заседаниях Постоянного совета при
ОДКБ.

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о
предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в
Генеральной Ассамблее ООН. 18 марта 2010 года в Москве Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун и Генеральный
секретарь ОДКБ Н. Бордюжа подписали Совместную декларацию о сотрудничестве между
секретариатами ООН и ОДКБ.

Налажен механизм обмена мнениями по широкому кругу вопросов,
представляющих взаимный интерес, между высшими административно-должностными
лицами ЕАЭС, ОДКБ, СНГ и ШОС, что позволяет на практическом уровне
оптимизировать распределение функций между региональными организациями, в сферу
ответственности которых входит обеспечение безопасности в государствах Евразии.

В 2010 году приняты меры по
совершенствованию системы кризисного реагирования Организации. Она дополнена
политическим механизмом мониторинга и предотвращения возможных конфликтов. Разработан и апробирован алгоритм функционирования органов ОДКБ и
государств – членов по оперативному предоставлению материально-технической
и гуманитарной помощи, оказанию информационной и политической поддержки в
случае возникновения кризисных ситуаций в зоне действия Договора о коллективной
безопасности. Обязательства по взаимной, в том числе и военной, поддержке
распространены и на случаи вооруженного нападения незаконных вооруженных
формирований и бандгрупп. Вводится возможность принятия решений в ограниченном
формате заинтересованных государств – членов. Создана правовая основа
для проведения экстренных консультаций и принятия решений, в том числе
посредством видео-конференц-связи.

Военное строительство

Несмотря на важность и приоритетность
коллективных политических действий для решения стоящих перед Организацией
задач, спецификой ОДКБ является наличие дееспособного силового потенциала,
готового к реагированию на широкий спектр традиционных и современных вызовов и
угроз в евразийском регионе.

На сегодняшний момент в военную
(силовую) составляющую Организации входят сформированные на широкой
коалиционной основе Коллективные силы оперативного реагирования и
Миротворческие силы,  а также региональные группировки сил и средств
коллективной безопасности: Коллективные силы быстрого развертывания
Центральноазиатского региона, Региональная российско-белорусская группировка
войск (сил) Восточноевропейского региона, Объединенная российско-армянская
группировка войск (сил) Кавказского региона. Действует Объединенная система ПВО
России и Беларуси, создается российско-армянская региональная система ПВО.

КСОР ОДКБ (более 20 тысяч человек
личного состава) являются компонентой постоянной готовности и включают
высокомобильные контингенты вооруженных сил государств – членов, а
также формирования сил специального назначения, которые объединяют
подразделения органов безопасности и специальных служб, органов внутренних дел
и внутренних войск, органов чрезвычайного реагирования. В декабре 2011 года
главами государств – членов принято решение по включению в состав
КСОР специальных подразделений антинаркотических ведомств.

Коллективные силы оперативного
реагирования являются универсальным потенциалом, способным решать задачи по
урегулированию конфликтов различной интенсивности, проводить специальные
операции по пресечению террористических атак, насильственных экстремистских
действий, проявлений организованной преступности, а также по предупреждению и
ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с Соглашением о миротворческой деятельности
созданы Миротворческие силы ОДКБ (около 3,6 тысяч человек личного состава). На
плановой основе ведется их обучение и подготовка к решению специфических задач
по поддержанию мира. В 2010 году главы государств – членов выразили
готовность, используя миротворческий потенциал ОДКБ для
содействия Организации Объединенных Наций, внести вклад в предотвращение
вооруженных конфликтов и мирное урегулирование возникающих конфликтных и
кризисных ситуаций.

Контингентами региональных группировок, а также силами КСОР
ОДКБ планово осуществляется совместная боевая подготовка. Регулярно проводятся
учения и отработка других подготовительных мероприятий. Утверждена
Межгосударственная целевая программа по оснащению КСОР ОДКБ современным
оперативно совместимым вооружением и техникой. На эти цели Российской
Федерацией планируется выделить значительные финансовые средства.

Предпринимаются шаги по созданию
интегрированных систем военного назначения: объединенных систем
противовоздушной обороны в центральноазиатском и других регионах, системы
управления силами и средствами коллективной безопасности,
информационно-разведывательной системы, системы технического прикрытия железных
дорог.

Организация наряду с реализацией
своих уставных целей на региональном уровне, решает задачи по содействию
развитию национальных потенциалов государств – членов.

В соответствии с заключенным государствами – членами
Соглашением об основных принципах военно-технического
сотрудничества организована поставка союзникам по ОДКБ вооружения и
военной техники по льготным (как для собственных нужд) ценам. Соглашение
сыграло важную роль в том, что за 10 лет его практической реализации поставки продукции
военного назначения в формате ОДКБ возросли практически десятикратно,
превратились из политического в полноценный экономический фактор, в серьезную
основу для формирования общего для ОДКБ рынка вооружений. Реализуемые подходы
принесли государствам – членам ОДКБ выгоду, исчисляемую сотнями миллионов
долларов США, а значительную часть поставок стали составлять современные и
сложные образцы вооружения и военной техники.

Военно-техническое сотрудничество
дополняется механизмом военно-экономической кооперации, которая предполагает
выполнение в формате ОДКБ совместных программ НИОКР, модернизацию вооружений и
военной техники – с соответствующим финансовым обеспечением этих мероприятий. Основными инструментами взаимодействия на этом направлении являются Межгосударственная
комиссия по военно-экономическому сотрудничеству и Деловой совет при
МКВЭС, в рамках которых решаются вопросы сохранения специализации производств
ОПК государств – членов, прорабатываются предложения о создании
совместных предприятий по разработке, производству, утилизации и ремонту
техники и вооружений.

Неотъемлемым элементом сотрудничества является совместная
подготовка кадров для вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных
служб государств – членов. Ежегодно на бесплатной или льготной основе в
соответствии с существующими в ОДКБ соглашениями только в Российской Федерации
зачисляется: в военные ВУЗы – до тысячи граждан государств – членов, в
правоохранительные и гражданские ВУЗы – до 100 человек. В подготовке
специалистов в сфере безопасности в настоящее время задействовано несколько
десятков  соответствующих образовательных учреждений.

Противодействие современным вызовам и угрозам

После принятия в 2006 году решений о
придании ОДКБ многофункционального характера, Организация наращивает свой
вклад  в противодействие региональным вызовам и угрозам. Для координации
национальных мероприятий созданы и успешно функционируют необходимые
координационные механизмы. Основная цель ОДКБ заключается в том, чтобы выйти на
практическое взаимодействие соответствующих служб, обеспечить возможность
каждодневного сотрудничества рядовых сотрудников, получить реальную отдачу от
прилагаемых усилий. Для этого под эгидой ОДКБ регулярно проводятся коллективные
специальные оперативно-профилактические операции.

Важной практической сферой усилий Организации является
противодействие наркотрафику. Под эгидой Организации
Координационный совет руководителей компетентных органов по
противодействию незаконному обороту наркотиков проводит Региональную антинаркотическую операцию постоянного
действия «Канал», цель которой заключается в выявлении и блокировании маршрутов
контрабанды наркотиков, пресечение деятельности подпольных лабораторий,
предупреждение утечки прекурсоров в нелегальный оборот, подрыв экономических
основ наркобизнеса. В операции участвуют сотрудники органов наркоконтроля,
внутренних дел (полиции), пограничной охраны, таможни, государственной
(национальной) безопасности и финансовых разведок государств – членов
Организации. В качестве наблюдателей в операции принимают участие представители
около 30 государств, не входящих в ОДКБ, в том числе США, стран Евросоюза, ряда
латиноамериканских государств, а также эксперты международных организаций:
ОБСЕ, Интерпола и Европола.

Всего в ходе операций «Канал» из
незаконного оборота изъято около 245 тонн наркотиков, в том числе более 12 тонн
героина, около 5 тонн кокаина, 42 тонны гашиша, а также свыше 9300 единиц
огнестрельного оружия и около 300 тысяч штук боеприпасов.

В феврале 2011 г. главами государств-членов ОДКБ было
принято Заявление по проблеме наркоугрозы, исходящей из Афганистана. Продолжается работа в Совете Безопасности ООН по продвижению инициативы о
придании афганскому наркопроизводству статуса угрозы миру и безопасности.

Под руководством Координационного совета руководителей
компетентных органов по противодействию нелегальной миграции проводятся
скоординированные оперативно-профилактические мероприятия и специальные
операции и по противодействию незаконной миграции которые предусматривают
совместные усилия по перекрытию каналов незаконной миграции граждан третьих
стран и пресечению преступной деятельности обеспечивающих трафик лиц и
организованных групп «Нелегал».

