Зоны профессиональной деятельности

Страница 1 из 3

1. Профессиональная деятельность и ее виды

2. Становление профессиональной деятельности

3. Ценности профессиональной деятельности

Основные понятия и термины Виды профессиональной деятельности, виды человеческой деятельности, возрастные и биографические кризисы, квалификация, классификации профессиональной деятельности, профессиональная деятельность, профессиональное выгорание, профессиональное обучение, профессия, специальность, стадии профессионализации, стадия авторитета, стадия адаптации, стадия интернала, стадия наставника, сферы профессиональной деятельности, ценности профессиональной деятельности

В статье рассказывается:

  • Понятие профессиональной деформации
  • «Зоны влияния» профессиональной деформации
  • 4 вида профессиональной деформации
  • 7 главных причин профессиональной деформации
  • 7 основных признаков профессиональной деформации
  • Специалисты, находящиеся в зоне риска
  • Возможные последствия профессиональной деформации личности
  • Эмоциональное выгорание как одно из проявлений профессиональной деформации
  • 12 советов по профилактике профессиональной деформации личности
  • Пройди тест и узнай, какая сфера тебе подходит: айти, дизайн или маркетинг.Бесплатно от Geekbrains

Часто у человека, который долго работает по специальности, наряду с накоплением определенного опыта происходит профессиональная деформация личности. Индивид переносит в обыденную жизнь свои «рабочие» привычки, алгоритмы действий в конкретных ситуациях и даже моральные нормы.

С профессиональной деформацией можно бороться. Только вот удается это не каждому, так как требует приложения иногда просто огромных усилий. Но стараться изменить ситуацию в лучшую сторону обязательно нужно, иначе последствия могут быть весьма негативными: как для самого человека, так и его ближайшего окружения.

Зоны профессиональной деятельности

Коворкинг

Коворкинг- пространство, объединяющее людей для общения и взаимодействия. Возможно проведение презентаций, семинаров, стратегических сессий для большой аудитории. Легко трансформируется для различных форм общения и совместной деятельности,

Зоны профессиональной деятельности

Аудитории-трансформеры

Аудитории-трансформеры – помещения, легко трансформируемые под различные формы организации групповой и совместной деятельности, в том числе, под различные формы организации образовательного процесса, с возможностью обеспечения автономного входа в каждую из аудиторий.

Зоны профессиональной деятельности

Видеостудия

Видеостудия предназначена для работы с электронными образовательными ресурсами, создания мультимедиа контента.

Зоны профессиональной деятельности

Зона для проектной деятельности

Зона для проектной деятельности – зона совместной деятельности представителей различных заинтересованных сторон, в том числе, по анализу востребованности кадров с целью формирования перечня компетенций опережающей профессиональной подготовки, конструированию программ опережающей профессиональной подготовки, разработке компетенций и т. д.

Зоны профессиональной деятельности

Компьютерный класс

Компьютерный класс- помещение, оборудованное компьютерами для развития компетенций в сфере ИКТ (информационно-коммуникационных технологий). Программно-аппаратный комплекс цифровой платформы ЦОПП (сервер) может быть размещен за пределами ядра ЦОПП в отдельном помещении, либо с использованием регионального ЦОД, а также облачных сервисов или виртуальных выделенных серверов.

Зоны профессиональной деятельности

Лекторий

Лекторий предназначен для проведения публичных лекций, профориентационных мероприятий, презентаций, мероприятий по обмену опытом и т.д., оснащенное проекционным, демонстрационным и звукоусиливающим, интерактивным оборудованием.

Зоны профессиональной деятельности

Медиазона

Медиазона предназначена для проведения видеосъемок пресс-конференции, видеоконференций, делового общения, профориентационных мероприятий (презентация профессий, профессиональные пробы и др.)

7 основных признаков профессиональной деформации

Выделяют перечень общих критериев профессиональной деформации, которые проявляются у представителей разных профессиональных сообществ:

  • Ограниченный круг людей для общения. Человек по прошествии какого-то времени считает, что с людьми, занимающимися другой работой, ему не о чем поговорить, поэтому даже свободные часы он проводит с сотрудниками своей компании.
  • Возведение профессии и дела в самый высокий ранг. Персона считает, что его дело — самое важное в обществе, а людей, которые разбираются в этом, совсем мало. Как итог: человек начинает относиться к другим предвзято, в частности к тем, кто смотрит на его дело как на сомнительное предприятие.
  • Преувеличение способностей и результатов труда. Сотруднику может казаться, что он выполняет все лучше других, его работа значимее, чем деятельность остальных. Как итог: даже самый незначительный работник может считать, что он незаменимый и лучший сотрудник из всей компании.
  • Ощущение страха из-за возможности потерять рабочее место. В ситуациях, когда человек долгое время занимал ту или иную должность, ему сложно быстро переориентироваться и начать искать новую работу. Он понимает это и внутренне начинает испытывать страх по поводу того, что не сможет быстро адаптироваться на современном рынке и найти новую позицию.
  • Знакомство с новыми людьми воспринимается как момент, в котором можно продвинуть услугу или продукт. Если человек работает в какой-либо коммерческой сфере, он может ненавязчиво рассказывать о своих способностях решить те или иные вопросы с помощью услуги или товара, которые у него есть.
  • Границы интересов базируются только на уровне профессии. Когда человек слишком вовлечен в рабочий процесс, ему интуитивно хочется обсуждать только эти темы. Общение с людьми из других сфер кажется неинтересным.
  • Сложности в общении с родственниками и близкими людьми. Это появляется тогда, когда персонаж начинает использовать в быту профессиональные термины, транслировать рабочее поведение в домашних условиях.
  • разработал проект, решил задачу;
  • планировал работу на 3 месяца вперёд;
  • увеличил продажи на 5%, повысил показатели отдела;
  • возглавлял команду из трёх человек;
  • исследовал рынок;
  • проектировал схему продаж;
  • расширил круг клиентов, обязанностей, зону ответственности;
  • систематизировал знания, правила, информацию о проекте;
  • занимался адаптацией новых сотрудников;
  • взаимодействовал с госорганами;
  • сократил издержки на производство.

Для каждой профессии свои важнейшие навыки. Если вы бухгалтер, то делайте упор на внимательность и точность в работе. Если вы руководитель, говорите об управлении, о планировании и соответствии планам. Если вы творческий работник, предоставьте портфолио, перечислите техники, в которых работаете. Полезные навыки для тех, кто хочет в будущем стать управленцем:

  • стратегическое мышление, способность планировать на несколько лет вперёд;
  • умение расставлять приоритеты;
  • критическое мышление;
  • соблюдение сроков;
  • умение отстаивать свою точку зрения;
  • навыки презентации и самопрезентации;
  • умение заводить связи (нетворкинг);
  • знание закона о рекламе / об авторском праве / любой другой;
  • владение техниками продаж / мозгового штурма и так далее;
  • многозадачность: для планирования работы использую Trellо, «Миниплан», Jira;
  • умение мотивировать;
  • клиентоориентированность.

Много рассказывать о себе не стоит: этот пункт работодатели воспринимают неоднозначно. Одни восхищаются, увидев знание редкого языка, другие напрягаются и задаются вопросом, для чего вам этот язык нужен. Просто покажите работодателю, что у вас есть жизнь вне работы, и на работу она влияет положительно:

  • активный командный игрок — занимаюсь любительским футболом 4 года;
  • участвую в волонтёрском проекте;
  • легко завожу новые знакомства;
  • постоянно повышаю квалификацию;
  • усидчивый, спокойно отношусь к рутинной работе;
  • харизматичный, до 26 лет играл в театральной студии;
  • ответственный.

Если составление резюме для вас — настоящая мука, обратитесь к экспертам hh.ru. Они в течение четырёх рабочих дней составят резюме, которое объективно отразит ваш опыт и поможет достичь ваших целей.

🚩 Материал был полезен? Поделитесь им с друзьями в соцсетях!
Кнопка репоста — в шапке статьи ⏫

↩ К другим статьям

Зоны профессиональной деятельности

Описание методической деятельности МКОУ “Высотинская СШ”

в сложившихся противоречиях между существующей системой в образовательной деятельности  школы и необходимостью создания более эффективной инновационной педагогической деятельности и методического сопровождения педагогов.

Методическая тема школы: « Использование инновационных педагогических технологий в учебном процессе-одно из условий повышения качества образования» .

совершенствование педагогической деятельности, приведение её в соответствие с современными достижениями науки и практики, стимулирование инновационной деятельности педагогов как необходимых условий для  повышения качества знаний и обученности учащихся.

  • создать условия для доступности научно-педагогической информации каждому педагогу в соответствии с его профессиональными потребностями;
  • сделать возможным трансформацию передового опыта деятельности педагогов;
  • разработать мониторинг, позволяющий отслеживать эффективность методического обеспечения образовательного процесса;
  • способствовать формированию атмосферы творчества и поиска в педагогическом  коллективе.

Принцип «зоны ближайшего развития». В качестве “зоны ближайшего профессионального развития” выступает та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, изучаемой литературы, может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом “зона ближайшего профессионального развития” для каждого педагога сугубо индивидуальна. Реализация данного принципа предполагает:

  • изучение профессиональных трудностей, выявление проблем в деятельности педагога;
  • актуализацию необходимых для профессионального роста знаний и умений (оказание помощи педагогу в осознании своих профессиональных трудностей и проблем);
  • определение индивидуальных задач повышения педагогической квалификации;
  • составление индивидуальных программы профессионального роста педагога;
  • систематическую оценку решения поставленных задач и реализации программы, их корректировку.

Принцип сочетания индивидуальных и групповых форм изучения новых педагогических технологий предполагает, что каждый педагог, выбирая свою форму изучения новых педагогических технологий, может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп по изучению педагогической теории и практики. Реализация данного принципа предусматривает:

  • изучение профессиональных проблем, интересов, потребностей педагогов, их классификацию и определение наиболее распространенных, типичных запросов педагогов;
  • предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы;
  • возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации.

творческого роста педагогов на основе разработанной системы  материальных стимулов требует создания условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования. Среди мотивов можно выделить следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерные мотивы.

  • систематическое отслеживание результатов деятельности, объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогических коллективов;
  • оказание помощи педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег;
  • определение системы средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей;
  • поддержку, поощрение инициативы педагогов в постановке и решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.

Принцип непрерывности и преемственности в методическом обеспечении образовательного процесса предусматривает постоянный профессиональный рост педагогов, а также учет уровня их реальной профессиональной подготовленности к педагогической деятельности. Необходимо уйти от того, что педагог, повышая квалификацию, как бы начинает все сначала, повторяя пройденное. Этот принцип означает:

  • обеспечение целостности, систематичности деятельности методической службы в школе;
  • сохранение традиций ранее используемых эффективных средств повышения профессионального мастерства, а также внедрение новых, личностно ориентированных, активных форм методической работы;
  • учет опыта, уровня подготовленности, предыдущих форм повышения квалификации педагога, а также определение перспектив его профессионального роста, выбор форм и методов методической работы, обеспечивающий развитие творческих способностей и предусматривающий большую самостоятельность и ответственность педагога.

12 советов по профилактике профессиональной деформации личности

Преодоление профессиональной деформации или снижение ее последствий возможно осуществить. Перечислим основные методы:

  • Интегрирование себя в рабочий процесс. Стоит начать проходить специальные тренинги и семинары, обучающие лекции, которые будут направлены на развитие качеств личности. С помощью них вы усилите саморазвитие, пообщаетесь с другими людьми из профессионального сообщества, обменяетесь опытом с ними. Это повысит социально-психологический портрет сотрудников компании.
  • Приспособление рабочей деятельности к собственной персоне. Для исполнения этой стратегии стоит выстроить четкую организацию, не брать лишних обязанностей, выполнять те дела, на которые действительно готовы. Держите баланс между работой и отдыхом, не забывайте восстанавливать силы.
  • Снижение уровня эмоций. Постарайтесь не сосредотачивать внимание только на рабочем процессе: не погружайтесь в него с головой, забывая про остальные события в жизни.
  • Работа над здоровьем и физической формой. Не забывайте про режим: выдерживайте правильные пропорции сна, питания, больше времени проводите на улице. Не пренебрегайте спортом: хорошая физическая нагрузка позволяет отвлечься от рабочих процессов и повышает иммунитет организма.Работа над здоровьем и физической формой
  • Увлечение чем-то другим, помимо работы. Не стоит забывать про свое хобби. Обращайтесь не только к профессиональной литературе, но и художественной, посещайте театры, кинотеатры. Постарайтесь разграничить область профессиональных интересов и личных.
  • Разнообразие в профессиональной сфере деятельности. Участвуйте в неординарных, уникальных проектах. Не бойтесь перемен, выбирайте новые пути профессионального роста.
  • Социализация. Общайтесь с коллегами и друзьями, которые работают в другой профессиональной сфере. Ведите с ними беседы, обсуждайте интересные темы.
  • Достойная реакция на проигрыши. Не бойтесь профессиональных промахов, принимайте поражения достойно. Поймите, что каждый может совершать ошибки, не терроризируйте себя, а просто проанализируйте, что стало причиной.
  • Совместные проекты с людьми из других областей деятельности. Развивайтесь и общайтесь с разными людьми. Это поможет смотреть на мир с разных сторон, а не только в одном направлении вашей деятельности.
  • Введение в жизнь специального комплекса упражнений. Выполняйте расслабляющие упражнения, позволяющие отвлечься и переключиться с рабочей волны и снять стресс. Они смогут повлиять на организм благополучно: как на психику, так и на общие физические процессы.
  • Разграничение ролей на работе и реакций личности. Разделите свою социальную позицию и личность в целом. Четко осознавайте границы, определите, где ваш поступок — следствие занимаемой должности, а где — решение, принятое с опорой на личные качества и моральные установки.
  • Общение с психологами. Внедрите в коллектив время для обсуждения накопившихся проблем, возникших в процессе работы. Участие в таком мероприятии позволит четко определить признаки профдеформации, поменять отношение сотрудников к ситуациям, в которых они проявляются, а также разработать рекомендации и применить их среди коллег.

Итог. Любая работа в той или иной сфере приводит к деформации личности: первоначально это лишь стадия усвоения, а в дальнейшем количество перемен в самой личности только приумножается. Профессиональной деформации сложно избежать. Но применяя различные техники, корректируя и отслеживая свое поведение, вы сможете полностью нивелировать ее последствия и даже использовать какие-либо новоприобретенные качества для улучшения собственной жизни.

Уровни компетенцииПравить

В зависимости от смыслового объема компетенции могут иметь уровни.

Компетенция без уровней — модель, охватывающая виды работ с простыми стандартами поведения. Она имеет один перечень индикаторов для всех видов компетенции. Здесь все поведенческие индикаторы неисключительно относятся ко всем функциональным ролям.

Компетенция по уровням — модель, описывающая широкий спектр работ с различными требованиями к их выполнению. Поведенческие индикаторы в рамках каждой компетенции представляют собой отдельные списки (уровни). Это позволяет под одним заголовком представлять несколько разных видов компетенции, обеспечивая удобство практического использования моделей компетентности при необходимости охвата широкого спектра функциональных ролей. Введение видов компетенции позволяет более адекватно оценивать персональную компетенцию, не усложняя структуру идеальных профилей компетентности.

Компетенция в оценке персоналаПравить

Компетенция используется при оценке персонала компании. В этом случае совокупность видов компетенции представляет собой модель компетентности, описывающую качества, необходимые персоналу в данной компании, для того, чтобы быть успешными. Можно выделить корпоративную компетенцию (необходимую всем сотрудникам компании), управленческие качества и навыки (необходимые руководителям компании), а также специальную (специфическую) компетенцию, необходимую только какой-то определённой категории сотрудников (например, менеджерам по продажам).

На основе модели компетентности построен такой метод оценки как ассессмент-центр. Также в практике используются интервью по определению компетенции.

Модель компетентности — совокупность компетенций (различные знания, умения, навыки и индивидуально-личностные характеристики), необходимых для успешного выполнения определенной работы в организации. Требование, которое к компетенциям предъявляется, — они должны быть описаны в форме индикаторов поведения.

7 главных причин профессиональной деформации

Среди причин развития профессиональной деформации выделяют:

  • Однообразный и монотонный стиль работы. Смысл выполняемой деятельности кажется сомнительным и непонятным. Также отметим, что монотонный труд приводит к снижению интеллектуальных способностей и стагнации профессионального продвижения.
  • Ссоры, конфликтные ситуации и напряженная обстановка в рабочем коллективе, отсутствие или малое количество поддержки со стороны других сотрудников, критика сверх меры.Напряженная обстановка в рабочем коллективеСпособность и желание решать рабочие задачи вовремя и на высоком уровне негативно оцениваются коллегами. Вместо поддержки человек получает критику, высмеивание, нападки и мнение, что он просто хочет выслужиться перед руководством.
  • Вложение в работу слишком большого количества личностных качеств, энергии и стремления. При этом заслуги не оцениваются по достоинству. Человек погружается в работу с головой, но руководство и коллеги воспринимают это как само собой разумеющееся.
  • Четкий временной план и несоизмеримый объем задач. Есть дедлайн, при этом количество работы не позволяет выполнить все на высоком уровне, при сдаче точно в срок.
  • Малое количество возможностей для профессиональной самореализации. Все идеи отвергаются, не находят отклика со стороны коллектива.
  • Отсутствие возможностей для обучения, самореализация, повышение уровня собственных знаний. В организации не предусмотрен рост по карьерной лестнице, поэтому человек обречен на одну и ту же работу долгое время.
  • Нерешенные внутренние личностные споры. Человек считает, что правильной, выполненной на высоком уровне может считать только “идеальную” работу. Такое дело обязательно должно быть выполнено профессионально, постоянно корректироваться и доводиться до совершенства. Но такая персона не сможет сделать отчет “идеально”, если на столе не лежат ровно карандаши, или просто нет порядка.

Точный инструмент «Колесо компетенций»

Для детального самоанализа по выбору IT-профессии

Список грубых ошибок в IT, из-за которых сразу увольняют

Об этом мало кто рассказывает, но это должен знать каждый

Мини-тест из 11 вопросов от нашего личного психолога

Вы сразу поймете, что в данный момент тормозит ваш успех

Регистрируйтесь на бесплатный интенсив, чтобы за 3 часа начать разбираться в IT лучше 90% новичков.

Только до 20 февраля

Осталось 17 мест

Функциональные зоны

Зоны профессиональной деятельности

Лекторий Центра опережающей профессиональной подготовки является просторной (вместимость до 90 человек) и многофункциональной аудиторией, оснащенной проектором со сверхвысоким разрешением, микрофонной и акустической системами. Данное оснащение позволяет проводить мероприятия по видео-конференц-связи, трансляции, удаленные курсы, а также иные видео-форматы.

Техническое оснащение функциональной зоны:

  • проектор со сверхвысоким разрешением;
  • проекционная доска;
  • звукоусилительная аппаратура.

Зоны профессиональной деятельности

Функциональная зона, которая моделируется под любую задачу: лекция, семинар, совещание, «мозговой штурм». Пространство общей вместимостью до 60 человек делится на различные секции в зависимости от желаемого формата проведения мероприятия. Наличие проектора, интерактивных панелей, оснащенность ноутбуками и шлемами виртуальной реальности значительно расширяет технические возможности зоны и помогает реализовать необходимые цели.

  • ноутбуки (16 шт.);
  • проектор со сверхвысоким разрешением;
  • проекционная доска;
  • шлемы виртуальной реальности;
  • интерактивные панели.

Зоны профессиональной деятельности

Организационное пространство, сочетающее в себе возможность проведения как официально-деловых форматов (совещание, семинар), так и более неформальных, творческих встреч. Пространство вмещает до 15 человек и делится на две секции, одна из которых оснащена 10 персональными компьютерами. Интерактивная панель, многофункциональное устройство, стойки для презентационного оборудования – все это также способствует выполнению задач вашего мероприятия.

  • персональные компьютеры (20 шт.);
  • стойка для презентационного оборудования;
  • интерактивная панель;
  • многофункциональное устройство.

Зоны профессиональной деятельности

В компьютерном классе организовано 21 рабочее место, каждое из которых оборудовано современными персональными компьютерами и программным интерфейсом, подходящим для широкого спектра учебных и практических задач. Для дополнительной визуализации подаваемого материала аудитория предоставляет проектор и проекционную доску.

  • персональные компьютеры (16 шт.);
  • проектор со сверхвысоким разрешением;
  • проекционная доска.

Зоны профессиональной деятельности

Программно-аппаратный комплекс, позволяющий проходить онлайн-обучение, транслировать и создавать интерактивные видеоуроки и лекции, онлайн-курсы и презентации, организовывать вебинары и онлайн-трансляции.

  • видеокамера;.
  • рабочая станция для видеомонтажа;.
  • радиосистема;.
  • специализированное программное обеспечение;.
  • система организации видеотрансляций.

Зоны профессиональной деятельности

Зона проектной деятельности

Аудитория, предназначенная для работы проектных групп, оснащена персональными компьютерами и проекционной доской для реализации идей, обсуждения проектных планов и решения поставленных задач. Зона удобна для работы группы своим форматом и представленными техническими средствами.

  • проектор со сверхвысоким разрешением;
  • проекционная доска;
  • интерактивная панель;
  • персональные компьютеры (6 шт).

Зоны профессиональной деятельности

Учебная аудитория предназначена для освоения теоретических материалов, о чём говорит наличие удобных рабочих мест для освоения теоретических модулей программ Центра опережающей профессиональной подготовки.

  • магнитно-маркерная доска;
  • интерактивная панель.

СсылкиПравить

Выделяют ряд видов переноса навыков и знаний, каких-либо профессиональных особенностей в обычную жизнь. Такие трансформации можно примерно разделить на следующие типы:

Такой тип профессиональной деформации сотрудников характерен для людей, занимающихся определенным делом. К таким можно отнести работников правоохранительных органов, полиции, охраны. У них замечен синдром асоциальной перцепции, при котором такие персоны воспринимают любого человека в качестве нарушителя общественного порядка.

Этот тип основан на постепенном, неспешном наложении особенностей психики на качества личности. Например, у людей, занимающих руководящие должности, психологическая профессиональная деформация проявляется в стремлении организовывать коллективы, людей в целом.

Они характерны для сотрудников разных профессий. Как правило, они проявляются в гиперактивном развитии знаний и навыков. Те, в свою очередь, приводят к трудоголизму и фанатичной самоотверженности, сверхсильному чувству ответственности больше похожему на одержимость.

Эта профессиональная деформация связана с определенными профессиями. В числе таких, например, прокуроры, которые часто обвиняют, или адвокаты, которые, напротив, стараются огородить себя от обвинений и изворачиваются.

Термин профессиональной деформации можно классифицировать и более узко. Например, это явление может быть направлено на собственную личность, на рабочий процесс или коллектив, на весь мир. Также выделяют профдеформацию по длительности ее проявления: в качестве эпизода, перманентную либо зависящую от каких-либо условий.

Выделяют и другую классификацию. Профессиональные деформации могут быть примитивными, предсказуемыми, изобретательными, неожиданными, похожими на патологию, недуг или преподносящиеся как какая-то болезнь.

Топ-30 самых востребованных и высокооплачиваемых профессий 2023

Поможет разобраться в актуальной ситуации на рынке труда

Зоны профессиональной деятельности

Подборка 50+ ресурсов об IT-сфере

Только лучшие телеграм-каналы, каналы Youtube, подкасты, форумы и многое другое для того, чтобы узнавать новое про IT

ТОП 50+ сервисов и приложений от Geekbrains

Безопасные и надежные программы для работы в наши дни

Эмоциональное выгорание как одно из проявлений профессиональной деформации

Развитие процесса происходит из-за эмоционального выгорания. Защита психики ослабевает, и человек не может оказывать сопротивление факторам профессиональной деформации, в результате запускает механизм разрушения себя.

Впервые в 1974 году синдром выгорания личности описал американский психолог Фрейденберг. В своей работе он рассказал о деморализации, возникновении усталости. Такое часто наблюдалось у сотрудников психиатрических учреждений. Сегодня этот синдром трактуют как чувство истощения на уровне эмоций и физических сил, переплетающийся с чувством расстройства и неудачи в делах.

В настоящее время точного определения этого явления нет, но несмотря на множество подходов, общее все-таки есть, а именно деформация личности.

Симптомы профвыгорания отсылают нас к затяжному стрессу, перенапряжению психики, которые, как правило, приводят к полноценному разложению психических сторон личности. Чаще всего у сотрудника с выгоранием видны следующие изменения:

  • в характере поведения. Он может постоянно следить за временем, переносить деловые встречи, опаздывать, при том будет поздно приходить на работу и рано уходить. В его деятельности будет отсутствовать творческий подход по отношению к какому-то либо делу. Несмотря на это, работать он будет больше и продуктивнее, но результаты будут сносные, а то и вовсе маленькие. Также будет присутствовать желание отстраниться от коллег, избегать встречи с ними. К симптомам профвыгорания этого вида также относят чрезмерное потребление каких-либо психоактивных веществ, например, кофе, сигарет.
  • на уровне эмоций и чувств. Человек перестает шутить или транслирует шутки “на грани”. Он живет с постоянным чувством неудачи, занимается самобичеванием, злится на себя и окружающих, носит в себе обиды. К такой персоне сложно подойти: сотрудник вечно раздражен, как дома, так и в коллективе, ему кажется, что любое обращение — это попытка зацепить, придраться. Порой он и все безразличен и равнодушен ко всему.
  • в мыслительном процессе. Сотрудника часто посещают мысли о том, чтобы наконец-то перестать ходить на работу, ему сложно сосредоточиться в течение дня, внимание уходит. Во всех действиях коллег он видит что-то подозрительное, не доверяет им. Многие с таким видом профвыгорания занимают позицию жертвы, слишком сконцентрированы на своих нуждах и озабочены личными желаниями и комфортом.
  • на уровне здоровья. Человек с профвыгоранием может плохо спать, быстро и часто утомляться, психологически напрягаться. Такие люди могут постоянно болеть, простывать и просто чувствовать себя нехорошо.

Обратите внимание, синдром профессионального эмоционального выгорания сопровождается рядом нарушений, а именно в области психики, соматики, а также в сфере социализации.

Виды компетенцииПравить

Различают следующие виды компетенции:

  • учебно-познавательная компетенция — это совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания;
  • информационная компетенция — это способность самостоятельно искать, анализировать, отбирать, обрабатывать и передавать необходимую информацию;
  • коммуникативная компетенция — это владение навыками взаимодействия с окружающими людьми, умение работать в группе. Знакомство с различными социальными ролями.

Профессиональная деятельность и ее виды

У учителей за время их работы вырабатывается соответствующая манера общения. Как правило, они говорят с назиданием, как на уроке. Однако это не весь перечень. Часто они проявляют максимальную ответственность за поведение окружающих, стараются брать все под свой контроль, четко планировать время и пытаются выстроить иерархию в общении с окружающими. Они могут быть консервативны, сложно соглашаться на творческие порывы. Яркий потенциал и инновации вызывают в них тревожность.

Заниматься воспитанием подростков возможно только в том случае, если период профессионального сгорания не случился. Японцы придерживаются такого мнения: преподаватели после 10 лет работы уже не могут учить детей. Конечно, такой вывод можно опровергнуть. Даже находясь “в возрасте”, человек может оставаться адекватным педагогом.

Показатели профдеформации у бухгалтеров также можно найти. Как правило, они пытаются организовать пространство вокруг себя и мир в целом, разложить все “по полочкам”, структурировать в списки, чек-листы. Основные точки схожи и с критериями профдеформации у преподавателей, а именно желание все контролировать, планировать. Порой у таких людей наблюдается “синдром отличника”: они боятся выйти за рамки дозволенного не только в работе, но и в жизни.

Зоны профессиональной деятельности

Врачи тоже не исключение. Они также подвержены факторам профессиональной деформации. Часто они выражаются в стремлении быстро оценить уровень здоровья у человека. Когда они жмут руку собеседника, они оценивают пульс, качество кожи, возможную температуру.

Кстати, врачи бывают достаточно циничными. Это связано вовсе не с характером. Дело в том, что они часто встречаются с неприятными ситуациями, на них лежит большая ответствовать, а работа сопряжена со спасением. В этой ситуации выручает “черный” юмор, холодный рассудок. Только это позволяет сохранить нервные клетки и реагировать на все спокойнее.

Как показывают исследования, после долгой работы в сфере психологии и психотерапии такие специалисты начинают анализировать свое окружение и использовать методы работы и в обычной жизни. Они могут отслеживать поведение близких, выстраивать границы подобно пациенту и психологу.

Начальники, те, кто занимает руководящие должности, неосознанно организуют всех, стараются внести иерархию в общение с людьми, ждут конкретных результатов после любого взаимодействия. Часто они тревожны, так как пул рабочих задач настолько высок, что они не могут абстрагироваться от них даже в свой отпуск или просто выходной. Поэтому порой рабочие процессы и личная жизнь идут рука об руку.

Персона, которая ведет профессиональную деятельность в какой-то сфере, часто пытается транслировать свои идеи. Но, к сожалению, такие попытки раздражают людей и выглядят со стороны не очень презентабельно. Потенциально такие менеджеры видят в любом человеке покупателя и уже интуитивно начинают предлагать что-то приобрести из товаров компании, не замечая, что изначально разговор был совсем не про это.

Многие военные ведут себя также как руководители. Они командуют и буквально раздают приказы, выстраивают иерархическую систему в общении, мнение начальства для них непоколебимо.

Чаще всего программисты, разработчики и те, кто интересуется IT, имеют аналитический склад ума. Это приводит и к определенным профессиональным деформациям: они мыслят четко, рационально, по схеме. Импровизация, быстрое перестроение им не свойственно. Они не привыкли к вещам, лишенным логики, лавировать между изменяющимися ситуациями им сложно. Для того чтобы установить хоть какие-то закономерности они пытаются внести рабочие привычки в быт. Часто это принимает форму компульсивного расстройства. Из-за этих факторов такие специалисты могут испытывать проблемы с эмоциональным фоном, личными взаимодействиями.

Такие специалисты часто педантичны, дотошны, в их речи много канцеляризмов, в своих действиях они всегда следуют регламентам. Эта профдеформация переходит и в личную жизнь. Эти люди часто спорят, приводят множество ненужных аргументов, чтобы отстоять свое мнение. Они не всегда терпимы к поведению других, даже если те не нарушают букву закона.

Актеры, звезды кино и эстрады также подвержены профессиональной деформации. Например, Вэл Килмер, работая над ролью в фильме The Doors, заучил все композиции Джима Мориссона, пытался повторить его тембр голоса, перенять манеры. Безусловно, его игра была оценена, сходство было максимальным, а Вэлу это принесло масштабную известность. Однако родные Килмера забеспокоились: актер и после съемок продолжал вести себя как Моррисон, не понимая этого. Как итог: он вынужден был обратиться к помощи специалистов.

Отметим, что перечисленные профдеформации — это асоциальная поведенческая модель. Но в некоторых ситуациях такие перемены мышления и сознания очень похожи на навязчивость.

Компетенция (управление персоналом)

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 3 февраля 2016 года; проверки требуют 15 правок.

У этого термина существуют и другие значения, см. Компетенция.

Компетенция (от лат.  — соответствовать, подходить) — личностная способность специалиста (сотрудника) решать определённый класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников). В данном понимании компетенция используется при оценке персонала.

Совокупность видов компетенции; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области называют компетентностью (от англ. ).

Возможные последствия профессиональной деформации личности

Результаты изменений из-за профессиональной деятельности могут проявляться по-разному. Для кого-то они полезны, на некоторых, напротив, оказывают отрицательное влияние, в частности на личность, ее качества и характер.

Иногда профессиональная деформация действительно может пойти на пользу. Например, в случае с медицинским работником: если он окажется рядом с местом происшествия, то сможет оперативно оказать помощь. Люди, занимающие руководящие должности, могут перенести свои навыки и в повседневную жизнь: оперативно организовать семейное мероприятие. Но не забывайте о том, что работу и повседневные события стоит разграничивать, пользоваться профнавыками в быту редко и только по необходимости.

К отрицательным последствиям профдеформации можно отнести:

  • Управленческую эрозию. Работа руководителя становится безрезультатной, а он по своему поведению напоминает тирана.
  • Ощущение сверхзначимости. Сотрудник, заняв даже небольшую позицию на работе, ощущает себя большим руководителем и общается с другими коллегами свысока.
  • Пониженный уровень адаптивности. Сотрудник считает, что он максимально подкован в специальности и не интересуется ничем новым.
  • Выгорание эмоционального фона. Персона полностью погружается в рабочий процесс, нарушая какую-либо психологическую защиту. В последствии человек выгорает и не понимает, что ему делать дальше.
  • Напряжение в отношениях с окружением и ухудшение этих отношений. Поведение в работе переносится в обычную жизнь.

Как показывает статистика, профессиональная деформация, как правило, идет в паре с ссорами, перманентным напряжением, кризисными ситуациями и психологическим неудобством. Если вовремя решать такие возникающие трудности, то в будущем это поможет безболезненно и прогрессивно развиваться в области рабочей деятельности и как личности. Если вовремя купировать или вовсе не поддаться профессиональной деформации, то вы сможете избавиться от выгорания в деловой области.

Понятие профессиональной деформации

Работа в какой-то одной области позволяет нам аккумулировать опыт, улучшать профессиональные качества, узнавать все больше нового и доводить обыденные вещи до их автоматического выполнения. Конечно, это хорошо, так как так мы развиваемся и становимся профессионалами в своем деле. Однако этот процесс граничит с другим, не таким радужным, как хотелось бы.

Речь идет о профессиональной деформации (в переводе с латинского языка — искажение) — это тип изменений, связанных с работой, профессиональной деятельностью. Иначе говоря, индивид смотрит на мир по-другому, оценивает его искаженно, со стороны каких-либо обязанностей, навыков или профессиональных предпочтений.

Зоны профессиональной деятельности

Понятие профессиональной деформации

В этот момент случаются значительные психические трансформации, обусловленные особенностями работы, которую выполняет человек. Его характер, поведение, отношение к миру, манера общения претерпевают изменения. Это отражается даже на семье.

ПДЛ или профессиональные деформации личности затрагивают все, что важно человеку, касается его: сюда входит его темперамент и характер, поведенческие характеристики, то, как он относится к окружению, меняются его ценности, даже общение с близкими людьми, родственниками, знакомыми трансформируется.

Первые разговоры о ПДЛ возникли в 1915 году. В статье в “Американском журнале психологии” написали о том, как изменяются психические характеристики представителей тех или иных рабочих профессий.

В 1921 году Питирим Сорокин, являющийся российско-американским социологом и культурологом, ввел в обиход такой термин как “профдеформация”. Он распространил его значение на людей, которые преподают, то есть учителей. В своих работах он писал, что преподаватели долгое время пребывают на одной должностной позиции и поэтому подвергаются значительным отрицательным воздействиям, в результате их личность тоже трансформируется.

В 1937 году социолог из Бельгии Даниэль Варнотт сакцентировал внимание на том, как государственные служащие внедряют рабочие привычки в обыденную жизнь. Он интерпретировал это как бюрократический режим, который пронизывает все жизненные области и приводит к тому, что в последующем люди не могут принимать решения самостоятельно.

В России последние изучения профессиональной деформации проводили Соломон Геллерштейн, Эвальд Зеер, Рада Грановская, Анатолий Свенцицкий. Они отмечали, что к профдеформации чаще всего склонны люди, которые обладают какой-либо властью.

«Зоны влияния» профессиональной деформации

Как уже отмечали выше, феномен профдеформации основан на том, что какие-то привычки рабочего процесса человек переносит в обыденную жизнь и общение с родственниками. Но также перемены происходят:

  • в характере;
  • в поведении;
  • в мотивационной стороне развития личности, в ее целях и задачах;
  • в восприятии;
  • в ценностях.

Не все понимают, что профессия может значительным образом сказываться на личностных характеристиках личности, ее темпераменте и поведении. Очень часто мы думаем, что это стандартное природное состояние. Но, на самом деле, профессиональная деформация требует лечения. Ее необходимо убрать полностью или хотя бы частично.

Читайте также:  Требования к сертификации школьных психологов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *