Зонирование земельных территорий (градостроительное зонирование)

Субъекты федерацииПравить

Согласно Конституции Российской Федерации, Россия является федеративным государством и состоит из 85 равноправных субъектов Российской Федерации (иногда называемых просто «регионами»), которые являются основной территориальной единицей, указанной в Конституции, и относящейся ко всем ветвям власти — и исполнительной, и законодательной, и судебной. Перечень регионов не изменился со времени нахождения РСФСР в составе СССР, кроме нескольких переименований, объединений и присоединений. Однако, по сравнению с Конституцией РСФСР Конституция РФ 1993 года внесла изменения в систему государственной власти. Органы власти субъектов РФ входят в систему государственной власти РФ. В субъектах осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъектов федерации. Органы власти субъектов федерации обладают всей полнотой государственной власти на своей территории за пределами вопросов совместного ведения. Верхняя палата парламента — Совет Федерации — формируется только по региональному принципу от законодательных и исполнительных органов субъектов.

Соотношение между административным и муниципальным устройствомПравить

В России применяется два вида территориального деления:

Кроме того, в субъектах Федерации могут создаваться дополнительные административные уровни. Например:

  • с точки зрения муниципального деления Москва делится на
  • административно Москва делится на:
    12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями);
  • 12 административных округов (например: Северо-Восточный административный округ) — административный уровень, отсутствующий в муниципальной схеме деления;
  • районы и поселения (совпадают по территории с муниципальными образованиями);
  • в Ставропольском крае
    муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам;
  • муниципальные образования относятся к административно-территориальным единицам (как в Воронежской, Ленинградской и Ростовской областях), с учётом новейших изменений на 2020 год это городские и муниципальные округа;
  • районы и города краевого подчинения относятся к территориальным единицам;
  • в Белгородской области выделяются
    административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования.
  • административно-территориальные единицы области (районы, города областного значения) — части территории Белгородской области, в пределах которых могут быть созданы территориальные органы исполнительных органов государственной власти Белгородской области и иных государственных органов Белгородской области, а также посредством указания на границы которых осуществляются функции федеральных органов государственной власти, в том числе определяется юрисдикция районных судов, осуществляется кадастровое деление территории Российской Федерации, определяется место нахождения объектов недвижимого имущества, место жительства или пребывания физических лиц, место нахождения юридических лиц;
  • муниципальные образования (муниципальные районы, городские округа);
  • административно-территориальные единицы муниципального образования (муниципальные округа) — части территории муниципального образования, в пределах которых могут функционировать территориальные органы администрации соответствующего муниципального образования в соответствии со структурой администрации соответствующего муниципального образования.

Административно-территориальное устройствоПравить

Административно-территориальное устройство субъектов РФ устанавливается Уставами или Конституциями субъектов РФ, региональными законами субъектов РФ и соответствующими реестрами. В целом при этом не существует единого образца системы объектов административно-территориального устройства, в отличие от муниципальных образований. В общем виде иерархия выглядит так.

Первый уровень административно-территориального устройства образуют регионы (субъекты) Российской Федерации — республики, края, области, автономная область, автономные округа, города федерального значения.

Второй уровень образуют районы (в том числе муниципальные районы, осмысленные как объекты административно-территориального устройства), города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) и соответствующие данной категории — как правило, посёлки городского типа областного значения / подчинения и 1 посёлок городского типа в Краснодарском крае, закрытые административно-территориальные образования (за исключением ЗАТО Горный Забайкальского края), административные округа города федерального значения Москвы, внутригородские районы городов федерального значения Санкт-Петербурга и Севастополя, а также административно-территориальные единицы в составе ряда регионов, которые называются округами (административными округами, городскими округами, муниципальными округами).

Третий уровень образуют города районного значения (подчинения) и соответствующие данной категории (в том числе образованные городами составные единицы), города в составе / подчинении других административно-территориальных единиц (в том числе образованные городами составные единицы), посёлки городского типа (в том числе образованные посёлками составные единицы), сельские административно-территориальные (территориальные) единицы, городские и сельские поселения (муниципальные образованные, осмысленные как объекты административно-территориального устройства) и внутригородские районы / округа (в том числе внутригородские районы Москвы).

Четвёртый уровень образуют сельские населённые пункты, а также городские населённые пункты, не являющиеся административно-территориальными (территориальными) единицами второго и третьего уровня.