Осуществляются совместные усилия в
сфере обеспечения международной информационной безопасности. Активно
развивается взаимодействие специальных подразделений органов безопасности и
внутренних дел в целях пресечения преступлений в сфере современных
информационных технологий в рамках операции «Прокси».

Решением Президента Российской
Федерации на базе МГУ создан Центр современных информационных технологий, где
организована подготовка специалистов в сфере информационной безопасности. Последний поток из 19 слушателей – представителей государств – членов завершил
обучение в Центре 14 декабря 2012 года.

Информационная работа и межпарламентское сотрудничество

Важную роль в деятельности
Организации играет межпарламентское сотрудничество. С 2006 года действует
Парламентская ассамблея ОДКБ (ссылка), которая, по сути, является второй после
инструментов исполнительной власти несущей конструкцией, обеспечивающей
стабильность в деятельности ОДКБ.

ПА ОДКБ является важным средством
политического сотрудничества ОДКБ. Гибкость парламентской работы позволяет в
необходимых случаях проявлять большую оперативность и открытость при
реагировании на актуальные события международной жизни, при установлении контактов
с нашими партнерами на Западе. Традиционно, в целях анализа военно-политической
обстановки в регионах коллективной безопасности проводятся выездные заседания
постоянных комиссий Парламентской ассамблеи с последующим докладом Совету ПА.

Парламентская ассамблея ОДКБ также
играет значительную роль в обеспечении единых подходов к гармонизации
законодательства, работой над сближением правовых полей государств-членов,
прежде всего, по вопросам основной деятельности Организации, а именно:
незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция, борьба с терроризмом и
организованной преступностью.

ОДКБ ведет интенсивную
информационно-аналитическую работу, активно взаимодействует со средствами
массовой информации, журналистскими организациями и пресс-службами органов
власти государств – членов в целях взаимодополнения усилий в сфере
информационного сотрудничества,  противодействия пропаганде насилия,
идеологии расизма и ксенофобии. Выходит печатный орган ОДКБ, которым является
периодический информационно-аналитический журнал «Союзники». На МТРК «Мир»
организована еженедельная телепрограмма с одноименным названием. На Радио
России выходит ежемесячная передача «Международная политика – ОДКБ».

Экспертами Института ОДКБ проводятся
фундаментальные и прикладные исследования по широкому спектру вопросов,
касающихся Организации. Функционирует Научно-экспертный совет ОДКБ, в рамках
которого с привлечением экспертов ведущих научных центров государств – членов
рассматриваются актуальные проблемы формирования системы коллективной
безопасности в современных геополитических условиях.

Председательство России в ОДКБ, 2014 г.

Председательство России в ОДКБ строилось на утверждённых
Председателем Совета коллективной безопасности ОДКБ, Президентом Российской
Федерации В. Путиным приоритетах и плане мероприятий по реализации решений
сентябрьской (2013 года) сессии СКБ ОДКБ в Сочи.

В целях укрепления механизмов сотрудничества и обеспечения
безопасности на внешних границах зоны ответственности ОДКБ основное внимание
уделялось принятию превентивных мер по противодействию вызовам и угрозам,
исходящим с территории Афганистана. Создана временная рабочая группа из
представителей пограничных ведомств государств-членов ОДКБ для координации
работы по укреплению пограничной безопасности в Центральной Азии. Рабочая
группа по Афганистану при СМИД ОДКБ проводила регулярную «сверку часов» по
развитию ситуации, в ее работе принимали участие представители ряда
международных организаций.

Продолжалось совершенствование совместной оперативной и
боевой подготовки сил и средств системы коллективной безопасности. Принято
решение о создании Коллективных авиационных сил ОДКБ. В 2014 году проведены три
крупных совместных учения: «Рубеж – 2014», «Нерушимое братство – 2014» и
«Взаимодействие-2014». Существенный импульс более тесному сотрудничеству в
сфере безопасности придал неформальный саммит глав государств-членов в Москве 8
мая 2014 года.

Осуществлялась комплексная работа по развитию миротворческой
компоненты деятельности Организации. С Департаментом операций по поддержанию
мира Секретариата ООН прорабатывались рекомендации в части состава, структуры,
оснащения, подготовки миротворческих контингентов ОДКБ с прицелом их
подключения к операциям по поддержанию мира под эгидой ООН.

Будучи многопрофильной международной организацией, ОДКБ
укрепляла механизмы борьбы с современными вызовами и угрозами безопасности,
прежде всего, в таких областях, как противодействие наркотрафику, незаконной
миграции, преступлениям в информационной сфере. Принята Антинаркотическая стратегия
ОДКБ на 2015-20 гг. , на регулярной основе проводились антинаркотическая
операция «Канал», комплекс специальных мероприятий по противодействию
незаконной миграции «Нелегал». Статус операции постоянного действия придан
операции «ПРОКСИ» по противодействию преступлениям в сфере информационных
технологий. Поступательно усиливается потенциал Организации в борьбе с
чрезвычайными ситуациями. В числе важных направлений работы остается борьба с
терроризмом и организованной преступностью.

Получило дальнейшее развитие парламентское измерение
деятельности ОДКБ, в первую очередь, в плане синхронизации национальных
законодательств государств-членов. 6 ноября 2014 года В. Путин принял
руководителей парламентов государств-членов ОДКБ, а также стран – наблюдателей
при ПА ОДКБ – Сербии и Афганистана

Важнейшим направлением работы ОДКБ становится
внешнеполитическая координация государств-членов. Регулярный характер приобрели
рабочие встречи министров иностранных дел «на полях» крупных международных
мероприятий, продолжена и расширена практика принятия совместных заявлений по
актуальным для государств-членов ОДКБ вопросам. В период председательства
России в ОДКБ принято 17 совместных заявлений, 6 из которых – министрами
иностранных дел ОДКБ.

В целях развития взаимодействия между ОДКБ и другими
международными и региональными организациями состоялись встречи Генерального
секретаря ОДКБ и Председателя Постоянного совета ОДКБ с Генсекретарем ООН и его
заместителями, дважды проводились встречи с Генеральным секретарем ОБСЕ. На 69-ой
сессии ГА ООН была принята Резолюция о сотрудничестве между ООН и ОДКБ.

Расширялись внешние связи ОДКБ с другими международными
организациями, прежде всего СНГ, ШОС. При поддержке российского
председательства организованы встречи Генерального секретаря ОДКБ с
латиноамериканскими государствами и странами АТР.

В целом председательство России в ОДКБ способствовало
повышению роли и потенциала Организации, а также развитию союзнических
отношений с партнерами. В 2015 г. председателем в ОДКБ стал Таджикистан.

Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года. Договор был рассчитан на 5 лет и допускал продление. 2 апреля 1999 года президенты Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана подписали протокол о продлении срока действия договора на следующий пятилетний период, однако Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались от продления договора, в этом же году Узбекистан присоединился к ГУАМ.

14 июня 2009 года в Москве состоялась сессия Совета коллективной безопасности государств, по решению которой должны были быть созданы Коллективные силы оперативного реагирования. Однако Беларусь отказалась от участия в сессии по причине разгоревшейся «молочной войны» с Россией, посчитав, что без прекращения действий, подрывающих основы экономической безопасности партнеров, принятие решений по другим аспектам безопасности не представляется возможным. Тем не менее решение о создании КСОР на саммите было принято остальными странами-членами, однако оно оказалось нелегитимным: в соответствии с пунктом 1 Правила 14 Правил процедуры органов Организации Договора о коллективной безопасности, утвержденных Решением Совета коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности о документах, регламентирующих деятельность Организации Договора о коллективной безопасности от 18 июня 2004 года, неучастие страны-члена организации в заседаниях Совета коллективной безопасности, Совета министров иностранных дел, Совета министров обороны, Комитета секретарей советов безопасности означает отсутствие согласия страны-члена организации на принятие рассматриваемых этими органами решений и соответственно отсутствие консенсуса для принятия решений в соответствии с Правилом 14. Таким образом, рассматриваемые 14 июня на саммите ОДКБ в Москве документы не могут считаться принятыми из-за отсутствия консенсуса. Помимо Беларуси, документ по КСОР не был подписан и Узбекистаном. На саммите в Москве документ одобрили пять из семи входящих в организацию стран: Россия, Армения, Киргизия, Казахстан и Таджикистан.

28 июня 2012. Ташкент направил ноту с уведомлением о приостановлении членства Узбекистана в ОДКБ.

Встречи глав государств-членов ОДКБ

ДатаМесто проведения
115 мая 1992 Ташкент
26 июля 1992 Москва
324 декабря 1993 Ашхабад
410 февраля 1994 Алма-Ата
525 мая 1995 Минск
63 ноября 1995 Москва
717 мая 1996 Москва
828 марта 1997 Москва
95 марта 1998 Москва
102 апреля 1999 Москва
1129 июня 2000 Москва
1225 мая 2001 Ереван
1312 мая 2002 Москва
1428 апреля 2003 Душанбе
1518 июня 2004 Астана
1623 июня 2005 Москва
1723 июня 2006 Минск
186 октября 2007 Душанбе
195 сентября 2008 Москва
204 февраля 2009 Москва (Внеочередной саммит)
2115 июня 2009 Москва
2210 декабря 2010 Москва
2312 августа 2011 Астана
2415 мая 2012 Москва

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию её целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

5 сентября на саммите Организации договора о коллективной безопасности была принята декларация, в которой, в частности, была высказана глубокая озабоченность «предпринятой Грузией попыткой силового решения конфликта в Южной Осетии, которая привела к многочисленным жертвам среди мирного населения и миротворцев, а также повлекла за собой тяжелые гуманитарные последствия». В декларации также выражена поддержка «активной роли России в содействии миру и сотрудничеству в регионе». Лидеры государств-членов ОДКБ призвали к обеспечению прочной безопасности Южной Осетии и Абхазии.

Как указано в декларации, государства ОДКБ «полны решимости придерживаться тесной координации внешнеполитического взаимодействия, линии на поступательное развитие военного и военно-технического сотрудничества, совершенствование практики совместной работы по всем вопросам». ОДКБ выступила с предупреждением в адрес НАТО: «Серьёзный конфликтный потенциал накапливается в непосредственной близости от зоны ответственности ОДКБ. Члены ОДКБ призывают страны НАТО взвесить все возможные последствия расширения альянса на Восток и размещения новых объектов ПРО у границ государств—членов ОДКБ».

Государства-члены организации

  • ↑ ВЗГЛЯД / Иран может получить статус наблюдателя в ОДКБ
  • ↑ Беларусь присоединилась к соглашению о КСОР ОДКБ  (рус.). Lenta.ru (2 октября 2009). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 5 октября 2009.
  • ↑ Договор о коллективных силах ОДКБ остался без подписи Лукашенко  (рус.). Lenta.ru (2 октября 2009). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 6 октября 2009.
  • ↑ Лукашенко еще раз нажал на антиКСОРовский рычаг  (рус.). Tut.by (2 октября 2009). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 16 октября 2009.
  • ↑ Лукашенко подписал договор о коллективных силах ОДКБ  (рус.). Lenta.ru (20 октября 2009). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 22 октября 2009.
  • ↑ Турарбекова: ОДКБ сегодня находится в стадии институционализации, поэтому она не должна участвовать в урегулировании горячих конфликтов  (рус.). Центр изучения внешней политики и безопасности.(недоступная ссылка — история) Проверено 27 октября 2010.
  • ↑ О КСБР на сайте официального представительства ОДКБ
  • ↑ Совет безопасности: Беларусь не рассматривает ОДКБ как военную организацию и как конкурента НАТО. Центр изучения внешней политики и безопасности. Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 28 октября 2010.
  • ↑ Александр Лукашенко встретился с участниками заседания Совета Парламентской Ассамблеи ОДКБ. Архивировано из первоисточника 5 февраля 2012.
  • ↑ Организация антинатовского договора. Коммерсант (6 сентября 2008). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 6 сентября 2008.
  • ↑ Устав СНГ. Раздел II. Статья 7. Исполнительный комитет ОДКБ.(недоступная ссылка — история) Проверено 14 января 2008.
  • ↑ Сведения о ратификации документов, принятых в рамках ОДКБ в 1991 – 2009 годах (действующих по состоянию на 1 января 2009 года). Исполнительный комитет ОДКБ.(недоступная ссылка — история) Проверено 14 января 2008.
  • ↑ Устав организации договора о коллективной безопасности  (рус.). Архивировано из первоисточника 28 августа 2011. Проверено 8 марта 2010.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *