Журнал регистрации инструктажа по безопасности дорожного движения для водителей с образцами заполнения

В российском транспортном законодательстве предусмотрено обязательное проведение инструктажей по БДД для водителей коммерческих и служебных грузопассажирских ТС. Оговаривается основная тематика занятий, периодичность их проведения.

В каждой компании заводится журнал инструктажа водителей по безопасности дорожного движения – документальное подтверждение проводимой профилактической работы, направленной на снижение вероятности ДТП.

В статье рассмотрим, как заполняется такой журнал, чем он отличается от документа по охране труда, какова форма записей об инструктажах по БДД.

Понятие

Учетный журнал инструктажей по безопасности дорожной езды – это документ для регистрации занятий с водителями ТС, используемых компаниями или ИП для грузопассажирских перевозок. Записи оформляются в виде таблиц. В горизонтальных строках содержатся сведения о видах и тематике инструктажей, а также размещается информация о водителях и инструкторах.

Пронумерованные листы шнуруются, заверяются печатью компании и подписью ответственного лица.

Назначение

Инструктажи по БДД проводятся для ознакомления водительского состава со спецификой деятельности компании, видом перевозок. Занятия с водителями проводятся периодически или регулярно в зависимости от назначения используемых ТС, характера грузов, особенностей маршрутов, условий транспортировки людей или товаров.

Подобные занятия позволяют морально подготовить перевозчиков к рабочим поездкам, разъяснить порядок действия в различных ситуациях, повысить ответственность за обеспечение безопасности езды.

Зачем нужен

Журнал является подтверждением соблюдения транспортного и трудового законодательства. Это юридический документ, в котором регистрируются все водители, принятые на работу и ознакомленные с особенностями автоперевозок.

Журналы регистрации подобных инструктажей нужны для:

  • составления отчетов (годовых и квартальных);
  • общего контроля деятельности предприятия;
  • проверки посещаемости занятий водителями ТС.

Отличие от журнала инструктажей по охране труда

На предприятиях заводят отдельные журналы по инструктажам БДД и по охране труда (ОТ), поскольку анализом информации, отражаемой в  подобных документах, занимаются разные надзорные органы. При просмотре записей может возникнуть путаница и необоснованные претензии к компании.

Ведение этих журналов регламентируется совершенно разными нормативными актами.

Инструктаж по ОТ проводится для всех работников предприятия, в том числе для водительского состава. В тематике отражаются общие вопросы безопасной работы с оборудованием. Периодичность занятий по ОТ и БДД может отличаться.

Согласно транспортному законодательству, ответственность за проведение занятий по БДД несет специальный сотрудник, прошедший квалификационный отбор в УГАДН – хорошо знакомый со спецификой работы в этой области. Только он имеет право контролировать ведение учетного журнала, заверять его своей подписью.

Регламентация

Проведение занятий по БДД с водительским персоналом предприятий, а также оформление учетных журналов регламентируется такими нормативно-правовыми актами, как:

  • Положение Рд-200-РСФСР-12-0071-86-09 о порядке проведения инструктажей.
  • Приказ Минтранса № 145 (от 30.04.2021 г.) о требованиях к обеспечению безопасности перевозок наземным транспортом. Вносит изменения в Приказ № 7 (от 15.01.2014 г.), действует с 1 сентября 2021 года.
  • КоАП РФ (ст. 12.31.1) о наказании за игнорирование инструктажей по БДД.

Для каких инструктажей используется

Для обеспечения безопасности дорожной езды и грузопассажирских перевозок проводятся инструктажи БДД различных видов (вводный, предрейсовый, сезонный, специальный).

Они отличаются программой, периодичностью и целями проведения. Занятия организуются для водительского персонала разного типа.

Справка. Для удобства учета в крупных компаниях с большим количеством работников, как правило, ведется 3 вида регистрационных журналов по БД:

  • Вводный.
  • Предрейсовый.
  • Сезонный вместе со специальным.

Вводные

Водителю сообщают о характере перевозок, нормах загрузки транспорта, категории пассажиров, особенностях посадки-высадки людей. Рассказывают о типичных причинах ДТП, действиях в случае их возникновения, порядке вызова страхового агента на место происшествия.

Знакомят с правилами допуска к работе и прохождения медосмотра.

Журнал вводного инструктажа по БДД выглядит так:

Журнал регистрации инструктажа по безопасности дорожного движения для водителей с образцами заполнения

Предрейсовые

Перед рейсом водителя информируют об особенностях маршрута, дорожных условиях, местах парковки/топливной заправки, наличии опасных участков дороги, объездных путей, а также о мерах обеспечения безопасности пассажиров.

Журнал регистрации предрейсового инструктажа водителей по БДД образец выглядит так:

Журнал регистрации инструктажа по безопасности дорожного движения для водителей с образцами заполнения

На заметку. Если предрейсовый инструктаж проводится сразу для нескольких водителей, участвующих в рейсе, тематику можно указывать только для одного из них, поскольку содержание лекций является одинаковым для всех.

Сезонные

В программу весенне-летних инструктажей входит ознакомление водителей с особенностями езды во время ливней, таяния снегов, разлива рек, раскисания дорог (возникновения повышенной вероятности буксования).

Темами осенне-зимних инструктажей являются правила езды по обледеневшим трассам, во время снегопада, плохой видимости из-за тумана.

Водителей предупреждают также о повышенной опасности перевозок во время сезонных отпусков, школьных каникул.

Журнал регистрации инструктажа по безопасности дорожного движения для водителей с образцами заполнения

Специальные

Такие инструктажи проводятся в экстренных ситуациях, а также при появлении новых приказов, касающихся транспортных перевозок и норм труда. Специальные занятия часто проводятся в дополнение к сезонным инструктажам, а их регистрационная документация, как правило, ведется совместно.

Как вести

Учетные журналы по БДД можно приобрести в онлайн-магазине «Товары и услуги по ОТ, экологии и пожарной безопасности», а также в магазине «Protector».