Округа как административно-территориальные единицы с особым статусом некоторых субъектов, образованные в 2000-х в процессе объединения регионов в результате преобразования автономных округов, располагаются на уровне, переходном от 1-го ко 2-му. На этот же уровень отнесены могут быть и автономные округа, находящиеся в подчинении других регионов.

На переходном от 2-го к 3-му уровне располагается Бежтинский участок в Цунтинском районе Дагестана.

На этот же либо на третий уровень отнесены могут быть города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы, но сохраняющие самостоятельный статус, а также три города ЗАТО Александровск.

В Тверской области города областного (и окружного) значения являются территориальными единицами третьего уровня в составе округов. В Республике Коми различаются города республиканского значения с подчинёнными им территориями (второй уровень) и города республиканского значения с прилегающими территориями (третий уровень).

Также в некоторых регионах наблюдается подчинение поселковых и сельских административно-территориальных (территориальных) единиц внутригородским районам (округам). На переходном уровне находятся либо внутригородские районы (от 2-го к 3-му), либо поселковые и сельские единицы (от 3-го к 4-му).

Административно-территориальное устройство республик, краёв, областей, автономной области, автономных округовПравить

Основными объектами административно-территориального устройства республик, краёв, областей, автономной области, автономных округов Российской Федерации, которые образуют второй уровень (первый образуют субъекты), являются:

Районы образованы в составе всех субъектов Российской Федерации, за исключением Московской области (упразднены с 2019 года). В Ставропольском крае с 2016 года было определены как территориальные единицы, как административно-территориальные — муниципальные районы, которые к 2021 году были упразднены в связи с преобразованием в городские и муниципальные округа.

В следующих регионах районы как административно-территориальные единицы называются муниципальными районами:

В Башкортостане согласно Конституции выделяются районы и составные административно-территориальные единицы, приравненные по статусу к районам (состоящие из городов республиканского значения и собственно районов).

В Челябинской области со времён СССР выделяются так называемые города с территориальными районами, в современном состоянии не отличающиеся от районов. В прошлом города областного подчинения и подчинённые им районы.

Города республиканского / краевого / областного / окружного значения (подчинения) существуют во всех регионах, за исключением Забайкальского края, и как правило, не входят в состав районов, но в некоторых регионах это допускается:

В некоторых регионах отсутствует официальное обозначение город республиканского / краевого / областного значения (подчинения):

В следующих регионах города краевого / областного значения не являются административно-территориальными единицами:

Помимо того, в некоторых регионах объектами административно-территориального устройства, образующими второй уровень, являются:

  • округа как административно-территориальные единицы с особым статусом, образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов, в свой состав включают несколько районов (Коми-Пермяцкий округ также 1 город краевого значения);
  • районы как административно-территориальные единицы с особым статусом (в составе Красноярского края), образованные в 2000-х годах в процессе объединения регионов России в результате преобразования автономных округов;
  • национальные районы;
  • посёлки городского типа областного значения / подчинения либо соответствующие этой категории (в Калининградской, Кемеровской, Московской, Челябинской областях, также Сириус в Краснодарском крае);
  • сельские населённые пункты областного значения (в Саратовской области);
  • закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО, как правило, самостоятельный вид административно-территориальных единиц либо вид городов);
  • округа (в Тверской области, в том числе образованные ЗАТО, городами областного и окружного значения; другой вариант деления — ЗАТО, городские, муниципальные, в соответствии с муниципальными образованиями; в Красноярском крае, совпадают в границах с муниципальными округами);
  • административные округа Псковской области;
  • городские округа (в Воронежской, Ленинградской, Ростовской областях соответствуют городам областного значения / подчинения, в Новосибирской городам и посёлку городского типа областного значения, а в Амурской также ЗАТО и посёлкам городского типа областного подчинения; в Ставропольском крае);
  • муниципальные округа (в Амурской области и Ставропольском крае).

Республиканские городские округа Адыгеи определены как территории.

Деление районов и городовПравить

Районы и города, как правило, делятся на внутренние административно-территориальные (территориальные) единицы, которые образуют третий уровень подчинения.

Районы делятся на города районного значения, посёлки городского типа (либо соответствующие городам и / или посёлкам объекты административно-территориального устройства) и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.

Города республиканского / краевого / областного значения (подчинения) делятся на внутригородские районы или округа, также в подчинении городов могут находиться городские, поселковые и сельские административно-территориальные (территориальные) единицы.

В некоторых регионах, однако, это внутренне административно-территориальное устройство полностью упразднено.

Внутрирайонные образования упразднены в следующих регионах: Адыгея, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Карелия, Крым, Татарстан, Забайкальский край, Камчатский край, Пермский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Владимирская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Магаданская область, Саратовская область, Сахалинская область (исключение — Бошняковский сельский округ), Свердловская область, Смоленская область (но сельские населённые пункты в Реестре группируются в соответствии с отнесённостью к городским и сельским поселениям), Томская область, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. В этих же регионах отсутствуют административно-территориальные единицы в подчинении городов.

Внутрирайонные муниципальные образования не обозначены: Ингушетия, Мурманская область (Ёнский сельский территориальный округ в Реестр не внесён, Псковская область (административные поселения упомянуты, но Реестр отсутствует), Чувашия (сельские и городские поселения упомянуты, но Реестр отсутствует).

В следующих регионах сосуществуют районы с внутрирайонным делением и без него: Архангельская область, Красноярский край, а также регионы, в которые внутрирайонные единицы упраздняются при преобразовании муниципальных районов в городские / муниципальные округа: Алтайский край, Кировская область, Курганская область.

Регионы, в которых сохранены административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения): Алтайский край, Башкортостан, Вологодская область, Кемеровская область, Коми, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Оренбургская область, Самарская область, Якутия.

Варианты административно-территориальных (территориальных) единиц внутрирайонных и в подчинении (в составе) городов:

  • административные / подведомственные территории;
  • волости;
  • города районного значения (подчинения), районные города / города;
  • города республиканского значения (в Республике Коми города республиканского значения с прилегающими территориями в составе городов республиканского значения с подчинёнными им территориями);
  • города областного значения (в Тверской области);
  • муниципальные округа;
  • наслеги;
  • округа / административные округа / сельские, поселковые округа / сельские, поселковые, городские административные округа;
  • поселения / административные поселения / городские поселения / сельские поселения;
  • посёлки городского типа / посёлки / рабочие, дачные, курортные посёлки / поссоветы;
  • сельские, поселковые администрации;
  • сельсоветы;
  • сельские территории;
  • сомоны / сумоны;
  • сельские населённые пункты (непосредственно входящие в район или город, могут образовывать межселенную территорию).

В Дагестане выделяется Бежтинский участок Цунтинского района, объединяющий несколько сельсоветов и сёл.

Города делятся на

  • внутригородские районы: Астрахань, Барнаул, Братск, Брянск, Владивосток, Владикавказ, Владимир, Волгоград, Грозный, Екатеринбург, Иваново, Ижевск, Казань, Калининград, Каменск-Уральский, Кемерово, Киров, Красноярск, Магнитогорск, Махачкала, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Норильск, Оренбург, Орск, Пенза, Пермь, Прокопьевск, Ростов-на-Дону, Рязань, Самара, Саранск, Саратов, Смоленск, Сочи, Ставрополь, Сыктывкар, Тамбов, Тверь, Тольятти, Томск, Тула, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Хабаровск, Чебоксары, Челябинск, Чита, Ярославль;
  • внутригородские округа: Архангельск, Белгород, Иркутск, Краснодар, Курск, Липецк, Назрань, Новосибирск, Омск, Оренбург, Тюмень.

Районы и округа исключены из ОКАТО в следующих городах: Воронеж, Калуга, Кострома, Мурманск, Симферополь, Якутск.

В Калмыкии оформлено как административно-территориальное образование с особым статусом Сити-Чесс, по факту это район (микрорайон) Элисты, отсутствует в ОКАТО.

В следующих регионах возможно подчинение административно-территориальных единиц и / или населённых пунктов в подчинении городов внутригородским районам (округам): Алтайский край, Башкортостан, Дагестан, Краснодарский край, Мордовия, Нижегородская область, Самарская область, Свердловская область, Ульяновская область.

ИерархияПравить

Как правило, невозможно подчинение какого-либо объекта административно-территориального устройства другому объекту административно-территориального устройства того же уровня подчинения.

  • районы ряда регионов, объединённые в округа как административно-территориальные единицы с особым статусом (Коми-Пермяцкий округ также включает город краевого значения);
  • некоторые города республиканского / краевого / областного значения (подчинения), включённые в районы;
  • административно-территориальные единицы в подчинении городов республиканского / краевого / областного значения (подчинения), находящиеся в подчинении внутригородских районов (округов).
Соответствующие муниципальные образованияПравить

Как правило, районам как объектам административно-территориального устройства соответствуют муниципальные районы, также, в качестве варианта, городские округа, а с 2019 года муниципальный округ. Одному району соответствует сельское поселение.

Городам республиканского / краевого / областного значения (подчинения) соответствуют, как правило, городские округа, либо городские поселения в составе муниципальных районов, муниципальные округа либо территории в составе муниципальных округов. Некоторым городам республиканского значения (подчинения) соответствуют муниципальные районы, в других регионах (краях и областей) это соответствие утрачено.

ЗАТО соответствуют городские округа.

Внутрирайонным административно-территориальным (территориальным) единицам соответствуют в муниципальных районах сельские и городские поселения, однако некоторым городским и поселковым единицам городские округа.

В трёх городах внутригородским районам соответствуют внутригородские районы как муниципальные образования.

В целом эта схема соответствий не является абсолютной, поскольку в некоторых регионах наблюдаются серьёзные расхождения (несоответствия) административно-территориального устройства и организации местного самоуправления.

Административно-территориальное устройство городов федерального значенияПравить

Город федерального значения Москва делится с 1 июля 2012 года на 12 административных округов, в составе которых образованы 125 районов и 21 поселение. На уровне организации местного самоуправления районам соответствуют как внутригородские территории (внутригородские муниципальные образования) муниципальные округа, поселениям 19 поселений и 2 городских округа.

Санкт-Петербург делится на 18 районов, в границах которых образованы 111 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 81 муниципальный округ, 9 городов и 21 посёлок.

Севастополь делится на 4 района, в границах которых образованы 10 внутригородских территорий (внутригородских муниципальных образований) — 9 муниципальных округов и 1 город.

Численность административно-территориальных единиц на 1 января 2010 годаПравить

Муниципальное образование — это территория, где в рамках муниципального устройства в субъектах РФ выборными органами осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность и местный бюджет. В муниципальных образованиях выбирают исполнительную и законодательную власти (как правило, мэра и городскую думу). Муниципальное деление предусмотрено для создания на этих территориях органов местного самоуправления согласно конституции и законодательству. Муниципальные органы власти не входят в систему органов государственной власти.

С мая 2019 года законодательство Российской Федерации предусматривает возможность создания 8 видов муниципальных образований: сельское поселение, городское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородская территория города федерального значения, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район, муниципальный округ. Самым большим по площади муниципальным образованием в России является Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, по населению — городской округ город Новосибирск.

Другие типы территориального деления и объединения субъектовПравить

В различных целях может применяться более удобная группировка субъектов, которая, однако, не затрагивает другие сферы, где не реализуется данная цель. В экономических и статистических целях субъекты федерации объединены в 12 экономических регионов. Также определены 10 экономических макрозон (например, экономическая зона Байкало-Амурской магистрали в нескольких субъектах). В целях обороны страны применяется объединение в военные округа, названия и состав которых определяется указом президента РФ. Также президент в целях повышения эффективности с 2000 года вместо каждого субъекта федерации назначает своих полномочных представителей в федеральные округа, состав которых определяется указом. Полномочные представители являются сотрудниками администрации президента, никаких конституционных полномочий не имеют. Часовые зоны России определяются федеральным законом, только в одном случае субъект федерации не входит в часовую зону целиком (Якутия). В соответствии со статьей 28 Водного кодекса в Российской Федерации установлены 20 бассейновых округов. Современное почтовое деление России введено в 1971 году, и первые три цифры индекса соответствуют определенному субъекту федерации.

Специалисты могут выделять и неформальное территориальное деление, не определённое официальными документами. Например, выделяют городские агломерации и осуществляют расчёты в рамках такого деления, которое не совпадает с региональным и административным. В отличие от ряда других стран, агломерациями в России специально не управляют единые органы власти. Например, в метеорологии или мобильной связи сложно разделить Москву и Московскую область из-за географической близости, несмотря на то, что де юре это два разных субъекта.

Экономические районыПравить

Экономические районы России

МакрорегионыПравить

  • Центральный
  • Центрально-Чернозёмный
  • Северо-Западный
  • Северный
  • Южный макрорегион
  • Северо-Кавказский
  • Волго-Камский
  • Волго-Уральский
  • Уральско-Сибирский
  • Южно-Сибирский
  • Ангаро-Енисейский
  • Дальневосточный

Военные округаПравить

  • Объединённое стратегическое командование «Север» — штаб в Североморске;
  • Западный военный округ — штаб в Санкт-Петербурге;
  • Южный военный округ — штаб в Ростове-на-Дону;
  • Центральный военный округ — штаб в Екатеринбурге;
  • Восточный военный округ — штаб в Хабаровске.

Федеральные округаПравить

Федеральные округа России

В настоящий момент в России 8 федеральных округов:

Часовые зоныПравить

Международная организация по стандартизации определила стандарт ISO 3166-2:RU для субъектов РФ. UN/LOCODE содержит записи о ряде российских городов.

GEOnet Names Server содержат официальные американские переводы на английский язык названий объектов со всего мира, включая Россию.

ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.

ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.

Федеральная информационная адресная система и Классификатор адресов Российской Федерации — являются ведомственными классификаторами ФНС России.

  • Кокотов А. Н., Саломаткин А. С. Муниципальное право России: Учебник. — М.: Юристъ, 2005. −384с. Глава 6. Территориальные основы
  • Территория и административно-территориальное деление субъектов Российской Федерации на 1 января 2010 г.
  • Проект Стратегии пространственного развития России до 2025 года (недоступная ссылка). Дата обращения: 27 августа 2018. Архивировано 27 августа 2018 года.
  • Россию делят на четырнадцать
  • Распоряжение от 13 февраля 2019 года № 207-р

Силы территориальной обороны Вооружённых сил Украины

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 июня 2022 года; проверки требуют 8 правок.

Си́лы территориа́льной оборо́ны Вооружённых сил Украи́ны (силы ТрО ВСУ; укр. Сили територіальної оборони Збройних сил України) — отдельный род сил Вооружённых сил Украины (ВСУ), на который возлагается организация, подготовка и выполнение задач территориальной обороны.

Зонирование земельных территорий (градостроительное зонирование)

Бойцы украинской территориальной обороны во время обороны Киева, 26 февраля 2022 года

Территориальная оборона, наряду с движением сопротивления и подготовкой граждан Украины к национальному сопротивлению, является составной частью Национального сопротивления на Украине.

РуководствоПравить

Непосредственное руководство территориальной обороной осуществляется:

  • на всей территории Украины — Главнокомандующим Вооруженными силами Украины через Командующего Силами территориальной обороны ВСУ;
  • в пределах военно-сухопутной зоны — руководителем регионального органа военного управления Сил территориальной обороны ВСУ через региональный орган военного управления Сил территориальной обороны ВСУ;
  • в пределах зоны территориальной обороны — руководителем зоны территориальной обороны через штаб зоны территориальной обороны;
  • в пределах района территориальной обороны — руководителем района территориальной обороны через штаб района территориальной обороны.

ЗадачиПравить

Задачами территориальной обороны являются:

  • своевременное реагирование и принятие необходимых мер по обороне территории и защиты населения на определённой местности до момента развертывания в пределах такой территории группировки войск (сил) или/или группировки объединённых сил, предназначенных для ведения военных (боевых) действий по отражению вооруженной агрессии против Украины;
  • участие в усилении охраны и защиты государственной границы;
  • участие в защите населения, территорий, окружающей природной среды и имущества от чрезвычайных ситуаций, ликвидации последствий ведения военных (боевых) действий;
  • участие в подготовке граждан Украины к национальному сопротивлению;
  • участие в обеспечении условий безопасного функционирования органов государственной власти, других государственных органов, органов местного самоуправления и органов военного управления;
  • участие в охране и обороне важных объектов и коммуникаций, других критически важных объектов инфраструктуры, определённых Кабинетом министров Украины, и объектов областного, районного, сельского, поселкового, городского значения, районного в городах советов, сельских, поселковых, нарушения функционирование и выведение из строя которых представляют угрозу жизнедеятельности населения;
  • обеспечение условий для стратегического (оперативного) развертывания войск (сил) или их перегруппировки;
  • участие в осуществлении мер по временному запрету или ограничению движения транспортных средств и пешеходов вблизи и в пределах зон/районов чрезвычайных ситуаций и/или ведения военных (боевых) действий;
  • участие в обеспечении мер общественной безопасности и порядка в населенных пунктах;
  • участие во внедрении и осуществлении мер правового режима военного положения в случае его введения по всей территории Украины или отдельных её местностях;
  • участие в борьбе с диверсионно-разведывательными силами, другими вооружёнными формированиями агрессора (противника) и не предусмотренными законами Украины военизированными или вооружёнными формированиями;
  • участие в информационных мероприятиях, направленных на повышение уровня обороноспособности государства и противодействие информационным операциям агрессора (противника).

РазвёртываниеПравить

Структура войск территориальной обороны

Бригада территориальной обороныПравить

  • управление (штаб) бригады
  • 6 отдельных батальонов территориальной обороны
  • рота огневой поддержки
  • рота противодиверсионной борьбы
  • миномётная батарея
  • подразделения боевого и тылового обеспечения
  • медицинский пункт

Отдельный батальон территориальной обороныПравить

  • управление (штаб)
  • четыре стрелковые роты ТрО
  • разведывательный взвод
  • взвод связи
  • инженерно-саперный взвод
  • медицинский пункт
  • численность и вооружение — аналогично стрелковому батальону.

Отдельный стрелковый батальонПравить

Структура стрелкового батальона

  • управление (штаб) батальона
  • три стрелковые роты
  • рота огневой поддержки
  • разведывательный взвод
  • полевой узел связи
  • инженерно-саперный взвод
  • взвод материального обеспечения
  • контрольно-технический пункт
  • медицинский пункт
  • клуб

Рота охраны военного комиссариатаПравить

Структура роты охраны военного комиссариата

  • управление роты
  • четыре взвода охраны
  • численность роты — 121 человек
  • вооружение: РПГ-7, АК, ПМ
  • техника: автомобильная

Отряд обороны (до 2018 года)Править

  • управление отряда
  • 9 стрелковых взводов
  • хозяйственное отделение
  • отделение технического обслуживания автомобильной техники
  • медицинский пункт
  • численность отряда — 278 человек
  • вооружение: РПГ-7, АК, ПМ
  • техника: автомобильная

Зоны территориальной обороныПравить

Зоны территориальной обороны формируются по административным единицам верхнего уровня, то есть по областям и городам с особым статусом, а также автономной республикой. Подчиняются соответствующему оперативному командованию внутри его зоны ответственности.

ОК «Запад»Править

  • зона территориальной обороны (Волынская область)
  • зона территориальной обороны (Ровенская область)
  • зона территориальной обороны (Львовская область)
    10-й отдельный стрелковый батальон103-я отдельная бригада территориальной обороны
  • 10-й отдельный стрелковый батальон
  • 103-я отдельная бригада территориальной обороны
  • зона территориальной обороны (Тернопольская область)
  • зона территориальной обороны (Хмельницкая область)
  • зона территориальной обороны (Закарпатская область)
  • зона территориальной обороны (Ивано-Франковская область)
  • зона территориальной обороны (Черновицкая область)

ОК «Север»Править

  • зона территориальной обороны (Киев)
  • зона территориальной обороны (Житомирская область)
  • зона территориальной обороны (Киевская область)
  • зона территориальной обороны (Черкасская область)
  • зона территориальной обороны (Черниговская область)
    22-й отдельный стрелковый батальон119-я бригада территориальной обороны
  • 22-й отдельный стрелковый батальон
  • 119-я бригада территориальной обороны
  • зона территориальной обороны (Сумская область)
  • зона территориальной обороны (Полтавская область)

ОК «Юг»Править

  • зона территориальной обороны (Винницкая область)
  • зона территориальной обороны (Кировоградская область)
  • зона территориальной обороны (Одесская область)
    12-й отдельный стрелковый батальон122-я бригада территориальной обороны
  • 12-й отдельный стрелковый батальон
  • 122-я бригада территориальной обороны
  • зона территориальной обороны (Николаевская область)
  • зона территориальной обороны (Херсонская область)

ОК «Восток»Править

  • зона территориальной обороны (Днепропетровская область)
  • зона территориальной обороны (Харьковская область)
  • зона территориальной обороны (Запорожская область)
  • зона территориальной обороны (Донецкая область)
    отдельный стрелковый батальон109-я бригада территориальной обороны
  • отдельный стрелковый батальон
  • 109-я бригада территориальной обороны

Отдельный сухопутный районПравить

Временно оккупированные территории — формирования фактически отсутствуют

ИсторияПравить

В конце 2014 года система территориальной обороны Украины претерпела изменения. Сформированные весной — летом 2014 года батальоны территориальной обороны были переформированы в мотопехотные и переданы в состав бригад Сухопутных войск. На смену постепенно внедряется новая структура войск территориальной обороны ВСУ, которая приведена ниже.

Примером украинских формирований позже для развития собственных вооружённых сил воспользовалась Польша, которая с 2016 года внедряет аналогичную практику, восстановив собственные Войска территориальной обороны.

Областные военные комиссариаты формируют на своей базе отдельный стрелковый батальон, районные (городские) военные комиссариаты формируют отряды обороны в количестве от двух до пяти отрядов, в зависимости от возложенных задач. Кроме того, областные и районные военные комиссариаты имеют в своем штате роты охраны, которые привлекаются к выполнению задач территориальной обороны (ТРО).

Все подразделения комплектуются резервистами и военнообязанными. Подготовка личного состава подразделений ТРО проводится в рамках учебного собрания с военнообязанными (с практическим призывом) и занятий, проводимых в период между учебными собраниями.

ФормированиеПравить

Проект разработан Министерством обороны Украины в связи с необходимостью усовершенствования организации территориальной обороны, а также оптимизации распределения полномочий органов военного управления Вооружённых сил Украины, органов государственной власти по управлению территориальной обороной.

В целях оптимизации вопросов подготовки и ведения территориальной обороны требуют законодательного урегулирования:

  • привлечение к руководству территориальной обороной Командований Сухопутных войск, Военно-морских сил Вооружённых сил и исполнительных органов городских советов городов областного значения;
  • организация Генеральным штабом Вооружённых сил Украины подготовки и осуществления руководства Национальной гвардией Украины по выполнению мер правового режима военного положения и территориальной обороны;

С 2018 года территориальная оборона переводится на бригадную структуру. Отряды обороны, находящиеся в каждом районе (городе), будут переформированы в батальоны и возведены в бригады, что должно улучшить управляемость и боеспособность воинских частей территориальной обороны.

Таких бригад будет не менее одной на область, а на угрожающих направлениях, в том числе в приграничных областях и больше. Управление бригадами будут осуществлять оперативные командования Сухопутных войск ВС Украины.

При этом в областях также останутся отдельные стрелковые батальоны, которые формируются областными военными комиссариатами и роты охраны военных комиссариатов, согласно структуре войск территориальной обороны, которая была введена в конце 2014 года.

В течение 2018—2020 годов планируется вооружение бригад противотанковым вооружением и 60-мм минометами М60-16 «Камертон» — по мере их изготовления военной промышленностью.

Бригады территориальной обороны будут комплектоваться как кадровыми военнослужащими, так и резервистами, которые будут составлять основной состав и призываться на службу в случае необходимости. Резервисты регулярно будут проходить подготовку на учебном собрании, а остальное время будут вести обычную гражданскую жизнь.

В июне 2018 года во время учёбы «Северная крепость-2018» было проведено согласование бригады территориальной обороны, а также отработаны другие аспекты их формирования. Всего в это время было сформировано 24 бригады территориальной обороны, руководящий состав которых присутствовал на этих учениях.

26 июня 2018 года секретарь СНБО Александр Турчинов на Гончаровском полигоне, где состоялись военные учения по территориальной обороне «Северная крепость-2018» отметил, что Министерство обороны и Генеральный штаб готовят проект закона «О территориальной обороне Украины», который после одобрения на заседании Совета национальной безопасности и обороны будет внесен в парламент.

Согласно закону «Об обороне Украины», территориальную оборону на всей территории страны организует Генштаб, а на территории областей — областные государственные администрации.

Основными задачами территориальной обороны являются:

  • охрана и защита госграницы;
  • обеспечение условий надежного функционирования органов власти, военного управления, стратегического развертывания войск;
  • охрана и оборона важнейших объектов и коммуникаций;
  • борьба с диверсионно-разведывательными силами, другими вооружёнными формированиями агрессора и антигосударственными незаконно образованными вооружёнными формированиями;
  • поддержание правового режима военного положения.

По состоянию на сентябрь 2018 года было сформировано 25 бригад территориальной обороны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.