  • https://gosuchetnik.ru/shablony-i-formy/zhurnal-provedeniya-instruktazhey-s-voditelskim-sostavom-po-bezopasnosti-dvizheniya;
  • https://bdd-vsem.ru/dokumenty/;
  • https://market.yandex.ru/search?text=Комплект%20журналов%20по%20БДД&local-offers-first=0.

На сайте https://trans-otdel.ru/журнал-безопасность-перевозок-бдд/ можно купить полный набор документации, необходимой для организации работ по обеспечению БДД, или заказать разработку индивидуальных документов.

Кто должен вести

Журнал по проведению инструктажей с водительским составом по безопасности движения заполняет инструктор, проводивший занятия – к примеру, начальник автоколонны или инженер по ТБ и ОТ. Он ставит свою подпись на бланке после каждой проведенной беседы.

Разработкой формы журнала, контролем его заполнения занимается специальный сотрудник компании, назначенный ответственным за безопасность ДД и транспортных перевозок. Он контролирует подготовку водителей к выполнению рабочих заданий, следит за своевременным проведением занятий, принимает решение о допуске перевозчиков к рабочей поездке.

Когда вносить записи

Записи о проведении вводных инструктажей по БДД делаются в день проведения первичных занятий с новыми водителями.

Предрейсовый журнал заполняется перед первым рейсом по данному маршруту. Если перевозчик совершает разные поездки (в течение суток или ежедневно), инструктаж осуществляется перед каждым рейсом, а его проведение регистрируется.

Журналы сезонных инструктажей заполняются дважды в год, а специальных – после проведения соответствующих лекций.

Правила

Единой формы оформления журналов регистрации инструктажа по БДД нет. Их структуру разрабатывает сотрудник, занимающий должность ответственного за безопасность езды.

Однако существуют общие правила оформления такой документации:

  • на титульном листе необходимо указывать наименование организации, номера лицензии и регистрации, дату начала/завершения заполнения, ФИО ответственного за БДД;
  • в таблицах должны быть сведения о ТС, водителе и инструкторе, времени проведения занятий; записи заверяются личными подписями обоих лиц;
  • в журналах, заполняемых от руки, возможно исправление неверных данных – их перечеркивают, ставят отметку «исправлено», вносят достоверную информацию (ГОСТ 2.503-2013);
  • когда страницы заканчиваются, указывается дата закрытия документа; журнал подписывается с обратной стороны лицом, ответственным за БДД, заверяется печатью, сдается в архив.

Предупреждение. Если в таблице инструктажа нет подписи водителя, работника не допустят к поездке, поскольку считается, что он не прошел необходимой подготовки.

Какие сведения должны быть отражены

Как указывается в Приказе № 145, в учетном журнале БДД должны содержаться следующие сведения:

  • дата проведения каждого занятия;
  • вид инструктажа;
  • должность сотрудника, проводившего собеседование, его фамилия и инициалы;
  • личная подпись инструктора;
  • ФИО водителей, прошедших инструктаж;
  • подписи водителей.

По мере необходимости в таблицу вносятся сведения о категории, типах, марках транспортных средств, участке работы водителя в составе компании, номерах и содержании конкретных инструкций.

Можно ли вести в электронном виде

С 2022 года журналы по безопасности дорожной езды можно вести не только в бумажной форме, но и в виде электронного Excel-документа. При этом используются специальные компьютерные программы, разработанные для регистрации транспортной деятельности предприятий. Водители и инструкторы должны иметь личные электронные подписи (ЭЦП), изготовленные в соответствии с ФЗ-63 от 06.04.2011 г.

Хранение

Любую учетную документацию, содержащую информацию об инструктажах по безопасности грузовых и пассажирских перевозок, хранят в архивах компаний в течение 10 лет и более.

Руководители предприятий обязаны предоставлять регистрационные журналы представителям надзорных органов (ФБУ Ространснадзор, трудовой инспекции, судебным органам).

Информация может быть использована для оценки деятельности компаний, проверки  исполнения требований безопасности перевозок.

Старые журналы хранятся для контроля эффективности мероприятий по обеспечению БДД. Они могут быть использованы для сбора статистических данных, при оспаривании претензий к безопасности перевозок, осуществляемых компанией.

Ответственность за наличие

Ведение журналов по БДД подтверждает исполнение законов, должное внимание руководства предприятия к обязательным требованиям. Ответственность за наличие отчетной документации по обеспечению БДД несет руководитель компании.

Несоблюдение правил обеспечения БДД и требований к ведению регистрационных журналов является серьезным административным нарушением, за которое с компании могут взыскать штраф до 100 000 рублей.

Какие еще журналы могут понадобиться

Кроме журналов вводного, предрейсового, сезонного и специального инструктажа по БДД, компании могут понадобиться дополнительные документы, в которых регистрируется информация о событиях и деятельности, связанной с безопасностью перевозок.

Журнал медосмотров (предсменных, предрейсовых)

Здесь регистрируются типичные причины отстранения водителей от рабочих поездок, описывается воздействие опасных грузов на здоровье перевозчиков. Журнал заполняется медработником, на которого возложено проведение соответствующего освидетельствования.

Фиксируются следующие данные:

  • дата медосмотра, место его проведения;
  • ФИО и пол водителя;
  • дата рождения;
  • исследуемые показатели состояния здоровья (перечисляются отдельно);
  • заключение с подписью врача.

Журнал регистрации техсостояния ТС, их выпуска в рейс

Позволяет выявлять непроизводительные траты рабочего времени (отклонения от маршрута в личных интересах) по величине пробега и расходу топлива. Журнал используется для доказательства исправности ТС, выпускаемого в рейс, разрешения спорных ситуаций при выяснении причин ДТП.

  • марка, тип, госномер автомобиля;
  • маршрут;
  • показания спидометра, уровня горючего в баке перед выездом в рейс и после возвращения;
  • время выезда на линию и проводимой проверки;
  • подпись мастера, проводившего ТО.

Журнал выдачи путевых листов

Используется для бухгалтерских расчетов, составления сметы расходов. В него записываются номер и дата оформления путевого листа, данные водителя, место доставки грузов или пассажиров, показания спидометра, номер ТС, ставятся подписи водителя, старшего диспетчера, бухгалтера компании.

Журнал учета нарушений ПДД

Его ведение позволяет повысить ответственность перевозчиков, избежать игнорирования правил дорожной езды. Здесь фиксируются:

  • персональные данные водителя, стаж его работы;
  • тип, марка, госномер ТС;
  • характер нарушения, время его совершения;
  • обстоятельства, приведшие к нарушению ПДД;
  • лицо, зафиксировавшее инцидент;
  • предпринятые меры (воспитательная беседа, порицание на общем собрании);
  • уплата штрафов.

Дополнение. При приеме водителей на работу многие предприятия заключают договор о материальной ответственности за нарушения правил дорожной езды и грузопассажирских перевозок. В нем указываются размеры штрафов.

Журнал учета проверок надзорных органов по БДД

Записи, сделанные в этом документе, могут пригодиться компании при обращении в суд по поводу оспаривания несправедливо наложенных штрафов. В журнал проверок включают такие данные:

  • дату создания журнала;
  • название и специфику предприятия;
  • ФИО руководителя и ответственного инструктора БДД;
  • дату и продолжительность проверки;
  • тип контроля (плановый/внеплановый), цель проведения;
  • дату получения заключительного акта;
  • перечень нарушений;
  • предписания по устранению недостатков;
  • ФИО контролера, его подпись.

Журнал регистрации водителей, отправляющихся в командировку

В таблице указывается дата инструктажа, ФИО водителя, маршрут и длительность командировки, марка и госномер авто, название/номер инструкции, ФИО и должность инструктора. Ставятся личные подписи обоих лиц.

Журнал учета ДТП

Его ведет ответственный за безопасность перевозок, в обязанности которого входит сверка данных о ДТП с результатами, фиксируемыми ГИБДД.

В этих журналах есть следующие графы:

  • номер карточки учета произошедшего ДТП (она оформляется согласно приказу № 328 МВД);
  • дата, время, место совершения ДТП;
  • вид транспортной аварии;
  • фамилия, инициалы водителя;
  • обстоятельства и условия, создавшие угрозу ДТП;
  • причины происшествия;
  • последствия аварии;
  • примечания, пояснения.

Журнал учета занятий по БДД

Указывается общий объем программы (в часах), продолжительность теоретических и практических занятий, а также сведения, полученные водителями во время каждого из них.

Все водители, работающие в организациях, использующих ТС для служебных или коммерческих перевозок, должны обязательно проходить инструктаж по безопасности езды. В противном случае они не допускаются к работе, а руководство компании и сотрудник, ответственный за БДД, наказываются крупным штрафом за нарушение требований закона.

Сведения о проведении первичного и последующих инструктажей фиксируются в специальных журналах, которые являются юридическими документами. Журналы заверяются печатями и подписями ответственных лиц. Их сохраняют как доказательство соблюдения законодательных предписаний, используют при выяснении причин ДТП и степени вины перевозчиков.

Вопрос-ответ

Нужно ли соблюдать хронологию записей в журнале БДД? Если в компании много водителей, их фамилии удобнее заносить в журнал по алфавиту, при этом хронология событий, как правило, нарушается.

Форма ведения журнала может быть произвольной. Поэтому его можно вести так, как удобно.

Должен ли быть ответственный за БДД в строительной организации, имеющей всего 4 машины? Нужно ли в этом случае вести журнал водительских инструктажей?

В Федеральном законе № 196 четко говорится, что такой специалист нужен всем организациям и ИП (без исключения), владеющим грузовым и пассажирским транспортом. Журнал заводится обязательно для составления отчетности и решения судебных споров.

Какие журналы инструктажей по БДД следует иметь, если в компании есть только один служебный автобус, используемый не для коммерческих целей, а исключительно для перевозки собственных сотрудников?

В этом случае можно завести один совмещенный журнал, в котором водитель должен расписываться после каждого инструктажа. В таблице должна быть указана дата заполнения, ФИО слушателя и ответственного за БДД. Фиксируется номер водительского удостоверения, результаты медосвидетельствования водителя (номер медсправки), проверки на трезвость.

В каждой компании, которая занимается перевозками, необходимо проводить инструктажи по БДД для водителей. Данные о таких лекциях фиксируются в специальном документе, который называется журнал учета.

Зачем проводить для водителей инструктажи? Дело в том, что дорога – это источник повышенной опасности. Правительство принимает все возможные меры, чтобы обезопасить жизнь водителя и других людей, находящихся в транспортном средстве.

Журнал по БДД – это документ, который подтверждает факт проведения на предприятии положенных мероприятий. Такой документ должен быть в обязательном порядке пронумерован и прошнурован.

Некоторые фирмы заводят сразу несколько журналов учета. Каждый из документов предназначен для конкретного инструктажа:

Внимание! Для каждого из перечисленных нами инструктажей (кроме специального) предусмотрен отдельный журнал учета. Игнорирование данного требования приведет к штрафам.

Проведение инструктажей по БДД, а также ведение отчетной документации регламентируется следующими нормативно-правовыми актами:

  • Приказ Минтранса №145 от 30.04.2021 года.
  • Статья №131.1 Кодекса об Административных Правонарушениях.

Чтобы снизить аварийность на дорогах, Правительство РФ обязывает компании, занимающиеся перевозками, проводить обучающие лекции для водителей. Такие занятия необходимо организовать даже в тех фирмах, где трудится всего один шофер.

Инструктажи по БДД позволяют ознакомить водителей со спецификой деятельности организации. Лекции для шоферов проводятся либо периодически, либо регулярно. Все зависит от следующих факторов:

  • тип транспортируемых грузов;
  • особенности маршрута перевозки;
  • условия транспортировки.

Внимание! Проведенный инструктаж может помочь водителю понять, как действовать в различных ситуациях, случающихся на дороге.

Журнал учета должен быть предоставлен сотрудникам контролирующих органов по первому запросу. Также на основании этого документа подготавливаются квартальные и годовые отчеты.

Кто ведет

Ведением журнала учета занимается сотрудник, который был назначен руководителем предприятия в качестве ответственного за проведение инструктажей. Именно он вносит необходимые сведения в большую часть документов. Исключением являются журналы, в которых отражаются результаты медицинских осмотров водителей. Их ведет исключительно медик.

Внимание! Все страницы журнала должны быть пронумерованы и заверены печатью компании. Штамп проставляется и на задней стороне документа.

Форма

Журналы по БДД можно вести не только в бумажной форме, но и в электронной. Во втором случае ответственному за заполнение документа необходимо воспользоваться программой для работы с электронными таблицами Microsoft Excel.

Также электронная форма предполагает использование специальных программ, необходимых для регистрации транспортной деятельности компании. У каждого шофера и инструктора должна быть электронная цифровая подпись.

Внимание! Наличие ЭЦП позволит расписываться в электронном журнале по БДД.

Структура

Мы уже упомянули о том, что для каждого инструктажа предусмотрен отдельный журнал. Законодательство не предусматривает стандартизированной формы, поэтому компании должны сами заниматься оформлением бланков.

Несмотря на то, что установленной формы нет, существует общепринятая структура документа:

  • На титульном листе в обязательном порядке указывается наименование компании, а также ее регистрационный номер.
  • В табличном разделе отражаются следующие сведения: номер записи, ФИО шофера, ФИО инструктора.

Страницы документа должны быть пронумерованы и прошнурованы. В конце журнала ставится печать компании, а также подпись ответственного лица.

Внимание! В журнале должны содержаться подписи инструктора и водителя.

Законодательство не предусматривает унифицированной формы журнала по БДД. Документ удобно вести в виде таблицы со следующими столбиками:

  • дата проведения лекции;
  • ФИО водителя;
  • марка и государственный номер автомобиля;
  • тема лекции и ее краткое содержание;
  • ФИО и подпись инструктора;
  • подпись инструктируемого.

Последний столбец требует особого внимания, так как именно он доказывает тот факт, что конкретный водитель получил всю необходимую информацию на инструктаже.

Ответственному лицу следует ознакомиться с правилами оформления журнала:

  • В документ можно вносить исправления. Для этого достаточно зачеркнуть неправильную запись и поставить отметку «исправлено». После этого указываются достоверные сведения.
  • Если страницы документа заканчиваются, то нужно указать дату его закрытия. Специалист по БДД должен поставить свою подпись и печать организации с обратной стороны документа.
  • В таблицах должны быть указаны сведения о транспортном средстве, а также информация об инструкторе и водителе.

Образец журнала по БДД:

Журнал регистрации инструктажа по безопасности дорожного движения для водителей с образцами заполнения

Как создать

Журнал учета можно либо создать самостоятельно, либо купить в магазине канцелярии. В первом случае необходимо воспользоваться программой Microsoft Excel.

Когда будете составлять журнал самостоятельно, помните о том, что в нем в обязательном порядке должны содержаться следующие сведения:

  • Фамилия, имя, отчество водителя.
  • Марка транспортного средства.
  • Тема лекции.
  • Фамилия, инициалы, должность инструктирующего.
  • Подпись инструктирующего.
  • Подпись инструктируемого.

Сроки хранения

Любая учетная документация, в которой присутствуют сведения о проведенных для водителей инструктажах по БДД, хранится в архивах организации в течение десяти лет.

Зачем предприятию хранить старые журналы? Дело в том, что это позволяет контролировать эффективность лекций по обеспечению БДД. Наличие документов также помогает собирать статистические данные.

Внимание! Если кто-то подаст на компанию в суд за нарушение требований к перевозке, то организация будет руководствоваться сведениями, указанными в журналах учета.

Кто проверяет

Проверить наличие журнала по БДД могут следующие органы:

  • ФБУ Ространснадзор.
  • Трудовая инспекция.
  • Суд.

Сведения, указанные в журнале, позволяют перечисленным органам дать оценку деятельности предприятия. Также документ необходим для проверки исполнения требований безопасности пассажиро- или грузоперевозок.

Внимание! Руководители предприятия обязаны предоставить документ по первому требованию сотрудника контролирующего органа.

Каждый журнал по БДД служит подтверждением того, что руководитель компании действует в соответствии с требованиями, прописанными в действующих нормативно-правовых актах. Наличие документа – это доказательство факта проведения в организации обязательных мероприятий. В частности, речь идет о лекциях по БДД для подчиненных.

Отсутствие отчетной документации не позволит доказать контролирующим органам факт проведения занятий по БДД. Запросить журнал учета вправе сотрудники трудовой инспекции и Ространснадзора.

Так как журналы – это обязательное требование, его отсутствие чревато большими штрафами. Выплатой взысканий должен заниматься руководитель предприятия.

Внимание! Размер штрафа за отсутствие журнала на предприятии может составлять до 100 тыс. рублей.

Какие журналы понадобятся

Для каждого из инструктажей заводится отдельная книга учета. Ниже мы рассмотрим, какие документы для обеспечения БДД потребуется завести ответственному лицу.

Учета учебных занятий

В данном журнале отражаются сведения о проведении с сотрудниками ежегодного обучения по БДД. Речь идет о следующих данных:

  • Фамилия, имя, отчество водителя.
  • Дата проведения занятия.
  • Название темы лекции.
  • Количество учебных часов.
  • Фамилия, имя, отчество преподавателя.
  • Подпись инструктора.

Проведения инструктажей с водительским составом

В журнале указываются результаты проведения лекции, а также другие сведения:

  • ФИО инструктируемого.
  • Год рождения и должность инструктируемого.
  • Название производственного подразделения.
  • ФИО и должность инструктора.
  • Подписи инструктора и водителя.

Предрейсовых медосмотров водителей

В документе указываются причины отстранения водителей от рейса. Если перевозка опасного груза каким-то образом сказалась на здоровье водителя, то это тоже необходимо отразить в журнале.

Заполнением журнала предрейсовых медосмотров водителей занимается медик после проведения соответствующего освидетельствования.

В документе в обязательном порядке указываются следующие сведения:

  • Дата проведения медицинского осмотра.
  • ФИО водителя.
  • Дата рождения.
  • Результаты анализов.
  • Медицинское заключение.

Внимание! Если водитель придет на работу в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, то информация об этом будет занесена в журнал.

Послерейсовых медосмотров водителей

Результаты послерейсовых медосмотров нельзя занести в журнал, о котором шла речь выше. Необходимо заводить отдельный документ.

Послерейсовые медосмотры являются обязательными для водителей, которые занимаются перевозкой пассажиров и опасных грузов.

В журнале отражаются следующие сведения:

  • Дата проведения медицинского осмотра.
  • ФИО водителя.
  • Дата рождения.
  • Результаты анализов.
  • Заключение с подписью медика.

Внимание! Проведение послерейсовых осмотров позволяет определить, употребляет ли водитель спиртные напитки за рулем.

Регистрации технического состояния и выпуска на линию ТС

Данный журнал может вести сотрудник, которого руководитель предприятия назначил в качестве ответственного за выпуск исправных ТС на линию.

В документе указываются следующие сведения:

  • Марка и модель транспортного средства.
  • Государственный номер ТС.
  • ФИО водителя ТС.
  • ФИО контролера.
  • Дата и время проведения осмотра.
  • Показания спидометра.
  • Отметка о прохождении ТО.
  • Подпись контролера.

Учета выдачи путевых листов

Для учета выдачи путевых листов необходимо заводить отдельный журнал. В нем указываются следующие сведения:

  • Фамилия, имя, отчество водителя.
  • Номер удостоверения, дающего право на управление автомобилем.
  • Заводской номер ТС.
  • Должность и ФИО лица, назначенного ответственным за безопасную эксплуатацию ТС.
  • Номер путевого листа.
  • Подпись лица, выдавшего путевой лист.
  • Подпись водителя.

Учета нарушений ПДД

Журнал позволяет зафиксировать все нарушения ПДД, допущенные водителями компании.

  • Дата и время нарушения.
  • ФИО водителя.
  • Марка ТС.
  • Номер транспортного средства.
  • Место, где было допущено нарушение.
  • Кто зафиксировал факт нарушения.
  • Вид нарушения.
  • Принятые меры.

Учета ДТП

Такой журнал необходим для выявления причин аварийности. В нем отражаются следующие сведения:

  • Номер карточки, выданной инспектором.
  • Дата ДТП.
  • Время и место аварии.
  • Вид аварии.
  • Что послужило причиной возникновения ДТП.
  • Информация о водителе.
  • Последствия ДТП.
  • Примечания.

Учета проверок органами контроля по БДД

Журнал учета проверок органами контроля по БДД должен быть в любой компании, которая занимается перевозками. Сведениями, указанными в этом документе, можно руководствоваться при возникновении спорных ситуаций.

В журнале отражаются следующие данные:

  • Название компании.
  • ФИО руководителя.
  • Дата проверки.
  • Тип контроля.
  • Список нарушений.
  • Реквизиты контролера.
  • В каждой компании, которая занимается перевозками грузов и пассажиров, необходимо проводить инструктажи для водителей по БДД.
  • Журнал по БДД является отчетной документацией, которая подтверждает факт проведения на предприятии положенных мероприятий.
  • Инструктажи по БДД позволяют ознакомить водителей со спецификой деятельности организации.
  • Проведенный инструктаж может помочь водителю понять, как действовать в различных ситуациях, случающихся на дороге.
  • С 2022 года закон позволяет вести журнал по БДД не только в бумажной форме, но и в электронной.
  • У каждого шофера и инструктора должна быть электронная цифровая подпись (ЭЦП), если журнал ведется не в бумажной форме.

Ответы на часто задаваемые вопросы

Существует всего 4 вида инструктажей, каждый из которых преследует определенные цели:

  • Вводный. Такие инструктажи проводятся специалистами по БДД. Они являются обязательными для сотрудников, которые только устроились в компанию на должность водителя. На вводных инструктажах работники узнают:
    – правила внутреннего распорядка;
    – рабочее расписание;
    – требования к шоферам;
    – порядок прохождения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра;
    – сведения об уровне аварийности на конкретных маршрутах и т.д.
  • Предрейсовый. Из названия можно понять, что инструктажи проводятся перед выездом водителя на маршрут. В некоторых компаниях такие лекции организовывают каждый день.

На предрейсовых инструктажах работники узнают:

  • особенности маршрута перевозки;
  • меры безопасности при проезде по спускам и подъемам;
  • места, где находятся пункты медицинской помощи и заправки;
  • действия, которые необходимо предпринять в случае форс-мажорной ситуации.

Внимание! Проведением предрейсового инструктажа занимаются диспетчеры движения.

  • Сезонный. Инструктажи проводятся начальником автоколонны два раза в год для всех водителей, трудящихся на предприятии. На сезонных инструктажах работники узнают о том, как управлять транспортным средством при сложных погодных условиях.
  • Специальный. Такие инструктажи находятся вне графиков и проводятся только в том случае, если возникают факторы, влияющие на привычные условия работы водителей. Речь идет о:
    – новых нормативно-правовых актах;
    – форс-мажорных ситуациях;
    – угрозах терактов и т.п.

Внимание! Инструктажи проводятся вне зависимости от того, насколько опытен водитель.

Это документальное доказательство того факта, что компания позаботилась о проведении различных видов инструктажей для водителей. Также в журнале отражается тема лекции и ее содержание. Если под записью отсутствует подпись шофера, то считается, что его не было на инструктаже.

Внимание! Если водитель не пройдет инструктаж, то он не может быть допущен к управлению транспортным средством.

Дело в том, что специальные инструктажи невозможно включить в график. Они являются ситуативными и проводятся только в том случае, если необходимо обеспечить безопасность грузо- или пассажироперевозок.

Сведения о специальных лекциях можно занести в журнал, предназначенный для сезонных инструктажей. Это не будет считаться нарушением.

Нет, шофер никак не будет наказан. Однако такой инцидент говорит о халатности со стороны руководства предприятия. Согласно Кодексу об Административных Правонарушениях, за такое нарушение организацию обяжут выплатить штраф в размере от 3000 до 5000 рублей.

Если водитель компании попадет в аварию, то сведения о произошедшем ДТП должны быть внесены в отдельный журнал учета.

Перечень журналов по БДД на предприятии выглядит следующим образом:

  • Вводный.
  • Предрейсовый.
  • Сезонный.

Журнал по БДД – это не единственный документ, который необходим для оформления инструктажа. В компании должны присутствовать и другие бумаги, фиксирующие факт проведения мероприятия:

  • Типовое положение. Внутренний документ, регламентирующий проведение лекций для водителей предприятия. В данном документе отражаются следующие сведения:
    – регламент проведения инструктажей;
    – цели лекций;
    – периодичность проведения занятий;
    – требования к инструктору;
    – взыскание за неисполнение предписанных требований.
  • Путевой лист. С помощью данного документа компания контролирует работу организаций. В нем в обязательном порядке указываются следующие сведения:
    – номер и наименование путевого листа;
    – срок действия ПЛ;
    – информация о собственнике транспортного средства;
    – информация о самом транспортном средстве;
    – данные о водителе.

Внимание! В отличие от остальных документов, путевой лист должен всегда находиться при водителе. Его наличие может в любой момент проверить инспектор ГИБДД.

Из статьи мы выяснили, что журналы по безопасности дорожного движения на предприятии – это необходимость, когда компания занимается перевозками грузов или пассажиров. Если сотрудники контролирующих органов установят, что организация не ведет обязательные документы, то штрафов не избежать. Подробнее о размере взысканий говорится в КоАП РФ.

УТВЕРЖДАЮ Руководитель Федеральной дорожной службы России В.Г.АРТЮХОВ 29 мая 1998 года

СОГЛАСОВАНО Начальник Главного управления Госавтоинспекции МВД России, генерал-лейтенант милиции В.А.ФЕДОРОВ 29 мая 1998 года

ПРАВИЛА УЧЕТА И АНАЛИЗА ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Разработаны во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 1996 г. N 647 “Об утверждении Правил учета дорожно-транспортных происшествий”.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 647 принято 29.06.95

Согласованы Начальником Главного управления Госавтоинспекции МВД России В.А. Федоровым 29 мая 1998 г.

Утверждены Руководителем Федеральной дорожной службы России В.Г. Артюховым 29 мая 1998 г.

Введены в действие Приказом Федеральной дорожной службы России от 23 июля 1998 г. N 168 взамен ВСН 15-87 Минавтодора РСФСР “Инструкция по учету дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах общего пользования”, 1987 г.

Разработаны: ГП “РОСДОРНИИ” с участием специалистов Российской Ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами “РАДОР”, НИЦ ГАИ МВД России и Федеральной дорожной службы России.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие Правила определяют единый порядок и формы учета и анализа дорожно-транспортных происшествий (ДТП), обязательный для выполнения всеми государственными органами управления автомобильными дорогами, владельцами ведомственных и частных дорог (далее в тексте – дорожными организациями).

В дорожных организациях учет и анализ дорожно-транспортных происшествий на дорогах, находящихся в их ведении, проводят в целях:

– оценки общего состояния аварийности;

– изучения и устранения причин дорожно-транспортных происшествий;

– выявления опасных участков сети дорог с повышенной вероятностью возникновения дорожно-транспортных происшествий (участков концентрации ДТП);

– разработки и осуществления эффективных мер по повышению безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий.

При проведении учета ДТП необходимо обеспечить:

– достоверность и оперативность получения данных о дорожно-транспортных происшествиях;

– своевременное обобщение и анализ сведений о дорожно-транспортных происшествиях.

Учет и анализ данных о дорожно-транспортных происшествиях, а также работа по обеспечению безопасности движения должны проводиться дорожными организациями совместно с Государственной автомобильной инспекцией.

Дорожные организации совместно с работниками Госавтоинспекции в установленном порядке участвуют в осмотре мест ДТП, в которых неудовлетворительные дорожные условия сопутствовали возникновению этих ДТП, с целью определения характеристик дорожных условий на момент совершения ДТП и составления акта, форма которого приведена в Приложении 1. При невозможности участия дорожной организации в осмотре непосредственно после совершения ДТП осмотр проводится в течение суток.

При определении наличия в месте ДТП дорожных условий, сопутствующих возникновению ДТП, следует руководствоваться характеристиками дорожных условий, указанными в Приложении 2 настоящих Правил и ГОСТ Р 50597-93 “Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения”.

Дорожные организации ежемесячно, в целях обеспечения достоверности сведений, проводят сверку имеющихся данных о ДТП на дорогах, находящихся в их ведении, с данными подразделений ГАИ. Порядок проведения сверок определяется дорожными организациями по согласованию с руководителями подразделений ГАИ. Результаты сверки оформляются справкой, заверенной в подразделении ГАИ, которая хранится в дорожной организации 3 года.

При поступлении в дорожную организацию сообщений о возникших ДТП следует немедленно сообщить об этом в дежурную часть ГАИ, а при необходимости вызвать к месту ДТП скорую медицинскую помощь и оказать содействие пострадавшим в доставке их в ближайшее медицинское учреждение. В журнале дежурного дорожной организации делается соответствующая запись.

На автомобильных дорогах в установленном порядке проводятся служебные проверки причин и обстоятельств ДТП с тяжкими последствиями (погибло 5 человек и более, пострадало 10 человек и более), с рейсовыми автобусами (независимо от числа пострадавших), а также и других ДТП, возможной причиной которых могут являться неудовлетворительные дорожные условия.

Ответственность за правильность и своевременность учета и анализа ДТП возлагается на работника, назначенного приказом руководителя дорожной организации. Контроль за исполнением осуществляет руководитель дорожной организации.

УЧЕТ И АНАЛИЗ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ НА ПОДВЕДОМСТВЕННОЙ СЕТИ ДОРОГ

Дорожные организации должны вести учет дорожно-транспортных происшествий, которым сопутствовали неудовлетворительные дорожные условия, отмеченные в карточке учета ДТП, составляемой сотрудниками Госавтоинспекции (ДТП – ДУ), и ДТП с тяжкими последствиями, а также вести анализ всех ДТП, имевших место на подведомственной сети дорог (участке дороги).

Сведения ДТП – ДУ и ДТП с тяжкими последствиями, возникших на участках дорог, находящихся в ведении данной дорожной организации, и сведения о мерах по профилактике ДТП заносят и хранят по форме 1, указанной в Приложении 4.

Для каждой из дорог, находящейся в ведении данной организации, учет ведется отдельно. Сведения о ДТП должны быть сброшюрованы в журнал, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и храниться в течение трех лет с даты последней записи.

Данные о ДТП рекомендуется также хранить в банках данных, составленных с использованием ПЭВМ. При хранении данных о ДТП в компьютерных базах данные должны быть распечатаны по установленной форме (Приложения 4 и 5), сброшюрованы в журнал, который должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью и храниться в течение трех лет с даты последней записи.

При занесении в журнал сведений о ДТП следует использовать данные, содержащиеся в карточках учета ДТП, полученные в результате сверок, и актах обследования дорожных условий в месте совершения ДТП.

Внесенные в учетные формы сведения о ДТП могут быть скорректированы по результатам расследования органами внутренних дел. При последующих сверках в журнал учета ДТП должны быть внесены соответствующие изменения.

Учет ДТП в органах, уполномоченных управлять автомобильными дорогами (автодоры, автодороги, дорожные фонды дирекции и др.), ведется на основе данных учета, поступающих из дорожных организаций в установленном порядке.

Периодичность представления сведений о ДТП устанавливается дорожными организациями. На основании поступивших сведений составляется справка о состоянии аварийности на подведомственной сети дорог (Приложение 5). При этом выделяют те неудовлетворительные дорожные условия, устранение которых является функцией дорожной организации.

“Утверждаю”
Руководитель органа управления –
балансодержатель дороги
_________________________ Ф.И.О.
подпись
дата
 
АКТ
обследования дорожных условий в месте совершения ДТП
 
Место совершения ДТП:
Республика ____________________________
Край ____________________________
Область ____________________________
Район ____________________________
Название дороги ____________________________
Значение дороги ____________________________
Расстояние км + м ____________________________
Владелец дороги (балансодержатель) _______________________________
Дорожная организация, осуществляющая
содержание дороги ________________________________________________
Дата и время совершения ДТП ______________________________________
Вид ДТП __________________________________________________________
Дорожные условия в месте совершения ДТП (дать описание
дорожных условий, сопутствующих ДТП, отмеченных в акте
Госавтоинспекции осмотра места ДТП. При необходимости провести
инструментальную оценку характеристик дорожных условий) __________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
 
Подписи лиц, участвовавших в обследовании дорожных условий:
 
Представитель дорожно-
эксплуатационной организации _________________________________
(должность, Ф.И.О., подпись)
 
Представитель Госавтоинспекции _______________________________
 
Представители других организаций
(указать организации) _______________________________
 
Дата составления ________________________

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИК ДОРОЖНЫХ УСЛОВИЙ, СОПУТСТВУЮЩИХ ВОЗНИКНОВЕНИЮ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ

Примечание. Число просветов подсчитывается по значениям, превышающим указанные в СНиП 3.06.03-85.

Для переходного типа покрытий неровным считается покрытие, показатель ровности которого составляет более 340 см/км по толчкомеру ТХК-2.

В скобках приведены значения повреждений для весеннего периода.

Группа А – автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт./сут., в населенных пунктах – магистральные дороги скоростного движения.

Группа Б – автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 авт./сут. до 3000 авт./сут., в населенных пунктах – магистральные дороги регулируемого движения.

Группа В – автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт./сут., в населенных пунктах – дороги местного значения.

Предельные размеры отдельных повреждений (просадок, выбоин и т.п.) не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.

Низкие сцепные качества покрытия – величина коэффициента сцепления покрытия составляет менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и менее 0,4 – шиной, имеющей рисунок протектора.

Величина коэффициента сцепления разметки должна составлять не менее 0,75 величины коэффициента сцепления покрытия (ГОСТ Р 50597-93).

На переходных типах покрытия величина коэффициента сцепления не нормируется.

Неудовлетворительное состояние обочин – наличие на укрепительных полосах просадок, выбоин, иных повреждений, также возвышение обочины над проезжей частью.

Обочина занижена по отношению к проезжей части – уровень обочины ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4,0 см (ГОСТ Р 50597-93).

Несоответствие габарита моста ширине проезжей части – габарит (ширина проезжей части моста) равен или меньше ширины проезжей части дороги на подходах к нему (ВСН 25-86).

Плохая видимость светофора – сигналы светофора и символы на светофильтрах (линзах-рассеивателях) распознаются с расстояния менее 50 м, а также имеются следующие дефекты:

– отражатель имеет разрушения и коррозию, вызывающие появление зон пониженной яркости, различим с расстояния 50 м;

– рассеиватель имеет трещины и сколы;

– в процессе эксплуатации сила света сигнала светофора в осевом направлении снизилась более чем на 30% от значений, установленных по ГОСТ 25695.

Неисправность светофора – нарушение нормального режима работы светофора вследствие перегорания ламп, неисправностей контролера и других причин.

Отсутствие горизонтальной разметки проезжей части – отсутствие на проезжей части дороги линий горизонтальной разметки, предусмотренных схемой разметки проезжей части в соответствии с ГОСТ 13-508-74.

Отсутствие вертикальной разметки – отсутствие разметки на поверхности элементов дорожных сооружений или на щитах, прикрепленных к этим сооружениям; на островках безопасности, на ограждающих элементах дорог, на бордюрах в соответствии с требованиями ГОСТ 13508-74.

Деревья (опоры) на обочине – наличие на обочине дорог деревьев, опор светильников, массивных стоек рам для размещения дорожных знаков или других препятствий, не имеющих ограждений.

Наличие наружной рекламы – наличие рекламы, затрудняющей восприятие средств организации дорожного движения, установленной без согласования с ГАИ и дорожными организациями.

Отсутствие тротуаров (пешеходных дорожек) – отсутствие тротуаров в местах, где они должны быть предусмотрены согласно п. 4.39 СНиП 2.05.02-85:

– на участках дорог в пределах населенных пунктов;

– на подходах к населенным пунктам при расчетной интенсивности движения 4000 прив. ед./сут. и более.

Отсутствие ограждений в необходимых местах – отсутствие ограждений на участках дорог, где их установка предусмотрена требованиями ГОСТ 23457-86.

Недостаточное освещение – отсутствие освещения в необходимых местах, где оно должно быть предусмотрено согласно требованиям СНиП 2.05.02-85, несоблюдение требований СНиП по освещенности при наличии освещения.

Освещение следует считать недостаточным также в следующих случаях (ГОСТ Р 50597-93):

– наружные осветительные установки не включены в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности и до 20 лк или отключены – в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк;

– неработающие светильники расположены подряд, один за другим;

– частичное (до 50%) отключение наружного освещения произведено в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов составляет более 40 чел./ч и транспортных средств в обоих направлениях – более 50 ед./ч.

Неисправное освещение – отсутствие освещения из-за отказов в работе наружных осветительных установок, связанных с обрывом электрических проводов или повреждением опор.

Наличие снежных валов – имеются снежные валы на следующих участках проезжей части дорог и тротуаров (ГОСТ 50597-93):

– на пересечениях всех дорог в одном уровне и вблизи железнодорожных переездов в зоне треугольника видимости;

– ближе 5 м от пешеходного перехода;

– ближе 20 м от остановочного пункта общественного транспорта;

– на участках дорог, оборудованных транспортными ограждениями или повышенным бордюром;

– на тротуарах (учитывается при ДТП с пешеходами).

Отсутствие ограждений, сигнализации в местах работ – отсутствие или неполная номенклатура временных средств организации движения, предусмотренных Инструкцией по организации движения и ограждению мест производства дорожных работ (ВСН 37-84).

Плохая видимость дорожных знаков – при установке дорожных знаков не соблюдены требования п. 1.1 ГОСТ 23457-86, его технические характеристики не соответствуют требованиям ГОСТ 10807-78 или же дорожный знак не удовлетворяет следующим требованиям ГОСТ 50597-93:

Поверхность знаков должна быть чистой, без повреждений, затрудняющих их восприятие.

Для дорожных знаков со световозвращающей поверхностью в процессе их эксплуатации допускается снижение удельного коэффициента силы света (кд x лк(-1) x м(-2)) до следующих значений:

для желтого – не менее 20,

Средняя яркость элементов изображения дорожных знаков с внутренним освещением (кд x м(-2)) не должна быть меньше следующих значений:

для зеленого – 20,

Яркость элементов черного цвета не должна превышать 1 кд x м(-2).

Отсутствие дорожных знаков – отсутствие дорожных знаков, предусмотренных действующей дислокацией.

Неправильное применение дорожных знаков – знаки установлены с нарушением требований действующих ГОСТ 10807-78 и ГОСТ 23457-86.

Плохая различимость горизонтальной дорожной разметки – износ дорожной разметки по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м) составляет более 50% при выполнении ее краской и 25% – термопластичными массами (ГОСТ Р 50597-93).

Ограниченная видимость – видимость в плане, профиле и на пересечениях не соответствует требованиям СНиП 2.05.02-85.

В продольном профиле расстояние видимости встречного автомобиля не должно быть меньше величин, указанных в табл. 10 СНиП 2.05.02-85.

Во всех случаях, где по местным условиям возможно попадание на дорогу с придорожной полосы людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы на расстоянии 25 м от кромки проезжей части для дорог I – III категорий и 15 м для дорог IV – V категорий.

На пересечениях автомобильных дорог в одном уровне при отсутствии застройки должно быть обеспечено расстояние видимости в соответствии с требованиями действующих нормативных документов (ГОСТ Р 50597-93).

Отсутствие переходно-скоростных полос – отсутствие переходно-скоростных полос на пересечениях в одном или в двух уровнях, на остановках общественного транспорта в соответствии с требованиями СНиП 2.05.02-85:

– на пересечениях и примыканиях в одном уровне в местах съездов на дорогах I – III категорий: в том числе к зданиям и сооружениям, располагаемым в придорожной зоне: на дорогах I категории при интенсивности 50 прив. ед./сут. и более съезжающих или въезжающих на дорогу (соответственно для полосы торможения или разгона); на дорогах II и III категорий – при интенсивности 200 прив. ед./сут. и более;

– на транспортных развязках в разных уровнях – для съездов, примыкающих к дорогам I – III категорий, независимо от интенсивности движения;

– на дорогах I – IV категорий – в местах расположения площадок для остановок автобусов и троллейбусов, а на дорогах I – III категорий также у автозаправочных станций и площадок для отдыха (у площадок, не совмещенных с другими сооружениями обслуживания, полосы разгона могут отсутствовать).

Несоответствие параметров дороги ее категории – геометрические параметры автомобильной дороги ниже предусмотренных требованиями СНиП 2.05.02-85 для данной технической категории.

Несоответствие железнодорожного переезда предъявляемым требованиям – параметры железнодорожного переезда не соответствуют требованиям Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов.

Неисправность переездной сигнализации – переездная сигнализация не соответствует требованиям Инструкции по эксплуатации железнодорожных переездов.

Отсутствие направляющих устройств и световозвращающих элементов на них – в соответствии с требованиями ГОСТ 23457-86 отсутствуют:

– направляющие устройства;

– световозвращающие элементы на ограждающих и направляющих устройствах (при ДТП в темное время суток);

– не работает освещение в тумбах с внутренним освещением (при ДТП в темное время суток).

Примечание. Требования, изложенные в пунктах 1, 2, 3, относятся ко всем эксплуатируемым автомобильным дорогам общего пользования с цементобетонным покрытием, любым покрытием из битумоминеральных смесей и ко всем дорогам и улицам городов и других населенных пунктов.

Читайте также:  Iaf и ilac объединятся в новую международную организацию globac

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *